• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Маргарита Небольсина, Булат Хамидуллин

    Война...Судьбы...Память...Песни...

    Нури Газизович Арсланов (1912-1991) вошел в литературу в тяжелую военную пору своими поэмами «Любовь» (1942) и «Русская девушка» (1943). Его коллега по перу, известный татарский писатель Рафаэль Ахметович Мустафин (1931-2011) называл Арсланова «аристократом духа».

    «Даже его внешность была весьма примечательной. Крупный, осанистый... Всегда безукоризненно одетый: костюм-тройка, сшитый в хорошем ателье, галстук-«бабочка», трость с причудливым набалдашником чуть ли не из слоновой кости. Движения неторопливые, походка вальяжная. Глядя на него, невольно думалось: наверное, именно так держали себя татарские аристократы. Такие как золотопромышленники Рамиевы, фабриканты Акчурины... Да, это был аристократ до мозга костей. Немного даже барственный...

    Глядя на него, как-то не верилось, что этот холеный, вальяжный человек прошел всю финскую войну, а в Великую Отечественную был командиром роты, получил тяжелое ранение, месяцами валялся в госпиталях, награжден боевыми орденами и медалями.

    Иной раз он рассказывал, как воевал под Ржевом, ночевал в сырых, залитых водой окопах под грохот разрывов. За месяц-другой его рота теряла две трети своего состава. Приходило новое пополнение, и вскоре повторялось то же самое...».

    Подрывником, а затем командиром разведки легендарного белорусского партизанского отряда «Победа» был Заки Шарафутдинович Нуруртдинов – Заки Нури (1921-1994) - один из самых ярких представителей татарской поэзии периода Великой Отечественной войны. Почетный гражданин белорусского города Орша. Кандидат филологических наук, лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая, лауреат Международной премии им. М.А. Шолохова. Долгие годы возглавлял литературно-художественный журнал «Казан утлары».

    За годы войны на фронт ушли 45 тысяч советских артистов. В составе фронтовых бригад были певцы, музыканты, актеры, чтецы, артисты цирка. Они дали в тылу и на передовой 1,5 миллиона концертов. В день было до десяти концертов. Артисты под пулями, рискуя жизнью, поднимали боевой дух советских солдат и с песнями шли к Победе.

    Мужественно сражались на фронтах войны и татарстанские композиторы и музыканты. Они были разными людьми. Но все они мечтали о большой карьере, славе, аплодисментах... Им было немного лет, и жизнь представлялась длинной. А для некоторых из них оказалась совсем короткой.

    Еще в 1939 году у Фарита Загидулловича Яруллина (1914-1943) возникает идея создания балета по мотивам сказки Габдуллы Тукая. Принимаясь за работу, Фарид Яруллин понимал всю ответственность, которая ложилась на его плечи. Но вдохновение, одухотворенность, горячее стремление переложить чудесную поэзию Тукая на язык музыки взяли верх. Но композитору так и не удалось увидеть свое творение на сцене. Началась Великая Отечественная война, и Ф. Яруллин был призван в ряды Красной Армии.

    Но сначала доброволец окончил Ульяновское пехотное училище, так что на фронте он сражался с декабря 1942-го. «Был он решительным командиром, бодрым, энергичным, общительным, хотя и отличался какой-то совсем не строевой выправкой, – вспоминал о Фариде Яруллине командир его роты Д. Самойлов. – Помню, под Старым Бузцом мы заготавливали лес на саперные нужды. Вечером я встретился с Яруллиным у ротной кухни. Сидел он на пне и постукивал по нему пальцами, будто по клавишам. Я заинтересовался и спросил, что это он выстукивает? Яруллин ответил: «Да так... Я ведь музыкант». Тогда я предложил ему сыграть на гармони. Но он почему-то отказался. Потом как-то Яруллин рассказывал, что до войны, во время отпуска, он плавал летом на теплоходе от Москвы до Казани и обратно. Месяц туда, месяц назад. Спросил – кем же он работал, что имел такой большой отпуск? Яруллин ответил: «Я композитор...».

    Этот молодой композитор был участником Курской битвы. 31 июля 1943 года после окончания сражений он писал жене с фронта: «Прочь к чертям иллюзии о музе! Настоящая музыка была здесь, когда шестнадцатиголосаяконтрапункция «Катюши» в ансамбле с «Лука-Лукичом» и «Марфушей» [солдатские прозвища различных систем залпового огня. - прим. Авт.] в общей симфонии головорезов Гитлера. Такую симфонию я еще не встречал ни в одной музыкальной литературе мира!..».

    За Курской битвой последовала Смоленская наступательная операция. Полк Яруллина шел на запад вдоль железной дороги и шоссе Москва–Минск...

    Он погиб в Витебской области Беларуси на подступах к Орше 17 октября 1943 года, когда ему было всего 28 лет.

    Кроме балета «Шурале» за свою короткую жизнь он успел написать три пьесы для скрипки с фортепиано, сонату для виолончели с фортепиано, струнный квартет, первую часть симфонии, а также несколько романсов и множество песен.

    Композитора похоронили в деревне Новая Тухиня. А премьера балета «Шурале» состоялась в Театре оперы и балета в Казани 12 марта 1945 года.

    В 1958 г. Ф.З. Яруллин был посмертно удостоен Государственной премии ТАССР им. Габдуллы Тукая.

    В 1941 году Рустем Мухаметхазиевич Яхин (1921-1993) поступил в Московскую консерваторию. Успехи его были настолько впечатляющими, что он был принят сразу на второй курс фортепианного отделения.

    К композиции Р. Яхина толкнул весьма курьезный случай. Ему в шутку предложили написать какую-нибудь пьесу для скрипки, через несколько дней она была готова. С Рустемом стали заниматься композицией. Эти несколько уроков и определили его дальнейшую композиторскую судьбу.

    Однако Великая Отечественная война и болезненное состояние после операции помешали ему приступить к учебе. Он вернулся в Казань, где до мобилизации в августе 1942 года работал пианистом-аккомпаниатором на Татарском радио.

    В 1942-1945 годах Р. Яхин проходил военную службу в частях Войск противовоздушной обороны Московского фронта. Он был прикомандирован к ансамблю красноармейской песни и пляски фронта в качестве пианиста-аккомпаниатора.

    После демобилизации он вернулся к учебе в Московской консерватории по классу пианиста и композитора.

    Композитор внес крупный вклад в развитие татарской композиторской школы и развитие современной татарской песенной культуры. Вокальный цикл «В Моабитском застенке» на стихи Мусы Джалиля стал новым словом в татарской музыке.

    Умер прославленный композитор, спустя несколько месяцев после того, как его сочинение «Туган ягым» было утверждено татарстанским гимном, 23 ноября 1993 года

    В первые же дни Великой Отечественной войны Загид Валеевич Хабибуллин (1910-1983) был призван в ряды Красной Армии. В день отъезда своей части из Казани композитор написал песню «Возвращайся с победой» на только что сочиненный писателем Кави Наджми текст.

    Находясь в армии, в короткие минуты отдыха он продолжает заниматься творчеством. Пишет различные песни, разящие врага, в том числе частушки, хлесткие задорные припевки. Из произведений суровых военных лет выделяются «Команда вперед» на стихи А.Кутуя, «Джигит-партизан» на слова Н.Арсланова, «Бойцу» на народные слова. В 42 году композитор был отозван из войсковой части и переведен в Казань.

    В 1943 году, к 30-летию со дня смерти татарского народного поэта Г.Тукая, Загид Хабибуллин первым из композиторов Татарии написал цикл песен на слова поэта.

    Большой активностью отмечено его творчество в послевоенные годы. Много лет З.Хабибуллина отдал работе с Татарским ансамблем песни и танца, для которого он создал прекрасные обработки народных песен и оригинальные песни, ставшие украшением его репертуара. Всеобщее признание получили такие музыкально-хореографические композиции, как «Сабантуй» (постановка Гаскарова), «Дружба», «Мои цветы» (постановка Г.Тагирова), «Свадьба» (постановка А. Нарыкова).

    Во второй половине семидесятых годов композитор создает такие впечатляющие вокальные произведения, как «Хатынь» на слова Н.Даули и «Мамдуда» на слова С.Хакима.

    В 1950 г. совместно с композитором Н.И.Пейко и балетмейстером Ф.Гаскаровым он завершает балет «Весенние ветры» по одноименному роману К.Наджми, повествующий о событиях Октябрьской революции в Казани. А в 1960 году завершает свой второй балет «Раушан», основанный на мотивах татарских народных сказок Г.Тукая (либретто Г.Салимов).

