• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Алимжан Мустафинович Орлов

    Нижегородский край в истории татар-мишарей

    Приближается памятная дата в истории России – 400-летие национального примирения. Для нижегородцев – это особая дата. Предопределило победу патриотических сил нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Но есть еще одно событие, сыгравшее решающую роль в борьбе за национальное примирение, выдвинутое на первый план в истории России политическими лидерами того периода. Это – успех в укреплении позиций внутренней России в борьбе со стихией степняков. Дело в том, что степные места левобережья Суры и восточного Припьянья, т. наз. Припьянская или Татарская Степь служила в течение многих веков местом для кочевий скотоводческих племен. Край, присоединенный к Московскому государству в результате покорения Казани, до поселения здесь татар Мещеры оставался безлюдным диким полем, образуя огромную брешь в Посурье и Поволжье. Опасная зона оставалась безжизненной.

    Ногайские орды, не решившие для себя вопрос о вхождении в состав России, продолжали претендовать на Припьянскую Степь. Это обстоятельство использовалось противниками России для провокаций и подстрекательств. «Воинские люди» ногайцев тысячными отрядами совершали набеги на новые земли, мешали хозяйственному и культурному освоению края, разоряли новые поселения, убивали людей, угоняли в плен людей для продажи на восточных рынках. Такая ситуация продолжалась несколько десятков лет после присоединения этих земель к Московскому государству. Принятые властями меры (казачьи станицы, линия быстрого оповещения, поселение служилых людей и др.) не давали нужного эффекта. Степь оставалась не заселенной и не освоенной, привлекая к себе степняков.

    Переломным моментом стало успешное отражение крупного нашествия ногайских «воинских людей» в 1612 году. Этот успех стал возможным благодаря поселению в крае служилых татар с Мещеры. Как установлено, в течение 3-4 лет в Алатырском уезде (примерно в 1608-11 г.г.) образовалось около 15 поселений служилых татар в пустошах вдоль Пьяны (покинутых служилыми людьми) и в бассейне р. Пара, остававшем не заселенным диким полем. Служилым татарам удалось приостановить отрядов ногайских «воинских людей», отогнать к окраине Степи и нанести сокрушительный удар по многотысячному отряду ногайцев, обезглавить его, уничтожить основные силы, отбить уже на берегах Волги 7 тысяч пленных, угнанных для продажи на восточных рынках. В литературе это событие не нашло достаточного освещения, хотя принципиальное значение раскрыто в официальных тех лет. В них же мы видим и связь двумя событиями – успешным отражением нашествия ногайцев в 1612 г. и победой нижегородского ополчения Минина и Пожарского.

    Первый из них – охранная грамота воевод Дм. Трубецкого и Дм. Пожарского, лидеров патриотического движения, данная по приговору (решению) Совета всей Земли, действовавшего как Временное правительство до избрания нового царя. Она была подписана вскоре после прихода нижегородского ополчения в Москву (в январе 1613г.) на имя одного из предводителей татар Баюша мурзы Розгильдеева В грамоте воевод дано описание сражения, показана решающая роль служилых татар и их предводителей в этом сражении. В ней говорится, что по велению воеводы Андрея Хилкова татарские мурзы собрали алатырских татар, мордву и всяких служилых людей, пошли на ногайских воинских людей, напавших на арзамасские и алатырские места. В районе дер. Чукол на Пьяне, в воротах Ардатовского леса дали решительный бой, побили людей, 500 чел. потопили во Пьяне, убили их предводителя Курмамета, взяли у них знамя. Воеводы предлагали Баюшу мурзе Розгильдееву «дать княжества, впредь у них того княжества и его детей и у его родства не отымать». И он действительно стал родоначальником дворянского рода Баюшевых. Вопрос о татарах оказался единственным, по которому Совет всей земли дал наказ будущему царю. От имени товарищей по Совету всей земли воеводы просили избираемого царя дать татарам тарханную грамоту с красной печатью (так оформляли важные государственные документы).

