• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Фарит Фарисов

    Тайны татарского народа

    (часть 1)

    ИЗ ИСТОРИИ ТЮМЕНСКИХ И СИБИРСКИХ ТАТАР

    В легендарной версии об основании Казани, изложенной в рукописи Феринг-Наме, говорится, что сыновья хана Абдуллы, последнего булгарского правителя, погибшего якобы от руки Тамерлана, спаслись и потом выросли в глухом лесу. После ухода Тамерлана братья вернулись в столицу Великий Булгар. Но отстроить заново разоренный город им было не по плечу. Тогда старший брат Алтун-бек основал поблизости (тогда ещё) городок Казань. Младшему брату Алим-беку пришлось там не по душе, и он ушел к рекам Тобол и Иртыш, где основал город Искер, который еще называли Каншлык, или Сибирь, в 16 км от выстроенного позднее Тобольска. От него и пошло название Сибирское ханство.

    Само же имя "Сибирь" появилось в давние времена. История сохранила двух тюркских ханов VII века с таким именем.

    О первом — Кюлуг-Сибир-хане ("Прославленный сибирский хан"), он же Бога-тырь-хаган — историк Л.Н. Гумилев писал: "Степи современного западного Казахстана, древняя страна сабиров, входили в Западный каганат. Удельным правителем там был дядя Тунджабу-хана, носивший прозвище Богатырь и имевший достоинство малого хага-на. Эта страна уже в УН веке называлась Сибирью, так как впоследствии Богатырь принял имя Кюйлуг-Сибир-хан". В 631 году Кюйлуг-Сибир-хан, потеряв свои земли, бежал к алтайским горам, где был настигнут врагами и убит. Второй — Шибир-хан ("хан Сибири") правил тюркским каганатом в 608 — 619 годах и был женат на китайской царевне.

    Но татарские племена уже задолго до У11 века кочевали в Западно-сибирской низменности, в верхнем и среднем течении Енисея.

    Процесс расселения татар по Сибири породил немало теорий. Одна из них - татары в древности жили на территории Монголии; позднее вошли в состав империи Чингисхана и расселились по ходу движения его армии.

    Средневековый историк Рашид-ад-Дин считал, что татарские племена жили в низовьях рек, впадающих в Ангару, на берегах озера Буир-Нур в северной Монголии.

    По версии ученого прошлого века А.Сухарева, слово "татары" образовано путем прибавления окончания "тар" к слову "тау", по-тюркски — гора. То есть татары — жители гор. Это совпадает с саяно-алтайской версией происхождения татар. Они — потомки алтайских племен телеутов. Но Гумилев писал: "12 телеутских родов жили между собой дружно, в согласии. Они кочевали в степи на телегах с высокими колесами. Независимые, вольнолюбивые, храбрые и миролюбивые телеуты считаются предками енисейских татар". В 485 — 492 году телеуты восстали против государства Жужань, которому платили дань. Их старейшина Афучжило откочевал на запад, в долину Иртыша. Там он принял титул Великий сын Неба. Телеуты создали свое государство, по-китайски оно называлось Гаогэй, то есть "Высокая телега". В 494 — 496 годах Гаогэй был разбит кочевым племенем эфталитов, до того покоривших Иран. Телеутские ханы были убиты. Победители отдали власть своему ставленнику из телеутов хану Мивоте, который стал союзником Китая. За это он получил в подарок 60 кусков шелковой ткани. Телеуты стали посредниками на торговом пути — Великом шелковом пути, который кончался в Византии. За шелк телеуты платили кровью. Платой же за одну из побед, например, Мивоты стал полный набор музыкальных инструментов из Китая, 80 музыкантов, 10 кусков пунцовой и 60 кусков шелковых разноцветных тканей. Но враги отомстили Мивоте: ему связали ноги под животом лошади и гоняли ее по степи до тех пор, пока Мивота не умер от тряски. Государство "Высокая телега" прекратило свое существование. Телеуты оказались разрознены, их племена вошли в состав разных ханств. В 521 году младший брат Мивоты восстановил Га-огэй, но не надолго.

    По мнению Л.Гумилева, телеуты и тюрки — разные народы, хотя и близкородственные. В легендах о своем происхождении тюрки считали предками их рода сына хана гуннов и волчицу, а телеуты — дочь хана гуннов и волка. Из тюркских племен выдвинулся род Ашина, состоявший из 70 братьев. В 433 году они пришли на Алтай. Здесь и родилась следующая легенда.

    Держава Аттилы и все его племя были истреблены соседями. Остался один мальчик, которому отрубили руки и ноги и бросили в болото. Там его нашла волчица и понесла от него сыновей. Род размножился. Наконец некто Асянь-ше со всем аймаком вышел из пещеры.

    Существует и другой вариант легенды.

    Жил на Алтае род Со. Весь он погиб. Уцелели только 4 внука волчицы. Первый превратился в лебедя, второй поселился между реками Абу и Тянь, третий и четвертый на реке Чуе на Южном Алтае.

    По объяснению известного востоковеда XIX века Н. Аристова, род Со — это алтайский род на реке Бии. Первый внук — родоначальник племени лебедя — ку-кижи, второй — киргизов, живших между Абаканом и Енисеем. Внук старшего сына — Асянь-ше.

    В то время на Алтае и по берегам Енисея жило много тюркских племен. В 555 году образовалось огромное тюркское государство, охватывавшее все азиатские степи. К Волге тюрки вышли в 558 году, сломив сопротивление местных племен под общим именем аварыКу-кижи, курыканы, отуз-татары и многие другие тюркские племена — тоже древние татары. Составитель тюркского словаря Махмуд Кашгарский (XI век) считал, что у татарских племен был свой язык.

