• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Анатолий Тюрин

    Казаки, черкасы, татары, орда и скифская археологическая культура

    «... требуется найти ответ на вопрос: «чжурчжэни» Приамурья —
    это предки маньчжур или какой-то другой этнос,
    по странному стечению обстоятельство
    получивший то же самое наименование?»
    [Бурыкина А.А., 2001].


    Аннотация:

    В соответствии с Новой Хронологией Фоменко и Носовского в средневековье существовала империя Русь-орда, военная структура которой называлась Ордой. По ее материальному наследию определенными способами сформирована скифская археологическая культура. Если эти две гипотезы соответствуют действительности, то в зонах распространения скифской культуры будут присутствовать лингвистические маркеры Орды: ЦАРь, КАЗ, ТАТАР и ОРДА. По результатам анализа имеющейся информации по прошлому и настоящему народов и социальных общностей, установлено, что в пределах всех выделенных зон распространения скифской культуры (кроме области Памира) эти маркеры имеются. Получены и частные результаты, которые сводятся к следующей реконструкции. В регионе, охватывающем Северный Тянь-Шань, Семиречье, Северный Синьцзян, Западную Монголию, Алтай, прилегающие к нему степи и Южную Сибирь была расквартирована Пегая орда. Ее правое крыло называлось Теле, левое - Тардуш. Соединение Теле занимало южную часть региона и состояло из 15 подразделений, в том числе седьмого, восьмого и девятого огузов, а также подразделения, называемого Уйгур. Предполагается, что подразделение огуз – это самая маленькая войсковая часть Орды, способная решать стратегические задачи. Самоназвание воинов соединения Теле – телес, теленгит и телеут. Тардуш занимало северную часть региона. Самоназвание его воинов – татар, тартар. В него входило и подразделение, называемое Енисейскими кыргызами.

    Ключевые слова: Новая Хронология, Русь-орда, лингвистика, скифы.

    Оглавление

    1. Постановка задачи

    2. Общие сведения
    3. Лингвистические этюды
    3.1. Чингиз-Хан
    3.2. Казаки и касоги, хазары и гусары
    3.3. Гурханы и курганы, гуры и венгры
    3.4. Цари и чоросы, сары и дары
    3.5. Казаки и козы, каза и казы
    3.6. Орда и руда, кирки и казаны, казаки и ханы
    3.7. Джунгары и ойраты, уйгуры и Кашгар
    3.8. Кидани и кытаи
    3.9. Черкасы, кыргызы и аскеры
    3.10. Ясак и кыштым
    3.11. Брацкие мужики
    3.12. Кыргызы и татары
    3.13. Теле, телесы, телеуты, теленгиты
    3.14. Татары и Тартария
    3.15. Пегая орда
    3.16. Огузы
    3.17. Тюрки и турки
    3.18. Ордос
    3.19. Пёстрые горные пастбища
    3.20. Великая Китайская Стена – кремль кагана
    3.21. Каракорум
    3.22. Мангулы и манжуры, маньчжуры и чжурчжени
    3.23. Гуркхи и арии
    3.24. Слоны и львы
    4. Тотемные цвета Орды
    5. Тотемные животные Руси-орды
    6. Ордынские военные термины в монгольском языке
    7. Этнонимика Прибайкалья
    8. К вопросу о подлинности «Слова о полку Игореве»
    9. Элементы реконструкции структуры Орды
    10. Лингвистические результаты
    11. Заключение
    Источники информации


    1. Постановка задачи

    Общая постановка задачи - интеграция скифской археологической культуры в Новую Хронологию А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского (НХ ФиН) [Сайт Новая Хронология], сформулирована в статье [Тюрин, 2007, Интеграция, Скифы]. В ней же приведены результаты ее решения. Лингвистический аспект этой задачи рассмотрен в настоящей статье. Его посылкой является следующая гипотеза: скифская археологическая культура сформирована вполне определенными способами по материальному наследию, оставленному Ордой, являющейся военной составляющей империи Руси-орды. Все необходимые сведения по этому вопросу приведены в статье [Тюрин, 2007, Интеграция, Скифы]. Орда имела вполне определенные лингвистические маркеры. Их можно выделить из НХ-реконструкций НХ ФиН. Можно выделить географию их распространения и сопоставить ее с географией распространения скифской археологической культуры. Результаты сопоставления как раз и определят степень соответствия обозначенной выше гипотезы реальному положению дел. Но так получилось, что, начав лингвистический анализ имеющейся информации по прошлому и настоящему народов и социальных общностей степной и лесостепной зон Евразии, мы вышли за рамки решаемой задачи. Это и обусловило необходимость изложения его результатов в виде самостоятельной публикации, которая в информационном плане является частью статьи [Тюрин, 2007, Интеграция, Скифы]. Одним из результатов выполненного лингвистического анализа является словарь некоторых терминов Руси-орды [Тюрин, 2007, Словарь, Скифы].

