• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Анатолий Тюрин

    Казаки, черкасы, татары, орда и скифская археологическая культура


    3.6. Орда и руда, кирки и казаны, каз и кан

    Что общего между словами ОРДА и OR/ORE – руда (английский и немецкий языки), а также топонимом ОРь (один из притоков Урала)? Нами установлена однозначная корреляция зон распространения скифской культуры, выделенной по курганному типу погребения, с древними горно-металлургическими областями (Азия) или регионами, являющимися традиционными потребителями металла (Европа) [Тюрин, 2007, Интеграция, Скифы]. Из гипотезы о том, что скифская культура сформирована по материальному наследию Орды и пост-Ордынских формирований, следует, что ОРДА кроме всего прочего контролировала и добычу РУДЫ. Скорее всего, РУДа, это искаженное слово ОРДА. Можно предположить, что ОРДА контролировала добычу РУДЫ и на территориях Центральной и Западной Европы, подконтрольных Руси-орде. Поэтому в европейских языках от слова ОРДА произошли слова OR и ORE. Ну а река ОРь находится в рудной зоне Южного Урала. Кирка была главным инструментом при добыче руды и угля. Это и явилось причиной того, что она стала одним из сакральных символов. Отсюда и многочисленность находок этого инструмента и символа при раскопках поселений и погребений скифского времени [Тюрин, 2007, Интеграция, Скифы]. Конечно, сакральный символ должен иметь соответствующее название. Он и имеет: КИР+ка, то есть, символ-инструмент КИРа/ЦАРя. Конечно, там, где производятся добыча руды и металлы из нее, должны быть и лучшие КУЗнецы. То есть название профессии КУЗнец произошло от КУЗ/КАС/ГУС, казаков в совершенстве освоивших изготовление из железа и стали орудий труда и оружия. КАЗацкие КУЗнецы делали и специальные кухонные приспособления – большие КАСтрюли, совершенно необходимые в походной жизни. В них готовилась пища на всё КАЗацкое подразделение. Такая КАСтрюля называется КАЗан. Бронзовые КАЗаны являются одним из символов скифской археологической культуры. Имеются сведения, что манЖуРские/манГуЛские правители Китая требовали, чтобы алтайские народы, потомки воинов Орды, выплачивали им дань, в том числе, и железными котлами/КАЗанами. Не КУЗенами ли назывались КАЗаки, питающиеся из одного КАЗана? Конечно, КАЗаки-КУЗнецы ковали не только КАЗаны. Они ковали и защитное вооружение, в том числе и КАСки. В публикациях отмечается, что КАСки египетских КАЗаков-мамлюков закрывали все лицо воина. От этих КАСок при известном переходе К/М в М/К произошло слово МАСка.

    В публикации [Айтматова, 2006] приведены топонимы Казахстана и Средней Азии, связанные с добычей металлов и других полезных ископаемых. Приведены и некоторые пояснения горняцких терминов. «Процесс поиска и добычи полезных ископаемых нашел отражение в группе названий с элементом «каз» (в тюркских языках - «копать»). В индоиранских языках - древнейших в регионе Средней Азии и Казахстана - аналогичное понятие выразилось словом «кан»». То есть, КАЗы, и воины, и КУЗнецы, и рудоКАЗы. Естественно, тот процесс, который они осуществляли (в том числе) – «копали» руду, в тюркских языках отразился как «копать». А КАН – это и «копать (иранское)», и «руда, рудник, копи, прииск (иранское)», и «город, селение, пункт оседлости (в стяженной форме «кан(д)», «кен(т)»», и «река, поток, приток (индоиранское)». Но это не все. КАН – это кровь, «... а в кыргызской языковой среде и хан (от «каан» - из тюрко-монгольского языка)». В соответствии с мнением автора публикации [Сулейменов], значение слова КАН – кровь, является общетюрским. В публикации [Нанзатов] приведена следующая информация: «... тюркские хун/хон (кун) – солнце ...». Скорее всего, солнце – это одно из главных значений слова ХАН/ХУН/ХОН/ХАМ/КАН/ГАН/КУН. Более того, это не просто название светила. Это имя одного из первых божеств, которому поклонялись люди. Слово, которым обозначают бога-солнце, однотипно во многих языках. «Тюркскую консонантную структуру почти не затронул закон NLR (переход носового согласного в плавный). Индоевропейскую он «не пожалел»: k-n > s-n > s-l > s-r. Праформы германских названий солнца: suun, soon, saan. ... Балты сохранили дифтонг: saul. Романцы долгий: sool. Индоиранцы: suar, huar, hoor. В тюркских языках не столь разнообразны вокализм и консонантизм: kun, kon, gun, gunes.» [Сулейменов]. Про КАЗ же, здесь и комментировать нечего. Рыбак – рыбачит, а КАЗы – КАЗнят, наКАЗывают, судят, КУЗнечат, охраняют, копают, возят письма (оКАЗия), сКАЗывают, поКАЗывают и музыку играют, на ГУСлях, конечно. Но иногда ЦАРи им и на ЦАРских музыкальных инструментах поиграть разрешали, на ЗУРе/ЦАРе, например. Общеизвестно, что азбука – это АЗ+БУКИ – первые славянские буквы. Но, может быть это и кАЗ+БУКИ – казацкие буквы? ХАНы/КАНы КАЗов продавали металлы и изделия из них в Иран. Откуда иранцы могли знать, что это КАЗы руду копают, не их ХАНы/КАНы? Конечно, они думали, что ХАНы/КАНы сами руду копают. Вот в иранских языках и появилось слово КАН со смыслом «руда» и «копать». А может быть, ХАНы/КАНы Руси-орды заставляли иранцев руду добывать. Европейцев ОРДА заставляла, а иранцев ХАНы/КАНы. Поэтому у первых руда обозначается словом ОR, а у вторых - КАН. Интересно, название «технической» птицы горняков – КАНАРейка (она в шахтах о метановой опасности сигнализирует) не от этих ли слов произошло КАН+АР/ОРейка? В русском языке КАНуть – это тоже копать (словарь Даля). Отсюда и КАНава. КАНцлер – не главный ли копатель? Таким образом, казаки, кроме всего прочего, являлись единым братством рудокопов, металлургов и кузнецов. Скорее всего, имелись и религиозные братства казаков. Возможно, одно из них называлось ИЗРАЭЛЬ, то есть гИЗ+РА+ЭЛЬ. Автор публикации [Гумилев, 2004] трактует весьма распространенное в прошлом в степной и лесостепной зонах Евразии слово ЭЛЬ как союз или объединение племен. Глава этого союза носил титул ЭЛЬХАН. Мы примем, что ЭЛЬ – это просто союз. Тогда гИЗ+РА+ЭЛЬ – это союз ГИЗ/КАЗов, поклонников бога РА. Имелись у казаков и ЭЛИ, которые впадали в религиозные и политические заблуждения. Один из них Азазель – гАЗ+гАЗ+ЕЛЬ/ЭЛЬ. Позднее этот ЭЛЬ превратился в падшего ангела Иудаизма.

