• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Атилла Расих

    (1915-1996)

    Татарская литература 20 века: Атилла Расих

    В мире литературы, если посмотришь на творческий путь писателей, то замечаешь, что некоторые писатели приходят в литературу как состоявшиеся личности, а некоторые – маленькими шажками: сначала они незаметны, а затем становятся маститыми. Такой творческий путь прошел Атилла Расих.

    Атилла Кадырович Расулев родился 16 сентября 1915 года в городе Стамбуле /Турция/. Его отец Кадыр был сыном ишана Зайнуллы из Троицка. О шейхе Зайнулле в 1917 г. была написана книга в 105–и страницах. Подготовил и издал книгу Ризаэтдин Фахретдинов. В предисловии Р.Фахретдинов пишет о Зайнулле шейхе, что он всегда старался помочь простым людям и советами, и материально, хорошо знал тибетскую медицину, помогал лечиться. Отец Атиллы был средним сыном ишана Зайнуллы. После получения образования в медресе он уезжает в Стамбул и там 3 года учится в турецкой гимназии. Недолгое время был муллой в Троицке.

    А.Расих считает, что он стал писателем благодаря матери. Зайтуна ханум – так звали маму А.Расиха. Она была образованной женщиной того времени. Училась в медресе Буби, где преподавали на турецком языке. Девушка была целеустремленная, всегда стремилась к знаниям. Чтобы выучить русский язык, она поселилась в русском квартале. Даже замужество, рождение ребенка не стали преградой для получения знаний. Зайтуна и Кадыр совершили хадж: это для них было свадебным путешествием. Потом она посещала и изучала методы обучения в школах Турции. В этом ей помогал Йосиф Акчура.

    Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война стала преградой для возвращения домой. Но всё–таки им это удаётся: продав все имущество, собрав последние сбережения, они возвращаются на Родину. В годы революции семья терпит лишения. Они сначала живут в Троицке, потом в 1929 году семья Расулевых переезжает в Казань. Отец заканчивает курсы счетоводов и уезжает в Киргизию, мама едет в деревню Шали и устраивается учительницей.

    Атилла остается один в городе. Живет там впроголодь. Часто едет к маме в деревню за продуктами. Несмотря на трудности, тяга к знаниям не угасает, он стремится учиться.

    Атилла учится в школе имени Короленко, где трехлетнюю программу проходит за 2 года. В 1931 г. поступает учиться в ФЗУ при заводе имени Вахитова. Здесь же ходит в литературный кружок при редакции заводской многотиражки «Вахитовец», которым руководит молодой писатель Хан Джамиль. На заседании этого кружка Атилла впервые встречается с живыми писателями. Все это подготовило почву для последующего прихода А.Расиха в литературу.

    Первые самостоятельные литературные шаги А.Расиха связаны с именем М.Джалиля. Поэт первым заметил творческие способности юного Атиллы и ещё в 1931 году опубликовал его рассказ «Борылыш» («Перелом») в редактируемом им детском журнале «Октябрь баласы» («Октябрёнок»), издававшемся в Москве на татарском языке. Нетрудно себе представить, как взолновало юношу внимание известного и популярного в народе поэта.

    Свою сознательную писательскую деятельность А.Расих начал с коротких рассказов, в которых молодой автор осветил целую гамму каждодневных явлений и проблем тогдашней действительности.

    В 1934 году в журнале «Чаян» под псевдонимом «А. Расих» появляется рассказ «Около кассы». По словам писателя, именно с этого произведения начинается его сознательное писательское творчество. В этом произведении автор нашёл интересную жизненную деталь для разоблачения взяточничества.

    В небольшом эпизоде достоверно раскрывается моральное лицо кассира-взяточника. В небольшом городке, несмотря на ранний час, собралось много народу у кассы. В очереди есть люди, которые уже неделю ждут билеты. Вот через некоторое время открывается окошко, продаётся несколько билетов и снова оно закрывается. Герой рассказа – пожилой человек в очках – остаётся без билета. Но он не теряет надежды и, когда все расходятся, подходит к кассе. Он к кассиру, сидящему за фанерным прикрытием, обращается с просьбой о билете. Вдруг он слышит положительный ответ, да так вежливо, что удивляется. Кассирша предлагает 8 вариантов билетов. «Ничего не понимаю», – подумал герой. А кассирша продолжила: «Ладно вам, вы столько сделали мне, помогли». Пассажир сломал фанерную завесу и увидел, что кассирша, оказывается, разговаривала по телефону и кому–то обекщала билеты. Поняв, в чем дело, пассажир тоже решил дать взятку, но кассирша, отбросив деньги, крикнула: «Хам, нашёл взяточника!».

