• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Юлдуз Халиуллин

    Абрар Каримуллин - выдающийся сын татарского народа

    К 80-летию со дня рождения
    Абрар Каримуллин родился в 1925 году в глухой татарской деревне с необычным названием Чубья-Чуричи (Сабинский район Татарстана). Похоронен там же, по его завещанию (сентябрь 2000 года). Между этими датами - 50 лет многогранной научной жизни в Казани, полной драматизма и творческих успехов. Взлеты и падения, успехи и неудачи, но конечный результат огромен: десятки книг и научных монографий, сотни статей почти по всем отраслям современного татароведения. Вечный оппонент и критик любых властных структур, неугомонный борец на двух фронтах - противник узости татарского национального мышления и давления русского шовинизма. Триумфальный финал: его фундаментальные исследования по истории национальной книги, татарской культуры и рукописного наследия знаменитой казанской школы востоковедения получили широкое признание далеко за пределами нашей страны - в Англии и США, во Франции и Финляндии, в Турции и Японии, в Австралии и Чехии. Он был избран членом многих международных научных центров и организаций.
    Без всякой натяжки можно утверждать, что Абрар Каримуллин является инициатором создания новой отрасли знания - татарики. По его собственному определению, татарика должна заниматься углубленным изучением общественно-политической, научной и культурной жизни татарской диаспоры за рубежом, выявлением общественно значимого литературного наследия деятелей татарской диаспоры. По мнению ученого, татарика в то же время должна стать эффективным рычагом и механизмом продвижения в иностранную среду лучших образцов татарской литературы и искусства, а также научных достижений Татарстана. Эти мысли приобретают особое звучание в наши дни, когда около одного миллиона татар оказались за пределами российского государства - в странах СНГ.
    Двадцатидвухлетний солдат Дальневосточного военного округа А.Каримуллин, оказавшийся после разгрома японцев в Харбине, в центре разыскал татарскую мечеть, с восхищением обошел ее со всех сторон и, не упуская возможности, расспросил каждого посетителя храма. Возможно, эти наблюдения послужили толчком для написания почти через полвека глубоких исследований двухсотлетней судьбы татарской диаспоры в Китае, Японии и Корее.
    Позже он напишет отдельные очерки о жизни татарских общин в Турции, Финляндии, Польше, Англии, США и Канаде. Их дополнят блистательные политические эссе о многих выдающихся деятелях татарского народа, оказавшихся после революционных катаклизмов в России на чужбине и внесших заметный вклад в развитие культуры и искусства других стран (Садри Максуди, Хади Атласи, Лабиб Каран и др.). С особым интересом ученый отслеживает просветительскую деятельность Гаяза Исхаки среди татарских общин на Дальнем Востоке (Китай, Япония) и на Западе, в частности, в Польше.
    А.Каримуллин прилагал большие усилия для выявления огромного научного наследия выдающегося тюрколога начала XX века, профессора Казанского государственного университета Николая Федоровича Катанова (хакаса по национальности, принявшего православие), занимавшего также должность профессора Казанской духовной академии. По оценкам А.Каримуллина, число научных публикаций Н.Ф.Катанова превышает 500 единиц, кроме того, он написал несколько тысяч рецензий и справок на изданные в России и Западной Европе книги по самым разным отраслям.
    Поиски богатейшей личной библиотеки Н.Ф.Катанова, насчитывавшей более десяти тысяч редких книг, привели А.Каримуллина в Стамбульский университет. Как выяснилось, значительная часть книг из библиотеки Н.Ф.Катанова была приобретена еще в начале XX века премьер-министром Турции Хильми Паша во время его визита в Казань. К слову, свою личную библиотеку (около 4 тыс. книг и журналов) академик А.Каримуллин незадолго до своей смерти подарил Национальной библиотеке Татарстана. После его кончины она была дополнена рукописями ученого, фотодокументами и личными вещами, сданными туда на хранение супругой ученого Кинта-ханум.
    В начале XX века Н.Ф.Катанов, имя которого стоит рядом с такими выдающимися востоковедами, как В.В.Радлов, В.П.Васильев, Л.М.Мелиоранский, внес огромный вклад в изучение истории, культуры, литературы и книжного издательства татарского народа. Можно сказать, что такую же роль во второй половине XX века сыграл А.Г.Каримуллин. На мой взгляд, научный подвиг этих ученых и их заслуги перед татарским народом вполне сопоставимы и заслуживают вечной памяти.
