• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Алимжан Мустафинович Орлов

    Исторические судьбы мишарей

    Приближается памятная дата в истории России – 400-летие национального примирения. Для нижегородцев – это особая дата. Предопределило победу патриотических сил нижегородское ополчение Минина и Пожарского. Но есть еще одно событие, сыгравшее решающую роль в борьбе за национальное примирение, выдвинувшееся на первый план в истории того периода. Это – успех в укреплении позиций внутренней России в борьбе со стихией степняков, исторически связанных с этими местами. Степные места левобережья Суры и восточного Припьянья, т.наз Припьянская или Татарская Степь, в течение многих веков местом для кочевий скотоводческих племен.

    Ногайские орды, не решившие для себя вопрос о вхождении в состав России, продолжали претендовать на эти места. Это обстоятельство использовалось противниками России для провокаций и подстрекательств. «Воинские люди» ногайцев совершали набеги на новые земли, разоряли поселения, убивали и угоняли в плен людей для продажи на восточных рынках. Такая ситуация продолжалась несколько десятков лет после присоединения этих земель к Московскому государству. Принятые властями меры (казачьи станицы, линия быстрого оповещения, поселения служилых людей и др.) не давали нужного эффекта.

    Важным событием стало успешное отражение крупного нашествия ногайских «воинских людей» в 1612 году. Этот успех стал возможным благодаря поселению в крае служилых татар с Мещеры. Как установлено, в течение 3-4 лет в Алатырском уезде (примерно в 1608-11 г.г.) образовалось около 15 татарских селений, поселений служилых татар в дико м поле, пустошах вдоль реки Пьяна, покинутых служилыми людьми и в бассейне реки Пара, остававшимися не заселенными.

    Служилым татарам удалось приостановить отряды ногайских «воинских людей», отогнать к окраине Степи и нанести сокрушительный удар по многочисленному отряду ногайцев, отбить уже на берегах Волги 7 тыс. пленных. В дальнейшем служилые татары создали надежный щит против подобных набегов. Эта служба продолжалась в течение нескольких десятилетий. В литературе значение этого события и роли татар в охране и освоении земель не нашло достаточного освещения, хотя имеется несколько важных исторических документов.

    Первый из них – государственная охранная грамота воевод князей Д. Трубецкого и Д. Пожарского, лидеров патриотического движения, данная по приговору (решению) Совета всей земли, вскоре после прихода нижегородского ополчения в Москву (в январе 1613 г.). на имя одного из предводителей татар Баюша мурзы Розгильдеева. В грамоте дано описание сражения, развернувшегося на степных просторах, показана роль служилых татар и их предводителей.

    В грамоте говорится, по велению воеводы Андрея Хилкова мурзы Баюш Розгильдеев и Ямаш Мангушев собрали алатырских татар, мордву и служилых людей, пошли на ногайских воинских людей, напавших на алатырские и арзамасские земли. В районе деревни Чуколы на Пьяне дали решительный бой. При этом более потопили в Пьяне, убили их предводителя Курмамета. Воеводы от имени Совета всей земли дали будущему царю наказ дать алатырским татарам тарханную грамоту, с красною печатью, подобную тем, какие имели темниковские, кадомские, шацкие, цненсие и касимовские татары.

    Царь выполнил этот наказ – в 1618 г. на имя Баюша мурзы Розгильдеева и Ямаша мурзы сына Мангушева была дана грамота, узаконивающая поселение татар в Арзамасском уезде, подтверждающая оценку действий во время во время указанного сражения. Подписанию грамоты предшествовал массовый сыск царских людей, в котором участвовало 340 чел.По этой грамоте мурзы были наделены княжеским званием, всем татарам должны были дать жалованные грамоты на поместья. Размеры окладов (поместий) для служилых татар, предоставленных по наказам воевод, были увеличены в 5-10 раз. Все поселенные в Алатырском уезде служилые татары должны были продолжать служить государству от земли, предоставленным служилым татарам навечно. При этом они были освобождены от ряда податей, оброка.

