• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Айсылу Шарипзяновна Кабирова

    ЖЕНЩИНЫ ТАТАРСТАНА НА ФРОНТЕ И В ТЫЛУ

    Глава II

    ЖЕНЩИНЫ ТАТАРСТАНА В ОСНОВНЫХ СФЕРАХ КУЛЬТУРЫ

    Круг вопросов, связанных с темой "Женщины Татарстана в годы Великой Отечественной войны", чрезвычайно широк. Для того, чтобы в полной мере раскрыть его многоаспектность, нам представляется необходимым показать вклад женщин в развитие таких важных сфер общественной жизни, как народное образование, здравоохранение, наука и искусство, ибо доля женского труда в этих сферах в военные годы резко возросла.

    § 1. Женщины в народном образовании, науке и искусстве

    Война принесла большие трудности в работу органов народного образования республики. В первые же месяцы резко сузилась материальная база. Несколько десятков самых больших и лучших школьных зданий в Казани и в районах Татарстана были переданы под госпитали и эвакуированные предприятия и учреждения. В августе 1941 года из 102 школьных помещений, имевшихся в Казани, в распоряжении гороно оставалось только 58, из которых 14 до войны занимали средние и семилетние школы, остальные — начальные.
    В целях обеспечения организованного начала нового учебного года Татарский обком ВКП(б) и СНК ТАССР директивным письмом от 13 августа 1941 г. обязывали райкомы ВКП(б) и исполкомы райсоветов депутатов трудящихся провести следующие мероприятия:
    "1. Тщательно учесть всех детей школьного возраста, в т.ч. и эвакуированных, которых надлежит охватить обучением в школе.
    2. При недостатке школьных помещений использовать для учебных занятий помещения клубов, домов культуры, изб-читален...
    3. При невозможности проведения занятий учащихся в одну смену или в две смены на имеющейся площади допускать 3-сменную работу школ.
    4. Обеспечить подбор и правильную расстановку педагогических кадров.

    Мобилизация на фронт большого количества учителей-мужчин вызвала резкое нарастание роли женщин в народном образовании, что подтверждают следующие данные.
    В 1943 году в органах просвещения Татарстана работали 14156 женщин-учителей, что составляло 87% от общего числа занятых. К 1945 г. при абсолютном росте численности женщин-учителей до 15054 человек, наблюдается уменьшение их количества в процентном отношении, но даже тогда процент женщин-учителей был довольно значительным и равнялся 74% .
    Тем не менее, положение с педагогическими кадрами в республике оставалось крайне сложным. В докладной записке Наркомпроса отмечалось: "...В ряде районов имеется заметный недостаток учителей, а имеющиеся учителя вынуждены работать иногда с непомерно большой нагрузкой часов".
    В связи с этим в Казани, Елабуге, Тетюшах, Мамадыше и Аксубаеве были организованы трехмесячные учительские курсы для подготовки учителей для русских и татарских начальных школ.
    Однако профессиональная подготовка новых преподавательских кадров оставалась недостаточной. Это прослеживается при анализе следующих данных: в 1941—1942 гг. из 8444 учителей республики, занятых в 5—10 классах школ, только 1517 имели высшее образование, а 352 — даже незаконченное среднее.
    Поэтому в годы Великой Отечественной войны серьезное внимание уделялось вопросам улучшения работы Казанского педагогического и Елабужского учительского институтов. Большую часть студентов этих институтов составляли женщины. Так, по итогам обследования, на сентябрь 1943 г. на 1 курс вышеназванных институтов было принято 348 человек, из них только 7 — мужчины, остальные 341 — женщины.
    Война потребовала пересмотра и перестройки всего школьного дела в республике. Был предпринят ряд важнейших изменений, содействующих улучшению качества обучения учащихся: введены 5-бальная система оценки знаний, "Правила поведения учащихся", установлены выпускные экзамены, учреждены золотые и серебряные медали за выдающиеся успехи в учебе при отличном поведении.
    В сложных условиях военной поры перед советской школой встала трудная задача — охватить учебой всех детей школьного возраста, обеспечить необходимое качество учебной и воспитательной работы. Однако в первое полугодие 1941—1942 учебного года в Татарстане не все школы и педагогические коллективы смогли быстро пересмотреть и перестроить учебную и политико-воспитательную работу, в результате чего учебой было охвачено только 82,5% детей школьного возраста. Конечно, здесь сказались и объективные причины: занятость на работе в колхозах и на промышленных предприятиях, материальная необеспеченность, отсутствие одежды и обуви, заболеваемость детей.
    По данным на 1 ноября 1941 г. по четырем районам Казани (Бауманскому, Ленинскому, Молотовскому, Кировскому) в результате вышеуказанных причин 1279 детей школьного возраста (от 8 до 16 лет) не ходили в школу. Эти цифры, несомненно, возрастали за счет отсева учащихся. В некоторых школах отсев достигал очень больших размеров. В 12-й неполной средней школе Сталинского района 118 учащихся перестали посещать занятия, в 18-й средней школе Молотовского района — 108. И это только за два месяца, прошедшие с начала учебного года.
    В целом, по республике в 1941 году не было охвачено обучением около 8 тыс. человек и, кроме того, отсеялось из 1—4 классов за 1-ое полугодие 20190 учащихся, из которых 4660 — без уважительных причин. Из 5—7 классов — 17724 человек, из числа которых 6439 — без уважительных причин. Из 8—10 классов отсеялось 8400 учащихся, из них 5239 — без уважительных причин.
    Необходимо было преодолеть эти негативные явления, что в значительной мере зависело от работы учителей. В этом отношении интересен опыт классной руководительницы одного из 9-х классов средней школы № 3 г. Казани М.Д.Новиковой. Она была тесно связана с учащимися и их родителями, хорошо знала их домашний быт, очень внимательно следила за посещаемостью занятий, выясняла причины непосещения, систематически вела беседы с родителями. Новикова добилась, что в ее классе практически не было отсева.
    В результате совместных усилий учителей республики уже в 1942—1943 учебном году отсев учащихся был значительно сокращен по сравнению с первым годом войны и составлял 9000 человек, а в 1944—1945 учебном году план всеобуча большинство районов республики такие, как Первомайский, Арский, Мензелинский, Зеленодольский, Ципьинский и другие, выполнили уже полностью.
    Однако в трудных условиях страны недостаточно было обеспечить максимальный охват учащихся обучением, необходимо было дать им полноценное образование. Педагоги республики показывали замечательные примеры результативной работы. Широко были известны своей добросовестной работой учительницы Люгинской начальной школы Кукморского района Нафиса Хисамова, Кудашевской начальной школы Агрызского района Халиса Халитова.
    Имелись целые школы, где, благодаря успешной организации учебно-воспитательной работы, учителя добивались хороших показателей по успеваемости. Например, в средней школе Сабинского района успеваемость достигла 81,2%, школу посещали 97,5% учащихся.
    Учителя Сергина и Степанова имели в своих классах 100% или близкую к ней успеваемость.