    В рассказе «Знакомый человек» (1938) изображён спекулянт Гайнулла абзый, который предпочитает знакомиться и дружить только с полезными для него людьми. Так, при первом знакомстве с молодым человеком он узнаёт, что тот работает в магазине. Следовательно, с ним нужно завести более близкое знакомство. Но как? Гайнулла абзый день и ночь думает только об этом. Но когда узнаёт, что этот молодой человек работаёт в книжном магазине, сразу же меняет мнение и знать его не хочет.

    Окончив ФЗУ, Атилла уезжает в Узбекистан, но там находится недолго, возвращается обратно в Казань и устраивается токарем в трампарк. Через какое-то время его жизнь круто меняется. Когда он приезжаег на отдых в Троицк, там встречает друга детства Шауката. Друг посоветовал ему продолжить образование, поступить в Ветеринарный институт. Атилла поступает в институт, но ему не дают спокойно продолжать учиться. Его оттуда исключают как сына муллы. Атилла, решив отстоять справедливость, едет в Москву искать правду. Обращается к Наркозему, добивается восстановление в институт. В 1938 году Атилла заканчивает зоотехническое отделение Казанского Ветеринарного института. По своему желанию едет в Дагестан. Там он работает 7 месяцев. А.Расиха удивляет и зачаровывает красивая богатая дагестанская природа. Он снова едет в Казань, работает в Республиканском земельном комиссариате, затем уходит в армию. Его отправляют под Куйбышев.

    В этот период у А.Расиха в журнале «Совет әдәбияты» публикуется цикл рассказов. М. Джалиль о них дает хорошие отзывы.

    В своем письме от 20 августа 1940 г. А.Расих пишет, что закончил сатирический рассказ «Проклятый язык». Как известно, для татарской литературы тридцатых–сороковых годов сатира – очень редкое явление. В основном пользовалась проза, восхваляющая действительность. Атилла писал: «Я считаю, что литература в первую очередь должна служить народу» Он отправляет свой рассказ в редакцию журнала «Совет әдәбияты». Кави Нәҗми положительно отзывается об этом рассказе. Но Афзал Шамов пишет: «У нас сатиры не должно быть». И поэтому этот рассказ долгое время не печатается, а появляется только в 1955 году.

    Главный герой рассказа – Хабир Забиров. Он предстает перед нами как человек, вообще не подходящий для занятий наукой, человек недалекий. Удивительно, что, не зная родного языка, ему удается поступить в аспирантуру. А поступает он туда для того, чтобы после окончания института его не направили в деревню.

    Закончив аспирантуру, Хабир приступает к диссертации. Для этого он едет в деревню собирать материал. И вот перед читателями предстаёт ряд сатирических героев. Хабир едет в деревню Альдермеш. По дороге ему встречается дед Шаяхмет и рекомендует поговорить с женщиной по имени Мәгьфируз.

    Придя к этой женщине, Хабир обнаруживает в ней сплетницу, которая день и ночь собирает и распускает о ком-то плохие слухи по всей деревне. Хабир не понимает половины ее речи, не выдержав такого напора, он падает в обморок.

    Затем Хабир идет к Габделхану. Тот хвастается подвигами, которые не совершал. Дальше он посещает колхозное правление, где встречается с бюрократом, демагогом – председателем колхоза Минуллиным Яруллой. Ярулла не может работать без указания сверху. Весь обложен бумагами, циркулярами. Он никак не может понять, что нужно этому аспиранту от него.

    Среди рассказов А.Расиха, созданных в 30–ые годы, актуальной проблематикой и уровнем художественного мастерства отличается рассказ «Красный горшок» (1940). В нём умело раскрывается психология человека 30–ых годов.

