• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Марс Ягудин

    Полеты наяву

    (интервью с художником Мадияром Хазиевым)

    Стараться быть самим собою - единственное средство иметь успех. (Стендаль)

    На одной из картин художника Мадияра Хазиева, названной им «Люди и судьбы», изображены идущие куда-то люди: кто-то из них решительно устремлён вперёд, кто-то шагает, обречённо уронив голову на грудь, а кто-то остановился и растерянно оглядывается по сторонам. Вглядевшись, замечаешь ещё кое-что: среди людей – птицы, взмахи их крыльев. Что бы это значило? Пояснение автора под стать картине – тоже довольно загадочно и больше тревожит, чем успокаивает: «Птицы летят. Люди идут по жизни. И у каждого своя судьба. Что ими движет? Чем это кончится? Никто не знает. Это жизнь».

    - Хотите сказать, люди – пленники своей судьбы?

    - В какой-то степени, да. Изменить, направить что-то, конечно, можно, но только чуть-чуть. А многие живут, не пытаясь даже узнать, в чём их призвание, для чего они пришли в этот мир. На старости задумаются, но уже поздно: они прожили чужую жизнь...

    Сейчас я перевариваю, переосмысливаю то, что было в детстве. Ели одну картошку и хлеб, а было прекрасное состояние, воспоминание о котором воодушевляет до сих пор. Сверстники мои обожали технику, тянулись к лошадям. А я не любил технику, да и лошади интересовали постольку-поскольку. Зато я природу любил. Я мог часами пропадать в лесу, на берегу реки. Интересно было также наблюдать людей, как они живут. Недавно узнал об открытии психологов: оказывается, чтобы стать писателем, художником, надо жить среди природы.

    Учителя говорили: «Хорошо рисуешь, тебе художником надо быть. Ты способный». Давали стенгазеты оформлять. Это, конечно, поднимало меня в собственных глазах. Но у меня ещё не было ощущения, что это именно мой путь. До двадцати пяти лет было очень трудно, не знал чем заниматься.

    После окончания школы, так никуда и не поступив, вернулся в свою деревню. Колхоз меня не признаёт, на работу меня никто не зовёт. Сижу дома. Месяц, два, три... Остался в подвешенном состоянии. Чувствую себя никому не нужным. Однажды увидел картину Васнецова «Три богатыря». Захотелось скопировать. Хорошо получилось. Мне понравилось. Но я тосковал по настоящему делу.

    Отец, оказывается, всё это время наблюдал за мной, переживал. Однажды он поговорил с директором школы (он был нашим родственником), тот нажал на какие-то пружины в райцентре, и меня поставили в соседнюю деревню завклубом. Я прямо ожил! Головой окунулся в работу: организовывал вечера, танцы, оформлял клуб...

    Как-то раз во время танцев ребята подрались и разбили окно. Мне стало страшно, стекло же тогда дорого стоило. Вызывают в сельсовет: «Кто разбил?» Меня учили всегда говорить правду, но тут чувствую: нельзя говорить правду. Еле сдержался, на последней секунде вымолвил: «Не знаю». Председатель: «Как не знаешь? Ты был там?» Я говорю: «Был, но не видел».

    О том, что меня вызывали в сельсовет, но я ничего не сказал, стало известно всей деревне. И меня сразу начали уважать. Это для меня было уроком. Я понял, что в этой деревне живут прекрасные люди, а мы считали их плохими, враждовали с ними. Здесь меня научили обращаться с девушками, здесь я впервые видел столь бережное отношение к женщине. На посиделках, конечно, обнимали девушек, целовали их, но не более того. Просто лежишь с девушкой рядом – и так это приятно.

