• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Анатолий Тюрин

    Казаки, черкасы, татары, орда и скифская археологическая культура


    3.14. Татары и Тартария

    В пределах двух зон распространения скифской культуры - степная и лесостепная полоса, прилегающая с севера и востока к Алтайским горам и сами горы, в названиях и самоназваниях народов имеется слово ТАТАР. А как возникло это слово? Автор публикации [Бушаков, 1992] привел этимологические элементы этнонима ТАТАРы «Г. Дж.Рамстедт сопоставил калм. tatr и монг. tatari говорящий с иностранным акцентом; плохо говорящий, заика с бараб. tel3 tartyq заика [10, 384]. Соглашаясь с Рамстедтом, П.Пелльо выводит этноним татар из тюрк. tartar (аорист от tart- тянуть, тащить) [9, 232-233]. С учетом этих этимологий для этимологизации этнонима целесообразно применить типологический метод. Видимо, не является случайным фонетическое сходство этнических терминов татар и тат (так тюрки-кочевники называли в Туркестане земледельческое, обычно ираноязычное, население). (В эпосе “Идегей” этноним тат иногда даже употребляется как синоним этнонима татар.) В алтайских языках тат и татар первоначально должны были значить ‘бормочущий; говорящий на непонятном языке’, не имея определенного этнонимического значения, ср. эвенк, татэ заика, татэра- заикаться, кор. таттобори, тодори, заика, кирг. duduq немой, крым.- тат. tutuq заика, тур. d?gd?g? картавый, венг. dadago заика, вьет. tit молчать, майя tot заикающийся; немой, араб. tahtaha заикаться, бормотать, ratana говорить на чужом, непонятном языке. Такой способ обозначения иноплеменников был в древности обычным: греч. ???????? изъясняющийся на неправильном греческом языке; чужеземец, араб barbar берберы, нубийцы, санскр. barbara бормочущий; варвар, дикарь. В Закавказье термин tat имеет еще и значение 'немой'. Венгры называют татами словаков (tot).» К этому можно добавить русское слово ТАРАТОРИТЬ – говорить быстро и непонятно. Таким образом, в языках многих народов этноним ТАТАРы ассоциируется со словами, смысл которых «говорить непонятно, невнятно или с акцентом». Принято, что этноним НЕМЕЦ произошел от русского слова немЕц – человек неспособный говорить (на русском языке). Если мы на основе этой схемы попытаемся объяснить образование этнонима ТАТАРы, то нам придется объяснять и то, что у разных народов присутствует слова близкие по звучанию и смыслу. Такой возможности не просматривается. Значит, ничего не остается, как предположить, что слово ТАТАР первично по отношению к вышеперечисленным однокоренным с ним словам. Подчеркнем, что это предположение сделано только по лингвистическим данным без обращения к НХ ФиН. Из этого же комплекса гипотез прямо следует, что слово ТАТАР в языках народов мира должно иметь слова, сходные с ним по звучанию. Приход в земли этих народов ТАТАР в составе войск Руси-орды не могло не произвести на них глубокого впечатления и способствовало образованию новых слов, в том числе и со смыслом «говорить непонятно, невнятно или с акцентом».

    Наша гипотеза образования слова ТАТАР, а затем и этнонима, сводится к следующему. На востоке Руси-орды существовали два военных соединения Орды: Теле (правое крыло) и Тардуш (левое крыло). Автор публикации [Гумилев, 2004] идентифицировал их взаимное расположение следующим образом: Теле – восточное соединение, Тардуш – западное. Но эта идентификация не является твердо установленным фактом. В источниках говорится только о двух крыльях (левом и правом) одной военной структуры (по [Гумилев, 2004] - объединения племен) - Теле и Тардуш. Местонахождение Теле установлено (главным образом, по китайским источникам) относительно достоверно – регион от Алтая до Селенги. Если Тардуш поместить западнее его, то получится, что их общее командование находилось в южном Синьцзяне, а противники на севере. Но на севере не имелось каких-либо противников Орды. Все становится на свои места, если командование этими соединениями поместить на западе. Тогда Теле – правое крыло, решающее военные задачи в «китайском» направлении, а Тардуш – левое крыло, решающее военные и административные задачи в «сибирском» направлении. Первоначало в них входило приведение народов региона в подданство Руси-орде, а после этого – сбор ясака. Не имеется никаких противопоказаний для того, чтобы поместить Тардуш в регион от северных склонов Алтая и прилегающих к ним степей до Приангарья. Напомним, что в этой зоне в самоназваниях коренных народов присутствует слово ТАТАР, а их языки в основном, относятся к тюркской группе. Членов объединения ТЕЛЕ называли ТЁЛЁС (ОС – это аффикс множественного числа). Название же членов объединения ТАРДУШ сформировалось на основе тюркского принципа образования множественного числа: ТАРДУШ+ЛАР. Позднее ТАРДУШЛАР редуцировалось в ТАРДушлАР или ТАРТАР/ТАТАР. Никаких военных задач в регионе своего местонахождения соединение Тардуш не решало. Поэтому оно поставляло отдельные орды для дальних военных походов правителей Руси-орды. Эти орды назывались ТАТАРами. После походов часть орд оставалась в завоеванных странах, часть возвращалась в Орду и расселялась в ее западных областях: на территории северного Причерноморья, северного Прикаспия и Северного Кавказа. Позднее на основе этих орд или с их участием сформировались тюркоязычные народы региона, имеющие в своем самоназвании слово ТАТАР.

    После того как мы сформировали версию происхождения слова ТАРТАР/ТАТАР можно понять смысл слова ТАРТАРия, которым часто обозначали на картах то ли административные область, то ли государство, занимающее огромную территорию за Уралом. Возможно, в 16 веке соединение Тардуш получило относительную самостоятельность. В географическом аспекте это означает относительную самостоятельность территории от Урала и до Тихого океана. Эту территорию стали называть по названию контролирующих ее воинов – ТАРТАРией.