    Если мы распространим метод, примененный автором публикации [Айтматова, 2006], - выявление определенных топонимов, связанных с добычей металлов и других полезных ископаемых, за пределы рассмотренного им региона, то в поле нашего зрения попадут БалКАНы, старейший горнорудный регион. Тогда БАЛ+КАН – БАЛы, копатели руды. БАЛов мы уже знаем. Это название воинов, входивших в ГУР под названием БОЛ, то есть это БОЛ+ГАРы. Тогда БАЛ+КАНы – регион, где за добычу руды отвечал ГУР под названием БАЛ/БОЛ/БУЛ, то есть ГУР, в котором были БУЛаные лошади. Ну, а кто самый известный «копатель» всех времен и народов? Конечно Искандер – гИС+КАН+ДЕР. Мы свидетельствуем, что его хорошо помнят в рудных местах среднеазиатских гор. В урочище Бурчмулла (Коксуйский хребет Северного Тянь-Шаня), где находится месторождение полиметаллических руд, разрабатываемое еще древними китайцами, есть огромные деревья грецкого ореха. По рассказам местных таджиков их посадили гАС+КЕРы гИС+КАН+ДЕРа. Вблизи озера Искандер-куль (Центральный Таджикистан – район многочисленных полиметаллических рудопроявлений) местные таджики-фанцы расскажут о том, что в этом озере Искандер утопил свои сокровища. Хорошая у таджиков «этнографическая» память. Помнят то, что в их краях ордынцы несколько сот лет назад руду искали и рудники организовали. Слово Искандер таджики произносят через А – ИскандАр. ДАР – это ЦАРь. Тогда гИС+КАН+ДЕР – это царь казаков рудокопателей. По этому поводу имеется и другая версия. «Вторая часть этнонима - дор, праформа - dar является окончанием множественного числа, в этом регионе в средневековье наиболее свойственный енисейским кыргызам.» [Нанзатов]. Тогда гИС+КАН+ДЕР/ДАР – казаки-рудокопатели, позднее персонифицированные с мифической личностью - Искандером. Отметим, что ДАР по звучанию близко к ЛАР. В рудной зоне Центрального Казахстана находится город Джезказган. ДЖЕЗ – это ГЕЗ/ГАЗ. Тогда, Джезказган – это ГЕЗ/ГАЗ+КАЗ+ГАН/КАН – тройное повторение слова копать. Скорее всего, это слово означало КАЗаков рудокопателей.

    «Что касается вопроса об этнической принадлежности рудокопов, которые вели разработку месторождений полезных ископаемых в Средней Азии и Казахстане, то анализ топонимии этого региона опровергает широко распространенное среди представителей горно-геологической науки 30-50 годов заблуждение о том, что разрабатывали месторождения на территории центрально-азиатского региона китайцы (24). В пределах рассматриваемого региона не зарегистрировано ни одного китайского топонима, за исключением топонима Тянь-Шань (25), а обратившись к средневековым восточным источникам, мы не найдем и упоминаний об оседлых китайских поселениях в этом районе. Поэтому, было бы логично предположить, что не было и стационарных металлургических мастерских, где могли бы выплавляться добытые из недр руды металлов. Разработка именно китайцами полезных ископаемых, так или иначе, должна была отразиться в местной топонимии в виде китайских наименований. Но их нет. Действительно, при топографическом стартиграфировании в составе географических наименований Средней Азии и Казахстана выявлены пласты топонимов исключительно из иранских, тюркских, монгольского, арабского и русского языков (26).

    В связи с этим, исходя из вышеизложенного, можно с большой долей уверенности утверждать, что рудокопы древности и средневековья на территории Средней Азии и Казахстана были выходцами из местного населения, а уровень развития горного промысла позволял производить добычу полезных ископаемых в немалых количествах, что, по всей видимости, не могло не отразиться и на уровне остальных сторон жизни местного населения.» [Айтматова, 2006]. На примере информации, приведенной в этой цитате, можно еще раз показать неправомочность применения этнонимов 19-20 века к интерпретации письменной информации о прошлом Человечества. В соответствии с НХ ФиН, Кития – это Скифия, то есть Русь-орда, а китаи/кытаи – одно из названий ее жителей. Кытаи, то есть подданные Руси-орды, проживали в рассматриваемом регионе и естественно, сами разрабатывали находящиеся в нем месторождения полезных ископаемых. Кроме того, в НХ ФиН постоянно подчеркивается, что названия регионов перманентно мигрировали в пространстве. Что называли Китаем в средние века? И один из московских районов – Китай-город, и Семиречье – Хатай [Гумилев, 2004]. Может быть, и другие регионы называли этим словом. Отметим и то, что автор публикации [Айтматова, 2006] поставил жирный лингвистический крест на фантазиях автора «Истории тюрок» [Гумилев, 2004]. Территории Казахстана и Средней Азии никогда не входили в мифическую «древне»китайскую империю. В связи с этим, подчеркнем, что мы используем публикацию [Гумилев, 2004] только как справочник по народам и социальным общностям степной и лесостепной зон Евразии, в основном, без учета выполненной ее автором хронологической, географической и идеологической привязки конкретной информации.

