• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Тагиров Индус Ризакович



    Декан исторического факультета, заведующий кафедрой отечественной истории XX века Казанского государственного университета (КГУ); родился 24 мая 1936 г. в с. Старое Шугурово Лениногорского района Татарской АССР; в 1963 г. окончил историко-филологический факультет, в 1966 г. — аспирантуру КГУ, доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии наук Татарстана; с 1966 г. — преподаватель, с 1980 г. — профессор, заведующий кафедрой истории СССР КГУ;

    Председатель научного совета АН РТ по истории татарского народа и Республики Татарстан

    С 2002 член президиума АН РТ

    Входит в состав коллегии Архивного управления РТ, редколлегий журналов "Татарстан", "Мирас", "Гасырлар авазы = Эхо веков"
    Заслуженный деятель науки Республики Татарстан (c 1986г)
    Заслуженный деятель науки Российской Федерации (c 1997г)
    Председатель исполнительного комитета Всемирного Конгресса татар (1992-2002гг)
    Лауреат Государственной премии РТ (2002)
    Награждён орденом Дружбы (2003), медалями "Ветеран труда", "В память 300-летия С.-Петербурга".
    В 1995 г. был избран депутатом Государственного Совета Республики Татарстан;
    в июле 1992 г. на I Всемирном конгрессе татар (ВКТ) был избран председателем Исполкома ВКТ, в августе 1997 г. на II конгрессе был переизбран; Заслуженный деятель науки Республики Татарстан.
    C 1983 зав. каф. истории СССР сов. периода (ныне каф. современной отеч. истории) Казанского Государственного Университета
    В 1980-1995 декан исторического факультета Казанского Государственного Университета

    Основные публикации :
    Октябрь в Казани. Казань, 1967. (В соавт.);
    Революционная борьба и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале (февр. - июль 1917). Казань, 1977
    Дорогой свободы и братства. Казань, 1987;
    Очерки истории Татарстана и татарского народа. Казань, 1999
    История национальной государственности Татарстана и татарского народа. Казань, 2000
    На изломе истории. Казань, 2004.