    Важной проблемой в годы Великой Отечественной войны было создание необходимых условий для получения образования особо нуждающихся учащихся и детей фронтовиков. С целью решения таких вопросов во многих сельских и районных Советах активно работали постоянные школьные комиссии. Так, в Черемшанском сельсовете Первомайского района большую работу проводила депутат районного и сельского Советов учительница-пенсионерка, кавалер ордена "Знак Почета" Горшенина. Ветеран народного просвещения, она регулярно ставила вопросы о деятельности школ на сессиях и заседаниях исполкомов районного и сельского Советов.
    В Татарстане был создан фонд всеобуча, средства из которого использовались для обеспечения учащихся одеждой и обувью; были открыты детские столовые, организованы пришкольные участки и животноводческие хозяйства; осуществлялся ремонт школьных зданий. Конечно, большую заботу проявляли и сами педагогические коллективы. "Наша школа,— рассказывала учительница школы № 83 Бауманского района г. Казани В.А.Вилькен,— заботливо приготовилась к началу занятий. С помощью родителей закончили ремонт в школе: стены и потолки побелили, парты и доски отремонтировали, учителя устроили несколько субботников, привели школу в порядок. Много трудов положили учителя Галимханова, Самойлова, Максимова, Комлева, Топорова, Иванова и др."
    Преподавание всех предметов в школе в этот период было подчинено задачам военного времени. В 1941—1942 гг. в программах по истории и литературе для 7—10 классов увеличивалось количество часов на изучение героического прошлого русского народа: Отечественной войны 1812 года, гражданской войны 1918—1920 гг. Любой школьный предмет опытные педагоги стремились использовать для воспитания чувства патриотизма у своих учеников.
    Подтверждением этих слов является работа учительницы школы № 81 Кировского района г. Казани Бурмакиной Анны Ивановны. Ее специальность — арифметика. Казалось бы, как, изучая данный предмет, связать его с воспитанием патриотических чувств у школьников. Но на уроках Бурмакиной скучные цифры говорили живым языком. 12—13-летние школьники с интересом вычисляли, во сколько раз уменьшилось количество гитлеровских дивизий в результате действий Красной Армии; вычисляли длину и ширину моста, который необходимо было восстановить бойцам саперного батальона. В газете "Красная Татария" в заметке о ней говорилось: "27 лет педагогического труда Бурмакиной А.И. прошли в школе № 81. Как педагога ее характеризует стремление к наглядности преподавания. Она сама изобретает наглядные пособия: придумала таблицу деления и умножения дробей, вычисления процентов. Анна Ивановна развивает у своих учеников трудолюбие, настойчивость, энергию и преодоление препятствий, дисциплинированность. Именно эти качества пригодились ее бывшим ученикам — краснофлотцу Николаю Дементьеву, Владимиру Михайлову, девушкам-связисткам Вале Разановой и Симе Хасаншиной, которые сражаются сейчас в рядах Красной Армии."
    Учителя на своих уроках старались при каждой возможности рассказать своим ученикам о положении дел на фронте, причем используя для этого не только материалы печати и сообщения Совинформбюро, а приводя примеры из жизни близких ребятам людей. Например, учительница Вахотина из школы № 11 г. Казани, получив письмо от отца своего воспитанника — военкома минометного батальона Садыкова, прочитала его в классе и "ребята еще острее почувствовали свою ответственность перед отцами, сражающимися на фронтах Отечественной войны".
    Большое внимание в школе уделялось военно-физической подготовке учащихся. СНК СССР 24 октября 1941 г. принял постановление о военно-физической подготовке учащихся 1—10 классов.
    Разделение школ по половому признаку в годы Великой Отечественной войны позволило вести эту подготовку более целенаправленно, сообразуясь с физиологическими особенностями учащихся. Так, если на уроках военного дела школьники 1—4 классов обучались военному строю, учились ходить на лыжах, пользоваться противогазом, то в 5—7 классах для девочек уже предусматривалась отдельная программа обучения, которая включала занятия по гимнастике, санитарии и гигиене. Школьники 8—10 классов сводились в строевые подразделения: отделения, взводы, роты. Девушки готовились стать сандружинницами, радистками, телефонистками, телеграфистками и т.д.
    В годы Великой Отечественной войны школьники не только учились, но также активно трудились на колхозных и совхозных полях. Во главе этого патриотического движения ребят шли их наставники. Вместе с учащимися школ учителя выполняли самые разнообразные виды общественно-полезных работ. В одном только 1943 году в сельхозработах участвовало 157065 школьников и 8237 учителей. Было выработано трудодней: учащимися — 3302350, учителями — 389927.
    А всего за годы войны, в 1941—1945гг., на колхозных полях работало свыше 650 тысяч учащихся и учителей Татарстана, выработав при этом более 16 млн. трудодней.
    На страницах газет военного времени мы находим яркие примеры самоотверженного труда, конкретных полезных начинаний учителей республики. "Во время уборочных работ, когда в сельхозартели "Марс" № 2 каждая пара рабочих рук расценивалась на вес золота, Нина Алексеевна Пайдиева, учительница Аланской средней школы Тюлячинского района организовала помощь учащихся и учителей колхозу." Учительница из Ново-Шешминского района Дарья Григорьевна Левина с самого начала летних каникул организовала в колхозе "Парижская коммуна" ученическую бригаду из 22 детей. Бригада систематически выполняла нормы выработки, за все лето не было ни одного прогула.
    Так, на личных примерах, в конкретных трудовых делах, многосторонней общественно-полезной работе учителя республики воспитывали молодых патриотов.
    В годы Великой Отечественной войны учителя проводили также большую агитационно-пропагандистскую работу. Уже 22 сентября 1941 г. учительницы Кировского района г. Казани провели антифашистский митинг, в котором участвовало 200 человек. С речами выступили заслуженная учительница ТАССР Плотникова, одна из лучших агитаторов района Ибрагимова и др. Отвечая на обращение женского антифашистского митинга г. Казани, состоявшегося 12 сентября 1941 г., учительницы заявили, что "все свое педагогическое мастерство, все свои творческие силы они отдадут воспитанию мужественных патриотов, достойных защитников Родины".
    Среди лучших пропагандистов Молотовского района г. Казани в годы войны отмечалась учительница Козырева. Ее лекции о великом полководце Суворове пользовались большой популярностью среди слушателей. Неподдельный интерес вызывали также доклады учительницы Вишневской об Александре Невском и Михаиле Кутузове.
    Значительной поддержкой для колхозного руководства являлось авторитетное слово сельской учительницы, ее организаторская помощь. Проводя агитационно-пропагандистскую работу, учителя личным примером увлекали колхозников на самоотверженный труд. Так, учительница Старовойтова из колхоза "Красный факел" Юдинского района во время уборки урожая, работая вязальщицей снопов, систематически перекрывала задание. По ее предложению в колхозе была организована "Доска передовиков уборки урожая", выпускались боевые листки, проводились беседы, читки газет.
    В сельхозартели "Берек" Балтасинского района лучшим агитатором считалась молодая учительница Насыхова Ясира. "Летом она работала на полях вместе со всеми колхозниками. В свободное время разъясняла им текущие события, мобилизовывала на быстрейшее завершение уборки, обмолота и хлебосдачи."