    3.15. Пегая орда

    «Самой восточной Ордой была Пегая Орда, расположенная в то время вдоль границ современного Китая. Возможно, земли, занятые этой Ордой, и назывались КИТАЕМ» [ХРОН5, часть 2, глава 6]. Имеются ли следы Пегой орды в рассматриваемом регионе? Да. «Следы некоей организации, к которой некогда имели отношение тёёлёсы можно предусмотреть еще в одной привычке представителей этого рода или племени. Согласно рассказам, когда зайсан призывал их к себе, им рекомендовалось явиться к нему на сером или бело-сером коне. Так, в частности, еще в конце 19 века и в начале 20 в., руководивший 6-ым тёёлёским отоком зайсан Каха, предпочитал, чтобы тёёлёсы являлись к нему на конях этой масти. Особенно это указание было актуально для общественных мероприятий: молений, праздников, коллективной загонной охоты. Даже спустя почти 100 лет, сегодня, тёёлёсы в шутку говорят, что «на собрания надо ехать на бело-сером (ак-боро) коне». Можно увидеть в этой привычке влияние бурханизма и культ белого коня у бурханистов. Но можно предусмотреть и другое: бело-серая масть была опознавательным знаком восточного войска у хуннов (Бичурин Н.Я., 1950, с. 51).» [Ямаева, 2002]. «Бело-серая масть» - это и есть пегая масть, а «восточное войско у хуннов» - Пегая орда. Авторы НХ ФиН правы; «Самой восточной Ордой была Пегая Орда». Мы к этому добавим, что войска ее правого крыла назывались Теле, левого – Тардуш. Ее тотемным цветом являлся бело-серый или ак-боро. БЕК не от ПЕГ ли?

    3.16. Огузы

    Ясно, что ОГУЗ – это О+ГУЗ. Но что обозначалось этим словом в Орде? Автор публикации [Гумилев, 2004] считает, что словом ОГУЗ обозначался союз племен. Один из таких союзов – ТОКУЗ-огуз, он отожествляет с уйгурами. При этом упоминает и еще одни союз - УЧ-ОГУЗ. Числительные перед словом ОГУЗ – ТОКУЗ – 6 и УЧ – 3, по его мнению, указывали на количество племен, входящих в объединение. Другая версия перевода словосочетаний ТОКУЗ-огуз и УЧ-огуз не рассматривается. А она очевидна. ТОКУЗ-огуз – это девятый огуз, а УЧ-огуз – третий огуз. Наша версия перевода подтверждается следующей цитатой. «... уйгуры (он уйгур), тогуз-огузы, секиз-огузы (най-маны), jети-огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране.» [Екеев, 2003]. В воинское соединение Теле входили ТОКУЗ-огуз – девятый огуз, СЕКИЗ-огуз – восьмой огуз, JЕТИ-огуз – седьмой огуз. В публикации [Гумилев, 2004] относительно киданий говорится, что «их держава была союзом из восьми равноправных племен». Тогда в соответствии с нашей версии интерпретации смысла числительных, стоящих перед словами ОГУЗ и УЙГУР, подразделение КИДАН имело восьмой номер. Но в вышеприведенной цитате восьмой огуз – это найманы. На этом мы остановимся, поскольку у нас нет какой-либо версии интерпретации слова НАЙМАН (не НАЕМНИКи ли?). Отметим, что самоназвание НАЙМАН существует у родов народов Средней Азии, в том числе и у узбеков. Уйгуры входили в соединение Теле как самостоятельное подразделение. Причем у него был свой номер – десятый (в цитате указано «... уйгуры (он уйгур) ...», ОН/УН - 10). Но здесь есть одна лингвистическая тонкость. ОН вполне могло звучать как УНГ, то есть «правая сторона». Тогда ОН УЙГУР – войска правого крыла. Это соответствует тому, что соединение Теле являлось правым крылом. По той роли, которую огузы играли в войнах, можно предположить, что это название самого мелкого подразделения Орды, способного решать стратегические задачи. Уйгуры и огузы входили в войсковое соединение под названием Теле. В цитате прямо говорится, что соединение Теле было расквартировано и в Туве (верхнее течение Иртыша) и на Алтае, то есть в областях распространения скифской археологической культуры.

    В Семиречье находился город Ики-Огуз [История Казахстана] – второй огуз. Около озера Иссык-Куль имеется поселок Джети-огуз - седьмой огуз. Джеты-огуз присутствует и в топонимах Хребта Терскей Алатау. Интересно, что на сайте [http://www.poga.westra.ru/articles/kyrgyz_toponymy_ru.html#terskeyalatoo] он переведен как «семь волов». То есть, слово ОГУЗ в современном киргизском языке означает вола. В китайских источниках указывается, что степные народы, кочевавшие на территории Синьцзяна и Внутренней Монголии, жили в кибитках на больших колесах. В них были запряжены быки. Возможно, «тягловых» быков/волов огузов кочевые племена Семиречья назвали по имени их владельцев. Тогда английское слово ОХ [окс] – бык, тоже могло произойти от пришедших в Англию ОГУЗов. Если это так, то понятно, почему для быков нужно иметь отдельный брод – OXFORD. Это переправа через реку для обозов ОГУЗов. Понятно и то, как попал степной деликатес – суп из хвостов крупного рогатого скота (OXtail), в английскую кухню. От ОГУЗ произошло и русское слово ОБОЗ. На основе присутствия топонима Джеты-огуз в районе озера Исск-Куль можно предположить, что седьмой Огуз находился на территории Семиречья. Вместе с тем он входил в соединение Теле. Это противоречит общепринятой версии локализации соединения Тардуш – Семиречье и расположенные к западу от него области, но подтверждает нашу. Тардуш находился севернее Теле, а в территорию Теле входило и Семиречье. «Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное название Сыр.» [http://huba.ru/rdsref/type4/elem3735.html]. ЙИНЧУ перед словом ОГУЗ – похоже на искаженное УН УЧ - тринадцать. В справочнике «Указатель этнонимов» указано: «ГУЗЫ, ОГУЗЫ - кочевые племена тюркского происхождения, к середине 11 в. вытеснившие печенегов и обосновавшиеся в южнорусских степях. Несли пограничную охрану на степной окраине Киевской Руси, где имели ряд своих укрепленных городков.» [http://www.hronos.km.ru/etnosy/torki.html] ГУЗы – это КАЗы воины ОГУЗов, расквартированных в южнорусских степях. Донские казаки – их прямые потомки.

    Кто такие СЕЛЬДЖУКИ-ОГУЗы, завоевавшие территорию современной Турции? «Из двадцати четырех ветвей сыновей Огуза одна половина относится к правому крылу войска, а одна половина - к левому ...» [Родословные]. Туркмены считают себя потомками Огуз-хана. Также считается, что часть огузов из Туркменистана проникла через Иран в Турцию. Их называют Сельджуками-огузами. СелЬДЖУк это селЯк, или СУЛАК, что означает ЛЕВША. Тогда СЕЛЬДЖУКИ/СЕЛЯК-огузы – огузы левого крыла войска Огуз-хана. С сельджуками связана турецкая династия Османов. Это гОС/гАС+МАН, где МАН - увеличительный аффикс. То есть гОсманы – большие гуси. Выше мы отметили возможность расшифровки ОН УЙГУР как войска правого крыла. Войска правого крыла должны быть на территории Украины. КУРЕНЬ – войсковое подразделение у казаков Запорожской Сечи. Может быть КУРЕНи (КУР+унг) это подразделения КУРа правого крыла. Отметим, что у народов Алтая одно из их структурных подразделений, включающее 20 кибиток, называлось КУРЕЕН [Этнический состав]. Считается, что это слово производное от слова ХОРИН – двадцать. Какой либо уточняющей информации по последнему слову, не приведено. Казацкими куренями руководил кошевой атаман. Но здесь КОШ не дом, а соединение: «... в казахском: кос – соединение. (Некогда и в огузском, откуда кош – казачье войсковое соединение.)» [Сулейменов]. Войска Орды правого крыла должны были быть и на территории Швеции. Возможно, это отражено в титуле ее правителя – КОНУНГ, или КОН/КАН/ХАН+УНГ, то есть правый хан.

