• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ирмияева Т.Ю.
    История мусульманского мира от Халифата
    до Блистательной Порты

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Миссия Пророка
    Около 570-632
    Мухаммед

    История не располагает письменными свидетельствами современников о
    Мухаммеде. Предания о его жизни и деяниях (хадисы), долгое время
    распространявшиеся устно, были записаны позднее. Основанная на хадисах
    первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком (ум. в 767 г.), а
    до нас она дошла в переработке Ибн Хишама (ум. в 834 г.) и отчасти в
    обширных выдержках из трудов историка ат-Табари (ум. в 923 г.).
    Согласно традиции, принято считать, что Мухаммед ибн Абдаллах, курейшит из
    рода Хашим, родился в "год слона" - год неудачного похода Абрахи против
    Мекки, то есть около 570 года. Он принадлежал к одной из благородных
    мекканских семей, ведущей свое происхождение от Кусая. Мухаммед рано
    осиротел - он совсем не знал своего отца Абдаллаха, который умер до его
    рождения, а в шесть лет лишился и матери. Когда ему было лет
    девять-десять, умер его дед Абд Мутталиб. Отец Мухаммеда был небогатым
    купцом и, умирая, оставил своей жене Амине пять верблюдов, несколько овец
    и одну рабыню. Мухаммеда взял к себе дядя Абу Талиб, глава рода Хашимидов,
    человек великодушный и добрый, но чрезвычайно бедный. Мухаммед вел
    трудовую жизнь: будучи ребенком, пас овец и коз - презренное занятие с
    точки зрения мекканцев, а когда подрос, стал наниматься сопровождать
    караваны. С ними он побывал в Сирии, где познакомился с христианским
    вероучением, ритуалы которого остались для него непонятными. В детстве
    Мухаммед был очень одинок и много времени проводил на горе Хира, у
    подножия которой расположена Мекка.
    В двадцать пять лет Мухаммед женился на Хадидже, вдове богатого купца,
    которая и сама возглавляла большое торговое дело. У него родились дети, в
    том числе дочь Фатима, ставшая прародительницей многочисленных потомков
    Пророка - Хасанидов и Хусейнидов. Фатима ненадолго пережила отца,
    скончавшись в 633 году. Мухаммед при жизни Хадиджи не брал себе других
    жен, а после ее смерти в память о ней часто устраивал угощения для
    бедняков. О таком заповедании говорится в суре Корана "Утро":
    Клянусь утром и темнотой наступающей ночи! Не покинул тебя твой Господь и
    не возненавидел. Ведь последнее для тебя - лучше, чем первое. Ведь даст
    тебе твой Господь, и ты будешь доволен. Разве не нашел Он тебя сиротой - и
    приютил? Разве не нашел Он тебя заблудшим - и направил на путь? Разве не
    нашел Он тебя бедным - и обогатил? И вот сироту ты не притесняй, а
    просящего не отгоняй, но возвещай о милости твоего Господа (Коран,
    93:1-11)(1).
    В 610 году Мухаммед впервые услышал обращенный к нему божественный призыв.
    Архангел Джабраил повелел Мухаммеду говорить, вернее, читать (из Небесной
    Книги), но Мухаммед еще не знал что и поэтому молчал. На второй призыв
    Мухаммед осмелился спросить и лишь на третий произнес стихи, ставшие сурой
    Корана "Сгусток", которая начинается так:
    Читай, во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из
    сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил Каламом, научил
    человека тому, чего тот не знал (Коран, 96:1-5)(2).
    Слово икра' (читай) имеет корень кр' с двумя близкими значениями:
    "декламировать наизусть" и "читать по книге вслух". Именно от него
    происходит слово Кур'ан (Коран). Таким образом, первое же слово
    божественного воззвания неопровержимо свидетельствует об откровении:
    Мухаммед был избран посредником между Словом (Каламом), исходящим от
    Аллаха, и людьми, которые сами не могли ни услышать его, ни прочесть. Тем
    же, кто начал распускать слухи, что Мухаммед на самом деле беседует с
    неким сирийцем, был Дан следующий ответ:
    Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". - Язык того, на
    которого они указывают, иноземный, а это - язык арабский, ясный (Коран,
    16:105)(3).
    Мухаммед не создавал учения, а творил формы существования - в соответствии
    с обретенным пониманием Бога, как реальное исполнение Его наказов и
    запретов. Мухаммед назван в Коране предостерегателем (мунзир) и
    посланником (расуль).
    Первыми уверовали в проповедь Мухаммеда его жена Хадиджа, дочери Рукайя,
    Умм Кульсум и Фатима, а также Али, двоюродный брат Мухаммеда, сын Абу
    Талиба. В то время Али было двенадцать или тринадцать лет. Впоследствии,
    женившись на Фатиме, он стал зятем Пророка и четвертым халифом. Уверовали
    в Мухаммеда его вольноотпущенник и приемный сын Зайд ибн Харис, богатый
    купец Абу Бекр (впоследствии первый халиф), родственники Мухаммеда -
    аз-Зубайр и Саад ибн Абу Ваккас (впоследствии знаменитый полководец,
    победитель персов в битве при Кадисии в 637 году). Тогда же примкнули к
    Мухаммеду купцы Тальха, Абдаррахман ибн Ауф и Абдаллах ибн Саад, а также
    Усман ибн Аффан из рода Омейядов (впоследствии третий халиф и зять Пророка
    - его женой стала Рукайя) и, кроме того, бывший раб, пастух Абдаллах ибн
    Масуд - один из виднейших сподвижников Мухаммеда.
    Мекканская знать отнеслась к проповеди Мухаммеда с неприкрытой
    враждебностью. Его врагами стали богатый купец Абу Суфьян, глава рода
    Омейядов, его жена Хинда и их зять, а также Амр ибн Хишам, прозванный
    сторонниками Мухаммеда Абу Джахль ("Отец невежества"), и родной дядя
    Мухаммеда - Абд Узза ибн Абд Мутталиб, прозванный им Абу Лахаб ("Отец
    адского огня").
    Через пять лет последователей Мухаммеда в Мекке насчитывалось не более ста
    пятидесяти человек. К этому времени, то есть около 615 года, в ислам
    обратились Хамза ибн Абд Мутталиб - второй дядя Мухаммеда, прозванный
    потом "Лев Аллаха и Его посланника", и Умар ибн ал-Хаттаб, молодой человек
    двадцати шести лет, не богатый и не знатный, богатырского сложения,
    решительный, пылкий и чрезвычайно добрый. Умар настоял на том, чтобы
    мусульмане молились не в частном доме, а открыто, у Каабы. Мекканцы
    насмехались над ними, спрашивая: "Когда же наступит наконец ваш Судный
    день?"
    Немаловажным представляется следующее: если бы проповедь Мухаммеда
    оказалась недоступной пониманию его современников, он не обрел бы
    последователей, и вскоре и сам он, и его миссия были бы преданы забвению,
    подобно тому, как это происходило и происходит с большинством новых учений
    о Боге. Мухаммед явился своему народу как арабский Пророк, возвещающий
    неизменную с начала времен истину:
    Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть - у
    Аллаха, Владыки миров, у Которого нет подобных Ему. Это мне повелено, и я
    - первый из предавшихся" (Коран, 6:163)(4).





    ← назад   ↑ наверх