    Поселение татар Мещеры в Алатырском уезде имело большое военно-политическое значение. Край получил надежную защиту юго-восточных рубежей. Служилые татары выполняли роль городовых казаков, готовых по первому зову, в любое время дня и ночи отразить набеги степняков. К тому времени нижегородская мордва с левобережья Пьяны была переведена на степную сторону (Березовка, Каменка, Юморга и др.).

    Вместе с тем алатырские татары наряду с другими группировками служилых татар Мещеры, Арзамаса, Курмыша выступали в составе поместных войск, участвовавших в военных действиях на западе страны. Уже в 1615 г. все 230 чел. алатырских татар Дм. Пожарским были включены в состав, выступавшего против поляков. В дальнейшем полк алатырских татар расквартировался непосредственно в Алатырском уезде, высупая и как городовые казаки, и в составе поместных войск, рейтарских и солдатских полков.

    Так была создана мощная алатырская группировка служилых татар, численность которой росла за счет создания новых поселений. К 50-годам XVII в. их число достигло 25, а численность служилых татар в них достигла более 500 чел.

    Переселение татар с Мещеры в Арзамасский уезд началось в 80-90- годы XVI в. Поселялись они, в основном, к востоку от Арзамаса, в Залесном стане. Здесь возникло около 30 татарских селений. Важным решением властей в этом направлении стало восстановление в Арзамасском уезде древнего татарского селения Камкино (в 1603 г.) и создание в том же году первого поселения алатырских служилых татар в Шубине.

    Однако с приходом к власти В. Шуйского этот процесс приостановился. Лишь восстание среди мещерских и арзамасских татар, поддержка их со стороны касимовского царя Ураз-Мухамеда, решительнве действия воевод, служилых людей, знающих проблемы татар по совместной боевой службе, вынудили обратиться к татарской силе.

    В 1609 г. был достигнут компромисс между уездными властями, Ураз-Мухамедом, темниковскими князьями и мурзами и кадомскими татарами о переводе беспоместных татар в Алатырском уезде. Темниковский мурза Ураз Колунчаков добивается разрешения посетить Темников, Арзамас и др. места с целью согласования своих действий с местными воеводами. И к 1612 г. в Пьянском стане Алатырского уезда образовалась значительная группировка служилых татар, сыгравшая решающую роль в отражении набега степняков.

    Признанием заслуг служилых мурз и татар в процессе национального примирения стало приглашение представителей кадомских, темниковских и касимовских татар на подписание ими грамоты об избрании нового царя, состоявшегося в феврале 1613 г. Представителем арзамасских и алатырских татар стал кадомский служилый мурза Васька Чермантьев (см. Утвержденная грамота об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова). К началу XVII в. Алатырь и Курмыш наряду с Темниковым, Кадомом стали мещерскими городами (Русская ист. б-ка, т.IX. Спб. 1884. C. 414).

    Поселение татар с Мещеры имело большое значение в деле хозяйственного и культурного освоения Степи. Ученые-аграрии (В.В. Докучаев и др.) Припьянскую Степь называли не иначе какТатарской Степью, подчеркивая и ее давнюю принадлежность тюркским кочевым племенам и отмечая заслуги мишарей, освоивших эти целинные земли. В ней расположены , в основном, татарские селения, а также владельческие селения крещенных татарских феодалов. У татар-мишарей нашлись для освоения необходимые предпосылки – многовековой опыт земледелия, хозяйственные хозяйственные, торговые и культурные связи с экономически более развитыми татарскими районами Мещеры.

    На нижегородской земле татары проявили себя преданными делу защитниками Отечества, умело сочетающими земледелие, скотоводство и торговлю, добивались взаимопонимания с другими народами края.

    Здесь сформировалась новая этнокультурная общность, т. наз. сергачские татары, северная подгруппа татар-мишарей, компонентами которой выступает древняя мещера, а также булгары, буртасы. Вместе с тем, сергачские татары выступают этнообразующим фактором для многих региональных групп татар Поволжья и Приуралья, не теряя при этом свою самобытность и спецические черты. В Нижегородском крае выработался особый менталитет нижегородских татар, обладающих способностью к предприимчивости, к восприятию прогрессивных элементов национальной культуры.



    Источник: Mishare.narod.ru



    ← назад   ↑ наверх