• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Халилюлин Марат Наильевич

    «ПОТЕРЯННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ»

    90-ые годы ХХ века вошли в историю Японии как «потерянное десятилетие». Это название впервые появилось в японских газетах и было призвано отразить последствия краха экономики «мыльного пузыря», крушение социальных идеалов и устоев общества. В то же время подобная ситуация по-новому поставила вечные вопросы о смысле жизни, системах ценностей, самоопределении. И именно это «потерянное десятилетие» ознаменовалось развитием новых направлений в литературе. Интерес многих исследователей привлекли самобытная литература Окинава и Хоккайдо, такие жанры, как исторический роман (jidai-syousetsu) и хоррор (hora--syousetsu).

    Одним из основных мотивов, объединяющих произведения различных жанров, стало разложение, вызванное невозможностью решить внутренние проблемы (kaiketsu fukanousei-ni yoru naiha). Загнанный в угол, персонаж переживает различные трансформации (физического или психологического свойства), пытаясь преодолеть череду препятствий.

    Особенно остро этот мотив проявился в жанре хоррора, ярко отображающем человеческие фрустрации. Художественная литература, кинематограф, театр стали активно обращаться к его эстетике. Так элементы хоррора проникли в современную культуру Японии.

    Безусловно, тема страха непрерывно присутствовала в японской литературе и фольклоре с древних времен, однако в ХХ веке произошло переосмысление понятия монстра (kaibutsu). На смену традиционного «появился монстр, убей монстра!» (kaibutsu-ga arawareta, kaibutsu-wo korose!) пришло новое «появился монстр, человек изменись» (kaibutsu-ga arawareta, ningen-ga kaware!).

    Кроме того, процесс мировой глобализации привел к пересмотру ареала монстра. По мере развития средств связи, транспортных систем и культурной интеграции, расширялись и географические границы обитания монстра, произошел переход от локального, национального к общемировому, транснациональному восприятию чудовища.

    Многие современные японские авторы (например, Мураками Харуки, Мураками Рю), обращаясь к теме войны, представили ее не как исторический фон, но как отдельного персонажа – нового монстра. Она сгущается из тревожных предчувствий, мучительных подозрений, таинственных происшествий. Война проникает в сознание героев, пробуждая в них темные или светлые стороны натуры, безвозвратно меняя их.

    Этот процесс человеческих трансформаций, являющийся одной из ключевых тем мировой литературы, идеально вписался в мрачную эстетику японского хоррора, определив не только развитие литературного жанра, но и целого направления в современной культуре. Поэтому многие исследователи назвали потерянное десятилетие девяностых «эпохой разнообразия».

    Марат Халилюлин, Халилюлин Марат Наильевич
    теги: Халилюлин Марат Наильевич, Институт стран Азии и Африки при МГУ, потерянное десятилетие в истории Японии
  • Марат Халилюлин:




  • ← назад   ↑ наверх