• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Шамиль Мингазов

    Болгары Алзеко в Баварии, Карантании и Италии как пример автономной части этнокультурной общности

    В историографии давно существует гипотеза о том, что Алзеко (Alciocus, Alzeco) был пятым сыном Кубрата - правителя Великой Болгарии (Златарски 1994. С. 120-121; Dujcev 1980; Бешевлиев 1984. С. 32-33).

    Сведения об объединении болгар (булгар) под предводительством Алзеко и его миграциях дошли до нас в нескольких источниках: так называемой «Хронике Фредегара» (Ронин 1995. С. 371), «Истории лангобардов» Павла Диакона (2008. С. 165), «Деяниях Дагоберта» (Gesta Dagoberti 1888. Р. 411), Эпитафии герцогу Арехису П (Epitaphium Arichis ducis 1881. Р. 67), Хронике монастыря Монтекассино (Chronicon Casinense 1839. Р.223), «Салернской хронике» (Chronicon Salemitanum 1956. Р. 149).

    В так называемой «Хронике Фредегара» под 630-63 6 гг. описана борьба болгар за каганский престол в Аварском каганате, их поражение, уход в Баварию под началом Алциока и возвращение в марку венедов (Карантанию), входившую в конфедерацию Само (Chronicarum quae dicuntur Fredegarii 1888. P. 157; Ронин 1995. С. 371). Столицей Карантании был Крнский Град у совр. г. Клагенфурт (Ронин 1995. С. 395; Grafenauer 1964. Р. 215; Ditten 1978. S. 523-524). Смерть правителя славян Само, распад его конфедерации (658-659 гг.) и усиление авар могли стать причиной ухода болгар Алзеко в Италию.

    Павел Диакон описывает, как герцог болгар Алзеко со своим народом приходит в Италию на службу к королю лангобардов Гримуальду, который направляет его в помощь своему сыну Ромуальду в Беневент. Там болгары расселились на свободные земли в районе Сепина, Бовиана, Изернии (совр. Sepino, Bojano, Isemia в Молизе), где они живут «вплоть до настоящего времени, и хотя они говорят и на латыни тоже, но все же еще до конца не отказались от употребления собственного языка» (Павел Диакон 2008. С. 165).

    Хронисты Феофан, Никифор (Чичуров 1980. С. 60-61, 161— 162) и Ландольф Сагасский (Landolfo Sagace 1861. Col. 1056), не называя имени, указали, что пятый сын Кубрата ушел не в Беневент, а в Пентаполь под Равенной. Это несоответствие привело к дискуссии о том, мог ли Алзеко быть сыном Кубрата (Ditten 1980. S. 71-73; Kunstmann 1982. S. 17-18, 24-26; Pohl 1988. S. 269-274). Для нивелирования противоречий была выдвинута гипотеза о том, что болгары Алзеко сначала прибыли в Пентаполь, а затем в Беневент. Действительно, в VI-VII вв. в Италии осело много групп болгар, и эти миграции не изучены. Некоторые области Италии названы по имени болгар: известны две три Булгарии и несколько десятков топонимов (Павел Диакон 2008. С. 80-81; Polverari 1969. Р. 17; Bemacchia 2013. Р. 777).

    Поселения болгар в Беневенто были расположены для отражения нападений из Рима и Неаполя (Hodgkin 1895. Р. 283-285; De Marchi 1995. Р. 45). Герцог {dux) Алзеко стал первым правителем Молизе - гаштальдом (Hersak 2001), а позже на землях болгар, выкупленных в 878 г., будет основан г. Кампобассо (Sarno 2012. Р. 55-56, 67; Polverari 2014. Р. 48).

    Сведения о болгарах Алзеко получили археологическое подтверждение - начиная с 1987 г. в районе Кампокиаро (Сатроchiaro) были обнаружены два больших некрополя - Виченне (Vicenne) и Моррионе (Morrione) (Genito 1997; Ceglia 2012). Открыто более 300 захоронений, из которых более двух десятков с боевыми конями. Полная рыцарская амуниция с конем была представлена в погребении 33 некрополя Виченне (Arslan 2000).