    БЕЗ – ТАРИХ ЧАРЛАГАН ХАЛЫК

    Агымдагы елның 27 маенда Татарстан Республикасы оешуга 90 ел тулачак. Табигый, татар халкының дәүләтчелек тарихы бик күп еллар элек башланган. Монысын иң яңа тарих дип әйтсәк тә, хата булмастыр. Хәер, иң яңа тарихның да без белмәгән, игътибар итеп җиткермәгән, онытыла төшкән сәхифәләре, “ак тап”лары, заманнар узу белән тоныклана төшкән мәшһүр шәхесләре яисә аларны күләгәдә калдыру хисабына калкурак күрсәтелгән затлары бар. Шуларны игътибар үзәгенә чыгару максатында, галимнәргә мөрәҗәгать итеп, редакциябез “Республикабызның 90 еллыгын каршылап” дигән яңа рубрика башларга булды. Беренче әңгәмәбезне “Татарстан һәм татар халкының дәүләтчелек тарихы” дигән саллы хезмәт язган КДУ профессоры, тарих факультетының Ватан тарихы кафедрасы мөдире, ТФА академигы Индус Риза улы Таһиров белән башлыйбыз.
    – ХХ гасыр башында, революциядән соң, бу җирлектә Татар-башкорт республикасы оешу мөмкинлеге булган диләр. Бу мөмкин эш идеме? Әлеге ниятнең тормышка ашмавында Зәки Вәлиди тискәре роль уйнаган дигән сүзләр йөри. Бу сүзләр ни дәрәҗәдә дөреслеккә туры килә, Индус абый?
    – Гомумән, Татар-башкорт республикасы ул – советлар тарафыннан Идел-Урал штаты идеясен юкка чыгару өчен уйлап табылган проект. Идел-Урал штатын булдырмас өчен, 1918 елның 22 мартында Сталин һәм Вахитов тарафыннан имзаланган Татар-башкорт республикасы турындагы нигезләмә игълан ителә. Бу нигезләмә, минемчә, һич кенә дә тормышка ашырылырга тиеш булмый. Аның беренче максаты әлеге штат идеясен бетерү булса, икенче максаты – гражданнар сугышында татар-башкорт потенциалын тулысынча үз максатларында файдалану. Шуңа күрә бу ихтыяҗ беткәннән соң, Татар-башкорт республикасы идеясе дә юкка чыга.
    Әлбәттә, монда башкортлар каршы чыга дип әйтү дөрес түгел. Чөнки Зәки Вәлидинең Кече Башкортстан дигән республикасы була инде. Стәрлетамак – аның башкаласы. Зәки Вәлиди Татар-башкорт республикасына шушы республиканың кермәвен генә тели. Шуңа күрә бу зур республика Татарстан Республикасы дип кенә аталсын, безгә кермәгән Уфа башкортлары күпчелекне тәшкил итми, алар моңа һич тә үпкәләмәс, ди. Кыскасы, ул республиканың әлеге исеменә генә каршы чыга.
    Кече Башкортстан – 1917 елның декабрендә үк игълан ителгән республика. 1919 елның 20 мартында ул Совет хөкүмәте тарафыннан таныла. Тануның максаты – Колчак ягында сугышкан башкорт гаскәрен советлар ягына чыгару. Монда арадашчылык ролен Мирсәет Солтангалиев уйный. Башкорт гаскәрен советлар ягына чыгару бәрабәренә Совет хөкүмәте белән башкорт хөкүмәте арасында килешү төзелә. Шушы килешү нигезендә Башкортстан хөкүмәте таныла. Ә инде гражданнар сугышында кайсы як өстен чыга башлавы билгеле булганнан соң, РКП(б) политбюросы Татар-башкорт республикасы өчен агитация алып баруны тыя. Бу идея шуның белән бетә һәм Татарстан Республикасы төзү мәсьәләсе генә кала. Аның да берничә варианты була. Беренче варианты әнә шул Зур Татарстан проекты. Аңа Уфа да, Казан да керә. Ул проект басылып чыккан, бар.
    – Нишләп ахырда Башкортстан зуррак, Татарстан кечерәк булып чыккан соң?
