• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Айдар Хабутдинов

    «Жизнь историка — служение своему народу»

    Айдар Хабутдинов: «Жизнь историка — служение своему народу»

    Доктор исторических наук Айдар Юрьевич Хабутдинов — это имя хорошо известно читателям нашей газеты. Многочисленные публикации написаны им. Но так случилось, что мы очень мало знаем о нем самом, ибо никогда ранее не брали у него интервью. Исправляя этот досадный пробел, хотим познакомить вас поближе с этим редким по своим дарованиям человеком.

    Родился 30 апреля 1972 года в Казани. Наряду с научными трудами и преподаванием в Казанском филиале Российской академии правосудия активно участвует в деятельности Издательского дома «Медина»: ответственный редактор альманаха «Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты», член редколлегии журнала «Минарет» и газеты «Медина аль-Ислам». В 2008 году стал главным редактором журнала «Pax Islamica», издаваемого Фондом им. Ш. Марджани в Москве.

    — Вы человек, по-своему уникальный для Татарстана: в 29 лет — самым молодым в истории республики — стали доктором исторических наук. Почему вы, став специалистом по политической истории татар, затем активно занялись историей российских мусульман? Вас интересует исламская составляющая как часть истории — или это скорее зов предков?

    — Да, во многом к этому располагает сама история моего рода. Первый из известных мне из имамов и мударрисов среди моих предков был шейх ордена накшбандийа Фазлулла б. Файзулла (умер в 1871 году). Его биография содержится в хронике «Асар» («Следы»), созданной муфтием Центрального Духовного управления мусульман Ризой Фахретдином. Он возглавлял медресе аула Такталачык, крупнейшее тогда в ныне Актанышском районе Татарстана, и был близок к кругу стерлибашских шейхов Тукаевых. Учителем Фазлуллы был Шагиахмед б. Рафик ас-Симеки, учившийся у основателя татарского классического богословия Абдуннасыра Курсави.

    Биография его дочери Маадинель-ждамал дана в словаре «Машхур хатыннар» («Знаменитые женщины») Ризы Фахретдина. На ней женился Якуб Мансуров, чей род имамов связан с аулом Терси (ныне Агрызского района Татарстана). Они переехали в близлежащий аул Яна-Элем (Новоалимово), который стал их родовым гнездом. В свою очередь, Якуб был учителем Нигматуллы Буби, отца видных улемов и общественных деятелей Габдуллы, Губайдуллы и Мухлисы (казыя ЦДУМ). Многие мои агрызские родичи учились в медресе Буби. Среди них два ключевых создателя Татарской Республики в 1920-е годы: вице-премьер Гасым Мансуров и нарком земледелия Юнус Валидов.

    Якуб и Лутфулла Мансуров были ахунами. Последний, как и его друг Риза Фахретдин, наряду с мусульманским, дал всем детям среднее русское образование. Двое его сыновей, Лутфулла и Лутфрахман, были видными деятелями Идель-Урал Штата, а затем с рядом наших родственников участвовали в создании Башкирской республики. Так что в моем роду хватает улемов, мударрисов и политиков.

    — Иначе говоря, мусульманскую составляющую действительно невозможно выделить из общей истории народа — это безжизненно и искусственно. А в ком из предков вы видите черты своего характера?

    — Я скорее пошел в род Сайфуллиных, видных просветителей, с которыми породнился сын ахуна Лутфуллы Хайрельанам. Он учился в Казанской татарской учительской школе одновременно с Садри Максуди, Гаязом Исхаки и целой плеядой других национальных деятелей. А его однокашниками были основатели татарской социал-демократии Хусаин Ямашев и Гафур Кулахметов. Ряд семейных документов напечатан в качестве иллюстраций в моей последней книге «От общины к нации: татары на пути от Средневековья к Новому времени (конец XVIII — начало XX века)». Так что можете их там порассматривать... Хайрельанам, как и его тесть Имаметдин Сайфуллин, учительствовал на Южном Урале, где общался с Ризой Фахретдином и Дэрдмендом. Признаться, я долгое время считал эти семейные рассказы легендами, но, работая с архивными документами и газетными подшивками, нашел им фактическое подтверждение.

