• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Габдулла Тукай

    ТАТАРСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

    Горд я нашей молодежью: как смела и как умна!
    Просвещением и знаньем словно светится она.
    Всей душой стремясь к прогрессу,
    новой мудрости полны,
    Водолазы дна морского, — нам такие и нужны!
    Пусть мрачны над нами тучи,—
    грянет гром, дожди пойдут,
    И мечтанья молодежи к нам на землю упадут.
    По вершинам, по долинам зашумят потоки вод.
    Грянут битвы за свободу! сотрясая небосвод.
    Пусть народ наш твердо верит
    всей измученной душой: Заблестят кинжалы скоро,
    близок день борьбы святой.
    И с оправою пустою пусть не носит он кольца:
    Настоящие алмазы — наши верные сердца!
    1912

    СОЗНАНИЕ

    Однажды мы в пятом году проснулись,
    встречая рассвет, И кто-то призвал нас:
    трудись, святой исполняя завет!
    Увидев, как низко горит на утреннем небе звезда,
    Мы поняли: кончилась ночь, настала дневная страда.
    Душою мы были чисты, была наша вера светла,
    Но слепы мы были еще, с лица еще грязь не сошла.
    Поэтому мы отличить друзей от врагов не могли,
    Нам часто казался шайтан
    достойнейшим сыном земли.

    Без умысла каждый из нас иной раз дурное творил,
    Пусть к своду восьмому небес откроет нам путь
    Джабраил. Друзья, как бы ни было там — навеки развеялась
    тьма. За дело! Нам ясность нужна: глаз ясность и ясность ума.

    ВОСХОД СОЛНЦА С ЗАПАДА

    Если с Запада солнце взойдет, нам наступит конец —
    Так предсказывал в книгах священных мудрец.
    Солнце ясной науки на Западе ныне взошло.
    Что же медлит Восток, что в сомнении хмурит чело?
    1912

    НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

    (Из стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем»)
    На русской земле проложили мы след,
    Мы — чистое зеркало прожитых лет.
    С народом России мы песни певали,
    Есть общее в нашем быту и морали,
    Один за другим проходили года,—
    Шутили, трудились мы вместе всегда.

    Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
    Нанизаны мы на единую нить.
    Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
    Как кони, работаем в мирное время.
    Мы — верные дети единой страны,
    Ужели бесправными быть мы должны?
    1913

    В ПАМЯТЬ О «БАКЫРГАНЕ»

    Вот городская чайхана,
    Сынками байскими она
    Полным-полна, полным-полна.
    Кому же, как не мне, страдать?
    Они гуляют широко,
    Пьют пиво, режутся в очко,—
    За счет отцов кутить легко!
    Кому же, как не мне, страдать?
    Здесь папиросами «Дюшес»
    Дымит компания повес,
    Вселился в них разврата бес-
    Кому же, как не мне, страдать?
    Невежеству их края нет,
    Журналов им неведом свет,
    Объял их сон во цвете лет.
    Кому же, как не мне, страдать?


    Ушел я.
    Но мне и сейчас его жаль,
    Жаль сто раз, и тысячу раз его жаль.
    И шел я в метель по пути своему,
    Лишь доброе слово оставив ему...
    1906

    О ПЕРО!

    О перо!
    Пусть горе сгинет, светом радости свети!
    Помоги, пойдем с тобою мы по верному пути!
    Нас, в невежестве погрязших, нас,
    лентяев с давних пор,
    Поведи к разумной цели— тяжек долгий наш позор!
    Ты возвысило Европу до небесной высоты,
    Отчего же нас, злосчастных, уронило низко ты?
    Неужели быть такими мы навек обречены
    И в постылом униженье жизнь свою влачить должны?
    Призови народ к ученью, пусть лучи твои горят!
    Объясни глупцам, как вреден беспросветья черный яд!
    Сделай так, чтобы считали черным черное у нас!
    Чтобы белое признали только белым — без прикрас!
    Презирай обиды глупых, презирай проклятья их!
    Думай о народном благе, думай о друзьях своих!

    Слава наших дней грядущих, о перо,— подарок твой.
    И, удвоив силу зренья, мы вперед пойдем с тобой.
    Пусть не длятся наши годы в царстве косности и тьмы!
    Пусть из мрака преисподней
    в царство света выйдем мы!
    Всех краев магометане охают из года в год,—
    О, за что судьбою черной был наказан наш народ?
    О перо, опорой нашей и величьем нашим будь!
    Пусть исчезнет безвозвратно нищеты и горя путь!
    1906

    ТАТАРСКИМ ДЕВУШКАМ

    Мне по нраву изгиб ваших тонких бровей,
    Завитки непослушные темных кудрей.
    Наши тихие речи, что сердце влекут,
    Ваши очи, прозрачные, как изумруд.
    Ваши губы, что слаще, чем райский кавсар,
    Чья улыбка — живущим как сладостный дар.
    Я люблю вашу стройность, движений красу,-
    Без корсета любая тонка в поясу.
    А особенно груди — они так нежны,
    Как два солнца весенних, две светлых луны.