    К началу 1942 года в республике работали 2654 агитколлектива, которые объединяли около 28000 агитаторов. По выборочным данным, не менее 51% агитаторов представляли женщины.
    В годы Великой Отечественной войны женщины-учителя республики с честью выдержали испытания суровых военных лет, проявив при этом высокую сознательность и большую общественно-политическую активность.
    Советское правительство по достоинству оценило благородный труд учителей в деле обучения и воспитания молодежи. В 1945 году. 139 учителей Татарстана были награждены орденами и медалями СССР за самоотверженную и образцовую работу. Среди награжденных орденом Ленина — зав. учебной частью Казанского института глухонемых Е.Г.Ласточкина, зав. Красновидовской начальной школой Теньковского района Е.А.Селоустьева, преподаватель Елабужского педагогического училища В.П.Тарасова.
    Среди 48 учителей и работников народного образования республики, награжденных орденом Трудового Красного Знамени, 35 человек — женщины. 16 учительниц были награждены орденом "Знак Почета", 22 — медалью "За трудовую доблесть", 12 человек — были отмечены присуждением высокого звания заслуженного учителя школы РСФСР. Среди них 9 женщин. Это — Е.Н.Бабинская, Р.П.Даулей, А.Я.Клементьева, О.В.Орлова, М.В.Пироговская, М.И.Плотникова, М.А.Пятницкая, Е.М.Сазонтова, М.В.Соколова.
    Немалый вклад в период войны внесли женщины Татарстана в развитие науки. Казань всегда была одним из крупнейших, научных центров Поволжья. Накануне войны здесь было сосредоточено 13 вузов, 25 научно-исследовательских учреждений республики, объединявших 1211 научных работников. 37,2% научных работников составляли женщины.
    В высших учебных заведениях Татарстана накануне войны насчитывалось 11035 учащихся. Женщины среди них составляли 52,5%. Хотя в годы войны количество студентов в вузах сократилось и составило в 1945 г. 7723 человека, процент женщин-студенток вырос в среднем до 70—80% .
    В годы Великой Отечественной войны помимо своей основной задачи — овладение знаниями и навыками будущей специальности, студенты занимались большой научно-исследовательской работой. В вузах города работало 35 научных кружков с охватом около 5 тыс. студентов. Членами научных кружков за годы войны было написано более 250 научных работ. Большинство работ были конкурсными, и нашли свое применение в производстве.
    Так, работа студентки химического факультета Казанского университета Юлдашевой по усовершенствованию метода анодирования металлических частей самолета применялась на авиационном заводе. Работа студентки биологического факультета Ермолаевой "Сравнительная характеристика дрожжей при сбраживании глюкозно-мальтозного гидролизата" нашла свое применение на Казанском винном заводе. Большое значение для выявления и изучения нефтеносных площадей в республике, имело исследование студентки Земляковой (КГУ). Анализ глин, сделанный ею, помог Шугуровскому нефтепромыслу решить сложную проблему сырья, необходимого для обработки нефтяных скважин.
    В период Великой Отечественной войны значение Казани в научном плане еще более возросло в связи с эвакуацией Академии наук СССР. Летом и осенью 1941 г. в Казань были эвакуированы 15 НИИ и 3 самостоятельные лаборатории АН СССР, приехала большая группа ученых.
    Среди научных сотрудников значительную часть представляли женщины. Так, в 1943 г. из 8425 человек 4304 были женщины, что составляло 51,7%.
    Весь этот огромный научно-технический потенциал вузов и научных учреждений, сосредоточенный в республике, был направлен на решение военных задач с целью достижения победы над врагом, укрепления экономического и оборонного могущества страны.
    Так, работа химика В.М.Зороастровой, выполненная в сентябре 1941 г., "Получение лаков для люминофоров на базе канифоли", нашла применение в оборонной промышленности. К концу 1941 г. сотрудники геолого-почвенного факультета Казанского университета под руководством Е.И.Тихвинской успешно завершили изучение районов Татарстана, предназначенных для проведения оборонных мероприятий. Другая группа (доц. А.М.Миртова, А.И.Рябкина) провела исследование обширного района правобережья р. Волги, отыскивая источники водоснабжения для практических нужд.
    Значительную работу, направленную на идеологическое вооружение советских людей, проводили научные работники гуманитарного профиля (М.С.Корнеева, Д.Г.Васеева, А.Т.Хакимова и др.). В устных и печатных выступлениях они раскрывали справедливый освободительный характер Великой Отечественной войны, показывали исторические традиции русского и татарского народов, поднимали моральный дух советских людей.
    В годы войны не прекращалась работа по повышению квалификации кадров научных сотрудников, в том числе женских. Только в 1942 году в женщин защитили диссертации: Седова Б.Н. — на соискание ученой степени кандидата исторических наук, Данилова Т.А. — кандидата ветеринарных наук, Бастанова Л.Ш. — кандидата технических наук, Синюшина М.П. — кандидата медицинских наук, Никитина Е.А. — кандидата биологических наук, Алексеева Н.В. — кандидата геолого-минералогических наук. В 1944 году впервые в университете женщина защитила докторскую диссертацию. Ею стала Е.И.Тихвинская, долгие годы успешно работавшая в области геологии.
    В период Великой Отечественной войны женщины составляли значительную часть работников культурно-просветительных учреждений, театров, филармонии.
    Центрами культурно-просветительной работы в военные годы стали музеи, библиотеки, клубы, избы-читальни. Они проводили агитационно-пропагандистскую работу, организовывали встречи с фронтовиками, стахановцами производства, проводили коллективные читки газет, прослушивание по радио последних известий и др.
    Большую агитационно-массовую работу проводил небольшой коллектив музея А.М.Горького в г. Казани, возглавляемый М.Н.Елизаровой. Он организовал 25 передвижных выставок и обслужил ими 80 тысяч человек сельского населения. Только в 1944 г. услугами музея воспользовались около 210 тысяч трудящихся.
    Центрами культурно-просветительной работы в деревне стали избы-читальни. На республиканском совещании председателей сельских Советов Татарстана в июне 1944 г. особенно отмечалась работа Тулумбаевского сельского Совета Буинского района. Все политические кампании и важнейшие сельхозработы проводились при участии активистов сельского очага культуры. Во главе избы-читальни стояла Курамшина, с любовью относившаяся к своему делу. Владея татарским, чувашским и русским языками, она одинаково задушевно могла побеседовать с любым колхозником (район был многонациональный), дать совет.
    Хорошо была поставлена работа всех кружков в клубе колхоза "Кзыл Октябрь" Актанышского района, которым заведовала Салхова. Регулярно проводились доклады и лекции на политические темы в колхозе "Путь Ленина", где зав. избой-читальней работала Данилова.
    Хотя сеть культурно-просветительных учреждений в годы войны заметно сократилась (клубных учреждений — с 3007 в 1940 г. до 2740 в 1945 г., массовых библиотек — соответственно, с 2251 до 1912), они сыграли значительную роль в политико-воспитательной работе в городе и на селе. Причем, по неполным данным, около 80% работников этих учреждений составляли женщины.
