• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Ильдус Хузин

    Ведьмин круг

    (рассказ)

    Не скажу, что сказочно красив наш край, так как убеждён в этом. И знаю, что почти никто, за исключением единиц, не покидает наши родные места, горы вокруг Красноуфимска, нашу красавицу реку Уфу, долины рек, старицы и озера.

    Все одинаково любят наш край, жители всех национальностей, которые издавна проживают здесь. Достаточно у нас и памятников природы, где и отличные кинофильмы даже можно снимать. Одним из таких замечательных достопримечательностей природы нашего края является гора «Бурсык тау» или «Барсучья гора». Она находится между четырьмя татарскими деревнями: Рахмангуловом, Куянковом, Средним и Верхним Баяками.Каких только преданий нет о ней. Одна из них и стала сюжетом моего рассказа. Итак, вперёд!

    - Слышь, Зуфар! Отчего вокруг такая тишина? Ведь нет ещё и двенадцати, правда?- спросил Ильшат друга, идущего за ним.

    - А я только что хотел спросить о том же,-ответил тот.-И в самом деле странно. Обычно всю ночь шумело и гремело: везде музыка, шум мотора... А может это просто тишина перед праздником, как часто бывает на море перед штормом?

    -Не знаю, не знаю,- ответил Зуфар.- Давай, присядем на эти бревна. А чего же на столбах не горит ни одна лампа? Словно вся деревня провалилась в темноту.

    - Да уж и не говори! Поговаривают, что денег на освещение улиц не осталось.

    -Откуда же быть деньгам, если в администрациях... А вообще,-возмутился Зуфар, ради такого праздника как Первое мая, можно было бы включить лампы.

    -А если честно,- махнул рукой Ильшат,-разве Первое мая нынче праздник? Вон, рассказывают, что в былые времена в этот день молодежь со всех деревень собиралась на Барсучьей горе, и целый день пели, плясали, дрались и вообще...

    - А я слыхал, что татары собирались на этой горе ещё в древние времена, когда они ещё не были мусульманами. Очевидно, они там молились. А позже, когда им запретили молиться, стали петь и плясать.

    Два парня немного посидели молча. Со стороны Верхнего Баяка в сторону Куянково прошуршала “Тойота”, затем снова воцарилась и зазвенела темнота.

    -Посмотри, Ильшат! Ты видишь тот берег речки?

    И в самом деле, даже в самую темную ночь не то, что тот берег Баяка, а даже ближние горы и леса хоть сколько- нибудь да и просматривались. А сегодня...

    -Слушай! А может сегодня та ночь, когда все ведьмы и всякая нечисть устраивают свой шабаш?-пошутил Зуфар.

    В это мгновение там, далеко за рекой, где должна была находиться вершина Барсучьей, показался огонек, который через пару секунд исчез.

    -Вон,вон !?-воскликнул Зуфар. Ильшат спокойно затушил сигарету и сказал:

    - Кто-то ведь ходит там в такую ночь.

    -А может быть, это и не человек вовсе.

    -Ты что, Зуфар,чепуху мелешь! Разве же в наши времена кто-нибудь может поверить в эти бабушкины сказки? Мы уж сами превратились в чертей и ведьм.

    - Нет брат, не скажи!-возразил ему Зуфар.- Ты ведь телевизор смотришь. Сколько везде развелось всяких гадалок, предсказателей. А ведь XXI век на дворе, и, казалось бы, люди должны поумнеть, и не верить всяким шарлатанам. Я вот вспомнил один случай. Помню, когда я ещё был совсем пацан, моя бабушка-мать моей мамы, говаривала: «Сынок,если голова у тебя есть, то когда стемнеет, не вздумай ходить на эту Барсучью гору!» И в самом деле в темноте там страшно. Я то сам ещё в одиннадцатом классе сходил туда ночью.

    -Ты чего болташь?- вспыхнул в ту же секунду Ильшат, известный своим крутым характером.- Или меня хочешь напугать?!Если хочешь, сейчас же пойду на эту гору.Пройду через лес и спущусь хоть в Рахмангулово, хоть в Усть Баяк.

    -Не выйдет, - буркнул тот специально, что раззадорить друга – Испугаешься. Памперс хоть надел? Тьфу, не люблю вот таких хвастунов. Да к тому же трусов.

    -Что!? Это я трус?!- вспыхнул Ильшат. Он несколько месяцев прожил в городе, поэтому оскорбления такого деревенщины как Зуфар, не намерен был терпеть.- Айда сейчас же пойдем туда! Айда! Увидим, кто из нас трус.

    -Пошли, пошли!

    Два парня, пытаясь не показаться трусом и хорохорясь, направились к берегу речки. Минут через пять Зуфар остановился и буркнул:

    -А что, Ильшат, пешком что ли пойдем? Далековато ведь.

