• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Мухаметсалим Уметбаев

    Мухаметсалим Уметбаев — башкирский поэт-просветитель, первый исследователь-краевед из башкир, как сказано о нем во первых строках статьи в Краткой энциклопедии Башкортостана. Будучи более точным, следует сказать — великий просветитель-демократ XIX века, ученый и поэт. В отличие от всех поэтов, живших до и после него, не только отлично знавл персидский и арабский языки, но и в совершенстве владел русским; человек, знакомый с лучшими образцами мировой культуры.

    Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев родился 21 августа 1841 года в семье кантонного начальника. Одним из его предков являлся Эмир Курган или Амир хан (Эмир хан), который 50 лет правил в Булгаре. Получив начальное образование в медресе, в 1852 году поступил учиться в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Именно там он овладел русским, персидским и тюркским языками, изучал географию, математику, историю, архитектуру, искусство, каллиграфию и, разумеется, военное дело. Но офицером не стал — по воле отца после восьми лет обучения оставил кадетский корпус и поступил в Башкирское войсковое управление Юмран-Табынского кантона. В 1864 году стал писарем мирового посредника Кармаскалинской волости, а с 1869 года в течение почти 10 лет прослужил волостным старшиной.

    Затем около двух лет (1879-80) Мухаметсалим Уметбаев проработал учителем русского языка в Стерлитамакском медресе. В это время он завершил свое первое большое дело на ниве просвещения — составил персидско-татарско-русский словарь. В 1880 году Уметбаев переехал в Уфу и начал работать переводчиком в Оренбургском магометанском Духовном собрании, . С 1884 года он — коллежский регистратор, с 1889-го — коллежский секретарь, а с 1892-го — титулярный советник.

    Еще в 1883 году Мухаметсалим Уметбаев был избран членом Оренбургского отдела Русского географического общества. В течение двух лет (1887-1889) он принимал активное участие в Крымской комиссии Министерства внутренних дел по спорным вопросам имуществ завещанных на благотворительные цели. Уметбаев вел большую общественную работу и в земстве. В 1886 году он работал в составе комиссии по подготовке и проведению празднования 300-летия со дня основания Уфы. По возвращении из Крыма был избран членом комиссии по празднованию 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина. В это время он впервые перевел на тюрки поэму Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

    В 1880-90 годы Мухаметсалим Уметбаев написал, составил или перевел следующие книги, которые увидели свет в начале ХХ века: «Краткое мусульманское законоведение» (перевод с русского, Уфа, 1990); «Памятки» («Ядкар», Казань, 1897); «Бахчисарайский фонтан» А.С.Пушкина (перевод с русского, Казань, 1901); «Краткая татарская грамматика» (Казань, 1901); «Оренбургское духовное собрание» (на русском и татарском языках, Уфа, 1903).

    Остались неопубликованными книги «Книга о вселенной», «Юмран-Табынская волость», «Персидская грамматика», «Путешествие в хадж». Причем, сохранилась только рукопись «Персидской грамматики».

    Основное произведение Уметбаева — «Ядкар» («Памятки»), в которую включены стихи, рассказы, публицистика, исторические очерки, труды по лингвистике, фольклору, этнографии. Из 38 стихотворений, вошедших в «Ядкар», большинство посвящено показу явлений реальной жизни, историческому прошлому, основной лирический герой его произведений — это гуманная личность. В своих стихотворениях автор обычно предстает поэтом-историком, поэтом-этнографом. Многие его произведения не столько будят в читателе образную мысль, как делает это Акмулла, сколько несут ему знания («Прошедшая жизнь», «Путешествие в Крым», «Лесник». А в стихотворениях «Юмранский род», «Жалоба» описательность уступает место образности. В «Жалобе» он с глубокой душевной болью писал о расхищении башкирских земель и истреблении лесов. В произведении «Ремень и лыко» Уметбаев мастерски использовал форму басни для аллегорического показа классового антагонизма в обществе. В отличие от религиозных деятелей, он и другие башкирские просветители-демократы — Мифтахетдин Акмулла, Мажит Гафури, Шайхзада Бабич, Даут Юлтый старались обнажить остроту социальных проблем, для них был неприемлем путь сглаживания противоречий.

    Стихотворения Мухаметсалима Уметбаева составляют неотъемлемую часть его научно-литературного наследия, они ценны тем, что отражают жизнь, быт и светлые идеалы народа. В своей просветительской и творческой деятельности Уметбаев ориентировался на русскую культуру и науку, освоил лучшие традиции культуры и литературы Востока; писал статьи о литературе Востока, истории башкирской литературы, опубликовал образцы башкирского устного творчества.

    Как современник Льва Толстого Мухаметсалим Уметбаев в своих педагогических, философских и этнографических сочинениях не раз обращался к наследию великого гуманиста. В работах «О философии», «Обучение детей счету на башкирском языке», «Просвещение» и других он не только опирался на философские и педагогические воззрения Толстого, но иногда и полемизировал с ним, в частности, по вопросам нравственности и воспитания, женитьбы и брака.

    Личного знакомства с величайшим русским писателем Уметбаев не имел, но в начале 1899 года его близкий друг уфимец Арслангали Султанов посетил Толстого в Ясной Поляне, долго с ним беседовал и преподнес писателю в дар изготовленный башкирскими мастерами резной кумысный ковш. В ответ Толстой передал посланцу Башкирии несколько своих книг.

    Таким образом, Мухаметсалим Уметбаев был одним из самых крупных представителей просветительства в Башкортостане, наряду с Ризаитдином Фахретдиновым и Мифтахетдином Акмуллой, которые также ратовали за распространение образования, культуры, знаний среди башкир.