    3.7. Джунгары и ойраты, уйгуры и Кашгар

    Автор публикации [Гумилев, 2004] на конкретном примере показал один из звуковых переходов Ябгу = ЖДЕбгу (это титул второго лица в руководстве объединения племен), характерных для языков и наречий Синьцзяна и Казахстана. Тогда, название народа ДЖУНГАРы, деяния которого описаны в ТИ, может читаться как ЯНГАР, ЮНГАР или УНГАР. Возможно, это европейские ВЕНГРЫ, попавшие почти «прямым текстом» в историю средневекового Китая по схеме, реконструированной в НХ ФиН. МанЖуРы/манГуЛы (руководители и воины пост-Ордынских образований 17 века), завоевавшие Китай, привезли с собой и исторические сведения о народах Центральной и Восточной Европы [ХРОН5, глава 6]. В последствии эти сведения были «интегрированы» в историю Китая. Другая версия трактовки слова ДЖУНГАРы: УНГАР, УН+ГУР/ГАР. Это десятое (УН – 10) подразделение Орды, или подразделение, состоящее из 10 воинских частей. В публикации [Екеев, 2003] сообщается, что джунгарские князья принадлежали к роду чорос. Однако, эта информация не позволяет ранжировать две версии идентификации слова ДЖУНГАРы. Венгерские князья, скорее всего, в своем большинстве тоже принадлежали к царскому роду.

    Уйгуры – одни из народов Синьцзяна и Средней Азии. В позднем средневековье они имели свою письменность, а сегодня, проживая, например, в Узбекистане, имеют ярко выраженное национальное самосознание. Слово «уйгуры» в предыдущем предложении – этнонимом. Далее в нашем тексте это слово обозначает социальное объединение и/или воинское подразделение. Подразделение УЙГУР входил в конфедерацию из 15 социальных объединений, часть которых имеет в своих названиях слово ОГУЗ (термин ОГУЗ рассмотрен ниже). Мы предполагаем, что это войсковые подразделения Орды. Столица Уйгурского каганата называлась Орду-балык. Первая часть этого слова – ОРДу, однозначно указывает на то, что этот город являлся ордынским. В публикации [Гумилев, 2004] отмечено еще два города, которые были связаны каким либо образом с подразделением УЙГУР, – Бишбалык и Байбалык. В публикации [Каракорум, город] приводится еще одно название города, основанного уйгурами – Мубалик. Слово БАЛЫК (рыба). Возможно, рыба является символом подразделения УЙГУР. В скифских предметах Пазырыкских курганов, выполненных в «зверином стиле», присутствуют и изображения рыб [Кубарев, 1999]. Скорее всего, рыба – одно из тотемных животных Орды. Автор публикации [Ямаева, 2002] сообщает, что «в качестве государственного они сохранили «волчье знамя»». Исходя из этого, можно предположить, что войсковое подразделение УЙГУР отличалось от подразделений ОГУЗ. Наша трактовка слова УЙГУР сводится к следующему. Слово УЙ соответствует русскому ДОМ, а ГУР мы уже разбирали – это племенное или социальное объединение. Тогда УЙ+ГУР в контексте их вхождения в Орду, означает объединение военных людей, живущих оседло. То есть, УЙГУРы примерно соответствовали донским и терским казакам. Можно найти аналогию между словами ОЙРАТ и УЙГУР. В слове УЙ У произносится примерно как О. Тогда ОЙ+РАТ – РАТь, набранная из оседлых жителей. В публикации [Екеев, 2003] указано «... уйгуры (он уйгур) ...». В слове УН У тоже произносится примерно как О, то есть слово ОН стоящее в скобках перед словом УЙГУР означает 10. Тогда УН+ГАР/ГУР (джунгары) – это УН(УЙ)ГУР (уйгуры). То есть у нас получилось, что УЙГУРы, ОЙРАТы и ДЖУНГАРы – название одного и того же войскового подразделения Орды. Историческая область – КАШГАР, это тоже УЙГУР. КАШ/КОШ – дом, ГАР/ГУР – объединение. КАШГАРлык (кашгарец) – одно из названий современных УЙГУРов [Уйгуры. Википедия. http://ru.wikipedia.org/].

    3.8. Кидани и кытаи

    В публикации [Гумилеву, 2004] в указателе этнонимов написано: «КЫТАЙ, см. КИДАНИ». Значит, КИДАНИ – это и есть КИТАИ/СКИТЫ/СКИФЫ НХ ФиН. Считается, что кидани являлись кочевым народом, создавшим в северо-восточном Китае средневековое государство. Автор публикации [Никифоров, 2006] установил, что даты 7 астрономических явлений, описанных в истории государства Киданей, сдвинуты в прошлое на 617 лет, что соответствует одному из квазипериодов повторения аспектов внешних планет, Луны и Солнца. Соответственно в прошлое сдвинута и вся хронология государства Киданей. Реальную же его хронологию следует поместить в период 16-18 веков. Скорее всего, кидании 16-18 веков – это остатки самого восточного компонента Руси-орды 14-16 веков или одна из частей манЖуРов/манГуЛов, завоевавших Китай в 17 веке. Возможно, часть истории киданей, соответствующая 16 - первой половине 17 векам, отражает их прошлое в период, когда они жили за пределами Китая.

