• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Нуриев Гаптрауф Салихович

    ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ДРАМЫ М. ФАЙЗИ «ГАЛИЯБАНУ»

    Эмоциональное поле драматургического текста складывается из двух уровней – гармонически переплетающихся эмоционального состояния персонажа и модально окрашенного смысла, вложенного автором в речь персонажей.

    В драматургических произведениях образы персонажей и образ автора неравнозначны. Автор ответственен за описание и чувственно-волевого состояния своих героев и правдивой действительности на сцене [Виноградов:208-209. Бахтин: 7. Толстой: 156-158.]. В первом музыкальном произведении татарской драматургии – в драме Мирхайдара Файзи «Галиябану» мы также наблюдаем эмоциональные структуры двух видов: чувственно-волевое проявление образа персонажа (актера) и авторские оценочные отношения эмоционального мироощущения персонажей.

    Эмоциональные моменты в тексте драмы М. Файзи «Галиябану» изменяются с развитием сюжетного и фабульного конфликтов, которые отражают чувственно-волевой мир отдельного персонажа в разных ситуациях, взаимодействия персонажей между собой. Во многих сценах драмы имеются разные эмоциональные и волевые смыслы, обусловленные автором и характерами главных героев Галиябану, Халила и Исмагила (любовный треугольник).

    Анализируя структурно-синтаксическое воплощение чувственно-волевого смысла в контексте драмы определяем их фразовые и контекстовые виды. Эмоционально-волевые фразы (индивидуальные метафоры, метонимии, необычные сравнения автора) очень экспрессивны и ярко выделяются в тексте, служат выявлению скрытого значения, «сверхтекста» образа. Сверхтекст персонажа в драме возникает на основе:

    · образного осмысления авторских ремарок;

    · остранения слова жестом, выразительной мимикой, различными жестами (Спектакль «Галиябану» по М. Файзи, реж. Р. Аюпов. Набережно-Челнинский государственный молодежный театр, 2000 г.)

    · развертывания отдельных реплик в целые картины (представление Бадри о «тысячах» рублей выкупа за дочь; узнавание букв – пластическое выявление скрытого в тексте мотива – желаемое выдают за действительное)

    · реализации языковой словесной метафоры (Халил – сокол; Исмагил – ворон; Галиябану – соловушка).

    Иногда эмоциональное состояние героев драмы М. Файзи «Галиябану» можно понять в течение отдельно взятой сценки или в продолжительном диалоге (контекстовое эмоциональное значение). Такие эмоциональные значения в драме воплощаются при помощи различных композиционных форм речи:

    · описательного диалога, в котором чувства и поступки персонажей не называются, а обозначаются косвенно, лексическими средствами, просодическими знаками;

    · повествовательного диалога – эмоциональное состояние персонажей подробно рассказывается;

    · диалога-рассуждения, в репликах которого прослеживается индивидуальные особенности авторской речи;

    · монолога-рассуждения (внутренней речи)

    · эмоционального диалога, в котором психологическое состояние передается большим количеством эмотивной лексики, недоговорками, паузами ожидания, инверсией, различного характера междометиями.

    Во время внутренней речи персонаж анализирует свои чувства и поступки (монолог Халила перед окном Галиябану). Иногда внутренняя речь носит характер монолога-диалога, то есть спора персонажа с самим собой (монолог Исмагила перед трагедией). В диалогических блоках драмы «Галиябану» описание и внутренняя речь приводятся рядом, такой прием используется для эмоциональной оценки персонажа, для самовыражения автора.

    Эмоциональное состояние персонажей (ролей) в тексте передается не только эмоционально окрашенной лексикой но и синтаксически: вопросительными, назывными, неполными предложениями, многообразием повторов, комплексом просодических характеристик.

    Эмоциональное ключевое слово (нур өстенә нур – озарение, сияние) в драме «Галиябану» соотносит портретные зарисовки персонажей (в первой сцене Бадри и Галимабану восхваляют красоту и характер Галиябану; сваха очень лестно отзывается о Халиле) с эпизодами описания внутреннего состояния героев, что составляет чувственную кульминацию (в сцене, где Галиябану тайно слушает песню собственного сочинения в исполнении Халила). В то же время основные эмоциональные смыслы неравноценны по значимости, имеют разные цели в создании литературного образа персонажа. М. Файзи создает свой вариант характера, психологии, скрытого состояния души героя. При описании внутреннего мира героя преобладают в тексте драмы эмотивные глаголы, глаголы-суждения, обозначающие переменчивость чувств, противоречия в поступках.

    Представляя внутренний мир персонажа, автор использует прием «побочной символизации переживаний героев» [Виноградов: 222].

    Опосредованное выражение переживаний героя в тексте драмы редко обозначается отдельными словами. Они передаются аналитическими сочетаниями обобщенных по смыслу оценочных глаголов-суждений, внешнего проявления эмоций и эмотивных слов; конкретными по смыслу глаголами-рассуждениями, непривычными обозначениями жестов, звукоподражательными глаголами, передающими эмоциональное состояние, изображение разных жестов. Чувства героев звучат в просодике речи, проявляются в описаниях физиологических жестов, движений, внешности. Описания выражения глаз героя в ремарках помогают понять индивидуальные мгновения внутренней психической жизни.

    Встречаются в тексте описание жестов, имеющее особое эстетико-стилистическое значение. (Сценка, где Исмагил срывает платок с головы Галиябану)

    Точная картина психологического состояния достигается описанием скрытых эмоций и их оценочным описанием (чаще в ремарках).

    Персонажи в диалоге стремятся оказать эмоциональное воздействие на собеседника, заразить его определенными эмоциями. Данный тип речевых оценок, высказываний в драме состоит в основном из похвальных и оскорбительных высказываний. (Речь свахи Бадиги; сцена «торгов» Галиябану)

    И в структуре образов персонажей драмы обнаруживается многообразие эмотивных смыслов. Но внутренний мир персонажа эстетически осмысленным становится только в контексте, с учетом психологии всех персонажей, в свете авторской концепции, так как «автор интонирует каждую подробность своего героя, каждую черту его, каждое событие его жизни, каждый его поступок, его мысли, чувства» [Бахтин: 7].

    Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что оценки ведущих персонажей (косвенно-авторские) и прямые чувственно-волевые оценки (авторское отношение) создают эмоциональное поле драмы “Галиябану” с обязательной фабульной кульминацией.

    Литература:

    1. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избр. труды – М.: Наука, 1980. – 360 с.; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. – 423 c.; Толстой А.Н. О драматургии.// А.Н. Толстой о литературе и искусстве. Сборник. – М.: Сов. писатель, 1984. – 560 с.

    2. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избр. труды. М.: Наука, 1980. – 360 с.

    3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 – 423 с.

    Гаптрауф Нуриев, Нуриев Гаптрауф Салихович
    теги: Нуриев Гаптрауф Салихович, д.ф.н., профессор Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Казань, Республика Татарстан
  • Гаптрауф Нуриев:




  • ← назад   ↑ наверх