    О военной службе свидетельствуют мечи, кинжалы, копья, наконечники стрел и т.д.; характер травм, установленный остеологическими исследованиями (Rubini 2011); изменения в суставах, которые могут быть связаны с верховой ездой и применением меча и щита (Belcastro, Facchini 2004. Р. 139, 143; Rubini 2004. Р. 155-156). Нумизматический материал некрополей совпадает со сведениями о времени переселения болгар Алзеко (Arslan 2004. Р. 104, 122).

    Захоронения Кампокиаро резко отличаются своим культурным обликом и показывают прочные связи с населением центральноазиатского происхождения (Ceglia, Marchetta 2012. Р. 217, 221). Несмотря на тенденцию заимствования лангобардских и местных традиций (Ebanista 2011), захоронения сохранили этнические элементы кочевых воинов (Ceglia, Marchetta 2012. Р. 218, 233), похоронный ритуал древнего происхождения, в котором лошадь была знаком отличия (La Rocca 2008. Р. 73-76; Provesi 2010. Р. 108-109; Ebanista 2014. Р.462). Вероятно, эта азиатская «матрица» некрополей могла быть представлена именно болгарами Алзеко (Rotili 2010. Р. 36).

    Таким образом, письменные и археологические источники свидетельствуют о том, что в Италию мигрировала часть некогда единой болгарской этнической общности (народности), сохранившей на некоторое время погребальный обряд, военные традиции, образ жизни и язык.


