• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Иван Ильясов

    Учитель

    (рассказ)

    После учёбы в пединституте Евгения распределили учить детей русскому языку в начальной школе в Калмыкию. Распределили по его воле: он увлекался Востоком, его постоянно тянуло в степь, в юрту, и он считал себя азиатом из-за маленько раскосых глаз, хотя ближайших предков-азиатов у него не было. Ему надоела Москва, где шум, серые пятиэтажки, пьяные и злые горожане, которые, как ему казалось, были везде: на остановках, в метро, во дворе, среди соседи, в метро. Его доводила до негодования тупость его школьных друзей, подруги, что любили его раньше, перешли в разряд бывших, а те, что у него были быстро приходили в его жизнь, и также быстро уходили из неё, он менял девушек как перчатки, но не по своей воле, они бросали его, а он хотел любви. Ему просто не нравилось то, как он живёт, и он решил перекочевать из Москвы туда, куда его тянуло. Приехал он в маленькое село. В селе было с десяток юрт. Водитель машины, на которой приехал Евгений, подозвал старейшину села. Они переговорили, а потом старейшина повёл Евгения в красивую коричнево-синюю юрту с белым калмыцким узором. В юрте стояли разные полочки синего цвета, а них был красный узор, такой же какой был на юрте, в юрте на одной из стен висел ковёр, на котором были изображены азиатские воины, скачущие на конях из восточного села по барханам, а всё это покрывает тёмно-синее звёздное небо. В конце юрты стоял сундук, наверное 18 века, а может ещё старше, как подумал Евгений, в котором лежала одежда. Также в юрте стояло несколько кроватей, маленький столик и лавочки. На лавочке сидели калмычка лет 50 и её дочка с малышом на руках. Старейшина подозвал к себе Цэцэк (так звали калмычку лет 50). Он ей рассказал немного про Евгения, а она рассказала старейшине про условия, на каких примут Евгения и, что они тепло его примут. Потом старейшина вышел из юрты и позвал местного пастуха, которому посчастливилось несколько раз быть в Москве. Он немного знал русский и понимал русскую речь. Пастуха звали Эльтоон. Он провёл для Евгения экскурсию по селу, показал Буддийский Храм, который был рядом с селом, школу, в которой Евгений будет преподавать (школа была постройки начала 20 века одно из четырёх кирпичных зданий в селе), потом они поехали в Элисту. В Элисте всё было практически также как и в Москве: те же пятиэтажки, стеклянные небоскрёбы как Москва-Сити. Люди всё сновали как муравьи, но это только с виду, так в Элисте люди гораздо добрее и лучше, чем в Москве. Переночевали Евгений с Эльтооном у друзей Эльтоона. На следующий день они возвратились обратно в село. Евгений начал преподавать. В школе бы всего 25 человек, но по сельским меркам это много, в соседнем селе в школе учились всего 8 человек. Многие из сёл перебрались в города, раньше сёла больше были, и детей в школах больше училось. На первом уроке он пытался заинтересовать детей, а они шумели, игрались, кто-то просто носился по классу. Шума и визга было столько, что можно было подумать, что их не 8 человек в классе, а гораздо больше. Так прошёл весь день. Детям был неинтересно, то как Евгений подавал материал, они начинали баловаться и превращали урок в цирк, а он негодовал из-за того, что не мог заинтересовать детей, выгонял с урока, и к концу урока в классе был только он один. Под конец дня он сидел, проверял тетради учеников и думал, что здесь всё одно и то же, что и в Москве, даже дети его не слушаются, и зачем он поступил учиться на преподавателя, надо было уехать в деревню, там ему казалось и люди лучше, и нет плохих сторон вообще. В кабинет вошла Лиля. Она 5 лет уже здесь преподавала, а направили её сюда из Элисты. Лиля спросила Евгения, чего он сидит такой грустный. Евгений сказал, что ему казалось, что здесь лучше, а тут такое же безразличие, что и в Москве, те же проблемы, думал, что здесь будет что-то новое, но нового не нашёл, и дети его за день вымотали своим поведением. Лиля сказала:»Побыв на неизвестной земле всего месяц, нельзя хорошо узнать, кто и какие люди живут на ней, и в любом месте есть негатив и позитив, так как везде это есть и в каждом это есть в этом мире. Детей надо чем-то заинтересовать, они маленькие, их надо игрой заинтересовывать, чтобы на уроке им было весело и интересно. А тебя чему учили в Москве?»

    -Надо рассказывать, много рассказывать и строго учить – никаких вольностей.

    -Если много рассказывать, то это нудно, и дети от этого устают. От этого они начинают развлекать себя сами, то есть попросту на голове ходить, а если никаких вольностей и строго, то дети начинают выходить из-под контроля, так как должна быть какая-то свобода, потому, что мы сотворены свободными, со свободной волей. Так что учи их, играя с ними и предоставляя им немного свободы, но, никак не мучая их скучными и монотонными лекциями и строгостью. У тебя завтра будет окно между уроками, а у меня как раз в это время урок будет. Приходи, посмотришь, как преподавать детям надо.

