• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Римзиль Валеев

    Татары России

    Татары никогда добровольно не входили в Россию и никогда добровольно не выйдут из нее. Потому что современная Российская Федерация - историческая и единственная Родина нашего народа. В других странах татары оказались по воле судьбы, в результате экономических неурядиц, политических катаклизмов.

    Исход поволжских татар в Турцию в конце 19 века случился из-за насильственного крещения и национального гнета.

    В Германию и США моих соплеменников забросили мировые войны.

    В Финляндии они оказались вместе с частью Эстляндии после изменения границ в 1919 году. В Среднюю Азию их перенесли ветры гражданской войны и страшный голод.

    И всегда их тянуло к территории России. Потомки эмигрантов едут, чтобы увидеть Волгу, Урал, Татарстан, Башкортостан, Оренбургскую, Пермскую, Самарскую, Симбирскую или Омскую земли. Живущие вдали, они помнят запах родины, которую и сами, может, никогда не видели.

    Не каждому россиянину, в том числе и представителю второго по числу народа в России известно, что когда-то тюрко-татары были первым народом по количеству в просторах нынешнего Российского государства.

    Россия появилась после присоединения Казанского ханства к Великому княжеству Московскому. В честь открытия ворот на Восток, утверждения своей победы над распадающейся империей читались молитвы, строились соборы на самых красных площадях и в лучших городах. Как это было важно - соединиться с тюрко-татарской геополитической сферой. Как же современные татары относятся к этим великим событиям, изменившим ход истории в Евразийском континенте, их нынешним последствиям? Без референдумов и социологических опросов абсолютно ясно, что татары России воспринимают исторические реалии с достоинством, уважением к себе и другим, к государству, которое было образовано и построено при их созидательном участии. Могущество и величие России не исключают, а предполагают процветание ее народов. Если татары за четыре века испытаний, лишений, созидания, взаймодействия с другими народами сохранили свой язык, культуру, вносят весомый вклад в российскую и мировую цивилизацию, это ли не доказательство того, что татарский народ не побежден и продолжает развиваться?

    Символично то, что триста лет назад татары приняли самое активное участие в строительстве Санкт-Петербурга. Что жили в нем, защищали его, когда пришла война. Берегут его сейчас. В разные времена татары составляли часть самых разных слоев горожан, от дворников до князей и цвета научной интеллигенции. Здесь хранятся сокровища предков татар, потрясающие мир своей неповторимой красотой. Не где-нибудь, а именно в первой столице Российской империи увидела свет первая татарская газета «Нур». Девятнадцатый век и начало двадцатого века оказались временем расцвета культуры России, Петербурга и татарского народа. Совпадения всплесков прогресса не случайны. Здесь своя логика хода истории.

    Об этом же свидетельствует проведение 300-летия Санкт-Петербурга и 1000-летия Казани как самые яркие события российской истории.

    С чем пришли татары России в 21 век? Они сохранились на своей исторической родине и в различных регионах, адаптируя свою культуру, речь к потребностям своего времени. Только сами они знают, что пережили на своем пути, как непросто передать новым поколениям добрые традиции в условиях, далеких от тепличных. Российские татары живут в Татарстане (1млн.700тыс.чел.), в Башкортостане (около 1,5 млн.). В Удмуртии, Пермской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Ульяновской, Оренбургской областях по 150-200 тысяч татарского населения. Чуть меньше числом, но весьма влиятельны татарские общины в Мордовии, Чувашии, Республике Коми, Марий Эл, Самарской, Пензенской, Астраханской, Волгоградской, Курганской, Омской, Томской, Новосибирской областях. Даже в областях и краях Дальнего Востока по 10-20 тысяч татар продолжают жить наравне со всеми и сохраняя свой образ жизни. Рыбаки Каспия, шахтеры Кузбасса и Воркуты, газовики Ямбурга, нефтяники Сургута, хлеборобы, речники, нефтехимики Поволжско-Уральского региона, лесники, охотники, строители Сибири поют в своем кругу по-татарски.