    3.9. Черкасы, кыргызы и аскеры

    В [ХРОН4, глава 3] приведена цитата (со ссылкой на работу по истории Сибири), характеризующая хакасов. «В половине ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА в восточной и центральной Азии жили самостоятельные племена, носившие название КАЗАЧЬИХ ОРД. Наиболее значительная «казачья орда» жила в верховьях реки Енисея и занимала земли на востоке от озера Байкал и на западе до реки Ангара. В китайских хрониках орда эта называлась хакассы, что по исследованию европейских ученых равнозначно слову «казак». По запискам, оставленным современниками, - «хакасы» или «казаки» принадлежали к индо-иранской расе. Они были белокуры и светловолосы; высокие ростом, с зелено-голубыми глазами; храбры, горды и в ушах носили кольца. (Рихтер, немецкий историк 1763-1825 гг., «Иохим», Записки о Монголии).» Лингвистическую составляющую этих сведений можно уточнить по публикациям [Бутанаев, 1992; Кызласов, 1992, О самоназвании; Кызласов, 1992, Ответ оппонентам; Кляшторный, 1992; Яхонтов, 1992].

    Этноним ХАКАСы появился в 1917-1918 годах, когда это самоназвание приняли на своих съездах коренные жители Минусинской котловины. «В данной ситуации местная интеллигенция обратилась к тем далёким временам, когда, согласно китайским летописям, в долине Среднего Енисея существовало государство Хягас» [Бутанаев, 1992]. «...в летописях династии Тан формой хягасы передавали звучание этнонима кыргыз. Мы разделяем такую точку зрения, тем более, что она подкрепляется и местными материалами.» Автор публикации [Гумилев, 2004] привел некоторые данные из летописей китайской династии Тан. Из них однозначно следует, что отожествление ХЯГАСов с жителями Минусинской котловины есть не твердо установленный факт, но результат интерпретации противоречивой информации. В летописях словом ХЯГАС назван город или географический объект, который служит точечной привязкой для характеристики направления течения рек в описываемой географической области. Кроме того, в соответствии с китайскими летописями, севернее нее живет народ, который разводит лошадей и пашет на них землю. Севернее же Минусинской котловины, в которой расположена Хакасия, начинается зона глухой тайги. Условий для проживания в ней земледельческого народа не имеется. По этнониму ХАКАС опубликовано и альтернативное мнение [Бутанаев, 1992], являющееся категоричным. «Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что этноним хакас не мог существовать среди коренных жителей степей Минусинской котловины. Его просто не было.» Относительно же китайских источников вполне определенно высказался автор публикации [Яхонтов, 1992]. «Строго говоря, в китайской литературе слова хакас нет.» Скорее всего, в летописях династии Тан говорится о другом регионе - ХЯ+ГАС, географическое название, которое связано с казаками Руси-орды. По подписи под рисунком в публикации [Бобров, 2000] можно понять, что ХЯ – это телохранитель. Относительно же локализации топонима ХЯГАС выскажем следующую гипотезу. В северной Монголии проживали ХАЛХАСы [Монголия] – ХАЛ+ХАС/КАСы. Их политический центр (городок) вполне мог называться ХЯКАС и быть расположенным в бассейне Селенги. Севернее же места проживания ХАЛХАСов находится Забайкалье, где развито коневодство и возможно земледелие.

    Мнение специалистов об одном термине, относящемся и к Хакасам, и к Хакасии, едино. «Практически после исследования С.Е. Яхонтова стало совершенно очевидно, что и в китайских, и в древнетюркских, и в мусульманских, и в византийских, а позднее и в русских источниках название народа и страны фиксируется одинаково — кыргыз, хыргыз, кыргызская землица.» [Кляшторный, 1992]. Понятно, что в слове КЫРГЫЗ присутствует идентификационный признак Орды – ГЫЗ/ГЫС (гусь). Но что такое КЫР? Ответ на этот вопрос мы получили на форуме сайта проекта «Новая Хронология». Слово КИРГИЗ/КЫРГЫЗ это немного искаженное слово ЧЕРКАС (сообщение №32 http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/11415.html#32). « ... современные хакасы в разговорном языке в качестве своего самоназвания применяют термин тадар» [Бутанаев, 1992]. ТАДАР – это ТАТАР, один из двух синонимов обозначающих воинов Орды. Вот и слились воедино в пределах Минусинской котловины (соответствующая ей географическая зона распространения скифской культуры названа Южной Сибирью) область тагарских (скифских) курганов и три термина, обозначающие военное сословие Руси-Орды: КАЗАКИ, ЧЕРКАСЫ и ТАТАРЫ. Следует отметить и то, что слово qasa (каса) по-самодийски означает «железо» [Кызласов, 1992, Ответ оппонентам]. То есть, самодийцы, проживающие в непосредственной близости от казаков-татар Минусинской котловины, производивших, в том числе, и железо, назвали его по имени производителей. «Хакасия, до присоединения к России, состояла из четырёх княжеств - Алтысарского, Исарского, Алтырского и Тубинского ...» [Бутанаев, 1992]. Два названия из четырех княжеств имело в своей основе слово САР (ЦАРь): АлтыСАР и иСАР. Отмеченное выше «Вот и слились воедино ...» относится и к Туве, из которой кыргызы ушли в 1703–1706 годах [Боронин]. Только вместо курганов скифской тагарской культуры в Туве распространены классические курганы просто скифской культуры. В публикации [Гумилев, 2004] приведены транскрипции слова КЫРГЫЗ, применяющиеся в западных источниках: Khe-rget, Hir-kis, Gar-tis, Hir-tis. При этом отмечено, что это название народов, живущих в разных географических регионах. ЧЕРКАСы/КИРГИЗы/КЫРГЫЗы как раз и жили в разных регионах. Если в слове ЧЕРКАС мы поменяем местами его составляющие ЧЕР и КАС, то получим его синоним – гАСКЕР, что означает воин, солдат.