    Композитор Энвер Закирович Бакиров (1920-2001) окончил Казанскую консерваторию уже после войны, в 1952 году. Хотя первую песню он написал еще в 1937-м.

    Началом его творческой деятельности явилась «Утренняя серенада» (стихи Х.Вахита, первый исполнитель Н.Даутов), созданная в 1937 году и ставшая одним из наиболее популярных в народе вокальных произведений.

    Творчество композитора характеризуется широким жанровым диапазоном. Симфонические и камерно-инструментальные произведения, начиная с "Сонатины" для виолончели и фортепиано и заканчивая масштабными оркестровыми полотнами (симфоническая поэма "Водяная", три балетные сюиты и многое другое), закрепились в репертуаре ведущих исполнителей. Автор популярного национального балета «Золотой гребень» или «Су анасы» («Водяная»).

    Военной службе он отдал около семи лет жизни, уволился в 1946 году в звании гвардии лейтенанта.

    Летом 1941г. призвали на фронт Масгута Галеевича Латыпова (1913-1987). Свой боевой путь он начал под Москвой в составе 360-й стрелковой дивизии 4-й Ударной армии. Участвовал в боях за освобождение городов Осташково, Торопец, Велиж, Великие Луки, Невель, Даугавпилс, Клайпеда, Кенигсберг.

    В первые дни формирования дивизии М. Латыпову было поручено организовать военно-духовые оркестры. Впоследствии М. Латыпов был назначен начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски 360-й стрелковой дивизии (1943-1945).

    На фронте по инициативе М. Латыпова был сформирован оркестр из детей­сирот, подобранных на дорогах войны. Военно-музыкальное обучение проводилось в школе, организованной специально для них.

    Под звуки созданных им многочисленных маршей и песен воинские формирования уходили на передовую.

    В мае 1943-го в татарской газете «Вперед, на врага!» Абдулла Ахмет написал о нем очерк: «Бойцы вдохновенно и с большим вниманием слушают его марш, посвященный славной Н-ной дивизии. И правда, эта музыка напоминает красноармейцам их стремительные атаки и зовет их вперед, дает им новую силу и душевный подъем».

    Трижды раненый, награжденный двумя орденами (орден Отечественной войны и орден Красной Звезды) и восемью медалями, М.Г. Латыпов заканчивает свой фронтовой путь в 1945 г. в Клайпеде.

    В 2005 г. на торжественном собрании, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, выступил первый Президент РТ Минтимер Шаймиев. Приведем это выступление полностью.

    «Кадерле ветераннар!

    Хөрмәтле фронтовиклар һәм тыл хезмәтчәннәре!

    Хөрмәтле кунаклар!

    Дорогие ветераны! Дорогие друзья!

    Республикабызның күпмилләтле халкы, Дәүләт Советы, Татарстан Хөкүмәте һәм шәхсән үз исемемнән сезне данлы олы юбилей – Бөек Ватан сугышында Җиңүнең 60 еллыгы белән чын йөрәктән тәбрик итәм!

    Сердечно поздравляю всех нас с 60- летием Великой Победы!

    Ул истәлекле 45 нче елның языннан соң алтмыш ел гомер үтеп китте. Тагын дистәләгән еллар узар, күп буыннар алмашыныр, ләкин Бөек Җиңү турында, аны яулап алган чын каһарманнарның – какшамас фронт һәм тыл фидакарьләренең батырлыгы хакында хатирәләр мәңге-мәңге яшәр. Шестьдесят лет назад в поверженном Берлине советский солдат поставил победную точку в самой страшной и кровопролитной войне, которую когда-либо знало человечество. Победа стала ярким выражением непобедимости народного духа. И сегодня мы вновь преклоняем головы перед мужеством и стойкостью поколения победителей, отстоявших свободу и независимость нашей Родины, избавившего мир от коричневой чумы.

    Великая Победа досталась нам великой ценой невосполнимых утрат. Ни одна страна мира, ни один народ никогда не платил столь высокую цену за свою свободу и независимость. Двадцать семь миллионов человеческих жизней, стертые с лица земли города и деревни, уничтоженные и вывезенные из страны памятники истории и культуры – эти раны никогда не заживут в душе нашего народа.

    Поэтому с болью и негодованием мы глядим на то, как по улицам городов отдельных стран, политых кровью наших солдат, маршируют нацистские недобитки, бесстыдно выдающие себя за национальных героев. Место им давно уже определено Нюрнбергским трибуналом, и находится оно на свалке истории, а не в обновленной демократической Европе. Уверен, что нашему народу, верному заветам пламенного патриота Мусы Джалиля и его соратников, ценой собственной жизни доказавшим несовместимость высокого национального чувства и замаскированного под него предательства, есть что сказать и как ответить этим наследникам «коричневого» прошлого. Здесь присутствуют ветераны, которые сражались не только с германскими нацистами, но и с их приспешниками разных мастей. Среди них – герой французского сопротивления Зия Камалович Камалов, награжденный золотым крестом «Круа де комбатан» за свои беспримерные подвиги во Франции. Многое пришлось пережить ему на своем веку – и вражеский плен, и сталинские лагеря, но никогда Зия, сын татарского народа, получивший второе – французское – имя Серж, как и многие однополчане, оставался верным своей присяге. Убежден, что народу, у которого есть такие герои, не страшна никакая угроза фашизма.

    Только из одного трехмиллионного Татарстана на фронт ушло более семисот тысяч человек. Из них не вернулся каждый второй. Более трехсот наших земляков стали Героями Советского Союза и полными кавалерами Ордена Славы, сотни тысяч удостоились боевых орденов и медалей. А ведь за каждой из этих наград – свой подвиг, свой благородный порыв, свой поступок. Москва, Сталинград, Курск, Ленинград, Берлин... Волга, Днепр, Висла, Дунай... Это далеко не полный перечень боевого пути наших солдат. И в каждой из битв, получивших эти имена, принимали участие наши соотечественники. Сегодня и всегда, живые и павшие, – они среди нас, в сердцах наших, они с нами – в памяти ныне живущих и будущих поколений.

    До сих пор, благодаря усилиям татарстанских поисковиков и ветеранских организаций, мы узнаем о все новых подвигах наших земляков, с воинскими почестями предаем земле останки героев, вручаем ветеранам нашедшие их через десятилетия боевые награды. И для нас – это не только дань памяти павшим и восстановление справедливости в отношении ныне здравствующих ветеранов, но еще и выражение духовного единства представителей разных поколений, их исторической связи и преемственности.

    Дорогие друзья!

    К сожалению, время неумолимо. Многие из тех легендарных личностей, которые совсем недавно участвовали с нами в парадах, сидели за одним праздничным столом, уже навсегда ушли от нас. Совсем недавно не стало Михаила Петровича Девятаева, Михаила Васильевича Симонова, Александра Моисеевича Коваля...

    Уходят герои... Но каждая невосполнимая утрата побуждает нас еще бережнее, еще внимательнее относиться к ныне здравствующим ветеранам. Я искренне рад, что сегодня в этом зале, вместе с нами, находятся Герои Советского Союза Борис Кириллович Кузнецов, Сабир Ахтямович Ахтямов, полные кавалеры Ордена Славы Рифкат Хайруллович Гайнуллин, Павел Алексеевич Карпов и многие другие - живые легенды Великой Отечественной.

    Пехотинцы, летчики, моряки, на суше, в воздухе и на море вы били ненавистного врага, приближая день нашей всеобщей Великой Победы. И каждый советский человек знал, что пока у нашей страны есть такая мощная и крепкая духом армия, мы непобедимы. И ни одному врагу никогда нас не одолеть!

    Как точно подметил поэт, «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Действительно, в те тяжелые годы, тыл в нашей стране был вторым фронтом. Никто точно не знает, сколько этот фронт унес человеческих жизней от непосильного труда, недоедания и сопутствующих им болезней. Мы благодарны всем, кто, не щадя сил и здоровья, вносил в тылу свой вклад в нашу общую победу: рабочим, колхозникам, ученым, врачам, учителям, представителям других профессий, для которых каждый рабочий день был сродни подвигу. Каждый выточенный ими снаряд, каждый выращенный и собранный пуд хлеба, каждое научное открытие, каждый поставленный на ноги солдат – все это, собранное воедино, и было тем неиссякаемым грозным оружием, которое метко било по ненавистному врагу.