    В один из лунных ночей Шамсетдин абзый – член колхоза «Первое мая» – во дворе своего дома находит красный горшок, наполненный деньгами. Это событие переворачивает обыденную жизнь героя вверх дном. И перед читателями предстают два Шамсетдина. И они из-за этого горшка начинают спорить. Один из них говорит, что надо деньги отдать госдарству, доугой считает, что надо оставить себе. Герой весь в душевных муках, не может ни на что решиться. Дело доходит аж до драмы. Но побеждает новое веяние, коллективизм.

    Мастерство А Расиха как писателя растет, и у него появляется мечта написать роман о своей юности. Но этому мешает начавшая в 1941 г. Великая отечественная война.

    Переходя к анализу творчества А Расиха 40-х годов, заметим, что война изменила его проблематику. Её он встретил на солдатской службе и до конца войны находился в действующей армии. Лично увиденное и пережитое на переднем крае легли в основу военных рассказов. И в них нашли отражения различные вопросы жизни человека на войне. Так в одном из первых рассказов «Земляки» /1942/ повествуется о воинах земляках, которые, недавно оторвавшись от мирной жизни, не могут привыкнуть к военным порядкам, но в решающий момент проявляют стойкость и героизм. В рассказе автору особенно удались сцены каждодневной солдатской жизни, обычные солдатские будни. Рассказ ведётся от первого лица. Недавно кончилась атака. Главный герой попал в госпиталь. Из госпиталя его по выздоровлении отправят в хороший полк, где есть и его земляки. Солдат радуется этому. Но, приехав в полк, он узнает, что в его взводе плохая дисциплина. Солдат в шоке. Через некоторое время бойцы идут в атаку. И вот тогда эти недисциплинорованные солдаты показывают чудеса мужества.

    Достоверность же другого рассказа «Парень из Ютазы» (1942) обоснована тем, что прототипом главного героя является сам писатель. Это стало известно благодаря автобиографической трилогии «Воспоминания о моей жизни». Поскольку это не документальное произведение, автор, с одной стороны, опирается на увиденнок им в плену, с другой стороны, обращается и к своей фантазии.

    В рассказах «В тылу врага» (1943), «Тоска по любви» (1943), повести «Зёрна счастья» (1944-1946) писатель обращается к популярным в литературе тех лет участникам войны – разведчикам. Однако автор не ограничивается показом лишь героических деяний и поступков своих героев на поле брани, а одновременно стремится разносторонне осмыслить жизнь человека на войне. Первое объёмное произведение Расиха «Зёрна счастья» примечательно ещё тем, что является одним из первых в татарской литературе военных детективов.

    Стремясь разнообразить тональность повествования о войне, А.Расих обращается к юмору. Рассказы «Весёлый Галляутдин» (1943), «Новый год на фронте» (1944) написаны в таком юмористическом тоне. Понятно, что увиденное, пережитое на войне А.Расих не успевает отразить в своём творчестве. Как бы знакомя читателя своими творческими планами на будущее, он создает « Будущие рассказы». Несмотря на эскизный характер рассказа, критик Х.Хайри считал его самым удачным произведением А Расиха военных лет.

    Годы войны стали для Расиха серьёзной жизненной и творческой школой. Возмужав на войне и духовно и творчески, А.Расих в последние годы обращается лицом к послевоенной действительности, освещая различные вопросы и явления.

    В 1945 году он мобилизовался. В 1946 он решает заняться научной работой. А.Расих поступает в аспирантуру ветеринарного института, защищает кандидатскую диссертацию. В 1952-1964 гг. преподаёт в институте. А в 1964 году бросает научно-педагогическую деятельность и полностью посвещает себя литературной деятельности.

    В послевоенные годы его всё больше интересует жизнь села. Одним из первых выходов автора на эту тематику является рассказ «В совхозе». Он ещё связан с военным прошлым. Главные его герои - вчерашние его солдаты, командиры. Даже доярка Амина была на фронте, после ранения она вернулась в свой колхоз.

