• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Марс Ягудин

    Татарский овод

    (интервью с писателем Айдаром Халимом)

    Великий певец тот, кто поёт наше молчание. (Джебран)

    Помните притчу? Трёх слепых подвели к слону и предложили определить, что перед ними. Один пощупал хвост и сказал, что это мышь. Другому попалась под руку нога, и тот сказал, что это столб. Третий наткнулся на хобот и сказал, что перед ним змея.

    Такое ощущение, что о человеке, о ком речь в этом очерке, судят точно так же.

    - Он же экстремист, - говорят одни, - более того, ещё и шовинист.

    - Да нет же, - возражают другие, - он пытается разбудить национальную гордость своего народа, вернуть его незамутнённое самосознание.

    - Для этого надо обязательно кричать? Доходить до крайностей вплоть до объявления голодовки?

    А по-другому кто вас услышит? «Бывает, человек не может проснуться, даже если под самым его ухом бьют в барабан». Это - слова из его знаменитой повести «Трёхногая кобыла».

    Вокруг кого же такие страсти? Возможно, вы уже догадались. Его имя – Айдар Халим.

    Лауреату литературной премии имени Гаяза Исхакый я задал, как мне казалось, естественный, традиционно задаваемый писателям вопрос: «Откуда интерес к литературе?» Но вопрос показался ему наивным, детским.

    - Не понимаю вопроса, - начал он резко. – Как может из ничего интерес появиться? Как может певец вдруг влюбиться в музыку, если он её до этого не любил? Все интересы – от рождения, все они заложены Богом.

    - Расскажите о самом ярком впечатлении детства.

    - Всё детство – одно яркое впечатление. Босоногое, голодное, сиротское, а какое счастливое! Вся моя литература исходит из детских впечатлений, я не успел выбрать даже сотой доли того, что испытал в детстве. Спасибо Сталину, что он дал нам возможность учиться на родном языке, стать людьми.

    - Как вы постигали писательское мастерство?

    - Я не постигал. Есть расхожее выражение: «Писатель растёт из книги в книгу». Категорически не согласен. Пушкин и Тукай – росли? Смешно! Писатель, если он писатель, совершенен изначально. Если нет, ему никогда не стать писателем. Со временем он только расширяется, всё пышнее расцветает. А постижение истины бесконечно. К восьмидесяти годам ты что-то постиг, стал мудрее, но нет уже того жаркого чувства детства, которое было душой твоих первых произведений.

    Вспоминая первые свои литературные опыты, Айдар Халим пишет: «Их, конечно, трудно было принять за настоящие стихи. Я просто чувствовал присутствие в своём мозгу каких-то «чужеродных элементов» под названием стихи, которые складывались сами собой, и за эту дерзость я признавал себя чужеродным во всём окружающем меня мире, целыми днями ходил в виноватых за это перед другими».

    «Начало родника татарской литературы – в баите, а значит, в поэзии, - пишет Ахмет Дусайлы. – В том и секрет высокой урожайности «зерновых и бобовых культур» в литературной ниве Айдара Халима, что он пришёл в литературу как поэт и остался поэтом. Поэзия является аккумулятором, питающим все жанры, в которых он работает».

    «Писатель, кажется, видит свою миссию в том, - добавляет Миргазыян Юныс, - чтобы суметь создать такое впечатляющее словесное волшебство, которое могло бы, разбудив впадающую в летаргический сон веру, совесть читателя, вытащить его из состояния равнодушия».

    Его творческий портрет будет неполным без ещё одного высказывания. В отрывном календаре 2002 года читаем: «И всё же имя Айдара Халима стало известно на всю страну благодаря его публицистическим книгам «Книга печали, или Записки аборигена», «Этот непобедимый чеченец», «Весёлая книга». В этих книгах писатель разоблачает многовековую колонизаторскую политику России, на примерах поучительных событий аргументированно показывает тайные коварства, применяемые по отношению к нерусским народам, особенно к волжским и крымским татарам, к чеченцам».

    Продолжая разговор, задаю следующий вопрос:

    - Сопротивление среды, житейские невзгоды... Какую роль они играют в вашей жизни и в вашем творчестве?

    - Среда должна сопротивляться, это необходимо писателю. Писатель – как под асфальтом трава. Он всегда в оппозиции к властям, они как стимуляторы. Писатель думает, что они поймут, но они не хотят понимать, они хотят жить на этой несправедливости.

    - Какие ваши качества помогают, какие мешают жить?

    - Помогают честность, мужество, сочувствие к человеку. Мешает жалостливость. Жалея человека, обманываюсь. Но бороться против этого нет смысла, потому что это уже часть меня, и она уйдёт только с моей смертью.

    - Самое поучительное событие вашей жизни?

