• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Константин Топуридзе

    КАЗАНЬ

    ПАМЯТНИКИ КАМЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА XVI ВЕКА


    В конце 1555 г. для сооружения новых каменных кремлевских стен в Казань, по царскому указу, направились псковские каменных дел мастера Посник Яковлев и Иван Ширяй с двумя сотнями «стенщиков и ломцов».

    Псковичи выложили из естественного камня (местного известняка) кремлевскую стену на протяжении 600 м. Остальная часть кремлевских стен (свыше 1000 м) оставалась деревянной и только в XVII в. была заменена кирпичной.

    Кремлевские стены с небольшими изменениями сохранились до наших дней. Входами в Казанский Кремль служили коленчатые проезды в башнях. Такое устройство входов объясняется оборонными соображениями.

    Казанский Кремль в XVI—XVII вв. имел 13 башен, в том числе 5 проезжих. Первоначально башни сооружались низкие, над некоторыми из них устраивались надвратные церкви. Впоследствии башни надстраивались. Например, в XV11 в. была надстроена Спасская башня, причем эта надстройка осуществлена из кирпича.

    В XVI и XVII вв. кремлевские стены охранялись постоянными стрелецкими караулами. В амбразурах стрельниц виднелись пушки, у стен с внутренней стороны в специальных нишах и в башнях хранились ядра, бочки со смолой, песок, груды камней и прочие оборонные материалы. Посад был окружен дубовой стеной с башнями и сторожевыми избами. Центральным местом посада являлась площадь с гостиным двором. Ворота Кремля и посада затворялись на ночь особыми «городничими», ключи передавались «боярину и воеводе большому». Сам большой воевода обязан был каждую ночь лично объезжать караульные посты. По посаду «денно и нощно» разъезжали особые объезды из детей боярских, наблюдая за безопасностью города и порядком, «чтобы корчемного и никоторого лиха не было, и огнев бы не во время на дворах не держали».

    В 1555 г., по постановлению Московского церковного собора, учреждается казанская архиепископия. В Казань направляются церковники во главе; с избранным в архиепископы Гурием и архимандритами Германом и Варсонофием.

    Варсонофий привез с собой полный штат будущего Спасо-Преображенского монастыря с церковными книгами, комплектом утвари и написанным им монастырским уставом. По свидетельству своего биографа, впоследствии патриарха Гермогена, Варсонофий, побывав в молодости в татарском плену, «извык до конца бусорманский язык и грамоту сарацинскую», так что он на татарском языке «бе стязаяся с неверными, и укоряя, и препирая, и ко крещению приводя, уча и наказуя веровати во св. Троицу — Отца и Сына и св. Духа». С церковниками прибыли в Казань различные мастера и художники-иконописцы.

    После учреждения архиепископии в Казани начинается строительство каменных церквей, осуществлявшееся псковскими зодчими. Сооружение Благовещенского кафедрального собора поручается уже известным нам зодчим Яковлеву и Щиряю.

    Здание возводится из известняка, который добывался на правом берегу Волги.

    По преданию, образцом для Благовещенского собора должен был служить московский Успенский собор. Сохранившиеся элементы древнего внешнего декоративного убранства Благовещенского собора носят ярко выраженные черты, свойственные псковскому зодчеству. Псковский дух чувствуется и в трактовке абсид, и в характерных псковских каемчатых кирпичных орнаментах, сохранившихся на средней абсиде, и на среднем купольном барабане.

    За время своего существования собор подвергался многократным переделкам, производились различные пристройки и надстройки. В XVIII в. переделывались купола, причем средний купол приобрел украинскую барочную форму. В наиболее сохранившейся части собора — абсидах — были пробиты широкие окна вместо узких щелевидных.

    Внутри кафедральный собор расписан фресками, впоследствии закрытыми при «поновлении» несколькими слоями масляной краски.

    Слева от Спасских ворот в Кремле находился основанный Варсонофием Спасо-Преображенский монастырь. Древнейшим сооружением монастыря является небольшая одноглавая церковь Николы Ратного, построенная в конце пятидесятых годов XVI в., т. е. одновременно с нижним ярусом Спасской башни, из того же материала — известняка.

    Ко времени составления первой казанской писцовой книги (1567 г.) эта церковь была уже освящена и украшена множеством икон. В плане церковь представляет квадрат с полукруглым алтарным выступом с восточной стороны и с длинной трапезной с западной стороны.

    Главное сооружение Спасо-Преображенского монастыря — пятиглавый Спасо-Преображенский собор был закончен в 1601 г. Принадлежа богатому монастырю, собор часто обновлялся и перестраивался и к концу XIX в. утратил свой первоначальный вид.

    Справа от Спасских ворот, на месте сгоревшей обыденной церкви Киприана и Иустины, построенной Иваном Грозным, в 1596 г. воздвигнута одноглавая каменная церковь того же названия.

    К числу древнейших сооружений, находившихся в посаде, относится гостинодворская одношатровая церковь Николы Чудотворца, построенная между 1566— 1568 гг. Она изображена на литографии Э. Турнерелли, относящейся к 1839 г.

    К концу XVI в. в Казани было не менее 20 церквей. Большинство из этих архитектурных памятников не дошло до наших дней.

  • Константин Топуридзе:
  • Возникновение Казани
  • Памятники каменного строительства XVI века
  • Памятники архитектуры XVII века
  • Памятники классицизма
  • Заключение
  • Свияжск




  • ← назад   ↑ наверх