    Царь выполнил этот наказ – в 1618 г. на имя предводителей татар Баюша мурзы Розгильдеева и Ямаша мурзы сына Мангушева была дана государева грамота, узаконивающая поселение татар в Алатырском уезде, подтверждающая оценку действий во время указанного сражения и службы татар. Подписанию этой тарханной грамоты предшествовал необычно массовый обыск – проверка обстоятельств поселения и участия в сражении, в которой участвовало 240 чел. царских людей. В этом была большая необходимость, поскольку поселение происходило в Смутное, безгосударственное время, что дала возможность для полного представления масштабов и характера события и оценки участников сражения.

    Грамота была дана на имя двух предводителей татар Розгильдеева и Мангушева. По этой грамоте указанные мурзы были наделены княжеским званием, всем татарам, участникам сражения должны были дать жалованные грамоты на земельные поместья. Размеры окладов (поместий) для служилых татар, предоставленных по наказам воевод, были увеличены в 5-10 раз, доведены до полной нормы, установленных для служилых татар. Главное – все поселенные в Алатырском уезде служилые татары должны были продолжать служить государству. При этом они были освобождены от ряда податей, оброка, было разрешено им иметь своих крестьян. (Грамоты опубликованы в «Сборнике исторических и статистических материалов о Симбирской губернии. Симб. 1868. С. 259-261).

    Поселение татар с Мещеры в Алатырском уезде имело стратегическое значение. Край получил надежную защиту юго-восточных рубежей. Служилые татары выполняли, прежде всего, роль городовых казаков, готовых по первому зову отразить продолжающиеся набеги, защищать поселения служилых людей, мордву. Одновременно поселялись новокрещенные татарские феодалы в качестве помещиков владельческих деревень с крестьянами – Яново, Чуфарово, Абаимово, Ждановка, Княжево, Болтинка, Бегичево, Жданово, Мамешево. . К тому времени т. наз. нижегородская мордва с левобережья Пьяны переселилась на степную сторону (имеются ввиду Березовка, Каменка, Юморга и др.). Этим объясняется спаянность многонационального населения края. Вместе с тем алатырские служилые татары наряду с другими группировками служилых татар Мещеры, Арзамаса, Курмыша выступали в составе поместных войск, участвуя в военных действиях на западе страны. Уже в 1615 г. все 230 чел. алатырских татар Дм. Пожарским были включены в состав войска, выступавшего против поляков. В дальнейшем полк алатырских служилых татар расквартировался непосредственно в Алатырском уезде, выступая и как городовые казаки, и в составе поместных войск, рейтарских и солдатских полков.

    Таким образом в Припьянском стане уезда была создана мощная группировка алатырских служилых татар – самая восточная группа служилых татар. Ее численность быстро росла за счет создания новых поселений служилых татар. К 50- годам XVII в. их число составляло 25, а численность служилых татар достигла 500 чел. В составе созданного в 1708 г. татарского рейтарского полка, состоявшего из алатырских и арзамасских служилых татар, насчитывалось 528 чел.

    Поселение татар с Мещеры в Нижегородский край началось в 80-90-годы XVI в. с арзамасских мест. В Залесном стане Арзамасского уезда располагались десятки татарских селений. Важным решением властей в этом направлении стало восстановление в Арзамасском уезде древнего татарского селения Камкино ( в 1603 г.) и создание в том же году первого поселения служилых татар в Алатырском уезде – в Шубине.. Однако после смерти Б. Годунова, с приходом к власти В. Шуйского, особенно в безгосударственное время поселение татар в крае приостановилось. Лишь серьезные волнения среди мещерских и арзамасских татар, поддержка их со стороны пользовавшегося большим авторитетом среди участников сибирских экспедиций касимовского царя Ураз-Мухамеда, решительные действия патриотически настроенных воевод, служилых людей вынудили обратиться к татарской силе. В 1609 г. был достигнут компромисс между уездными властями и татарскими предводителями – касимовским царем Ураз-Мухамедом, темниковскими князьями и кадомскими казаками татарского происхождения. И это имело серьезные социально-политические последствия – удалось успокоить возбужденные массы татар, повернуть их на сторону патриотических сил.