    Особо хотелось бы остановиться на теме "Женщины в искусстве Татарстана в период Великой Отечественной войны". Война выдвинула перед работниками культуры, членами творческих союзов большую, трудную, но благородную задачу — "воспитывать во всем нашем народе чувства беззаветной и самоотверженной любви к Родине, чувства бесстрашия и презрения к смерти, чувства священной ненависти к подлому врагу".
    С первого дня войны учреждения искусства перестроили свою работу в соответствии с задачами военного времени. Одной из главных форм работы стала концертная деятельность. Она позволяла охватить более широкие массы людей и использовать новый, наиболее оперативно создаваемый, действенный репертуар. Не только в филармонии, но и в театрах были сформированы концертные бригады.
    Всей республике были известны имена популярной исполнительницы татарских народных песен Г.Сулеймановой, народных артисток ТАССР М.Рахманкуловой и А.Измайловой. Любовь зрителей завоевали представители балетного искусства — Гацулина, Айдарская, Каранышева.
    Коллективы Татарской государственной филармонии, театров, радиокомитета, детской музыкальной школы дали только в июле 1941 г. в мобилизационных пунктах, в частях гарнизона и госпиталях 157 концертов и 8 спектаклей. На восьмой сессии Верховного Совета ТАССР в июне 1945 г. отмечалось, что работниками искусства в порядке шефства в госпиталях было дано 6540 концертов, непосредственно в палатах — 7073 выступления. Народная артистка М.Н.Преображенская выступала в госпиталях с художественным чтением 1500 раз.
    "Красная Татария" 1 мая 1942 года в заметке "Народная артистка" писала о ней: "Проводив сына на фронт, Мария Николаевна Преображенская с первых дней Отечественной войны живет мыслью о тех, кто проливает свою кровь за Отечество. В госпиталях и воинских частях зовут ее матерью. Так назвали здесь старую актрису и великолепного мастера художественного слова за то душевное тепло, ту деятельную любовь, которую несет она бойцам... Ни одна самая затаенная тревога раненого бойца не остается ею неразгаданной или незамеченной. На все умеет она ответить от сердца идущим словом, каждого умеет успокоить и обрадовать."
    В конце 1941 г. в республике были созданы первые фронтовые концертные бригады. За годы войны на фронт выезжали 18 бригад работников искусства Татарстана, которые дали около 2000 концертов и спектаклей, из них большую часть — на передовой.
    В их составе выезжали на фронт: заслуженная артистка ТАССР Мунира Булатова, народная артистка ТАССР Галин Кайбицкая, артистки театра оперы и балета Р.И.Ингельдеева, З.Б.Феткулова, артистка ТЮЗа Неменско-Бобковская и другие.
    Например, концертная фронтовая бригада артистов казанских театров и филармонии, сформированная в конце 1942 года, за период своего пребывания на фронте с 12 января по 8 марта 1943 года дала 100 концертов. Из них 66 — для Военно-Воздушных Сил и Красного Флота, 15 концертов — для госпиталей, 19 — для разных частей Красной Армии. Выступления артистов имели большое значение для бойцов на фронте. В архивах сохранилось немало благодарственных отзывов: "От души благодарим артистов Татарии в составе народной артистки ТАССР Кайбицкой, артистов Татарской филармонии Любови Бердниковой и Александры Бабеновой, которые дали несколько десятков концертов непосредственно на передовой линии фронта,— писали бойцы Северо-Западного фронта в сентябре 1943 г.,— артисты орденоносной Татарии оставили наилучшие впечатления во всех блиндажах и землянках передовой. Под свистом вражеских пуль, разрывающимися снарядами артисты пели, играли на фронтовой сцене."
    В отзыве начальника Дома Красной Армии 3-го Прибалтийского фронта читаем: "Бригада артистов Татарской АССР за период с 13 августа по 24 сентября 1944 г. показала 77 концертов. Разнообразие номеров программы, из которых большая часть смешных и увлекательных, высокое мастерство исполнения делали концерты бригады веселыми праздниками в частях. Особенно трогательно и празднично проходили концерты в частях, где среди зрителей были земляки артистов — татары."
    Несмотря на суровое военное время, кроме передвижных концертных бригад, в республике продолжали работать театры на стационарной основе: Театр оперы и балета, Татарский академический театр, Большой драматический театр им. Качалова, Театр юного зрителя, кукольный театр; давали спектакли городские и районные театры. Состав трупп был в основном женский. Нередко женщинам приходилось исполнять даже мужские роли. Так, например, актриса Мензелинского театра Хадича Салимова в спектале по пьесе Ш.Камала "В вороньем гнезде" играла мужскую роль Габдулхака.
    Война потребовала коренной перестройки репертуара театров. В короткие сроки готовились новые спектакли с антифашистским патриотическим содержанием. Становление театрального репертуара, отвечавшего задачам военного времени, являлось трудным и продолжительным процессом. В первый год войны репертуар пополнялся в основном за счет довоенных патриотических и написанных на оборонную тему пьес. Только на следующем этапе драматурги начали создавать пьесы о Великой Отечественной войне, которые тотчас появлялись и в репертуарах театров Татарстана.
    Патриотизм советских женщин в тылу и на фронте стал главной темой многих спектаклей, поставленных татарскими театрами в годы войны: опер "Алтынчэч" Н.Жиганова, "Фэридэ" М.А.Юдина в Театре оперы и балета, пьесы "Встреча в темноте" Ф.Кнорре и героической комедии в стихах "Давным-давно" А.Гладкова в Большом драматическом театре, постановок пьес "Минникамал" М.Амира и "Марьям" Н.Исанбета в Татарском академическом театре.
    Главные героини этих спектаклей самоотверженно сражаются с врагом, трудятся на колхозных полях, фабриках и заводах. В них воплощен собирательный образ советской женщины — матери, сестры, жены и дочери, которая все свои силы отдает за дело Победы.
    В 1943 году с большим успехом прошла премьера героической оперы Н.Жиганова "Алтынчэч". Построенная на вдохновенных легендах татарского народа, она поднимает благородную тему непримиримой ненависти к врагам и беззаветной любви к Родине. В центре оперы — величественная фигура предводительницы рода старой Тугзак. Либреттистом М.Джалилем и композитором Н.Жигановым Тугзак была нарисована как мощный героический образ. Она вдохновляет народ на борьбу с жестоким завоевателем ханом Маметом, зовет к священной мести последнего представителя своего свободолюбивого рода — спасенного ею младшего внука Джика-мергена. Опера заканчивается торжеством освобожденного народа. Старая Тугзак благословляет Джика и златокудрую девушку Алтынчэч на счастливую свободную жизнь. Одна из главных партий оперы — партия Алтынчэч была поручена народной артистке ТАССР Г.Кайбицкой и солистке театра Ш.Кутдусовой. Героическую роль Тугзак со свойственной ей выразительностью сыграла заслуженная артистка ТАССР М.Рахманкулова.