    Вас за белые шеи люблю обнимать,
    В ваших юных объятьях люблю замирать.
    О, как трогательны этот «джим», этот «мим»
    В вашем лепете сладком: «дустым» и «джаным»!
    В вас любезны не меньше мне, чем красота,
    Целомудренность гордая и чистота.
    И настолько мне мил ваш калфак парчевой,
    Лишь взгляну на него — и хожу сам не свой.
    Так что если ишан иль блаженный хазрет
    Прямо в рай мне когда-либо выдаст билет,
    Но коль, гурия, выйдя навстречу, как вы,
    Не украсит калфаком своей головы
    И не скажет мне: «Здравствуй, джаным!» — не войду
    В этот рай, пусть я в адскую бездну паду!
    Лишь невежество ваше не нравится мне,
    Что вас держит в затворе, во тьме, в тишине.
    Жены мулл мне не нравятся тоже ничуть,
    Вас так ловко умеющие обмануть.
    Любят вас, если нянчите вы их детей,
    Ну, а мойте полы — полюбят сильней.
    У невежества все вы берете урок.
    Жизнь во тьме — вот учения нашего прок!
    Ваша школа — с телятами рядом, в углу.
    Вы сидите, «иджек» бормоча, на полу.

    От природы вы — золото, нет вам цены.
    Но погрязнуть в невежестве обречены.
    В слепоте вы проводите жизнь, и — увы! —
    Ваши дочери так же несчастны, как вы.
    Вы как будто продажный товар на земле,
    Вы бредете, как стадо, покорны мулле,
    Но ведь вы же не овцы! Поверьте, я прав,
    Что достойны вы всех человеческих прав!
    Не пора ль отрешиться от этих оков!
    Не пора ли уйти вам из этих тисков!
    И не верьте Сайдашу, он злобою пьян,
    Он — невежда, над всеми невеждами хан.
    1906

    ТЕАТР

    Театр — и зрелище и школа для народа,
    Будить сердца людей — вот в чем его природа!
    На путь неправедный он не дает свернуть,
    Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь.
    Волнуя и смеша, он заставляет снова
    Обдумать прошлое и смысл пережитого.
    На сцене увидав правдивый облик свой,
    Смеяться будешь ты и»,ь плакать над собой.

    Узнаешь: жизнь твоя светла иль непроглядна,
    Вот это верно в ней, а это в ней неладно.
    Развить захочешь ты достойные черты,—
    Так новой мудростью обогатишься ты.
    И если ты хорош — то только лучше станешь,
    А если ты дикарь — из темноты воспрянешь.
    В театре рангов нет, в нем так заведено:
    Ты господин иль раб — театру все равно!
    Он чист и величав, влечет он к светлым высям.
    Свободен и широк, он свят и независим.
    Он — благонравья храм, он — знания дворец,
    Наставник для умов, целитель для сердец.
    Но следует ему блюсти одно условье:
    Родной народ учить с терпеньем и с любовью,
    И с древа мудрости срывать тогда лишь плод,
    Когда он красоту и зрелость обретет.

    ДВЕ ДОРОГИ

    В этом мире две дороги:
    если первой ты пойдешь —
    Будешь счастлив, а второю —
    только знание найдешь.
    Все в твоих руках: будь мудрым, но живи,
    подавлен злом,
    А когда ты хочешь счастья —
    будь невеждой, будь ослом!
    1909

    РОДНОЙ ЯЗЫК
    Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
    Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве
    я постиг!
    Качая -колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
    А сказки бабушки потом я научился понимать.
    Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я
    вдаль,
    ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
    Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз
    молил творца: — О боже, мать мою прости, прости меня,
    прости отца.
    1910


    ВСТУПАЮЩИМ В ЖИЗНЬ
    Дети! Вам, наверно, скучно в школе?
    Может быть, томитесь вы в неволе?
    Сам, ребенком, я скучал, бывало,
    Мысль моя свободу призывала.
    Вырос я. Мечты сбылись: гляди-ка,
    Вот я взрослый, сам себе владыка!
    Выйду в путь я — без конца, без края
    Легкой жизнью весело играя.
    Буду я шутить, шалить, смеяться:
    Я — большой, мне некого бояться!
    Так решив, я в жизнь вступил с надеждой.
    Оказался я, увы, невеждой.
    Нет свободы на моей дороге,
    Счастья нет, ходить устали ноги.
    Долго брел я в поисках веселья,
    Лишь теперь увидел жизни цель я.
    Жизни цель — упорный труд высокий.
    Лень, безделье — худшие пороки.
    Пред народом долг свой исполняя,
    Сей добро — вот жизни цель святая!
    Если вдруг я чувствую усталость,
    Видя — много мне пройти осталось,

    Я в мечтаньях возвращаюсь к школе,
    Я тоскую по своей «неволе»;
    Говорю: «Зачем я взрослый ныне
    И от школьной отошел святыни?
    Почему никем я не ласкаем?
    Не зовусь Апушем, а Тукаем?»

    1910


    РЕБЕНОК, ПОЛУЧИВШИЙ ПОХВАЛЬНУЮ ГРАМОТУ

    Ребенок так любил читать, так жадно все хотел он
    знать, Что трудно было оценить успех простой отметкой
    «пять»,
    Все, что велели, написал, прочел стихи из разных книг,
    Похвальной грамотою был отмечен этот ученик.
    А если с детства мальчуган ученью рад и книгам рад,
    Еще заслужит в жизни он немало всяческих наград.
    1910

    В море света тонут горы, Золотых полей просторы,
    Лес, сады и огороды, Улицы, дома, заборы.
    Все покинули постели, Зашумели, загалдели,
    Воробьи проворной стайкой В небо синее взлетели.
    В это время в целом свете Прибегают в школу дети,
    Ранцы книжками набиты — Жаждут знаний дети эти.
    1911





    ← назад   ↑ наверх