    Будучи ученым с разносторонними научными интересами, обладая энциклопедическими знаниями, Абрар Каримуллин в тесном сотрудничестве с Альбертом Фатхи, Миркасимом Усмановым и другими сподвижниками ввел в научный оборот несколько тысяч восточных рукописей и редких татарских книг по всем отраслям татарской культуры и истории, без малого полвека пролежавших мертвым грузом на полках казанских книгохранилищ.
    В стенах библиотеки КГУ, где он проработал десять лет на должности заместителя директора по научной работе, началось восхождение А.Каримуллина как ученого-библиографа. За короткое время он издал свыше десятка библиографических сборников, путем инвентаризации и рекаталогизации привел в порядок богатейший отдел древних татарских книг и восточных рукописей библиотеки. А. Каримуллин с головой окунулся в книжный мир Востока, самостоятельно штудировал арабский и персидский, английский и немецкий языки. Пока руководство Татарстана с пропагандистским треском не отстранило его от занимаемой должности за чрезмерное усердие как "политически незрелого" работника. Подготовленный им очередной сборник о татарских литературных альманахах был арестован и уничтожен.
    Не растерялся А.Каримуллин и тогда, когда остался без любимой работы, вне стен научной библиотеки взрастившего его университета. Будущий академик М.Усманов, автор рецензий и предисловий, уговорил его поехать в археографическую экспедицию в город Касимов, откуда они привезли шесть пудов рукописей и редких книг. Вернувшись в Казань, А.Каримуллин устроился младшим научным сотрудником в Институт языка и литературы. Самостоятельно подготовил и в 1968 году защитил на Ученом совете КГУ кандидатскую диссертацию на тему "Возникновение книгопечатания и новые источники по татарской филологии (XVI-XIX вв.)". Это было первое исследование по истории татарской национальной книги, изучение которой до тех пор было под запретом по идеологическим соображениям.
    Не случайно сразу после издания этой работы в 1971 году партийные идеологи вновь ополчились на ученого, обвиняя его в идеализации дореволюционной татарской культуры и просвещения, в пропаганде пантюркизма и панисламизма. Больше всего их задело то, что своими документальными исследованиями А.Каримуллин разоблачал устоявшийся пропагандистский тезис о полной безграмотности татарского народа до революции 1917 года. Совместно с псевдоисториками была предпринята новая попытка отстранить ученого от дальнейших исследований по истории татарской книги и культурного богатства.
    Неугомонный ученый сделал обходной тактический ход: издал "неполитизированный" научный труд "Татарский фольклор и фольклористика: 1612-1980 гг.". В нем собрана фундаментальная, научно аннотированная библиография литературы по этой "безобидной" тематике на татарском, русском, тюркских и европейских языках, появившейся в печати за четыре столетия. Но и здесь красной нитью он провел свой основной тезис - богатство и многообразие дореволюционной татарской литературы несравнимо с однообразием литературы советского периода.
    В 1970 году А.Каримуллин вне докторантуры и тематического плана института, в котором работал, завершает докторскую диссертацию по истории татарской книги начала XX века. Начинается восьмилетнее хождение по мукам в Казани, Ленинграде и Москве в поисках соответствующего ученого совета для защиты диссертации. Везде отказ под разными предлогами: то говорят, что тема очень узкая и специфическая, то обвиняют в идеализации татарской культуры и книжного просвещения, находят в работе позитивное отношение к пантюркизму.
    После длительных мытарств, за пять лет до защиты, ему удалось издать свою диссертацию отдельной книгой на русском языке. Она получила высокую оценку в татарской и русской печати, а также в тюркоязычных регионах Центральной Азии и Кавказа. Отличными рецензиями отозвались патриарх российской тюркологии академик А.Н.Кононов и другие видные представители смежных наук. О книгах А.Каримуллина заговорили в научном мире США и Англии, Франции и Германии, Турции и Японии.
    После защиты диссертации в 1978 году в Москве А.Каримуллин публикует еще полдюжины книг-монографий на русском и татарском языках.
    Подытоживая плодотворную деятельность А.Каримуллина, его биограф академик И.Е.Баренбаум подчеркивает, что А.Г.Каримуллин был по существу первым крупным ученым в российском книговедении, детально разработавшим теорию национальной книги для исследования истории печатного слова дореволюционного периода. Путем глубокого анализа истории русской и татарской книги ученый раскрыл функциональное назначение и роль книги в культуре и просвещении определенного народа. Ему уже принадлежит открытие закономерности превращения национальной книги одного народа в национальную книгу двух и более народов, особенно у родственных по происхождению. Эти пожелания А.Каримуллина стали теоретической основой в изучении национальной книги узбекского, казахского, туркменского и ряда других тюркоязычных народов.