    «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле...» - такими словами начинается Конституция страны. В ней установлено равенство наций во всех сферах. «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Федеральными законами установлено, что в регионах компактного проживания этнических общностей язык и культура местного населения развиваются не только в домашних условиях. Существуют формы объединения и самоуправления национальных общин. Есть еще два десятка национальных республик, округов, где государственная поддержка этносов весьма ощутима. Без Республики Татарстан были бы немыслимы школы, учреждения культуры, татарская наука и СМИ в регионах проживания татар.

    В мире, и в России в первую очередь, после длительных социальных революций разворачиваются национальные революции. Происходит это в рамках мировой глобализации и информационных технологий. Если раньше сталкивались крупные страны и блоки, то сейчас на первый план выходят относительно небольшие страны и народы. Аргументами служат не только сила, но и исторический опыт, этнические интересы и сплоченность вокруг общечеловеческих ценностей. Самоутверждение цивилизаций, религий и культур может протекать мирным путем и только в режиме диалога и сотрудничества. Идеальную модель единства в многообразии представляет собой неразрывность и опыт интеграции русских, татар и других братских этносов, взаимоотношения Республики Татарстан с федеральным центром и российскими регионами. Никого не свергать, не возноситься над другими, не разрушать, не подминать под себя, установить культ терпимости и диктатуру законов, норм международного права - таковы правила жизни этого единства.

    Никто не скрывает, что до гармонии в сфере национального развития далеко. Система образования и культурно-просветительской работы не гарантирует того, что обещано Конституцией. «Этнические» статьи федеральных законов работают не в полной мере. И как результат, из-за нехватки национальных школ, очагов культуры, СМИ этносы стали исчезать невиданными темпами. Нигилизм и отчуждение молодежи от родного языка и культуры объясняется одноязычием и монокультурностью российской действительности, помноженной на мощь ТВ, радио и всей массовой коммуникации.

    Что есть нация, этническая общность? Это и кровь, гены, и историческая память о принадлежности к какому-то роду, и привязанность к территории и государству. Но гены давно смешались, и тот, кто ищет чистоту кровей и племенную наследственность после столь глубокой интеграции - дурак или расист, больной человек. Историческая и административная принадлежность лично меня не греет, так как этот фактор переменчив. Если 200 лет назад земли давали башкирскому сословию, что заставляло подчиниться сословному делению, ну и что? Национальность, язык, культура не менялись за многие века. Даже религиозная общность, во многом определяющая духовный мир, сама не создает этнос, а может только приобщить к той или иной культуре. Религия помогает консолидации общности, но заменить этнокультуру она не призвана. Татары могут быть мусульманами и христианами, американцами или гражданами Китая, жить в Казани, в Уфе или Астрахани - их объединяют этнокультура, язык, историческое самосознание.

    Что нужно сделать, чтобы нации, сохраняясь и развивая свою культуру, оставались укрепляющим фактором России?

    Этот вопрос обсуждался 30 августа 2002 года на встрече Президента Российской Федерации В. В. Путина с участниками Всемирного конгресса татар. После нее руководитель российского государства дал поручение правительству подготовить поправки к Концепции государственной национальной политики России. Тем более, после ее принятия прошло уже семь лет. Главный недостаток этого важного и нужного документа в том, что он остается не реализованным в полной мере. Подготовка новой редакции Концепции национальной политики дает шанс модернизировать механизм гармонизации. Это нелегко. Мнения специалистов неоднозначны, что усложняет принятие верного решения в столь хрупкой сфере национально-культурного развития. Президент России уже в декабре недрогнувшей рукой подписал Закон о «кириллизации» алфавитов народов России, не смущаясь вторжения во внутреннюю структуру этносов.

