• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 Рус - Тат
  • Татарский переводчик

    Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа

    Повесть о Омаре Хайяме




  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни


  • Фарит Фарисов

    Тайны татарского народа

    (часть 5)

    Глава 3.

    Суфизм – основа духовного авторитета рода Кул Гали

    На жизнь и творчество Кул Гали огромное влияние оказал суфизм – мистическое учение в рамках ислама. К середине XI в. идеи суфизма широко распространились по всему мусульманскому миру. Тюрки Поволжья и Приуралья, имевшие многовековые культурные и духовные связи с мусульманским Востоком, также испытывали на себе влияние суфизма, были знакомы с учением суфиев Абу Йазида Бистами и Мансура Халладжа, последователей школы вахдад аль-вуцджуд – единства бытия, взгляды которых излагает Ахмед Йасави в свои мудростях.

    Йасави пропагандировал этический идеал суфия-мистика. Именно в таком контексте Ходжа Ахмед Йасави выступает как проповедник и популяризатор ислама, он воспевает Коран, Пророка Мухаммада и его праведных халифов и сподвижников, более того, он утверждает, что путь суфия невозможен без усвоения канонов шариата и наставника:

    Вступивших на путь тариката без /знания/ шариата

    Шайтан лишит веры.

    Те, кто притязает на этот путь без наставника, –

    Останутся на перепутье.

    Наряду с этим значительное место в учении Йасави занимала идея последовательного отказа от благ этого мира, которые, по его мнению (и мнению многих выдающихся суфиев) мешали постижению истины. Они призывали к справедливости, обличая богачей, наживших свои богатства неправедным путем, но делали это не с точки зрения понимаемой в современном смысле социологии, а с точки зрения понимаемого ими учения ислама.

    Одним из ключевых понятий ислама является халяль (дозволенное религиозными предписаниями). В связи с этим Йасави (как, впрочем, и другие суфийские шейхи) указывал, что неправедное богатство отдаляет от постижения истины и даже становится непреодолимым препятствием на пути ее постижения, а в мире вечном это неправедное богатство еще и послужит причиной наказания. Йасави призывал к отказу от земных благ, так как погоня за ними лишь отдаляет человека от его истинного предназначения – поклонения Творцу, и призывал к справедливости в отношениях между людьми, указывая в этой связи на то, что несправедливость является корнем всех зол и несчастий на земле.

    Кроме этого суфийская мудрость могла приходить и непосредственно из Арабского халифата. В связи с этим следует отметить посещение Волжско-Камской Булгарии в 1135 г. Абу Хамидом Мухаммадом ибн-Абд Ар-Рахимом ал-Гарнати ал-Андалуси, который в истории известен прежде всего как путешественник, но который кроме этого был активным проповедником ислама.

    Ал-Гарнати родился в 1100 г. в Гранаде (в Испании тогда правили мусульмане). Получил традиционное образование в Александрии и Каире, стал факихом – знатоком мусульманского права, фикха. После этого он отправился проповедовать ислам сначала на Кавказе, а затем в низовьях Волги и прожил в провинции Саксин, входившей в состав Булгарии. В 1135 г. на корабле купца Хамид ал-Гарнати прибыл в город Булгар, а оттуда в столицу страны – Биляр.

    Мусульмане того времени не стремились к праздному времяпрепровождению. Для многих из них побуждающим мотивом путешествия на окраины тогдашнего цивилизованного мира, полного опасностей и трудностей, было распространение мусульманской религии, что рассматривалось как священное усилие на пути Аллаха (джихад). Согласно хадису (высказыванию Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха), который передал Абу Умама и который приводит Абу Дауд, сообщая то, что цепь передатчиков этого хадиса надежная, для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) первостепенным является священное усилие на пути Аллаха. Именно с целью распространения ислама совершали свои великие путешествия арабы, чьи имена остались в истории человечества как имена великих путешественников и первооткрывателей новых земель и в названии открытых ими географических пунктов.

    Во всяком случае, в исторических источниках ал-Гарнати упоминается прежде всего как человек, обладающий значительными религиозными знаниями и призывавший людей к принятию ислама. Ал-Гарнати вел аскетический образ жизни, что указывает на следование им суфийским заповедям нестяжания благ этого мира. Он как истинный суфий проигнорировал блеск мирской власти, отказавшись от приглашения посетить дворец царя. Ал-Гарнати не ради праздного любопытства появился в Булгарии.