    В дальнейшем в мирное время А.Расих всё больше вникает в проблемы и явления послевоенной жизни и стремится осветить их в разных ракурсах. Так в сатирическом рассказе «Жертва творчества» (1954) создаёт образ горе руководителя, который руководит только указами. А в рассказе «Первое произведение» (1954) изображён такой характерный атрибут этой системы, как наличие в ней скрытой цензуры. Это явление автор оценивает как вообще противоестественное человеку.

    Приобщение к научной работе наложило свой отпечаток на последующее творчество писателя. В своих произведениях он начинает поднимать прблемы жизни, связанные с его научной деятельностью. Так в рассказе «Вьюжные дни» (1959) писатель изображает зависимость результата трудов специалиста–зоотехника от человека.

    В 1959 году он пишет рассказ «Великое чудо» о превращении солнечной энергии в энергию растений, а через них - в энергию животноводческой продукции.

    В 60–ые годы А.Расиху как специалисту и представителю центра приходилось шефствовать над живодноводческими фермами. Он изучает жизнь села. Так рождаются очерки «У реки Ик».

    Как известно, в 60–ые годы в татарской литературе было много произведений, показывающих проблемы сельской жизни. Были два направления: 1. Писатели изображали село в годы войны и послевоеннное. Р.Тухватуллин, А.Гилязов, А.Баян, М.Магдеев в своих произведениях на первый план ставили жизненный путь молодых. 2. Писатели в своём творчестве отображают деревню 50–ых годов. Так Атилла Расих коснулся этой темы в романе «Весенние голоса». Роман со своими проблемами схож с автобиографичным произведением А.Абрамова «Братья и сёстры». В своём романе А.Расих убедительно показывает, что деревенское хозяйство после середины 50–ых годов не сразу избавилось от печального наследия прошлых лет, потому что оно развивалось, преодолевая серьезные трудности и преграды, которые были порождены прежними устаревшими порядками в сельском хозяйстве. Основной конфликт романа зиждется на отношениях между обанкротившимися, оторвавшимися от жизни руководителями района и поборниками новых методов ведения «хозяйства» – председателем колхоза «Новая» Ифратом Аллахияровым и зоотехником Султаном Фахрутдиновым. Этот конфликт решается только волевым путём.

    Наибольшим творческим достижением А.Расиха, сразу выдвинувшим его в ряд ведущих деятелей национальной литературы, стал роман «Когда расходятся пути». Произведение привлекло внимание прежде всего новизной темы. Можно сказать, что в нём впервые в национальной прозе объёмно был воссоздан своебразный мир науки. То обстоятельство, что писатель рассказывает о лично увиденном и пережитом за годы работы в ветеринарном институте, делало роман еще интереснее. Атилла Расих зарекомендовал себя интересным рассказчиком. Читателя увлекает внутреннее напряжение повествования, которое никого не оставляет равнодушным. Главный герой книги Рахим Шаехрамов порвал последние нити, которые связывали его с районной ветеринарной лечебницей. Он решил взяться за осуществление своей дальнейшей и заветной мечты – заняться наукой. С такого решения начинается роман. В дальнейшем читатель заинтересованно следит за тем, как, преодолевая серьёзные трудности и преграды, Рахим приходит в науку и находит место, как в нём обнаруживается удачное сочетание учёнго и худжника. Расих-учёный зримо выступает при изображении жизни и труда своих героев, при раскрытии их образа мышления. Такое освоение темы имеет немаловажное значение, тем более, что в некоторых художественных произведениях, посвящённых специфическим областям сегодняшней действительности, очень уж бросается в глаза слабое знание авторами профессий своих героев. Именно благодаря глубокому знанию профессий героев А.Расиха добился того, что в романе речь идёт не о науке вообще, а о науке и её назревших проблемах - как бы интересны они ни были, для автора они отнюдь не самоцель, а повод для художественного осмысления существенных тенденций и явлений времени.

    Внешне роман о двух холостяках- Рахиме Шаехрамове и Захиде Сафиче. Кстати в татарском издании произведение так и называлось – «Два холостяка». В этот заурядный на первый взгляд сюжет писатель вложил большой социальный смысл.

