• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Айдар Хабутдинов

    Лидеры нации


    Рождение массового политического движения.
    Гаяз Исхаки (1878-1954)


    История знает разные типы политических лидеров. Одни верны одной партии со всеми изгибами ее тактики, другие выбирают всего одну цель, но следуют ей всю жизнь. Имя Гаяза Исхаки навечно связано с идеей Идель-Урала — государства нерусских народов края под главенством татар. Вначале Исхаки был сторонником определенного компромисса с русскими революционерами, потом пришел к мнению о невозможности союза с ними. От идеи российской федерации к идее турецкого протектората, а затем и независимого государства — лишь так менялось его кредо.
    Исхаки был соратником Максуди в создании кружка учащейся молодежи в Казанской татарской учительской школе, затем же перешел к социалистическим убеждениям. Шакир Мухаммедъяров вспоминает, что в начале 1905 г. в Казань прибыл Рашид Ибрагим. В номерах "Сарай" на нынешней улице Кирова он встречался с членами молодежного радикального кружка Гаязом Исхаки, Хусаином Ямашевым, Гумером Терегуловым. Весной 1905 г. шакирды объединяются. На берегу Кабана митингует молодежь. Среди них Фуад Туктаров, Фатих Амирхан, Гаяз Исхаки, Наджип Хальфин, Бурхан Шараф. Фатих Амирхан и Гаяз Исхаки произносят речи. Позднее Мухаммедъяров вместе с Исхаки из окон чайханы "Караван-Сарай" обстреливают казаков, защищая проходящий там митинг студентов и рабочих. Из Питера приезжает меньшевик Ибниамин Ахтямов. Пик движения, по воспоминаниям Мухаммедъярова выглядел следующим образом: "Создаем политическую партию. Ахтямов составляет политическую программу. Потом Хусаин (Ямашев) и Галимжан (Сайфутдинов) называют нашу программу буржуазной". Они окончательно уходят к социал-демократам. "Мы подходим к их уровню, выпустив 3-й номер газеты "Хуррият" («Свобода»). Мы еще более левеем. Мы сейчас в партии эсеров". Мухаммедъяров выступает от имени татарской молодежи перед приехавшей в Казань "бабушкой русской революции" Брешко-Брешковской. "Мы ночью и днем печатаем прокламации. Казанские медресе наполняются прокламациями".
    В годы российской революции 1905-1907 гг. единственной группой, оказавшейся в состоянии перейти от радикальных ученических кружков к стабильному движению, чьи лидеры вошли в общенациональную элиту и обеспечили преемственность своих идей в 1917 г., стало движение "тангчылар", получившее название по имени своей газеты "Танг йолдызы" ("Утренняя звезда"). Перед лидером "тангчылар" Гаязом Исхаки и его соратниками стояла задача по превращению стихийного движения учащейся молодежи в основу стабильного социалистического движения. Под жестким контролем татарской элиты находились практически все группы общества, за исключением лишь учащихся и рабочих русских заводов. Российское законодательство с его запретом на стипендии для мусульман фактически означало, что среднее и высшее русское образование могли позволить себе лишь дети элиты. Татарский пролетариат в большей части состоял из рабочих-отходников. Квалифицированных и образованных рабочих для создания любого рода организаций почти не имелось.
    Шакирды оставались единственной мобильной группой. Но их коренной слабостью был сам возрастной характер движения — со всеми присущими молодежи издержками радикализма, отсутствием жизненного опыта и ориентацией на немедленное решение проблем. Исхаки и его соратникам принадлежала историческая задача — вывести шакирдское движение за его возрастные рамки и превратить его в часть движения общенационального. Наряду с либеральной моделью общества они намеревались создать и воплотить в жизнь новый социалистический тип национального образования, политической культуры, публицистики. Молодые радикалы отказывались признать тот факт, что татарское общество находилось на более низкой ступени развития, чем русское, в силу как и исторически сложившихся условий, так и правительственной политики.
    Исхаки удалось к весне 1905 г. собрать в Казани всех основных сторонников: Фуада Туктарова, Шакира Мухаммедъярова, Наджиба Хальфина, Сагита Рамиева и других. В мае 1905 г. они выступили наиболее активными инициаторами созыва I Всероссийского мусульманского съезда (август 1905 г.). Принимается решение о создании политической партии.