    2. Общие сведения

    Автором публикации (Gryaznov, 1983) [Alekseev, 2001, Radiocarbon] выделено 11 географических зон распространения скифской археологической культуры: 1) север Причерноморского региона; 2) Северный Кавказ; 3) регион, прилегающий к Аральскому морю; 4) Центральный и Северный Казахстан; 5) Семиречье, Тянь-Шань и Памир; 6) степная и лесостепная зоны, прилегающие с севера и востока к Алтайским горам; 7) Алтайские горы; 8) Южная Сибирь; 9) Тува; 10) Монголия; 11) Ордос. Отметим, что в опубликованной литературе «по скифам» территорию Тувы обычно называют Центральной Азией. Скифская культура Южной Сибири локализована, главным образом, в Минусинской котловине и имеет региональное название «тагарская». Авторами публикации [Alekseev, 2001, Radiocarbon] к скифской отнесены археологические культуры Нижней Волги и Южного Урала. Ранее они относились к сарматской культуре и культурам народов Южного Урала. Однако по ряду признаков эти культуры являются типично скифскими.

    В НХ ФиН имеется мощная лингвистическая составляющая. Ее основой является гипотеза о существовании двух родственных империй: Руси-орды и Отоманской (турецкой), государственными языками которых был русский и тюркский. Орда являлась военной структурой Руси-орды. Но имеющееся сегодня НХ-лингвистические разработки не приведены в какую либо систему и выполняют в НХ-реконструкциях дополняющие и иллюстрирующие функции. Следствием этого явилось то, что мы не смогли четко обозначить базис, опираясь на который можно углубить интеграцию в НХ-реконструкции (в части лингвистического аспекта) скифской археологической культуры. Исходя из этого, обозначим только самые общие лингвистические концепции НХ ФиН, которые понадобятся в наших изысканиях. Слова СКИФЫ, СКИТЫ, КИТАИ, КЫТАИ в НХ ФиН считаются синонимами, обозначающими жителей Руси-орды в широком смысле, или ее Орду, а также сформированные на ее основе экспедиционные армии. Производными слова ЦАРь, являются ЧЕР/ЧЁР/САР/КИР и другие. Словом КАЗ (гусь) и производными от него словами – КОЗ/ХАЗ/ХАС/ГИС/ГЫС/ГУС в Руси-орде называли людей военного сословия или служащих в армии по найму. Отсюда слово КАЗАК, означающее «гусь белый». Из двух слов ЦАРь и КАЗ сформировано слово ЧЕРКАС, обозначающее, скорее всего, царскую гвардию. Термин ТАТАР в военном отношении является почти синонимом термина КАЗАК. Термином ОРДА обозначается и военная составляющая Руси-орды, и отдельные ее подразделения. Таким образом, мы выделили всего 4 лингвистических маркера Руси-орды и ее военной составляющей Орды: ЦАРь, КАЗ, ТАТАР и ОРДА. Вот и все, что нам понадобится для решения частной задачи интеграции скифской археологической культуры в НХ ФиН.

    В НХ ФиН еще раз показано, что современные народы - это продукт последних столетий. В Традиционной Истории (ТИ) при описании событий прошлого эта простая истина часто игнорируется. Одним из примеров является книга «История тюрков» [Гумилев, 2004], бесконечный калейдоскоп народов, племен и племенных объедений, правители которых мыслят геополитическими категориями 20 века. Исходя из этого, термин «этноним» применяется в нашей статье в узком смысле – только для обозначения народов и этнических групп 20 века. Все переведенные слова в тексте статьи, для которых не указана их лингвистическая принадлежность, являются тюркскими.

