• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Айвен Сиразитдинов

    Член Союза писателей России, член международной ассоциации писателей-баталистов и маринистов.

    Родился в 1942 году, в семье сельского учителя, в пос. Уральске Учалинского района Башкортостана. Среднюю школу окончил в пос. Миндяк, в Башкирии, там же некоторое время работал на руднике слесарем. Потом работал в Челябинске на ЧТЗ, слесарем-инструментальщиком, учился в политехническом институте.

    В 1965 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков, затем – двадцать лет службы в Морской авиации на Тихоокеанском флоте.

    И не только службы... Там же, на Дальнем Востоке, где в полетах над штормовыми океанскими просторами крепли крылья молодого летчика, берет начало тернистый путь молодого литератора; он много публикуется в военной печати, первые его рассказы с одобрением были встречены в творческом литобъединении г. Владивостока "Океанские зори". Отныне творчество А. Сиразитдинова неразрывно связано с впечатлениями от службы на Тихоокеанском флоте. Летчик - писатель целиком посвятил свое перо воинской тематике, героической романтике неба и моря. Полеты в неспокойных небесах над Тихим, Ледовитым, Индийскими океанами, над Атлантикой, порой в непосредственном боевом соприкосновении не только с условным противником – все это можно найти в повестях и рассказах башкирского писателя-летчика, взявшего себе в образец жизнь, служение и творчество знаменитого писателя-авиатора Антуана-де-Сент-Экзюпери.

    А. Сиразитдинов принимал участие в работе IV, V, VI Всероссийских семинаров армейских и флотских литераторов, был участником Всесоюзного совещания писателей в 1987 года в Кишиневе.

    В настоящее время А. Сиразитдинов живет и трудится в городе Челябинске, целиком посвятив себя профессиональной деятельности. После книг "Полет по прямой", "Звездный маршрут", увидели свет книги "Штурманы рождаются в небе", "Служат уральцы Отчизне" писатель активно осваивал "афганскую", пограничную тематику, выезжал в эскадрилью, воюющую в Афганистане, был в в погранвойсках.

    Башкортостан, прекрасные уральские взгорья, озера и реки, леса юго-восточной ее части навсегда остаются "малой родиной" писателя – в географическом масштабе и – необъятно-огромной – в сердце. Писатель часто бывает в родных местах, где прошли детство, юность, где покоится отец-фронтовик, где еще будто совсем недавно мать далеко за полночь не гасила огня, ожидая приезда сына. Он активно способствует укреплению творческих связей между писательскими организациями Башкортостана и Челябинской области.

    А. Сиразитдинов много времени уделяет проблемам возрождения национальной культуры башкир, исконно проживающих на территории Челябинской области; он неоднократно выступал на эту тему в печати, на радио, на телевидении. Писатель Сиразитдинов был одним из инициаторов и учредителей первого в Челябинской области культурно-национального центра башкир, участвуя в работе первых курултаев башкирского народа в Уфе.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

    Отдельные издания

    "Полет по прямой" /рассказы/ г. Москва, Воениздат, 1985 г.

    "Звездный маршрут" /повесть, рассказы/ г. Москва, Воениздат, 1987 г.

    "Штурманы рождаются в небе" г. Челябинск, ЮУКИ, 1988 г.

    Публикации в сборниках и периодической печати

    "Долина пилотов" /рассказ/, с.27, г. Москва, Воениздат,1983 г.

    "Литературный Владивосток" /рассказ/ с.114, г. Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1985 г.

    "Поиск-86" /повесть/ с.105, г. Москва, Воениздат, 1986 г.

    "Литературный Владивосток" /рассказ/ с.77, г.Владивосток, Дальневосточное книжное издательство, 1987 г.

    "Стоим на страже" /рассказ/, с.187, г. Москва, издательство "Современник", 1988 г.

    "Каменный пояс", /очерк/ с.46, г. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1988 г.

    "Служат уральцы Отчизне", /документальная повесть, очерки/ с.18, с.73, с.178, с. 201, г.Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1990 г.

    Публикации в журналах

    Журнал "Советский воин" /г. Москва/, 1982 г. – № 24 и 12; 1983 г. – № 15; 1984 г. - № 7, № 16; 1987 г. - № 2, № 8, №17.

    Журнал "Морской сборник" /г. Москва/ 1976 г.– № 11 /очерк/

    Журнал "Пограничник" /г. Москва/, /очерки/ 1985 г. – № 5, 1990 г. – № 8, 1991 г. – № 9.