    – Мөгаен, Зур Татарстан проекты да уен гына булгандыр. Хәзер аны беркем дә тикшерми, кызыксынмый. Республиканың әле тагын бер варианты булган – монысы Уфасыз да, Казансыз да. Менә монда Зәки Вәлидинең ниндидер йогынтысы булуы ихтимал. Ни өчен дигәндә, бер очрашу вакытында Зәки Вәлиди Солтангалиевкә, сез Казанны үзегезгә алмагыз, анда күпчелек урыслар, сез аны татарлаштыра алмассыз, ди. Бәлкем шушы йогынты да булгандыр. Әмма бу фикергә моңарчы бер-берсенә каршы булган татарларыбыз берләшеп протест белдерә. Шулай Казанны башкала итеп Татарстан төзү мәсьәләсе көн тәртибенә баса. Инде 1920 елның 27 маенда шушы проект барлыкка килә. Ул проектта Татарстанның күләме хәзерге зурлыкта. Дөрес, анда аз гына үзгәрешләр була. Аның соңгы абзацында кечкенә генә хәрефләр белән, Бөре, Бәләбәй өязләренең Татарстан Республикасына керү мәсьәләсе халык фикерен өйрәнгәннән соң гына хәл ителәчәк, дип языла. Әмма тора-бара бу мәсьәлә белән берәү дә кызыксынып тормый. Бу җирләрне Татарстанга кертмиләр. 1922 елны исә бу җирләрне Уфасы-ние белән бергә Кече Башкортстанга бирәләр. Бу – Сталинның эше.
    – Ул чагында бу җирләр 1922 елга хәтле кем карамагында була соң?
    – Уфа губернасында. Ул вакытта губерналар саклана әле.
    – Татарстан Республикасы оешуда Солтангалиев, Вахитов, Ямашевларның роле ни дәрәҗәдә? Кайсы зуррак роль уйнаган?
    – Хөсәен Ямашев моңа кадәр үлгән инде. Инде әһәмиятенә килгәндә, татарның башка күренекле шәхесләре дә бар. Совет заманында республика төзелү турында сөйләгәндә большевикларны гына искә ала идек. Дөресен генә әйткәндә, Ямашев та әле чиста большевик түгел. Беренче чиратта ул – социал-демократ. Әле алар әлләни бүленмәгән, чөнки аның хатыны Хәдичә Ямашева үзен меньшевик дип саный. Әйтик, “Урал” газетасы – меньшевиклар газетасы.
    – Ул чагында Ямашев үлеп котылган дип әйтә алабыз?
    – Әйе, шәхес культы вакытында күренекле кешеләре­безнең берсе дә калмый диярлек. Инде Мулланур Вахитовка килгәндә, ул – Татар-башкорт республикасы идеясе белән янып йөргән кеше. Чын күңеленнән большевикларга ышана ул. Аларга Солтангалиев тә, Шамил Усманов та ышана. Алар үз заманында әлеге Идел-Урал штаты идеясенә каршы чыга. Шушы штатны Казанда Бөтенроссия мөселман хәрбиләренең икенче корылтае игълан итәргә тиеш була. Аның башында – 22 яшьлек прапорщик Ильяс Алкин. Ул – шушы хәрбиләр шурасының рәисе, шуны оештырган кеше. Үз тирәсенә генераллар, полковниклар туплап, шактый күп эшләгән кеше була ул. Ләкин моңа җирле большевиклар каршы була һәм, ни кызганыч, татар большевиклары да, шул исәптән Мәскәүдәге Мулланур Вахитов та каршы чыга. Ул анда мөселман комиссариатын җитәкли. Монда, Казанда Солтангалиев, Сәетгалиев һәм тагын берничә большевик каршы. “Советлар безгә үзләре Татар-башкорт республикасы бирә. Без бергәләп шуны игълан итик. Ул идея безгә кирәкми”, – дип белдерә алар. Шамил Усманов та шулар яклы.