    Широкую известность в годы войны приобрела постановка пьесы М.Амира "Минникамал" в Татарском академическом театре, отражавшая трудовые подвиги женщин-колхозниц в тылу. Главная героиня пьесы — простая сельская женщина, в трудные годы войны она сама изъявила желание стать председателем отстающего колхоза. Преодолевая недоверие окружающих, несмотря на личную трагедию (гибель мужа на фронте), опираясь на опыт и мудрость людей старшего поколения, энтузиазм молодежи, Минникамал добивается успехов в своем нелегком труде.
    Роль Минникамал с большим успехом исполняли артистки театра Г.Булатова и М.Сульва, которые сумели создать убедительный образ советской патриотки.
    Родина высоко оценила труд женщин — работников искусства. Звания народной артистки ТАССР была удостоена М.М.Рахманкулова, звания заслуженной артистки ТАССР — М.З.Булатова, Л.П.Милова, М.П.Неменско-Бобковская, М.Г.Рахматуллина.
    Образ советской женщины — бойца, труженицы нашел широкое отражение также в литературных произведениях татарских писателей. В годы войны были написаны поэмы "Жена партизана" Ф.Карима, "Русская девушка" Ш.Мударриса, "Хаят апа" и "Фарида" К.Наджми и другие.
    Значительное влияние на развитие татарской литературы оказывали советские писатели, эвакуированные в республику в начале войны. 15 октября 1941 г. на экстренном заседании Президиума правления Союза писателей СССР было принято решение эвакуировать в Татарстан секретариат и аппарат писательской организации страны. В Казань, Чистополь, Елабугу эвакуировались и сами писатели, и члены их семей. Так, например, в Чистополе в 1941 — 1943 гг. жили более 60 членов Союза писателей. Среди них известные женщины-литераторы: Н.В.Чертова, М.Алигер, Е.Л.Гальперина, З.Н.Александрова, Е.О.Сайфуллина, Н.В.Соколова и многие другие. В Казань приезжала Анна Ахматова, в Елабуге жила М.Цветаева.
    Их деятельность в эвакуации была весьма многосторонней. Писательницы организовывали антифашистские митинги, концерты, ставили спектакли, выступали с лекциями, создавали драмкружки и художественную самодеятельность на предприятиях. В городе одно время работал даже созданный ими кукольный театр.
    Особенно плодотворно и интересно работала в чистопольском радиоузле Н.В.Чертова. Под ее руководством небольшой творческий коллектив радиостудии — репортер Н.Бам, дикторы: студентка ГИТИСа Н.Федина, детская писательница А.Шор-Ивенсон, поэтесса М.Петровых, машинистка Н.Тренева — сумел организовать содержательные передачи, как для города, так и для села.
    Не оставляли писательницы и собственно литературного труда. Так, М.Алигер в Казани перевела на русский язык поэму Кави Наджми "Хаят апа". Широкой известностью в Чистополе пользовались стихи и выступления молодой поэтессы и переводчицы М.Петровых. К.Федин в письме к А.Фадееву писал: "Большое событие здесь (в Чистополе) стихи М.Петровых: она всех покорила и изумила зрелостью, чистотою голоса".
    Плодотворно работала на чистопольском материале Е.О.Сайфуллина. В Чистополь Елена Осиповна, печатавшаяся под псевдонимом Лолохан Туманова и Лолохан Сайфуллина, была эвакуирована в августе 1941 г. Во время пребывания в городе на Каме (с 1941 по осень 1943 г.) ею были написаны повесть "Девица Айша", рассказ "Анфиса Никитишна", пьеса "Дети Родины".
    Содержание рассказа "Анфиса Никитишна" незамысловато. В нем повествуется о жизни простой чистопольской женщины: о ее думах по поводу затянувшейся войны, где сражаются два ее сына; о переживаниях, связанных с тем, как она сможет помочь фронту.
    В архиве Е.О.Сайфуллиной сохранилось немало откликов, присланных ей читателями с фронта. "Образ вашей Анфисы Никитишны близок нам, фронтовикам,— писали бойцы,— со страниц вашего рассказа повеяло такой теплотой, чем-то родным, до боли близким, крепко вросшим в нашу жизнь, что мы жадно проглотили его содержание... Читая рассказ, каждый из нас, кажется, видел свою старушку-мать, горячо любимую, неповторимую, милую, родную сердцу женушку. Тепло и радостно было на душе у нас."
    Большую работу по организации деятельности художников Татарстана в годы Великой Отечественной войны проводил Союз советских художников республики. На 1 апреля 1945 г. в этой организации работали 32 художника. Свое место заняли среди них и женщины. О насыщенной творческой деятельности художников говорит большое количество выполненных эскизов, этюдов, картин, скульптур. Художественные произведения, выполненные в годы Великой Отечественной войны, можно, в основном, разделить на работы, посвященные тылу, фронту и исторической тематике. Так, трудовому подвигу земляков посвятили свои работы Г.А.Рахманкулова "Женская бригада на выгрузке дров", "Раздача подарков в госпитале", А.А.Кострова "Девушки на военно-полевых работах".
    Широкое и яркое воплощение в работах нашла тема борьбы с врагом, тема подвига советских людей — "Клятва партизан" В.К.Федяевской, "Близится расплаты час" Е.К.Частихиной.
    Таким образом, роль женщин в деятельности учреждений просвещения, науки и искусства Республики Татарстан была довольно значительной. Они внесли большой вклад в дело политической мобилизации народа на священную Отечественную войну против фашистских захватчиков, в создание моральных и материальных предпосылок Победы над врагом.


    § 2. Труд женщин в системе здравоохранения

    В годы Великой Отечественной войны неизмеримо возросло значение системы здравоохранения. Значительный вклад в развитие ее важнейших государственных органов внесли женщины. Если в 1940 г. женщины-медики составляли 76% от общей численности рабочих и служащих (больше, чем в любой другой отрасли народного хозяйства страны), то к концу войны этот показатель поднялся еще выше, достигнув 85%.
    В медико-санитарном обеспечении Красной Армии и тыла страны большое участие принимала наша республика. Располагая тремя медицинскими высшими заведениями (медицинский и стоматологический институты, институт усовершенствования врачей), тремя средними медицинскими училищами, десятками хорошо оснащенных клинических баз, достаточным количеством высококвалифицированных кадров, Татарстан стал одним из крупных центров сосредоточения военно-медицинских учреждений.
    В годы Великой Отечественной войны основными направлениями работы органов здравоохранения в тыловых районах страны стали следующие:
    1) в связи с огромным размахом военных действий необходимо было наладить оказание медицинской помощи бойцам Красной Армии на фронтах войны;
    2) предстояло развернуть разветвленную сеть эвакогоспиталей, обеспечить бесперебойное высококвалифицированное лечение раненых в тылу;
    3) необходимо было организовать оказание медицинской помощи и лечение гражданского населения. Причем объем работ медиков по обеспечению обслуживания гражданского населения республики значительно вырос в связи с увеличением численности населения за счет эвакуированных граждан;
    4) учитывая опасность возникновения эпидемических заболеваний и быстроту их распространения, особенно в военное время, требовалось перестроить работу учреждений здравоохранения так, чтобы не допустить возникновения эпидемий и обеспечить противоэпидемическую защиту Красной Армии и всего населения.