    Однако знаменитый ученый Рашид-ад-Дин, живший в XIII веке, был другого мнения:

    "Многие роды видели величие своё и достоинство в том, что относили себя к татарам и стали известны под их именем, подобно тому как найманы, джалаиры, онгуты, кераиты и другие племена, которые имели каждое своё определенное имя, называли себя монголами из желания перенести на себя славу последних; потомки же этих родов возомнили себя издревле носящими это имя, чего в действительности не было1 ".

    Разговорный и литературный татарский язык относят к кипчакской (или булгаро-кип-чакской) группе. Именно на этом языке прочитываются наскальные Енисейские письмена — руны; их так и называют "татарские руны". На том же языке сделаны надписи на Селенгинском камне середины XIII века; в них встречается имя "кипчак". Надписи в орхонских захоронениях тюркских правителей Кюль-тегина, Бильге-хана, Тоньюкука звучат так же. На надгробном камне героя Кюль-тегина его брат Бильге-хан произносит речь о себе и своем народе:

    "Небоподобньй, неборощенный... тюркский каган, я ныне сел на царство. Речь мою полностью выслушайте идущие за мной, мои младшие родичи и молодежь, союзные мои племена и народы.

    Когда было сотворено вверху голубое небо, внизу темная земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими восседали мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев на царство, они устроили племенной союз, так появился тюркский народ. Четыре угла света были им врагами. Выступая с войсками, они покорили все народы, жившие по четырем углам, и принудили их всех к миру. Имеющих головы они заставили склонить головы, имеющих колени они заставили преклонить колени".

    По различным теориям, народ кипчаков и татар то представляет собой одно целое, то это разные народы. В наши дни появилась версия исторического писателя Мурада Аджи. По этой версии, был всего один многочисленный тюркский народ — кипчаки. Впоследствии он разбился на множество разношенных народов. Кипчаки подарили свою письменность — руны — Азии и Европе. Это случилось при великом переселении народов во времена Аттилы (У век). Мурад Аджи пишет:

    "Тюркский — кипчакский — язык выполнял роль языка межнационального общения в Центральной Европе. Все делопроизводство — составление купчих, планов земли, счетов — велось на нем. Вот откуда удивительное сходство древнетюркских и древнегерманских рун. Когда бакалавр Ганс Дерншвам из Лейпцигского университете приехал к народу секели в Венгрии, в районе города Семиградье, чтобы познакомитьс5 с древними документами тех, кто называл себя потомками Аттилы, то обнаружил, что документы совершенно иные, чем древневенгерские тексты... документы оказались составленными на чистейшем древнетюркском языке. На языке Аттилы!

    С научной точки зрения уже не вызывало ни малейших сомнений, что предки жителей Центральной Европы — а именно там, по крайней мере до ХУ — ХУ1 веков было прослежено бытование тюркского языка — и есть кипчаки по крови. Те самые кипчаки, которые произвели великое переселение народов и которые считались исчезнувшими».

    Что такое руны? Эта письменность произошла из родовых знаков, которыми тюрки клеймили скот. Родовой знак — тамга — пометил путь сибирских татар. Есть тамги енисейских татар, есть якутские... (По одной из научных версий, татары — предки якутов, упоминавшиеся курыканы). В 1820 году исследователь Спасский первым указал на сходство письмен Енисея и Алтая с тамгами и таврами. Из родовых знаков и составился алфавит, который называют тюрко-орхонским, татарскими рунами и т.д.

    Ход татарских племен в Сибири можно проследить и по "уранам" — боевым кличам, где вместо тюркского слова "ура!", с которым до сих пор идут в бой русские воины, кричали имена родоначальников, вождей: Бахтияр, Айрилма, Байтерек.

    С веками имена племен менялись: так, на мировой арене появились киргиз—кайсаки, "казачьи орды". Ученый прошлого века Н. Аристов считал, что "процессы образования новых родовых единиц и групп, исчезновения их и созидания новых родовых союзов Длятся все время существования тюркских кочевников, то есть тысячелетия, и следо-эло бы ожидать, что киргиз-казаки, при сво-е*Д сборном составе из разных племен и на-°Дов, представляют собой в настоящее время необъяснимый конгломерат родовых союзов и что роды у них утратили всякую исторически-кровную связь и соотношения. Однако оказывается, роды и их подразделения находятся у тюрков между собой частью в фиктивных, частью в истинных кровно-родовых отношениях. Это следствие! могучего влияния родового быта и культа родоначальников".

    Киргиз-кайсаков сами тюрки называли просто казаками. Племена сибирских казаков впоследствии послужили образцом для русских казачьих войск и большей частью состояли из их потомков. Они были образцом и для Тамерлана, о чем он сообщал в своих "Записках": "Усвоив манеру сражаться по-казачьи, он снарядил свои войска так, чтобы я мог, как казак, проникнуть в расположение моих врагов".

    Именам татарских племен несть числа. В работах современного татарского ученого Ф.; Ванеева появляется имя тюркского народа кимаков. По Ф. Валееву, кипчаки — особый народ. Они лишь участвовали в формировании татарского народа. Другие имена кипчаков — половцы, куманы. Их предки - динлины, автохтонные (коренные) жители Южной Сибири. Они были зависимы от хуннов. В конце VII — начале VIII века основная масса кипчаков переселилась на Иртыш и в бассейны рек Ишим и Тобол. В IX — X веках западнее енисейских киргизов сложилось Кимакское ханство — племенной союз, где главными были племена кимаков, ими, байандуров, татар и кипчаков. Границы Кимакского ханства в IX — X веках простирались на востоке до земли киргизов, на юге и юго-востоке — до склонов Тарбата-гатайского хребта и берегов озера Балхаш, на западе — до склонов Уральского хребта, на севере — до берегов Иртыша. Главная ставка хана кимаков была на Иртыше (все та же укрепленная столица с неизвестным именем; возможно, уже тогда она называлась Искер). Многовековые кимакские владения по среднему течению Иртыша, в бассейнах Тобола и Ишима были коренными местами обитания сибирских татар. Они стали носителями кимакской культуры, частично воспринявшей и кипчакские традиции. Так, остроконечные шалаши сибирских татар напоминали "ульевидную" остроконечную, передвижную юрту на повозке кипчака. Казахский ученый XIX века Чокан Валиханов отметил еще одну общность: "Команы называли шамана "кам", так называют его теперь сибирские татары". Общими у них были и загадки: "Поест, попьет, в нору зайдет". Кипчакский племенной дом назывался "ку-рен", у западносибирских татар "кура" называлось помещение для скота; "кора-кутан" у татар — двор с постройками. Можно вспомнить и казачий "курень".

