• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Римзиль Валеев

    ТАТАРЫ У СЕБЯ ДОМА

    Спасение  истории  в  руках  отечества

    Татарстанские поправки изменили акценты в федеральном учебнике


    Проблема учебников по отечественной истории продолжает оставаться острой. Оно и понятно. Учебников истории нынче великое множество. В условиях демократии каждый автор предлагает свое видение этой науки. Но надо знать меру — не переборщить бы в плюрализме. Особенно опасно споткнуться на деликатной теме национальных и федеративных отношений.
    В начале этого года в Татарстан пришел «на пробу» учебник для 11 класса средних школ по истории Отечества ХХ — начала ХХI века, написанный авторским коллективом под руководством профессора Загладина. В 2002 году это учебное пособие, выпущенное издательством «Русское слово» стало лауреатом всероссийского конкурса и возглавило федеральный список учебников, допущенных к использованию Министерством образования России. По нему уже учатся одиннадцатиклассники российских регионов. Учебник появился бы и в татарских школах, если бы в Минобразе республики не обратили внимание на некоторые странности.
    Параграф «Общественно-политические проблемы России во второй половине 90-х годов» сопровождается наводящими вопросами: «В чем проявлялся национализм и сепаратизм в условиях перестройки? Какие причины вызвали эти явления?» А дальше под заголовком «Обострение межнациональных конфликтов» рассказывается о Татарстане через запятую с Чечней. По учебнику выходило, что в 90-е годы Татарстан перестал «платить налоги», и ни слова об изменении межбюджетных отношений и о том, как республика спасала российскую «оборонку», отечественное авиастроение.
    Исправить огрехи московских издателей согласился журналист-аналитик, заместитель председателя исполкома Всемирного конгресса татар Римзиль Валеев. Изучив параграф, «разоблачающий» национальные республики и некоторые российские этносы, он подготовил предложения, более соответствующие духу политкорректности. В новой редакции учебника вместо приведенных выше вопросов о «национализме» и «сепаратизме» с ярко выраженной негативной окраской значатся нейтральные вопросы: «Как складывались межнациональные отношения в условиях перестройки? Были ли преодолены противоречия между центром и регионами?» Заголовок об «обострении национальных конфликтов» в новой трактовке стал рассудительнее — «По пути решения национальных и региональных проблем». Валеев подчеркнул, что Татарстан не разрушал правового и экономического пространства, а добивался изменения структуры межбюджетных отношений...
    В учебнике наряду со снимками крупных российских политиков помещен портрет Президента Татарстана Шаймиева — единственного из лидеров субъектов Федерации. Тем более нельзя было рядом со строчками о гибкой и конструктивной политике руководителя республики писать, что после заключения договора 1994 года «республика сохранила привилегированный статус, а Россия осталась целостным государством». Казанский журналист старался подбирать слова поделикатнее и точнее, но не побоялся вступить в дискуссию с маститыми учеными.
    Замечания были направлены в Москву, но их автор и работники Министерства образования не очень рассчитывали на легкую победу. К удивлению, московские коллеги позитивно отреагировали практически на все (!) предложения Валеева. Мало того, профессор Загладин обратился к казанскому оппоненту с предложением войти в редакционный совет.
    Накануне первомайских праздников в регионы страны начали отправлять второе, дополненное издание учебника истории, где в редсовете наряду с академиками и светилами педагогики указан журналист, официальный представитель татар РФ Римзиль Валеев. Теперь он уже по предложению издательства «Русское слово» внимательно читает новый учебник истории для 9 класса.
    Казалось бы, всего то и исправлений на две страницы. Однако, сообщив в учебнике о «подъеме национализма в автономных республиках России», школьника изначально настраивают на волну нетерпимости. А для того чтобы он посмотрел на проблему под другим углом, достаточно просто изменить формулировку, сказать, что в республиках боролись за «развитие национальных культур и повышение статуса языка». От перемены фраз зависит фундамент будущего многонациональной страны, гордость за свой этнос и толерантность по отношению к другим.


    Альбина Абсалямова.
    «Восточный экспресс» № 20.
    21 мая 2004 г.

     

    Письмо из издательства «Русское слово»
    Уважаемый Римзиль Салихович!
    Я искренне признателен Вам за внимание к учебнику для 11-го класса по истории Отечества. Высказанные Вами рекомендации очень полезны для более четкого изложения весьма сложной и актуальной проблемы — межнациональных и региональных отношений современной России. Ваши положения учтены при подготовке к печати нового издания учебника, надеюсь, Вы скоро с ним ознакомитесь.
    Коллектив авторов учебника был бы рад видеть Вас членом редакционного совета издания (в его состав входят ведущие ученые России, также такие академики, как Н. А. Симония, Г. Н. Севостьянов, профессора Г. А. Гуманев, Л. Н. Нежинский и другие). Прошу проинформировать издательство «Русское слово» в случае Вашего согласия.
    С уважением, доктор исторических наук,
    профессор, директор Центра сравнительных
    социально-политических исследований,
    зав.отделом внутриполитических процессов
    ИМЭМО РАН Н. В. Загладин



    дальше
    Татары у себя дома / Римзиль Валеев.— Казань: Магариф, 2005.— 255 с.
    © Валеев Р. С., текст,  2005
    © Издательство «Магариф», оформление, 2005

    Книга известного журналиста и общественного деятеля посвящена насущным проблемам татарского народа, его родного языка и культуры. В ней автор размышляет о судьбе татар, проживающих в России и в других странах.




    ← назад   ↑ наверх