    Миндә Солтангалиевтән 1937 елгы сорау алуларның ике томлык күрсәтмәсе бар. Шунда: “Ни кызганыч, без монда хата җибәрдек. Соңыннан үкендек, бергә буласы калган”, – дип таный ул анда. Шулай итеп, Идел-Урал штаты булмый кала. Аның җитәкчеләрен үзебезнең татарлар ук төнлә килеп кулга ала. Шуннан соң корылтай үз эшен Болак артына күчерергә мәҗбүр була. Шулай итеп җирле хакимият белән штатны игълан итми торырга дигән килешү төзелә. Соңрак инде Мулланур Вахитов, Мәскәүдән 300 кешелек матрослар отряды җибәреп, штат төзү идеясе белән йөрүчеләрне таркаталар.
    – 300 кешелек отрядны җиңә алмаганнармы?
    – Аларга кем ныклап каршы чыга соң? Монда бит бер-берсе белән ызгышу. Тынычлык белән хәл итмәкчеләр. Сугышчан бәрелешләр булмый. Күпчелекне Татар-башкорт республикасы була дип ышандыралар. Ләкин аның әһәмияте шунда: әгәр Идел-Урал штаты игълан ителгән булса, республикабыз татар халкының үзбилгеләнү хокукы рәвешендә барлыкка килгән булыр иде. Ә менә өстән нигезләмә, декрет чыгу – үзбилгеләнү хокукы түгел ул. Татарстан Республикасы төзелү – өстән төшерелгән декрет кына ул. Шуңа күрә тагын бер декрет белән республиканы юк итеп тә була иде. Үзбилгеләнү хокукын тормышка ашыру рәве­шендә барлыкка килгән республиканың көче зуррак, аны бетерү авыррак.
    – Шул заманнан бүгенге чорга кайтсак, үзбилгеләнү ягыннан 1552 елдан соң дәүләтчелегебезне тергезү дип 1990 елны гына атый алабыз ул вакытта?
    – Болайрак ул. 1920 елны барлыкка килгән республиканы күпләр фикция генә ди. Чөнки бу продразверстка планын үтәү бәрабәренә генә эшләнә диләр. Республикага 10 миллион ярым пот икмәк тапшыру бурычы йөкләнә. Аны җыярдай хәл калмый. Чөнки монда икмәк бөтенләе белән диярлек җыелган була инде. Алай гына да түгел, Совнарком рәисе итеп сайланган Сәхипгәрәй Сәетгалиев аны арттырып үти. Анда тройкалар бик каты эшли. Шунлыктан республика продразверстка планын үтәү бәра­бәренә генә төзелгән дип кабул итә күпләр. Ул гына да түгел, 1920 елның февралендә сәнәкчеләр баш күтәрә. Ул – Совет хөкүмәтенең менә шушы сәясәтенә каршы чыгу. 35 көн дәвам итә бу гамәл. Шуннан файдаланып, кайбе­рәү­ләр, моны татарлар эшләде, алар советларга каршы, республиканы төземәскә кирәк, дип белдерә. Әмма 1920 елны республика төзелә. 1921 елгы ачлык, билгеле, әлеге продразверстка планын үтәү нәтиҗәсе. 1921 елны корылык килә. Апрель аенда ук кояш, июнь кояшыдай кыздырып, бөтен нәрсәне көйдереп бетерә. Чәчелми калган җирләр дә була. Чәчкән җирләрнең күбесендә тишелеп чыкмый да. Яздан ук ачлык башлана.
    1921 елны халыкара ярдәмнең ничек оештырылуын кү­рергә килгән бер американ үз истәлекләрендә татар авыллары яныннан үтүен яза: “Ичмасам эт кенә өрсен, бер әтәч кычкырсын, бернинди тавыш юк”. Чөнки боларның бөтенесен ашап бетергән булалар. Күп кенә кешеләрнең өйләреннән чыгарлык та хәле юк. 1921 – 1926 елларда Татарстан халкы 400 мең кешегә кими. Әйтик, республика төзелгәндә 2 миллион 812 мең кеше булса, 2 миллион 400 меңгә кала. Татарлар 300 меңгә кими. Менә моннан күренә инде кемгә күбрәк зыян килгәне. Аннан әле бик күпләр читкә китә. Өчәр меңләп китәләр. Гомумән, искиткеч зур һәлакәт була бу. Галимҗан Ибраһимовның бу хакта “Адәмнәр” дигән әсәре бар. Анда коточкыч хәлләр кабатланган. Республикабыз шушы рәвешле барлыкка килгән.
    Рәшит Минһаҗ
    Ватаным Татарстан

