• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Атилла Расих

    (1915-1996)

    Татарская литература 20 века: Атилла Расих

    В мире литературы, если посмотришь на творческий путь писателей, то замечаешь, что некоторые писатели приходят в литературу как состоявшиеся личности, а некоторые – маленькими шажками: сначала они незаметны, а затем становятся маститыми. Такой творческий путь прошел Атилла Расих.

    Атилла Кадырович Расулев родился 16 сентября 1915 года в городе Стамбуле /Турция/. Его отец Кадыр был сыном ишана Зайнуллы из Троицка. О шейхе Зайнулле в 1917 г. была написана книга в 105–и страницах. Подготовил и издал книгу Ризаэтдин Фахретдинов. В предисловии Р.Фахретдинов пишет о Зайнулле шейхе, что он всегда старался помочь простым людям и советами, и материально, хорошо знал тибетскую медицину, помогал лечиться. Отец Атиллы был средним сыном ишана Зайнуллы. После получения образования в медресе он уезжает в Стамбул и там 3 года учится в турецкой гимназии. Недолгое время был муллой в Троицке.

    А.Расих считает, что он стал писателем благодаря матери. Зайтуна ханум – так звали маму А.Расиха. Она была образованной женщиной того времени. Училась в медресе Буби, где преподавали на турецком языке. Девушка была целеустремленная, всегда стремилась к знаниям. Чтобы выучить русский язык, она поселилась в русском квартале. Даже замужество, рождение ребенка не стали преградой для получения знаний. Зайтуна и Кадыр совершили хадж: это для них было свадебным путешествием. Потом она посещала и изучала методы обучения в школах Турции. В этом ей помогал Йосиф Акчура.

    Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война стала преградой для возвращения домой. Но всё–таки им это удаётся: продав все имущество, собрав последние сбережения, они возвращаются на Родину. В годы революции семья терпит лишения. Они сначала живут в Троицке, потом в 1929 году семья Расулевых переезжает в Казань. Отец заканчивает курсы счетоводов и уезжает в Киргизию, мама едет в деревню Шали и устраивается учительницей.

    Атилла остается один в городе. Живет там впроголодь. Часто едет к маме в деревню за продуктами. Несмотря на трудности, тяга к знаниям не угасает, он стремится учиться.

    Атилла учится в школе имени Короленко, где трехлетнюю программу проходит за 2 года. В 1931 г. поступает учиться в ФЗУ при заводе имени Вахитова. Здесь же ходит в литературный кружок при редакции заводской многотиражки «Вахитовец», которым руководит молодой писатель Хан Джамиль. На заседании этого кружка Атилла впервые встречается с живыми писателями. Все это подготовило почву для последующего прихода А.Расиха в литературу.

    Первые самостоятельные литературные шаги А.Расиха связаны с именем М.Джалиля. Поэт первым заметил творческие способности юного Атиллы и ещё в 1931 году опубликовал его рассказ «Борылыш» («Перелом») в редактируемом им детском журнале «Октябрь баласы» («Октябрёнок»), издававшемся в Москве на татарском языке. Нетрудно себе представить, как взолновало юношу внимание известного и популярного в народе поэта.

    Свою сознательную писательскую деятельность А.Расих начал с коротких рассказов, в которых молодой автор осветил целую гамму каждодневных явлений и проблем тогдашней действительности.

    В 1934 году в журнале «Чаян» под псевдонимом «А. Расих» появляется рассказ «Около кассы». По словам писателя, именно с этого произведения начинается его сознательное писательское творчество. В этом произведении автор нашёл интересную жизненную деталь для разоблачения взяточничества.

    В небольшом эпизоде достоверно раскрывается моральное лицо кассира-взяточника. В небольшом городке, несмотря на ранний час, собралось много народу у кассы. В очереди есть люди, которые уже неделю ждут билеты. Вот через некоторое время открывается окошко, продаётся несколько билетов и снова оно закрывается. Герой рассказа – пожилой человек в очках – остаётся без билета. Но он не теряет надежды и, когда все расходятся, подходит к кассе. Он к кассиру, сидящему за фанерным прикрытием, обращается с просьбой о билете. Вдруг он слышит положительный ответ, да так вежливо, что удивляется. Кассирша предлагает 8 вариантов билетов. «Ничего не понимаю», – подумал герой. А кассирша продолжила: «Ладно вам, вы столько сделали мне, помогли». Пассажир сломал фанерную завесу и увидел, что кассирша, оказывается, разговаривала по телефону и кому–то обекщала билеты. Поняв, в чем дело, пассажир тоже решил дать взятку, но кассирша, отбросив деньги, крикнула: «Хам, нашёл взяточника!».