    Самая западная часть Орды (северное Причерноморье, Средний и Нижний Дон, Северный Кавказ) называлась Черкасией. Ее наличие историки «замаскировали», главным образом, тремя «аксиомами»: «казаки - это беглые холопы, убежавшие или насильно выселенные на Дон в XVI-XVII веках» [ХРОН4, Глава 3]; крымские татары, это потомки татаро-монголов, пришедших в восточноевропейские степи в 13 веке; Черкасия – это в транскрипции ЧЕКЕСия позднесредневековая Адыгея [Носовский, 2006]. Лингвистический аспект «маскировки» можно рассмотреть по публикации [Нарожный]. Герберштейна пишет «О «пятигорских черкасах», которые «совершают богослужение на славянском языке»». ««Chirkassi Petigorski» на Северном Кавказе отмечаются и на карте англичанина Антония Дженкинсона». А автор публикации упорно именует их черкЕсами и идентифицирует с предками адыгов. При этом он не обращает внимание на явную несуразицу. Например, в приведенных им сведениях говорится о «смешанных «итало-черкесских семей», остававшихся в Крыму и после захвата Кафы турками». Получается, что предки адыгов проживали и в Крыму, что явно не соответствует ТИ.

    3.10. Ясак и кыштым

    Про ХАЛХАСов северной Монголии [Монголия] мы уже упоминали. В слове ХАЛХАС имеется ХАС/КАЗ. Некоторые особенности административного устройства Северной Монголии и Тувы можно отследить по следующим цитатам. «Одним из наиболее активных «собирателей» тувинцев был хотогойтский джасак (правитель) Бубэй, род которого кочевал к югу от хребта Танну-Ола. В 1708 г. Бубэй заявил казакам Абаканского острога, что енисейские кыргызы и тувинцы издавна были, до захвата ойратами, хотогойтскими кыштымами. В 1707–1708 гг. Бубэй собрал с тувинцев дань в размере пяти соболей с человека, в то время как русские казаки собирали издавна с них ясак по соболю с человека. Хотогойтский джасак пожаловался маньчжурским властям, что русские, якобы, собирают ясак с его кыштымов и на его земле построили острог, после чего в Посольский приказ от цинского правительства поступил протест, суть которого сводилась к следующему: «Ваши русские: с мотор ясак берут и город строят, затевают они несносны дела». В 1709 г. территория Верхнего Енисея до выхода из Саянских гор и Кемчика была «высочайше пожалована» императором Сюань Е во владение Бубэю хотогойтскому, в полном соответствии с китайской традицией, позволяющей «жаловать» то, что Китаю не принадлежит.» [Боронин]. «Командование каждым аймаком возлагалось на одного из более способных родовых монгольских князей, считавшегося помощником великого цзянь-цзюня. Непосредственное заведование войсками каждого хошуна вверялось его родовому князю, который получил теперь титул «цзасака», или правителя; а так как князь мог быть обременен делами гражданского управления или не иметь военных способностей, то в помощь ему для заведования военным делом учреждалась должность «цзахирахчи». Она могла замещаться, по выбору князя, или кем-либо из его родственников-княжичей, или даже простолюдином. Низшие военные должности отправлялись «цзангинами».» [Монголия]. ДЖАСАК – это самый обычный ЯСАК/ЕСАК. Тогда Хотогойтский джасак – это округ, с которого собирал ясак Бубэй. И, конечно же, китайский император территорию, обозначенную в цитате, во владение Бубэю не «жаловал». Он назначил его главным сборщиком налога одного из степных ясачных округов. А кыштымы – это те, кто налог платил. КЫШ+ТЫМ это КОШ+ДЫМ (сообщение №33 http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/11415.html#32), где КОШ – жилище, а ДЫМ – русское слово. Монгольское «кош «жилище, дом», кошилик «палатка, запасная юрта» - от тюркского. Ср. кирг. кош «запасная юрта; кочевой лагерь», туркм. гош «полевой стан», чагат. кош «кочевой лагерь», др.-тюрк. кош «запасной». Из современных монгольских языков это слово представлено в калмыцком, где оно существует в форме хош, имеет значение «временная стоянка; полевой табор», а также «вторая юрта (при главной)».» [Рассадин, 1995]. В нашей интерпретации КЫШТЫМ – это «налог на дым», одна из самых распространенных форм налога в средневековье. А ХОШУН – это объединение КОШей, прежде всего для структуризации КЫШТЫМов с целью упрощения сбора с них налога. Возможно, первоначально в ХОШ+УН входило 10 кошей. Ну а титул правителя хошуна – ЦЗАСАК, это тоже ЯСАК. Эта версия интерпретации слова КЫШТЫМ подкрепляется тем, что налог с «дыма» существовал и в русских алтайских владениях. «Из других групп населения Горного Алтая, находившихся в джунгарском подданстве, «вольный» ясак русским властям по одному соболю с «дыма», т.е. с семьи платили алтайцы, проживавшие по реке Майме.» [Образование Джунгарского ханства]. Как можно понять из источников, ясак – это подушный налог, КЫШТЫМ – налог с семьи. Но в публикации, на которую даны ссылка выше, упоминается еще один вид налога – АЛБАН. Не от него ли произошло название албанов в Закавказье и албанцев на Балканах?

