• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Константин Топуридзе

    КАЗАНЬ

    ПАМЯТНИКИ КЛАССИЦИЗМА


    Началом новой эпохи в развитии архитектуры Казани следует считать момент утверждения Екатериной II нового плана города. По этому плану выпрямляются улицы, пробиваются новые. Разбираются старые бревенчатые стены, окружавшие посад. Сносится множество нежилых деревянных строений в целях борьбы с частыми пожарами. Возникают каменные здания, более или менее соответствующие новым, классическим веяниям. Сооружаются заставы, одна из которых (Сибирская) изображена на литографии Турнерелли (конца тридцатых годов XIX в.).

    В последние годы царствования Екатерины в Казани работали в духе классицизма итальянские архитекторы Джакомо Тромбаро и Иосиф Мари. Из построек, возведенных архитектором Тромбаро, сохранилось весьма характерное для эпохи классицизма здание городской больницы. По трактовке архитектурных форм в этом сооружении Тромбаро очень близок к Кваренги. В прошлом перед зданием больницы расстилалось водное пространство Черного озера. Теперь этого озера нет. На старой литографии 1834 г. казанский художник Турин изобразил озеро и здание городской больницы.

    Архитектор Иосиф Мари (1755—1819) возвел в Казани много строений. Ему, по всей вероятности, принадлежит постройка здания мужской гимназии, которое помещалось на нынешней улице Чернышевского. Здание имело три портика коринфского ордера: фронтон центрального портика был украшен скульптурой; над зданием возвышался большой купол. Это здание, ныне не существующее, послужило прототипом для существующего здания б. Первой гимназии, построенного архитектором Смирновым в 1808—1811 гг.

    В 1800 г. был заложен новый Гостиный двор, украшенный утяжеленной ионической колоннадой. Эта колоннада была уничтожена при перестройке в 1847 г. Кроме названных архитекторов — Тромбаро, Мари и Смирнова,— в первые годы XIX в. в Казани работали: Дельмодико, Емельянов (строивший по проекту И. Стасова собор Богородицкого монастыря в 1798—1808 гг.), Петонди (построивший корпуса Богородицкого монастыря в 1810—1835 гг.), губернский архитектор Шмидт и ученик Камерона и Воронихина — архитектор Алферов, автор памятника русским воинам.

    Начало XIX в. знаменуется в Казани интенсивным строительством. Создаются новые кварталы, возникают новые архитектурные ансамбли. Город меняет свое лицо. Увлечение классицизмом проникает во все области жизни.

    Облик феодального города стирается, уступая место прямым, широким улицам, прямолинейной архитектуре русского провинциального классицизма. Образы эпохи классицизма великолепно запечатлел на своих автолитографиях художник Василий Турин, живший в Казани в первой половине XIX в. Большой интерес представляют также литографированные виды другого художника — Турнерелли. Лектор английского языка Казанского университета в сороковых годах XIX в., Эдуард Турнерелли, кроме видов Казани, оставил интересные записки о городе и его обитателях «Kazan et ses habitants».

    Памятник русским воинам, павшим при взятии Казани в 1552 г., созданный архитектором Н. Ф. Алферовым, был окончен в 1823: г. Проект памятника в окончательном виде был утвержден Александром I еще в 1812 г. Осуществление строительства, по всей вероятности, задерживалось военными событиями.

    Сохранилась гравюра Ческого, датированная 1812 г., на которой воспроизводится утвержденный царем проект Алферова. Построенный монумент полностью соответствует проекту. Памятник стоит на невысоком холме, на левом берегу реки Казанки, где похоронены русские воины, павшие в боях 1552 г. Высота памятника более 20 м. С западной стороны к главному входу ведет широкая торжественная лестница. Внутри сооружения помещалась церковь, а под ней склеп. Мысль сочетания египетской пирамиды с эллинскими формами для эпохи Классицизма и ампира не являлась новостью. Подобные Проекты можно найти у многих авторов того времени. Это нисколько, разумеется, не умаляет заслуги Алферова, сумевшего воплотить идею памятника в ясный архитектурный образ, органично связанный с окружающим пейзажем. Чрезвычайно эффектен вид памятника во время разлива, когда он со всех сторон омывается водой. Вскоре после окончания постройки пришлось выложенную из известняка пирамиду полностью зашить кровельным железом, так как известняк стал разрушаться.