    - Ага! Уже и со страху трясешься? Я же говорил, что ты трусишка.Ну ладно, давай мой мотоцикл возьмем. И в самом деле далековато пешком-то.

    Через несколько минут мотоцикл отчаянно тарахтя, стала взбираться в гору. За ними увязалась мохнатая и рыжая, как лисица, собачка Динго. Наконец, проехав около версты, друзья достигли более крутого склона

    -А мы не заблудимся?-сказал Ильшат.- В темноте все кажется чужим..

    -Нет, нет! Мы же тут с детства скотину пасли,-сказал Зуфар и нажал на газ. Но вдруг у мотоцикла погас свет. Парни, остановив, железного коня и на тумблера нажимали, и лампочку меняли, но тщетно.

    -Пустяк!-сказал Зуфар, -Тут же везде ровное поле, можно и без света ехать.

    Но через две-три минуты заглох и мотор.

    -А может бензин кончился?-спросил Ильшат.

    -Не должно вроде,-возразил Зуфар, и раскачав мотоцикл, сказал:”Слышишь?”

    Друзья тщетно пытались завести Ижа, поочерёдно нажимая на педали. Наконец, решили просто сесть на мотоцикл и скатиться с горы.

    - Так и сделаем,-сказал Зуфар, внимательно глядя на друга.-Но не сейчас. Оставим его пока тут. До вершины горы доберемся пешком, ведь немного осталось. Иначе, когда бы ты ещё показал свою храбрость. Да, Динго?

    -Надо было взять фонарик,- сказал Ильшат с грустью.

    -Ничего не сделаешь. Так даже интереснее, больше романтики,-сказал тот. Но Ильшат, который только что подумал: “плевал я на твою романтику”, понял, что и Зуфар начинает терять (хоть и показную) храбрость.

    Прошагав ещё сотни полторы метров, парни достигли самого крутого склона: до цели было недалеко. Зуфар вдруг остановился и дав понять, что необходимо отдышаться, присел на траву. Ильшат также приютился возле него.

    -Ну и круча!-сказал Зуфар.- Я ведь здесь ходил многие десятки раз вверх и вниз, но чтоб задыхаться...А где же наша собака? Динго!Динго! Ко мне! Тьфу, чер...!- Где же он? Давеча её прогнать невозможно было.

    - Не говори...! Динго! Ко мне! Ну ладно, пошли,-сказал он с показушным спокойствием, а сам продолжал сидеть.

    - Айда!-сказал его друг решительно, даже, кажется, встрепенулся, но тоже не торопился встать.- Чего ты там насчет бабушки рассказывал, будто тут э-э-э...

    -Бабушка-то? –начал Зуфар обрадованно.- А-а-а! На самой верхушке горы должен быть какой-то “ведьмин круг”. Вот возле него она и не велела ходить.

    -Что? Круг?А что за ведьма такая?

    -Ты чего, ведьму не знаешь? Это нечистая сила, типа упыря. Я однажды в светлое время осмотрел это место.

    -Ну?

    -Дугу гну. Находил я там какой-то круг один. Грибы там растут по окружности. А какие грибы, не понял. Мы не едим такие, они жесткие и горькие.

    -Зуфар! Ты чего мне голову морочишь? При чем тут какие-то грибы?

    -А ты не читал разве в книжках про “ведьмин круг”. Наверное, не зря написано. Говорят, они иногда не дают расти ни кустам, ни траве.Губят все.

    -Зуфар! Ведь грибы ещё не выросли- сказал тот, хитро улыбаясь.

    -А эти прошлогодние,- спасся от позора тот.- Они даже не сгнили.

    - А в середине этого круга, хочешь сказать, что ночами собираются ведьмы на свой шабаш, так? Ты к этому гнешь? А ты бы сейчас нашел это место?

    -Почему бы нет,-ответил Зуфар.-Это место известное, потому что там, говорят, стояла высоченная деревянная башня. Или вышка.

    -А-а-а! Я же находил там в траве гнилые бревна . Это же был тригопункт.

    - Вот в прежние времена ежегодно в день Первого мая поляна на вершине горы и заполнялась молодежью из всех близлежащих татарских деревень. Там и Бехметьковцы и Бакийковцы, и Бишковцы. Про Рахмангулово, Баяки и Куянково говорить нечего. А парни нашего Среднего Баяка бывали там хозяевами. А как там танцевали, кружились.Гармонисты играли беспрестанно, лихо сменяя один другого. Одноногий Габдульхай, говорят. не переставая играл по два-три часа подряд. Ему только успевали в рот вставлять одну за другой толстые самокрутки. Для молодежи, мальчишек, которые следили за всем с этой самой вышки, это было похлеще сабантуя. Впрочем, сабантуи тогда ещё не проводились, были запрещены. Так вот, здесь парни подбирали себе пару, спорили и дрались из-за девушек. Даже выходили деревня на деревню.