    Журнал "Авиация и космонавтика" /г. Москва/, /очерк/, 1986 г. – № 8.

    Публикации в газетах

    "Боевая вахта" /г. Владивосток/ газета Тихоокеанского флота.

    "Красный боец" /г.Свердловск/ газета Уральского военного округа.

    " Фрунзевец" /г. Ташкент/ газета Туркестанского военного округа.

    "Красный воин"/г. Москва / газета Московского военного округа.

    "Ленинское знамя" /г. Тбилиси/ газета Закавказского военного округа.

    "Уральская новь" /г.Челябинск/ газета Челябинской областной писательской организации.

    "Челябинский рабочий"

    Некоторые произведения озвучивались на радио:

    - На Челябинском радио,

    - на радиостанции "Волга" в Германии /радиостанция Группы советских войск в Германии.

    ЛИТЕРАТУРА О ТВОРЧЕСТВЕ

    "Семь футов под килем!" Журнал "Советский воин", с.24, г Москва, 1984 г. № 7 а также в № 3 за 1983 г. и № 21 за 1984 г.

    Ю. Лукин: "Дети грозных лет Отчизны", "В мире книг" с.85, г. Москва, издательство "Книга",1985 г.

    Б. Уткин "Время, армия, писатель", /сборник статей о военно-патриотической литературе/, с.58, г. Москва. Воениздат, 1987 г.

    Б. Леонов "Священный долг" /заметки о прозе, посвященной современной армии/ "Армия и литература" /сборник статей о военно-патриотической литературе/ с.109, г. Москва, Воениздат, 1988 г.

    "Урал литературный" Южно-Уральское кн. изд-во.г.Челябинск,1988 г.

    "Красная звезда" /г. Москва/ 25.07.1986 г.

    "Красный боец" / газета Уральского военного округа/ 24.01.1989 г,

    "Книжное обозрение" /г. Москва/ № 41, 14.10.1988 г.

    "Литературная Россия" /г. Москва/ 14.05.1982 г.

    Газета "Вечерний Челябинск" 22.03.1985 г., 22.10.1988 г., 24.01.1989 г; 29.09.1988 г.

    Айвен Сиразитдинов

    СВОЯ ТЕМА

    Кто-то из мудрецов заметил: "Не приведи Господь жить во время перемен". Ан нет, живем с робкой надеждой: "А вдруг пронесет?" Хотя это вроде и не надежда, а некое странное состояние собственной отрешенности от происходящих событий.

    Понятное дело: мы против своей воли, и мало предвидя это, оказались не только на рубеже двух веков, но и на разломе, сравнимом с тектоническим, по характеру последствий для нашего общества. И как-то в одночасье мы ощутили, по выраженью поэта, что "мы живем под собою не чуя страны..."

    Да, страна стала другая, будто чужая, ихняя, а чья – понимай как знаешь. Балом править стали другие. Откуда они явились, из какой бездны, из каких параллельных миров – эти новые хозяева жизни?..

    Распад системы, распад страны, по закону цепной реакции, вызвали распад трудовых коллективов, разлад в обществе в целом, сверху донизу; а далее уже разрыв многих межчеловеческих связей, разрыв семейных и прочих уз. Дьявольская энергия распада! Не минула чаша сия и личности – конечного атома мироздания.

    Ведь кто считал потери в писательской среде? Кто-то из нашей писательской братии просто ушел как бы во внутреннюю эмиграцию, кто-то подался на заработки, а кто-то просто запил. Ведь, если вдуматься, кто он такой – наш рядовой писатель? Он отнюдь не конструкция из какого-то сверхпрочного материала, а всего лишь "мыслящий тростник". А на потребу дня явились другие авторы...

    Доселе я гордился тем, что вносил свой небольшой посильный вклад в обширный свод военно-патриотической литературы. Прежде она была востребована, но вот настали иные времена... Нынешние средства СМИ трубят вовсю: де мол мы потерпели сокрушительное поражение в "третьей мировой войне" (понимай в "холодной войне"), канула в небытие великая держава наша – СССР, по-ихнему – "империя зла".

    Это что же получается? Выходит, мы все, служившие до эпохи ельцинизма, были солдатами и офицерами отступающей армии? Ничего подобного! Мы честно исполняли свой долг, надежно защищали Отечество, и награды наши заслужены. Капитулировали не мы, а вожди партийной демократии. Капитулировала верхушка ельцинского военного руководства. Она признала поражение, выбросила белый флаг до генерального сражения. Капитулировала трусливо и постыдно, подло открыв огонь по своим.