    С дальнейшим развитием классической архитектуры в Казани тесно связаны имена двух талантливых архитекторов — П. Г. Пятницкого и М. П. Коринфского.

    Архитектор П. Г. Пятницкий окончил в 1809 г. Петербургскую Академию Художеств с аттестатом первой степени. До 1820 г. Пятницкий служил архитектором при Петербургском главном почтамте, после чего определился в Казанский университет архитектором и преподавателем гражданской архитектуры. В Казани Пятницкий проработал пять лет. Главная его работа — проектирование и постройка университета. Старый университет размещался в здании, возведенном архитектором Мари для гимназии, и в соседнем, так называемом Тенишевском корпусе. Надлежало реконструировать оба дома, создать единое целое. Пятницкий блестяще справился с задачей, построив впечатляющее монументальное сооружение, одно из интереснейших университетских зданий старой России. Значительную помощь Пятницкому во время строительства университета оказывал великий русский математик Н. И. Лобачевский, на котором лежали обязанности председателя строительной комиссии.

    В настоящее время Казанский университет носит имя Ленина — в память пребывания Владимира Ильича в стенах университета.

    Из, других работ Пятницкого в Казани можно назвать монументальную ограду Богородицкого монастыря, В 1825 г. Пятницкий вернулся в Петербург, поступив на должность архитектора ведомства воспитательных домов.

    Талантливый ученик великого русского зодчего Воронихина, Михаил Петрович Коринфский, окончив Академию Художеств и получив звание архитектора, продолжал работать у своего учителя на строительстве Казанского собора в Петербурге. С 1813 г. он был переведен на работу в провинцию. В Симбирске, Арзамасе и Нижнем-Новгороде Коринфским возведено много различных построек — церковных сооружений, частных домов и казенных зданий. В 1832 г. Коринфский приехал в Казань на должность университетского архитектора.

    В тридцатых годах прошлого века деятельность Казанского университета настолько расширилась, что потребовалось приступить к строительству целого ряда новых корпусов. Эта работа поручается Коринфскому. При деятельном участии Н. И. Лобачевского Коринфский создает замечательный ансамбль университетских зданий — библиотеку, анатомический театр, химическую лабораторию, физический кабинет, астрономическую обсерваторию, служебные корпуса и оранжерею. Планировка небольших по объему сооружений продуманна и ясна. Детали отличаются благородной простотой, свойственной лучшим годам русского классицизма.

    Коринфский много лет работал в Казани. Им построена церковь в Раифской пустыни и целый ряд зданий, до нас не дошедших. Умер М. П. Коринфский в 1851 г., оставив после себя несколько прекрасных неосуществленных проектов, среди которых особенно интересны проекты клинического корпуса и Родионовского института. Работы архитектора Коринфского чужды провинциализму, который так характерен для мастеров, чья деятельность протекала вне Петербурга и Москвы. Ученик Воронихина, он пронес через всю свою жизнь идеалы русского классицизма.

    В Казани сохранилось несколько позднейших построек в стиле провинциального ампира, запоздалом, но в своей наивности не лишенном известной прелести.

    Отметим так называемый дом Лихачева на Большой Красной улице и дом на ул. Чернышевского — б. Анчуриной, позднее номера «Франция». Оба здания Построены в середине XIX в.

  • Константин Топуридзе:
  • Возникновение Казани
  • Памятники каменного строительства XVI века
  • Памятники архитектуры XVII века
  • Памятники классицизма
  • Заключение
  • Свияжск




  • ← назад   ↑ наверх