    В завершение обсуждения термина ОГУЗ приведем несколько цитат из публикации [Великие Огузы] и наши комментарии к ним.

    «Название «Огуз» впервые употребляется в первой надписи, найденной на берегу реки Барлык (Улу-кем = впадает в Енисей) Там сказано «Шесть огузских племен». Здесь речь идет о шести племенах, объединенных в одно племя. Судя по тому, что эти надписи посвящены беям, то стоит думать, что огузы еще в древние времена существовали в этой долине, образовав союз.» Мы уже отметили, что «Шесть огузских племен» и «шестой ОГУЗ» пишутся одинаково.

    «Название «Огуз» происходит от слова «ок» (стрела). «Ок» в тюркском языке означает и «племя»». Это версия перевода слова ОГУЗ заслуживает внимание. Возможно ОГУЗ это редуцированное ОК+ГУЗ.

    «В документах периода правления Тангов (ежегодники Танг-су и Киу Танг-шу и четыре различных перевода). Девять племен (в надписях «девять Огузов», иногда «девять племен тюрок (гёк-тюрок)» упоминаются как «тюрки девяти племен (гёк-тюрки)», а иногда или «девять племен Толесов». Значит, девять - огузов толесов то же, что и девять огузов гёк-тюрок. То есть племена огузов - это племена, породившие гёк-тюрок.» В контексте наших лингвистических гипотез «девять - огузов толесов» означает «девятый огуз толесов, воинов соединения Теле».

    «Однако огузы через некоторое время восстали и против уйгурского ханства. На этот раз они были в составе восьми - огузов. Моен-чур подавил огузов, объединившихся с «тридцатью татарами», в Бургу и на берегах Селенги.» Здесь упоминается восьмой огуз соединения Теле и тридцатый ТАТАР соединения Тардуш.

    «В первой половине 10 века огузы проживали в степях Сырдарьи, в находящихся в ее окрестностях городах Караджук (Фараб) и Сайрам. Согласно исламским географам (Аль-Балхи, Истахри, Ибн-Хавкал и Худулюль-Алему), огузская территория распространялась до Каспийского моря на западе (поэтому полуостров на востоке этого моря получил тюркское название Манкишлак) до города Гюргенч на юге, до находящихся на его северо-западе селений Джит и Баратекин (на юге Аральского озера), до севера Бухары в Мавераннахре, до города Сабран, что у подножья гор Караджук, и половину степи, простилавшейся от Каспийского моря до гор Караджук, называли «огузской степью» (Мафазуль-Гузия).» Приведенные сведения о проживании огузов соответствуют одной из географических зон распространения скифской археологической культуры - региону, прилегающему к Аральскому морю. Устюрт –это гУС+ТЮРТ, то есть ЮРТ ГУСов. ЮРТ – это, скорее всего, закрепленные за конкретным подразделением орды сельхозугодья, в том числе и пастбища. А восточнее Аральского моря есть река Иргиз – это ир+ГИЗ.

    «Огуры – братья огузов. ... Союзы огурских общин состоят из 5-огуз, 6-огуз, 9-огуз, 10-огуз и 30-огуз.» Выше мы установили, что ГУР – объединение племен (в соответствии с традиционной трактовкой) или объединение подразделений Орды. В цитате описывается оГУР, включающий пятый, шестой, девятый, десятый и тридцатый огузы. В публикации [Зарубин, 1991] отмечено, что ««огуз» по крымско-татарски означает тридцать». Возможно, крымские татары являются потомками (в том числе) воинов тридцатого огуза.

    3.17. Тюрки и турки

    Судя по публикации [Великие огузы], первое письменное упоминание тюрков восходит к Орхонским текстам. Оставим этот вопрос тюркологам. Здесь же разберем только значение слова ТЮРК. Транскрипция фразы из Орхонских текстов, где упоминается слово ТЮРК, приведена в публикации [Гумилев, 2004]: turk-sir-budun. Эта фраза истолкована так: «... Тоньюкук называет свой народ тюрко-сирским.». Слово budun в первом приближении соответствует слову народ. Мы это примем, хотя бы потому, что других версий значения этого слова у нас нет. SIR на многих европейских языках означает «господин» или ЦАРь. Руководителям соединения Теле, на территории которого находился объект «Орхон», это русское слово и его европейское произношение (возможно и написание) было, конечно же, знакомо. Относительно TURK можно предположить, что это слово произносилось ЧЁРК, что означало что-то типа ЦАРские. Тогда TURK-SIR-BUDUR – это примерно соответствует царю, принцам крови и их ближайшему окружению. Обращаться к Орхонским текстам для расшифровки термина ТЮРК бессмысленно. Все что связано с ними – одна сплошная неопределенность, предстающая сегодня в форме ложной определенности. Например, sir-budun на английском языке может означать вассалов: sir – господин, правитель; budun – «неправильное» множественное число от слова body, которое обозначает (в том числе) «группу людей». Поэтому мы ограничимся «голой» гипотезой. Русские в периодических турецких войнах воевали с ЧЁРКами, подданными ЧЁРа, столицей которого был Стамбул. Позднее ЧЁРКи трансформировалось в русском языке в ТУРКи, а в тюркских языках – в ТЮРКи. В английский язык это слово попало как TURK. А тотемное животное TURKов – КАС (гусь), попало в английский язык как TURKey – индейка. Появившаяся наука тюркология структурировала «прошлое» тюркоязычных народов, объединив их сначала по лингвистическим признакам. Затем были созданы «генетические» исторические модели, выводящие историю некоторых государствообразующих народов от слова TURK в Орхонских текстах. Русские и сегодня пользуются соловом ЧЁРКи, слегка исказив его звучание – ЧУРКи и смысл. Сегодня ихзназывают, с пренебрежительным оттенком, выходцев их Средней Азии и Закавказья. Могут назвать ЧУРКом и ТУРКа. И последнее. Имеет смысл попытаться прочитать Орхонские тексты на основе уже имеющегося в НХ ФиН соответствующего опыта.