    Также в послевоенные годы А.Расих обращается к приключенческому жанру и создаёт повести «Украденный клад», «Опасный экперемент», «Приключения старика Сахи», которые завоевали большую популярность среди читателей, особенно среди детей.

    В «Украденном кладе» речь идёт о поиске преступников, которые похитили из музея золотые и серебряные монеты булгарского и золотоордынского периодов. Хотя повествование получилось весьма увлекательным, но не это является главным достоинстврм произведения. Ещё более важен интерес автора к внутреннему миру героев, представление их людьми с разносторонним характером. Этим повесть А.Расиха выгодно отличается от обычного детектива.

    В приключенческой повести «Опасный эксперимент» научные проблемы также становятся поводом для раскрытия различных судеб и характеров современников. Автор знакомит с интересными и поучительными наблюдениями над жизнью и судьбами людей.

    В повести «Приключения старика Сахи» рассказывается о похождениях вновь ожившего человека дореволюционного прошлого в современном нам мире. Если наша жизнь старику кажется фантастической, то таким же необычным предстаёт перед нами он сам. Подобное сочетание прошлого и настоящего накладывает отпечаток и на тональность повествования, делает его привлекательным для читателя.

    Любовь к приключенческим произведениям привела писателя к переводческому делу. В 1953 году он успешно перевёл на татарский язык произведение Э.Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», а в 1959 году – роман «Человек –амфибия» А. Беляева.

    Дальнейший писательский путь А.Расиха и его важные творческие искания и обретения больше связаны с реалистическим повествованием о жизни. Первым более значительным шагом писателя на этом этапе пути явился роман «Мой друг Мансур» (1948-1968). Новизна его заключалась прежде всего в том, что в нём были освещены такие стороны или явления жизни 20-30–ых годов, которые до этого не нашли должного художественного осмысления в татарской литературе. В романе рассказывается о строительстве недалеко от небольшого городка Карасу завода сельскохозяйственных машин. Сюда съезжаются люди самых различных занятий, судеб и стремлений. В ходе повествования автор в идеологическом духе своего времени показывает, как в процессе напряженного труда и борьбы с внутренними врагами постепенно формируется единый рабочий коллектив. В центре внимания автора образ главного героя романа – вчерашнего деревенского сироты Мансура, который, попав на строительство и сталкиваясь с серьёзными трудностями, мужает идейно и духовно, становится передовым рабочим.

    Интересные жизненные проблемы и коллизии нашего времени находят отражение в романе А.Расиха «Путь отважных» (1972) В нём идея произведения раскрывается с помощью нескольких взаимосвязанных сюжетных линий. Первая сюжетная линия связана с Латифом Ибрагимовым и позволяет убедительно раскрыть неоднозначный характер и судьбу героя. Замиститель управляющего крупным трестом Латиф первоначально предстаёт перед читателем опытным хозяйственником, руководителем, хорошо знающим своё дело. В народе уже ходила молва, что он скоро возглавит трест. В то время, когда он жил довольный своей жизнью и судьбой, однажды неожиданно из Мюнхена приходит письмо на его имя. Самое удивительное в том, что письмо было от человека, который считает себя отцом Латифа. Между тем считалось, что отец погиб на гражданской войне. В дальнейшем автор подробно изображает мучительное беспокойство и его страх перед неизвестностью, вызванные письмом.. Чтобы объяснить терзания Латифа, писатель обращается к его прошлому, сформировавшему его характер, мировоззрение, привычки. Он воспитывался в детском доме, как сын героя гражданской войны. Доброе имя отца служило ему моральным капиталом. Именно оно питало его уверенность в непререкаемом праве руководить другими, рассудить их поступки, распоряжаться их судьбами. Латиф с юности слишком прямолинейно связывал поведение и общественную роль человека с его социальным происхождением. Ему легче отказаться от только что обретенного отца, чем от привычных представлений. К тому же отец теперь предстаёт перед ним как мародёр и перебежчик, проживший жалкую жизнь эмигранта на чужбине, в Западной Германии. Но постепенно у героя возникает желание узнать реальную судьбу отца. Постижение этой истины порождает определённую общественно- нравственную эволюцию Латифа. Теперь ему уже хочется встретиться с отцом –эмигрантом, возникают изменения и в его взглядах на жизнь, на окружающих. Одновременно осознав неверность некоторых своих прежних взглядов, порождённых классовой идеологией того времени, герой переживает и определённую душевную драму.

