• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Марс Ягудин

    Баня для души

    (интервью с режиссером Фаилем Ибрагимовым)

    Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на земле. (Бертольд Брехт)

    Выйдя из Набережночелнинского государственного татарского драматического театра, я зашагал по осенней берёзовой аллее. Ступал так мягко, будто боялся расплескать что-то драгоценное в себе. Действительно, после разговора с главным режиссёром театра Фаилем Ибрагимовым я был переполнен новыми мыслями, небывалыми ассоциациями, заразительной энергетикой моего собеседника.

    Не знаю, какими глазами я посмотрел на девушку, проходящую мимо, но она вдруг улыбнулась. А ведь в том и назначение театра, подумалось, что люди, смеялись они или плакали во время представления, но расходятся с блаженной улыбкой, с улыбкой удовлетворённой духовной потребности.

    Именно ради этой улыбки зрителя и работает лауреат премии имени Мусы Джалиля, мой собеседник Фаиль Ибрагимов.

    - Есть выражение, что жизнь имеет смысл только как задача или долг. Какую задачу вы решаете сегодня?

    - В свое время хотелось успеть открыть театр. Демократия же могла быть только игрой. А теперь, когда уже открыли, закрыть им трудно будет. Сейчас задача, чтобы театр жил, входил с людьми в спор, старался вникнуть в их проблемы. Хочется оставить после себя жизнеспособный театр, спектакли которого с нетерпением ждали бы и в других городах. В Казани и Уфе нас уже знают и любят.

    - Как думаете, счастье может быть целью жизни?

    - Если достиг желанной цели, на какое-то время ты счастлив. Постоянное счастье привело бы к тому, что никто ничего не делал бы. А вот пути выхода из несчастья должен найти. Не изменять себе, не быть себе врагом, не ставить себя к стенке.

    - Самый полезный урок, который вам преподала жизнь?

    - Их много. Учили работать, закаляли характер. Одна сенокосная пора чего стоила. Мы, мальчишки и несколько стариков, отправлялись на пойменные луга реки Агидель. Целый месяц жили там, на природе. Когда метали стог, наверху обычно стоял я. А это – дело непростое. Чтобы дождь не промочил сено, верхушку стога надо заострить. И вот ты стоишь высоко- высоко на этой узенькой площадке, а тебе продолжают подавать сено. Надо умудриться поймать его, да ещё при этом самому не свалиться. А вечерами... Костёр, разговоры стариков... Эх! Это же поэзия, целая деревенская философия. Рассказывалось обо всём: про любовь, про судьбы людей, про историю деревни... А мы слушаем и впитываем, впитываем... Вот один из стариков, после того как немного выпили, заиграл на тальянке. Другой запел. Закончил пение и говорит: «А вы знаете, что в голодный год, за то, что я спел этот баит, мне целый пуд муки дали». «Что ты врёшь! - горячится другой. – Какой пуд! Ложки муки тогда не было». Один мальчик, слушая эти разговоры у костра, стал потом поэтом.

    - Не брата ли вашего Ильфака Ибрагимова имеете в виду?

    - Угадали. (Улыбается так тепло, что понимаешь: в этой улыбке – всё его отношение к брату).

    - Могли бы раскрыть секрет ваших успехов?

    - Каких успехов?

    - Не скромничайте уж, дайте молодым хоть какой-то совет.

    - Хорошо. Секретов три: первый – работать, второй – работать, третий – работать. Пока не добьёшься результата, пока спектакль не выйдет, пока самому не понравится. Сначала обозначаешь, затем прорабатываешь мизансцены, затем чистишь, чистишь... Пока не выйдет на желаемую тобой плоскость. Здесь важно умение впрягать актёров, заинтересовывать их. Но всему этому предшествует работа с драматургами. Предлагаешь им темы. Надо их взволновать, чтобы они написали нужную тебе пьесу. Сам диктуешь. Не то, что они хотят. Их пьесы или не подходят театру (составу актёров, помещению и т. д.), или время их прошло (другие, поинтереснее есть). Тема, жанр не должны повторяться: артистам надо расти, да и зрители требуют разнообразия – то им плакать надо, то смеяться.

    - Самый безумный поступок, который вы совершили?

    - У кого их нет, было, наверное. Но безумие, сумасбродство, если это понимать как выход из равновесия, даже необходимы. Чтобы не было застоя. В такие моменты идёшь в лес, выходишь на Агидель поговорить с рыбаками... Или идёшь в другой театр (артисты утомляют тебя, а ты – их). Иногда чувствуешь, что не потянешь, но начинаешь. Казалось бы, безрассудство. Но работаешь, работаешь, то ли Бог помогает – получается! Не будет безрассудства, перестанешь жить. У человека тысяча и одна мысль, из них он применяет самую худшую. В драме поступки персонажа оказываются худшими из всех возможных вариантов. Подозреваю, что и я сейчас высказываю вам худшие из всех своих мыслей. Если бы человек не состоял из ошибок, он бы перестал жить. Старается исправлять их. В этом – жизнь. Человек идёт к истине запутанными путями. Ошибку делает, чтобы получить маленькую выгоду. Потом удивляется: как я мог так поступить?

    - Кто или что вдохновляет вас, не дает скиснуть?