    Осознание всей гаммы вопросов национального развития только входит в практику законодательной и исполнительной власти в центре и в регионах. До последнего времени в России только ленивый не рассуждал о путях решения национального вопроса. Как миллионы бразильцев готовы решить футбольные проблемы вместо тренеров. И самоизоляция, и великодержавный шовинизм росли, будто чертополох за околицей. Но времена настают другие.

    А слабо ли, если берешься судить о национальных проблемах, изучить историю, культуру, языки, штудировать российские законы? Заодно познакомиться с международной практикой, конвенциями, хартиями?

    На Всероссийском совещании, прошедшем в правительстве РФ 18 апреля с.г., вопрос реализации Концепции национальной политики был вынесен на уровень профессиональных управленцев и законодателей. Куча нерешенных проблем не пугает, а стимулирует к работе. До сих пор реализуем «каучуковую» концепцию, которую кое-кто не прочь урезать или упразднить, не создавая программу развития всех народов. Все еще ищем механизмы. Вырабатываем отношение к предмету, которое уже давно ясно и понятно. Не можем определить, кто за что отвечает, центр или регионы? Кстати, местные самоуправления в населенных пунктах и регионах компактного проживания отдельных этносов могут стать очагом ведения всех этнокультурных дел.

    Владимир Путин на встрече в Казани 30 августа прошлого года сформулировал цель национальной политики - чтобы каждый россиянин, представитель любой национальности в любой точке страны чувствовал себя как дома. Простая, справедливая и нелегкая задача.

    Прежде всего для решения национальных вопросов нужно, чтобы выполнялись федеральные и региональные законы. Готовы ли это обеспечить правительство, федеральные округа, региональные и местные власти? Будет ли законотворчество конструктивным, адекватным ситуации и нуждам этносов?

    Современные средства позволяют решить национальные вопросы, обеспечить духовную консолидацию, создать единое информационно-культурное пространство татарского народа.

    Любишь свою музыку - иди слушай концерт. Включай магнитофон, аудио и видео. Включай спутниковый телеканал «Новый век - Яћа гасыр», купи модем и открывай электронную газету «Intertat.ru». Выпиши журнал, газету на родном языке. Казань тебе помогает, местная татарская автономия не оставит, если сам дремать не будешь. Открывай кафе с национальными блюдами, родными для тебя песнями. Говори с детьми на родном языке. Все в твоих руках. Государство - тебе не помеха, а при умном подходе - сильный помощник. В совершенстве овладей русским языком, иностранным и учи историю, культуру. Собирай симпозиум, спорь с авторитетными учеными, если можешь. Этнокультура развивается по принципу «От каждого народа - «по способностям» (в соответствии с социальным опытом), каждому народу - по потребностям».

    Опыт многоязычия татар и интеграции с другими народами позволяет компенсировать потери естественной и искусственной ассимиляции. В этом наш народ похож на русских, армян, евреев и другие интегрированные этносы.

    Не сомневаюсь в благополучном продолжении лихо закрученного сюжета национальных революций. Была бы страна родная добрая, требовательная, демократичная. И народ - работящий, дисциплинированный, раскованный, умеющий сохранять свою самобытность, не мешая другим. Прежде всего сам народ. Этническая общность сама решает свою судьбу.

    Нужны лишь демократия, толерантность общества, здоровое цивилизованное общественное сознание.

    Российские татары, как многие другие народы, делают ставку на добрую волю и конструктивную работу в социально-культурной сфере. Автомат Калашникова и тротил с гексогеном не принесут победу и благополучие. Те, кто выбрал этот путь, оказались заложниками трагедии. Татары всегда понимали эту истину.

    Татарская мечта о свободе и процветании основана на свободном развитии этнокультуры как части мировой цивилизации, которая должна быть спасена и сохранена.

    Эта истина созвучна судьбе Санкт-Петербурга - одной из драгоценностей России и мира.