    Особую благодарность хочу выразить нашим героическим женщинам, наравне с мужчинами воевавшим на фронтах Великой Отечественной, поднимавших на ноги бойцов в госпиталях и лазаретах, трудившихся в тылу, в грозное лихолетье рожавших и прекрасно воспитывавших детей. Только из нашего Татарстана ушло на фронт более десяти тысяч женщин и девушек. А сколько их воевало по всей стране: в регулярных армейских подразделениях, партизанских отрядах и в составе диверсионных групп? Точная статистика, к сожалению, и сегодня отсутствует. Война противна самой женской природе. И поэтому на наших матерей, бабушек, жен и сестер тогда ложился вдвойне тяжелый груз, который они все годы войны с честью и достоинством несли на своих хрупких плечах. Сегодня среди нас присутствует немало таких женщин. Низкий вам поклон за ваш подвиг, за вашу беззаветную любовь и великую духовную силу, дорогие наши женщины!

    Память о победителях Великой Отечественной войны навеки запечатлена в названиях улиц наших городов и сел, увековечена в бронзе и граните тысяч монументов, воплощена в бесценных экспонатах краеведческих и школьных музеев. Как бесценные реликвии татарстанцы хранят все, что напоминает о той священной войне. Исключительным событием последних дней стало открытие в самом центре тысячелетней столицы нашей республики – в Кремле – музея-мемориала Великой Отечественной войны. Это произошло буквально несколько дней назад. И надо было видеть глаза наших ветеранов и представителей юного поколения татарстанцев, чтобы воочию убедиться в том, что известный лозунг «никто не забыт, ничто не забыто» – это не просто слова, а реальное содержание нашей повседневной жизни. Я видел, столько в этих глазах было радости, уважения и признательности участникам и героям Великой Отечественной!

    Особо хотелось отметить также деятельность редакции республиканской «Книги Памяти», благодаря которой уже увидели свет 26 томов этого столь важного и нужного издания. Ваша повседневная, кропотливая работа, уважаемые друзья, дает все больше положительных результатов. В этом легко убедиться, читая получаемые нами многочисленные письма, посещая музеи и мемориалы, беседуя с узнавшими о судьбе своих однополчан ветеранами и их близкими. Убежден, что наша молодежь всегда была и будет достойна славного прошлого своих предков. И примеров тому предостаточно. Наиболее яркими из них является поисковая и шефская деятельность движения «Снежный десант», общественной организации «Отечество» и других молодежных объединений.

    Сегодня при входе нас встречали молодые курсанты, которые в случае необходимости без колебания, как и их отцы и деды выступят на защиту своей Родины.

    Хөрмәтле ветераннар!

    Бүген ассызыклап әйтәсем килә: Татарстан җитәкчелеге ветераннар үтенеченә һәрвакыт зур игътибар бирергә омтыла. Өлкән яшьтәгеләргә ярдәм күрсәтүне эшчәнлегебезнең төп юнәлешләренең берсе сыйфатында билгеләп, без ветеран активистларның тәкъдимнәренә һәрдаим колак салабыз һәм уртак тырышлык белән күп мәсьәләләрне хәл итәргә тырышабыз. Әле менә өч көн элек кенә мин Кремльдә ветераннарның иҗтимагый оешмалары активы белән очраштым һәм бу очрашуда эшләгән эшләребезнең һәм кылган гамәлләребезнең хак булуына тагын бер мәртәбә инандым. Безнең өчен бүген иң мөһиме - сез яулап алган ирекнең, республикабызның алга китүенә, халкыбызга тугры хезмәт итүдә үрнәк булу дип саныйм.

    Кадерле дуслар!

    Дорогие друзья!

    В эти дни общий праздник всего нашего народа – народа победителя! Огромное вам спасибо и низкий поклон за мужество, трудолюбие и житейскую мудрость. Еще раз от всей души поздравляю вас с наступающим Днем Великой Победы, желаю вам и вашим близким счастья, здоровья, мира и благополучия!

    Чиксез рәхмәт, исәнлек-саулык үзегезгә!»...

    «Сәлам сезгә миннән, туганнарым,

    сәлам сезгә ерак җирләрдән...»

    Центральный комитет партии в первые же дни войны разработал программу мобилизации всего народа на борьбу с врагом, для чего он обратился к рабочему классу, колхозному крестьянству и интеллигенции с призывом: «Все для фронта! Все для победы!».

    Задачи большой государственной важности встали и перед гражданским воздушным флотом – необходимым видом транспорта и средством связи на фронте и в тылу страны. Было сформировано 6 авиационных групп ГВФ особого назначения: Северная (командир Лаврентьев), Прибалтийская (Миловидов), Белорусская (Тимашев), Киевская (Романов), Юго-Западная (Брюмер), Московская (Коротков), в составе которой была создана эскадрилья связи №2 (Шарыкин).

    На многочисленных митингах и собраниях авиаработники выражали готовность вместе со всем советским народом бороться с ненавистным врагом. В главное управление гражданского воздушного флота поступали сотни телеграмм, писем, заявлений от авиаторов всех специальностей с просьбой направить их воевать с врагом.естройка аэрофаПриказ об отправке на фронт части личного состава на своих же самолетах получил и 204-й отдельный авиаотряд при Совнаркоме ТАССР. В составе сформированного авиаподразделения ушли воевать пилоты А. Абдрашитов, В. Богданов, С. Григорьев, Н. Девесилов, Н. Кудрявцев, С. Курашев, З. Нохов, Е. Малютина, Т. Мелашвили, И. Полтавский, М. Эверский, штурман Ф. Хусаинов, бортмеханик Д. Графов, слесарь Т. Гайнанов и другие. Большинство из них влилось в состав 10-й особой авиагруппы ГВФ, на базе которой сначала был создан 2-й отдельный полк ГВФ, впоследующем преобразованный в 105-й Гвардейский отдельный Паневежеский ордена Александра Невского авиационный полк ГВФ. За годы войны он выполнил свыше 61 тысячи самолетовылетов, из них 3514 – в тыл противника. Им перевезено более 45 тысяч человек и свыше трех тысяч тонн груза.

    Сотни раз наши летчики пересекали линию фронта под плотным огнем противника. Они везли партизанам боеприпасы, медикаменты, продукты питания.

    «Пилоты гражданской авиации самоотверженно несут свою службу. Десятки полетов в день совершают они на фронт, доставляя грузы войскам, перевозя тяжело раненных и консервированную кровь для переливания. Во время полетов им часто приходится выдерживать ожесточенные атаки немецко-фашистких истребителей» (газета «Правда», 5 июля 1941 года).

    Самоотверженно работал и инженерно-технический состав авиагрупп. Нередко самолеты возвращались с заданий буквально изрешеченные пулями и осколками снарядов, но, как правило, специалисты за короткое время возвращали их в строй. Было немало случаев, когда техники или механики заменяли выбивших из строя воздушных стрелков транспортных самолетов. Приходилось им участвовать в обороне прифронтовых аэродромов от прорвавшихся к ним вражеских войск. Огромную работу проделал инженерно-технический состав особых авиагрупп по переоборудованию самолетов.

    Большая нагрузка легла и на бортмехаников. При посадке на полевых аэродромах, в пунктах базирования боевой авиации они выполняли работы по техническому обслуживанию и ремонту самолетов, двигателей, оборудования, которыми до войны занимались наземные технические службы. А когда требовала обстановка, бортмеханики проявляли мужество и героизм.

    При штабе Калининского фронта в авиаэскадрилье связи выполнял ответственные задания командования бывший пилот Казанского авиапредприятия Анвар Шакирович Абдрашитов, родом из Больших Тархан Тетюшского района.

    Здесь же, в отдельной авиаразведывательной эскадрилье служил штурманом Фарваз Валиуллович Хусаинов. За годы войны он совершил 283 боевых вылета был награжден пятью боевыми орденами. Его имя занесено в «Книгу героев» («Батырлар китабы»), изданную на русском и татарском языках в 1946-1947 годах Татгосиздатом.

    В Казанском летном подразделении спецприменения с 1937 года по 1940 год служил Владимир Степанович Палагин (1914-1995), совершивший к апрелю 1945 года 158 боевых вылетов на штурмовку и разведку. В 36 воздушных боях он лично сбил 4 вражеских самолета и 5 уничтожил на земле. 15 мая 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

    На фронтах Великой Отечественной войны находились тогда и многие из тех, кто пришел в коллектив Казанского авиапредприятия уже после войны.