    Многие народы легче воспринимали ислам через призму суфийских идей. Суфии проповедовали особый путь постижения истинного смысла человеческого бытия, сутью которого они считали любовь к Аллаху. На пути постижения истины необходимо было пройти через три большие стадии внутреннего совершенства – шариат, выполняя предписания которого человек уничтожал свое эгоистическое «Я», мешавшее познанию истины, и тем самым при помощи Аллаха достигал степени маарифата – познания истины. Познав истину, он становился пребывающим в состоянии непрерывного постижения сути истины – хакиката. Главными распространителями идей суфизма среди булгар стали члены тариката Йасавийа, которые с торговыми караванами проникали в Волжско-Камскую Булгарию из Средней Азии. Основатель тариката Ходжа Ахмад Йасави (ум. в 1162 г.) был учеником знаменитого подвижника Абу Йусуфа Хамадани (ум. в 1140 г.), который, в свою очередь, возводил свою духовную родословную к знаменитому суфию Абу Йазиду Бистами. Главным источником учения тариката Йасавийа стало собрание написанных на тюркском наречии стихов Ахмада Йасави под названием «Дивани хикмет» («Сборник мудростей»). Стихи из «Дивани хикмет» декламировались и распевались во время суфийских радений мюридов тариката. Согласно преданиям тюрков и по сведениям некоторых сохранившихся исторических источников, именно тарикат Йасавийа сыграл важную роль в распространении ислама среди жителей степных тюркских народов Средней Азии и Казахстана. Сподвижники и ученики Ахмада Йасави, такие, как его преемник Бакыргани (Хаким Ата, ум. в 1183 г.) и Саид Ата (ум. в 1218 г.), распространяли учение Йасави на большой территории, населенной тюрками, – от Восточного Туркестана (совр. Синцзянь, Уйгурский автономный район Китая) и до бассейна Волги. Кроме того, тарикат Йасавийа отличался еще и тем, что стремился не противопоставлять ислам местным обычаям, где они не противоречили его учению, и адаптировать его к повседневной жизненной практике коренного населения этих районов, то есть родственных татарам тюркских народов. Йасави пользовался необычайным авторитетом и популярностью среди тюрков, о чем свидетельствует дошедшее до наших времен выражение: «В Медине есть Мухаммад, в Туркестане – Ходжа Ахмад». Ученые того периода называли последователей Йасави «машайх тюрк» – «тюркские шейхи». Историки справедливо считают, что при оживленных культурных и экономических связях Булгарии со Средней Азией учение Йасави, в особенности сборники «Дивани хикмет», распространилось в среде булгарской правящей и духовной элиты еще при жизни хазрата Ахмада Йасави. На это указывает тот факт, что среди тюрков Поволжья были широко распространены рукописные списки мудростей Йасави и его последователя Бакыргани, которые встречаются и в наши дни. Хотя Булгария и была северной окраиной мусульманской ойкумены, и сюда доходили последние веянья исламской философской мысли. Поэтому есть все основания полагать, что образованные представители булгарского общества XII в. были с ними хорошо знакомы. Однако, как и везде, правящий класс, развращенный властью и безнаказанностью, не желал прислушиваться к религиозным проповедям, призывам смирить свою гордыню и идти путем истины и справедливости. Ослепленные ненавистью, они полагали, что суфии хотят отнять у них власть, призывают народ к восстанию и представляют для них серьезную опасность. Опасным они считали и то, что суфии пользуются духовным авторитетом среди населения, что этот авторитет вытекает не из того, что их боятся, а из того, что их по-настоящему уважают. Словом, в основе их силы лежит духовное могущество, влияние на души и умы людей, тогда как власть и могущество царя и его приближенных основывались на грубой силе, подавлении и запугивании населения. Инстинктивно чувствуя, что суфии сильнее, их влияние глубже и оно затрагивает самые сокровенные чувства людей, что самим им нужно бороться за власть, утверждать ее силой, уничтожая соперников, и понимая, что суфии в итоге оказываются сильнее, чем их власть, знать всячески пыталась уничтожить суфиев, чтобы вырвать с корнем саму потенциальную возможность существования любой альтернативы своему могуществу. Однако власть тем самым еще больше дискредитировала себя в глазах населения, и оно все дальше отдалялось от ее представителей. В будущем властителям Волжско-Камской Булгарии придется сполна заплатить за такую политику. Но пока самые трагические события в истории этого государства еще впереди.





  • Тайны татарского народа (часть 5)
  • Фарит Фарисов
    Кул Гали и его время.
  • Фарит Фарисов:
  • Тайны татарского народа (часть 1). Проблема равенства конфессий: Ислам – Христианство
  • Тайны татарского народа (часть 2). Татарские рыцари Великой Руси
  • Тайны татарского народа (часть 3). Из истории национального образования
  • Тайны татарского народа (часть 5). Кул Гали и его время




  • ← назад   ↑ наверх