    3. Лингвистические этюды

    3.1. Чингиз-Хан

    «Георгий-Юрий Данилович = Чингиз-Хан НАЧИНАЕТ ОБЪЕДИНЕНИЕ РУСИ.» [ХРОН4, глава 5]. Чингиз – это ЧИН+ГИС. Вторая часть имени или титула(?) – это почти однозначно ГИС/КАЗ. В соответствии с ТИ имя Ченгис-хана было ТимуЧИН. То есть, слово ЧИН имело вполне определенный смысл. Очень похоже, что слово Чингиз-Хан являлось каким-то чином.

    3.2. Казаки и касоги, хазары и гусары

    В географических зонах распространения скифской археологической культуры в Северном Причерноморье, на Северном Кавказе и Нижней Волге присутствуют самоназвания народов и социальных объединений КАЗАК, ЧЕРКАС, ТАТАР, а также географические названия ЧЕРКАС. В регионе имелись социальные объединения, называвшиеся ОРДАми. Эти заключения основаны на общеизвестной информации и не нуждается в какой либо аргументации. Оренбургских и уральских казаков иногда называли КАЗАРа. Это соответствует ХАЗАРам, фигурирующим в исторических текстах ТИ, и ГУСАРам (легкая кавалерия европейских армий 17-20 веков). Скорее всего, КАЗАР/ХАЗАР/ГУСАР это редуцированное множественное число от КАЗ/ХАЗ/ГУС – КАЗлАР/ХАЗлАР/ГУСлАР, где ЛАР аффикс множественного числа в тюркских языках. Нередуцированный аффикс ЛАР присутствует в этнониме одного из алтайских народов ТУБА+ЛАРы. Возможно, гласный звук в конце слова ТУБА как раз и не позволил «редуцироваться» звуку Л. А еще были гусляры. Это ГУС+ЛЯРы/ЛАРы. Скорее всего, это казацкие музыкальные оркестры. От их названия произошли два однотипных слова, означающих совершенно разные музыкальные инструменты ГУС+ЛЕ и ГУС+ЛИ. «ГУСЛЕ (серб.-хорв. и словен.) - гусла (болг.), одно-, двухструнный смычковый музыкальный инструмент южных славян. Используется народными певцами-сказителями.» [http://vslovar.org.ru/15132.html]. «ГУСЛИ - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли ("звончатые") имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.» [http://vslovar.org.ru/15133.html]. Возможно, название рек Самара (левый приток Волги) и Сакмара (правый приток Урала) произошли от проживавшего в междуречье Волги и Урала народа сам/сакм+лАР. Авары – это тоже ав+лАРы. Южное окончание Уральских гор называется Мугоджары. Это МУГОЛ+ЛАРы, то есть МОГОЛские горы. Моголские горы имеются и в Средней Азии – МОГОЛтау. Это южное окончание Кураминскиго хребта.

    В составе Бухарского эмирата в 19 веке существовало Гисарское бекство. Скорее всего, его название первично по отношению к трем топонимам: Гисар – ставка Гисарскиго бека (сегодня город в Таджикистане), Гузар – город в Узбекистане (Сурхандарьинская область) и Гисар – горный хребет (Западный Тянь-Шань). Отметим, что южные склоны западной части Гисарского хребта, входившие в территорию бекства, заселены локайцами. Они не считают себя ни узбеками, ни таджиками. Считается, что локайцы являются предками одного из туменов монгольской армии. Гисарский бек – это самый обычный бек ГИС+лАРов, что являлось, скорее всего, одним из названий локайцев. А локайцы – одна из самых воинственных в регионе народностей. Отряды Ибрагим-бека, воевавшие в южном Таджикистане против советской власти до 1937 года, были укомплектованы именно локайцами. Узбекские боевики последней афганской войны, которая еще не закончилась – это тоже в основном локайцы, проживающие в провинции Кундуз (не КунГуз ли?). «АЗАТЫ (перс. азад - свободный; арм. - свободный - благородный), в Иране при Сасанидах низшая прослойка привилегированного сословия всадников (артештарам) - средние и мелкие землевладельцы, служившие во время войны в конном ополчении. В средневековой Армении название средних и мелких феодалов, а также вообще феодалов, в отличие от несвободных лиц (аназатов).» [http://vslovar.org.ru/919.html]. Азаты – это кАЗаты, то есть казаки всадники, рядовое военное сословие.