    - Что-то внутреннее – пружина, сухожилие, стержень... Ответственность перед родителями? Но их уже нет в живых. С возрастом некоторые ошибки молодости вызывают уже не сожаление, а улыбку. Может, это душа? Человек старается поступать, как душа хочет, а разум мешает. Вдохновляет хорошая книга. Так взволнует, что не можешь уснуть. Вдохновить может берущая за душу песня, две строчки из стихотворения, крепкое слово, чья-то улыбка... Человеческая трагедия тоже заставляет работать. Мы не можем понять себя. Театр изучает человека, его поступки. Даем сжато, с событиями. Зрителя доводим до состояния трепета, дрожи. Пока не выведешь из равновесия – не заставишь думать. Человек так устроен. Зритель, пока он в театре, живёт с нами, думает о других, а потом и о себе начинает лучше думать.

    - Что вы не можете себе позволить?

    - Оскорблять человека. Обидеть женщину, ребёнка. Врать. Розыгрыш – другое. Нельзя злобно шутить. Нельзя человека заставлять.

    - Вы же заставляете работать.

    - Нельзя на плохое толкать. А когда работаешь, конечно, ты шаман. Заставляешь. Он же эти чувства должен изобразить. Бывает даже , вызываешь огонь на себя...

    - Религия – всё-таки опиум или единственный путь спасения нации?

    - Религия – единственное средство спасения себя. Я ещё не изучил всё до конца. Пытаюсь понять. По исламской религии мы – рабы Аллаха. А это даёт такую свободу! Ты отвечаешь за свои поступки только перед Аллахом. Ни перед кем не держишь тарелку, ходишь прямо, с гордо поднятой головой, потому что одной истине только подчиняешься. А чтобы отвечать перед Аллахом, надо уметь отвечать перед собой. Почему послан Коран? Никто ещё не познал тайну этой жизни. Сам я неверующий человек. Но считаю: кто не читал Коран, тот не должен писать ни одной строчки стихотворения. Эта религия ничему плохому не учит. Учит, как жить, не мешая друг другу. Для этого, конечно, запреты надо соблюдать. А это непросто. Но ведь понимание необходимости запретов и есть свобода. Ислам – один из путей, как спасти этот мир. Если нам не дано этого понять, не надо хотя бы идти против, даже мыслями. Мы, конечно, не умещаемся в эти законы. Человек грешен. Две истины – рождение и смерть. Между ними человек силится понять себя. Для этого в театр приходит, книги читает. Ищет душевной чистоты...

    - Как вы привыкли выходить из стрессовых состояний?

    - Работой. Но стресс, как доказывают сейчас и врачи, оказывается, не вредная вещь. Наши чувства – это маятник. Чем больше амплитуда стресса, тем больше и амплитуда радости. У небольшого горя и радость маленькая. Чтобы расширить «котелок» (способность мыслить), обе крайности нужны. Если человек не выдерживает горя, не выдержит и радости. Стресс делает человека человеком. Иначе он может перестать думать. Начинает замечать людей, понимать, что в этом мире есть и другие. Переживание приводит к сопереживанию. А сопереживание выводит из состояния равнодушия.

    - Как же вы добиваетесь этого в театре?

    - Во-первых, надо выстраивать спектакли как ступеньки лестницы. Дотянется ли зритель до предлагаемой тобой ступени, готов ли играть с тобой, позволять играть с собой? Потом уже держишь его в своём дыхании, заставляешь биться его сердце в унисон с сердцем персонажа. Наша тревога – совпадают ли дыхания, совпадают ли мысли. Не разумом только действуешь, так зрителя не возьмёшь, идёшь через сердце, через чувства. Настоящий артист сильнее любого экстрасенса – хочешь, не хочешь, подпадаешь под его дыхание. Чем больше артист работает, тем шире его аура, тем больше у него возможности держать зал на одном дыхании. Если зритель под это попадает, два часа он в руках Аллаха. Забывает свои повседневные заботы, находит в себе силы. Сравнивая, думает: «Мне ещё можно терпеть, оказывается». В театр он приходит в поисках тепла. Приходит душу ласкать. У Габдуллы Тукая есть строки: «Что же моют лишь тело, для души же бани нет!» Так вот, театр и есть баня для души.

    2009 год


    Марс Ягудин
    .
  • Марс Нәфикъ улы Ягудин:
  • Еллар аша... (повесть)
  • Где мой нос (из папиного дневника)
  • Тормыш бу (документаль повесть)
  • А в небе жаворонок поет (рассказы, эссе)
  • Тайник (рассказы, миниатюры)
  • Казлар очар су күреп (хикәяләр)
  • Сиртмәле кое (хикәяләр)
  • Приказано жить (Беседы с ветеранами войны)
  • Баня для души (интервью с режиссером Фаилем Ибрагимовым)
  • Полеты наяву (интервью с художником Мадияром Хазиевым)
  • Татарский овод (интервью с писателем Айдаром Халимом)
  • Эликсир вечной молодости (интервью с поэтом Рашитом Башаром)
  • Кем кемне изә (Татар колагына)
  • Достучаться до сердец (Интервью с музыкантом Ильсияр Сулеймановой)
  • У ночного костра (Рассказ из книги “Голоса”)
  • Тегермән ташлары (документаль бәян)




  • ← назад   ↑ наверх