    -Я тоже слышал об этом, сказал Ильшат.-Это же было 50-60 лет тому назад, а ты рассказываешь так, что словно сам был там. Ну что, пошли что ли?

    В это мгновение из лесу раздался очень громкий и звонкий звук: “И-и-и-х-хи-хи-хи-й”, -и снова воцарилась гробовая тишина. Два парня, которые только что встали, так и приземлились мягким местом, и даже несколько минут боялись даже дышать. Ильшат шепнул другу, что его папа рассказывал, что ночью к их деревне прилетала такая то-ли птица, и кричала так же.

    Но надо было идти. Они тихонько стали подниматься в гору, почти что прижавшись друг к другу. Никто из них не заговаривал о том, что надо бы отправиться домой: боялись прослыть трусом.

    -Ты не помнишь, где примерно мы видели огонь?-спросил Ильшат, кажется,с целью нарушить мертвую тишину. Тот махнул рукой в направлении горы.

    Зуфар прикрепил к объективу своей видеокамеры какую-то маленькую штучку. Он объяснил другу, что эта штука помогает видеть ночью.

    -А знаю.Он видит при помощи инфракрасных лучей.

    -А вот и нет,-возразил Зуфар.- То, что ты говоришь, это уже вчерашний день науки. А этот как рентген, ловит электромагнитные и какие-то ещё лучи. Я знаю, что с такой штукой ученые видят и ауру человека, и даже исходящую из организма душу человека в момент смерти.

    -Да что ты? Японская вещь, наверное? Видать, очень дорогая.

    Парни, немного успокоившись, двинулись вперед, и уже дошли до самой кручи. Почти наощупь и на четвереньках, тихо перешыптываясь, дошли, наконец, до полянки на вершине горы. Над головой ни луны, ни звезд.

    -Какая темень!-шептал Ильшат.-Ну что? Здесь был твой ведь...тьфу, круг?

    -Да, где-то здесь должен быть. Но ничего не видать.

    -Нука!-сказал Зуфар и включил видеокамеру с насадкой и, направив его в разные стороны, стал искать хоть что-нибудь, напоминающее гриб.Затем он резко остановился, и, кажется, перестал даже дышать.

    -Ну, что? Видишь чего-нибудь?

    Но его друг молчал, и явно что-то разглядывал.

    -Чего молчишь?Чего ты там увидел?- не стерпел Ильшат, дернув друга за куртку. Тот, наконец, повернулся к нему, протянул другу видеоаппарат, и пытался что-то объяснить, но из его рта вместо слов слышен был только стон.

    Ильшат направил камеру в ту сторону, куда показывал пальцем Зуфар, глянул в окуляр и в то же мгновение почувствовал, что его волосы на голове стали дыбом: знакомая поляна была светла, и наполнена веселящейся толпой, которая состояла из людей мужского и женского пола, в основном молодежи и, что удивительно, в старомодных праздничных нарядах. С краю, на здоровом пне сидел гармонист и, очевидно,притоптывая ногой, играл на тальянке плясовую. Но, хотя никаких звуков слышно не было, стало ясно, что на поляне исполнялся массовый народный танец. Ильшат оторвался от окуляра и посмотрел вокруг: тишина и темнота царили на горе.

    Теперь уже Зуфар навел аппарат на поляну и узнал в Гаяза с соседней деревни-лучшего гармониста в округе, виртуозно игравшего на тальянке. “Но он же давно умер”,- вспомнил Зуфар. Но через несколько мгновений он узнал и другого знакомого когда-то человека. В ужасе Зуфар протянул камеру другу.

    -Как?!-застонал тот, припав к окуляру.-Что же, здесь мертвецы что ли собрались?!-и продолжал смотреть. Затем, трясась от страха, сказал: верно говоришь, здесь много давно умерших знакомых. О-о-о Аллах!

    С такими словами Илшат уронил камеру и замолчал, а Зуфар поднял видео и продолжал наблюдать. “Это что же, неужели эти мертвецы собрались в ночь на Первое мая, как это делали в молодые годы, но днем”,- подумал он больше в изумлении, чем в ужасе.

    Между тем людей на поляне становилось все более и более, а круг все шире и шире. Зуфар понял, что ещё 10-15 минут, и крайние плясуны будут буквально рядом с ними. Вдруг он услышал слабый стон Ильшата:

    -Зуфар! Почему это у меня волосе на голове встали ды-ы-ы-бо-о-о-м!