    Тагиров Индус Ризакович

    Ученый, политик, человек

    Когда редактор журнала «Эхо веков» обратился ко мне с просьбой написать статью об Индусе Резаковиче Тагирове, моем близком друге и коллеге по работе в Казанском государственном университете, я долго ходил в раздумье, как и что писать о нем. И вот, следуя совету поэта «не юбелеить», я решил вспомнить наиболее яркие эпизоды из жизни этой неординарной личности и рассказать о них читателю.

    Становление ученого
    Шел 1958 г., время «оттепели». Индус Тагиров, отслужив в Советской Армии, прибыл в Казань, имея намерение стать студентом единственного тогда в городе университета. Он мечтал стать историком. Уже тогда ему не давали покоя мысли о будущем татарского народа, он надеялся в истории найти ответы на мучавшие его вопросы, часто спрашивая себя: «Почему не дали Татарстану статус союзной республики, хотя именно татарский народ внес большой вклад в становление и развитие СССР?». Без особого труда набрав высокий балл, И. Р. Тагиров стал студентом историко-филологического факультета. Из 25 человек в его группе было пять выпускниц школы, а все остальные — так называемые производственники. Группа оказалась очень сильной — ее представители составили ядро «шестидесятников». Она доминировала на факультете. Многие вошли в состав факультетского бюро комсомола, а студент Индус Тагиров со второго курса возглавил факультетское бюро комсомола КГУ, став его неизменным лидером. Многие в дальнейшем стали докторами и кандидатами наук, известными педагогами, заняли руководящие должности.
    В 1963 г. было организовано обсуждение «Очерков истории партийной организации Татарии». В конференц-зале обкома партии присутствовали профессора Р. И. Нафигов, М. К. Мухарямов, И. М. Климов, Я. Ш. Шарапов, В. Г. Саркин, Н. А. Субаев, заведующие кафедрами истории КПСС казанских вузов, а из студентов были я и И. Тагиров. Обсуждение шло нормально, гладко, но когда речь зашла о вооруженном восстании в Казани, И. Тагиров шепнул мне: «Выступить что ли мне, ведь были некоторые особенности и даже фальсификация истории вооруженного восстания в Казани».
    Для меня это не было неожиданностью — он как раз писал доклад для семинарских занятий под руководством доцента И. М. Ионенко по теме «Особенности становления Советской власти в Казанской губернии». Проработал массу архивных материалов, историографических работ и знал суть проблемы. Я не колеблясь сказал: «Выступай! Сегодня или никогда! Потом поздно будет!».
    И. Тагиров поднял руку, и председательствующий, кажется, заведующий отделом пропаганды и агитации обкома партии А. Андрианов, дал ему слово. Впервые с трибуны обкома партии прозвучало: «Я не могу согласиться по вопросу о ходе Октябрьской революции в Казани. Здесь были свои особенности…». Зал вначале притих, а потом послышались недовольные возгласы: «сопляк», «что он хочет?», «принижает роль казанских большевиков». Когда мой сокурсник вернулся на место, один из историков, повернувшись в нашу сторону, нарисовал в воздухе пальцем крест: дескать, конец тебе, Тагиров.
    Профессор Иван Митрофанович Климов, наш уважаемый учитель, с трибуны пригрозил Тагирову, что ему еще предстоит сдавать зачет по специальному курсу. Вообще-то, это был свободомыслящий преподаватель, который не прятался за прописные истины, но он понимал специфику времени. Климов не стал мстить своему студенту, но особо и не поддерживал его. Другие также ограничились публичными предупреждениями. Тагиров не спасовал. Вооружившись документами, он отправился в Москву к автору книги «Казанские большевики в борьбе за установление Советской власти в Казанской губернии» А. А. Тарасову. В неоднократных беседах с ним, опираясь на источники, он доказывал, что казанские большевики 23 октября 1917 г. не проводили заседание о вооруженном восстании и не ждали приказов из Петрограда о его начале, а действовали, исходя из местных условий. А. А. Тарасов вынужден был согласиться с доводами Индуса Тагирова.
    Кроме того, пришлось беседовать и с А. Андриановым, который, прочитав аспирантский сборник, пригласил И. Тагирова для объяснений. Андрианов, автор монографии об установлении Советской власти в Казанской губернии, также вынужден был согласиться с молодым ученым, который сказал: «Я верю только документам, а не словам отдельных участников этих событий». Эта история сделала И. Тагирова известным человеком: еще, как говорится, в исторической науке «без году неделя», а уже высказывает самостоятельные суждения, да по какому вопросу!
    Профессор И. М. Ионенко в это время был в командировке. Однако слухи о выступлении его «семинариста» дошли и до Москвы. По приезде он сразу же одобрил его выступление: «Вы правы, Индус! Пора писать новую работу об установлении Советской власти в Казани. Пора освободиться от старых догм, утвердившихся в нашей науке».
    Вскоре после этих событий появилась их совместная работа, приуроченная к 50-летию Октябрьской революции, «Октябрь в Казани» с предисловием Р. И. Нафигова, который на обсуждении выражал недовольство поступком Индуса Тагирова. Труд получил высокую оценку общественности и историков.
    Учитель и ученик шли вместе к научному осмыслению сложных проблем общенационального кризиса и его разрешения в 1917 г. И. М. Ионенко предложил своему подопечному разработать тему революционной борьбы и национально-освободительного движения народов Поволжья и Урала. И. Тагиров несколько лет провел в центральных и местных архивах, тщательно изучая сохранившиеся источники, в том числе периодическую печать на татарском и русском языках. В результате в 1977 г. были изданы его работы «Революционная борьба и национально-освободительное движение в Поволжье и на Урале» и «В борьбе за власть Советов». Это был солидный вклад в историографию проблемы — в центральной и местной печати появились восторженные отзывы.
    Тогда же, в 1977 г., И. Р. Тагиров успешно защитил в Саратове докторскую диссертацию, несмотря на то, что, благодаря усилиям некоторых лиц, защита была отложена почти на полгода. В Институте марксизма-ленинизма создавали препятствия одному из важных оппонентов И. Р. Тагирова — В. П. Наумову, который, однако, решился прибыть на заседание диссертационного совета. Правда, ехать пришлось инкогнито и за свой счет. Я сам встретил В. П. Наумова на Саратовском вокзале, когда в университете уже шла защита диссертации И. Тагирова. Так И. Р. Тагиров стал доктором исторических наук.