    Осуществление этих задач потребовало изменить систему подготовки медицинских кадров и подчинения ее условиям военного времени. Большое внимание уделялось подготовке среднего медперсонала. За годы войны в стране было подготовлено 900 тысяч медицинских сестер и сандружинниц. 23 миллиона человек прошли обучение по программе "Готов к санитарной обороне" (ГСО).
    С первых дней войны сотни женщин и девушек выразили желание работать в медицинских учреждениях. Только в Советском районе Казани за период с 22 по 25 июня 1941 года поступило более 400 таких заявлений. 25 июня 1941 года работницы завода пишущих машин Козлова, Хабибуллина, Юсупова, Махмутова и другие выразили желание идти на фронт в составе сандружин или работать в госпиталях. Всего в первые же дни войны для работы в госпиталях Казани было направлено 569 девушек.
    Основными формами подготовки младшего и среднего медицинского персонала для фронта и тыловых эвакогоспиталей были краткосрочные курсы медсестер и сандружинниц. Такие курсы были организованы на предприятиях, в учреждениях, в колхозах и совхозах.
    Райкомы ВЛКСМ с самого начала войны взяли под свой контроль организацию учебы девушек санитарному делу. Только по г. Казани на этих курсах обучалось 4963 человека, из которых окончили учебу около 2500 девушек. Хорошо была поставлена работа в Молотовском, Сталинском, Бауманском районах г. Казани, Бугульминском, Мамадышском, Ютазинском районах Татарстана. В целом, в июле 1941 года, по предварительным данным, изучением санитарного дела в республике было охвачено 7463 девушки.
    Однако сказывавшаяся недостаточность медицинских кадров заставила бюро Татарского обкома ВЛКСМ 25 июля 1941 года принять постановление о дополнительной подготовке санитарных кадров в республике. В нем говорилось: "Обязать горкомы и райкомы комсомола совместно с районными комитетами Красного Креста до 5 августа 1941 г. организовать дополнительные школы медсестер запаса и сандружин, укомплектовав их за счет комсомолок и девушек, не состоящих в комсомоле."
    Кроме того, в постановлении отмечалось неудовлетворительное качество преподавания и слабая дисциплина среди слушателей в уже существующих школах. С целью ликвидации выявленных упущений в работе предлагалось установить военную дисциплину в школах медсестер запаса и сандружинах, обеспечив обязательное посещение слушателями всех занятий.
    На краткосрочные курсы медсестер принимались в основном незамужние женщины от 18 до 35 лет с образованием 6—7 классов; на курсы сандружинниц — женщины в возрасте от 18 до 40 лет с образованием не ниже 4-х классов, способные носить носилки.
    В августе 1941 года было принято специальное постановление ВЦСПС, которое также предлагало широко развернуть работу по подготовке медицинских сестер, сандружинниц, наладить массовое обучение членов союза правилам оказания первой медицинской помощи. На предприятиях и в учреждениях Татарстана было организовано 28 школ и курсов на 932 человека и 34 сандружины на 1065 человек.
    По обкому Медсантруд было охвачено обучением ГСО I ступени 1217 человек, организовано 4 группы подготовки медсестер с охватом в них 103 человек, сандружинниц — 119 человек, были созданы специальные группы по оказанию различных видов медицинской помощи (гипсованию, переливанию крови и т.п.) — 407 человек. Всего в союзе Медсантруд медицинскому и санитарному делу обучалось 1846 человек.
    Летом и осенью 1941 года в Татарстане работало 78 курсов подготовки медсестер и сандружинниц. Уже к концу 1941 г. благодаря их успешной работе в республике был создан необходимый резерв средних медицинских работников.
    Врачебные кадры эвакогоспиталей в первый период войны характеризуются следующими данными: из 834 врачей в госпиталях работало 115 мужчин (включая и начальников госпиталей) и 739 женщин, т.е. женщины составляли 89%.
    Все силы и знания отдавала лечению воинов ведущий терапевт одного из госпиталей Соколова. Внимательно и чутко отзывались на каждую просьбу больных, предпринимали все зависящие от них меры к быстрейшему возвращению в строй раненых бойцов врачи Барская, Сундалова.
    Эффективность работы госпиталей во многом зависела от высокого профессионализма медицинских работников. Важным направлением в работе с кадрами эвакогоспиталей являлись совершенствование, специализация всех звеньев медкадров. Несмотря на общую удовлетворительную обеспеченность госпиталей врачебными кадрами, в республике сложилось напряженное положение с кадрами хирургов. Анализ профессионального состава медиков свидетельствует о том, что более 50% врачей до прихода в госпитали работали терапевтами и педиатрами (232 и 137 человек) и лишь 8% (64 человека) — хирургами. Такой низкий процент хирургов среди госпитальных врачей объясняется тем, что большинство наиболее опытных кадров этой профессии было мобилизовано на фронт.
    Хирургом "сделала" война выпускницу Казанского медицинского института 1941 года Зару Мухаметову. Она вспоминает: "Я не могла видеть кровь, раны. Кружилась голова, мне становилось плохо, и я или отворачивалась, или вовсе выходила из операционной. Товарищи посмеивались: "Ну, Зара, из тебя хирурга никогда не получится!" Но ведь я и не собиралась стать хирургом, училась на педиатрическом факультете. Но война во все внесла свои коррективы. Жизнь потребовала на только смотреть на раны, но и обрабатывать, лечить их."
    Осенью 1941 года отдел эвакогоспиталей Татнаркомздрава совместно с ГИДУВом организовал краткосрочные курсы специализации врачей-хирургов, на которых было подготовлено 743 врача, в большинстве своем женщин.
    Подготовка нового отряда медиков-специалистов позволила все госпитали Татарстана в течение 1942 года обеспечить врачами-хирургами. Значительная группа врачей была выдвинута на должности ведущих хирургов. Хорошо зарекомендовали себя на этих ответственных должностях врачи Ш.Х.Байбекова, А.М.Колгатина, Л.С.Любимова и др.
    Неослабное внимание органы здравоохранения уделяли комплектованию госпиталей руководящими кадрами. Состав начальников госпиталей в начале войны был в основном мужским, женщины составляли всего 15%. Однако после принятия постановления бюро обкома партии от 31 мая 1943 г. "О работе отдела кадров Татарского ОК ВКП(б)", которое рекомендовало при подборе кадров руководствоваться деловыми качествами и смелее выдвигать женщин, на руководящую работу в госпиталях стали шире выдвигаться женские кадры. Уже в, 1944 г. 40% начальников эвакогоспиталей были женщины.
    Хорошо зарекомендовали себя на руководящей работе начальник эвакогоспиталя № 1669 В.А.Магницкая, начальник 4-го отделения эвакогоспиталя № 3661 В.Н.Зубрилова, начальник 2-го отделения эвакогоспиталя № 1668 Е.Н.Громова и др.
    В годы Великой Отечественной войны врачам приходилось работать в исключительно трудных условиях, но они стойко переносили все лишения, понимая, что их добросовестный труд приближает долгожданный день Победы.