    - Это у тебя через темя душа из тела исходит. Я тоже это чувствую. Скоро ноги начнут неметь, затем-руки. На посмотри, быстрее выздоровеешь.

    -Не-е-т! Руки не держат. В темноте поспокойнее. Т-т-ы умешь молиться?

    В это время обстановка на поляне заметно усложнилась: чуть поодаль между двумя группами танцующих возникла драка. Это, кажется, были рахмангуловцы и среднебаякцы. Чем только здесь не бились: дрались кулаками, размахивали дугами, и даже оглоблями. Мелькали окровавленные головы и тела. Вдруг у кого того в руке блеснул нож, и драка вошла в решающую фазу: симпатичный молодой человек, державшись за живот, упал на траву. Его тут же окружили его друзья, за полминуты запрягшие лошадь, и повезли раненого через лес в сторону Рахмангулова. А танцы и пляски продолжилось как ни в чем не бывало. Очевидно, все это было в порядке вещей. Впрочем, большинство из них и не заметили происшедшего.

    В это время на поляне произошло ещё что-то: все, кто там были, остановились и повернули головы на их с Ильшатом сторону. Зуфар не мог оторвать глаза с окуляра, у него все тело застыло, а кожа на голове, наоборот, шевелилась.Тело его , начиная с ног, стало холодеть. Сердце билось с перебоями, и трудно было дышать. “Наверное, смерть моя пришла”,-подумал он. Но не опускал объектив камеры: в темноте ему было ещё страшнее.

    Вдруг он понял, люди на поляне смотрели не на Зуфара, а на Ильшата, который весело шагал в их сторону.Они его ждали с интересом, а некоторые – со злостью, так как “праздник” был испорчен. В это время появился переставший плясать человек и подошел к Ильшату, и они о чем-то заговорили. Ильшат жестами показывал в сторону Зуфара. Этот человек был дядя Ильшата, умерший 5-6 лет тому назад. Вдруг они и ещё человек десять направились к Зуфару.

    Расстояние между ними и парнем стремительно сокращалось. Еле живой от страха Зуфар, громко произнес одну из запомнившихся на всю жизнь молитву: “Агузебиллахи мина аш шайтан иражим” и взяв камеру за ремень, из последних сил замахнулся, и кинул в сторону приближающихся. Перед тем как упасть от потери сознания, он увидел весело лаящего Динго.

    Придя в себя, Зуфар подобрал видео,поднял тело неподвижно лежащего друга и донес до мотоцикла, который завелся с первого раза, ярко засветила и фара. Он привез Ильшата к своему дому, положил его на койку. На следующий день Зуфар проснулся только часов в десять. Посмотрел в окно - на улице было солнечно и светло. Он сразу вспомнил, что сегодня праздник, привстал, и тут же увидел Ильшата. Тот лежал в таком же положении, что и вечером. Вот он открыл глаза, огляделся, молча привстал.

    -Как дела, браток? Помнишь, что произошли вчера ночью? -спросил Зуфар.

    -Я был там,- ответил тот, встал на ноги, и опустив поседевшую за ночь голову, медленно вышел из комнаты.

    Вот такие события могут происходить на нашей Бурсык тау. Обо всем этом мне рассказывал Зуфар абзый. Вы, конечно, можете не поверить, но спросите об этом его друга Ильшат абзыя. Посмотрите на его седые волосы. А ведь ему ещё нет и сорока.



    Рассказ “Ведьмин круг” сочинен 2010 году на татарском языке и опубликован в сборнике повести и рассказов данного автора под названием “Фантастика и приключения” в июле-августе 2016 года в издательстве “Отечество” в городе Казани. На русский язык с небольшим сокращением и изменением переведён в сентябре 2016 года. Соответствует теме: “Природа родного края” а также “Национальная культура татар Красноуфимского района”.

    Сведения об авторе:

    Хузин Ильдус проживает в деревне Средний Баяк Красноуфимского района.

    Ильдус Хузин
    .
  • Ильдус Хузин:
  • Егетнең кайтуы (хыялый бәян)
  • Ева – тор юлында (маҗаралы бәян)
  • Өченче орден (хыялый бәян)
  • Аю (хикәя)
  • Челпәрәмә килгән еллар (хыялый хикәя)
  • Кремльдә ыгы–зыгы (хыялый хикәя)
  • Яңа робинзоннар (яшүсмерләр өчен хыялый маҗаралы бәян)
  • Кызыл тәнлеләр юлбашчысы (хыялый бәян)
  • Топонимнар (Урта Уралдагы географик атамалар)
  • Җен түгәрәге (хикәя)
  • Татарның чын тарихы (Подлинная история татар)
  • Ведьмин круг (рассказ)
  • Прощание с Топтыгиным (рассказ)




  • ← назад   ↑ наверх