    Умер Мухаметсалим Уметбаев в 65-летнем возрасте, 28 июня 1907 года в своей родной деревне Ибрагимово (Кармаскалинский район Республики Башкортостан). Там же сейчас находится мемориальный музей выдающегося башкирского просветителя, ученого и писателя.



    Источник: bashkortostan450.ru


    Уметбаев, Мухаметсалим Ишмухаметович

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев (башк. Мөхәммәтсәлим Ишмөхәммәт улы Өмөтбаев, 21 августа 1841, дер. Ибрагимово Уфимского уезда Оренбургской губ., ныне Кармаскалинского района Башкортостана — 28 июня 1907 г., там же) — башкирский поэт-просветитель, первый исследователь-краевед из башкир.

    В 1852 году по окончании деревенского медресе поступил в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус.

    С 1860 года работает переводчиком в Башкирском войсковом управлении Юмран-Табынского кантона.

    С 1864 года писарь мирового посредника Кармаскалинской волости.

    1869 — 1878 гг. старшина Кармаскалинской волости..

    1879 — 1880 гг. преподаватель русского языка и математики в медресе гор. Стерлитамака.

    С 1880 г. по приглашению муфтия Салимгарея хазрата Тевкелева работает переводчиком в Оренбургском магометанском духовном собрании в Уфе. В 1887 -1889 гг. занимался делами вакуфа (то есть по вопросам имуществ завещанных на благотворительные цели) в Крымской комиссии Министерства внутренних дел.

    Одновременно в эти годы :

    преподаватель в Уфимском детском приюте;

    гласный Уфимского земства;

    член комиссий по празднованию 300-летия Уфы, 100-летия А. С. Пушкина.

    C 1899 года в отставке.

    Звания и титулы

    Член Оренбургского отдела Русского географического общества (1883 год).

    С 1884 года коллежский регистратор,

    С 1889 года коллежский секретарь,

    С 1892 года титулярный советник.

    Работы

    «Краткое мусульманское законоведение» (перевод с русского), Уфа, 1890;

    «Памятки» («Ядкар»), Казань, 1897;

    «Бахчисарайский фонтан А.С.Пушкина» (перевод с русского), Казань, 1901;

    «Краткая татарская грамматика», Казань, 1901;

    «Оренбургское духовное собрание» (на русском и татарском яз.), Уфа, 1903.

    Этнографические материалы о быте, обычаях, традициях, педагогике и народной медицине башкир.

    Статьи о литературере Востока, башкирском устного творчестве.

    Стихи, переводы русских и восточных поэтов.



    УМЕТБАЕВ Мухаметсалим Ишмухаметович (21.8.1841, д.Ибрагимово Уфим. у. Оренб. губ., ныне Кармаскалинского р-на РБ, - 28.6.1907, там же), баш. поэт- просветитель, первый исследователь-краевед из башкир. Нач. образование получил в медресе, в 1852 поступил в Оренб. кадетский корпус, где овладел рус., перс. и тюрк. языками, изучал математику, географию, историю, архитектуру, иск-во, каллиграфию и воен. дело. В 1860 поступил в Баш. войсковое управление Юмран-Табынского кантона переводчиком. В 1864 был назначен писарем мир. посредника Кармаскалинской вол., в 1869 избран старшиной этой вол., где работал до 1878. В 1879-80 преподавал рус. яз. и математику в медресе г.Стерлитамака. В 1880 поступил на службу в Оренб. магометанское Духовное собрание в Уфе, где работал переводчиком до отставки в 1899. Одновр. был преподавателем в Уфим. дет. приюте. В 1887-89 занимался делами вакуфа (имущества) в Крыму. Вел обществ. работу в Уфим. земстве как гласный, в 1883 избран чл. Оренб. отдела Рус. геогр. об-ва, был чл. комиссии по празднованию 300-летия Уфы, столетия со дня рождения А.С.Пушкина. С 1884 коллежский регистратор, с 1889 коллежский секр., с 1892 титулярный советник. Творч. деят-сть У. приходится на 80-90-е гг. 19 в. Им опубликованы книги, посв. изучению мусульм. законоведения, грамматики татарского языка, истории Оренб. Духовного собрания. Мн. тр. ученого не были опубликованы. В кн. "Описание научного и творческого наследия Мухаметсалима Уметбаева" (сост. М.Х.Надергулов, 1993) содержатся сведения о дошедших до нас рукописях У. Гл. кн. - "Ядкар" ("Йэдкэр", 1897); в нее включены стихи, рассказы, публицистика, ист. очерки, труды по лингвистике, фольклору, этнографии. Поэзия У. разнообразна по жанрам: лирич. стихи, басни, элегии, послания, миниатюры. Бол-во поэтич. произв. посвящено родному краю, изображению жизни и быта баш. народа. В науч. трудах, публицистич. статьях поднимал актуальные проблемы своего времени: соц., зем. вопросы, правовое положение баш. народа, вопросы образования и культуры, печати и книгоиздания. У. отстаивал право обучения башкир на родном языке. Им собран богатый материал о быте, обычаях, традициях, педагогике и народной медицине башкир. В ист. очерках освещалась история края, связи и взаимовлияние культур баш. и рус. народов. В своей просветит. и творч. деятельности У. ориентировался на русскую культуру и науку, освоил лучшие традиции культуры и литературы Востока; писал статьи о литературе Востока, истории баш. литературы, опубликовал образцы баш. устного т-ва. У. перевел на яз. тюрки неск. стих. и поэму А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан", образцы вост. поэзии и прозы. Нек-рые свои стихи перевел на рус. язык.

    Г.Б.Хусаинов.



    ← назад   ↑ наверх