• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Закиев Мирфатых Закиевич

    О татарах и содержании этнонима татары
    (из книги Татары: проблемы истории и языка - Казань, 1995 г. )



    § 1. В настоящее время этнонимом татары обозначаются несколько разных по происхождению и языку наций и народностей, проживающих в СНГ и за его пределами. Для различения их в прежнем общесоюзном и международном масштабе этот этноним применяется с соответствующими определениями, как волжские татары, крымские татары, сибирские татары, добруджинские татары (в Болгарии и Румынии), или по исторической преемственности — булгаро-татары и т. д. Лишь в пределах расселения тех или иных татар он может быть применен без определения и обозначать конкретный этнос. Таким образом, эти нации и народности имеют по два этнонима: для применения среди своей нации и народности — просто татары, а в более широких масштабах обязательно с определением типа волжские, крымские, добруджинские, или булгаро- и т. д. Так же обстоит дело и с наименованием их языка. Так, в Татарстане официальный язык называется просто татарским языком. Если же об этом языке пишут для более широкого круга читателей, скажем, в международном масштабе, то его называют не просто татарским, а волжско-татарским или булгаро-татарским языком.

    Волжских татар называют еще и татарами Среднего Поволжья и Приуралья. Это развернутое определение хотя и более точно называет волжских татар по основным местам их современного расселения, но оно не отвечает требованиям терминологии и не может быть принято как этноним. Кроме того, волжские татары во многих официальных изданиях названы и казанскими татарами. Это сочетание могло бы быть принято в качестве общеСНГовского или официального международного этнонима, ибо оно учитывает такой немаловажный для нации фактор, как роль Казани в консолидации различных этноязычных племен сначала в народность, а затем и в единую волжско-татарскую нацию. Однако этноним казанские татары, применяется и в других значениях: им обозначают население прежнего Казанского ханства.

    В состав волжско-татарской или булгаро-татарской нации входят потомки казанских татар и большая часть астраханских татар и мишарей. Что касается сибирских татар, то они к волжским татарам имеют несколько иное отношение. Сибирские татары ни в период формирования народности волжских татар, ни во время складывания этой нации вплотную к ним не примыкали, ибо были далеки от них территориально. Однако в силу того, что сибирские татары имеют общие с волжскими татарами исторические корни, что устное народное творчество и его язык в своей основе оказались общими для этих народностей, что сибирские татары не консолидировались вокруг самостоятельного государственного образования и их официально называли татарами, а на определенном этапе исторического развития в некоторых сферах общения их обслуживал волжско-татарский национальный литературный язык, их язык включали в ряд диалектов волжско-татарского языка. Однако до сих пор он являлся лишь его пассивным диалектом. По этой причине и другим соображениям в последние годы наблюдается тенденция изучения сибирских татар как самостоятельной, отличной от волжских татар, этнической общности. Кроме того, некоторые деятели культуры сибирских татар начали движение за создание самостоятельной, отличной от волжских татар, сибирско-татарской народности со своим сибирско-татарским литературным языком. В то же время основная часть сибирских татар считает нецелесообразным отказываться от волжско-татарских литературных норм. В такой ситуации было бы разумным обогащение волжско-татарских литературных норм некоторыми особенностями диалектов сибирских татар. Крымские и добруджинские татары как нации формировались самостоятельно.

    Волжские татары расселены в основном в средневолжском бассейне. Если в других регионах имеются острова и островки волжских татар, то они являются потомками переселившихся в XVI—XVIII вв. казанских татар или мишарей.

    § 2. По переписям 1979 и 1989 годов некоторые демографические данные татар выглядят следующим образом. По официальным данным, татар насчитывалось в 1979 г. — более 6 млн. 185 тыс., в 1989 — более 6 млн. 645 тыс., прирост за 10 лет составляет 7,4 %.

    Считали родным языком язык своей национальности в 1979 г. — более 5 млн. 313 тыс. (85,9 %), в 1989 г. — более 5 млн. 529 тыс. (83,2 %) татар, следовательно, были отчуждены от своего родного языка в 1979 г. — 872 тыс. (14,1 %), а в 1989 — 1 млн. 116 тыс. (16,8 %) татар. Если за 10 лет прирост общего числа татар составил 7,4 %, то прирост отчужденных от своего родного языка равняется 28 процентам.

    Свободно владели русским языком в 1979 г. — 4 млн. 261тыс. (68,9 %), в 1989 — более 4 млн. 705 тыс. (70,8 %) татар.