    На посту руководителя полетов в аэропорту Казани много лет работал заслуженный летчик знаменитого 96-го гвардейского Сталинградского бомбардировочного полка Николай Клюкин (1922-?), который летая на самолетах Пе-2, уничтожил более двух десятков вражеских танков, сотни машин.

    Опытный казанский пилот шестой категории Алексей Гордеев (1912-1977) вернулся в Казань бывалым военным летчиком, участником ночного воздушного парада в столице нашей родины Москве 9 мая 1945 года и еще долго работал летчиком-испытателем военной приемки Казанского авиазавода.

    Десятки наших авиаторов возвратились после Победы домой с орденами и медалями. Но не всем было суждено испытать радость великой Победы. Не вернулся в родные края один из первых отличников «Аэрофлота» С. Григорьев. Погибли в боях за Родину В. Богданов, Н. Девесилов, С. Курашев, И. Полтавский, Н. Ревашков и многие другие.

    Самоотвержено сражались не только на земле и воде, но и в небе многие татарские батыры. Смело поднимали они свои боевые машины и разили врага.

    В начальный период войны прославил свое имя казанец Фарит Мухаметзянович Фаткул(л)ин (1914-1942). Был призван в РККА в 1932 году. По комсомольскому набору поступил в 7-ю Сталинградскую военную школу пилотов, окончив которую в 1934 году был направлен в Ленинградский военный округ.

    Обладал отличной техникой пилотирования и крепким характером, поэтому быстро получил признание в полку - вскоре его назначили командиром звена, присвоили звание «старший лейтенант». Один из его сослуживцев вспоминал: «...Технику пилотирования Фаткулина решил проверить сам командир полка. Летчики, ревностно наблюдавшие за взмывшим в небо самолетом, стали свидетелями высокого искусства их нового сослуживца. Он четко выполнял фигуры высшего пилотажа, боевые развороты. А когда завернул восемь витков в штопоре и плавно вышел из него, все поняли, что в часть пришел толковый и грамотный летчик...».

    Затем Фаткулин около 8 месяцев выполял правительственное задание по оказанию боевой интернациональной помощи Китаю. Вернулся оттуда капитаном, командиром эскадрильи. Зимой 1939-1940 годов Фарит Мухаметзянович участвовал в Советско-финской войне, причем первым в эскадрилье открыл счет сбитым самолетам противника, за что в Кремле ему был вручен орден Красной Звезды.

    Еще за неделю до гитлеровского нашествия, 15 июня 1941 г., он по собственной инициативе сбил в районе Луцка немецкий самолет, вторгшийся в воздушное пространство СССР, тем самым нарушив приказ командования «не поддаваться провокациям и не трогать немецкие самолеты». Отважному летчику за нарушение приказа угрожал суд военного трибунала, но начавшаяся война расставила все по своим местам. В первом же воздушном бою на подступах к Ростову-на-Дону он на И-153 со своими товарищами сбил 5 вражеских самолетов.


    Командир эскадрильи при управлении 44-й истребительной авиационной дивизии 6-й армии Юго-Западного фронта капитан Фаткулин к октябрю 1941 года совершил 42 боевых вылета на штурмовку войск противника. На аэродромах отважный летчик уничтожил 17 вражеских самолетов.

    Эскадрилья Фарита Мухаметзяновича, овладев тактикой штурмовых ударов, стала грозой для пехоты и артиллерии противника. Они прикрывали от вражеской авиации наземные части и вступали в схватку с врагом в воздухе, совершали налеты на аэродромы противника и уничтожали мосты, имевшие для гитлеровцев огромное значение в наступательных операциях.

    Однажды в затяжном бою, когда горючее уже было на пределе, а многие самолеты повреждены, капитан Ф.М.Фаткулин приказал летчикам продолжить путь на базу, а сам в одиночку вступил в неравный бой с вражескими «мессерами». Он смело напал на них, стреляя последними боеприпасами, и, завладев инициативой боя, заставил превосходящего его количеством противника ретироваться, за что получил благодарность командования.

    За короткое время эскадрилья Фарита Мухаметзяновича стала подразделением, на которое возлагались самые сложные задачи. А сам командир заслуженно стал авторитетом и душой этого спаянного боевой дружбой коллектива.

    Эскадрилья Фарита Фаткулина действовала настолько успешно, что была отмечена беспрецедентным до этого образом: 20 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и воинскую доблесть всем ее летчикам, в том числе и ее командиру, было присвоено звание Героев Советского Союза! Фариту Фаткуллину была вручена медаль «Золотая Звезда» № 689, а вскоре присвоено очередное воинское звание – майор.

    Отметим, кстати, что одновременно со своим командиром звания Героя Советского Союза был удостоен и его верный товарищ и близкий друг - комиссар эскадрильи чувашин Борис Михайлович Васильев (1913-1955), ранее учившийся в Казанском авиационном институте и Борисоглебской школе военных летчиков, прекрасно владевший татарским языком и хорошо знавший татарскую культуру, а в годы войны лично сбивший 10 фашистских самолетов.

    В начале декабря 1941 г. эскадрилья была преобразована в 92-й истребительский авиаполк, а Фаткуллин был назначен его командиром.

    В 1942 г. майор Ф.М. Фаткуллин в письме своей матери писал: «Надо во что бы то ни стало смести с лица земли банды проклятого Гитлера. Твой маленький сынок Фарит, мамуся, все время думает об этом большом деле и дерется, как дьявол, готовый отдать, если это нужно, и свою жизнь. Наблюдающий за нашими полетами и успехами любимый товарищ Сталин и Правительство наше наградили меня и моих семерых товарищей званием Героев Советского Союза. Мы все в ответ на эту высокую награду дали слово еще крепче бить и громить фашистов!».

    В феврале 1942 года, в одном из боевых вылетов с молодыми летчиками из пополнения, майор Фаткулин был тяжело ранен в ногу. Жене и дочери он писал из госпиталя: «...Скоро я вернусь в свой боевой коллектив и надеюсь, вновь начну громить ненавистного врага!».

    Летом 1942 года в боях на Сталинградском направлении Ф.М. Фаткулин сбил 2 самолета противника. Однако 27 июля 1942 г. он не вернулся со своего третьего за этот день боевого вылета. Сбив 3 вражеских самолета, летчик погиб в воздушном бою на северо-западе Сталинграда.

    Летчики похоронили своего героя-командира в районе высоты 176, над которой он вел свой последний бой.

    Именем Героя названа одна из улиц его родной Казани.

    Достойным памятником герою стала изданная в 1987 году документальная повесть писателя, заслуженного работника культуры Республики Татарстан Р.А. Ибрагимова «Алтын йолдызлы лачын» («Сокол с Золотой звездой»), изданная Татарским книжным издательством тиражом 6 тысяч экземпляров.

    Сугыш бетеп, илгә җиңү килде,

    Күп әтиләр кире кайтмады.

    Сондык төпләрендә саргайдылар

    Окоплардан язган хатлары.

    Кайтыр дигән өмет белән калды

    Якыннары, туган яклары.

    Ә безгә тик истәлеккә калды

    Өчпочмаклы әти хатлары.

    Газиз әнкәм, балам укыр, диеп,

    Ак әманат итеп саклады.

    Әниемнең кайнар яше тамган

    Әле дә исән әти хатлары.

    «Әти хатлары»

    Мөфтәдин Гыйләҗев көе

    Риф Мифтахов сүзләре


    Вспомним также других татарских летчиков-асов этой войны.

    Герой Советского Союза оренбургский татарин Шамиль Мунасыпович Абдрашитов (1921-1944) внук известного знатока восточной классической литературы, поэта и философа Шамсетдина Ярмухаметовича Губайдуллина (Шамсетдина Заки) обучался летному мастерству сначала в аэроклубе, а затем в Чкаловском (с 1938 по 1957 год Оренбург назывался Чкаловым) военном авиационном училище летчиков им. К.Е.Ворошилова. С 1941 года служил на Дальнем Востоке.

    В боевых действиях Великой Отечественной войны с апреля 1943 года. Воевал на истребителях Як-1 и Як-9 на Северо-Кавказском, Крымском и 4-м Украинском фронтах. Активно участвовал в освобождении Кубани, Таманского полуострова, Крыма и Украины.