    Я не сразу пришел к осознанию своего призвания. Ведь в 1980-е годы центр Казани выглядел как чисто русскоязычный город. Мое стремление заняться историей татар после окончания английской спецшколы вызывало у многих, мягко говоря, недоумение. Но эти усилия нашли поддержку у моих родителей. Моя мать — радиожурналист Эльвира Кудрецкая (Кудрятова) — вела долгие годы единственную научную программу в Казани — «Клуб Абу Гали Сины», а отец, Юрий Гайнетдинович, работает на кафедре метеорологии госуниверситета. Мы же с женой Милеушой образуем тандем: она защитила первую диссертацию по творчеству классика татарской литературы Хади Такташа. А еще мы растим двух сыновей: Арслана и Карима. Так что род и его гуманитарные традиции продолжаются…

    — Почему вы, коренной казанец, у которого даже нет мишарских корней, столь активно участвуете в нижегородских проектах, которые многим кажутся сугубо «мишарскими»?

    — Мусульмане Волго-Уральского региона и Сибири должны меньше зацикливаться на племенных, районных и аульных различиях. Прежде всего они члены единой нации (миллета). Их объединяют литературный татарский язык, общая история государственности и религиозных учреждений, богословская, литературная, философская, политическая традиции. К сожалению, очень мало сделано для того, чтобы школьники и студенты даже в Татарстане ознакомились с этим наследием.

    Посмотрите, как русские, казахи, другие народы, массово издают труды и биографии классиков своей истории и философии, литературоведения, классические учебники, хрестоматии! А где печатается наше российское мусульманское наследие, труды татарских алимов?

    Мое сотрудничество вначале с Нижним Новгородом, а затем и в рамках общероссийского проекта Издательского дома «Медина», получившего ныне регистрацию в Москве, было связано со стремлением вернуть российским мусульманам их наследие. Необходимо анализировать его так, чтобы это было понятно современному, светски образованному человеку. Значит, нужно преподнести интеллектуальный продукт в виде брошюр, словарей и учебных пособий. Нужно в соответствии с выработанной позицией откликаться и на события современности. Ведь, помимо научных и учебных изданий, существуют и сайт IslamRF.Ru, и газета «Медина» — для оперативного реагирования и быстрых комментариев на текущие проблемы современности.

    А уроженцем Мордовии был первый муж моей бабушки, поэт Хади Такташ. Она похоронила его в 1931 году в 22 года и сохраняла безграничное уважение к нему до смерти в 1984.

    — И при этом вы еще взялись за научное руководство новым московским журналом — что это за проект?

    — Сегодня выросло новое поколение ученых, владеющих арабским и европейскими языками, они изучают свое наследие, прежде всего, на основе трудов наших предков. В исламоведении нашим органом стал журнал «Pax Islamica», издающийся Фондом имени Шигабутдина Марджани в Москве. Так что будут достойные материалы — пишите.

    Сегодня, в отличие от прежних времен, ученым не дают ни квартир, ни дач. А значит, в науке среди поколения 30–40-летних остались люди, для которых она — смысл жизни, а не отстойник для неуспешных в других областях. Эти люди научились выбивать средства на поездки, исследования, публикации.

    Наш коллектив весьма тесно связан с российским регионами, мусульманскими странами СНГ. Во время нашей поездки с Умаром-хазратом Идрисовым и Дамиром-хазратом Мухетдиновым в апреле этого года в Махачкалу мы были сами удивлены, сколько у нас там коллег, не только знакомых с нашей продукцией, но и участвующих в совместных проектах!

    — Вы упомянули, что в этом году выпустили книгу «От общины к нации». Расскажите о ней подробнее.

    — Да, в этом году в Казани в «Таткнигоиздате» появилась новая книга, посвященная рождению и эволюции татарской нации в конце XVIII — начале XX века. В основе лежит рассказ о том, как мусульманские общины, разбросанные по аулам и городам от Хельсинки до Харбина и от Астрахани до Архангельска, сумели создать единую нацию со своим литературным языком, системой образования, экономикой, философской и политической доктриной, классической литературой. И не было у них при этом ни государственности, ни нефтяных скважин, ни «рокфеллеров», ни земельных магнатов.

    Сегодня так не получается. Так что опыту предков нам стоит поучиться…

    Беседовал Джаннат Сергей МАРКУС

    Айдар Хабутдинов
    .
  • Айдар Хабутдинов:
  • Лидеры нации
  • «Жизнь историка — служение своему народу»




  • ← назад   ↑ наверх