    Татары относятся к самым дисперсно-расположенным нациям, они расселены по более чем 80 регионам бывшего СССР. В РФ проживали в 1979 г. — 79,3 %, в 1989 — 83 % (в том числе в Татарстане в 1979 г. — 26 %, в 1989 — 26,6 %, в Башкортостане в 1979 г. — 14,9 %, в 1989 — 17 %), в Узбекистане в 1979 г. — 10,3 %, а в 1989 г.— 7 %, в Казахстане — в 1979 г. и в 1989 — 5 % всех татар (Подробные сведения по регионам расселения см. в статье «Волжско-татарский язык», с. 289).

    § 3. Этимология этнонима татары, считается спорной до сих пор. Не останавливаясь на многочисленных ее толкованиях, приведем этимологию, которая укладывается в систему строения многих тюркских этнонимов таких, как — суар, сувар, сабир, булгар, балкар (малкар), ауар (оар), авар, уйгур, огур, салар, кан-гар, хазар, тагар, тауар (таурмен), тавр, агачэр, акацир, ми-шэр, татар и т. д., завершающую часть (-ар, — эр, — ур, — up) которых, несмотря на наличие различных именных и вербальных объяснений, по-видимому, можно вывести из одного и того же источника эр со значением 'человек, люди, род, племя'. Первая часть этих этнонимов обозначает характерные, присущие только этим этносам признаки. Так, корни су, сув, саб, булг или бул-га в значении 'вода, источник' обозначали роды и племена, имеющие какое-то отношение к воде, источнику, реке или считающие своим тотемом воду; первый корень в булгар может быть и от слова балыг 'дом, город'; ав, ау, по-видимому, обозначали охоту или дом, жилище; значение основ уйг, ог, сал (салг), канг требует дальнейшего выяснения; хаз, по всей вероятности, восходит к слову кас, которое применялось в значении 'скала, ущелье, грот, крутая гора'; таг, may 'гора'; агач (агац), мишэ 'дерево, лес', следовательно, слово агачэр (акацир) было этнонимом племен, имеющих какое-то отношение к лесу или считающих своим тотемом дерево. Что касается тат в слове татар, то оно применялось и применяется сейчас в некоторых тюркских языках в значении 'чужой, не своего племени', в переносном смысле оно обозначало и 'людей, служащих у вельмож', 'праздношатающихся', 'крепостных' и т. д. Фонетическими вариантами слова тат в значении 'чужие' выступают дат, щат, йат, чит, где фонетическое изменение т~д~й~ж~ч является вполне закономерным. (В Индии тюрков называют жат, самоназвание добруджинских татар — читак). Таким образом, этноним татар этимологически состоит из двух частей: тат — 'чужой' и ар — 'люди', татар — 'чужие люди, люди чужого племени' — и по происхождению является тюркским словом.

    § 4. Этноним татар, будучи исконно тюркским, вначале, по-видимому, применялся тюркоязычными племенами для обозначения других тюркских, а возможно, и не только тюркских племен. Однако необходимо подчеркнуть, что почти все этнонимы одной этимологической системы с конечным эр (сингармонические варианты: ар, up или ур) являются названиями тюркоязычных племен, следовательно, больше оснований считать слово татар этнонимом тюркоязычного племени.

    Из письменных исторических памятников известно, что татарами еще до нашей эры назывались племена, которые жили на соседних с Китаем территориях и имели с этой страной самые тесные военно-политические отношения. По сообщению персидского историка Рашидаддина, еще до возвышения монголов татары представляли собой весьма сильное объединение, и поэтому тогда многие племена — тюрки и монголы — приняли название татар. Но, как известно, возвышение монголов началось с разгрома и подчинения татар. Все это говорит о том, что татары с самого начала были тюркоязычными. И Махмуд Кашгари в своем труде «Дивану лугат-ит-тюрк», написанном во II половине XI в., включает татар в число тюркских племен.