    Признанием заслуг служилых мурз и татар в процессе национального примирения стало приглашение представителей кадомских, темниковских и касимовских татар на подписание ими грамоты об избрании нового царя, состоявшегося в феврале 1613 г. Представителем арзамасских и алатырских татар стал кадомский служилый мурза Васька Чермантьев (См. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова). Таким образом, к началу XVII в. Алатырь и Курмыш наряду с Темниковым, Кадомом, Касимовым стали мещерскими городами (Русская ист. Б-ка, т. IX. Спб.1884, с. 414).

    Поселение татар с Мещеры в Алатырском уезде имело большое значение в деле хозяйственного и культурного освоения Степи – ведь она еще долгие десятилетия и после присоединения к Московскому государству оставалась диким полем, целиной. Как утверждали ученые аграрии (В. Докучаев, В. Талиев и др.) еще и в XIX в. в Татарской Степи оставались островки дикого поля. Отмечая заслуги освоивших эти целинные земли мишарей Припьянскую Степь они называли Татарскою. Действительно, у мишарей нашлись необходимые для предпосылки – многовековой опыт земледелия, хозяйственные, торговые и культурные связи с экономически более развитыми татарскими районами Мещеры.

    На нижегородской земле татары проявили себя преданными делу защитниками Отечества, показали себя искусными земледелами, умело сочетающими земледелие, скотоводство и торговлю. Потомки служилых татар в соответствие со своим социальным статусом располагали родовыми поместьями, имели право купли-продажи, что обусловило право и чувство хозяина, выработали предприимчивость, склонность к торговой деятельности.

    Здесь сформировалась новая этнокультурная общность, т. наз. сергачские татары, северная подгруппа татар-мишарей, компонентами которой выступают древняя мещера, булгары, буртасы. Вместе с тем сергачские или нижегородские татары (татары других региональных групп называют их нижгарами или мижгарами) выступают этнообразующим фактором для многих региональных групп татар Поволжья и Приуралья, не теряя свою самобытность, свои специфические черты.

    Расширение границ Московского государства за счет восточных земель открыло для татар-мишарей просторы Поволжья и Приуралья. Большие массы мишарей переселялись в новые уезды, находили там свободные земли, часто и место для службы, , свободу вероисповедания, что обеспечивало широкие возможности для общения с основной массой поволжских татар. В течение XVII- XIX веков нижегородский край служил своеобразным перевалочным пунктом. Недовольные своим положением, отягощенные условиями службы, частые кампании по христианизации, нижегородские татары-мишари были вынуждены следовать за своими собратьями, переселялись в восточные районы страны, где создавались мишарские селения имелись свободные земли для поселений, находились и места для службы.

    Мещерскими татарами был занят широкий ареал, берущий начало с кадомских, темниковских, арзамасских мест, охватывающий целые районы бывших Чебоксарского, Свияжского, Казанского уездов, в северной части Симбирской, Самарской, в ряде районов Уфимской, Оренбургской губерний. Это явление хорошо просматривается на карте – схеме распространения мишарского диалекта татарского языка (карта – схема прилагается). Так сложилась судьба татар-мишарей в новой России. Так осуществилась вековая мечта татар-мишарей жить вместе со своими соплеменниками, единым народом.

    Цокающий говор и самобытная этнокультура северной (или кадомско-сергачской) подгруппы татар-мишарей фиксируются современными исследователями в Дрожжановском Буинском, Чистопольском районах Республики Татарстан, Батырском, Канашском районах Чувашии, в северных районах Ульяновской, Самарской областей, Байкибашском, Караидельском районах Башкирии. Переселение татар-мишарей в эти районы подтверждается сведениями, содержащимися в фондах государственного архива Нижегородской области (ГАНО).

    Многие из этих татар-мишарей помнят свое мещерское, нижегородское происхождение, ищут в Нижегородчине своих родовых корней, стремятся ко встречам со своими земляками. В свою очередь у нижегородских татар растет интерес к истории, культуре и духовной жизни татар Поволжья и Приуралья, к общим истокам духовной жизни народа.



    Источник: Mishare.narod.ru



    ← назад   ↑ наверх