• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Марс Ягудин

    Достучаться до сердец

    (Интервью с музыкантом Ильсияр Сулеймановой)

    Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир. Айзек Азимов

    Бывают, говорил поэт, странные совпадения. Об иных, оказывается, узнаёшь только годы спустя. Шёл 1976 год. Путешествуя по Германии, мы, группа туристов, очутились в городе Иена. Этот город славится заводом, выпускающим высокоточные линзы для оптических приборов. Вечерело. Я вышел посмотреть город. Вот площадь, названия которой уже не помню. Слева – башня с часами, прямо – собор. Я пошёл к собору. Захожу. Голые побеленные стены, ряды скамеек, на которых сидят чинные немцы. Тихо. Кто-то шагом хозяина прошёл из одного конца собора в другой. Готовится служба? Я тоже сел. Вдруг невероятно мощные, божественные звуки наполнили помещение. Наивные, как деревенские печи, стены, строй скамеек, люди – всё исчезло. Идущие неизвестно откуда звуки овладели всем моим существом, загипнотизировали, пригвоздили к скамейке... Лишь по возвращении в гостиницу я узнал от руководителя группы, что то, что я слышал, был орган.

    В этот самый день в Советском Союзе, в городе Казань, в семье преподавателя Музыкального училища и Консерватории Тагира Сулейманова родилась девочка, и назвали её Ильсияр, что в переводе с татарского означает «любит свою родину». Она получит высшее музыкальное образование и выберет своим инструментом...орган, который впервые так поразил меня в далёком германском городе в день её рождения. И вот я сижу в помещении Органного зала города Набережные Челны и разговариваю с лауреатом международных конкурсов Ильсияр Сулеймановой. Во время её концертов, стоит ей прикоснуться к клавишам, я вспоминаю собор города Иена, и вновь повторяется чудо: всё вокруг проваливается в небытие, и я остаюсь наедине с музыкой. Происходит то, что говорил Пастернак о музыке Скрябина: «Мелодии, смешиваясь со слезами, текут прямо по вашему нерву к сердцу, и вы плачете не оттого, что вам печально, а оттого, что путь к вам вовнутрь угадан так верно и проницательно».

    - Откуда интерес к музыке? – задаю свой первый вопрос.

    - Папа – музыкант. Так вышло, что два моих брата не заинтересовались музыкой. Когда я родилась, вопрос даже не стоял, кем я буду, папа сказал: «Всё, дочь будет музыкантом». У каждого много дорог. В зависимости от людей, которые тебя окружают, толкают, в зависимости от всех обстоятельств выбираешь. Я в детстве увлекалась катанием на коньках, но получилось, что зрение плохое, пришлось выбирать попроще. Позже в течение семи лет не могла выбрать между фортепьяно и органом. Лишь когда в Набережных Челнах открыли органный зал, решилась моя судьба.

    - В чём он, секрет мастерства?

    - Терпение, терпение и терпение. Последовательность и терпение. Кажется, сил уже нет, ты на пределе, но говоришь себе: терпение – и продолжаешь. Правду говоря, жизнь щадит меня. Мягко обращается. Не могу сказать, что кровью и потом всего добиваюсь.

    - Для чего всё, что вы делаете?

    - И для публики, конечно. Мне приятно, когда вижу счастливые лица. Они жаждут услышать что-то необычное, популярное. Но больше моя работа нужна мне самой. Для меня это выплеск энергии. Не играть я уже не могу, иначе получается перехлёст эмоций, неуютно начинаю себя чувствовать, обязательно надо делиться.

    - Что вас вдохновляет в жизни?

    - Я не сочиняю музыку, а исполнитель ограничен. Я должна раскрывать произведение, стараясь придерживаться всего, что хотел сказать автор. Для этого изучаю биографию композитора, выясняю, почему, на каком жизненном пути он сочинил данное произведение. Мне важно понять его эмоции, его внутреннее состояние на тот момент. Иногда те же эмоции я нахожу в книгах, в фильмах и переношу их в произведения во время их исполнения. А жизнь... Чем она может вдохновить? Она... Не то что скучна, она в своих повседневных проявлениях банальна. В Челнах мне не нравится то, что здесь очень много пьют, матерятся (разговор молодёжи состоит из одной матерщины). В Казани, если кто-то идёт по улице и пьёт из бутылки (что очень редко), это нищий, бездомный. А здесь это в порядке вещей, обычное явление. Когда я приехала сюда впервые, для меня это был шок, и до сих пор не могу привыкнуть. Как такая жизнь может вдохновлять? Растить детей здесь будет очень тяжело.

    - В чём выражается успех?