    Гаяз Исхаки был одним из немногих членов татарского национального движения, который действовал на нелегальном положении. Впервые он был задержан в декабре 1905 г. В январе 1906 г. Исхаки высылается на родину в Чистопольский уезд, но практически сразу же возвращается в Казань. В очередной раз Исхаки арестовывают в декабре 1906 г. с целью воспрепятствовать его избранию во II Государственную Думу. В итоге, Исхаки в Думу не попал.
    18 мая 1906 г. в Казани выходит в свет первый номер газеты "Танг йолдызы". В редакционной статье "Казань. 18-го мая" дается следующая оценка ситуации, сложившейся в России и среди российских мусульман: "С одной стороны народ сам начал брать свои собственные политические и экономические права. С другой стороны — бюрократия с помощью помещиков и богачей вступила в ожесточенную борьбу с народом". То есть "тангчылар" говорят о двух противостоящих друг другу силах: народе, под которым понимаются все средние и низшие слои населения, и об объединенном блоке чиновников и высших слоев общества. Здесь же провозглашается требование о передаче всех религиозных и национальных дел в руки нации — по сути, программа религиозной и национально-культурной автономии, как и у либералов.
    В статье "Открытое письмо татарским членам Государственной Думы" Гаяз Исхаки заявляет, что депутаты, будучи в большинстве своем помещиками, не согласятся на передел своих земель, и населению бессмысленно ждать от Думы конкретных результатов по земельному вопросу. Исхаки требует от депутатов-татар добиваться роспуска Думы ради созыва Учредительного Собрания для решения земельного вопроса в соответствии с программой эсеров. "Тангчылар" называли себя социалистами-автономистами и сторонниками федерации. Они считали, что в случае победы революции "татарам легко будет получить свои права". "Тангчылар" были также принципиальными противниками единого государственного языка и требовали равноправия языков. Поздне Исхаки к ужасу поймет, что революционеры–большевики оказались душителями прав нации, не хуже черносотенцев.
    Так как либералам не удалось добиться признания правительством автономии мусульман России, то в связи с этим "тангчылар" подвергают резкой критике политическую деятельность Гаспринского. На страницах "Танг йолдызы" утверждалось, что проповедуемые им в течение 20-ти лет идеи не привели к конкретным результатам. "Тангчылар" прямо обвиняли Гаспринского, Акчуру, книгоиздателей Каримовых в обмане народа, так как политика лояльности либералов по отношению к правительству бесперспективна.
    "Тангчылар" стремились разрушить монополию либералов на представление интересов мусульман на российской политической арене. Выражая недовольство парламентской деятельностью либералов, социалисты тем самым подготавливали позиции для собственного участия в выборах во II Думу, которые состоялись в начале 1907 г. При отсутствии уступок правительства либералам и при отказе признать автономию мусульман России, социалисты получили возможность для полной свободы действий в критике лидеров "Иттифака".
    В первые месяцы своего существования "Танг йолдызы" сконцентрировалась именно на пропаганде своей партийной программы. В статье "Наша партия — социалистическая партия" Исхаки писал об ориентации "тангчылар" на потребности каждого человека и на защиту его прав: "Мы придаем крайне большое значение понятию "каждый человек", потому что мы хотим счастья для всех людей. Мы говорим, что пусть не только богатые и сильные будут счастливыми, но и бедные и бессильные. Мы не заботимся о богатых и сильных... Мы хотим, чтобы все люди были свободными, богатыми и образованными".
    Для "тангчылар" была характерна определенная недооценка творческого потенциала татарского общества, причем основную причину отсталости татар они видели в многовековом нахождении в составе российского государства. Они еще не были лично знакомы с опытом общества турецкого и других мусульман вне России, чья отсталость не определялась русским влиянием. К тому же, находившиеся дольше всех в составе России, татары были наиболее развиты из всех мусульманских народов империи. "Тангчылар" утверждали, что "угнетаемый триста пятьдесят лет самодержавием татарский народ дошел до такой степени ничтожества, до такой степени утратил свои человеческие качества, что полностью потерял веру в себя". Однако Исхаки в то время еще критиковал татар, которые призывали не верить русским. Он считал, что только в едином союзе татары и русские могут уничтожить самодержавие.