    - Поучительные события, если ты способен видеть и слышать, происходят каждый день. Как выбрать самое поучительное за почти 70 лет жизни? Могу рассказать лишь один наугад выбранный случай. В начале пятидесятых прошлого века около нашей деревни поставили буровую. Там работали муж с женой Иван и Елена. Они жили у нас. У них была полугодовалая дочь, за которой мы смотрели, когда они уходили на работу. Девочка лежала в колыбели, я качал её. У неё на шее был крестик. Моя мама, когда Иван с Еленой уходили, склонялась над колыбелью и, любуясь ребёнком, говорила: «И-и... Какая красивая мусульманка. И зачем ей этот крестик?» Крестик снимала, клала на шкаф, мыла руки и начинала кормить девочку. Елена приходила, ни слова не говоря, надевала на дочь крестик и брала её на руки. Наутро мама опять снимала крестик... И так продолжалось изо дня в день, пока они жили у нас. Никто не возмущался, никто не настаивал на своём, просто каждый делал то, во что сам верил. Так дружно жили, что эта русская пара перед отъездом уже по-татарски с нами говорила.

    - Что для вас особенно важно в жизни?

    - Доброта и взаимопонимание между людьми.

    - Что значит уметь жить?

    - Это значит быть подлецом. Кто прихватил богатства страны? Порядочные, совестливые люди? – после паузы: – По мне, уметь жить означает сохранить в себе человечность, не поддаваясь подлости и лжи всего остального мира.

    - Самый безумный поступок, который вы совершили?

    - Ещё студентом женился на первой попавшейся женщине. В Уфе осталась девушка. Я её безумно любил, но она отказалась ехать со мной. Это ввергло меня в состояние безразличия ко всему... Так, словно в тумане, иду по улице Казани, никого не замечаю. Вдруг заметил девушку. Подошёл к ней... Она и стала моей женой. Она оказалась на четыре года старше меня. Потом мы расстались, но от неё у меня дочь. Вот поступок, безумный своими последствиями.

    - Кто или что подталкивает вас к творчеству?

    - Писателя подталкивать не надо. Вон, сколько их (показывает на стопки бумаг), работ, ждущих своего часа. Как неразгруженные вагоны.

    - Что для вас успех? Особенно запомнившаяся похвала?

    - Успех – это когда звонки писателей, письма читателей. Значит, понят. Лучшей для меня похвалой была публикация моих стихов в журнале «Казан утлары» (1966, №9) с предисловием Мустая Карима. Он писал: «Стихи Айдара Халима подарят вам счастливые мгновения».

    - Лучшее время вашей жизни?

    - Лучшие годы мои были в эпоху застоя. И не только потому, что это были годы моей юности. Тогда ещё хоть какие-то нравственные ценности были. Сейчас их вообще нет. Это страшная система. Какие-то виртуальные стороны, внешний блеск, иллюзия благополучия... Но хуже для России, чем сейчас, не было никогда.

    «У нашей нации нет искусства, - говорит он устами одного из своих героев. – Нет глубокого искусства, отражающего собственную трагедию». «В этом рассказе, - развивает мысль автора Р.Фатхрахманов в предисловии к книге «Кыбла», - изображается самая большая трагедия нации – потеря образа жизни, свойственного истинным татарам и, как следствие, неизбежные изменения рода, отказ от внутренней и внешней целостности, принятие неестественного облика».

    Недавно в телевизионной передаче «Кыбла» Айдар Халим сказал: «Если бы я вернулся в Ислам раньше, и произведения мои были бы лучше. Я бы лучше понимал внутреннюю жизнь своей нации. Это путь возвращения интеллигенции к своим корням, к своей истинной сути».

    Овод. Для чего-то же он создан Богом. Хотя кому-то и мешает жить. Жить или спать? Айдар Халим бьёт в набат: люди, будьте бдительны, нами руководят не боги. «Если вы, - говорит он, - стадо баранов, вас может погнать куда угодно один единственный пастух». Его сочный, образный язык подкупает, ему веришь, даже если минуту назад думал совсем по-другому...

    2009 год, Набережные Челны.

    Марс Ягудин
    .
  • Марс Нәфикъ улы Ягудин:
  • Еллар аша... (повесть)
  • Где мой нос (из папиного дневника)
  • Тормыш бу (документаль повесть)
  • А в небе жаворонок поет (рассказы, эссе)
  • Тайник (рассказы, миниатюры)
  • Казлар очар су күреп (хикәяләр)
  • Сиртмәле кое (хикәяләр)
  • Приказано жить (Беседы с ветеранами войны)
  • Баня для души (интервью с режиссером Фаилем Ибрагимовым)
  • Полеты наяву (интервью с художником Мадияром Хазиевым)
  • Татарский овод (интервью с писателем Айдаром Халимом)
  • Эликсир вечной молодости (интервью с поэтом Рашитом Башаром)
  • Кем кемне изә (Татар колагына)
  • Достучаться до сердец (Интервью с музыкантом Ильсияр Сулеймановой)
  • У ночного костра (Рассказ из книги “Голоса”)
  • Тегермән ташлары (документаль бәян)




  • ← назад   ↑ наверх