    Да ладно об этом... Лучше кое-что вспомнить. Мне довелось двадцать лет прослужить в авиации Тихоокеанского флота. Каждый наш вылет над океаном был полетом на боевую службу, в непосредственном соприкосновении с вероятным супостатом. Когда мы в разведывательном полете на обнаружение американского авианосца выходили на цель, то нередко против нас высылали истребители типа "Фантом". Подходили они так близко, что можно было разглядеть лица американских летчиков. Но они остерегались выпускать ракеты в боевое положение. Нас не трогали, потому что за нами была великая и могучая страна.

    Скажу без преувеличения, едва ли не половину срока службы мне пришлось провести на боевом дежурстве. Дежурные средства на передовых рубежах – это высшее проявление боевой готовности.

    Да, мы тогда находились в готовности, и никто в те годы "холодной войны" не помышлял о капитуляции. Некоторое время я служил в морском ракетоносном авиационном полку. Служба там была под стать девизу "Para bellum!" – «помни о войне!» Летал я на самолетах, несущих крылатую ракету с ядерной начинкой. Одной такой ракетой мы могли поразить американский авианосец, буде окажись он на подходе к Курилам с враждебными намерениями.

    Слава Богу, до этого не дошло, но мы не позволили бы палубной авиации противника бомбить наши города, как это было недавно, когда американцы напали на Ирак, якобы о целью принести в боевых головках крылатых ракет "свободу" несчастному иракскому народу.

    Вот об этом и стоит писать. О наших Вооруженных Силах былого потенциала. И тут не надо бояться громкого слова: о доблести, о славе – этот сказ сгодится для военно-патриотического воспитания будущих бойцов, защитников возрожденного Отечества.

    Все-таки что ни говори, а родную землю оберегать кому-то надо. Не банки и нефтяные вышки олигархов, не дворцы "новых русских" на Рублевском шоссе, а погосты наших предков, пепелища заброшенных деревень. Пусть даже только это, но оно наше, как и улыбки народившихся детей. Пусть немногое нам осталось, но это – коренная часть нашей родной земли, и за это надо стоять насмерть.

    Ну, а что сказать о современной армии? Неблагодарная это тема, и мало вдохновляет что либо писать об армии, преданной властями и брошенной на произвол судьбы. Да и что мы знаем о ней? Что цветет там "дедовщина", что разграблены, взорваны и сожжены склады боеприпасов, что танки состарились и поржавели. Что самолеты и вертолеты не дотягивают до посадочной полосы, что тонут подводные лодки. Не много чести писать и о войне в Чечне, которую развязали нынешние правители. Это для них, казнокрадов, война – мать родна. А для простого люда... Да, было дело, и гибли неизвестно за что, и награды получали, но был и Рохлин, который отказался от Звезды Героя, которую присуждали ему за бесславное взятие Грозного. Будет, конечно написано и об этих событиях, но это будет не в том ключе, что "Валерик" М. Ю. Лермонтова или "Кавказская пленница" Л. Н. Толстого; там речь шла о другой войне и других героях.

    И все же патриотическая идея живет в народе, она неистребима и будет здравствовать. Русский народ, объединивший и сплотивший вокруг себя другие народы, имеет большой исторический опыт ратного подвига – это не спишешь в небытие. Русский народ испытал столько нашествий, одерживал победы в стольких войнах, что это не изгнать из исторической памяти никаким там прозападным и прочим "либералам" и "демократам".

    Патриотическая самодостаточность народа – залог того, что он выстоит, и чем ближе к границам базы НАТО, тем будет туже сжиматься пружина народного сопротивления, тем туже натягиваться тетива ответного действия.

    Что правда, то правда: пока "народ безмолвствует". Но надо понимать, что власть и кучка олигархов сами по себе, а народ сам по себе. И есть у народа своя государственная идея, она же и "русская идея", патриотическая. Безмолвствует пока народ, но это безмолвие не есть бессилие, оно многое в себе таит. Это молчание – особая форма немого сопротивления. Есть в глубинах народа еще духовные запасы противодействия агрессии темных сил как внутреннего, так и внешнего происхождения; не всех же задурили, ей богу, и дай то Бог, чтобы не иссякал этот духовный потенциал, который будет покрепче доллара и "Томагавков".



    Источник: Челябинское отделение Союза писателей России

    Сиразитдинов Айвен Сахиевич





    ← назад   ↑ наверх