    В сентябре 1943 года на юго-западе Донецкой области Украины у г. Волноваха лейтенант Абдрашитов сбил свой первый немецкий самолет - тактический разведчик Фокке-Вульф-189. Затем до конца 1943 года он уничтожил 3 средних бомбардировщика Хейнкель-111, пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87, штурмовик Хеншель-129 и истребитель Мессершмитт-109. Вскоре о нем пошла слава как об одном из лучших летчиков полка, который одерживал победы одну за другой. Ему доверяли самые ответственные и тяжелые задания, и он всегда их выполнял с честью. Над Кубанью, например, Шамиль Мунасыпович сбил 9 вражеских самолетов. В итоге же до 4 мая 1944 года батыр-татарин совершил 242 боевых вылета и в 38 воздушных боях сбил лично 17 самолетов неприятеля, включая также еще 2 истребителя Мессершмитт-109, 2 истребителя Фокке-Вульф-190 и тяжелый стратегический истребитель Мессершмитт-110, уничтожил огромное количество военной техники и живой силы противника.

    Свой последний боевой вылет отважный татарский летчик - заместитель командира эскадрильи402-го истребительного авиационного Краснознаменного ордена Суворова полка 265-ой истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиакорпуса 8-ой воздушной армии 4-го Украинского фронта - совершил 4 мая 1944 года для уничтожения вражеской авиации на аэродроме мыса Херсонес. Лейтенант Абдрашитов в группе из 6 «Яков» вылетел ведущим на штурмовку вражеского аэродрома и немцам был нанесен существенный урон. При возвращении с боевого задания над Севастопольской бухтой он вступил в бой с 4 истребителями противника. Батыр сбил один Фокке-Вульф-190, но сам был ранен, а его самолет сильно поврежден. Вскоре с аэродрома, где базировался советский полк, наши пилоты и авиатехники увидели, как в 3-х километрах от берега истребитель Абдрашитова упал в море. Сам пилот оставил горящую машину и выпрыгнул с парашютом, но его накрыл огонь фашиста... Тело героя найти не удалось...

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, лейтенанту Шамилю Мунасыповичу Абдрашитову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Мужественный летчик, Герой Советского Союза, трижды кавалер ордена Красного Знамени Агзам Зиганшевич Валеев (1919-1986) родился в с. Каргали ныне Чистопольского района. В 1937 году переехал в Ташкент. Работал там слесарем на заводе, одновременно учился в аэроклубе. В ряды РККА был призван в декабре 1938 года. В 1940 году окончил военное авиационное училище летчиков в городе Чкалов.

    В годы Великой Отечественной войны летчик-истребитель А.З.Валеев воевал на Северо-Западном фронте, в составе ПВО Московского военного округа, на Западном, Брянском, снова Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в обороне Москвы и контрнаступлении под Москвой, в оборонительных боях и наступательных операциях на территории Орловской, Тульской и Калужской областей (в том числе – на Курской дуге), затем в Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской наступательных операциях.

    Указом Президиума Верховного Совета от 15 мая 1946 года за отличное выполнение боевых заданий, умелое командование авиационными подразделениями и мужество, проявленное в воздушных боях, Агзаму Зиганшевичу Валееву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    Приведем текст наградного листа Валеева:

    «Майор Валеев – боевой командир и летчик, получивший в огне Отечественной войны богатый боевой опыт. В боях за честь и независимость нашей Родины овладел в совершенстве летным мастерством. За период Отечественной войны с 22 июня 1941 года совершил 501 боевой вылет, из них на разведку аэродромов, войск и техники противника – 221, сопровождение штурмовиков – 131, прикрытие железнодорожных узлов и своих войск – 120, штурмовку живой силы и техники противника – 26, бомбардировку – 3. Участвовал в 25 воздушных боях, в результате которых сбил 7 самолетов противника, из них 3 – в группе.

    10 августа 1941 года с аэродрома Ярославль вылетел на перехват Ю-88. В воздушном бою от резкого пикирования самолета И-153, пилотируемого Валеевым, оборвались элероны. Дотянув до своего аэродрома, на высоте выравнивания самолет лег на спину и в таком положении ударился о землю. Валеев получил ранение в голову.

    В результате 80 разведок с фотографированием своевременно обнаруживал расположение живой силы и техники противника и его оборонительных полос по линии Мценск, Зубково, Кирейково, Жиздра. Противнику наносился урон, не дано было возможности прорвать нашу оборону. Командование 61-й армии, получая разведданные, всегда было в курсе расположения артиллерийских точек, минометных гнезд, танков и подходящих резервов противника.

    Как командир звена, умело водил его на разведку и штурмовку. Выполнял боевые задания, не имея своих потерь.

    В апреле 1942 года при штурмовке пункта Железница в районе города Белев, где находились войска противника, в результате организованного штурмового налета пятеркой самолетов группы Валеева уничтожено до 170 солдат и офицеров противника.

    Во время разведки в составе 5 самолетов в районе Зубково был обнаружен склад с боеприпасами, скопление автомашин и повозок. По команде ведущего тов. Валеева цель была атакована 3 заходами, в результате подожжен склад, уничтожено 15 автомашин и несколько повозок.

    8 июля 1942 года, штурмуя скопление войск противника в районе Кирейково западнее Белева, Валеев был атакован четверкой Ме-109. При ведении воздушного боя он был тяжело ранен в правую руку, обе ноги, обожжено лицо. Обладая несгибаемой волей, на горящем самолете до линии фронта и выбросился на парашюте...

    В июне 1943 года был назначен на должность командира эскадрильи. За время его командования эскадрильей в боях на Винницком, Проскуровском, Тарнопольском, Львовском, Будапештском, Братиславском, Венском и Брновском направлениях совершено 1784 боевых самолетовылета, из них на сопровождение штурмовиков – 1374, разведку – 336, прикрытие своих войск – 74. Эскадрилья с честью, на отлично выполняла боевые задания, по праву держит 1-е место в полку. Летчиками эскадрильи в воздушных боях сбито 28 самолетов противника, имея свои боевые потери – 3 летчика.

    Сопровождаемые истребителями его подразделения штурмовики потерь от истребительной авиации противника не имели...

    Летает на самолетах И-16, И-153, Хоукер-Харрикейн, Як-1, Як-7, Як-9. Общий налет 940 часов, из них боевой – 490 часов 24 минуты. Имеет отличную технику пилотирования, летает днем в сложных метеоусловиях и ночью на самолете «харрикейн». В совершенстве владеет радиосвязью...

    За проявленное мужество, отвагу и геройство в выполнении боевых заданий командования... достоин высшей правительственной награды – звания Героя Советского Союза.

    Командир 179 истребительного авиационного

    Ярославского полка подполковник Коваленко

    14 мая 1945 года».

    После войны Агзам Зиганшевич продолжил службу в Военно-воздушных силах страны. С 1971 года полковник Валеев – в отставке. Жил некоторое время в Архангельске, затем переехал в Чистополь.

    Анвар Зигангирович Гатауллин (1923-1994), пермский татарин.Окончил первый курс Пермского авиационномтехникума, Омскую военную авиашколу пилотов (1942). Воевал в 99-м отдельном разведывательном полку 15-й воздушной армии на Брянском, Прибалтийском и 2-м Прибалтийском фронтах в качестве летчика-командира экипажа, затем – командира звена. Участвовал в Орловской, Старорусско-Новоржевской, Режицко-Двинской, Мадонской и Рижской наступательных операциях.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за мужество и героизм, включающий самопожертвование, проявленные при выполнении разведывательных полетов, гвардии старшему лейтенанту Анвару Гатауллину было присвоено звание Героя Советского Союза.

    В наградном листе Гатауллина читаем:

    «Участвуя на фронте Отечественной войны с 10 июня 1943 года, проявил себя смелым, мужественным, волевым, инициативным летчиком – командиром звена, умелым руководителем подчиненного ему летного и технического состава звена. Обладая большим опытом ведения воздушной разведки, умело и грамотно передавал его в звене и эскадрилье. В процессе ведения воздушной разведки его экипаж в полку первым освоил перспективное фотографирование на самолете Пе-2.

    За период боевой работы на фронтах экипажи его звена хорошо освоили ведение воздушной разведки и площадное фотографирование, и все они многократно награждены высокими правительственными наградами.