    В XIII веке вся территория Кимакского ханства оказалась под властью Чингисхана. Сторонник теории пантюркизма немец Хен-тиг писал: "Тюркские племена к востоку от Волги, от Урала и до центра Монголии были завещаны Чингисханом своему второму сыну Чагатаю. А территории от Волги до Великой Китайской Стены следовало бы, как на старых картах, именовать Татарией. Туран - это страна из мечты. Туркестан — географическая территория, но такой страны и языка нет, татары же — реальный тюркский народ, обладающий особыми духовными силами".

    Но история пошла по другому пути. Татары сыграли огромную роль в создании Российского государства, чему помогли и те особые духовные силы, о которых писал Хентиг: например, умение находить общий язык с другими народами. Восточный писатель Фах-раддин в своей "Истории" высказал такое наблюдение:

    "Пока тюрки находятся среди своих сородичей и в своей стране, они представляют только племя среди других тюркских племен. Когда же они из своей страны попадают к мусульманам — чем дальше они находятся от своих жилищ, родных и страны, тем больше растет их сила, и они более высоко расцениваются, они становятся эмирами... Тюрк подобен жемчужине в морской раковине, которая не имеет ценности, пока живет в своем жилище, но когда она выходит наружу из морской раковины, она обретает Ценность, служа украшением царских корон, шеи и ушей невесты".

    Отметим, что вплоть до XX века сибирские татары называли сами себя мусульманами. Мусульманами оставались в душе и крещеные татары, тем более, когда этот обряд производили над ними насильно. Или же татары крестились, чтобы попасть в разряд служивых людей, на государственную военную или чиновничью службу. Так, например, татары записывались в Тобольский казачий полк. Такова же история татар-нагайбаков. Документ, хранившийся у них (жалованная грамота), гласил: "Казань взята Иваном Грозным 1 октября 1552 года. Тогда и ногаи окрестились, записались в подушный оклад и переселились на свободные земли в Уфимской губернии в Белебеевский и Мензелинс-кий уезды. А так как новокрещеные показали себя во время башкирского бунта 1735 — 1740 годов и при многих других битвах ревностными воинами, то по именному указу Анны Иоановны из ясака исключены и служивыми определены и пожалованы землей, построив две церкви". В числе воинов были и татарские мурзы. От этих татар ведут свой род Альметевы (Альметьевы) и Бектеевы. В 1842 году для усиления линии крепостей в Оренбургском крае они были переселены в составе 3—5 казачьих куреней на оренбургские земли, где в старину жили ногаи, а затем кочевал башкир Нагайбак. В результате возникла народность — нагайбаки, отправлявшие казачью службу в станицах На-гайбакская и Бакалинская. В тех местах фольклористами записано много самобытных песен, которые своеобразно выражают душу татарского народа:

    Татарские фамилии из тех мест — Аптуга-новы, Акмаметовы, Айдагуловы, Альметевы, Бектемировы, Дюскины, Ишимовы... Крещеные потомки мусульман, став нагайбаками, вновь начали возвращаться к мусульманской вере. В конце концов правительство вынужденно разрешило свободу вероисповеданий для людей, находящихся на государственной службе. Татары-земледельцы, приравненные к государственным крестьянам, сохраняли свою веру и все свои звания.

    Сибирские татары приняли ислам в эпоху Золотой Орды. Существуют версии и предания о более позднем принятии мусульманской веры. По преданиям тюменских татар, называемых заболотными, "хан Кучум позвал из Казани мулл распространять ислам". Казанские муллы действительно ездили в Сибирь при Кучуме; прибывали к хану и казанские мурзы с воинами. Однако ислам распространялся среди сибирских татар с XIV века, со времен образования Тюменского ханства. Известна старинная рукопись, в которой рассказывается, как в конце XIV века на берега Иртыша пришли шейхи Багаутдина и сражались с язычниками и татарами за утверждение ислама. В 1394 году 356 шейхов и хан Шейбани во главе 1700 воинов спустились к Иртышу и учинили великое сражение за ислам. До сих пор живет село Шейхи-Шыклар в тех местах.

    Земли Тюменского ханства входили в состав улуса Джучи. Ханство сложилось на среднем течении Тобола и в междуречье его притоков Тавды и Туры. Правили им местные ханы из знатного рода Тайбугинов. Столицей ханства была крепость на Туре — Чим-ги-Тура. О Чимги-Туре некоторые историки отзываются как о городе полулегендарном. Время его основания (вблизи Тюмени) неизвестно. Но, во всяком случае, в XIV веке он уже стоял. Очередная легенда приписывает его основание времени золотоордынского хана Узбека. Он выступил против неподвластной ему Белой Орды — улуса потомков Чагатая и его сына Шейбани, простиравшегося от Оби до Яика. Хан Узбек разбил войско шейбанидов хана Мурабека, захватил столицу Белой Орды город Сыгнак и отдал его сыну Танибеку. Изгнанный Мура-бек ушел на север со своими ордами и основал при слиянии Туры и Тобола город Чан-га; то есть, вероятно, занял крепость Чимги-Туру.

