• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни






  • Шамиль Мингазов

    О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ ЕСЕНИНЫХ

    В последнее время известными становятся интересные факты о происхождении многих фамилий, ранее считавшихся исконно русскими.
    Естественно, сам факт происхождения фамилии еще не говорит отом, что ее носитель является человеком той или иной национальности, религии, культуры и менталитета.
    Ярким примером этого может служить фамилия НАБОКОВЫХ. В России В. Набоков считается русским писателем, американцы уверенно называют его американским автором, а в изданном недавно биографическом исследовании указывается, что фамилия Набоковых пошла от служилого татарина НАБОКА.
    О происхождении фамилии ЕСЕНИНЫХ пришлось задуматься после визита на родину поэта С.Есенина - в село Константиново Рязанской области.
    Географически село Константиново находится в Мещере, на берегу р. Оки. Село окружено многими селами с тюркскими названиями (напр. Солотча, Узуново, Бахмачеево, Казарь, Ялтуново, Кидусово).
    До г.Касимова - столицы некогда могущественного татарского ханства, даже получавшего некоторое время дань из Москвы, чуть более 100 километров.
    В работах исследователя тюркских имен и фамилий Н.Баскакова фамилия Есениных отсутствует.
    В целом, можно найти аналогию с происхождением фамилий от обычный тюркских имен. Но, если существуют тюркские имена Тургень, Шарап, Булгак, Газман, Агалак и т .д и существование производных от этих имен фамилий представляется вполне обычным, то в случае нахождения тюркского имени ЕСЕН-ИСЕН можно было бы с полной уверенностью говорить о тюркской версии.
    Имя Есен-Исен сейчас встречается крайне редко. Причем, если оно означает "здоровье", "благополучие", то на языке современных казанских татар звучит как Исян, фонетика этого слова в форме Есен свойственна более южным тюркоязычным народам - например, ногайцам и казахам.
    Казахская фамилия ЕСЕНБЕРЛИН как раз включает в себя слово Есен как компонент.
    Многие современные казахские роды имеют в своем названии именно это слово. Это роды ЕСЕНБАК, ЕСЕНКАЛА, ЕСЕНГЕЛЬДЫ, ЕСЕНБАЙ, ЕСЕНТАЙ и, наконец, есть род, который так и называется - ЕСЕН.
    Следовательно, именно фонетическая форма Есен (а не Исян) косвенно указывает, что слово пришло в Мещеру не со стороны Волжской Булгарии, а со стороны тюркских кочевых ханств вероятнее всего во времена распада Улуса Джучи.
    Подтверждение этому находим в работе А.Х.ХАЛИКОВА "500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань 1992.с.92.
    "ИCEHEBЫ. Cлyжилыe тaтapы — Иceнeв Бaйгильдeй, cтaницa (глaвa) cлyжилыx тaтap, yчacтвoвaл в pyccкoм пocoльcтвe нa Aзoв в 1592 roдy (Caввa В.И. О посольском приказе в XVI веке. Харьков,1917, c. 256, 257);.
    Иceнчюpa, cлyжилый тaтapин, гoнeц в Hoгaи в 1578 roдy (Caввa 1917, c• 176). Tюpкcкими являютcя вce фaмилии и имeнa, cвязaнныe c этими cooбщeниями. Пpoзвищe чюpa былo xapaктepнo для вoлжcкиx бyлгap, пoэтoмy вoзмoжeн выxoд нeкoтopыx Иceнeвыx и из бyлгapcкoй cpeды."
    Таким образом, А.Х.Халиков также указывает на двухкомпонентность: Исен (Есен) + чура, где "чура" означает воин.
    Окончательный ответ на вопрос - были ли реальные исторические личности с тюркским именем Есен в Мещере можно найти в архивных документах, а именно в переписке Ивана III и ногайского князя Шейдяка содержится письмо ногайского мурзы Ураз-Бердия к своему сыну - ЕСЕНЬ-БЕРДИЮ, служившего в то время у князя Мунмыша в Мещере. Письмо датируется не позже 1505 года. (см. Щербатов М. "История России с древнейших времен. СПб., 1786. Т.5, ч.1: Выписка из древних грамот. Дела ногайские." В книге ТАТАРЫ. Серия "Народы и культуры" - М.: Наука, 2001.с.130.).
    Таким образом, среди ногайских татар, несших службу в Мещере (в Касимовском, Темниковском ханствах) был мурза Есень-Берди. Конкретное место службы удастся установить в случае установления места службы его сюзерена - князя Мунмыша.
    Казаки из тюркских кочевых родов, в том числе и ногайцы, могли служить гвардейцами в Московии, Литве, Крымском, Казанском, Астраханском, Сибирском ханствах - там, куда их приглашали на военную службу.
    Опричники Ивана Грозного в большинстве своем были служилыми татарами, носившими под черными колпаками опричников тюбетейки. Как правило, все тюркоязычные казаки, гвардейцы назывались в этих государствах татарами или казаками. Даже в Казанском ханстве имелась разница между татарами и коренным местным большинством - булгарами, несмотря на то, что и те и другие были тюркоязычны, разница кроме диалекта языка заключалась еще и в социальном статусе: тюрки-ордынцы, как правило, были феодальным классом и составляли служилое сословие.
    Сейчас сложно доказать были ли первые Есенины потомками того самого татарского мурзы Есеня или просто "есениными" крестьянами, переданными ему "на кормление", как это часто происходило. Такие крестьяне также могли получать фамилию своего господина.
    Естественно, нельзя путать понятия происходжения фамилии с понятием национальности. Разумеется, поэт Сергей Есенин по своему менталитету был русским человеком.
    Но версия о тюркском происхождении его фамилии заслуживает изучения.


    2 марта 2002.

    Опубликовано:
    1. Эхо веков. Научно-документальный журнал. №1, 2006.
    2. Татарские новости, № 6,2004.




    ← назад   ↑ наверх