    Автор публикации [Пьянков, 2001] попытался локализовать на Северо-Западном Кавказе страну КАСОГов/КАСАХов/КАШАКов. «Первый раз касоги упомянуты в летописи под 965 годом, в связи с походом князя Святослава Игоревича на хазар (ПСЛ). Под 1022 годом летопись сообщает, что, тмутороканский князь Мстислав Владимирович победил в единоборстве касожского князя Редедю и подчинил себе этот народ. В следующем, 1023 году касоги упомянуты в войске Мстислава, выступившего против старшего брата князя Ярослава Владимировича (Там же). А под 1066 годом помещено известие о сборе дани с касогов князем Ростиславом (Там же). Касоги русских летописей предстают достаточно сплоченным и воинственным народом, но, вероятно, не многочисленным.» «Судя по контексту, страна эта помещается рядом с аланами и Абхазией.» АБХАЗия – это АБ+КАСия. КАСОГ/КАСАХ/КАШАК – это самый обычный КАЗАК. Возможно КАСОГ – это КАС+ОК (стрела). Возможно и КАЗ+АК/ОК не «гусь белый», а «гусь стрела». Князь Святослав, конечно же, ходил в поход на ХАЗАРов (КАЗ+лАРов) со своими КАС+ОГами (КАЗ+АКами). А удельный (тмутороканский) князь Мстислав, конечно же, бился с касожским (КАЗАЦким) князем Редедю. С учетом хронологического сдвига в истории России на 400 лет [ХРОН4, глава 2], КАСОГи/КАЗАКи русских летописей 965-1066 годов соответствуют периоду становления Руси-Орды. То есть, в русских летописях прямым текстом отражены самые обычные внутри-Ордынские разборки периода ее становления. «Анонимный автор конца X века, среди прочего, пишет о богатом купеческом городе Касек, расположенном на берегу Черного моря в стране алан.» [Пьянков, 2001]. КАСЕК – это тоже КАЗАК. А Черное море не черное, но ЧЁРное, то есть море ЧЁРа/ЦАРя. Азовское море – это гАЗовское море, соответственно и Азов – это город и крепость гАЗов. Локализация страны КАСОГов/КАСАХов/КАШАКов (места проживания КАЗАКов) на Северо-Западном Кавказе, скорее всего, соответствует действительности. Эта страна называлась КавКАЗ, то есть страной КАЗов. А с востока она была ограничена Каспийским морем, то есть морем КАСов. Понятно, что одна из самых знаменитых гор КавКАЗа – Казбек, - это КАЗ+БЕК. Ну, а парадная одежда КАЗов была украшена ГАЗырями. Конечно, при несении гарнизонной службы в городах, КАЗы жили в специальных помещениях – КАЗармах. Но как произошло это слово – дело темное. Возможно это КАЗлАРма, возможно КАЗ+АРМа – КАЗацкая АРМия, возможно КАЗ+ARM - КАЗацкая оружейная (ARM – на английском языке оружие) комната. Скорее всего, КАЗ+емат – тоже КАЗацкое слово. Ну, а Азия – это просто кАЗия, то есть, страна казаков.

    3.3. Гурханы и курганы, гуры и венгры

    ГУР/КУР - объединение племен или их конфедерация [Гумилев, 2004].