    Через год я поехал в Казань поступать в Художественное училище. По стенам были развешаны картины. У меня был шок, когда узнал, что это работы абитуриентов. Видя моё расстройство, одна женщина посоветовала заниматься в студии живописи при Доме культуры. Занимался в студии, одновременно работал на заводе. Но и через год не поступил. Лишь после армии попал в училище, в которое хотел уже поступить во что бы то ни стало. Окончил его в 1976 году и в тот же год приехал в Набережные Челны. С тех пор преподаю в Художественной школе №1. Творчеством занялся лишь в постперестроечное время. Я, может, не стал бы художником без этой свободы.

    Когда творишь, оказываешься в другом мире. Изображаешь что хочешь, что думаешь. Это кайф. В какой-то момент задумался над тем, как наше татарское национальное искусство сделать только нашим, ни на что другое не похожим. Западная пространственность нам не подходит. Мы – Восток. Наше искусство должно быть как ковёр. Для этого надо уметь стилизовывать. Много было критиков. Но я шёл своим путём. Когда меня критикуют, я ещё больше хочу доказать, что я прав. Такие, как я, объединились и создали творческую группу «Тамга», которой руководит Хамза Шарипов. Начали ездить с выставками в соседние республики. Нас заметили, стали восхищаться. Тогда я уже окончательно поверил в себя. Вера в то, что ты на правильном пути, – великое дело. Это даёт большой толчок, импульс к жизни. Всех удивило, что мы нашли свой язык. Через символы показываем своё понимание истории, своё отношение к ней. Однажды у меня был разговор с муллой. Он говорит: «Нельзя изображать людей». Я в ответ: «В каком аяте Корана это написано? Откуда это взяли? Веками запрещали, вот и не осталось ничего ни от нашего прошлого, ни от наших предков. Голые стены мечетей».

    Сюжеты мои больше связаны с деревней. Там сохранился наш татарский народ, наши традиции, быт.

    - Что для вас успех?

    - Кто-то деньги любит, кто-то в истории хочет остаться. Для меня успех – самовыражение. Если сделал хорошо, это приятно, твёрже стоишь на ногах. Но успех – он сегодня есть, завтра нет. Талант пропадает, если не работать над собой. Много талантливых было, но художниками стали единицы. Почему? Чтобы творить ( да и жить), должен быть у тебя стержень. Иначе спиваешься, ломаешься. А стержень даёт детство. Если не впитал, как губка, в детстве, если не знаешь, что сказать, нет творчества.

    - Бывает ли так, что о сказанном жалеете потом?

    - Это постоянно – невпопад сказать. Я человек эмоциональный, могу и обидеть. Это жизнь. Главное, не делай зла специально, завидуя. Зависть тебя же уничтожит. Я стараюсь от этого уйти. У меня обида быстро проходит. Самое прекрасное – помочь человеку в трудный момент. От всей души помочь, ничего не требуя взамен. Это тоже стержень, который тебя держит. От этого поднимаешься выше.

    - В чём заключается искусство жить, не уставая?

    - Не терять веры в жизнь. Меня поддерживает моё искусство. А общение с молодёжью не даёт стареть. Надо постоянно кипеть в котле жизни. Уйдёшь из этого круга, всё, ты пропал.

    - Как выходите из стрессовых состояний?

    - По-разному. Переосмысливаю: что произошло, из-за чего, кто, что сказал? Иногда друзьям расскажешь, они открывают глаза. Человек должен общаться, делиться. Есть люди, которые всё время одни. Это сироты – вырос один, сам тоже семью не создал. Они постоянно испытывают стресс. Но вот он начал творить, появились единомышленники, и ему уже легче.

    - Чем особенно привлекает вас живопись?

    - Написал картину – она меня уже не интересует. Сам процесс мне интересен. Только что было одно состояние, по-другому смешаешь краски – уже другое. Это самое большое удовольствие. У меня сейчас так много идей, не писать я уже не могу. День не пишу – мне уже плохо. Я созрел для работы. Но это не значит, что творческие мучения позади. Когда не можешь передать то, что хочешь, это толкает к дальнейшим поискам, к росту. Если доволен, ты погиб. Сколько пишу, у меня ещё ни разу не получалось так, как я хотел. Искусство бесконечно. Меняется жизнь, меняются ценности, приходится искать новые формы.