    Основная идея данного романа, выраженная уже в самом его названии, находит более полное отражение во взаимоотношениях таких героев, как Хабибрахман абзый и Хамза Бакиров. Они оба являются участниками гражданской войны, но в дальнейшем их судьбы сложились их судьбы по-разному. Хабибрахман абзый работал в 20–ые годы секретарём райкома и по ложному обвинению был репрессирован. Что касается Хамзы Бакирова, то он после завоевания красными Бухарского ханства с украденными им ханскими сокровищами бежит за границу, но, растратив их, вскоре вновь возращается на родину. В последующем, когда живых ветеранов почти не осталось, он стал выступать в печати с воспоминаниями о боевом пути этой бригады, в которых приписывал себе подвиги татбригадцев в годы гражданской войны. Бывший татбригадовец Хабибрахман абзый вместе с молодым историком Альфредом берётся за развенчание лживых «подвигов» Хамзы и восстановление подлинной истины о бригаде. Столкновение с Хамзой Бакировым и связанные с этим душевные потрясения преждевременно сводят Хабибрахмана абзый в могилу. Но мы чувствуем, что дни ложного авторитета Хамзы Бакирова сочтены. Продолжателем дела, за которое бороля Хабаибрахман абый, в романе показан молодой историк Альфред Хайретдинов. Мы видим, как он самозабвенно изучает историю татарской бригады и радуется, когда ему удаётся обнаружить какой-нибудь новый факт. Ему свойственны широта мышления, настойчивые поиски правды, и он не может оставаться в стороне от того принципиального спора, который завязался между Хабибрахманом абзый и Хамзой Бакировым. Пусть пока ему удалось сделать немногое, но мы верим, что Альфред Хайретдинов добъётся восстановления справедливости.

    Наряду с разработкой современной тематики, порой затрагивая весьма острые проблемы теперешней действительности, А.Расих ещё с 60-ых годов стал интересоваться и вопросами исторического прошлого. Интерес к этой тематике, помимо общей тенденции в литературе, у А.Расиха был обусловлен мотивами и личного характера. Так, за создание произведения об известном революционере Хусаине Ямашеве первоначально он взялся как бы желая выполнить просьбу своей матери. Дело в том, что мать писателя Зайтуна Мавлюдова в молодости была знакома с Хусаином Ямашевым и добрую память об этом замечательном человеке сохранила на всю жизнь. И на старости лет просила своего сына-писателя написать что-нибудь об этом человеке используя при этом и её дневники-воспоминания. Первоначальное желание выполнить просьбу матери впоследствии привело писателя к созданию трёхтомной эпопеи о Ямашеве и его бурном времени.

    Первая книга трилогии увидела свет в 1968 году, вторая под названием «Лунные ночи» опубликована в 1977 году, а третья была издана в 1984 году.

    Трилогия «Ямашев», хотя и посвящена историческому лицу, но весьма созвучна с другими произведениями А.Расиха, в частности, с его романами «Весенние голоса», «Когда расходятся пути», «Пути отважных», «Испытание». Как известно, в каждом из них ведутся поиски общественно активного героя современника. Это наблюдается и в романе «Ямашев». Х.Ямашев, очевидно, привлёк внимание писателя и с этой стороны. До А.Расиха в нашей литературе к этой личности обращались Г.Тукай в стихотворении «Светлой памяти Хусаина» и Г.Ибрагимов в романе «Наши дни».

    Если целью Тукая было создание на примере Х.Ямашева обобщённого поэтического образа народного героя, то Г.Ибрагимов отобразил профессионального революционера.