    С течением времени значение этнонима татар стало более неопределенным. Так, начиная с IX в. китайские историки всех кочевников именуют белыми татарами, монголов, маньчжуров и тунгусов — черными татарами. Со времен монголо-татарских завоеваний этот этноним получает широкое распространение в Восточной и Западной Европе. Здесь с XIII в. татарами начинают называть все тюркские, монгольские, маньчжурские, финно-угорские, даже палеоазиатские племена и народности. Так, например, татарами называли орочей, обитающих у берегов Тихого океана, язык которых относится к палеоазиатской группе, и этот регион полностью относили к Тартарии, отсюда и наименование Татарского пролива. Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев считает, что у европейцев этноним татар заменил прежнее название скиф. В процессе изучения Востока русские и западноевропейские ученые постепенно стали различать этнический состав этого региона и этноним татары, начали применять в основном для обозначения тюркоязычного населения. Но, по мнению Г. Ф. Благовой, автора специальной статьи «О русском наименовании тюрков и тюркских языков» [Благова Г. Ф., 1973, 15], «турецко-русские войны, длившиеся с перерывами около полутора веков (конец XVII — 30-е годы XIX в.), косвенно способствовали тому, что именно с турками (а не с татарами) стал ассоциироваться «главный», «ведущий» представитель тюркских народов». Это привело к тому, что обобщающее значение слова татары через стадию спаренного употребления (вроде турецко-татарский, татарско-турецкий) постепенно было перенесено на слово турки, затем на более нейтральное — тюрки.

    Таким образом, происходит дальнейшее сужение значения этнонима татары. Он начал применяться русскими для обозначения уже не всех тюркоязычных народов, а только тех, кто составлял основное население территории бывшей Золотой Орды. При этом нельзя забывать, что слово татар тогда еще ни у кого из тюркских народов не стало самоназванием, хотя мурзы-феодалы Золотой Орды и их потомки начали именовать себя татарами, исходя из названия Золотой Орды — «Татарское государство».

    В середине XIX в. в русских учебных заведениях под названием «татарский» преподается общий старотюркский язык с некоторым его локальным уклоном, обусловленным местом преподавания этого языка или воспитания самого преподавателя. Так, в своем труде «Общая грамматика турецко-татарского языка» (Казань, 1839 и 1846 гг.) А. Казем-Бек под татарским языком понимает общий старотюркский, но примеры приводит из сельджукско-азербайджанского его варианта. Мирсалих Бикчурин («Начальное руководство к изучению арабского, персидского и татарского языков…» Казань, 1859, 1869 г.), Мартиньян Иванов («Татарская грамматика», Казань, 1842 г.; «Татарская хрестоматия», Казань, 1842 г.) и другие деятели под названием «татарский язык» подразумевали диалекты (шивэ) казанцев и язык башкир, казахов и т. д. В это время уже появляются деятели, признающие казанское наречие татарского (т. е. тюркского) языка самостоятельным языком.

    В конце XIX и начале XX века в связи с образованием буржуазных наций в русский язык вместо общего этнонима татары проникают и занимают там прочное место самоназвания многих тюркских народов. После Октябрьской революции тюркоязычные нации общий этноним татары, вообще забывают, и в русском языке закрепляются их самоназвания: азербайджанцы, кумыки, узбеки, казахи, киргизы, башкиры, каракалпаки, ногайцы и т. д. Исключение составили казанские, астраханские, сибирские, крымские и добруджинские татары и мишари, которые этноним татар усвоили постепенно, и затем он превратился в самоназвание, хотя эти татары раньше имели другие самоназвания.

    Иногда, не учитывая изменений в значении этнонима татары, некоторые склонны думать, что эти татары потому называются татарами, что являются потомками татаро-монгольских завоевателей. Исторические исследования показывают совершенно другую картину: собственно татары-монголы даже в составе войска составляли незначительное меньшинство, представляли в основном военную аристократию, которая, подчинив себе местное население, создала татарское государство, называемое позже Золотой Ордой. Общепризнанно, что пришлые татаро-монголы быстро ассимилировались среди местного населения, даже официальным языком этого государства стал кыпчакский язык, строго следовавший письменным традициям общего «тюрки», т. е. общего старотюркского письменного языка.

    § 5. Принятие этнонима татар предками современных волжских татар шло несколько своеобразно. Самыми крупными, решающими, языконесущими этническими компонентами, принимавшими участие в их формировании, являются представители среднего диалекта, т. е. потомки волжских булгар, и западного диалекта, т. е. потомки мишарей (древних агадиров~акациров~агач эри).

    В тюркологии распространено мнение о том, что булгарский компонент татарского языка характеризовался чувашскими особенностями, а мишарский — кыпчакскими. Более объективные и системные исследования показывают, что и тот и другой относятся к кыпчакской (половецкой — в русских, куманской или кунской — в западных, сакалиба — в восточных источниках) группе; но булгарский компонент отличался ее северо-восточными, а мишарский — ее юго-западными особенностями, сложившимися под некоторым влиянием огузских языков.