    Лично тов. Гатауллин произвел 110 успешно выполненных боевых вылетов, из них: 3 на бомбардировку коммуникаций противника, 43 – на фотографирование площадей переднего края обороны противника и 64 на воздушную разведку. 8 раз по заданию командующего воздушной армией и фронта производил перспективное фотографирование переднего края обороны противника с высот 300-400 м. Несмотря на интенсивный огонь всех видов оружия, все задания выполнены отлично.

    Отлично выполнял боевые задания в любых метеорологических условиях. В своих полетах без прикрытия истребителей и при сильном противодействии зенитной артиллерии и истребительной авиации противника сумел вскрыть и установить: движение по шоссейным и грунтовым дорогам – 34810 автомашин с войсками и военными грузами, 376 танков на месте и в движении, 1293 железнодорожных эшелона, базирование авиации на аэродромах противника – 1672 разнотипных самолета.

    Фотографированием площадей вскрыто наличие 1198 артиллерийских орудий, 180 батарей зенитной артиллерии, 595 дзотов, 3350 пулеметных точек, 1446 минометных батарей, 70 противотанковых орудий, 15 переправ, 40 складов с горючим и боеприпасами, 196 отдельных орудий.

    На коммуникации, живую силу и технику противника сбросил 9200 кг авиабомб, распространил 3 миллиона экземпляров листовок в тылу противника...

    За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий по разведке и фотографированию войск, техники и обороны противника награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени.

    Обладая отличной техникой пилотирования, 20 раз приводил самолет, поврежденный огнем зенитной артиллерии и истребителями противника, на свой аэродром...

    8.01.1944 года, выполняя боевой полет на фотографирование площади переднего края обороны противника по южной стороне железной дороги Новосокольники-Идрица, был интенсивно обстрелян огнем зенитной артиллерии. В этом полете был убит осколком зенитного снаряда штурман самолета. Несмотря на сложность обстановки, боевое задание по фотографированию было выполнено отлично. Без штурмана за 120 км от линии фронта привел плохо управляемый самолет с перебитой тягой руля поворота на свой аэродром, где произвел отличную посадку.

    Примеры отваги, мужества, героизма, проявленных при выполнении боевых заданий гвардии старшим лейтенантом Гатауллиным, многочисленны...

    10.10.1944 года выполнял особо важное задание командующего 15-й воздушной армией. С высоты 2000 м без прикрытия истребителей выполнял фотографирование переднего края обороны противника в районе Добеле-Ауце при интенсивном обстреле зенитной артиллерией противника. На 4-м заходе самолет тов. Гатиатуллина был подбит. С переднего края наши войска видели, как плохо управляемый самолет Пе-2 врезался в расположение артиллерийских и минометных позиций противника.

    Гатауллин и его экипаж погиб смертью героев. В последний момент он нанес значительный урон противнику в технике и людях, до конца выполнил свой долг перед Родиной.

    За выдающиеся заслуги в борьбе с немецкими захватчиками, успешное выполнение специальных заданий командования по фотографированию оборонительных рубежей и переднего края обороны противника, проявленные при этом бесстрашие, мужество, отвагу и героизм – представляю к высшей правительственной награде – званию «Герой Советского Союза».

    Командир 99-го отдельного гвардейского

    разведывательного авиационного Забайкальского полка

    Гвардии подполковник Н.Щенников

    29 октября 1944 года».

    Однако... мужественный пилот не погиб при падении самолета – взрыв бензобаков еще до удара о землю выбросил его из кабины. Раненый и обожженный огнем, он пополз как можно дальше от вражеских позиций, но был найден фашистами. На допросах в немецком штабе Гатауллин молчал, от сотрудничества с гитлеровцами наотрез отказался. Затем он долгое время пробыл в плену («между жизнью и смертью», - как писал Наби Даули), и, наконец, со второй попытки бежал. Выйдя к своим, он попал в стрелковый полк.

    Простым пехотинцем летчик-офицер прошел всю Польшу, дошел до Германии. И лишь после окончания войны А.З.Гатауллин из газет узнал, что ему «посмертно» присвоено звание Героя Советского Союза.

    Позднее Анвар Зигангирович вернулся в авиацию, дослужился до звания подполковника, а в 1955 году был уволен в запас. Жил и работал в Перми, где и скончался 26 августа 1994 года.

    В 2002 году одной из улиц города Пермь было присвоено его имя. Оно также увековечено на мемориальных плитах гарнизонного Дома офицеров и Пермского моторного завода и запечатлено на Аллее памяти Героев у здания Пермского государственного архива новейшей истории.

    Герой Советского Союза, дважды кавалер орденов Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени сибирский татарин Тамерлан Каримович Ишмухамедов (1919-1995).

    Родился в д. Осиново ныне Ялуторовского района Тюменской области. Работал учителем. Призван в РККА в 1936 году. В 1940 году окончил военное авиационное училище летчиков в городе Чкалов, а в 1943 году – курсы усовершенствования офицерского состава.

    На фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. В составе 4-й воздушной армии воевал на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском, 4-ом Украинском и 2-ом Белорусском фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской и Северо-Кавказской оборонительных операциях, Северо-Кавказской, Краснодарской, Новороссийско-Таманской наступательных операциях, Керченско-Эльтигенской десантной операции, Белорусской, Восточно-Прусской и Восточно-Померанской стратегических операциях.

    Заместитель командира эскадрильи 43-го гвардейского штурмового авиаполка 230-й штурмовой авиационной дивизии гвардии старший лейтенант Тамерлан Ишмухамедов к концу войны совершил 188 успешных боевых вылетов, уничтожил 1 самолет в воздухе и 14 на земле, 22 танка, свыше 60 орудий, 49 автомашин, 6 катеров, 9 бензоцистерн, 14 вагонов, 5 дзотов, 7 переправ и много живой силы противника.

    Особенно запомнилось Тамерлану Каримовичу 4 апреля 1944 года. В тот деньон прорвался через плотную завесу заградительного огня зенитной артиллерии противника и потопил самоходную баржу с военными грузами. Когда уже лег на обратный курс, то увидел 7 «юнкерсов», направляющихся на бомбежку позиций наших войск. Ишмухамедов мужественно врезался в их строй, сбил один вражеский самолет. Остальные гитлеровцы, беспорядочно побросав бомбы в море, поспешно ретировались.

    Воздушный стрелок Георгий Афанасьевич Литвин (1922-1999), награжденный за боевые заслуги перед Родиной двумя орденами Славы и двумя орденами Отечественной войны, писал в своих воспоминаниях:

    «...Первый боевой вылет - в конце октября [1943 года] с аэродрома возле хутора Ханькова. Первую шестерку штурмовиков повел опытный летчик Тамерлан Каримович Ишмухамедов. Я у него – воздушным стрелком. Задача группы: нанести бомбовый удар по артиллерийским позициям противника на Керченском полуострове, откуда немцы вели огонь по нашим войскам, находившимся на косе Чушка. Над аэродромом базирования истребителей прикрытия к нам пристроились четыре ЛаГГ-3... Над горой Митридат, залитой огнем Керчью идет воздушный бой. Берем немного севернее и, маневрируя среди разрывов зенитных снарядов, выходим на цель. Летчики пускают эресы, затем, с пикирования, так же дружно бросают бомбы. Стреляем еще из пушек и пулеметов, затем отворачиваем в сторону моря и берем курс на Тамань. «Тамань! Прескверный городишко...» - вспомнилась мне тогда, не знаю уж и почему, эта лермонтовская строка.

    Первый вылет удачный: на аэродром вернулись все самолеты и нашей, и других групп полка. Правда, некоторые машины с пробоинами, но техники и ремонтники их быстро залатали.

    Утром 1 ноября стало известно, что холодной штормовой ночью с 31 октября на 1 ноября 1943 года десант 318-й Новороссийской горнострелковой дивизии, а также два батальона морской пехоты, под общим командованием комдива 318-й полковника В.Ф.Гладкова, погрузившись на сто судов различных типов, шестью отрядами должны были форсировать Керченский пролив в самой широкой его части, превышающей шестнадцать километров, и высадиться у рыбачьего поселка Эльтиген, южнее Керчи. Артиллерию буксировали на плотах, но плоты, заливаемые волнами, начали тонуть, и пришлось обрубать тросы. Каждое мгновение кораблям грозили гибелью сорванные с якорей и незаметные в темноте вражеские морские мины. Многие легкие мотоботы и бронекатера были выброшены на берег в разных местах побережья, другие суда, поврежденные огнем, потеряли управление и затонули...