    Кроме выплаты ясака на КЫШТЫМов возлагались и другие обязанности, в том числе формирование воинских подразделений. Но правители Китая признали население Монголии в военном отношении абсолютно невменяемым [Монголия]. О какой-либо его мобилизации на войну не могло идти и речи. Поэтому отрядам, сформированным из КЫШТЫМов, была поручена только караульная служба на границах Монголии. Подчеркивается, что у жителей Монголии сохранилось «дедовское» оружие, а на ее территории – четкая военная структура, включающая аймаки и входящие в них хошуны. Было определено и число эскадронов, которые обязан был выставить каждый хошун. Но к 19 веку оружие пришло в негодность, а военная организация деградировала. Наша версия отмеченного факта заключается в следующем. Мунгалы, правители Китая, «изъяли» для пополнения своей армии с территории Монголии тех, кого называли халХАСами, то есть профессиональных военных. Конечно это «изяли» было на добровольной основе. Эти ХАСы как раз и поддерживали среди своих кыштымов военную структуру, являясь ее стержнем. С уходом ХАСов от нее осталась пустая скорлупа. Эту версию можно проиллюстрировать следующей цитатой «Изменение положения двоеданцев Красноярского уезда в начале XVIII в. было обусловлено трансформацией военно-политической обстановки в Халхе и уходом из бассейна Верхнего Енисея енисейских кыргызов с частью своих кыштымов. Переселение ойратами воинственных кыргызов в 1703–1706 гг. ускорило процесс русского продвижения в верховья Енисея.» [Боронин]. Скорее всего, кыргызов с их подданными «переманили» мунгалы в свою китайскую армию. После ухода кыргызов из Тувы сопротивляться русскому «освоению» верховьев Енисея стало некому. И последнее. Двоеданцы знали, кому они платили и платят ясак. «Характеризуя тяжелое положение двоеданцев, в 1726 г. сойотский шуленга Баир Куденов рассказывал русским представителям, что он вот уже около тридцати лет, несмотря на то, что «деды и отцы их исстари подданные Российской империи», со своим родом платит дань монгольским князьям, которые, угрожая расправой, требуют, чтобы платили дань «в мунгальскую землю по пяти соболей с человека по вся годы из-под неволи для того, что де они люди малые и за недачею того ясаку, те мунгалы их не разорили». То есть, они платили ясак Руси-орде и ее правопреемнику Московскому царству. После создания мунгалами в Китае государства ордынского типа начался процесс раздела ясачного населения Южной Сибири между ним и Московским царством. Этот процесс продолжился и в 18 веке. Двоеданцы четко написали, что от них требуют платить налог в мунгальскую землю, то есть тем, от имени кого собирал ясак Бубэю. А за «недачу» ясака двоеданцев разорят опять же мунгалы. В контексте рассматриваемого вопроса важно то, что в начале 18 века появились первые признаки превращения слова мунгал в этноним тех народов, которые сегодня живут на территории современной Монголии.

    В публикации [Батьянова] приведены результаты историко-этнографических исследований одного из народов, или точнее одной из социальных общностей Алтая - ашкыштымов («кистимские татары», «ашкыштымцы», «азкишитимцы»). Они почти неотличимы от телеутов, с которыми проживают на одной территории, и все же имеют специфические отличия. Главный вывод автора публикации: «ашкыштымы, являвшиеся одним из основных компонентов в процессе этнообразования бачатских телеутов, уже после его завершения сохраняли некоторую социально-структурную и культурную обособленность, следы которой прослеживаются вплоть до настоящего времени.» Однако, никаких конкретных предположений о взаимоотношениях ашкыштымов и телеутов до начала их участия в этнообразовании не сделано. Мы исправим этот недостаток. Прямая аналогия - ашкыштымы - это зависимая от телеутов социальная группа, исключается. Самый распространенный сеоков ашкыштымов – ютты, занимал почетное место среди всех телеутских сеоков. Можно предположить, что ашкыштымы – это не плательщики налога телеутам, но телеуты – сборщики налога. Возможно, первоначально ашкыштымы были КАЗ-кыштымы.

    Выше, между делом, найден ответ на одну из «не решаемых» этно-линвистических загадок: почему казахов называли КИРГИЗами? Самоназвание казахов КАЗАК с твердым гортанным К в конце слова. Получилось так, что КАЗАКи и КИРГИЗы - два названия одного народа, причем, первое – самоназвание, второе русское название КАЗАКов. Эта несуразица объясняется предельно просто. КАЗАКами и ЧЕРКАСами (КИРГИЗами) называли воинов подразделений Орды и пос-Ордынских образований, которые были расквартированы в степи от низовий реки Урал до северного Казахстана и юга Западной Сибири. Сама же степь назвалась КИРГИЗской. А еще в этой степи жали КИРГИЗ-КАЙСАКи. Ясно, что это были ЧЕРКАСЫ, но почему они КАЙСАКи? На этот вопрос имеется два ответа. В публикации [Быков, 2003] дана ссылка на одну работу этнографо-геогафического плана, опубликованную в 1832 году, которая называется «Описание киргиз-кайсацких или киргиз-казачьих орд и степей». Автор этой работы поставил знак равенства между словами КАЙСАК и КАЗАК. Получается, что КИРГИЗ-КАЙСАКи – это ЧЕРКАС-КАЗАКи. Мы дадим свою трактовку слова КАЙСАК: КАЙСАК = ДЖАСАК = ЯСАК/ЕСАК. То есть КИРГИЗ-КАЙСАКи – это сборщики налога с кочевых племен: кому еще цари Руси-орды могли доверить собирать ясак с кочевых племен, как не одному из подразделений своей гвардии? В справочнике сообщается, что «Киргиз-кайсаки приняли деятельное участие в крестьянской войне Пугачёва Е.И.» [Киргиз-кайсаки]. Потомки гвардии правителей Руси-орды как раз и должны принимать самое деятельное участие в династических войнах. Считается, что имя Тимура – ТЕМИР АКСАК, однозначно переводится как Железный Хромец. Но возможно это «железный ясак» - титул, который имел сборщик налога на производство железа.