    Источники и литература

    Бешевлиев В. По въпроса за Алциок - Алцеко // Известия на Народния музей. Варна, 1984. С. 29-35.
    Златарски В.Н. История на българската дьржава през средните векове. София, 1994. Т. 1.
    Павел Диакон. История лангобардов / Пер. с лат., ст. Ю.Б. Циркина. СПб., 2008.
    Ронин В.К. Так называемая Хроника Фредегара //Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1995. Т. 2. С. 364-397.
    Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография»
    Феофана, «Бревиарий» Никифора: Тексты, перевод, комментарий. М., 1980.
    Arslan Е. L’anello, il cavaliere е il duca. La tomba 33 di CampochiaroVicenne (CB) //Numismatica e Antichita Classiche, Quaderni Ticinesi. Lugano, 2000. Vol. 29. P. 333-356.
    Arslan E. Le monete della necropoli di Campochiaro e la monetazione anonima beneventana del VII secolo //1 Beni Culturali nel Molise. Campobasso, 2004.
    Belcastro M.G., FacchiniL. La popolazione altomedievale di VicermeCampochiaro // Ibid. P. 133-150.
    Bernacchia R. La Bulgaria del basso Cesano tra tarda antichita e alto medioevo // Polidoro. Spoleto, 2013. P. 773-796.
    Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici libri IV / Ed. B. Krusch // MGH. SS RM. Hannoverae, 1888. T. 2. P. 1-193.
    Chronicon Casinense a. 568-867 / Ed. G.H. Pertz // MGH SS. Hannoverae, 1839.T.3.P. 222-230.
    Chronicon Salemitanum / Ed. U. Westerbergh // Acta Universitatis Stockholmiensis. Stockholm; Lund, 1956. Vol. 3. P. 142-150.
    Ceglia V., Marchettal. Nuovi dati dalla necropoli di Vicenne a Campochiaro // La trasformazione del mondo romano e le grandi migrazioni. Nuovi popoli dall’Europa settentrionale e centro-orientale alle coste del Mediterraneo. Cimitile, 2012. P. 217-238.
    De Marchi P.M. Modelli insediativi “militarizzati” d’eta longobarda in Lombardia // Citta, castelli, campagne nel territori di ffontiera (secoli 6- 7). Mantova, 1995. P. 33-85.
    Ditten H. Bemerkungen zu ersten Ansatzen zur Staatsbildung bei den Slawen vor der Grundung des bulgarisch-slawischen Staates (unter besonderer Berucksichtigung der Slowenen) // Klio. 1978. Bd. 60. S. 517-530.
    Ditten H. Protobulgaren und Germanen im 5.-7. Jahrhundert (vor der Grundung des ersten bulgarischen Reiches) // Bulgarian Historical Review. 1980. Vol. 8,N3. P.51-77.
    Dujcev I. Alciocus, Alzeco // Lexikon des Mittelalters. Munchen; Zurich, 1980. Bd. 1. Sp. 343.
    Ebanista C. Gli usi fimerari nel ducato di Benevento: alcune considerazioni sulle necropoli campane e molisane di VI-VIII secolo // Archeologia e storia delle migrazioni: Europa, Italia, Mediterraneo fra tarda eta romana e alto medioevo. Cimitile, 2011. P. 337-364.
    Ebanista C. Tradizioni funerarie nel ducato di Benevento: 1’apporto delle popolazioni alloctone //Nekropoli Longobarde in Italia. Trento, 2014. P. 445-471.
    Epitaphium Arichis ducis / Ed. E. Dummler // MGH. Poetae Latini Aevi Carolini. Berolini, 1881. P. 66-68.
    Genito B. Sepolture con cavallo da Vicenne (CB): un rituale nomadico di origine centroasiatica //1 Congresso Nazionale di Archeologia Medievale. Firenze, 1997. P. 286-289.
    Gesta Dagoberti I Regis Francorum / Ed. B. Krusch // MGH SS RM. Hannoverae, 1888. T. 2. P. 396-425.
    Grafenauer B. Razvoj i struktura drzave karantanskih Slavena od VIIXI stoljeca // Historijski zbomik. Zagreb, 1964. T. 17. S. 213-225.
    Hersak E. Vulgarum dux Alzeco // Casopis za zgodovino in narodopisje. 2001. Let. 72 (37), 1-2. S. 269-278.
    Hodgkin Th. Italy and her Invaders. Oxford, 1895. Vol. 6.
    Kunstmann H. Vorlaufige Untersuchungen iiber den bairischen Bulgarenmord von 631/632 // Slavistische Beitrage. Munchen, 1982. Bd. 159.
    La Rocca C. Tombe con corredi, etnicita e prestigio sociale: lTtalia longobarda del VII secolo attraverso 1’interpretazione archeologica // Archeologia e storia dei Longobardi in Trentino. Mezzolombardo, 2008. P. 55-76.
    Landolfo Sagace // PG. 1861. T. 95.
    Pohl W. Die Awaren. Ein Steppenvolk im Mittelalter. 567-822. Miinchen, 1988.
    Polverari A. Una Bulgaria nella Pentapoli. Longobardi, Bulgari e Sclavini a Senigallia. Senigallia, 1969.163
    Polverari A. Monteporzio e Castelveccio nella storia // Quademi del Consiglio regionale delle Marche. Ancona, 2014. Vol. 150.
    Provesi C. Uomini e cavalli in Italia meridionale da Cassiodoro ad Alzecone // Ipsam Nolam barbari vastaverunt. Cimitile, 2010. P. 97-111.
    Rot Hi M. I Longobardi migrazioni, etnogenesi, insediamento //1 Longobardi del Sud. Roma, 2010. P. 1-77.
    Rubini M. II popolamento del Molise durante l’alto medioevo //1 beni culturali nel Molise. Campobasso, 2004. P. 151-162.
    Rubini M., ZaioP. Warriors from the East. Skeletal evidence of warfare from a Lombard-Avar cemetery in Central Italy (Campochiaro, Molise, 6th-8th Century AD) // Journal of Archaeological Science. 2011.Vol. 38, N7. P. 1551-1559.
    Sarno E. Campobasso da castrum a citta murattiana. Roma, 2012.
    Staffa A.R. Bizantini e Longobardi fra Abruzzo e Molise (secc. VI-VII) //1 beni culturali nel Molise. Campobasso, 2004. P. 215-248.




    ← назад   ↑ наверх