    Так, Евгения Николаевна Громова окончила медицинский институт в декабре 1941 года. Ее, отличницу, направили в ординатуру клиники факультетской хирургии, и быть бы ей ученым, но время рассудило иначе. Хирург Громова стала начальником приемно-сортировочного отделения госпиталя № 1668, который размещался тогда в здании нынешнего суворовского училища. В ее отделении оказалась всего одна палата — бывший спортзал, где плотно, одна к одной уместились 84 койки. На весь госпиталь было всего два санитара. Когда поступали новые партии раненых, все брались за носилки — врачи, медсестры; работы в госпитале хватало на всех с лихвой.
    Развертывание на территории республики широкой сети новых лечебных учреждений потребовало не только выделения помещений под эвакогоспитали, но и проведения в них приспособительных работ. В протоколах заседаний бюро Казанского горкома ВКП(б) указывалось: "Ряд эвакогоспиталей (№№ 1311, 1673, 5873 и др.) содержится в крайне антисанитарном состоянии, в палатах страшная грязь, холод, а в некоторых нет даже электрического освещения. В госпитале № 1311, рассчитанном на 700 человек, размещено 864 раненых, некоторые из них лежат на грязном полу, в коридорах, без простынь и одеял. Санитарная обработка проводится нерегулярно..."
    В этих условиях большую работу по наведению чистоты и уюта в госпиталях, по приему и санитарной обработке раненых, пошиву, ремонту и стирке белья проводили труженицы республики. Только в феврале 1942 г. силами общественниц завода им С.В.Горбунова было выстирано 2 тонны белья для госпиталя № 2782, более 2 тысяч штук — для госпиталя № 1673, обеспечена смена белья для госпиталей №№ 4495, 1671 и др.
    В первые же месяцы войны о своем желании работать в госпиталях, помогать раненым воинам заявили домохозяйки — жены профессоров А.И.Миропольская, Е.В.Винокурова; научные сотрудники геофака Казанского университета А.В.Распопова, К.М.Соломкина, Е.И.Тихвинская, А.В.Миртова, Л.И.Галеева, А.В.Колоскова и другие.
    К обслуживанию раненых привлекались активистки домоуправлений. "У меня в действующей армии борются за правое дело два сына. Не могу оставаться в стороне. Возьмите на любую работу в госпиталь" — писала в заявлении домохозяйка Н.Н.Назарова. В госпитале № 1669 работали 96 домохозяек. Они помогали в приготовлении и раздаче пищи, на общественных началах выполняли обязанности санитарок. Только в октябре 1942 года для санитарно-бытового обслуживания госпиталей республики было привлечено 2562 женщины-общественницы.
    Большую помощь в работе по обслуживанию эвакогоспиталей оказывали шефские организации. Пионеры и школьники г. Казани шефствовали над 49 госпиталями. Студентки геологического факультета Казанского университета, закончив курсы медсестер, обслуживали 2 госпиталя.
    Деятельными помощниками медперсонала показали себя в годы войны девушки комсомольско-молодежной бригады Марии Котиковой. Они отдавали раненым значительную часть своего свободного времени: помогали в уходе за больными и ранеными бойцами, вели задушевные беседы, рассказывали о своей работе и жизни города, по просьбе бойцов писали письма. Командование госпиталя неоднократно объявляло им благодарность.
    С искренней теплотой и любовью ухаживали за тяжелоранеными и больными эвакогоспиталей №№ 4450, 2779, 3996 комсомолки завода им.Калинина и приборостроительных предприятий К.Н.Чумичева, А.П.Богданова, М.И.Горячева, Е.Н.Маслова, В.М.Кузнецова и другие.
    Это повседневное внимание, забота и душевная чуткость высоко ценились бойцами, поднимали их моральный дух, вызывали стремление быстрее вернуться на фронт.
    Шефы проводили значительную работу и по культурному оснащению эвакогоспиталей: устраивали для раненых вечера художественной самодеятельности, концерты, собирали художественную литературу. Только в октябре 1941 года силами местных организаций в госпиталях Татарстана было прочитано 238 лекций и докладов. Шефы передали в госпитали 7680 книг. За счет средств госпиталей и трудовых коллективов Казани было выписано 4680 экземпляров центральных и местных газет, 330 журналов; организациями кинопроката показано 560 кинокартин, а некоторые госпитали обеспечены киноустановками. В порядке культурного шефства было проведено 567 концертов, постановок и вечеров.
    В результате самоотверженной работы медиков в годы Великой Отечественной войны, в строй было возвращено 72% раненых и 90% больных воинов. В целом, в госпиталях нашей республики прошли курс лечения 334 тысячи раненых и больных воинов, 207 тысяч из них возвратились в строй.
    Сложной и многообразной была в период войны работа женщин в системе здравоохранения по медицинскому обслуживанию гражданского населения. Так как наиболее квалифицированные опытные медицинские кадры были мобилизованы в армию, а основные медицинские учреждения были преобразованы для нужд военного времени, сохранившаяся сеть гражданских медицинских учреждений испытывала очень большие трудности как с оборудованием, помещениями, медикаментами, так и с необходимым количеством медицинских кадров для обслуживания граждан республики. Достаточно сказать, что в годы Великой Отечественной войны в районах Татарстана работали всего 24 окулиста, 21 акушер-гинеколог, 53 педиатра.
    Крайне тяжелое положение сложилось в области акушерской и гинекологической помощи, о чем свидетельствует анализ документов и материалов, посланных в Наркомздрав РСФСР органами здравоохранения Татарстана. В Казани на весь город в 1943 году приходилось всего 60 акушерских коек, размещенных в единственном роддоме №3. Женщины большого по протяженности города, нуждавшиеся в помощи, могли быть госпитализированы только здесь. В связи с большим недостатком мест гинекологические больные, а также женщины с начавшимися внебольничными абортами, не могли получить полноценного лечения. Даже имевшие разрешение абортной комиссии на право аборта, были вынуждены ждать, пока освободится койка.
    Также в документах отмечалось, что роддом № 3 не соответствует предъявляемым требованиям как в отношении охвата, так и качества оказываемой акушерской помощи. Материнская смертность в роддоме равнялась 0,3%. Высока была общая смертность и достигала 7,7%, смертность недоношенных детей — 35,4%. По районам республики квалифицированной медицинской помощью был охвачен всего 51% женщин.
    За 1941—1945 гг. в Татарстане число мест для беременных женщин и рожениц (врачебных и акушерских) сократилось с 1778 до 1500.
    Сельским врачам, работавшим в районах республики, приходилось особенно трудно. Если в городе все же была возможность подменить уставшего врача, проконсультироваться в случае необходимости с высококвалифицированными специалистами, то в деревне приходилось полагаться только на себя, свои знания и опыт.
    С 1940 года работала Майсара Галимова в Балтасинской районной больнице. В любое время дня и ночи, в осеннюю грязь и зимний буран ходила она из деревни в деревню, оказывая медицинскую помощь колхозникам. Широкой и многообразной, как у любого сельского врача была врачебная практика Зугри Шириной, работавшей в годы войны в Усадской больнице Высокогорского района. Она пользовалась большим уважением и любовью среди сельского населения.