    - Награды, конечно, показатель успеха. Они радуют. Но я не ставлю задачу выигрывать состязания. Я правильно выбрала дорогу, и музыка для меня в первую очередь средство самовыражения. Главным показателем успеха считаю счастье, приносимое людям. Но не бывает так, чтобы все произведения вызывали счастливые улыбки. Беру произведения, которые хватают за душу. Каждый воспринимает их по-своему. Одна женщина говорила после концерта, что увидела старца, который говорил с ней. Счастлива, что своими произведениями могу достучаться до сердец людей.

    - Самая запомнившаяся похвала?

    - Я уже работала в Набережных Челнах и училась в аспирантуре Казанской государственной консерватории. Поехала сдавать экзамен. Надо было играть И.Брамса. Сыграла я, а педагог мой, директор консерватории Рубин Кабирович Абдуллин разнёс меня в пух и прах: здесь недоделка, там; иди, занимайся. В другой раз поехала сдавать, пришёл на экзамен и папа. От начала и до конца играю, как на концерте. Уже доигрываю. Ну что, как? Поворачиваюсь, Рубин Кабирович жмёт папину руку, а в глазах – слёзы. Я поняла – это успех. Мне самой захотелось расплакаться. Увидеть слёзы педагога – это многого стоит.

    - Есть ли дела поважнее искусства?

    - Более серьёзные вещи есть, жизненные. Война, смерть ужасны. Не до искусства становится, когда видишь, как люди мучают друг друга.

    - Какую роль играет в вашей жизни случайность?

    - Практически всё происходит как бы случайно. Но ничего случайно не бывает. Это для нас случайность. Но там, наверху уже всё решено. В Коране говорится, что Аллах даёт человеку самый великолепный путь, который он может пройти в жизни, и только сам человек может его испортить. Получается, своё счастье мы всё-таки строим сами.

    - Искушения, которые вам удалось преодолеть?

    - Чаще поступаю так: ставлю задачу и решаю. А искушения – посмотреть телевизор, поваляться на диване... Таким искушениям иногда поддаюсь, не буду лукавить. Ничего не делать – это самый большой соблазн, и его приходится преодолевать каждый день. Мне обязательно нужно идти вперёд, что-то изучать (сейчас вот учу немецкий язык), иначе я начинаю чахнуть. Бездеятельность гибельна для меня.

    - Как относитесь к неудачам?

    - Философски. Даже третье место в конкурсе можно считать неудачей, могло же быть первое. Но я в таких случаях думаю, пусть на этот раз порадуется другой. А потом начинаю анализировать: почему так произошло, где допустила промахи, что можно было сделать? Воспринимаю это как урок, делаю выводы.

    - Человек рождён для счастья, как птица для полёта?

    - Человек должен так жить, чтобы стремиться к счастью. Что за семья, что за дети, если несчастливы. Христос страдал? О таких отдельные книги. Должен приносить радость близким. Если страдать всё время, человечество погибнет.

    - В первую очередь какое качество надо воспитывать в детях?

    - Доброту. Мир такой, что жестокости научат и другие. Мне сделали плохо, и я сделаю плохо – это самая примитивная реакция и происходит автоматически. Сложно воспитывать любовь. При любых обстоятельствах оставаться человеком – вот чему надо учить. Мне неприятны в людях грубость, упёртость. Нравятся такие качества, как понимание, терпение и общительность.

    В интервью газете «Шахри Чаллы» Ильсияр Сулейманова сказала:

    - Если подводить некоторые итоги... У Органного зала сформировался свой зритель. Я знаю женщину, которая ходит на все концерты, проводимые здесь. Что касается молодых, сначала они были очень разные. Сейчас часто встречаются те, кто имеет отношение к музыке. Студенты Училища искусств очень любопытны, после концерта проходят за кулисы и пристают с вопросами. Да и город, по-моему, светлее стал. Может, оттого так кажется, что в зал собираются знатоки искусства. Возможно, Набережные Челны начали открываться мне с какой-то другой стороны.

    2008 год

    Марс Ягудин
    .
  • Марс Нәфикъ улы Ягудин:
  • Еллар аша... (повесть)
  • Где мой нос (из папиного дневника)
  • Тормыш бу (документаль повесть)
  • А в небе жаворонок поет (рассказы, эссе)
  • Тайник (рассказы, миниатюры)
  • Казлар очар су күреп (хикәяләр)
  • Сиртмәле кое (хикәяләр)
  • Приказано жить (Беседы с ветеранами войны)
  • Баня для души (интервью с режиссером Фаилем Ибрагимовым)
  • Полеты наяву (интервью с художником Мадияром Хазиевым)
  • Татарский овод (интервью с писателем Айдаром Халимом)
  • Эликсир вечной молодости (интервью с поэтом Рашитом Башаром)
  • Кем кемне изә (Татар колагына)
  • Достучаться до сердец (Интервью с музыкантом Ильсияр Сулеймановой)
  • У ночного костра (Рассказ из книги “Голоса”)
  • Тегермән ташлары (документаль бәян)




  • ← назад   ↑ наверх