• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Айнур Сибгатуллин

    Татарский интернет


    Татарский Интернет (сокращенно - Татнет) на сегодняшний день - стремительно развивающаяся часть Всемирной паутины. В рамках настоящего издания автор рассуждает о совокупности информационных ресурсов сети Интернет, созданных на государственных языках Республики Татарстан и рассказывающих о Татарстане и татарском народе и дает свое представление о том, что из себя представляет Татнет. Он делает акцент на языковом и этническом компонентах, поскольку адресует издание тем, кому дорога судьба татарского языка, истории, культуры и традиций.



    ПРЕДИСЛОВИЕ

    На рубеже ХХ-ХХI веков огромное значение для татарской нации приобретает такая стремительно развивающаяся часть Всемирной паутины как Татарский Интернет (сокращенно - Татнет) - совокупность информационных ресурсов сети Интернет созданных на государственных языках Республики Татарстан (татарский и/или русский языки) и рассказывающих о Татарстане и/или татарском народе.
    К сожалению, несмотря на то, что об Интернете сегодня знают почти все, многие татары даже и не подозревают о тех возможностях, которыми они могли бы воспользоваться благодаря Татнету: найти книги об истории, традициях и культуре татарского народа в электронном виде как на татарском, так и на русском языках, скачать музыкальные произведения татарской классической и народной музыки, разыскать соотечественников в любом конце света для общения или создания семьи, и все это практически моментально! Помочь татарам узнать больше о Татнете и возможностях, которые он дает, и призвана эта книга, в которой автор попытается дать подробный обзор наиболее интересных сайтов Татнета, рассказать об истории его возникновения и развития, описать основные тенденции и дальнейшие перспективы.
    Если попробовать определить количественно границы Татнета, то это можно сделать приблизительно. Данные по различным источникам существенно различаются. Например, в каталоге официального сервера РТ - 2523 сайта, в каталоге Mail.ru - 974, в каталоге Яndex - 766, в каталоге «Татарстан в сети Интернет» - 595 сайтов. В каталоге Google - 605 сайтов, а в каталоге Tatarstan.Net - 3271 cайт. Истина лежит где-то посредине, и я бы ориентировался на цифру около 1000 сайтов.
    Тенденции же развития Татнета во многом похожи на те, что наблюдаются в развитии Рунета. С другой стороны, есть своя специфика, в чем-то близкая развитию Интернета в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане.
    За период с 1994 г. (года появления первых татарских сайтов) по 2007 г. Татнет прошел огромный путь, практически с нуля было создано устойчивое сообщество сайтов на татарскую тематику, в том числе сайты на татарском языке, как на кириллице, так и на латинице. Теперь у татар во всем мире есть хорошо налаженные и порой эффективно действующие каналы обмена информацией. Сформировавшиеся сетевые сообщества татнетчиков, или как их еще называют - кибертатар, постоянно расширяются, и также постоянно растет число татарских сайтов.
    Татарские просветители и политики в начале ХХ века и мечтать не могли о тех возможностях, что предоставляют сегодня татарской нации современные информационные технологии во Всемирной паутине!
    Роберт Сондерс, преподаватель колледжа Вагнера (Нью-йорк, США), всерьез считает, считает, что нации, особенно те, чья идентичность поставлена под угрозу, могут посредством виртуального общения свою идентичность сберечь и закрепить. Их культура, получая в киберпространстве надежную защиту и широкое распространение, становится общедоступной.
    Появление киберпространства — факт особенно позитивный для национальных меньшинств, которые исторически либо подвергались маргинализации со стороны властей, либо были лишены каналов общения со своими соплеменниками, проживающими за рубежом. Благодаря Интернету с его динамикой общения и получения сведений разрушается монополия государства на распространение информации, уменьшаются возможности политической, экономической и культурной элиты, представляющей интересы «коренной национальности», завладевать мыслями, чувствами и бытовым сознанием общества. Уникальность Интернета позволяет разбросанным по миру народностям создавать или воссоздавать землячества невзирая на географическую удаленность. Или, как пишет Роб Китчин, «киберпространство дает нам возможность воспользоваться общественным пространством и воссоздать в он-лайновом режиме суть и природу общения».