    Глава этого объединения имел титул ГУРХАН. Средневековые мавзолеи тоже называются ГУРХАН. Значит, мавзолей ГУРХАН не просто собирательный термин для всех мавзолеев, но вполне определенный - «мавзолей хана, руководителя объединения племен». Это же относится и к слову КУРГАН. Позднее произошла некоторая «специализация» этих терминов. ГУРХАНом стали называть мавзолей с наземными строениями, а КУРГАНом - мавзолей, засыпанный грунтом. Еще позднее, термин КУРГАН стал относиться и к природным объектам, по форме напоминающим рукотворные погребальные сооружения. Таким образом, элитные скифские КУРГАНы – это самые обычные средневековые ГУРХАНы, то есть мавзолеи руководителей объединения племен. Но здесь есть одна тонкость. В толковании термина ГУР/КУР не принято во внимание какая-либо возможность объединения народов степи не на основе племен. Поэтому мы предположим, что этим термином обозначали объединение воинских подразделений Орды. Это не исключает того, что оно могло быть сформировано на основе нескольких племен, формально не являвшихся военными ордами. В публикации [Гумилев, 2004] упоминается народ, который активно воевал с другими народами степи – курыканы. Отмечено, что уч-курыканы являются предками якутов. Про якутов мы ничего сказать не можем, но КУРыКАНы это самое обычное воинское подразделение ГУРХАН, с порядковым номером 3 (уч). В этой же публикации отмечается, что «авары держали под своим контролем всю кутургурскую землю, т. е. область Причерноморских степей до Дона.» Земля кутурГУР – это область расположения ГУРа с названием КУТУР. Возможно КУТУР – это БАТУР(богатырь). А еще по югу Восточной Европы путешествовали, в соответствии с письменными источниками, булгары. Эту информацию археологи подтвердили, выделив в регионе разные, но родственные булгарские археологические культуры [Комар, 2000]. БУЛГАР - это бул+ГАР/ГУР, то есть тоже воинское соединение. Точно также, область реки Сунгари, где одно время жили кидании – это ГАР/ГУР с названием СУН. А Курулен – это КУР+УЛАН – красный КУР или КУР рода конного войска. В России уланы в 19 веке были родом конных войск. КУРА – река КУРа. КУРляндия – это земля одного из КУРов, а КУРск – город одного из КУРов. ГУРия (историческая область на западе Грузии) – это область, непосредственно подчиненная ГУРу. Грузия не ГрУЗия ли? Угры, собирательное название некоторых народов Западной Сибири и Восточной Европы, это У+ГуРы. Возможно это УН+ГУР – десятый ГУР. Возможно, подразделения этого ГУРа, сформированные в Саяно-Алтайском регионе и Западной Сибири на основе предков народов, которых сегодня относят к уграм, были расквартированы на дунайских равнинах. Возможно одно из названий венгров – хунгары, означает ХУН/КУН+ГАР/ГУР или солнечный гур (про ХУН/КУН = солце, информация приведена ниже). Возможно, на дунайских равнинах были расквартированы подразделения еще одного ГУРа – БОЛ+ГУРа, сформированного на основе тюркскоговорящих общностей Руси-орды. Если это так, то специфические лингвистические, антропологические и этнографические характеристики венгров и болгар являются наследием воинов этих ГУРов и членов их семей. То есть, по нашей версии многочисленные БУР+ГАР/ГУРы, фигурирующие в летописях средневековой Восточной Европы – это подразделения ГУРа под названием БУЛ. БУЛА – цвет: светло-желтый, буланый (в значении масти лошади) [Нанзатов]. Естественно предположить, что буланая лошадь была тотемным животным этого ГУРа. Возможно, буланая лошадь была и его строевым конем. Проживали БУЛАны и в байкальском регионе. Название одного из крупнейших бурятских племен – БУЛАгат. В связи с этим, интересно отметить, что русское название стали – булат, можно дословно перевести как буланая лошадь: БУЛА+АТ. В приангарье жило племя или социальное объединение, которое в связи с развитой у ее членов культурой добычи железа и изготовления из него изделий называют курумчинскими кузнецами. Это тоже КУР, может быть сформированный на профессиональной основе.

    В публикации [Пиков, 2001] приводятся следующие сведения по слову ГУРХАН. «Любопытно свидетельство Р. Бэкона о значении слова «хан»: «хам – титул и означает то же, что прорицатель» (Cham est nomen dignitatis, et sonat idem quod divinator). Тем самым подтверждается совмещение в лице правителя западных киданей духовной и светской власти по т. н. «китайскому» варианту. (6, С.29). Бэкон ошибочно воспринимает «Коир» как «имя собственное» (nomen proprium), тогда как это слово является искаженным «гур» и означает «всеобщий», а весь титул читается как «хан всех племен».» Если КОИР – это искаженное слово ГУР, то КАИР, столица средневекового Египта, – это ГУР, ставка ГУРХАНА. А рядом с ГУРом было место захоронения правителей Руси-орды – ГИЗа/КАЗа, то есть КАЗацкое кладбище [ХРОН5, часть 2, глава 19]. «Латинское слово «курия» (curia) означает родовое объединение, десятку родов. Это слово сходно по смыслу с русским казачьим словом «курень» и, по-видимому, происходит именно от него. Само же «античное» деление римского народа на курени-курии было введено, скорее всего, в XIV веке именно Иваном Калитой = Кроном = Батыем = Иннокентием. То есть после великого = «монгольского» завоевания Европы.» [Носовский, 2007, Русь и Рим, книга V]. По нашей версии слова КУРия и КУРень произошли от КУР.