    3.18. Ордос

    ОРДОС (историческая область в Китае, расположенная в северной излучине реки Хуанхэ) является одной из зон распространения скифской археологической культуры. По своему географическому положению и природно-климатическим условиям Ордос - самая южная область Китая и сопредельной с ним Внутренней Монголии, где орды, сформированные по кочевому принципу (воины, их семьи, скот), могут вести традиционное хозяйство, а заодно контролировать обширные территории традиционного земледелия. В соответствии с [Екеев, 2003] ОС – это аффикс множественного числа. Тогда ОРДОС – район, где находятся орды.

    3.19. Пёстрые горные пастбища

    Считается, что АЛТАЙ это АЛТЫН+ТАУ – золотые горы. Однако русские рудознатцы, появившиеся на Алтае в 20-х годах 18 века, называли его «Алейскими горами» [Бородаев, 2003]. «Горы» - это перевод слова ТАУ. Слово АЛТЫН русские рудознатцы знали хорошо. Но они его не применили для обозначения Алтая ни в русском, ни в тюркском варианте. Они назвали его АЛЕ или АЛЕЙ. Тогда название Алтая среди местного населения звучало как АЛЕ+ТАУ или АЛЕЙ+ТАУ. Слово АЛЕ/АЛА/АЛ встречается в названиях многих горных массивов и горных долин. Ниже приведены наиболее известные из них.

    АЛтай - горная страна на территории Российской Федерации, Казахстана, Монголии и Китая. Состоит из хребтов, образующих водораздел Оби, Иртыша, Енисея и рек бессточной области Центральной Азии. Разделяется на собственно Алтай, Гобийский Алтай и Монгольский Алтай.

    Кузнецкий АЛАтау - горная страна на юге Сибири, между Кузнецкой и Минусинской котловинами.

    АЛАшань (ХЭЛАньшань) - хребет в Китае, вдоль юго-восточной окраины пустыни АЛАшань.

    Джунгарский АЛАтау - горный хребет на границе Семиреченской области и Илийской провинции Китая, составляющий самую северную цепь системы Тянь-Шаня.

    Заилийский АЛАау - горный хребет в Средней Азии, между левым притоком реки Или, Чарыном, на востоке и рекой Чу на западе.

    Таласский АЛАтау - горы, составляющие одно из звеньев средней системы складок Тянь-Шаня, начинающейся на востоке хребтом Терскей-АЛАтау и заканчивающейся скалистым хребтом Кара-тау.

    АЛАй - высокая долина между АЛАйским хребтом на севере и ЗаАЛАйским на юге (к югу от Ферганской долины).

    АЛьпы (немецкое ALPEN, французское ALPES, итальянское ALPI, словенское ALPE), наиболее высокие горы Западной Европы - занимают часть Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, Лихтенштейна, Словении.

    ГимАЛАи – горный массив между Тибетским нагорьем и Индо-гангской равниной.

    АЛА/АЛЕ/АЛ – это пастбище: ДЖЕЙЛЯУ - на Тянь-Шане, ЯЙЛА – в Крыму, ХЭЛА – в Китае. АЛА+ТАУ – это не название гор, а собирательный термин, обозначающий горные пастбища. АЛ+ТАЙ - горное пастбище. АЛАТАУ – совершенно однотипное название горных пастбищ в огромном регионе от Алашаня и Кузнецкого Алатау до Западного Тянь-Шаня. АЛьпы и ГимАЛАи - это тоже горное пастбище. Интересно, что термин Альпы тоже является однотипным для приальпийских народов. Топоним Алачаван (пески Сундукли, Узбекистан) переводится как пёстрое (АЛА) покрывало (ЧАВАН). Названии озера на Тянь-Шане Ала-Кёль – разноцветное (АЛА) озеро (КЁЛЬ). Название горного хребта Терскей-Ала-Тоо переводится как «пёстрые горы теневой стороны; находящиеся же на северном берегу Иссык-Куля Кюнгей-Ала-Тоо – пёстрые горы солнечной стороны». Возможно, АРА это одна из транскрипций АЛА. Тогда АРАрат – пастбищ, отведенное для РАТи, а АРАкс – река, которая течет меж пастбищ. Ну, а АРАвия – это страна пастбищ, соответственно, живущие в ней пастухи – АРАвы/АРАбы.

    Почему «пёстрый» и «пастбище» обозначено одним словом АЛА/АЛЕ/АЛ? АЛА/АЛЕ/АЛ – это трансформированное слово ТЕЛЕ/ДАЛЬ. Горные пастбища были главным экономическим ресурсом той зоны, где находилось соединение Теле, входящее в Пегую орду. Оно ими и владело. Поэтому эти пастбища стали называть АЛА/АЛЕ/АЛ. Это собирательный термин. Пегий цвет был тотемным цветом Пегой орды и, соответственно, Теле. Поэтому слова АЛА/АЛЕ/АЛ стали применять и для обозначения пегого/пёстрого цвета. О том, что АЛА именно «пегий» свидетельствует следующая цитата. «Имя Алакуш-Дигиткури содержит компонент Алакуш, который, вне всякого сомнения, является тюркским словосочетанием ала куш, означающим «пегая птица» [Рассадин, 1995]. Тогда топоним АЛЬПЫ можно расшифровать следующим образом: горное пастбище (АЛ) Пегой (PEN/PES/PI/PE) орды. Альпы – самое удобное место в Европе для оставленных там войск Руси-орды. А подразделения Пегой орды самые приспособленные для проживания в Альпах. Возможно и то, что АЛАны, фигурирующие в европейских войнах, – это одно из названий воинов Теле. Можно сделать и еще одно предположение. Выше отмечено существование на Алтае налога АЛБАН. Другая транскрипция этого слова приведена в публикации [Этнический состав]: АЛБА. Указано, что это название государственного налога. Не налог ли это за пользование пастбищами АЛ+БАН/БА? Тогда AL+PEN/AL+PE – это и есть АЛ+БАН/АЛ+БА. Исходя из этого, можно высказать версию происхождения топонима АЛЬПЫ «без участия» Пегой орды. В Центральной Европе Русь-орда объявила своими альпийские пастбища. За пользование ими взимался налог АЛБАН. Со временем этим словом стали называть альпийские пастбища, а затем и сам горный массив. АЛБАН платили все приальпийские народы, которые пользовались горными пастбищами, поэтому в их языках название горного массива звучит примерно одинаково.