    Но род Тайбугинов не сдавался. За власть над Тюменским ханством велась упорная борьба. В начале XVI века ее захватил хан Ибак, внук кочевавшего по Ишиму Хаджи Мухаммеда. Его поддержали некоторые ногайские мурзы.

    Тюменским ханам издавна платили дань северные племенные объединения — княжества вогулов и остяков — ханты и манси.

    При Ибаке территория ханства выросла за счет присоединения степных районов по течению Тобола. Татарские улусы на Нижнем Тоболе и Среднем Иртыше не входили в состав Тюменского ханства. Власть там по-прежнему принадлежала потомкам рода Тай-бугина.

    К этому времени по берегам Тавды, Туры, Иртыша и Тобола, как и во всех коренных татарских районах Западной Сибири и Урала, существовали оседлые татарские поселения - - юрты. В них мастера выделывали кожи, шили ичиги, скорняжничали, пряли ткани; были в селениях свои гончары, куз-НеЦы и плавщики металла. Археологи на шли в раскопках около Искера древние татарские орудия земледелия: железные серпы, ручную зернотерку с жерновами, татарский железный сошник, имевший листообразный вид с загнутыми зубьями. Но основным занятием тюменских татар оставались скотоводство и рыболовство. Рядом с юртами впоследствии появились русские поселения; все города Западной Сибири строились стрельцами и казаками вблизи татарских укреплений по Иртышу и Енисею с притоками. То же происходило и с металлургическими заводами Западной Сибири и Урала XVII — начала XVIII веков, которые построены вблизи старых татарских рудных разработок. Татарские шахтерские династии берут начало с тех же далеких времен.

    Во второй половине XV века острая борьба за власть в Тюменском ханстве и на юге Западной Сибири продолжалась. Шейбанид хан Ибак выдал дочь за одного из Тайбуги-нов — Мара (Умара). Но вскоре он умертвил зятя и захватил значительную часть его улуса. Сыновья Мара — Абдер и Абалак — бежали на Тобол. По другому варианту, Ибак убил зятя, а двух его сыновей увез в Казань, где они и умерли. И еще рассказывают: Мар убил тестя Ибака и владел Казанью. Видимо, каждый передавал по наследству ту версию, которая более прославляла его род.

    Это предание, но есть исторический факт: в 1496 году ханский престол в Казани захватил сибирский хан Мамук, но народ его изгнал.

    Казанские ханы поддерживали контакты с родом Тайбугинов. Тому свидетельство еще одна легенда: Мар женился на дочери казанского хана Ибака. Возможно, Ибак был одним из казанских вельмож.

    Исторический Ибак погиб в сражении с Тайбугинами в 1495 году (предположительно). Опять-таки по преданиям татар, его убил родственник Мара Мамет (Мухаммед).

    Мамет объединил татарские улусы по Тоболу и Среднему Иртышу и перенес ставку из Чимти-Туры в город Искер-Кашлык-Си-бирь. Политический союз улусов стал называться Сибирским ханством.

    Шейбаниды некоторое время держали власть в бассейне реки Туры. Наследником Ибака стал брат Мамук; в борьбе с Маметом он потерял значительную часть Тюмени. После Мамука правителем Чимги-Туры стал Кулук-Салтан — последний шейбанид в Тюменском ханстве. В первые десятилетия XVI века оно перестало существовать; его земли вошли в Сибирское ханство. Свою роль в этом сыг-Рал и военный поход Ивана III в Сибирь в 1483 году.

    В следующем, 1484 году, вогульские князья Юшман и Калпак, югорский князь Пыт-кей и татарский мурза Летик прибыли в Москву с челобитной принять их в подданство Московского князя. Иван III взял с них слово служить верно. Тогда же в XV и XVI веках в Западной Сибири появились первые русские поселения, слободы и остроги.

    В 1555 году сибирский хан Едигей из рода Тайбугина принял русское подданство. В 1563 году его и хана Бекбулата убил хан Кучум и захватил власть в Искере. Хан Кучум — последний шейбанид, сын узбекского правителя Муртазы, потомок Менгу-хана. Он взошел на Сибирский престол с помощью ногайских сабель, перед этим женившись на дочери ногайского хана. В 1571 году хан Кучум направил посла к Ивану IV и обещал платить дань за мир. Но когда в Искер прибыл московский посол, Кучум сначала задержал его, а затем, под влиянием слухов, что русский царь собирается истребить мусульман, убил. Всем подданным Сибирского ханства он запретил платить дань Москве. Запрет Кучума был обязателен. Н.Аристов даже в XIX веке писал: "Несмотря на то, что остяки около 270 лет находятся под русской державой, русское влияние на них менее заметно, чем татарское".

    К середине XVI века данниками сибирского хана были покоренные остяцкие и вогульские племена. Они платили дань мехами и поставляли хану вооруженных людей наравне с улусными людьми. При Кучум-хане Сибирское ханство стало мусульманским государством. В это время территория Сибирского ханства протянулась от бассейна Туры до Барабы на востоке, включая башкирские племена на восточных склонах Урала, и до Прииртышья.

    Сибирских татар называли "барабинские", "калмаки", "чулымцы", "терененцы", "иртышские", "ишимские", "заболотные", "тарские" и другими именами. Они делились на еще более конкретные племена и роды.

    Кстати, племенное имя барабинских татар "карганы" — это искаженное татарское слово "каргалы", от древнетюркского "карга" — ворона. У сибирских татар есть весенний праздник Каргатуй — "вороний праздник" или "воронья свадьба". Отсюда фамилия русского историка Каргалова, автора книги о Куликовской битве.