    Одним из показателей успешной и высокоэффективной работы медиков в годы Великой Отечественной войны является отсутствие серьезных эпидемий в республике. Значение большой профилактической и противоэпидемической работы станет ясным, если учесть, что эпидемии, сопровождавшие войны, как правило, уносили больше жизней, чем погибало солдат на полях сражений. Так, в 1918— 1920 гг. погибло от эпидемий сыпного и возвратного тифа и прокатившейся по всей планете "испанки" около 20 миллионов человек. Впервые в истории войн в годы Великой Отечественной войны не было допущено серьезных эпидемий ни среди гражданского населения, ни в армии.
    В результате систематической и целенаправленной работы медицинских работников в Татарстане в 1944 году случаи заболевания брюшным тифом снизились на 26% по сравнению с 1941 годом; дизентерией — в 5 раз. По детским болезням также имелось снижение: по дифтерии — в 2,5 раза, по скарлатине — в 3 раза, по кори — на 30%. Эпидемий сыпного тифа в республике вообще не наблюдалось.
    Большая работа по предотвращению эпидемических заболеваний была проведена учеными-медиками, сотрудниками Казанского института эпидемиологии и микробиологии. Коллективом института в первые годы войны руководила известный эпидемиолог П.А.Вершилова, затем — А.Р.Конова. Большинство сотрудников этого института в военные годы составляли женщины. Гангренозной лабораторией заведовала К.Ф.Фирсова, бактериологическим отделением — К.С.Зобина. Успешно справлялись со своими обязанностями научные сотрудники Г.Г.Ахмадуллина, А.М.Волкова, П.А.Сергеева, Н.Н.Кузнецова и др. За годы войны институтом была разработана 51 научная тема, большинство из которых нашли широкое применение в борьбе с эпидемическими болезнями.
    Казанские бактериологи под руководством врача И.Е.Алатырцевой еще в 1941 году освоили производство противоанаэробных сывороток в массовом масштабе, предохраняющих от заболеваний газовой гангреной и сыпняком. Очень важным было также освоение сыпно-тифозной сыворотки и так называемой пента-вакцины. С этой вакциной связаны имена врачей Спасской, Шаровской, Григорьевой. Прививки пента-вакцины предохраняли сразу от 5 эпидемических болезней.
    За годы Великой Отечественной войны Казанский институт эпидемиологии и микробиологии наладил массовый выпуск препаратов 17 наименований. Объем производства препаратов в человеко-дозах в 1945 году вырос более чем в 20 раз по сравнению с 1940 годом.
    В целом, несмотря на тяжелую обстановку, трудности военного времени, республиканские органы гражданского здравоохранения за годы войны не только сохранили имеющуюся сеть лечебных учреждений, но и добились ее расширения. В годы войны вновь было открыто 5 городских и 8 сельских больниц, заново создана республиканская больница восстановительной хирургии. Число больничных учреждений в республике с 1940 по 1945 гг. увеличилось со 161 до 195 единиц, число коек в них — с 10,5 тысяч до 13 тысяч.
    Расширение сети здравоохранения было обеспечено увеличением числа врачей на 182 человека и среднего медицинского персонала — на 828 человек.
    Советское правительство высоко оценило работу медицинских работников Татарстана. Орденами и медалями за годы войны было награждено более тысячи врачей. Среди них уже в 1942 году орденом "Знак Почета" — П.А.Вершилова, много лет плодотворно работавшая над проблемами лечения бруцелеза; медалью "За трудовую доблесть" — Л.К.Чулкина, старшая операционная сестра эвакогоспиталя; медалью "За трудовое отличие" — Ш.Х.Байбекова, зав.мед.отделением; Л.К.Пудодеева, операционная сестра; А.И.Царегородцева, зав.мед.отделением казанских эвакогоспиталей.101 Указом Президиума Верховного Совета ТАССР звание заслуженного врача ТАССР было присвоено 16 медработникам, 10 среди них — женщины. Это Р.Ш.Аминова, О.Г.Аукану, Р.Я.Ген, Д.А.Лучкая и др.
    18 человек получили благодарность Наркома здравоохранения СССР, 124 медицинских работника были награждены Почетной грамотой Верховного Совета ТАССР.
    Таким образом, женщины-медики сыграли большую роль в перестройке системы здравоохранения в условиях военного времени, в лечебно-профилактическом обслуживании населения и восстановлении боеспособности раненых и больных воинов Красной Армии.


    * * *

    Исследование документов и материалов показывает, что в годы Великой Отечественной войны женщины Татарстана внесли значительный вклад в перестройку основных сфер культуры на военный лад, составив наибольший процент работающих в органах народного образования, здравоохранения, учреждениях науки и искусства. Многообразной и разносторонней была деятельность женщин-учителей республики. Основную свою задачу они видели в том, чтобы обеспечить необходимое качество учебной и воспитательной работы в школе, охватить обучением всех детей школьного возраста. Несмотря на трудности и лишения, вызванные войной, совместные усилия педагогов Татарстана позволили выполнить в основном программу всеобуча в военные годы.
    Кроме того, женщины-учителя вели большую общественно-политическую и военно-патриотическую работу среди населения городов и сел, участвовали в работе Советов депутатов трудящихся, вместе с учащимися помогали в проведении весенне-полевых и уборочных работ.
    Социальная активность женщин Татарстана проявилась также в развитии науки. В результате исследовательской работы научных сотрудников и студенток высших учебных заведений республики были сделаны важные открытия во многих областях науки, большинство из которых нашли применение в оборонной промышленности.
    Большое значение в деле создания моральных предпосылок Победы над врагом играла в годы войны деятельность учреждений культуры и искусства. Анализ архивных документов свидетельствует о том, что значительную часть работников этих учреждений составляли женщины. Одной из главных форм работы становятся концертные выступления, которые позволяли охватить большие массы людей и использовать новый, оперативно создаваемый репертуар. В содержании его преобладала патриотическая тема борьбы советского народа с фашизмом. Деятельность женщин-работников культуры и искусства поднимала дух воинов на фронте, поддерживала настроение трудящихся в их повседневной работе в тылу, укрепляла веру народа в победоносное завершение войны.
    Резко возросла роль женщин в системе здравоохранения в военный период. С целью подготовки достаточного количества среднего и младшего медперсонала для тыловых и фронтовых госпиталей в Татарстане была создана широкая сеть курсов и школ. Женщины составили абсолютное большинство вновь подготовленных в этот период медицинских работников республики. Они проводили большую работу по возвращению в строй раненых и больных воинов Красной Армии, обслуживанию гражданского населения, по профилактике эпидемических заболеваний в тылу и на фронте.
    Таким образом, исследование архивных документов и материалов периодической печати показывает, что женщины сыграли определенную роль в перестройке органов народного образования, здравоохранения, науки и искусства в соответствии с задачами военного времени. Они отдавали все силы и знания во имя защиты Родины, проявляя при этом стойкость и глубокое чувство патриотизма.


  • Глава III. Женщины во всенародном движении в помощь фронту и на фронтах Великой Отечественной войны
  • Заключение




  • ← назад   ↑ наверх