    Слово АЛА имеет еще одно значение – БОГ. Причем, в этом значении оно применялось и русскими православными людьми [Носовский, 2004].

    3.20. Великая Китайская Стена – кремль кагана

    Один из участников русского посольства в Китай (1692-1695 годы) назвал Великую Китайскую Стену (ВКС) Цаган Крим «Прибытие к Великой китайской стене и ее подробное описание. 27 октября завидели мы по высшим точкам гор несколько сторожевых башен и в тот же день достигли Великой стены, или Цаган Крим, которая действительно кажется одним из чудес света.» [Идес, 1967]. В сноске дано толкование этого словосочетания. «Цаган Крим. - Монголы знаменитую китайскую стену называют Керим, но с прибавкой эпитета Цаган, [т. е. Белый Керим] (Г.Ф.Миллер, История Сибири, I, М.-Л., 1937, стр. 516). Э. М. Мурзаев пишет, что монголы называли Великую китайскую стену Саган Керим («саган» - белый, «керем» - большая, толстая, высокая стена). Иван Петлин называл Великую китайскую стену [?] Крым. Появившиеся в XIII в. в Тавриде татары применили это название к Крыму (Э. М. Мурзаев, Опыт объяснения названия "Крым" ("Известия Всесоюзного географического общества", т. 80, вып. 3, Л., 1948), стр. 295-298].» ЦАГАН и САГАН – это самый обычный КАГАН. В публикации [Гумилев, 2004] приводится еще одна транскрипция этого титула – ХАГАН. В свою очередь, КАГАН/ХАГАН – это ГУРХАН/КУРГАН, а от САГАНа один шаг до японского СЁГУНа. Почему историками не принята во внимание самая простая версия идентификации слов ЦАГАН и САГАН? Чтобы ответить на этот вопрос надо идентифицировать второе слово в словосочетании ЦАГАН/САГАН КРИМ/КЕРИМ. А это самое обычное русское слово КРЕМЛЬ. В словаре Даля приводится следующая информация. «КРЕМЛЬ м. крем, кремник стар. и кром (от кромить, кромленое место), детинец, внутреняя крепостца, крепость внутри города; стена с бойницами, воротами, башнями, ограждающая важнейшую часть города, дворец, казну и пр. Кремлевский, до кремля относящ.» «КРОМ м. засыпной ларь, закром или засек. || Стар. кремль; но в Пскове был и кром, а внутри его кремль, за кромом же было застенье, слобода; внешнее городовое укрепление, в противоположность детинцу или кремлю.» Скорее всего, словом КРЕМЛЬ и производными от него словами, в том числе и с искаженным звучанием, обозначали и просто крепости, а также похожие на них природные объекты. Например, то, что принимается за развалины Каракорума (остатки вала и башен), столицы Уйгурского каганата (считается, что уйгурский Каракорум находился на склонах Орхона в Монголии рядом с монгольским Каракорумом), местные монголы называли Хара-Хэрэм - черный КРЕМЛЬ. (в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона Хара-Хэрэм переведено, как «черная ограда» [Каракорум. http://www.workmach.ru/word_48484.html]). Известен и природный объект, похожий на замок – Ак-Корум.

    Итак, участник посольства назвал то, что увидел (не ВКС, а именно то, что увидел) Кремлем Кагана, или другими словами Кремлем начальника китайского пограничного округа. Кремль имел передовую заставу (ее вид показан на рисунке в [Идес, 1967]), включающую стену и две башни. Стена перегораживает узкую долину-каньон. Две башни, стоят на утесах, в которые упираются концы стены. В стене имеется проход (без ворот). Зубцов на стене нет. «Проехав через проход, мы достигли ворот стены. Ворота построены в сторожевой башне высотой примерно 8 саженей, со сводом из тесаного камня и массивными, обитыми железом створками. Сама стена тянется далеко в направлении с востока на запад, пересекает долину и проходит по весьма высоким скалам. Через каждые 500 саженей высоко над этой стеной возвышается сторожевая башня. Основание стены на высоту примерно в сажень сложено из большого тесаного камня, остальная часть - из кирпича и извести. Насколько можно судить, когда-то вся стена была облицована тесаным камнем. За первыми сторожевыми воротами была площадка шириной 100 саженей, и через нее мы попадали к другим сторожевым воротам, от которых в обе стороны опять-таки отходили стены. Стены эти так же, как и первые, шли поперек долины, а на башне тоже был караул с полусотней солдат. На первой стене помещалась кумирня, на которой развевались желтые вымпелы и флаги богды-хана и идолов. Толщина стены была не меньше 4 саженей, а высота - больше 6. По стене могли ехать в ряд шесть всадников. Стена была в таком хорошем состоянии, как будто была сделана двадцать или тридцать лет назад, нисколько не разваливалась и не была покрыта плесенью или сорняками, как это часто бывает на старых стенах.» [Идес, 1967]. Площадка шириной 100 саженей, расположенная между двумя стенами – это самый обычный «накопитель» классически обустроенного таможенного пункта. От таможенного пункта в обе стороны построены стены с башнями, перегораживающие склоны долины. Они не позволяют его «обойти». То есть, ЦАГАН/САГАН КРИМ/КЕРИМ - это самый обычный Кремль кагана, начальника пограничного округа, главной функцией которого является таможенная. Но у кремля имелась и другая функция – демонстрационная. Он должен был демонстрировать власть Богдыхана. Поэтому все каменные строения кремля «избыточны» по отношению к его таможенной функции. А что ВКС? Какая стена? Участники посольства ее не видели. Они видели только китайский таможенно-демонстрационный пункт, называющийся Кремлем Кагана. Его они в своих свидетельствах и описали. А про ВКС они только слышали. Сказки про ВКС рассказывают и сегодня. В Китае даже построены ее макеты, которые может посмотреть и пощупать руками любой турист. Один из таких макетов-новостроев находится около Пекина. При его осмотре мы не увидели ни одного камня, который можно принять за «древний». Эти макеты не более чем макеты «сказочных персонажей». В «Истерии тюрок» [Гумилев, 2004] подробно описаны перманентные войны степных объединений и Китая. Отряды степных объединений периодически грабили китайские провинции. Китайские армии отражали набеги степного воинства. Но в этих войнах имеется одна «странность» - в них ни разу не фигурирует ВКС, как сооружение, выполняющее военные функции. Стена из сказки не может выполнять военные функции в реальной жизни. То есть, мы предполагаем, что ВКС позднего средневековья – это система, включающая реальные таможенно-демонстрационные пункты и миф о том, что они соединены непрерывной стеной. По оценке очевидца Цаган Крим построен двадцать или тридцать лет назад (от времени его осмотра в 1692 году) [Идес, 1967], то есть, в 1666-1670 годах. Скорее всего, «передовая застава» Цаган Крима построена несколько раньше. Это сооружение выполняло таможенно-демонстрационные функции до строительства Цаган Крима.