    Во главе исторического факультета
    В конце 1970-х гг. начались разговоры о разделении историко-филологического факультета на два самостоятельных.
    В 1980 г. был образован исторический факультет. Деканом нового факультета был избран И. Р. Тагиров, руководивший им 15 лет. Поначалу на факультете преподавали всего четыре профессора: Г. Н. Вульфсон, И. М. Ионенко, И. Р. Тагиров, А. С. Шофман. Были всего две кафедры: истории СССР и всеобщей истории (правда, была еще общеуниверситетская кафедра истории КПСС). Заместителем декана по учебной части был назначен доцент Я. Я. Гришин, научной части — доцент Р. К. Валеев, вечернее и заочное отделения в разные годы возглавляли доценты В. Жигунин, Т. Мирсияпов и Е. Чиглинцев.
    Слаженная работа деканата во главе с И. Р. Тагировым вскоре стала давать свои плоды. Им были активно поддержаны сложившиеся к концу 1970-х гг. научные направления в отечественной и всеобщей истории, археологии и этнографии (И. М. Ионенко, А. Х. Халиков). Успешно развивались антиковедение и историография всеобщей истории (А. С. Шофман), история народов России и государственных учреждений (И. П. Ермолаев и М. А. Усманов), общественного, революционно-демократического движения ХIХ в. (Г. Н. Вульфсон), общественной мысли татарского народа на рубеже ХIХ-ХХ вв. (Р. И. Нафигов), социальных революций (И. М. Ионенко). В четыре раза увеличилось число факультетских кафедр, изменился количественный и качественный состав преподавателей. В 1983 г. И. Р. Тагиров возглавил кафедру истории СССР.
    Ученый, продолжая интенсивно работать, подготовил и опубликовал монографии: «Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век)» (Казань: Таткнигоиздат, 1999. – 468 с.), «История национальной государственности татарского народа и Татарстана» (Казань: Таткнигоиздат, 2000. – 310 с.), «История государственности Татартана. ХХ в.» (Казань: «Гасыр», 2005. – 383 с.).
    И. Р. Тагиров одним из первых обратился к изучению жизни и деятельности М. Султан-Галиева. Так, в 1989 г. в журнале «Казан утлары» № 4 появилась фундаментальная статья «Кем ул, Солтан-Галиев?». В том же году «Коммунист Татарии» опубликовал журнальный вариант статьи «Султан-Галиев: мифы и реальность». Благодаря научным изысканиям И. Р. Тагирова памяти народа возвращены запретные имена К. Мухтарова, В. Юнусова, М. Сагидуллина, С. Максуди, Г. Шарафа, И. Алкина, З. Валидова, Р. Сабирова, А. Енбаева и многих других.