    Также есть татары-хатан, ногай, селькупы-тын. Бытуют у татар самоназвания по месту проживания: тубыллык (заболотные), тары-лык (тарские), бараба, теменлен (тюменские). У тарских татар ещё и самоназвания: гурлан, курджак, аялы, сарт.

    Имена татарских родов неисчислимы. Они входят в названия старинных сел, деревень, районов. Такова старинная волость Токус в Тюменской области. После падения Сибирского ханства она вошла в Тобольский уезд. Было там всего три двора: люди из рода То-куз. В XVII веке Токус - - одна из крупнейших татарских деревень. В 1858 году там жили 745 человека, к которым присоединились татары с Алтая — племена, спасавшиеся от джунгарских ханов. Это древние токуз-огузы Орхонских надписей.

    Алгайцы-телеуты пришли в Тарский уезд, спасаясь от калмыкских правителей. Они приняли ислам и стали теленкут-кутумами. Деревня Кугытау — татарская; так же назывался телеутскии улус, по имени героя сказаний телеутов. По данным русских ясачных книг, Кугутей в XVII веке владел одноименным улусом. Еще с Алтая пришли органы, тертассы (туртассы).

    Есть и казанские селения — деревня Казанка в Тюменской области, деревня Чура-Бураш в Нижнетавдинском районе.

    Особо живут тюменские бухарцы-сарты, переселившиеся из Средней Азии в Западную Сибирь в XVI — XVII веках. Тогда они были иностранцами, но люди с профессиями: купцы, земледельцы, ткачи, кожевенники, строители. С бухарцами смешались татарские племена аялы и туралы ("тарские"). Иногда пришельцы именовали себя "доброжелательный бухарец" — добровольный переселенец в Сибирь.

    Вот типичный пример. Казах Кудайберды в 1740 году молодым человеком оказался в плену у калмыков. Был выкуплен духовным лицом — татарским бухарцем — и поселен в деревне татар Себелэк. Его сын Амир переселился в деревню Аубаткан в 80 верстах от Тары. Дальше казахи смешались с татарами и стали называть себя татарами. Род Амиро-вых продолжается до сих пор.

    В XVI веке сибирские татары вступили в тесное соприкосновение с русскими. Началось оно с военных походов, о чем рассказывают летописи:

    "В лето 7081 (1572) года, до Ермакова приходу в Сибирь за осмь лет, от царя и великого князя Ивана Васильевича всея России, прислан был в Сибирь полковой воевода князь Афанасий Лыченицын с ратными людьми Проведать царство Сибирское и воевать царя Кучума. Но те ратные люди побиты от царя Кучума в Сибири, а иные в полон взяты; немногие от них того приходу утекоша через Камень к Русе; а снаряд весь, и пушку, и ядра пушечные, и зелье, порох, и свинец царь Ку-чум поймал (забрал) себе; а оную пушку, в пришествие Ермакове в Сибирь, царь Кучум велел спихнуть с Чувашевых гор под гору в реку Иртыш, где и потонула".

    В те времена люди бежали из Москвы на Урал, спасаясь от крепостного права. Строгановы принимали беглых на службу, обходя царские указы. В 1579 году на Урал пришли волжские казаки с атаманом Ермаком.

    Происхождение Ермака точно не установлено. Его называли и волжским, и донским казаком. В конце XVI - - начале XVII веков казаки уже состояли на пограничных службах, цари наделяли их землей. Но присяги они не принимали.

    В русском государстве казаки считались иностранцами, хотя фамилия Ермака Оленин. Правили ими атаманы. Со времен Василия III в казачестве состояла сильная татарская прослойка. В армии Ивана IV было 6 000 городских казаков, 15 000 донских и яицких. И еще 10 000 разноплеменной конницы. В этих частях и Ермак участвовал в Ливонских войнах.

    При Иване Г/ граница с Ногайской Ордой была открыта. Ногайцы торговали в Москве, а, возвращаясь, грабили земли Московского государства. Но Иван Грозный не шел на ссору с Ногайской Ордой, а "дружил" с ней, то есть вынужденно терпел до поры до времени.

    В 1577 году Ермак и атаман Янов вернулись с Ливонской войны на Дон. Ермак возглавил заставу Донскую на переволоке Дон — Волга, включился в казачьи набеги на ногайцев. Ногайский Урмачмет-мурза потребовал от российского царя выдать ему Ермака с головой за угон лошадей. В 1578 году Ермак нанёс упреждающий удар по ногайскому хану Урусу. Рассказывают также, что Ермак, соединившись с волжской "вольницей" Ивана Кольцо, напал и ограбил персидского и бухарского послов, возвращавшихся вниз по Волге из Москвы. Царь велел сыскать Ермака. Донскую заставу велено было снять. Получив приказ Донского Круга, казаки разошлись по своим юртам. Опальный Ермак с товарищами бежал на Каму. С ним был и Иван Кольцо (Колычев).

    Строгановы приняли Ермака на службу и Финансировали его поход в Сибирь. Битва Ермака с Кучумом произошла после того, Как казаки, выйдя 1 сентября 1581 года из Нижнего Чусового городка по реке Чусовой к притоку Туры Тагилу, весной 1582 года сразились с тюменским ханом Япанчой и заняли крепость Чимги-Тура. В 16 км от устья Тобола на полуострове с озером Тара находился юрт хана Карачи — на подступах к Искеру. В этом юрте ковали панцири и оружие для Кучум-хана. Ермак сразился с Карачи, но тот ушел к Кучуму. На Иртыше Ермак захватил юрт Узбек-Атика и хотел в нем зазимовать. Но Кучум-хан вызвал Ермака на бой, который длился с 23 по 25 октября 1582 года. Защиту местности хан Кучум доверил своему наследнику Маметкулу. 25 октября Ермак разбил войско Кучум-хана. Пушка на городской стене, некогда захваченная Кучумом у Афанасия Лыченицына (рассказывают, что пушек на стенах Искерг было несколько), не выстрелила ни разу. Она I оказалась "заговоренной". Кучум бежал из столицы со всеми богатствами и верными людьми2

    При отъезде Ермака в Москву его снаряжали татарский князь Суклеш и некоторые мурзы. Они привезли пушнину и запас продовольствия. Жители Яскалбинских юртов доставили казакам оленьи упряжки и проводили "волчьей тропой" через горные перевалы до Прикамья. При известии о победе Ермака в Москве звонили колокола и люди кричали: "Еще одно царство нам Бог послал!"

