• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу

  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа

    Повесть о Омаре Хайяме


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Г. А. Федоров-Давыдов

    РЕЛИГИЯ И ВЕРОВАНИЯ В ГОРОДАХ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

    В XIII в. монгольская аристократия улуса Джучи была шаманистской, довольно терпимо относившейся и к христианству, и к исламу. Сын хана Бату Сартак и его окружение были христианами несторианского толка, он воспитывался у сирийцев [4, с. 110]. Берке принял ислам еще юношей. Первый мусульманский хан Берке снискал восхваления мусульманских писателей - его современников. Сообщается, что он принял ислам от жившего в Бухаре ученика среднеазиатского шейха Наджм-ад-Дин Кубра [43, с. 379; 44, с. 16-19). Как защитник мусульманства в империи Чингизидов, Берке резко выступил против Хулагу после взятия последним Багдада и казни халифа. Кроме Средней Азии другим центром распространения ислама в Золотой Орде была Волжская Болгария. В Болгаре в XIII в., видимо, при Берке начата была большая соборная мечеть 12. Исламизация Орды при Берке была неглубокой и непрочной. Однако Туда-Менгу был мусульманином. Склонность к исламу обнаруживал слабоумный Тула-Буга. Такта был шаманистом, покровительствовал колдунам и ламам, но "уважал более других мусульман" [43, с. 105, 174, 362, 435].

    Более прочной и глубокой была исламизация Золотой Орды, и прежде всего городов в XIV в. при Узбеке и Джанибеке. Недаром гласит старинная ногайская пословица: "Религия досталась от Узбека" [45, с. 84; 46, 1985, с. 179].

    Недавно Д. В. Васильев выступил с периодизацией развития ислама в Золотой Орде. Он выделяет следующие этапы: 1 - этап религиозного индифферентизма при Бату (1243-1256 гг. ), 2 - этап протекционизма исламу при Берке (1257— 1266 гг. ), 3 - этап "языческой реакции" и "подспудного" роста ислама (1266-1312 гг. ), 4 — "огосударствление" ислама при Узбеке и Джанибеке (1313—1357 гг. ) [9, 1996, с. 23]. Эту периодизацию автор увязывает с периодизацией градостроительства в Золотой Орде, предложений В. Л. Егоровым, которая, однако, вызывает некоторые сомнения [21; 52, с. 16]. Общую периодизацию развития ислама

    в Золотой Орде вряд ли можно построить, так как эта религия развивалась в разных городах и районах по-разному. Так, в Волжской Болгарии и Сарае выпускались монеты, часто с религиозными надписями в период "языческой реакции". Периодизация Д. В. Васильева - это периодизация не столько собственно развития ислама, сколько религиозной политики ханов.

    В XIV в. перестроена была большая соборная мечеть в Болгаре. Были построены новые мечети и другие мусульманские здания. К середине XIV в. относятся две мечети, раскопанные одна на Водянском городище близ Волгограда и вторая на Селитренном городище на Средней Ахтубе - развалины золотоордынского Сарая [52, с. 67-68].

    Первая представляла собой прямоугольник каменных стен с деревянными колоннами, несущими плоское перекрытие, с михрабом, с отгороженным перед ним пространством, с подставкой для ляуха, с цилиндрическим минаретом на квадратном каменном цоколе 23.

    Аналогичная мечеть была открыта на золотоордынском поселении XIV в. Кучугуры близ Запорожья 20.

    Вторая мечеть тоже прямоугольная, но из жженых кирп