    A.Г .Каримуллин в своей деятельности не ограничивался рамками академических исследований. Он жил повседневными интересами своего народа, выступал с лекциями по актуальным проблемам, работал в составе ученых советов, редколлегий газет и журналов, принимал участие в археографических экспедициях.
    В переломные годы жизни нашей страны (вторая половина 80-х -90-е годы) А.Каримуллин, как и многие ученые и писатели, увлекся публицистикой, напечатал множество острых статей по актуальным политическим и научным проблемам. Резкие, откровенно критические высказывания ученого в адрес властных структур Москвы и Казани часто использовались некоторыми лидерами общественных движений в своих корыстных целях. Его обвиняли в национализме и русофобии.
    Ученый-гуманист с неподдельным интересом отслеживал быстро меняющуюся политическую ситуацию в России и вокруг Татарстана. Как человек демократических убеждений и высоких нравственных взглядов, он реагировал зажигательными статьями на любые проявления политической демагогии и духовной косности. Выступления А.Каримуллина в СМИ по самым острым вопросам общественно-политической жизни страны, получавшие, как правило, восторженное восприятие в широких кругах татарской общественности, нередко вызывали раздражение во властных структурах.
    Тут я позволю себе небольшое лирическое отступление. Каримуллин был удивительный человек - в его судьбе все так переплелось, что даже для многих его читателей трудно было отличить, кто он в действительности - библиограф, филолог, историк, писатель, критик или общественный деятель. Он жил разгулом творчества, умел разглядеть подоплеку в любом событии вокруг татаристики, раскрыть суть актуальных явлений татарской проблематики. Всегда торопился высказать свое мнение, редко соглашался с оппонентами. Он был резок, горяч в спорах и дискуссиях, но никогда не держал на людей зла.
    Таким он остался в моей памяти навсегда. Я поддерживал контакты с ним в течение почти полувека - с 1958 по 2000 год. Для меня беседы с А.Каримуллиным всегда были источником вдохновения и новых знаний по татаристике. После ухода из жизни таких выдающихся деятелей татарской культуры, как А.Каримуллин, М.Магдиев, А.Еники, М.Салимжанов, Р.Яхин, А.Гилязов, по точному определению М.Усманова, завершилась целая эпоха в литературной и культурной жизни Татарстана. Новая эра пока еще даже не приоткрылась, жизнь едва теплится усилиями суетливых деятелей-середняков с политизированным зарядом различного оттенка.
    Еще один штрих к портрету А.Каримуллина, касающийся методов его научного мышления. Общеизвестно, что есть два способа мышления: логическое, свойственное ученому, и образное, характерное, как правило, для писателя и деятеля искусств. А.Каримуллин как ученый и писатель был обладателем и логического, и образного мышлений одновременно. В своих крупных монографиях он выступает как мыслитель-историк и как художник-публицист, где мысль не угнетает образ, а образ дает свободу мысли.
    В качестве примера такого подхода к исследованию сошлюсь на его блистательный научный очерк "Прототюрки и индейцы Америки", изданный в Москве в 1995 году к 70-летию ученого, где он подвел итог своим двадцатилетним поискам и размышлениям, основанным на исследовании лексических параллелей в древнем языке майя и некоторых индейских языках Америки и в тюркских языках, в частности, в современном татарском языке.
    Основанная на архивных документах и собственных исследованиях ученого книга написана в жанре исторической новеллы, легко читается и убедительно воспринимается. Работая в архивах Пушкинского Дома в Ленинграде, А.Каримуллин обнаружил письмо американского востоковеда О.Рерига казанскому тюркологу И.Хальфину, датированное 1861 годом, в котором содержалась просьба направить в США несколько книг автора по татарскому языкознанию. А.Каримуллин заинтересовался биографией и научными трудами американского ученого и, сделав запрос в библиотеку Конгресса США, получил необходимые сведения. Далее отталкиваясь от публикации О.Рерига (1871 г.) о близости отдельных языков индейцев с тюркскими, остававшейся вне внимания ученых-языковедов в течение целого столетия, А.Каримуллин провел сравнительные исследования. И пришел к неожиданному выводу о происхождении американских индейцев от древних тюркских племен Сибири.
    Новаторская гипотеза А.Каримуллина была поддержана выдающимся русским ученым-энциклопедистом Л.Н.Гумилевым, который основываясь на выводах татарского ученого, выдвинул идею о возможных связях индейцев дакота с хунну. По мнению некоторых ученых, оригинальные и аргументированные исследования Каримуллина могут заставить пересмотреть историю освоения Америки, переселения народов и формирования отдельных наций и рас...