    Союзником Ермака оказался хан Сейдяк, сын убитого Кучум-ханом Едигея, из чего можно заключить, что и на этот раз победа досталась русским исключительно из-за внутренних междоусобиц среди татар. Сейдяк поднялся против Кучум-хана со стороны Бухары. Кучум покинул Сибирь и скрывался, кочуя в степи по Ишиму.

    Сейдяк оживил торговлю с районами, занятыми Ермаком, восстановил старые пути. К Ермаку, новому правителю Сибири, потянулись караваны купцов из Бухары и Белой Орды. Потом к Ермаку ушел от Кучума Карачи, вернувшись в свои владения на озере. Некий татарин указал Ермаку место, где прятался, выслеживая его, Маметкул. 60 казаков ночью напали на стоянку Маметкула и захватили его в плен. 21 ноября 1583 года Маметкула отправили в Москву.

    Затем в Сибирь из Московии прибыл отряд добровольцев из вотяков, пермяков и прикамских татар под русским командованием. В поход этот отряд был практически не снаряжен. У добровольцев не было ни лыж, ни оружия, ни одежды, ни продовольствия. Решительного наступления не произошло. Ку-чум продолжал кочевать по Ишиму, надеясь вернуть Сибирское ханство. Но серьёзной поддержки ему никто не оказывал. Местные Ханы даже нападали на него.

    Особую позицию занял хан Карачи. Выражая на словах дружбу, он не служил Ермаку и ждал случая напасть на него. "В третье лето к Ермаку прибыл посол от Карачи с просьбой о помощи у против казахской орды. Ермак поверил и послал 40 казаков во главе с Кольцом. Карачи убил их у себя во владениях". Карательный отряд Ермака тоже погиб.

    В такой обстановке Кучум решил поднять восстание против Ермака. Во главе войска встал Карачи. Город Искер и все ближние юрты были окружены татарским войском. Среди казаков начался голод. В 1584 году казаки прорвали осаду и убили двух сыновей Карачи. Ермак, преследуя противника, оказался в кочевье Кучума, который применил хитрость. Ермаку донесли, что якобы по реке Вагай к нему движутся бухарские купцы, а Кучум их задерживает. Ермак поспешил туда, потом вернулся к устью Вагая при слиянии с Иртышом. Казаки заснули в Караульном яре. Кучум подобрался оврагами с противоположного берега Иртыша. Он послал одного татарина, вооруженного двумя пищалями, посмотреть на лагерь. "Спят", — доложил лазутчик. Тогда Кучум-хан переправился через Иртыш и напал на казаков. Уцелевшие казаки побежали к реке, чтобы сесть на струг, Ермак бежал с ними, но взойти на борт не сумел. Тяжелые царские позолоченные доспехи потянули на дно, и он утонул. Вместе с Ермаком погибли 300 казаков. Остальные ушли из Сибири.

    Тем не менее в Сибири начали появляться русские города: в 1586 году была основана Тюмень, в 1587 году — Тобольск и Сургут, в 1593 году — Березов.

    После ухода русских из Сибири Кучум послал сына Али в Искер. Но вскоре из Юрд-жекента (Ярджекента) пришёл хан Сейдяк из рода Тайбугинов и объявил себя ханом Сибирским.

    В 1587 году ханы Сейдяк и Карачи поехали на соколиную охоту и очутились на лугу в виду города Тобольска. Воевода Чулков позвал их в острог на пир. Ханы въехали в ворота Тобольска со 100 воинами. В тереме Сейдяка и Карачи связали и пленили. 100 татар были перебиты в городе. Оставшиеся за городской стеной люди Сейдяка и Карачи разбежались. Искер оказался покинутым навсегда, запустел и забылся. Сейдяка и Карачи в 1588 году отправили в Москву.

    В 1591 году отряд тобольских служилых людей (в том числе и крещеных татар) и местных татар-мусульман, принявших российское подданство, разбил войско Кучум-хана У озера Чиликула. Через год казаки выступили против союзного Кучуму Пелымского ханства. Тогда же был основан город Пелым. В 1594 году был построен город Тара на Иртыше, и оттуда пошло наступление на "кучумлян". В 1595 году к России присоединилась территория Пегой Орды и был построен На-рымский острог.

    В августе 1596 года объединенный русско-татарский отряд вышел из Тары и после долгих поисков в Барабинской степи обнаружил на Оби недалеко от устья реки Ирмени главные силы Кучума в 500 человек, приготовившихся к набегу. После долгого сражения войско Кучум-хана было разбито, его семья попала в плен, сам он бежал. Конец жизни хана теряется в неизвестности. Либо он утонул в Оби, либо "бухарцы, заманив его в Колмаки, обманом убили": может быть, хана убили в ногайской земле после сражения с калмыками на Иртыше.

    О потомках Кучума кое-что известно. В августе 1614 года царь Михаил Федорович поставил правителем Касимова наследника сибирских ханов Арслана Алиевича, внука Кучума. После него в Касимове правил сын Сеид-Бурган, затем его мать, вдова Арслана, Фатима—султан Сеитовна, последняя касимовская ханша. Жили в Касимове сыновья и внуки Алтаная младшего сына Кучума.