    3.21. Каракорум

    Относительно Каракорума создатели НХ ФиН сформулировали предельно простую логическую конструкцию. «Кстати, сегодня считается, будто СТОЛИЦА «МОНГОЛЬСКОЙ» ИМПЕРИИ - город Каракорум - находилась в Сибири, близ озера Байкал [722], с.241. Ищут ее до сих пор. Почему-то никак не могут найти. А ведь согласно описаниям средневековых путешественников, - большой был город. Неужели бесследно исчез? С другой стороны, как мы уже отметили в ХРОН4, на Дону до сих пор есть известный город СЕМИКАРАКОРУМ. Так может пора прекратить бессмысленные поиски Каракорума в пустынных местах около Байкала [722], с.241?» [ХРОН5, часть 3]. Если не могут найти Каракорум, значит, не там ищут. Версия НХ ФиН, о том, где был Каракорум и чем он являлся отражена в следующей цитате. «Доехав из Европы до Волги, как-то сразу, в одно мгновение, Карпини оказывается в Каракоруме. Но где же тогда был Каракорум? По нашему мнению, ни в какую дикую пустыню Гоби Карпини, конечно же, не ездил. Приехал он в Русь-Орду, центральные, столичные области которой начинались на его пути СРАЗУ ЖЕ за Польшей. Из описания Карпини можно восстановить его путь только до Волги. Дальше скороговоркой говорится, что «ехали очень быстро» и доехали до столицы Великого Хана. Сегодня нас убеждают, будто Карпини от Волги поехал на восток. Но из его текста это вовсе не следует. С тем же успехом можно заключить, что он поехал НА СЕВЕР, поднимаясь вверх по Волге. И вскоре оказался в Ярославле = Великом Новгороде. То есть в Каракоруме. То есть попросту в Царских Хоромах, поскольку название КАР-КОРУМ могло означать Цар=Кир + Хоромы. То есть, царский Храм, царские хоромы = КОРУМ. Здесь уместно напомнить, что там, куда историки сегодня помещают Царские Хоромы = Каракорум, то есть в каменистую пустыню Гоби, НИЧЕГО ПОХОЖЕГО НА СТАРУЮ СТОЛИЦУ ДО СИХ ПОР НЕ НАЙДЕНО [1078], т.1, с.227-228. Более того, там не только нет ни малейших следов столицы - там не найдено ничего равнозначного обычному средневековому городу.» [ХРОН4, глава 14]. Мы тоже выскажемся на эту тему. КОРУМ в слове КараКОРУМ – это самый обычный КРЕМЛь/КЕРИМ/КРИМ/КРЫМ.

    «Рассказывая о царе Соломоне, Библия неоднократно упоминает о дружественном ему могущественном тирском царе Хираме (3 Цар. 5 и далее). Царь Хирам помогает Соломону строить храм Господен (3 Цар. 5). Кстати, имя Хирам очень напоминает русское слово «храм», «хоромы». То есть большой дом, помещение. Поэтому не исключено, что Хирам – это не настоящее имя какого-то далекого великого царя, а прозвище, которое «приклеилось» к нему потому, что он помогал Соломону строить храм. То есть, так сказать, «царь храмостроитель» - Хирам. ... Хирам был не просто далеким другом Соломона, а его государем. [Носовский, 2007, Русь и Рим, книга V]. В соответствии с НХ ФиН, библейский Соломон – это Сулейман Великолепный, а строительство храма Соломона – строительство Святой Софии. Мы выкажем гипотезу о том, что Хирам – это Московский кремль. Выражение «Кремль помог» часто употребляется и сегодня. Скорее всего, «кремль помог» и в строительстве Святой Софии.

    Кремль – это парадная ставка правителя государства или его обширного региона. Автору удалось осмотреть несколько кремлей. К ним относится Миланский кремль, брат-близнец Московского кремля. Крепости, которые построили Моголы на севере Индостана – тоже кремли. Красный форт в Дели и Красный форт в Агре – копии московского Кремля. Замок Амбер (около Раджпура) - копия московского Кремля (если рассматривать весь ансамбль Амбер, Дворец и окружающие их стены). Замок на горе над Раджпуром - копия московского Кремля. Все перечисленные кремли окружены высокой стеной-забором (она не предназначена для обороны от противника, имеющего пушки), украшенной декоративными зубцами. Башни стены – тоже декоративные. В некоторых кремлях перед стенами имеется ров. Он тоже декоративный. А вот бойницы в стенах – настоящие. Одна система бойниц предназначена для стрельбы из ружей в противника, находящегося против стены, другая – для стрельбы в противника, находящегося под стеной. Парадная ставка правителя государства, конечно же, должна быть приспособлена к обороне от внезапно напавшего врага. Здесь «внезапно» означает «без пушек». Запретный город в Пекине и дворец правителя Вьетнама в Хуэ – это тоже кремли. Во всех кремлях имеется тронный зал и храмы, в том числе личные храмы правителя. В Московском Кремле это православные церкви, в Миланском – католические, в кремлях Моголов – мечети, в кремле правителя Вьетнама – буддистские пагоды, а в Запретном городе – китайские кумирни. Во всех кремлях имеются личные покои правителя, где жила его семья. Следует отметить, что все вышеперечисленные кремли – красные. Их стены построены либо из красного кирпича, либо из красного камня, либо покрашены в красный цвет. Здесь есть еще один интересный момент. Если не рассматривать Запретный город и дворец правителя Вьетнама, то получается, что примерно в одно и тоже время (примерно 16 век) в разных странах построены по типовым проектам функционально однотипные сооружения: кремли - парадные ставки правителей.