    Наука и политика
    Политическая деятельность И. Р. Тагирова, по его же словам, началась в 1989 г., когда происходили выборы в Татарский реском КПСС. При поддержке будущего первого секретаря Р. Р. Идиятуллина и других он был избран в состав бюро обкома. Ему предлагали стать секретарем по идеологии, но И. Р. Тагиров отказался, понимая, что это автоматически приведет к разрыву связей с университетом, которому он обязан всем. И в роли ученого-историка И. Р. Тагиров включился в политику.
    Общеизвестен его вклад в разработку проекта Декларации о суверенитете Республики Татарстан, хотя не все задуманное удавалось осуществить. Принятие Декларации вызвало ликование у народа, это был общий праздник для всех.
    В 1991 г. начались переговоры с центром о подписании Союзного договора. Для этого была создана специальная комиссия, куда вошел и И. Р. Тагиров. Несмотря на отсутствие официального статуса, он был назначен Президентом РТ М. Ш. Шаймиевым заместителем руководителя делегации со стороны Татарстана. «Я знаю, что делаю», — сказал президент недовольным этим назначением. Переговоры были нелегкими. В конце концов они пошли по руслу взаимопонимания, в чем немалую роль сыграл руководитель делегации с российской стороны Г. Э. Бурбулис. И. Р. Тагиров блестяще справился с задачей исторического обоснования правомерности подписания Татарстаном Союзного договора. В итоге все-таки удалось добиться пусть и не прямого, но признания Декларации о суверенитете Республики Татарстан, и возможности строить отношения между Россией и Татарстаном на основе двустороннего договора. 9 августа 1991 г. запланированное подписание Союзного договора не состоялось, сорвалась и встреча Б. Н. Ельцина и М. Ш. Шаймиева. Однако с августовских переговоров делегация приехала с республиканской собственностью, с одноканальным налогом, самостоятельным бюджетом.
    Союз ССР вскоре распался, но процесс налаживания двусторонних отношений уже никто не мог остановить. Переговоры продолжались. В 1992 г. к ним подключились директор Института этнологии АН СССР В. А. Тишков, затем Е. Т. Гайдар и другие официальные лица. Изменился состав делегации и со стороны Татарстана, но И. Р. Тагиров оставался в ней и в последующие годы.
    3 августа 1992 г., выступая перед делегатами Татарстана, Г. Э. Бурбулис заявил: «За год переговоров с Татарстаном мы очень сильно изменились и теперь считаем, что Россия должна быть асимметричной федерацией с элементами конфедерации». Это была большая победа татарстанской делегации. Такой подход устраивал в целом обе стороны. Создавался благоприятный климат для развития сотрудничества. И. Р. Тагиров последовательно отстаивал и защищал идею асимметричной федерации. На эту тему одна за другой публиковались его статьи, многие из которых вошли в книги «На изломе истории», «Ступени независимости».
    В 1992-2002 гг. И. Р. Тагиров руководил исполкомом Всемирного конгресса татар (ВКТ). Ему удалось наладить систематическую и продуктивную деятельность этой вначале малоизвестной, а затем авторитетной организации. Члены исполкома ВКТ участвовали во многих встречах и выезжали в регионы России, города и районы республики. Исполком совместно с историческим факультетом КГУ впервые провел конференцию, посвященную 100-летию Галимжана Шарафа (3-4 декабря 1996 г.) — мероприятием руководил И. Р. Тагиров. Именно при его поддержке удалось установить мемориальную доску Г. Шарафу в г. Казани по ул. Жуковского и памятник на могиле. Большую активность И. Р. Тагиров как член оргкомитета проявил при организации празднования 100-летия М. Султан-Галиева. Эти крупные мероприятия имели не только научное, но и большое общественно-политическое значение. При участии исполкома ВКТ также проводились научные форумы «Древнетюркский мир: история и традиции», «1000-летие Казани: проблемы изучения истории города», «Теоретико-методологические основы национального образования и национальной школы», «Исламская цивилизация в Поволжье и Приуралье», «Татарстан в системе мировой цивилизации», «Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации», куда были приглашены представители татарских диаспор регионов России и зарубежных стран.
    Наука и политика, политика и наука — вот что обеспечивало тогда авторитет исполкома ВКТ. Стремление побывать в исполкоме стало правилом, ибо каждая встреча порождала у Тагирова и у других новые идеи. К решению проблем развития национальной культуры татарских диаспор были привлечены властные структуры. Посильную помощь оказывали руководители Саратовской области, Республики Марий Эл, Екатеринбурга, Самары, Тюмени, Ульяновска и других городов и регионов России, с которыми были установлены личные контакты. Важную роль в этой области сыграло принятие Закона РФ «О национальных культурных автономиях», в соответствии с которым местные общественные организации уже могли зарегистрироваться в качестве национально-культурных автономий.
    20 мая 1998 г. представители автономий Санкт-Петербурга, Свердловской, Саратовской и Ульяновской областей, собравшись в качестве учредителей, организовали Федеральную национально-культурную автономию татар (ФНКАТ), определили ее руководящий орган — Совет ФНКАТ. Его председателем был избран И. Р. Тагиров. Не без его помощи автономии развернули совместную работу в области сохранения и развития родного языка, национального образования и культуры. ФНКАТ была принята в состав ВКТ.
    На уровне федерального центра были созданы Совет федерации национально-культурных автономий при комитете по делам национальностей Государственной Думы во главе с В. И. Никитиным и Консультативный совет по делам национально-культурных автономий при правительстве РФ во главе с министром В. Ю. Зориным. В работе этих органов активно участвовала и культурно-национальная автономия татар. Как первый президент этой автономии, И. Р. Тагиров не ограничивался лишь организацией совместных заседаний, а держал в центре внимания вопросы финансирования программ, ставил на повестку дня конкретные вопросы и добивался их решения. Так, было поддержано предложение о внесении в бланк Всероссийской переписи населения графы «Родной язык». Совместно с исполкомом ВКТ ФНКАТ Саратовской области добилась открытия татарской гимназии на 600 мест; Министерство образования Татарстана и исполком ВКТ провели здесь совместно с местными органами власти семинар по проблемам образования. И таких примеров — десятки. В 2002 г. автономии объединяли уже 1,5 миллиона татар, а число региональных автономий достигало 22.