    В связи с толкованием слова ГУР/КУР отметим, что отрицательный персонаж исторических и литературных произведений, в которых описывается борьба с басмачеством в Средней Азии – КУР+БАШИ, вовсе не «одноглазая голова», как якобы называли главарей бандитских шаек. КУРБАШИ – это руководители племенных объединений, которые возникли в регионе в период безвластия. У них были и вооруженные отряды, в задачу которых входила именно защита племенных объединений от бандитов. Часть курбашей вместе с их отрядами была автоматически зачислена в советскую милицию. Курбаши стали начальниками ее районных отделений. Некоторым из них повезло – они дожили до старости и закончили свои дни уважаемыми людьми. Общее собрание КУРа или, собрание его представителей, конечно же, сопровождалось обедом. Скорее всего, оно так и назвалось КУР-АШ/ОШ (еда, обед, угощение). А обеду предшествовали спортивные состязания, в том числе и борьба. Тот вид борьбы, который практиковался на КУР+АШах, так и стал называться – КУРАШ.

    3.4. Цари и чоросы, сары и дары

    В публикации [Екеев, 2003] рассмотрен вопрос об Ойратских князьях Чоросах. «Среди научных (лингвистических) гипотез о происхождении этнонима чорос (цорос) наибольший интерес вызывает мнение Г.И. Рамстедта, считавшего, что он происходит от киргизского этнонима чоро. Мы уже отмечали, что этнонимы чоро и чорос могли образоваться от древнетюркского политического термина чор/чур (титула, звания главы племени) путем добавления аффикса множественного числа ос/ас. Так, в исторических источниках упоминаются, например, что во главе пяти племен восточной, правой части (дулу) Западно-тюркского каганата стояли пять великих чоров. А в чуть позднее возникшем Восточно-тюркском каганате предводителями племен западной, левой части (тардуш) были шесть чуров. В дальнейшем эта система была перенята правителями Уйгурского каганата. Важно то, что чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин.» С мнением автора публикации следует согласиться, отметив, что термин ЧОР/ЧУР в Руси-орде имел более узкое значение – ЦАРь. В период распада Орды (17 век) царями могли назвать себя и вожди пост-Ордынских воинских соединений, имевшие хоть какие-то призрачные права на московский престол. Таких людей, скорее всего, было очень много. Тем более, что из цитаты: «О дёрбетских и джунгарских нойонах достоверно известно, во-первых, то, что они принадлежали роду (омок, оток) чорос.», следует, что ЧОРОС – это все-таки род, а не титул главы племени. Таким образом, ойратские князья – это руководители одного из пост-Ордынских воинских соединений, находившегося некоторое время в западной Монголии. «Нельзя обойти вниманием то, что в алтайских исторических преданиях говорится о наличии родственных связей отока (сёока) тодош с чоросами.». Конечно, потомки руководителей войсковых подразделений Орды, расквартированных на Алтае, могли иметь родственные связи и с ЧОРОСами 17 века и с царями Руси-орды 14-16 веков.

    В публикации [Гаджиев, 2001] приведены следующие лингвистические данные. «Проведенные исследования дали веские аргументы для отождествления данного форта с кала Сул «Тарих ал-Баб» и Баб Сул Хордадбеха, а также идентификации раннесредневекового Чора (арм. Чор // Чол, груз. Чора, сир. Торайе, греч. Тзур, Зуар, араб. Сул), выступавшего важным военно-политическим и религиозно-идеологическим центром Восточного Кавказа, с Дербентом.» Можно принять, что все слова, кроме СУЛ являются транскрипциями слова ЦАРь. Ну а КАЛА СУЛ – это самый обычный ЛЕВЫй форт. Кстати, армяне называли Дербент ЧЁРом [Гумилев, 2004], то есть, ЦАРским городом. Распространенным словом является САРДАР «САРДАР (сердар - сирдар) (перс.), 1) в Османской империи титул командующего полевой армией. 2) В Египте в период английского господства британский офицер, командовавший войсками хедива. 3) В Иране, Афганистане сановник, глава племени. 4) В Индии титул, распространенный среди сикхов, принадлежащих к касте джатов.» [http://vslovar.org.ru/49407.html]. САР – это ЦАРь, ДАР – это тоже ЦАРь. Не отсюда ли в ТИ вошло выражение ЦАРь ЦАРей (САР ДАРей), и ЦАРь ДАРий? Ну а то, что персидский царь КИР – это просто ЦАРь, ясно без дополнительных объяснений. Без дополнительных объяснений можно принять, что сарацины - это САРацины, то есть, просто ЦАРские. Сарматы – это тоже ЦАР+МАТы.