    На крымскую землю ступили около двух с половиной тысяч десантников, остальные погибли или были вынуждены вернуться на базу. В целом командование 18-й армии к утру точных сведений о положении десанта в Крыму не имело.

    Утром и днем 1 ноября летчики наблюдали, что враг пытается сбросить десант в море. На помощь ему пришла авиация, в том числе и наш полк. Шестерку Ил-2 на Эльтиген вновь повел Тамерлан Ишмухамедов. Я – снова с ним. Вот и Керченский пролив. Внизу коса Тузла, а далее, весь в огне и дыму, Эльтиген. По мелким судам, прорывающимся по штормовому проливу к берегу, стреляет вражеская артиллерия... Выскочив к материку, открываем огонь по атакующей пехоте противника. Хорошо видны идущие от Керчи резервы. Тамерлан ведет группу на танки и командует:

    - Бомбы сбрасывать на танки, потом штурмовать пехоту!

    После бомбометания наблюдаем костры - три танка горят. Снижаемся, расстреливаем пехоту. Еще заход! Мы уже так низко, что видно, как, сбрасывая на бегу бушлаты, идут в атаку моряки. После третьего захода Тамерлан командует:

    - Все, хватит! Сбор над проливом!

    Наши самолеты над Эльтигеном, мы выходим из боя...

    5 декабря группу на Эльтиген повел Ишмухамедов. Я - с ним. Над аэродромом облачность была низкая, метров триста, а бомбы бросать ниже четырехсот нельзя, чтобы не поразить самого себя. Но над проливом облака начали подниматься. Над Эльтигеном - вспышки разрывов и клубы дыма. Там «работают» другие группы «Илов», ведут воздушные бои наши истребители.

    Тамерлан командует:

    - Противозенитный маневр! Атакуем группой, с ходу!

    Мне хорошо видны действия всей группы. Пробиваемся сквозь зенитный огонь, сбрасываем бомбы на танки и пехоту южнее поселка. Сбросив бомбы, Тамерлан давит эресами и огнем пушек зенитную батарею. Мы уже на бреющем проносимся вдоль переднего края. Остальные - за нами.

    Вдруг в правой плоскости нашего самолета возникает огромная дыра.

    Тамерлан с трудом выравнивает самолет. У кромки моря – разворот - и снова на врага. Вот разрывы зенитных снарядов как обрезало: зенитки прекратили огонь, в атаку на нас пошли «мессершмитты». Два из них нацелились на замыкающий «Ил». Его стрелок ведет огонь по одному из истребителей, я - по второму.

    Вот «мой» отвалил, второй продолжает наседать. Тамерлан, искусно маневрируя, помогает мне поймать его в прицел. Всего со ста метров я всадил в него очередь, и «мессершмитт», перевернувшись, упал в Чурбашское озеро. Должен заметить, в то время немецкими истребителями на Керченском полуострове командовал один из любимцев Гитлера, командир 3-й группы (авиаполка) 52-й истребительной эскадры капитан Герд Бакгорн, считавшийся в «люфтваффе» асом № 2.

    Мы летим на малой высоте, замыкающий и того ниже, чуть не касаясь винтом воды. Вот он садится на воду возле баржи. Брызги - и над «Илом» смыкаются черноморские волны.

    После посадки к нашему самолету подъехал на стартовой машине командир полка. Тамерлан доложил о выполнении задания, о том, как я сбил «мессершмитт», и о самом грустном, что погибли Тихонов со стрелком Васильевым...

    Под руководством помощника командира полка Тамерлана Ишмухамедова в его, как мы говорили, «полевой воздушной академии» изучали опыт прошедших боев, готовились к новым. Борьба еще предстояла долгая...».

    После освобождения Крыма и Украины Тамерлан Каримович участвовал в боях по освобождению Восточной Европы и штурмовал логово фашистов - город Берлин.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Тамерлану Ишмухамедову было присвоено звание Героя Советского Союза.

    До увольнения в запас в 1947 году он продолжил службу в ВВС. Затем жил и работал в Тюмени.

    Герой Советского Союза, дважды кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды Гали Ахметович Мазитов (1912-1993), уроженец Ермекеевского района Башкортостана.

    В РККА с ноября 1933 года. В 1936 году окончил Казанское военное пехотное училище, в 1939 году - Чкаловское авиационное училище летчиков. Участник Советско-финской войны 1939-1940 годов.

    В боях Великой Отечественной войны Гали Ахметович с первого дня. Служил в 3-й гвардейской (в будущем - 13-й гвардейской бомбардировочной Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова) авиационной дивизии 3-го гвардейского бомбардировочного Сталинградского авиационного корпуса 18-й воздушной армии авиации дальнего действия.

    Вот текст из наградного листа Мазитова:

    «...Гвардии майор Мазитов Г.А. в действующей Красной Армии находится с 22.06.1941 г. За период Отечественной войны с германским фашизмом в должностях штурмана самолета, звена, штурмана эскадрильи, полка и старшего штурмана дивизии на 23 февраля 1944 г. совершил 178 боевых вылетов на уничтожение войск и техники противника на переднем крае обороны, на бомбардирование военно-промышленных объектов на собственной территории Германии и Финляндии: 18.07.42 г. - Кенигсберг, 22.04.43 г. - Инстербург, 20.04.43 г. - Тильзит, 20.07.42 г. - Данциг, в ночь с 6 на 7.02.44 г. вылет на Хельсинки.

    На всех типах самолетов имеет общий налет 1132 часа, из них 600 часов днем и 532 ночью. При выполнении боевых заданий проявляет героизм, мужество и отвагу...

    Бомбардировочное вооружение и радионавигационное оборудование самолета Ил-4 знает отлично и грамотно эксплуатирует.

    За отличное выполнение задании с немецкими захватчиками награжден 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и медалью «За оборону Сталинграда». После последнего награждения совершил 51 боевой вылет ночью...

    Дисциплинирован, к себе и к подчиненным требователен. Политически развит. Идеологически выдержан, морально устойчив. Делу Ленина и Сталина и социалистической Родине предан...».

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество гвардии майору Гали АхметовичуМазитову былоприсвоено звание Героя Советского Союза.

    После войны отважный летчик преподавал в Балашовском военном авиационном училище летчиков-бомбардировщиков дальней авиации. С 1954 года подполковник Г.А.Мазитов - в отставке. Жил в Ялте, занимал различные должности в структурах ДОСААФ.

    Михаил Андреевич (Мударис Идрисович) Мустафин (1916-1987) родился в городе Вольск ныне Саратовской области либо в селе Карнавар ныне Неверкинского района Пензенской области. Окончил школу фабрично-заводского обучения и аэроклуб г. Вольска. Работал на Вольском цементном заводе. В 1937 году поступил в Энгельское военное авиационное училище летчиков.

    На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1942 года. Воевал в составе 61-го штурмового Краснознаменного авиационного полка, который в 1944 году был преобразован в 165-й гвардейский штурмовой Станиславский Краснознаменный авиационный полк 10-й гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Воронежском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Принимал участие в Курской битве, в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии и Югославии.

    Сражение на Курской дуге началось для советских летчиков намного раньше, чем для остальных войск Красной Армии – в ходе Курской оборонительной операции пилотам предстояло нанести оглушительный штурмовой удар по группировке противника. Именно в эти дни, 5 июля 1943 года, младший лейтенант Мустафин и произвел свой первый боевой вылет на Белгородском участке Воронежского фронта в составе группы из 18 самолетов Ил-2. При подходе к цели наши штурмовики были встречены 12-ю истребителями противника. Советские летчики вынуждены были одновременно вести воздушный бой, подавлять огонь зенитных орудий врага и уничтожать немецкие танки и пехоту. Мустафин с честью выдержал это суровое испытание, сумев разгромить 1 зенитную точку и 2 автомашины гитлеровцев, при этом на поврежденной машине благополучно долетев до своего аэродрома.

    Последующие дни Курской битвы были особенно напряженными, и татарский летчик получил значимую военную практику, ежедневно накапливая бесценный опыт и улучшая боевое мастерство.

    6 июля 1943 года, возвращаясь после бомбардировки танков противника в районе Бутово, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, Мустафин снизился до бреющего полета и продолжал прицельным огнем своих пушек и пулеметов штурмовать войска противника. В итоге уничтожил 2 танка, 3 автомашины и 40 солдат и офицеров врага.