    При этом Исхаки призывал к национальному единству и классовому братству. Из состава нации "тангчылар" исключали только наиболее зажиточные слои буржуазии, крупных землевладельцев, чиновников и обслуживающих их мулл и работников прессы, которые обвинялись в сговоре с царским правительством. С этими слоями населения сотрудничество было возможно лишь при решении религиозных и образовательных вопросов.
    Татарские социалисты не были противниками государства как такового, не выступали они и против налоговой системы, как таковой. Как и для либерала Юсуфа Акчуры, для социалистов "тангчылар" бюрократия являлась наихудшим врагом народа: "Большая часть собранных с народа денег уходит на то, чтобы платить долги иностранным богачам, другая значительная часть уходит на выплату по разным не слишком важным нуждам. Несчастному же народу с каждым днем жить становится все хуже". Как и Акчура, "тангчылар" обвиняли конкретно бюрократию в репрессиях против защитников народа.
    "Тангчылар" безошибочно нащупывали болевые точки татарского общества: отсутствие традиций политической культуры, низкая квалификация и заработки тружеников города, отталкивание татарской элитой рабочих русских заводов. Именно это способствовало конфликтам между национальной элитой и низшими слоями в 1917-1918 гг. Эти же факторы сыграли свою роль в расколе нации в послеоктябрьские дни. "Тангчылар" зачастую используют в полемике выражения, выходящие за рамки традиционной культуры поведения, но с самыми благими намерениями. Они стремятся создать идеальную модель национального деятеля: бескорыстного, образованного, трудолюбивого, понимающего чаяния и проблемы простого народа.
    Сам Гаяз Исхаки к 1906 г. имел уже немалый политический опыт и представлял себе расклад сил в татарском обществе, адекватно оценивая рамки, диктуемые российским государством. Для него, как и позднее для Мулланура Вахитова и Мирсаида Султан-Галиева, революция представлялась единственным способом для обеспечения полноценного развития татар по европейским стандартам. Он никогда не упрекал либералов за их реформы, но всегда — за незаконченность и половинчатость этих реформ.
    Революция 1905—1907 гг. завершилась историческим поражением российских либералов. Они не смогли реально войти во власть. Уже II Государственная Дума имела радикальное и социалистическое большинство. Хотя среди мусульман в этой Думе большинство составляли члены умеренной мусульманской фракции, но среди них уже 6 депутатов-трудовиков, 5 из которых были татарами. Если учесть, что мусульман Волго-Уральского региона в Думе было 16 человек, то соратники Исхаки "думачылар" имели почти треть мест.
    На следующий день после роспуска III Думы, 4 июня 1907 г. Исхаки вновь арестовывается и высылается на три года в Архангельскую губернию. После этого "тангчылар" как политическое движение распадается.
    Исхаки и после поражения революции 1905-1907гг. оставался практически единственным активно действующим лидером татарского социалистического движения. В 1908-1911 гг. Исхаки находился в Стамбуле. Вместе с Акчурой, Ибрагимом и Гаспринским он активно сотрудничал в журнале «Сират и-мустаким». В 1910г. он побывал по подложному паспорту в Петербурге. В письме из Казанской губернаторской канцелярии от 12 октября 1910г., посланном на запрос Департамента Полиции о бежавшем из ссылки Исхаки утверждается: «Исхаков настолько устрашающе влиял даже на благонамеренную часть татарского населения, что последние решаются сообщить что-либо об Исхакове лишь под условием совершенной доверительности». Авторы ответа опасались появления Исхаки в Казанской губернии, так как считали, что он будет сотрудничать с кадетами: «В этом направлении противоправительственная организация найдет в лице Исхакова в высшей степени опытного, влиятельного и энергичного оратора». Он характеризуется как опытный и влиятельный политик, сохранивший через три года после своей ссылки связи и поддержку на местах. Исхаки был единственным из всех политических лидеров татарских социалистов, получившим подобную характеристику.
    18 декабря 1910г. в отчете начальника Уфимского губернского жандармского управления о татарском социалистическом движении утверждается, что значительное влияние социал-демократы имели только в Казани, где в конце 1904г. сформировался кружок из учащихся КТУШ под руководством Хусаина Ямашева и Галимджана Сайфутдинова. После поражения революции их деятельность прекратилась. Среди активно действующих социалистов называются только имена Исхаки, Туктарова и Мухаммедъярова. При этом сообщается, что они поддерживают контакты со студентами-мусульманами Петербурга, Москвы и Казани для сохранения «национального движения среди мусульман».