    Ученый утверждал, что все татарское имеет право на жизнь. Это был вполне осознанный подход к исследованиям татарской книжной продукции. Его научный постулат остался неизменным до конца жизни: вернуть и увековечить все, что написано татарами и о них для объективного и детального исследования! Он, пожалуй, острее, чем кто-либо из его современников - татарских ученых, понимал, что книга является знаковой памятью народа, ценнейшим носителем его культуры.
    А.Каримуллин интересовался политической обстановкой, состоянием культуры и гуманитарных научных исследований в странах Востока. Беседы и дискуссии с ним по актуальным проблемам востоковедения были чрезвычайно интересными. Он хорошо знал и восхищался трудами всемирно известных русских востоковедов (В.В.Бартольд, И.Н.Березин, В.П.Васильев и др.). Его кумирами в науке были выдающиеся тюркологи казанской школы востоковедения В.В.Радлов, Н.Ф.Катанов, А.К.Казем-Бек, К.Ф.Фукс, династия Хальфиных, Ш.Марджани, К.Насыри.
    Плодотворная научная, литературная и общественная деятельность, поистине бесстрашный подвижнический труд А.Г.Каримуллина получили заслуженное признание в нашей стране и далеко за ее пределами. Он был избран членом Российского географического общества (по рекомендации Л.Н.Гумилева, 1978 г.). Ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки Татарстана, присуждена Государственная премия имени Г.Тукая. Он обладатель почетного общественного титула "Выдающийся сын татарского народа".
    После выступления с циклом лекций о происхождении татарского народа, его истории, культуре в Гарвардском университете Каримуллину было присвоено звание доктора философии престижного учебного заведения США. В течение многих лет академик А.Г.Каримуллин состоял в членах научного совета Американского биографического института (США, Северная Каролина), был пожизненным членом Международной библиографической ассоциации, действительным членом научного совета Международного биографического центра по изданию энциклопедических справочников, занимал должность государственного секретаря и посла международного парламента Конфедерации рыцарей по борьбе за Гуманизм и Справедливость (Австралия, Сидней), который присвоил ему почетное звание "Маркиз де Туран".
    Сведения о жизни и научной деятельности А.Г.Каримуллина представлены в статьях, опубликованных в нескольких изданиях американских и английских энциклопедических справочников, а также в энциклопедическом издании Гарвардского университета США об ученых по истории и культуре Центральной Азии, в бюллетенях упомянутой Конфедерации рыцарей.
    За последние десять лет в американской печати появилось около тысячи статей и заметок, в той или иной степени посвященных Татарстану и "татарскому вопросу" в России. Подготовлено и защищено около двух десятков диссертаций. Я как-то поинтересовался у знакомого американского дипломата-востоковеда, возглавлявшего диппредставительство США в одной из азиатских стран, чем объясняется такой интерес в США к Татарстану. Дипломат заявил, что толчком к росту интереса к татаристике послужили выступления в начале 90-х годов в Гарвардском университете двух ярких личностей - доктора А.Каримуллина и президента РТ М.Шаймиева.
    Незадолго до своей кончины неутомимый ученый-труженик завершил разработку масштабного исследовательского проекта по созданию многотомного сводного каталога татарской старопечатной книги (1722-1917 гг.), который, по его оценкам, должен был включить около двадцати тысяч названий.
    В одной из последних бесед со мной А.Г.Каримуллин подчеркивал, что если ему удастся создать небольшой коллектив из молодых энтузиастов, в перспективе хронологические рамки сводного каталога татарской книги можно довести до конца XX века, включив туда и всю книжную продукцию советского периода.
    "Такой проект мог бы стать своего рода тридцатитомной энциклопедией татарской книги за триста лет существования национального книгопечатнания", - заключил мудрый академик. Затем с грустью добавил: "Мне хочется издать хотя бы два-три тома, а на остальное у меня сил не хватит, это уже дело молодого поколения".
    Лучшей памятью А.Г.Каримуллину - неординарному ученому и уникальной личности в истории татарской науки XX века могло бы стать открытие в Казани международного Центра Татарской Книги с музеем и научно-исследовательским сектором. Об этом он мечтал в последние годы своей жизни, отданной служению своему народу.

    Юлдуз ХАЛИУЛЛИН,
    член-корреспондент Международной экономической Академии Евразии.

    Впервые опубликовано в журнале "Татарстан"

    Источник: http://userline.com.ua/news46014.php



    ← назад   ↑ наверх