• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Виль Салахович Мустафин

    MEMENTO MORI

    Первого августа 2009 года (как оказалось, за полтора месяца до его кончины) я встретился с Вилем Салаховичем Мустафиным у него дома. Все близкие знали о его тяжелой болезни, знал и сам Виль. Самым приметным в беседах с ним и его супругой Галиной Михайловной Килеевой было то, что наше общение было таким же, как всегда. Я убедился и умом, и чувством, что близость смерти не влияет на человека, приобщенного к Тому, кто «есмь путь и истина и жизнь». Виль прочитал мне стихотворение, написанное им утром того же дня. Привожу это стихотворение.

    Нам со смертию тягаться

    Не пристало – вес не тот.

    Ты решил пока остаться,

    Снова в жизнь свою вверстаться,

    А она – наоборот:



    Увести тебя с собою

    В беззаботный мир красот,

    Где любовь живет любовью,

    Где желание любое исполняется без квот,



    Потому как нет желаний,

    Ни стремлений, ни тревог.

    И примеры оживаний,

    Те – из области преданий –

    Тоже – только лишь на срок.



    Так к чему ж рыдать и спорить,

    Упираться рогом в рог,

    Если в недалеком вскоре

    Результатом вашей ссоры

    Тот же явится итог?...



    В Библии, в Книге премудростей Иисуса сына Сирахова, сказано: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» [Сир.7, 29].

    Стихотворение – целостное произведение, и комментарии, разбивающие его на части, всегда обедняют образы и смыслы этого произведения. Единственное, что я хочу сказать – Виль Мустафин был православным христианином и верил, что Спаситель «воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!». Поэтому первые строки стихотворения, на мой взгляд, могут быть правильно поняты, если их рассматривать не как утверждение превосходства смерти над жизнью, а как неизбежность смерти в земном мире и вытекающее отсюда состояние верующего человека, которое выражено в приведенных словах Библии.

    18 августа 2009 года поэт написал последнее стихотворение:



    Смертей немало проползло

    Перед очами.

    Затянешь бережно узлом

    Мешок печалей

    И побредешь куда-то прочь –

    В туман беззвучий,

    Не различая свет и ночь,

    Листву и сучья.



    Скажу еще несколько слов о Виле. Главное, что есть в нашем мироустройстве – это любовь. Виль любил людей христианской любовью, он говорил, что ему всех людей без исключения жалко. На вопрос о том, как он относится к тем, кто участвовал в репрессиях его родителей, он сказал, что все сложно и чувства мести у него нет. Я сам это слышал и это меня просветлило.

    Его высказывания, например, в стихотворении «Читателю»:



    … все, что написано мной было,

    и то, что я пишу сейчас, -

    не для тебя, Сеньор из быдла,

    не для тебя, Вассал из масс…



    - надо понимать так же, как известные слова: «поэт, не дорожи любовию народной». Поэт пишет соразмерно не массе, ее обывательским вкусам, а Истине. Здесь нет пренебрежения человеком - великий поэт дает возможность через слово, ему дарованное, каждому приблизиться к Истине.

    Творческий человек знает: угождать публике легко, служить высшим предназначениям человека мучительно трудно. В стихотворении «О даре стихоплетства» находим:



    Спасите, люди, боги, - кто тут есть, -

    освободите от бесовской тяги:

    лишите дом листа пустой бумаги

    и научите спать и много есть…



    Хочу – как все: иметь и обладать!..

    Хочу – как все: к чему-нибудь стремиться!..

    Мне безразлично: слава или власть.

    Мне – лишь бы от стихов угомониться…



    Думаю, что Виль Мустафин по поэтическим и философским прорывам к онтологическому, истинному пониманию человека, природы и Бога близок к Ф.Тютчеву. Подчеркну, что именно поэтому, а не по тематике или стилю, хотя и здесь можно найти сходство. Вот, например, как предельно кратко и ясно в стихотворении «Как долго длится ночь…» сказано о тяготах земной жизни и греховности своевольного ухода из нее:



    Но – бесконечна ночь,

    и темень – уж подкожна…

    И жить уже – невмочь,

    и помереть безбожно.



    Это же высказано в другом его стихотворении «Земной удел»:



    Терпи, коль век тебе дарован,

    терпи, как Бог нам повелел,

    Конец не может быть сворован –

    терпи, - таков земной удел…





    “Скажи мне, кто твой друг…». Виль Салахович особенно любил поэзию Марины Цветаевой и прозу Ивана Шмелева. Как православному христианину ему были чужды обывательские страхи.



    «Вот и Покров пришел, Праздник Владычицы Пречистой, - во всю землю Ее Покров. И теперь ничего не страшно… над нами Владычица, там, высоко, за звездами».

    Иван Шмелев «Покров»



    На обложке помещена фотография церкви Покрова на Нерли. Длинная дорога к храму – это и есть жизненный путь поэта. Виль говорил, что, находясь у храма Покрова, он испытывал чувство благоговения. Эту фотографию я сделал в день престольного праздника храма 14 октября 2009 года. 14 октября - день рождения любимой жены поэта, Галины Михайловны … Не случайно все.

    Пройдет время, влияние поэта на человеческую культуру станет соразмерно его гениальности. Обоснование такого ответственного заявления – его стихи.



    В. Курашов

    доктор философских наук,

    профессор

    Виль Мустафин

    Виль Мустафин, Виль Салахович Мустафин
    теги: Виль Салахович Мустафин, татарский писатель, поэт,
  • Виль Мустафин:




  • ← назад   ↑ наверх