    На следующий день, когда у Евгения было свободное время между уроками, он пришёл в класс к Лиле. У Лили был урок математики. Она начала урок с того, что по-доброму просто улыбнулась детям. Вначале она кратко, только самое основное, объяснила по материалу, который надо было пройти. В классе на стене висела доска, на которой были магнитики в виде букв, цифр и арифметических знаков. Она разбила класс на две команды, и потом вызывала каждого ученика из команд к доске. Ученики считали пример, и за каждый правильно решённый пример команде начислялось очко. Выигрывала это соревнование то одна команда, то другая, команды шли ноздря в ноздрю, и каждый ученик старался решить правильно как можно больше примеров и принести своей команде победу. Детям было весело и интересно. Оценки Лиля не ставила, ученики работали за победу и похвалу. Она сплачивала класс, не давя индивидуальность каждого, как это часто бывает в школах. После урока с Лилей, Евгений решил провести свой урок тоже в виде игры, и на удивление урок прошёл спокойно. Дети были увлечены материалом, который давал Евгений. На следующий день он в знак благодарности принёс Лиле шоколадку и букет цветов. Она сказала, что не за что благодарностей, просто её поставила шефствовать над ним, как над новичком в их школе, директор школы Баира Ивановна.

    По обычаям, и в Монголии, и в Бурятии, и в некоторых местах Алтая, а также в Калмыкии, летом и осенью происходит перекочевка с одно места в степи на другое. Цэцэк с мужем Баатбаяром, который был старейшиной села, дочкой Бааяслагаан, её маленьким сыном, двумя её братьями и сестрой готовились к перекочёвке, а Евгений им помогал. Вначале они перегнали на новое место скот, потом собрали и погрузили на повозки с лошадьми мебель, печку-буржуйку, одежду и хозяйственные вещи. Разобрали юрту и тоже погрузили её на повозку и отправились кочевать. Евгений отправился с ними. Ему было интересно, как люди живут в степи, где никого вокруг, а до ближайшего аймака несколько десятков километров. Целое лето он жил в степи. Был пастухом. Пас с Баатбаяром баранов и лошадей. Вместе с ним стриг баранов и потом ездил с ним через степь в Элисту и на рынке продавал вещи из бараньей шерсти, а ещё Евгений фотографировал и рисовал виды степи, а также нарисовал Баатбаяра, пасшего баранов. Так прошло всё лето. Надо было перекочёвывать обратно. Опять собрали вещи, поблагодарили природу за хорошее лето и поехали обратно в село. Приехав, Евгений пришёл в школу, подготовил класс к учебному году, заполнил необходимые документы. По вечерам гулял с Лилей по селу и общался с ней. 1 сентября было всё как обычно: линейка, короткий день, а потом он с Лилей поехал в Элисту в музей.

    Прошло несколько месяцев. В 9 классе училась девушка. Звали её Данара. Она была постоянно грустная, забитая и ни с кем практически не общалась. Часто просто сидела одна за партой даже на переменах. Вначале учителям было всё равно, но когда девушка пришла с разбитым носом и рассечённой губой, то директор собрала комиссию, в которой было несколько учителей и Лиля с Евгением. Все они направились осмотреть условия, в которых проживала Данара. Данара жила в кирпичном длинном двухэтажном бараке, построенном ещё в 30-е годы. Дверь в её квартире еле закрывалась, везде на полу стояли пустые бутылки из под кэдгэн (калмыцкой водки), пол был грязный, и на нём держался на честном слове рваный линолеум, обои оборваны. В комнате сидела пьяная калмычка и ещё двое таких же пьяных русских мужиков. Баатсух (так звали мать Данары) удивленно спросила кто они, а потом предложила выпить. Евгений взял бутылку и вылил остатки водки в окно. Мужики набросились на него с кулаками, а Баатсух истерично кричала, что убивают и водку просто так вылили в окно. Евгений пытался драться, даже разбил бутылку о голову одного из мужиков и ему глаз подбил. Остальные члены комиссии, услышав возню, прибежали в комнату. Лиля бросилась защищать Евгения. Один из мужиков её вырубил. Двое мужчин из комиссии быстро скрутили пьяных мужиков и вызвали милицию. Баатсух и двоих её друзей забрали за дебош и хулиганство. Лиля пришла в себя и лечила разбитый нос Евгения. По пути домой Евгений проводил Лилю. По дороге она пошутила, что он герой, дрался один против двоих, а когда она ему лечила нос, он ни разу не пискнул. Баатсух лишили родительских прав, а Лиля стала опекуном Данары. Евгений наконец-то признался Лиле в любви, и через какое-то время у них образовалась семья: он, Лиля и Данара.

    апрель 2011, изменён сентябрь 2013

    Иван Ильясов
    рассказ на русском языке.
  • Иван Ильясов:
  • 26 апреля (рассказ)
  • Вот такие 16 лет (рассказ)
  • Всё не так плохо (рассказ)
  • Учитель (рассказ)
  • Лёгкая любовь (рассказ)
  • О пенитенциарной системе (статья)
  • Случайная встреча (рассказ)




  • ← назад   ↑ наверх