    3.5. Казаки и козы, каза и казы

    Н. Вашкевич с радостным упоением старается представить чисто русские слова как заимствования из арабского языка. При этом вариант попадания этих слов из русского языка в арабский им даже не рассматривается. Не рассматривается и третий вариант: однокоренные русские и арабские слова являются заимствованиями, например, из тюркских языков. Как все одержимые одной единственной идеей и поборники своей непогрешимой правоты Н. Вашкевич занимает принципиально идентичную позицию с критикуемой им официальной филологией. «Что же делать с филологией? Ответ однозначен. Она должна перестроиться и стать способной понимать простые вещи, доступные интеллекту школьника младших классов. Иначе поганой метлой ее на свалку и оставить одно лишь упоминание в истории как пример тотальной заморочки в донаучный период ее бытования.» [Вашкевич]. Суть позиции Н. Вашкевич и официальной филологии проста: имеется только одна единственно правильная филологическая схема решения всех лингвистических задач. Мы не сторонники этой позиции и поэтому скромно предложим одну из возможных версий идентификации слова КАЗА. По Н. Вашкевичу слова КАЗА – это арабское слово означающее, и судью, и суд, и судебное делопроизводство, и «убить», и «показать». Отсюда целый спектр заимствований в русском языке: КАЗуистика, поКАЗать, наКАЗать, КАЗнить. А вот русское слово КОЗа (животное) к арабскому слову КАЗА не имеет никакого отношения. После просмотра многочисленных публикаций «по скифам», у нас сложилось вполне определенное впечатление – КОЗа/КОЗёл одно из самых распространенных животных, выполненных в «зверином» стиле. Часто фигуры КОЗы/КОЗла располагаются на предметах типа наверший. Можно предположить, что мы имеем дело либо с одним из тотемных животных Руси-орды, либо с неким специальным символом. Если это так, то КАЗ/ГУС это и название тотемной птицы и одно из названий рогатого животного, точно также, как название волка КАСКЫР. Причем, КАЗ – мужского рода, а КАЗа/КОЗа – женского. Отсюда А в конце этого слова. КАЗА/КАЗЫ имеет и еще одно значение – это сырокопченая конская колбаса. Естественно, КАЗаки должны были уметь делать высококалорийные продукты длительного хранения. Естественно и то, что народы Казахстана и Средней Азии, переняв у КАЗаков рецепт изготовления этой изумительной колбасы, назвали ее КАЗы.