    В рассказе «Знакомый человек» (1938) изображён спекулянт Гайнулла абзый, который предпочитает знакомиться и дружить только с полезными для него людьми. Так, при первом знакомстве с молодым человеком он узнаёт, что тот работает в магазине. Следовательно, с ним нужно завести более близкое знакомство. Но как? Гайнулла абзый день и ночь думает только об этом. Но когда узнаёт, что этот молодой человек работаёт в книжном магазине, сразу же меняет мнение и знать его не хочет.

    Окончив ФЗУ, Атилла уезжает в Узбекистан, но там находится недолго, возвращается обратно в Казань и устраивается токарем в трампарк. Через какое-то время его жизнь круто меняется. Когда он приезжаег на отдых в Троицк, там встречает друга детства Шауката. Друг посоветовал ему продолжить образование, поступить в Ветеринарный институт. Атилла поступает в институт, но ему не дают спокойно продолжать учиться. Его оттуда исключают как сына муллы. Атилла, решив отстоять справедливость, едет в Москву искать правду. Обращается к Наркозему, добивается восстановление в институт. В 1938 году Атилла заканчивает зоотехническое отделение Казанского Ветеринарного института. По своему желанию едет в Дагестан. Там он работает 7 месяцев. А.Расиха удивляет и зачаровывает красивая богатая дагестанская природа. Он снова едет в Казань, работает в Республиканском земельном комиссариате, затем уходит в армию. Его отправляют под Куйбышев.

    В этот период у А.Расиха в журнале «Совет әдәбияты» публикуется цикл рассказов. М. Джалиль о них дает хорошие отзывы.

    В своем письме от 20 августа 1940 г. А.Расих пишет, что закончил сатирический рассказ «Проклятый язык». Как известно, для татарской литературы тридцатых–сороковых годов сатира – очень редкое явление. В основном пользовалась проза, восхваляющая действительность. Атилла писал: «Я считаю, что литература в первую очередь должна служить народу» Он отправляет свой рассказ в редакцию журнала «Совет әдәбияты». Кави Нәҗми положительно отзывается об этом рассказе. Но Афзал Шамов пишет: «У нас сатиры не должно быть». И поэтому этот рассказ долгое время не печатается, а появляется только в 1955 году.

    Главный герой рассказа – Хабир Забиров. Он предстает перед нами как человек, вообще не подходящий для занятий наукой, человек недалекий. Удивительно, что, не зная родного языка, ему удается поступить в аспирантуру. А поступает он туда для того, чтобы после окончания института его не направили в деревню.

    Закончив аспирантуру, Хабир приступает к диссертации. Для этого он едет в деревню собирать материал. И вот перед читателями предстаёт ряд сатирических героев. Хабир едет в деревню Альдермеш. По дороге ему встречается дед Шаяхмет и рекомендует поговорить с женщиной по имени Мәгьфируз.

    Придя к этой женщине, Хабир обнаруживает в ней сплетницу, которая день и ночь собирает и распускает о ком-то плохие слухи по всей деревне. Хабир не понимает половины ее речи, не выдержав такого напора, он падает в обморок.

    Затем Хабир идет к Габделхану. Тот хвастается подвигами, которые не совершал. Дальше он посещает колхозное правление, где встречается с бюрократом, демагогом – председателем колхоза Минуллиным Яруллой. Ярулла не может работать без указания сверху. Весь обложен бумагами, циркулярами. Он никак не может понять, что нужно этому аспиранту от него.

    Среди рассказов А.Расиха, созданных в 30–ые годы, актуальной проблематикой и уровнем художественного мастерства отличается рассказ «Красный горшок» (1940). В нём умело раскрывается психология человека 30–ых годов.

    В один из лунных ночей Шамсетдин абзый – член колхоза «Первое мая» – во дворе своего дома находит красный горшок, наполненный деньгами. Это событие переворачивает обыденную жизнь героя вверх дном. И перед читателями предстают два Шамсетдина. И они из-за этого горшка начинают спорить. Один из них говорит, что надо деньги отдать госдарству, доугой считает, что надо оставить себе. Герой весь в душевных муках,