    После падения Сибирского ханства мурзы разных тюркских родов попали под руку "белого царя". Глава эуштинских (тарских) татар Тоян предложил построить на своей земле русский город, "чтоб от киргизских людей оборонить". В 1604 году отряд из Сургута Ц служилых людей, хантов и сибирских татар основал в низовьях реки Томи город Томск. Для защиты от "киргизских орд" был построен Кузнецкий острог. В Сибири сложилось казачье войско.

    На всех землях Тюменского и Сибирского ханств появились русские селения среди татарских — "чересполосицей". Царская власть запретила распределять "татар пашни" между русскими, опасаясь ненужных ей бунтов. Служилые сибирские татары наделялись землями, на которых работали "захребетники", тоже из татар. В числе служилых зафиксированы и казанские татары.

    Телеутские племена оказались между Русью и Джунгарией. Джунгарские ханы, боясь потерять телеутов, заставили их организовать перекочевку с левобережья Оби на юг, в район Джунгарских кочевий. Русскому послу Унковскому джунгарский Контайша говорил, что увел к себе енисейских киргизов и телеутов, чтобы они русским не достались. Однако часть телеутов вернулась и приняла Русское подданство.

    Все татарские аулы в Российской империи до введения "Устава об управлении инородцев", разработанного М. Сперанским (1822 год), управлялись местными аксакалами. В 1824 году татары—земледельцы были приравнены к государственным крестьянам. Для татар это стало тяжким бременем, потому что как ясачные они платили в казну по 1 рублю 50 копеек, а наравне с русскими крестьянами им пришлось платить уже по 11 рублей (а вместе с недоимками за прошлые годы — по 20 рублей). Многие татары-земледельцы стали проситься в кочевые.

    Татарскими волостями управляли старшины из татар. Формально должность волостного старшины была выборной на год. На самом же деле старшины занимали ее многие годы и даже передавали детям. В 1789 году ясачные татары Тюменского уезда доносили в Тобольск, что их старшина Мулла-бек Кучаков находится в должности с 1782 года и они просят оставить его волостным старшиной вновь. Волостные суды из тех же старшин судили по адату и шариату. Для доказательства вины истец должен был представить двух свидетелей не моложе 16 лет; в свидетели допускались и женщины, но по две за одного мужчину.

    Жалованные должности становились родовыми. Такова история головы тобольских татар, родоначальника семьи Кульмаметевых. Незнатный татарин Авазбек Кульмаметев в 1700 году был назначен на должность головы тобольским боярином и воеводой Салтыковым "в вознаграждение его службы и сообщение всяких известий". Обязанностью головы было содержать служилых татар в нужном числе и в полной боевой готовности, а также заниматься сбором ясака. В течение XVIII века Кульмаме-тевы получали жалованные царские грамоты, дорогую одежду, ценное личное оружие, земельные угодья. По указу Петра I, они владели "в Тобольском уезде вверх по рекам Тоболу и Иртышу пашенными землями, сенными покосами, рыбными ловлями и прочими угодьями". Грамотой Екатерины II 25 апреля 1797 года им было пожаловано дворянство. Саба-нак Кульмаметев даже не знал точно размеров своих земель. Позднее имения Кульмаметевых появились в ряде волостей Тобольского и Тюменского уездов. Жившие на этих землях — в Вагайском районе Тюменской области — татары платили им оброк с 60—х годов XVIII века по 1811 год. Разоренные Кульмаметевы-ми татары начали с ними земельную тяжбу. Она тянулась сто лет. И ничем не решилась. В 1811 году майор мурза Кульмаметев попал под суд за сокрытие от казны ясака в сумме 3 714 Рублей, что не уменьшило доходов знатного семейства.

    Были среди сибирских татар купцы с международным оборотом капитала, заводчики. Особенно славились тюменские кожевенные заводы. Тюменские кожи получали золотые медали на всемирных ярмарках, шли в Лондон на переплеты ценных изданий и рукописей. В 1860—е годы в юртах Тюменского округа имели заводы Измаил Матьяров, Ха-мидулла Юсупов, Мухамед—Вали Муслимов. Вместе они в 1865 году изготовили 20 100 штук разных кож. Кожевенный завод в 1852 году принадлежал в городе Таре купцу Аб-дул—Фаттаху Айтикину. Простые татары торговали на городских базарах и сибирских ярмарках плодами собственного производства. За столетия татарские семьи переселялись из района в район, из одной западно-сибирской местности в соседнюю, как частным порядком, так и в силу государственных указов. Любопытен с экономической и этнографической точки зрения документ о планировавшемся переселении заболотных тюменских татар в заботе об улучшении их быта.

    Возвращая при сем дело бывшего хозяйственного отделения и дело второго отделения казенной палаты 1898 года о заболотных инородцах упраздненной Эскалбинской волости, имею честь донести казенной палате, что юрты заболотных инородцев расположены среди сплошной низменности, покрытой многочисленными озерами, болотами и обширными лесами (урманами) по направлению речек Наски, Лаймы, $ Щемета, Ачирки и Алымки, которые, впадая в '1: р. Иртыш, представляют собой удобное сообщение для сношений инородцев с соседними русскими селениями. Между собою инородцы обыкновенно сносятся на особо приспособленных, тележках-двуколесках, верхом, на лодках, а по менее удобным местам и пешком. Таким образом, признававшаяся раньше полная недоступность со стороны администрации к названным инородцам, вследствие отсутствия путей сообщения, ошибочна и преувеличена.