    КАРА в слове Каракорум может быть искаженным словом КРАСНЫЙ: КАРАКОРУМ = КРАСНЫЙ КРЕМЛЬ. Но более привлекательна версия, в соответствии с которой КАРА – это ЧЁРный от слова ЦАРь. Но может быть и наоборот. Слово kor переводится как чернота [Сулейменов]. От ЦАРь произошло слово ЧЁРный/КАРА, имеющее два разных смысла. Первый – черный цвет. В изотерических традициях черный цвет – это символ мудрости и особой духовной власти. Знамя ислама имеет зеленый цвет, но личное знамя пророка Мухаммеда было черным. Русское великокняжеское знамя тоже было черным [Носовский, 2007, Русь и Рим, книга V]. Не вызывает сомнений, что слово ЧЁР/ЦАРь имело смысл и духовного главы государства. Оттенок этого смысла имеет и слово ЧЁРный/КАРА. Поэтому КАРА+КРЕМЛЬ – это ставка духовного главы государства. Выше мы отметили, что все кремли красные (в смысле цвета). Это тоже один из символов царской власти. Тогда слово ЧЕР в смысле «красный цвет» тоже произошло до слова ЦАРь. Исходя из этого версия интерпретации слова ЧАРКАС – красный КАС, равнозначна версии ЧЕР/ЦАР+КАС, то есть ЦАРский воин. По результатам лингвистического анализа слова КАРАКОРУМ мы пришли к версии, его местонахождения, обоснованной в НХ ФиН, но сделали это другим путем. Русь-орда состояло из двух взаимосвязанных частей: политико-административной и военной. Центр политико-административной части Руси-орды находился в междуречье Оки и Волги. У одного из городов этой области и было второе название – Каракорум. Скорее всего, в Орде, военной части Руси-орды, был свой Каракорум – город, где тоже была ставка правителей Руси-орды. Возможно, это Семикаракорум, находящийся на Дону. Очевидно, что СЕМИ – это семь. Но, скорее всего, СЕМИ – это русифицированное слово СЕМИЗ. Его значение «жирный, богатый» [Айтматова, 2006]. Относительно слова КАРА в слове КАРАКОРУМ необходимо обозначить и другую версию его перевода. КАРА - это «смотри» [Сулейменов]. Тогда КАРАКОРУМ – это кремль для смотрин или парадный кремль.

    Чем отличался Московский Кремль от, например, Астраханского кремля? Только тем, что Московский кремль был ставкой царей, а Астраханский – воевод. Воинское звание «воевода» примерно соответствует воинскому званию «каган» (по состоянию на 16-17 века). Поэтому слова ЦАГАН и САГАН в названии того, что видели участники русского посольства в Китай никак нельзя идентифицировать как КАГАН. Если это сделать, то будет сразу видно, что КАГАН КРИМ/КЕРИМ это ставки кагана, а не ВКС. Поэтому в ТИ лукаво «не замечают» простой аналогии КАГАН/ЦАГАН/САГАН.

    3.22. Мангулы и манжуры, маньчжуры и чжурчжени

    В НХ ФиН имеется красивая гипотеза-реконструкция создания в 17 веке в Китае «самоорганизовавшимися» руководителями и воинами пост-Ордынских формирований государства ордынского типа (В ТИ – Китай, управляемый маньчжурской династией) [ХРОН5, часть 2, глава 6]. Здесь мы приведем только главную ее лингвистическую основу. Слово манЖуРы это одна из транскрипций слова манГуЛы, а мангулы это синоним и жителей Руси-орды и ее войска. Другая транскрипция слова МАНЖУРы – МАНЬЧЖУРы не должна интересовать историков, поскольку появилась в 20 веке. Но у отожествления манжуров с мангулами имеются не проясненные моменты. В Китае проживает народ, который называют маньчжурами. Он имеет свой язык и свою письменность. Сегодня численность маньчжур составляет примерно 10 миллионов. То есть, гипотеза манЖуРы = манГуЛы должна быть согласована с информацией, характеризующих сегодняшних маньчжур. Справочная информация о маньчжурах выглядит следующим образом «МАНЬЧЖУРЫ, маньчжу, нялма (самоназв.), маньцзу, маньчжу, жэнь, ци жэнь (кит.), народ, коренное население Сев.-Вост. Китая (в осн. в пров. Ляонин, а также Гирин и Хэйлунцзян и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, пров. Хэбэй, Ганьсу, Шаньдун, городах Пекине, Чэнду, Сиань, Гуанчжоу и др.). Числ. 10 млн. чел. Говорят преим. на кит. яз. Маньчжурский язык (тунгусо-маньчж. группы алтайской семьи) сохранился в селах пров. Хэйлунцзян. Письменность создана в 1599 на основе монг. алфавита. Верующие М. – буддисты и приверженцы даосизма, сохранились пережитки традиц. верований. М. – потомки упоминаемых в древних кит. летописях тунгусо-маньчжурских племен: сушэнь, илоу, воцзюй, уцзи, мохэ, чжурчжэнь и др. В этногенезе М. участвовали также тюркские, монг., корейские и др. племена. Племена чжурчжэней объединились в кон. 16 в. В нач. 17 в. появилось их общее наименование маньчжу, сформировался лит. язык. М. основали империю Циен, завоевав в сер. 18 в. – Джунгарию, Тибет и др. Обязательная служба в т.н. знаменных войсках, размещенных в крупных городах империи, вела к усвоению М. кит. языка и культуры. После свержения цинской династии в 1911 М. стали насильственно ассимилироваться китайцами, массовое поселение к-рых в Маньчжурии началось в кон. 19 в.» [http://www.chinadata.ru/manchu_eth.htm] В популярном издании говорится следующее «В 1582 году хану Нурхаци удалось объединить маньчжурские (чжурчжэньские) кочевые и полукочевые племена в единое государство. Маньчжурское войско стало грозным противником Китайской империи.» [http://bibliotekar.ru/encW/100/57.htm].

    Из опубликованных данных можно выделить ключевую информацию: племена чжурчжэней объединились, завоевали Китай и стали называться маньчжу. Мы не знаем лингвистических правил, на основе которых объясняются звуковые переходы слова ЧЖУРЧЖЭН в МАНЬЧЖУ. Зато ясно, что ЧЖУрЧЖЭНи это ЖУЖАНи «Древних тюрок» [Гумилев 2004], якобы создавшие в 5 веке н.э. обширное государство от Семиречья до Амура. Отмечается, что их ударная армия состояла из воинов, потерявших связь со своими племенами. Ясно и то, что ЧЖУР - это ЧУР, то есть ЦАРь. А слово ЧЖЕН в маньчжурском языке (ЗУЧЭ или ЗУЧЭН) означает «караул, пикет (на яру и по берегам реки)» [Бурыкин, 2001, «чжурчжэни»]. То есть, ЧЖУРЧЖЭНи/ЖУЖАНи – это царские пограничные войска. (ДЖУЧИ – не титул ли командующего пограничными войсками или пограничным округом, а джучины – не пограничники ли?) Вопросы, когда и на каком основании ЧЖУРЧЖЭНи стали МАНЬЧЖУРАМи, решаются предельно просто. «Название народа «чжурчжэни» представляет собой один из важнейших этнонимов в средневековой истории Дальнего Востока. Однако значение данного этнонима не исчерпывается наименованием одного из этносов Китая, который с 1636 года в соответствии с указом императора Хунтайцзи стал именоваться маньчжурами.» [Бурыкин, 2001, , Монгольские]. Когда? В 1636 году. На каком основании? На основании указа манЖуРского/манГуЛского императора Китая.

