• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Габдельбар Файзрахманов

    ИСТОРИЯ СИБИРСКИХ ТАТАР С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА ХХ ВЕКА

    ГЛАВА III . СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

    §6. Общественное и государственное устройство сибирских татар

    В XVI в. общественный строй сибирских татар не был однороден во всех частях Сибирского ханства. Туринские, верхотурские, тюменские и большинство тобольских татар были оседлыми. Занимались они пашенным земледелием, при- домным скотоводством. Оседлый образ жизни вели томские и чатские татары, у которых во второй половине ХVIв. происходил процесс перехода от мотыжного к лашенному земледелию. Полуоседлыми были часть тобольских, иртышские и тарские татары. Барабинские татары в XVI — ХVII вв. еще кочевали.

    Внимательное изучение исторических источников приводит к выводу, что государственность сибирских татар создана самим аборигенным населением За падной Сибири как результат достигнутого ими уровня внутреннего развития. Утверждения отдельных исследователей о том, что татарское государство в Западной Сибири создано чингизидами, в частности, Хаджи Мухаммедом, не соответствуют действительности и не подтверждаются историческими документами. Государствообразующим этносом здесь выступили сибирские татары.

    В Западной Сибири до шейбанидов правили ханы тайбугинской династии. Поэтому государственное устройство Тюменского ханства было несколько иным, чем в других, образованных после распада Золотой Орды татарских ханствах, но имело заложенные в древнетюркских государствах общие тюркские корни. В связи с приходом к власти шейбанидов Ибака и Кучума могли произойти определенные изменения в государственном устройстве Тюменского и Сибирского ханств.

    Феодальные отношения в Ишимском ханстве переплетались с пережитками патриархально-родовых отношений. В период образования Тюменское ханство было раннефеодальным государством. Во время правления Ибака Тюменское и Сибирское ханства были феодальными государствами, но в силу исторических условий в них сохранились некоторые патриархальные явления. Тюменское ханство в конце XV в. было в достаточной степени могущественным, но оно значительно ослабло после образования Сибирского ханства из-за борьбы между тайбугинами и шейбанидами.

    В Золотой Орде ханами могли быть лишь чингизиды. Так было и в татарских и тюркских государствах, образованных после распада Золотой Орды. Отдельные исследователи пытаются ретроспективно распространить этот обычай, утвержденный монгольскими правителями, и на титулы правителей тюркских государств, образованных до Золотой Орды, называя их русским термином князь, или арабским словом эмир. Сибирские татары свои государства называли «Темен йорты» («Тюменский юрт»), «Себер йорты» («Сибирский юрт»). Сведения о том, как они называли правителей-тайбугинов Ишимско-го, Тюменского и Сибирского, ханств отсутствуют. Правителей-тайбугинов этих ханств Г.Ф.Миллер называет то ханами, то князьями. Автор данной монографии считает возможным называть правителей Ишимского, Тюменского и Сибирского ханств древним тюркским титулом «хан». Употребляют же историки данный титул для обозначения правителей Великой Болгарии или Волжской Булгарии - говорят и пишут «Кубрат хан» или «Алмуш хан».

    Ханы сибирских татарских государств избирались феодалами - султанами, мурзами и тарханами. Государственное устройство носило полувоенный характер, общество делилось на сотни - улусы во главе с феодалами. Власть ханов была неограниченной, хотя наличие Карачи, как сообща ют нам сибирские летописи, предполагает, что у него, как в Казанском и Крымском ханствах, был совет - диван. Он состоял из важнейших феодалов, которые назывались «Карачи» или «карача». В Казанском и Крымском ханствах было по четыре карача. Сибирские летописи сообщают о действиях только одного Карачи, но это не значит, что в Сибирском ханстве был только один карача.

    У хана была своя регулярная военная дружина, в случае опасностей и войн феодалы являлись к нему со своими воинами, набранными из податных мужчин. Войско хана состояло из кавалерии и пеших воинов.

    Государственный аппарат Тюменского и Сибирского ханств был небольшим, он состоял, помимо хана, из ясаулов, везирей, Карачи, сборщиков налогов, которых называли даругами. Султаны, беки, мурзы и тарханы в своих улусах были полновластными хозяевами. Феодалы со своей стражей, прислугами, ремесленниками, крупными торговцами жили в городках.

    Раннее разложение первобытнообщинного строя у сибирских татар привело к выделению сильной местной знати. Она сосредоточивала в своих руках право распоряжения пашнями, кочевьями и другими угодьями, постепенно превращая их в частную собственность.

    Феодальная знать состояла из султанов, беков и мурз. Султаны - наследники, принцы. Беки - феодалы, занимающие государственные должности, мурзы - наследственные феодалы. Только старший сын бека мог получить должность бека, остальные его сыновья были мурзами. Беки и мурзы покоренных территорий собирали ясак со своих податных людей и определенную его часть приносили хану. В случае опасностей и войн они были обязаны предоставить в распоряжение хана боевую дружину, состоящую из своих податных людей,, сами также участвовали в боевых действиях. Кроме них, была еще одна фео- дальная верхушка - тарханы. Это звание давалось ханом бекам и мурзам за добровольное подчинение или особые заслуги перед ним. Тархан и его собственность были неприкосновенными, его обязанность перед ханом состояла в военной службе вместе со своей военной дружиной.

    Масса трудового татарского населения - земледельцы, скотоводы, рыболовы, охотники называлась «черными» улусными людьми. Они были обязаны нести военную службу в отряде улусного предводителя, платить ежегодные «подарки» феодалу продуктами скотоводства или своего промыслового хозяйства. «Черные люди» покоренных соседних племен обязаны были платить хану ясак, главным образом пушниной и поставлять воинов для ханских военных походов. Подвластные тархану «черные люди» не платили ясак хану.