    В землях завоеванных Русью-ордой, в том числе и тех, на которых сегодня живут арабы, была установлена КАЗацкая судебная система и назначены судьи КАЗаки. Их приговоры приводились в исполнение тоже КАЗаками. Понятна и аналогия КАЗак - «убить». В Руси-орде КАЗни и наКАЗания тоже исполнились КАЗаками. Кроме всего прочего, они охраняли и КАЗну. Может быть, они и поКАЗывали что-то. Тем более, что КАЗать – это и рассказывать и показывать (словарь Даля). Во всяком случае, КАЗакам, находящимся на заслуженном отдыхе после своей военной или гражданской службы, было что рассКАЗать людям, среди которых они жили. Возможно и то, что первоначально сКАЗом называли военные приключения казаков (что-то типа рыцарских романов средневековой Европы). Так что весь букет слов с корнем КАЗ в арабском языке есть прямое свидетельство нахождение некоторое время арабоговорящих народов под прямым управлением КАЗаков Руси-орды. Есть в арабском языке еще одно слов ГАЗават. Это война против «неверных». Конечно, ее вели не пастухи, но ГАЗ/КАЗаки. ГАЗы, участвующие в этой войне, конечно же, были почитаемыми людьми. Отсюда в арабском языке и слово, обозначающего святого человека, - хазрат. ХАЗ+РАТ - это самый обычный ХАЗ/КАЗацкий РАТник. Война ГАЗават в Европе называлась ГУСитской войной. Естественно ее духовный вдохновитель тоже ГУС (с простым именем Ян). Естественно и то, что казаки в этих войнах воевали за своего же казака, принесшего свет новой веры, – гИСу. Это потом к его имени в Византийской империи добавили типичный аффикс УС и второе И - Иисус. Может быть КАЗы/ГИСы эте не воины- ГУСи, а воины гИСы? И, конечно же, Коран написан по приказу КАЗа – зятя Мухаммеда, Османа: гОС/гАС+МАН. Аффикс МАН правращает просто гОС/АСа в Великого ГАСа. И призыв к молитве с минарета осуществлял азан: кАЗ+АН. Подвижники пророка Мухаммеда – асхабы, это гАС+ХАБы. Христиане в части использования КАЗов в религиозных делах от мусульман не отставали. Например, «АЗАРИЙ МОНАХ (16 в.) - славяно-румынский летописец, автор хроники, обхватывающей события 1552-74.» [http://vslovar.org.ru/911.html], это самый обычный кАЗ+АРИЙ или кАЗ+лАРий. Это же относится к святому Азарию Вавилонскому. Считается, что азимут – арабское слово (ас-сумут - мн. ч. от ас-самт - путь, направление) [http://vslovar.org.ru/948.html]. Но, скорее всего, это арабское слово произошло от гАЗ+САМТ.

    Н. Вашкевич трактует выражение «Выдрать как Сидорову козу», как ««выдрать так, как вышло решение судьи, в точном с ним соответствии», то есть без снисхождения. Назначил судья, то бишь казий, скажем, сорок палок — сорок и получай.» [Вашкевич]. Основанием для такой трактовки является следующее: «садар коза в арабской графике означает «вышел приговор, решение судьи»». Если мы применим к этому арабскому словосочетанию метод Н. Вашкевича – чтение справа на лево, то получим, что САДАР КОЗА это самое обычная кАЗОКская РАДАс. Тогда смысл идиомы - ««выдрать так, как вышло решение казацкой рады». САДАР КОЗА – это решения КАЗацкой рады, касающиеся не только отдельных экзекуций. Интересно, русское слово ХОЗяин (тюркский вариант ХУДЖяин) не заимствование ли из арабского языка? ХОЗ/КАЗы были ХОЗяевами арабов. Арабы к ХОЗ добавили свой аффикс А, точно так же, как они добавили А к судье КАЗу. Получилось ХОЗА. Ну а русские заимствовали это слово у арабов, добавив к нему аффикс ИН и смягчив чуждый для них звук А. Вот и получилось ХОЗ+Я+ИН. А потом это слово в слегка искаженном виде и в тюркские языки попало. Это подсказка Н. Вашкевичу.




    3.6. Орда и руда, кирки и казаны, казаки и ханы
    3.7. Джунгары и ойраты, уйгуры и Кашгар
    3.8. Кидани и кытаи
    3.9. Черкасы, кыргызы и аскеры
    3.10. Ясак и кыштым
    3.11. Брацкие мужики
    3.12. Кыргызы и татары
    3.13. Теле, телесы, телеуты, теленгиты
    3.14. Татары и Тартария
    3.15. Пегая орда
    3.16. Огузы
    3.17. Тюрки и турки
    3.18. Ордос
    3.19. Пёстрые горные пастбища
    3.20. Великая Китайская Стена – кремль кагана
    3.21. Каракорум
    3.22. Мангулы и манжуры, маньчжуры и чжурчжени
    3.23. Гуркхи и арии
    3.24. Слоны и львы
    4. Тотемные цвета Орды
    5. Тотемные животные Руси-орды
    6. Ордынские военные термины в монгольском языке
    7. Этнонимика Прибайкалья
    8. К вопросу о подлинности «Слова о полку Игореве»
    9. Элементы реконструкции структуры Орды
    10. Лингвистические результаты
    11. Заключение
    Источники информации
    Анатолий Тюрин
    .
  • Анатолий Тюрин:
  • Казаки, черкасы, татары, орда и скифская археологическая культура




  • ← назад   ↑ наверх