    Наша гипотеза появления этнонима и народа МАНЬЧЖУРЫ, а также топонима МАНЧЖУРИЯ сводится к следующему. В Руси-орде был пограничный округ, простирающийся узкой полосой от Синьцзяна до Японского моря. Пограничные подразделения и их воины назывались ЧЖУРЧЖЭНи/ЖУЖАНи или ЧУР/ЧЕР + ЧЖЭН/ЖАН/ЗУЧЭ/ЗУЧЭН, то есть, царские пограничники. Их активные военные действия отражены в китайских летописях, а через них и в «Древних тюрках» [Гумилев 2004]. Конечно, ЧЖУРЧЖЭНи/ЖУЖАНи приняли самое активное участие в завоевании Китая манЖуРами/манГуЛами. За это новые правители Китая, (или на то время только его северных территорий) уравняли ЧЖУРЧЖЭНей/ЖУЖАНей в правах с манЖуРами/манГуЛами, пришедшими из Европы и из Саяно-Алтайского региона. В этом смысл указа императора Хунтайцзи 1636 года. При этом, под действие указа попали и небольшие социальные группы и племена, издавна проживающие на территории восточной Монголии (внешней и внутренней) и Манчжурии. Возможно, они в той или иной мере привлекались, и к охране границы, и к завоеванию Китая. Они тоже стали называться маньчжурами, а регион их компактного проживания – Манчжурией. Со временем сформировалось два разных народа, объединенных одном этнонимом МАНЬЧЖУРЫ. Один народ проживает на Северо-востоке Китая, имеет свой язык – маньчжурский, и свою письменность. Этот народ не имеет прямого отношения к манЖуРам/манГуЛам, завоевавшим Китай. Другой народ, проживает отдельными анклавами по всему Китаю. Это потомки манЖуРов/манГуЛов, которые практически полностью окитаились. Они не имеют никакого отношения к маньчжурскому языку и письменности. А маньчжурский язык имеет «касательное отношение» к манЖуРам/манГуЛам. В него входят заимствования военных терминов Орды (некоторые вопросы соотношения монгольского, маньчжурского, чжурчжэнского и тюркских языков рассмотрены в публикации [Бурыкин, 2001, Монгольские]). О вхождение территории Манчжурии в поле деятельности Орды свидетельствует топоним СУНГАРИ: СУН+ГАР/ГУР, СУН = ЗУЧЭН – ГУР на пограничной реке. Об этом же свидетельствует название воинских подразделений Манчжурии, занимающихся типичных казацким промыслом в период безвластия (то есть, грабежом и поборами) – ХУНХУЗы: ХУН = ЗУЧЭН, ХУЗ = ГУЗ – казаки-пограничники. Этим мы ответили на вопрос автора публикации [Бурыкин, 2001, «чжурчжэни»], выбранный нами в качестве эпиграфа статьи. Чжурчжени не являются предками той социальной общность, которая говорила и писала на маньчжурском языке. Чжурчжени были интегрированы в китайскую нацию, как и подавляющая часть потомков манЖуРов/манГуЛов. При этом, небольшая часть китайцев, предками которых были манЖуРы/манГуЛы/чжуржени, называет себя маньчжурами. Скорее всего, маньчжурский письменный язык, возникший в 1566 году, является одним из искусственных языков. Он являлся одним из государственных языков маньчжурского Китая.

    3.23. Гуркхи и арии

    В соответствии с НХ ФиН войска Руси-орды в 14 веке завоевали Индию [Носовский, 2007]. Если это так, то на севере Индостана должны иметься лингвистические маркеры Руси-орды. Лучшими воинами Индии 19 – начала 20 веков были сикхи и гуркхи. Сикхов мы пока рассматривать не буде. По гуркам же в справочнике приводится следующая информация. «ГУРКХИ - объединение народов (кхасы, гурунги, магары и др.), образовавшее во 2-й пол. 18 в. конфедерацию и составившее ядро современных непальцев.» [http://vslovar.org.ru/15085.html]. Гуркхи = ГУР+кхи, кхасы = к+ХАСы, гурунги = ГУР+УНГ (правое крыло ГУРа или ГУР правого крыла), магары = мА+ГАР/ГУР или маг+лАР. К этому добавим, что живут гуркхи в месте, которое было идеальным для ведения традиционной жизни орды казаков, в хозяйственной деятельности которой преобладало пастбищное животноводство. Сегодня в связи с возросшей плотностью населения и террасирования практически всех пригодных для этого склонов гор ведение пастбищного животноводства стало невозможным. Кроме того, название гор, в которых живут гуркхи – ГимАЛАи. Здесь и комментировать нечего. Казаки-АРИИ – не Казаки ли из татАРИИ?

    3.24. Слоны и львы

    В публикации [Гумилев, 2004] описана битва между тюркютами и персами, произошедшая в Гератской долине. В соответствии со свидетельствами очевидцев у тюркютов были боевые слоны, а у персов – «львы». Автор публикации поясняет, что «львы» - это «огнеметы, работающие на нефти и употребляющиеся против слонов». Но при описании расположения войск перед боем выяснилось, что у персов тоже имелись слоны. Автор публикации объяснил это тем, что описывающий битву очевидец что-то напутал. Своих слонов персы расположили сзади первой линии пехоты. Во время битвы персидские лучники «расстреляли» слонов тюркютов, попадая стрелами в их хоботы и глаза. Мы предполагаем, что очевидцы битвы слонами и львами называют пушки. Конница тюркютов была их ударной силой. Вот персы и поставили свои пушки сзади пехоты (скорее всего, они поставили их на возвышенностях). Тюркюты же оставили свои пушки слишком близко к войскам персов. Поэтому персидские лучники смогли расстрелять пушкарей. Описания подобных эпизодов присутствуют в репортажах о средневековых европейских сражениях. В публикации [Гумилев, 2004] применяется и следующая фраза «пошли дожди, и тетивы на луках ослабели». Это отразилось на особенностях ведения военной компании. Может быть, это порох отсырел?




    4. Тотемные цвета Орды
    5. Тотемные животные Руси-орды
    6. Ордынские военные термины в монгольском языке
    7. Этнонимика Прибайкалья
    8. К вопросу о подлинности «Слова о полку Игореве»
    9. Элементы реконструкции структуры Орды
    10. Лингвистические результаты
    11. Заключение
    Источники информации
    Анатолий Тюрин
    .
  • Анатолий Тюрин:
  • Казаки, черкасы, татары, орда и скифская археологическая культура




  • ← назад   ↑ наверх