    У представителей среднего диалекта сознание булгарского происхождения и этноним болгар в качестве самоназвания сохранились вплоть до 20—30-х годов нашего столетия: они упорно называли себя этнонимом болгар. Татарские ученые, поэты, писатели XVIII, XIX и начала XX в., подчеркивая свое происхождение, принимали родовую фамилию Болгари (Булгарский). Локальный волжский вариант тюрки (т. е. общего старотюркского письменного языка) назывался булгарским тюрки (лисаны, терки болгариыбыз), ибо его разговорную основу составлял булгарский язык, близкий к современным татарским и башкирским разговорным нормам. Короче говоря, все научные данные уже в XIX веке позволили ученым сделать заключение, что волжские татары формировались на основе исторического развития основного населения прежнего Булгарского государства. Такого мнения придерживались Н. М. Карамзин, И. Н. Березин, В. В. Григорьев, Н. Чернов, Ш. Марджани, М. Аитов, К. Насыри, Н. Остроумов и др.

    Во второй четверти XV в. на северных землях разрушенного к тому времени Булгарского государства возникает другое государство со столицей Новый Булгар. Позднее за ней закрепляется название Казань (от гидронима Казан), и вновь созданное государство начинает называться Казанским ханством. Территория его была значительно меньше прежней булгарской.

    Как известно, в феодальных государствах общий этноним народности хотя и появляется, но не всегда прочно закрепляется за ней, ибо экономические и политические условия при феодализме таковы, что общественные потребности удовлетворяются и локальными этнонимами, основанными чаще на прежних родоплеменных названиях или на названиях по месту обитания. Поэтому со сменой наименования феодального государства легко заменяется и общий этноним народности. Так, после образования государства население его параллельно с этнонимом болгар начало применять общий этноним казан кешесе 'казанские люди', иногда казанлык или казанлы. В русских летописях широкое распространение получил этноним казанцы. Во многих селениях восточных районов Татарстана, Башкортостана и других областей до настоящего времени улицы, основанные переселенцами из Казанского ханства, называют казанлы, соответственно и их жители — казан кешесе.

    Жители восточной части Булгарского государства, которые не вошли в состав Казанского ханства, находились далеко от центра и поэтому вместо общего этнонима болгар вернули себе свои родоплеменные названия. Затем они консолидировались вокруг племени башкир и начали усваивать их общий этноним. Желая приобрести определенные жизненные блага и избежать притеснений со стороны царского правительства, позднее, к башкирам примкнули и переселенцы из Казанского ханства: при случае и они стали называть себя башкирами. В это время начали складываться тептяри (отторгнутые, неимущие) и появились кряшены (крещеные). Если жители бывшего Казанского ханства и мишари начали закреплять за собой этноним татар уже в период образования нации (во II пол. XIX в.), то казан кешесе, тептяри, кряшены, расселенные вне пределов и территории бывшего Казанского ханства, в основном стали именовать себя татарами лишь после Октябрьского переворота.

    Что касается принятия этнонима татар потомками западной части кыпчаков Золотой Орды, т. е. мишарей, то во II половине XIX века среди них, особенно среди их феодалов-мурз, неуспевших обрусеть, появляются капиталисты, которые в борьбе с русской буржуазией за сферы влияния используют в качестве самоназвания этноним татар, чтобы подчеркнуть свое золотоордынское происхождение. С одной стороны, это обстоятельство, с другой — то, что мишари издавна верно служили русскому государству в военной, дипломатической и иных областях, жили на одной территории с русскими, которые называли их татарами, — привели к тому, что мишари уже к концу XIX в. активно начали употреблять этноним татары. Название служилый татарин или пособный татарин начало тогда давать реальные преимущества. В некоторых регионах дело дошло до того, что мишари своим единственным самоназванием стали считать слово татар, название мишар даже принимать за оскорбление. Однако этноним мишар нередко встречается и сейчас как самоназвание: мишари, живущие в крупных городах, а также их интеллигенция и в наши дни с гордостью называют себя мишарами. Следовательно, мишари, несмотря на то, что этноним татар приняли раньше представителей среднего диалекта, до сих пор сохраняют и свое прежнее самоназвание мишар.

    Таким образом, процесс принятия этнонима татар волжскими татарами полностью еще не завершился. Но со дня образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики этот этноним закреплен за ними официально. Другие этнонимы волжских татар сейчас имеют лишь историческое значение и являются одним из источников изучения их этнической истории.


    Источник: http://turkolog.narod.ru/info/I326.htm




    ← назад   ↑ наверх