    РАЗГОВОР О САМОМ НАСУЩНОМ

    18 апреля с.г. в большом конференц-зале Дома Правительства РФ состоялось Всероссийское совещание «О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». Впервые за последнее десятилетие для обсуждения наболевших вопросов гармонизации межнациональных отношений были приглашены представители всех федеральных ведомств, занимающихся вопросами национальной политики, и заместители руководителей органов исполнительной власти субъектов федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители ведущих национальных объединений и представители религиозных конфессий.

    С докладом «О задачах органов государственной власти по гармонизации межнациональных отношений и вопросы взаимодействия с религиозными организациями» выступил министр РФ по делам национальной политики В.Ю.Зорин. Он рассказал о ситуации в межнациональных отношениях, о работе по подготовке новой редакции Концепции государственной национальной политики РФ в соответствии с поручением В.В.Путина от 8 октября 2002 года по итогам его встречи с участниками Всемирного конгресса татар.

    Принципиальное значение имели выступления председателя Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политики А. И. Казакова, заместителя председателя Комитета Госдумы по делам национальностей К.А.Бичельдея, члена Совета Федерации, председателя Совета Ассамблеи народов России Р.Г.Абдулатипова.

    Делегация Республики Татарстан с особой заинтересованностью выслушала сообщения представителей федеральных органов власти, которые по происхождению имеют непосредственное отношение ко второй по численности национальности России. Так, первый заместитель министра внутренних дел РФ Рашад Гумарович Нургалиев в жесткой и лаконичной форме раскрыл тему борьбы с экстремизмом в российском обществе. Руководитель Департамента Министерства экономического развития и торговли РФ Нурали Абдуллович Ризванов рассказал о формировании бюджета и федеральных программ, которые связаны с решением национально-культурных и этнорегиональных проблем. Каждое из многих представленных ведомств имеет профессиональное видение и позицию по отношению к национальным и этнокультурным вопросам.

    С неподдельным интересом было выслушано выступление заместителя премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валеевой, которая, помимо раскрытия опыта по развитию образования, культуры народов республики, остановилась на ряде актуальных проблем. В частности, Татарстан помогает регионам компактного проживания татар в обеспечении учебниками, организации национальных классов, школ, культурно-просветительных мероприятий. «Мы это делаем не только ради татарского населения, а прежде всего ради России», - сказала Зиля Валеева. Вице-премьер Татарстана предложила разграничить полномочия и ответственность за удовлетворение культурных потребностей этносов между федеральными ведомствами, соответствующими регионами и национальными республиками, которые должны служить базовым методическим центром по этнокультурному развитию этносов России. По ее мнению, было бы целесообразно вести реализацию федеральной программы по формированию установок толерантного сознания россиян более эффективно, распространив ее деятельность и на сферу СМИ, национальных общественных объединений для стимулирования их конструктивной работы. С интересом были восприняты предложения к новой редакции Концепции национальной политики РФ от Республики Татарстан, которые были озвучены З.Р.Валеевой.

    Рекомендации Всероссийского совещания

    «О реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации»

    Заслушав и обсудив доклад министра Российской Федерации В.Ю.Зорина «О задачах органов государственной власти по гармонизации межнациональных отношений и вопросы взаимодействия с религиозными организациями», а также выступления представителей федеральных округов, федеральных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представителей науки и общественных организаций по вопросам реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, участники Всероссийского совещания рекомендуют:

    - органам исполнительной власти Российской Федерации, общественным и религиозным организациям способствовать обеспечению условий для формирования федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;

    - соответствующим федеральным органам исполнительной власти, правительствам и администрациям субъектов Российской Федерации руководствоваться основными целями государственной национальной политики, которые заключаются в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех этносов России, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью;

    - правительствам и администрациям субъектов Российской Федерации с учетом возрастающей роли органов государственного управления субъектов Российской Федерации в реализации государственной национальной политики обеспечить сохранение действующих структурных подразделений по вопросам этноконфессиональной политики и предусмотреть их образование в случае их отсутствия;