    Болотистая почва, подверженная частым весенним наводнениям и дождям, хотя и не дает возможности населению заняться земледелием в обширных размерах, тем не менее на отдельных возвышенных гривах, где расположены юрты, солонцеватый чернозем давал бы при известной интенсивной обработке урожай хлебов вполне достаточный для годового пропитания. Но у инородцев [...] большее тяготение замечается к промыслам менее устойчивым и более легким, как, например, рыболовству, охоте на зверя и дичь, а потому и занятие земледелием у них является как бы побочным, вследствие чего своего хлеба недостает и на полгода.

    Сенокосными угодьями и выгонами для скота инородцы обеспечены вполне, а в юртах, расположенных по Кандинскому зимнему тракту, излишек сена продается ямщикам, каковая продажа и составляет для тех инородцев одну из доходных статей.

    Из промыслов у инородцев прежде всего следует отметить, как по размерам, так и доходности, рыболовный, который за удовлетворением их насущных потребностей, дает и значительный заработок от продажи излишка от улова и от сдачи озер в аренду. Второе место по доходности занимает зимний звериный промысел и охота весной и летом на дичь. Мясо убитых оленей и лосей употребляется в пищу, шкуры же представляют ценный материал для продажи. Еще большую ценность имеют шкуры соболей, медведей, россомах, куниц и лисиц.

    В погоне за упомянутым зверем, охотники из инородцев уходят очень далеко по лесам в Кандинский и Пелымский края. Дичь исключительно идет на пропитание и служит незаменимым пищевым продуктом летом, а рябчик хорошо сбывается на рынке порода. Помимо того, инородцы имеют значительные выгоды от урманов, где они рубят бревна, пилят плахи, приготовляют мочала, лыко и собирают кедровые орехи и ягоды.

    Все добытое на промыслах населением сбывается заезжим скупщикам, преимущественно на обмен: на хлеб, чай, сахар, порох, дробь. Несмотря на сравнительное довольствие, предоставляемое природой, на одинаковую ценность пахотных и сенокосных угодий, с таковыми же соседних русских селений Кугаевской волости и Карачинской, и преимущество в рыбных и звериных промыслах, несмотря на меньшую обременительность казенных платежей, заболотные инородцы в культурном своем развитии далеко отстали от тех русских селений. Земледелие стоит на точке первобытной культуры... Не выработав в себе способности сопротивляться, побеждать окружающую среду и извлекать наибольшие выгоды из принадлежащих угодий, инородцы легко поддаются эксплуатации как со стороны скупщиков, так и своих более сильных сородичей; так, например, семена для посева берутся инородцами под половину будущего урожай; хлеб, чай, сахар, порох, дробь — под улов рыбы, дичи и зверя, причем, кредиторами за ожидание начисляются невероятные проценты. Капканы для ловли зверя, стоимость которых в городе 1 р. 20 к.2 рубля, берутся на подержание из половины улова. При недостатке рыболовных снарядов озера отдаются в кортом промышленникам за ничтожную цену, причем сами же инородцы и нанимаются в рабочие к арен-дателям за третью часть улова мелкой рыбы. Вопрос о переселении заболотных инородцев в Тарский округ для улучшения их быта был возбужден в 1861 году, ввиду недостатка якобы на местах их настоящего жительства удобных для хлебопашества земель и полного оскудения звериного и рыбного промыслов, единственных источников для существования и уплаты податей, а равно и ввиду невозможности со стороны 1 администрации озаботиться улучшением их быта на месте за отсутствием удобных дорог. Но уже в 1872 году чиновник особ[ых] пор[уче-ний] Тоб[ольского] общ[его] губернского управления г. Покровской, исследовав экономический быт тех инородцев, доказал, что главными причинами бедственного положения инородцев были неурожаи в продолжение нескольких лет, повлекшие за собою сокращение запашки за неимением средств на покупку семян и плохое развитие рыбного, звериного и кедрового промыслов. Первого — за неимением в достаточном количестве рыболовных снастей, а вторых -от бывших в конце 50—х годов опустошительных лесных пожаров, истребивших кедровник и , угнавших зверя и птицу в дальние урманы.

    В настоящее же время рыбный, звериный и кедровый промыслы развились настолько, что могут обеспечивать население [...]

    При переселении же инородцев в Тарский округ, помимо непроизводительных и крупных расходов казны на то переселение, можно предвидеть полное разорение их, так как, лишившись здесь прочных и ценных хозяйственных построек, продав за бесценок скот и рыболовные принадлежности, они придут на новые места оседлости без всяких наличных

    средств [...]

    А потому я полагал бы ныне же возбудить ходатайство об отмене высочайше утвержденного 5 апреля 1864 года положения Сибирского комитета о переселении заболотных инородцев в Тарский округ [...]3

    В XX веке сибирские татары по-прежнему живут в деревнях и городах на землях своего коренного обитания: в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской областей, в городах Томске, Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Барабинске, Таре и других...

    Комментарии

    1 Нечто подобное произошло и с русским народом, вобравшим в себя племена весь, мерю, мещеру и так

    далее.

    2 В последнее время ходит много слухов, что спрятанные сокровища Кучума (среди которых золотые доспехи Ермака и знаменитая Золотая Баба) вот—вот бу-найдены. Указывают даже конкретное место — подземный ход между деревнями Чеплярово и Инциз Новосибирской области. Действительно, в районе это единственные две деревни, где до сих пор компактно проживают татары.

    3 Государственный Архив Тюменской области, ф. 154, оп. 5, д. 2298, л. 3 - 8.



  • Тайны татарского народа (часть 1)
  • Фарит Фарисов
    Проблема равенства конфессий: Ислам – Христианство.
  • Фарит Фарисов:
  • Тайны татарского народа (часть 1). Проблема равенства конфессий: Ислам – Христианство
  • Тайны татарского народа (часть 2). Татарские рыцари Великой Руси
  • Тайны татарского народа (часть 3). Из истории национального образования
  • Тайны татарского народа (часть 5). Кул Гали и его время




  • ← назад   ↑ наверх