    Все более мощные программы, которые в одно мгновение прочесывают Всемирную паутину в поисках сведений о влиятельных личностях в среде национальных меньшинств, способствуют установлению виртуальных связей, объединяют миллионы индивидуумов, имеющих общие интересы, идеалы, а порой и предрассудки. В отличие от того, что происходит в области литературы, кино или телевидения, «киберпространство - это не просто способ общения между небольшой группой продюсеров и массами потребителей, а децентрализованная система коммуникации, в которой люди одновременно выступают в роли потребителей и творцов... Киберпространство интерактивно: пользователи сами выбирают, какую информацию получать и какую отсылать» (Китчин). У национальных меньшинств, находившихся до этого в зависимости от контролируемых элитой СМИ, появляются обширные и чуть ли не безграничные возможности избирательно потреблять информацию и создавать собственные сообщества. В свою очередь элиты, также получившие доступ в Интернет, могут создавать и поддерживать в киберпространстве целые виртуальные нации.
    Интернет становится мощным орудием в руках представителей национальных меньшинств, для которых доступ в Сеть - средство, позволяющее заявить о своей национальной принадлежности.
    Киберпространство предоставляет национальным меньшинствам огромную, не отмеченную на карте территорию, где они могут заниматься конструированием и укреплением своей национальной идентичности, вне пределов досягаемости со стороны государственного вмешательства и контроля.
    Оказываясь в Сети, кибертатарин больше не является представителем меньшинства в регионе проживания, но представляет собой частицу огромной исторической общности из многих тысяч людей, разбросанных от Нью-йорка до Берлина и Киева, от Стамбула до Москвы, Казани и Ташкента!
    Кибертатары могут свободно общаться в сообществах, создаваемых при татарских сайтах, или же сами создавать новые информационные ресурсы Татнета, консолидируя все новых и новых киберта-тар, постоянно прибывающих во всемирную паутину.
    На сегодняшний день можно констатировать, что имевший место в сети несколько лет тому назад первоначальный культурно-информационный голод у кибертатар в целом удовлетворен - ведь сайтов с татарским этно-компонентом и на татарском языке создано уже предостаточно.
    Эта книга подводит итоги той работе, которую вел автор в период 2000-2007 гг. Так уж сложилось, что многие события Татнета проходили с его непосредственным участием, поскольку автору довелось стоять у истоков некоторых проектов, впоследствии ставших известными, например, конкурс Интернет-проектов «Звезды Татнета», оргкомитет которого он возглавляет уже несколько лет.
    Статьи автора о Татнете, опубликованные за эти годы, также послужили исходной почвой для написания этой книги.
    Информация о татарских сайтах крайне востребована, особенно у людей, делающих первые шаги в Интернете — ведь заблудиться во Всемирной паутине легко, и тогда наша культурная идентичность будет подвергнута еще более серьезным испытаниям, в дополнение ко всем прочим атрибутам массовой культуры и коммуникаций, телевидению и радио, подвергающих нас риску раствориться и пропасть как нации!
    Не обо всем в этой книге написано подробно и исчерпывающе. Автор и не претендует на это - он лишь дает свое понимание того, что из себя представляет Татнет. Автор сознательно не касается в книге подробных обзоров многих категорий сайтов РТ и делает акцент на языковом и этническом компоненте, поскольку адресует издание тем, кому дорога судьба татарского языка, истории, культуры и традиций. Для них эта книга может стать хорошим помощником в бескрайних просторах Интернета.



    скачать полностью: internet-tat.pdf, (502 kb)
  • Айнур Сибгатуллин:
  • Татарский интернет
  • Татарский интернет-2
  • Исламский Интернет
  • Я иду дорогой скорбной






  • ← назад   ↑ наверх