    Слово БАСКАК созвучно со словами ЯСАК/ЕСАК/ДЖАСАК/ЦЗАСАК/КАЙСАК, а по смыслу это тоже титул главы налогового округа или административной единицы. В соответствии с ТИ такие округа существовали непродолжительное время на Руси. Может быть, БАСКАК это еще одна транскрипция слова ЯСАК. Но имеются и другие варианты его идентификации. В соответствии с известным переходом звука М в Б, БАСКАК = МАСК+АК, то есть белый храм. Отметим, что МАСК/МОСК мы перевели не как мечеть, а общим термином «храм». Тогда МАСКАК – название церковного (?) налога. Его собирал БЕЛЫЙ царь, который находился в БЕЛОкаменном МОСКе, или МОСКВЕ. МОСКВА же – это МОСК+ВА, где ВА суффикс, превращающий глагол в существительное: «... молить-молитва, бить-битва, пасти-паства, брить-бритва.» [Сулейменов]. Тогда МОСК+ВА – это место, где можно осуществлять МАСК или МАСКаться. Скорее всего, МАСКаться имеет смысл храмиться или, в широком смысле, молиться. Если все это так, то слово МАСКАК первично по отношению к слову ЯСАК и его транскрипциям. Но может быть и другое толкование слова БАСКАК/МАСКАК. «... во времена опричнины при Иване IV Грозном СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ТОЛЬКО НАЧАЛОСЬ. ... в эпоху опричнины разворачивается КРУПНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ» [ХРОН6, глава 10]. БАСКАК/МАСКАК - не налог ли это на строительство Москвы?

    Самое удобное место для ставки КИРГИЗ-КАЙСАКов – центральный район казахской степи, прилегающий к Аральскому морю. В последствии общевойсковые термины Руси-орды превратились в этнонимы (КАЗАК, КИРГИЗ) кочевых народов, на основе которых сформировалась казахская нация. В связи с вышесказанным возникает вопрос: с кем воевали казаки Ермака? Мы утверждаем, что они воевали с казаками Кучума. То есть, в отрядах Кучума, как и было положено в те времена, служили казаки и, конечно же, татары. Поэтому поход Ермаки и постигла неудача на самом первом его этапе. Относительно объяснения происхождения названия сегодняшних КИРГИЗов можно предложить эту же схему. КИРГИЗы – это воины Орды, проживавшие в северном Тянь-Шане, а не 40 девушек, как считают узбеки – КЫРК+КЫЗ. Таким образом, область распространения терминов КАЗАК и производного от него ЧЕРКАС/КИРГИЗ соответствует двум географическим областям распространения скифской археологической культуры: Тянь-Шань и Семиречье, а также двум самостоятельным зонам: Центральный и Северный Казахстан; регион, прилегающий к Аральскому морю.

    3.11. Брацкие мужики

    В публикации [Заилийский Алатау] отмечается, что на южных склонах Заилийского Алатау кочуют «буруты, или дикокаменные киргизы». В 1688 году «дикокаменные киргизы» - «буруцкие люди» (буруты) участвовали в войне на Алтае [Уманский]. «Использовали латы и буряты, в донесении из Верховенского острога в 1645г. сообщалось: «А приходят де братские люди войною под острог на конях збройны, в куяках с наручи и в шишаках» (Батуев,1996,с.74). В 1688г. иркутский воевода А.Синявин предписывал своим порученцам взять «...братских людей по выбору и развесть в Ыркуцкий сто пятьдесят тотчас с коньми и с ружьем, саадаки, и с куяки, и с панцири» (Михайлов,1993,с.42). В донесениях в Москву особо подчеркивалось высокое качество бурятских доспехов: «...брацкие мужики... бывают на боях в куяках и в наручах, и в шишаках («А мы» - Л.Б.) и со своих худых пищаленок их брацких куяков не пробиваем». Судя по русским письменным источникам «брацкие люди» продолжали применять «панцири и куяки» и во второй половине XVIII в.» [Бобров, 2000]. В последней цитате поставлен знак равенства между бурятами и «братскими людьми». Как мы поняли, это версия основана на предположении, что БУРЯТ – это искаженное БРАТ. Получилось так, что на огромной территории, от Прибайкалья до Заилийского Алатау жило племенное или социальное объединение, которое называлось «буруцкие люди», «буруты» и «брацкие люди». Они являлись КИРГИЗами, то есть ЧЕРКАСами, весьма склонными к военному делу и были вооружены лучше, чем их коллеги, казаки российских острогов. Скорее всего, буруты - это остатки одного из специальных подразделений Орды – «волков». БУРИ – волк. Возможно, на Северном Кавказе на основе этого подразделения сформировался чеченский народ. Этноним БУРЯТы тоже имеет в своей основе БУРИ: «...этноним «бурят» расчленяется на бури - корень, -а(р,к,?) -аффикс и -д -монгольское окончание множественого числа.» [Нанзатов]. Имеется версия, что другое название бурутов - «дикокаменные киргизы», отражает то, что они жили в скалистых горах. Мы выскажем свою версию его происхождения. Буруты строили свои погребальные сооружения так же, как и часть популяции скифов тагарской культуры Минусинской котловины – из дикого камня, поэтому их и назвали «дикокаменными киргизами».