    В ярлыке казанского хана Сахиб Гирея перечисляются 13 видов податей, источники не содержат сведений о видах и объеме ясака в сибирских татарских ханствах. По русским ясачным книгам начала XVII в. видно, что ясачными считались здоровые мужчины с 18 до 55 лет 63 .

    В центральной части ханства существовала частная собственность хана, феодалов на пастбища, пахотные земли, источники воды. Феодальные отношения, особенно на Барабе, переплетались с пережитками патриархальных отношений.

    Развитию феодальных отношений и общественному развитию в ханстве способствовало развитие ислама, который являлся официальной религией. У ханов был свой правовой институт, основанный на нормах мусульманского права (шариат) и на нормах традиционного тюркского права.

    В Сибирском ханстве, как и в остальных татарских государствах, большим влиянием пользовались религиозные верховные руководители - сеиды, считавшиеся потомками пророка Мухаммеда. Они возглавляли духовенство. Д.М.Исхаков, специально исследовавший место и значение сеидов в татарских государствах, пришел к выводу, что сеиды играли важную роль в делах государства и занимали высокое положение.

    Источники сообщают о наличии в Казанском и Крымском ханствах одновременно нескольких сеидов, но только один из них был верховным. В Сибирском ханстве при Кучуме один за другим были сеиды Ярым (1572-1574), затем Дин Али Ходжа (с 1574- 1575гг. до завоевания ханства русскими), которые по просьбе Кучума были направлены в Сибирь бухарским ханом Абдуллой. Татарский историк Хади Атласи сообщает, что до Ярыма и Дин Али Ходжы в Сибирском ханстве были сеидами Тобычак и Алаутдин. В татарских ханствах сеиды занимали по иерархии третье место, уступая лишь хану и караче. О сибирских сеидах пишет и Г.Ф.Миллер, который сообщает, что в его время потомки сеида Дин Али Ходжа жили в Тобольске и окрестных селениях.

    Сибирское ханство не представляло собой централизованного государства. Оно было разбито на ряд мелких улусов или княжеств, которые только до известной степени признавали власть хана. В этом заключалась слабость Сибирского ханства. Сибирские летописи пишут, что в мае 1582 г. объединенные силы шести татарских мурз встретили отряд Ермака у впадения р. Туры в Тобол и несколько дней воевали с казаками. По-видимому, эти мурзы были улусными князьями.; Летописи сообщают имена князей томских татар: Тоян, Евага и Басандай, Кучум предпринял ряд мер по укреплению центральной власти в государстве. Он установил тесные добрососедские отношения с сопредельными вогульскими и остяцкими княжествами - с Пелымским княже ством вогулов, с Нарымским остяцким княжеством и Пегой Ордой селькупов. Кучум понимал, что зависимое положение Сибирского ханства от Московского государства приведет к полной потере независимости татарского государства. При Кучуме сибирское ханство стало независимым государством. Однако у Кучума было мало времени для укрепления ханства. Московское Великое княжество готовилось к завоеванию Сибири.

    Как было сказано выше, Тюменское и Сибирское ханства имели тесные хозяйственные, культурные и государственно-политические отношения с Казанским ханством. Казанское и Тюменское, позднее Сибирское ханства были соседними государствами, хозяйственные и культурные отношения между ними были тесными. Их сближали общие тюркские корни, единство духовной культуры и религии. Разновидность хозяйственной жизни Казанского, Тюменского и Сибирского ханств способствовала развитию торговли между ними. Еще в период существования Волжской Булгарии торговые караваны с берегов Волги направлялись «в страну Ибирь, Сибирь, Чулыман» - на берега Чулыма.

    В целях укрепления независимости Казанского ханства Ибак поддерживал деятелей восточной партии Казани, борющейся против московского вмешательства в дела Казанского ханства. Видные деятели этой партии Алказый, Тевек- кель, Касим Сайд Бегиш, Утеш и «иные их товарищи» в опасные периоды находились в Чимги Туре. Борьба деятелей Тюменского ханства за защиту независимости Казанского ханства продолжалась и после гибели Ибака, в период правления Мамыка и Кулук-Салтана. Сибирские правители поддерживали тесную связь с видным политическим деятелем Казанского ханства с князем Ураком.

    Отдельные личности из сибирских татар активно участвовали в делах Казанского ханства. Сибирские богатыри из рода Бадрак - князья Бибарс Ратов и Янбарыс Растов со своими сородичами занимали ответственные посты в (Правительстве Казанского ханства, были военными деятелями и дипломатами. Они были предательски убиты московским ставленником в Казани Шах-Али ханом 16 августа 1551г.

    Таким образом, первым государством сибирских татар было ханство, образованное в конце XI - начале XII вв. на территории приишимских степей. Недолгое время существовало татарское ханство на Ишиме, по преданиям, образованное ханом Он-соном. Следующим этапом татарской государственности в Западной Сибири было образование ханом Тайбугой Тюменского ханства, которое постоянно расширялось и укреплялось. Своего могущества оно достигло при хане Ибаке. Последней стадией государственности сибирских татар было Сибирское ханство, которое расширялось территориально и значительно усилилось при хане Кучуме. Предчувствуя угрозу агрессии Москвы, Кучум предпринял дипломатические и другие меры по предотвращению этой агрессии, установил идеологические и дипломатические связи с государствами Средней Азии. Однако развитие производительных сил Сибирского ханства зна чительно уступало по сравнению с Московским государством. В конце XVI в. Сибирское ханство оказалось перед угрозой агрессии со стороны Московского государства.





    ← назад   ↑ наверх