    Свой подход к показу этой исторической личности имеется и у А.Расиха, который обусловлен современными для писателя идейно-эстетическими требованиями. Для создания исторически достоверного и поэтически выразительного образа этой личности писатель стремился к органическому, сочетанию документальности с художественным вымыслом. Одним из первых обращаясь к созданию образа исторической личности в татарской литературе с 60-х годов, А.Расих сумел достаточно разносторонне и выпукло воссоздать образ Хусаина Ямашева и его борющееся время. На этой основе и исходя из идеологических требований своего времени, А.Расих достаточно последовательно прослеживает, как единственный сын купца Мингазетдина Ямашева под влиянием русских социал-демократов и воздействием нарастающего революционного движения масс вырастает в революционера. С другой стороны, автор также убеждённо показывает, как под влиянием Хусаина Ямашева и его соратников пробуждается классовое самосоззнание простых татарских рабочих и как они постепенно поднимаются на борьбу против царского самодержавия. Стремясь представить Х.Ямашева активным деятелем своего времени, писатель показывает его на широком общественно-историческом фоне, среди ведущих общественно-политических сил. С одной стороны, в романе уделяется внимание соратникам Ямашева по революционной борьбе - революционерам А.С Кулешу, В.В. Адоратскому, Я.М.Свердлову, Н.А. Дамперову и другим. С другой стороны, в романе отдельными выразительными штрихами показаны видные деятели татарской культуры Г. Тукай, М.Гафури, Ф. Амирхан, Г. Колахметов, Г.Камал, А. Кариев и другие. Правдв, увлечение созданием широкой общественной картины времени и многогеройностью порой мешает автору сосредоточиться на образе главного героя и глубже раскрыть его. Наряду с показом исторических личностей, в целях более действенного отражения идеи произведения автор создаёт образы и вымышленных героев. Среди них наиболее содержателен образ Джагфара. С помощью образа этого неустойчивого в жизни и мыслях человека А.Расих ещё более убедительно раскрывает ведущие черты характера Ямашева - его целеустремленность, настойчивость в достижении общественно значимых целей в жизни.

    Весьма познавательны для современного читателя и те страницы произведения, в которых по существу впервые раскрываеюся идейная и духовная близость Х.Ямашева с народным поэтом Тукаем, а также мучительная личная драма главного героя.

    Одновременно с работой над трилогией А.Расих подолжает интересоваться и современной поблематикой. В последующем его больше начинают привлекать морально-этические проблемы современной действительности. Характерным примером тому является роман «Испытание». Хотя в произведении проявляется определённый интерес и к вопросам научно-производственной сферы, но автора больше волнуют личная жизнь и взаимотношения героев. Так, хотя один из ведущих героев романа – професор Галиакбар ага показан талантливым и трудолюбивым учёным, но автора больше привлекают его морально-этические качества. Его честность и добропорядочность достаточно глубоко раскрыты, например, в отношении к доценту Эльвире Хакимовне, которая стремилась как можно скорее проводить Галиакбар ага на пенсию. Но через некоторое время она поняла, что без профессора дела кафедры идут плохо, к тому же её диссертация зашла в тупик. Эльвира Хакимовна, пересилив свою гордость, обращается к Галиакбар ага. Он не отказывает ей в помощи. Образ Галиакбар ага Максудова в целом стал весьма удачным примером создания образа подленного ученого в татарской литературе. В романе немало внимания уделяется изображению взаимоотношений Галиакбар агы с дочерьми - Сафурой и Альфией, раскрытию морального облика последних. Сафура представлена как человек, который живёт только для себя. Ее мало волнует даже судьба своей маленькой дочери Лианы. Отец и сестра Альфия нужны ей только тогда, когда она нуждается в финансовой помощи. Приёмная дочь Альфия, напротив предстает перед читателями как трудолюбивый, честный и человечный человек. В романе «Испытание» мы встречаемся ещё с такими героями, которые не смогли пройти нравственное испытание жизни, показ которого является главной целью произведения. Это Фарит, его жена Фахима, Рамзи. А испытания жизни достойно проходят Галиакбар ага и его дочь Альфия. В этом им помогают добрая натура и сила воли. В целом роман – произведение, которое отвечает духовным запросам нашего времени, поэтому оно не теряет своей значимости и для теперешней читательской аудитории.

    К исходу своей жизни, как бы подводя итоги, А.Расих обращается к автобиографическому жанру. Определённым итогом работы в этом жанре стала трилогия «Воспоминания о моей жизни» («Елларны чигерсәм»). Автобиографический цикл примечателен ещё тем, что в нем жизнь и творчество самого писателя раскрываются довольно разносторонне.