    3.12. Кыргызы и татары

    «При сравнительном анализе этнонима хааш (хаас) выясняется, что так назывались этнические образования оленеводов Восточных Саян: хааш - один из основных сеоков тофаларов; хааш - тувинское название бурятских сойотов; хааш - дархатское обозначение тувинцев-тоджинцев; хара хааш - тувинское именование тофаларов; хара хаас - хакасское название тофаларов (карагасы) и т.д. Наряду с формой хааш среди их родовых подразделений встречается название хаасут. По всей видимости, термин хааш (хаас) восходит к самодийскому хас - мужчина.» [Бутанаев, 1992]. Автор публикации [Кызласов, 1992, О самоназвании] приводит более широкое толкование слова КАС и его производных «... в важнейшей части самодийской лексики - среди слов, выражающих понятия «люди», «человек», «мужчина»: кас/xac, каса/хаса». Слово КАС просто обязано присутствовать в современных языках народов Саяно-Алтайского региона, в котором были расквартированы подразделения Орды. Самодийское ХАС – это и есть КАЗ. Кыргызы (ЧЕРКАСы) Минусинской котловины называли своих сослуживцев из соседних регионов КАРАГАСы – черные гуси (напомним, КАЗАК – белый гусь). Автор публикации [Кызласов, 1992, Ответ оппонентам] имеет свое мнение относительно появления у народов Южной и Западной Сибири самоназваний ТАТАР/ТАДАР. «Поэтому слово татар/тадар встречается как самоназвание не только хакасов, но и всего тюркоязычного населения Южной и Западной Сибири. Этноним стал известен русским в эпоху Золотой Орды и, закрепившись за тюркоязычным населением Поволжья, был затем, по принципу языкового сходства населения, распространён при движении на Восток (и Юг — см. официальные названия тюрков Северного Кавказа и Закавказья; затем был перенесён в языкознание, именовавшее все тюркские языки татарскими).» Мы тоже можем иметь свое мнение: самоназвание ТАТАР/ТАДАР у народов региона есть отголосок принадлежности предков части из них к военному сословию – татарам Руси-орды.

    3.13. Теле, телесы, телеуты, теленгиты

    На обширной территории от Восточного Казахстана до бассейна реки Селенги в древности существовало племенное или социальное объединение под названием ТЕЛЕ [Екеев, 2003; Гумелев, 2004]. Автор «Древних тюрок» [Гумелев, 2004] категорически не согласен с имеющимся мнением о тождественности терминов ТЕЛЕ и ТЁЛЁС. Между тем, он отожествляет Тули-хана (из китайских источников) с правителем ТЁЛЁСов. По его логике получилось, что хан из степного объединения ТЕЛЕ правил в степном объединении ТЁЛЁС. Ясность в этот вопрос внести легко. ОС – это аффикс множественного числа [Екеев, 2003]. Тогда ТЕЛЕ – название объединения, а ТЁЛЁС – люди этого объединения. В публикации [Екеев, 2003] говорится, что в объединение ТЕЛЕ входило 15 племен или социальных групп. По приставке к их названиям ОГУЗ мы идентифицировали ТЕЛЕ как военное соединение Орды.

    Имеется три версии трактовки слова ТЕЛЕ. ТЕЛЕ – язык (татар теле). ТЕЛЕ – зима (сообщение №11 http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/11415.html#32). Этим словом могли называть народы, проживавшие в северных регионах. ТЕЛЕ – это производное от русского слова ДАЛЬ и означает ДАЛёкий (сообщение №34 http://chronologia.org/dcforum/DCForumID2/11415.html#32). Эта трактовка подкреплена тем, что греческое слово TЁLE означает вДАЛЬ, ДАЛеко. Последняя версия лучше предыдущих соответствует всей совокупности данных по рассматриваемому вопросу. Кроме того, в публикации [Гумелев, 2004] приводится китайское название ТЕЛЕНГИТов - ДОЛАНЬГЭ. ТЕЛЕНГИТы – это то же слово ТЁЛЁС, но образованное аффиксом множественного числа НГИТ. В китайском слове ему соответствует НЬГЭ. А китайское ДОЛА соответствует русскому слову ДАЛЬние. В китайских летописях серверные соседи Китая названы ДИНЛИН, а их государство ДИНЛИН-ГО. ДинЛиН – это тоже ДаЛНие. На основе вышесказанного можно принять, что соединение Орды, занимающее территорию от Западной Монголии до Забайкалья, называлось ТЕЛЕ. Входящее в него военное сословие называли ТЁЛЁС, ТЕЛЕНГИТ и ТЕЛЕУТ. Позднее их потомков стали называть теленгитами, телесами и телеутами. При анализе того, что обозначалось в летописях словом МОНГОЛ/МУНГАЛ/МОГОЛ, создатели НХ ФиН отметили: «Монголов ранние историки чаще всего так и называли - моголами.» [ХРОН4, глава 3]. Этимологические элементы этнонима МОНГОЛ, приведенные в публикации [Бушаков, 1992], выглядят так: « - монго и монголчжи маньчжуров, монго, монголи, муган, мунгал, мунгар, муннугир эвенков, монго, монголдор киргизов, могол теленгитов, телесов и алтай-кижи, мугол узбеков, мугал казахов (Младший жуз), мангал пуштунов». Оказалось, что потомки воинов соединения Теле – теленгиты и телесы прекрасно помнят истинное звучание одного из самоназваний их предков. Помнят его и алтай-кижи, отдельные сеоки которых образованы потомками воинов Теле.




    3.14. Татары и Тартария
    3.15. Пегая орда
    3.16. Огузы
    3.17. Тюрки и турки
    3.18. Ордос
    3.19. Пёстрые горные пастбища
    3.20. Великая Китайская Стена – кремль кагана
    3.21. Каракорум
    3.22. Мангулы и манжуры, маньчжуры и чжурчжени
    3.23. Гуркхи и арии
    3.24. Слоны и львы
    4. Тотемные цвета Орды
    5. Тотемные животные Руси-орды
    6. Ордынские военные термины в монгольском языке
    7. Этнонимика Прибайкалья
    8. К вопросу о подлинности «Слова о полку Игореве»
    9. Элементы реконструкции структуры Орды
    10. Лингвистические результаты
    11. Заключение
    Источники информации
    Анатолий Тюрин
    .
  • Анатолий Тюрин:
  • Казаки, черкасы, татары, орда и скифская археологическая культура




  • ← назад   ↑ наверх