    9 июля 1943 года при подлете к цели в районе Рождественки двигатель его самолета был поврежден сильнейшим зенитным огнем противника и работал с перебоями. С риском для жизни Мударис Идрисович устремил свой самолет на цель и, совершив две атаки, точными бомбо-штурмовыми ударами уничтожил 1 танк, 4 автомашины и 1 бензозаправщик. Затем был атакован двумя Мессершмитт-109, но, умело маневрируя и отражая атаки огнем своих пушек и пулеметов, спас жизнь экипажа и боевую технику.

    В июле 1943 года он совершил еще 8 успешных боевых вылетов, уничтожив 5 танков, 9 автомашин, 2 зенитные батареи, до 85 солдат и офицеров противника, за что был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

    9 августа 1943 года при выполнении боевого задания по уничтожению живой силы и техники противника в районе Тростянца группа Мустафина встретилась с 5-ю Юнкерсами-88 и 4-мя Фокке-Вульф-190. Врезавшись в строй немецких самолетов, наши штурмовики разогнали их, не дав им возможности атаковать советские войска. При этом Мударис Идрисович лично сбил 1 «Сорокопут» (так именовали эскортный истребитель-перехватчик Фокке-Вульф-190).

    27 августа 1943 года за 42 успешных боевых вылета Мустафин был награжден орденом Красного Знамени.

    4 сентября 1943 года в составе 18-ти Ил-2 он участвовал в уничтожении живой силы и техники противника в районе Гадяча. При этом самолет татарского летчика был подбит прямым попаданием снаряда немецкой зенитной артиллерии. Несмотря на угрозу вынужденной посадки на территории врага, Мударис Идрисович полностью выполнил поставленную задачу, сумел перетянуть линию фронта и посадить самолет на свой аэродром.

    9 октября 1943 года, ведя группу из 6 Ил-2 на разрушение укрепленных позиций противника на правом берегу реки Днепр, избежав зенитного обстрела, старший лейтенант Мустафин умелым маневром вышел к цели и отлично поразил ее. Группа наших штурмовиков уничтожила 1 танк, 4 автомашины, 2 зенитные точки и до 80 гитлеровцев.

    15 июля 1944 года шестерка «Ильюшиных» под его командованием произвела 3 боевых вылета. Каждый раз летчики штурмовали противника с бреющего полета, делая по 2-3 захода на цель. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии и низкую облачность, отважные летчики уничтожили в этот день 7 танков, 3 батареи зенитной артиллерии и более 60 гитлеровских солдат и офицеров.

    Особенно памятным для Мудариса Идрисовича Мустафина был боевой вылет 22 июля 1944 года. В тот день он водил свои боевые машины для нанесения удара по окруженной под Бродами группировке противника. Во время полета к цели разыгралась сильнейшая гроза. Но, несмотря на это, проявив стойкость и хладнокровие, советские асы продолжили полет. В конечном итоге задание командования было выполнено на «отлично»: в результате точных штурмовых ударов группа Мустафина уничтожила 15 автомашин, 2 зенитные точки и более 150 гитлеровских солдат и офицеров, а все наши самолеты вернулись на свой аэродром, хотя и имели по 50-60 пробоин.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за 98 штурмовых ударов по врагу и проявленные при этом доблесть и мужество старшему лейтенанту Михаилу АндреевичуМустафину было присвоено звание Героя Советского Союза.

    После войны до 1958 года Мударис Идрисович продолжал службу в ВВС. Затем жил и работал в Вольске. Похоронен на Мусульманском кладбище города.

    Ибрагим Галимович Газизул(л)ин (1919-1944) родом из Челябинска, окончил Пермскую аивиашколу. В годы великой Отечественной – заместитель командира эскадрильи 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная Красноградская дивизия, 1-й штурмовой авиационный Кировоградский корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

    Из наградного листа на присвоение звания Героя Советского Союза:

    «Тов. Газизулин за период пребывания на фронте Отечественной войны произвел 90 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2.

    За период боевой работы уничтожил 32 танка, 105 автомашин с пехотой и грузом, 12 зенитно-артиллерийских батарей, взорвал 3 склада с горючим, 4 склада с боеприпасами, 10 автоцистерн с горючим, уничтожил до 450 солдат и офицеров. Участвовал в 16 воздушных боях с истребителями противника. В групповых боях имеет 7 сбитых истребителей противника. 32 раза водил группы в составе 6 – 15 самолетов Ил-2 на выполнение боевых заданий и каждый раз отлично выполнял их.

    За отличное выполнение боевых заданий имеет 6 благодарностей от Верховного главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина, ряд благодарностей от командующего армией, командира авиакорпуса и командира дивизии.

    19.08.1943 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск и техники противника в районе Гавриловка, Песочин группа в составе 9 самолетов Ил-2 под командованием тов. Газизулина после выхода из первой атаки в районе Коротич была атакована двумя ФВ-190 и двумя Ме-109. Ведущий организовал круговую оборону в боевом порядке «Оборонительный круг» и вступил в воздушный бой с истребителями противника. В результате завязавшегося воздушного боя были сбиты 1 ФВ-190 и 1 Ме-109. Остальные истребители, видя безрезультатность своих атак, скрылись.

    Поставленное задание было выполнено отлично. Группа в результате штурмовых действий уничтожила 6 автомашин, 2 зенитно-артиллерийские батареи и до 50 гитлеровцев. Результат сбития двух истребителей противника был подтвержден истребителями прикрытия 270 ИАП.

    18.09.1943 года, действуя в составе 12 самолетов Ил-2 по штурмовке войск противника на дороге Красноград – Карловка, была обнаружена автоколонна до 250 автомашин, которую группа и атаковала. Тов. Газизулин в результате этой штурмовки уничтожил 5 автомашин и расстрелял до 15 солдат...

    13.12.1943 года была поставлена задача – штурмовыми и бомбардировочными действиями уничтожать автомашины, идущие по дороге Гуровка – Братолюбовка – Васильевка. На выполнение этого задания пошел тов. Газизулин в составе 4 самолетов Ил-2.

    В районе Братолюбовки группа была атакована 6 Ме-109 заходом сзади, сверху в боевом порядке «фронт попарно». Отразив 6 атак истребителей противника в боевом порядке «оборонительный круг», группа по спиральной траектории вышла на свою территорию. Воздушный бой продолжался 15 минут, и сколько ни пытались Ме-109 атаковать группу, существенного успеха не добились.

    После отражения истребителей противника, приняв боевой порядок, группа вновь пошла на выполнение боевого задания и обнаружила на окраине пункта Братолюбовка 10 танков и 20 автомашин на стоянке. Экипажи с пикирования атаковали цель. В результате штурмовки уничтожили 6 автомашин, 1 танк и создали большой очаг пожара...

    Тов. Газизулин каждый раз посылается на самые сложные и ответственные участки для выполнения боевых заданий в любых метеоусловиях и ночью.

    Верный сын Родины, беспредельно преданный делу партии Ленина-Сталина.

    За... проявленные... мужество и героизм достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

    Командир 667 штурмового авиационного полка,

    подполковник Рымшин

    12 января 1944 года».

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Газизуллину Ибрагиму Галимовичу присвоено звание Героя Советского Союза.

    Герою не было суждено получить высокую награду. Командир 2-й эскадрильи 141-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии старший лейтенант И.Г.Газизуллин 30 мая 1944 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника в районе 10 км севернее города Яссы (Румыния) был сбит зенитным огнем. Экипаж (пилот И.Г.Газизуллин и воздушный стрелок гвардии старший сержант Василий Петрович Журавлев) сгорел в воздухе.

    Именем И.Г.Газизуллина названа улица в родном городе. На здании Челябинской Государственной Академии культуры и искусств, где до войны размещалась школа № 58, установлена мемориальная доска. У нынешнего здания средней общеобразовательной школы № 58 имени И.Г.Газизуллина установлена стела в честь Героя. На здании профессионального училища № 1 установлен барельеф.



        (продолжение >>)
    Маргарита Небольсина, Булат Хамидуллин
    .
  • Небольсина Маргарита Викторовна:
  • Война...Судьбы...Память...Песни...
  • Господи, не бросай меня в терновый куст! (рассказы и повести о любви)
  • Смысл жизни разгадать пытался я... (повесть)
  • Когда вернусь в казанские снега... (Антология русской прозы Татарстана ХХ-ХХI вв.)




  • ← назад   ↑ наверх