    И снова — аlma mater
    В 2002 г. состоялся Третий Всемирный конгресс татар, на котором с докладом «Мы единая нация» выступил председатель исполкома И. Р. Тагиров. После окончания доклада зал взорвался аплодисментами. Это было признание заслуг Индуса Ризаковича перед национальным движением и его усилий по сплочению нации. Был оценен и его вклад в строительство федеративной России. В этом же 2002 г. читателями еженедельника «Аргументы и факты» он был признан человеком года.
    Но последовал для многих совершенно неожиданный шаг: И. Р. Тагиров оставил пост председателя исполкома ВКТ. Он вернулся в университет, где руководит кафедрой и советом по защите докторских и кандидатских диссертаций. Политика же по-прежнему не отпускает профессора, академика И. Р. Тагирова. Он, депутат Государственного Совета РТ, еще более интенсивно продолжает реализовывать свое видение федеративной России в выступлениях, статьях, монографиях.
    Ученый хорошо усвоил, что цель политики — «сбережение человеческой жизни и правильное использование человеческих сил». Он и сам следует этому правилу.
    Его научные достижения и признание народа стали результатом повседневного и упорного труда.
    И. Р. Тагиров свято хранит память своих родителей: отца, погибшего на полях сражений, и матери, поднявшей троих детей. Опорой в повседневной жизни являются жена Люция Мугиновна и сын Ильдар.
    С юных лет И. Р. Тагиров любит татарскую музыку, сам прекрасно поет. Он талантлив во всем. К нему тянутся люди — далекие и близкие, знакомые и незнакомые. Это значит, что он любим народом, в служении которому, его национальной идее видит смысл своей жизни.
    Ему чужды мелкие страсти и интриги, тщеславие и самолюбование. Во время памятной многим «битвы историков», развернувшейся на страницах газеты «Звезда Поволжья», когда в ход в качестве аргументов пошли хлесткие выражения, граничившие с площадной бранью, он спокойно и печально произнес: «Жаль на такие дела тратить энергию, а потом, какой это пример для молодежи».
    Свое 70-летие академик И. Р. Тагиров отмечает крепким здоровьем, доброй душой, ясным взглядом и крупными достижениями. Он надеется сделать еще больше для республики, всех народов Татарстана. Пожелаем ему в этом удачи.

    Рамзи Калимович Валеев


    Источник: Гасырлар авазы - Эхо веков. Научно-документальный журнал
    Тагиров Индус Ризакович, Тагиров Индус Ризакович
    теги: Тагиров Индус Ризакович, профессор, академик АН РТ
  • Тагиров Индус Ризакович:




  • ← назад   ↑ наверх