    - Толстой говорил, что есть дела поважнее искусства...

    - Естественно. Строить свою жизнь, создать семью, воспитывать детей... Семья и занятия искусством, конечно, мешают друг другу. Прежде всего понимание жены нужно, только тогда можешь творить. Мне в этом повезло. Она иногда ворчит: «Гвоздь некому забить». Я говорю: «Ладно, ладно, сделаю», - и ухожу. Она понимает, что для меня важно. Результат – на душе спокойно, и краски у тебя поют, и это вкладываешь в работу. А ведь есть картины, когда смотришь на них, плохо становится. У них отрицательная аура. Бывали случаи, люди около них теряли сознание. Автор таких картин, наверняка, одинокий, озлобленный, глубоко несчастный человек, не нашедший понимания окружающих.

    - Какой самый важный урок преподала вам жизнь?

    - Самые важные уроки давал отец. Простой крестьянин, чем он мог воспитывать? Собственным примером, атмосферой в семье учил, как жить, как строить отношения с близкими. Он никогда не бил за проступки. Делал так (словом, молчанием, поступком), что тебе стыдно становилось. Вот он говорит: «Сынок, помоги». А там мальчишки играют, мне хочется к ним. Я говорю: «Нет». Отец: «Ну ладно, иди, я сам сделаю». А он инвалид, его когда-то выписали из больницы как безнадёжного, чтобы он спокойно умер дома. Мне становится совестно, и я возвращаюсь. А когда что-то сделал, приятно становится. Так он приучал к труду. А это очень помогает жить. Когда трудишься, раскрывается и талант. Если только лежать, муза не придёт. Когда берёшь в руки кисть, другие образы приходят...

    - А что самое трудное в вашей работе?

    - Заканчивать картину.

    - Разве? А начинать легко?

    - Не знаю, как у других, мысли ко мне приходят только во время работы. Поэтому приходится начинать с чего-нибудь. Иногда просто начинаю беспорядочно накладывать краски, смешивая их как попало. Из этого рождаются намёки на что-то, неясные очертания чего-то. Остаётся только догадываться: намёки на что, очертания чего? Искусство не надо понимать, его надо чувствовать.

    Открывая персональную выставку Мадияра Хазиева в литературной гостиной библиотеки КамАЗа, председатель Набережночелнинского отделения Союза художников России Рият Мухаметдинов сказал: «Поиск потерянного слова. Сокровенное в душе, желание его отразить – в каждой его картине. Сила искусства – в активном поиске. Кочевник поёт в движении. На всех этих картинах – ваша душа, Мадияр. Это учит людей быть душевными. Картины ваши навеяны теплом, они узнаваемы.»

    2009 год


    Марс Ягудин
    .
  • Марс Нәфикъ улы Ягудин:
  • Еллар аша... (повесть)
  • Где мой нос (из папиного дневника)
  • Тормыш бу (документаль повесть)
  • А в небе жаворонок поет (рассказы, эссе)
  • Тайник (рассказы, миниатюры)
  • Казлар очар су күреп (хикәяләр)
  • Сиртмәле кое (хикәяләр)
  • Приказано жить (Беседы с ветеранами войны)
  • Баня для души (интервью с режиссером Фаилем Ибрагимовым)
  • Полеты наяву (интервью с художником Мадияром Хазиевым)
  • Татарский овод (интервью с писателем Айдаром Халимом)
  • Эликсир вечной молодости (интервью с поэтом Рашитом Башаром)
  • Кем кемне изә (Татар колагына)
  • Достучаться до сердец (Интервью с музыкантом Ильсияр Сулеймановой)
  • У ночного костра (Рассказ из книги “Голоса”)
  • Тегермән ташлары (документаль бәян)




  • ← назад   ↑ наверх