    В первой книге трилогии под названием «Внук ишана» (она была напечатана 1996 году) описывается борьба будущего писателя, сына и внука священнослужителей с искусственными преградами, созданными советским строем. При этом уделяется внимание раскрытию внутреннего мира героя, многократно сталкивавшегося с несправедливостями жизни, порождёнными считавшейся самой справедливой в мире общественной системой. Тут же, делая экскурс в прошлое, автор приводит воспоминания матери о Г.Тукае, которые придают произведению особую историческую ценность.

    Вторая часть трилогии под названием «Письма и воспоминания» («Кәгазьдәгеләр һәм хәтердәгеләр») включает в себя переписку писателя, его воспоминания о суровых о суровых днях войны, о кратковременном плене, в котором он оказался не по собственной вине, и о побеге. Здесь же писатель знакомит читателей с историей создания произведений военных лет. Особо привлекает использование автором эпистолярного стиля, он придаёт произведению жизненность.

    Заключительная, третья часть трилогии называется «Под тенью мирных лет» («Тыныч еллар күләгәсендә»).

    Как видно из названия, послевоенные мирные дни не оказались для А.Расиха светлыми, безмятежными. Свидетельством тому являются описанные писателем факты морального давления на творческую интеллигенцию коммунистической идеологией. Здесь автор делится размышлениями о своих коллегах современных татарских писателях.

    Документальная жизненная хроника «Воспоминания о моей жизни» в целом побуждает нас к серьёзным раздумьям о смысле жизни, об общечеловеческих ценностях. В ней автор одновременно отражает неонозачный духовный мир, нелёгкие судьбы своего поколения.

    В отличие от других писателей, так же создавших автобиографические произведения («Родная земля - колыбель моя» Г.Баширова, «Долгое-долгое детство» М.Карима. «Тысячекилометровый путь» А.Гилязова и др.), А.Расих в своих творениях прежде всего раскрывает душевную боль, обиды человека, осуждает искусственно порожденную несправедливостью в жизни. Для более действенного отражения всего этого писатель часто обращается к лирическим отступлениям, разного рода воспоминаниям.

    Примечателен и стиль повествования А.Расиха, которому присуще стремление к синтезу драматизма и лиризма.

    Трилогия А.Расиха «Воспоминания о моей жизни» имеет большую общественную значимость, ибо главной целью писателя является объективная оценка нашей недавней истории, об этом прошлом он судит прежде всего исходя из личного жизненного опыта.

    При знакомстве с произведениями А. Рысиха человек, близко знающий его, легко угадывает глубокую духовную связь между писателем и его ведущими героями. Широта и разнообразие духовных запросов писателя, которые свидетельствуют о высоком интеллекте и богатстве его души, накладывают свой зримый отпечаток и на лучших его героев.

    Умер А. Расих 1996 году.

    Библиография

    Апушев М. Сагыну хисе тулы хатлар. //Шәһри Казан.-2000.-5 август.-Б.3.

    Зарипова Р. Габдулла Тукай: "Мин сөям, хәтта ки гакълымнан шашам... " //Шәһри Казан.-2001.-11 май.-Б.4.

    Зарипова Р. Затлы шәхес иде. // Шәһри Казан.-2001.-14 сентябрь.-Б.4.

    Зарипова Р. Чынбарлыкка йөз тотып. //Ватаным Татарстан.-2001.-14 сентябрь.-Б.4.

    Зариф Р. Сугыш геройлары. //Татарстан.-1995.-N 1-2. -Б.150-152.

    Зариф Р. Хакыйкатьне юлдаш итеп... //Казан утлары.-1995.-N 8. -Б.169-174.

    Мусин Ф. Көрәшле гомер. // Шәһри Казан.-1995.-22 сентябрь.

    Сәхапов Ә. Алтын тамырлар. //Мирас.-2001.-N6.-Б.109-152.

    Шәрәфи Г. Тирәннән шыткан орлыклар. // Шәһри Казан.-1996.-27 сентябрь.




    Источник: Централизованная библиотечная система г. Казани



    ← назад   ↑ наверх