    Арест Исхаки в конце 1911г. в Петербурге и нахождение в ссылке в течение всего 1912 г. привело его к отстранению от активного политического движения в Казани. С 1913 г. он редактирует периодически закрываемые газеты "Суз" и "Иль" в Петербурге и Москве. Исхаки, как практически все татарские социалисты поколения 1905-1907гг. принадлежали к сторонникам скорейшего прекращения Мировой войны, где Турция терпела одно поражение за другим. 13 июля 1916г. Гаяз Исхаки в статье «Курбан байрам» так характеризовал положение мусульманского мира: «Мусульманский мир, за ничтожным исключением, воюет без сознания общественного идеала».
    Сразу же после Февральской революции 1917 г. среди мусульман поднялась волна митингов, подачи петиций и организации комитетов. 2 марта 1917 г. 15 тысяч мусульман Москвы под руководством Гаяза Исхаки митингуют перед Московской городской думой. Это выступление и послужило началом подъема послефевральского национального движения.
    В 1917 г. Исхаки активно участвовал в политике, но не сыграл ведущей роли в социалистическом движении и в органах национальной автономии. В Миллет Меджлисе (Национальном Собрании татар) он принадлежал к фракции тюркистов — сторонников единства тюрок России и Идель-Урал Штата. 4 января 1918 г. от имени этой фракции он призвал ориентироваться в создании Штата на его экономическую жизнь. Основной артерией государства должна была стать Волга. Оратор призвал не обращать внимание на процент мусульманского населения в Штате, поэтому он высказался за включение в Идель-Урал Самарской губернии. Так как Азербайджан и Туркестан имеют выход к Турции, то, по мнению Исхаки, важно было получить выход к этим территориям и Каспийскому морю. В ответ на замечание о нереальности этого плана, Исхаки предложил провести референдум и, в случае несогласия населения, оставить претензии на Самарскую и Астраханскую губернии.
    В своих статьях Исхаки безжалостно критиковал власть большевиков, которых он сравнивал с черносотенцами и завоевателями времен Ивана Грозного. Большевики закрыли его газету "Иль" одной из первых. Затем наступили годы эмиграции. Этот период жизни Исхаки сейчас широко известен. Вдали от Родины он окончательно разочаровался в идее компромисса с Россией. Исхаки чужды были метания, он всегда твердо верил ровно в одну идею и служил ей. Вначале этой идеей была российская революция как освободительница народов, затем идея тюркского союза, позднее идея Идель-Урала — независимого государства народов края, идея восстановления былого могущества тюркских ханств. Мысли Исхаки необходимо анализировать критически, а его труды проверять фактами: все же он был идеологом, а не исследователем. Но широта его выводов, способность видеть болевые точки татарского общества, страстность призыва к осуществлению своих идеалов не может не восхищать нас и сегодня.



  • Введение
  • Габдуннасыр Курсави — татарский Лютер
  • Отец татарской идентичности. Шигабетдин Марджани
  • Рождение нации российских мусульман. Исмагил Гаспринский
  • Первый татарский политик. Рашид Ибрагим
  • Первый лидер нации. Галимджан Баруди
  • Богословие Нового времени. Риза Фахретдинм
  • Все дети Адама равны между собой. Муса Биги
  • Рождение тюркизма. Юсуф Акчура
  • Татарин нового века. Садри Максуди
  • Рождение массового политического движения. Гаяз Исхаки
  • Рождение татарской социал-демократии. Хусаин Ямашев
  • Революция в мусульманском мире. Мулланур Вахитов
  • Рождение татаризма. Галимджан Ибрагимов
  • Создание татарских полков. Ильяс Алкин
  • Отец революции третьего мира. Мирсаид Султан-Галиев
  • Первый премьер Татарстана. Кашшаф Мухтаров
  • Вместо послесловия
  • Айдар Хабутдинов
    .
  • Айдар Хабутдинов:
  • Лидеры нации
  • «Жизнь историка — служение своему народу»




  • ← назад   ↑ наверх