    - представить в правительство Российской Федерации предложения о внесении корректив в Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации для выполнения поручения Президента Российской Федерации от 8 октября 2002 г. # Пр-1795 с целью определения задач по гармонизации межнациональных отношений с учётом современной этнополитической ситуации и на перспективу;

    - принять к исполнению ратифицированную Российской Федерацией Конвенцию ООН «О ликвидации всех форм расовой дискриминации», Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств;

    - рассмотреть вопрос о подготовке федеральной программы мероприятий по предупреждению и пресечению террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации, предусмотрев привлечение к созданию программы национально-культурных автономий, национальных общественных объединений и религиозных организаций;

    - органам воспитательной работы Минобороны России и МВД России внедрять и совершенствовать практику воспитания личного состава в духе уважительного отношения к традициям и религиям представителей народов Российской Федерации, проходящих воинскую службу, а также на территориях, где размещаются и действуют воинские части и организации;

    - признать целесообразным создание Общественных палат при руководителях субъектов РФ в целях обеспечения учета общественного мнения, усиления связей между общественными объединениями и органами государственной власти и местного самоуправления;

    - предусмотреть органам исполнительной власти РФ, средствам массовой информации в рамках реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» создание теле- и радиопрограмм, газетных и журнальных публикаций, посвященных идеям дружбы народов, пропаганде духовных ценностей каждого из них;

    - органам исполнительной власти республик и других субъектов РФ с компактным проживанием этнических меньшинств создать рабочие группы и выработать предложения для экспертной комиссии при министре РФ по вопросам ратификации Российской Федерацией Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств;

    - считать необходимым открытие в субъектах Российской Федерации центров национальных культур (домов национальных культур), а также центров русской культуры в республиках Российской Федерации;

    - органам исполнительной власти Российской Федерации в целях адаптации вынужденных мигрантов и достижения позитивного диалога с местным населением организовать работу, связанную с формированием толерантности как психологической основы культуры мира и гражданского согласия в обществе;

    - органам исполнительной власти субъектов РФ продолжить практику разработки и реализации программ или перспективных планов этнокультурного развития народов, межнационального сотрудничества, предусматривая при этом бюджетное финансирование поэтапного решения поставленных задач;

    - органам исполнительной власти РФ содействовать национально-культурным автономиям и другим национальным общественным организациям объединению усилий для достижения согласия в решении задач национально-культурного развития народов;

    - органам исполнительной власти Российской Федерации, общественным организациям оказывать решительное противодействие этническому религиозному экстремизму, используя для этой цели разнообразные стратегии, в том числе усовершенствование законодательства и правоприменительной практики в области предотвращения насильственных действий по принципу национальной, религиозной и расовой принадлежности;

    - считать целесообразным создание при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации межконфессиональных советов с целью взаимодействия между органами государственной власти и религиозными организациями и поддержания мира и взаимопонимания между последователями различных религий;

    - активизировать научные изыскания по вопросам государственной национальной политики Российской Федерации, исходя из того, что их результаты и выработанные на их основе рекомендации являются важным подспорьем в практической работе государственных официальных учреждений и общественных организаций;

    - создать из представителей заинтересованных органов исполнительной власти Российской Федерации, научных учреждений и общественных объединений рабочую группу по выработке предложений об унификации понятий и терминов, используемых в законодательных и иных нормативных правовых актах, регулирующих национальные отношения;

    - активизировать работу Государственной комиссии по проведению переписи населения, завершив её публикацией данных. По данным переписи выработать программу мер в области этнокультурной политики, с учетом новой демографической ситуации, новых запросов и интересов российских национальностей.

    Перепечатка из журнал «Татарстан» (№ 5, 2003 г.)


    © «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА»


    Источник: http://tatar.yuldash.com/227.html



    ← назад   ↑ наверх