• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Обучение татарскому по Скайпу

    Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Габдельбар Файзрахманов

    ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СИБИРСКОГО И КАЗАНСКОГО ХАНСТВ

    История сибирских татар давно привлекает внимание историков. Первыми исследователями этой проблемы были создатели «Сибирских летописей» С.Ремезов, С.Есипов и др. Различные аспекты истории татар Западной Сибири освещены в трудах Г.Ф.Миллера, И.Э.Фишера, И.Введенского, И.Юшкова, Н.М.Ядринцева, ПА.Словцова, А.П.Щапова, П.Н.Буцинского, В.И.Огородникова, ХАтласи, Ф.Т.Валеева, Н.М.Томилова и др. Однако отдельные проблемы истории сибирских татар остаются недостаточно исследованными. Одной из них является проблема взаимоотношений Сибирского и Казанского ханств.
    Первое государство предков сибирских татар было образовано предположительно в начале XII в. на Ишиме, ставка правителя была расположена в городке Кызыл Тура. Ближайшим соседом этого государства была Волжская Булгария. Письменных или археологических источников о связях двух тюркских государств в этот период не обнаружено, хотя в раскопках Искера найден сошник казанско-татарского сабана. Ф.Т.Валеев пишет об имеющихся в литературе сведениях о поездках булгарских ученых далеко на север с целью изучения небесных тел, а также о переходе булгар через Урал и достижения ими берегов Оби [1]. Имеются сведения об отправлении с территории Волжской Булгарии арабского каравана из двадцати верблюдов к берегам Енисея [2]. Путь каравана пролегал через территорию проживания современных сибирских татар. Ф.Т.Валеев предполагает, что арабы в Сибири занимались не только торговлей, но и распространяли там ислам, т.к. в составе торговых караванов арабов были и духовные лица.
    В 60-е годы XV столетия, после прихода к власти в 1462 г. Ивана III, усиливается агрессия Московского Великого княжества по отношению к Казанскому ханству. Москва вмешивается во внутренние и международные дела Казани. Начиная с 1460-х годов приход нового хана на казанский престол становится причиной крупной войны против Казанского ханства.
    Как известно, в Казани в это время действовали две противостоящие партии. Угрозу независимости ханства представляла прорусская партия, поддерживаемая Москвой, состоящая из татарских феодалов и торговцев. Сторонники этой партии ставили свои личные интересы выше государственных, они стремились держать в своих руках торговлю с русскими с целью умножения своих капиталов. Восточная партия Казани проводила политику независимости государства, развития экономических и духовных связей с тюрко-мусульманскими государствами: Ногайской Ордой, Сибирским, Крымским ханствами.
    Усиливается агрессия Москвы в отношении Югры, Западной Сибири. Создается угроза Тюменскому ханству. Однако ханы тайбугинской династии Тюменского ханства недооценивали агрессивные действия Московского Великого княжества, стремились действовать в отрыве от тюркского мира. В какой-то степени, по-видимому, этому послужили притязания шей-банидов на тюменский престол.
    С помощью ногайцев шейбанид Ибак пришел войной в Тюмень, занял столицу ханства, убил хана Умара и стал ханом Тюменского ханства, проявив себя активным деятелем тюркского мира. Он стал первым шейбанидом в Тюменском ханстве. Таким образом, утверждения некоторых исследователей, что Сибирское ханство заложено шейбанидами, не соответствуют действительности.
    Если историю татарских ханов Западной Сибири до Ибака можно проследить в основном по сибирским летописям, то начиная с правления Ибака в Чимги Туре некоторые события в международном плане отражены и в других русских источниках. Начиная с Ибака, перечень сибирских ханов шейбанидской и тайбугинской династий приводится в царской грамоте Федора Ивановича 1597 г. хану Кучуму.
    Во всех русских документах, кроме сибирских летописей, Ибак назван тюменским ханом, шейбанидом. Сибирские летописи называют Ибака казанским ханом.
    Сохранились исторические документы, относящиеся к деятельности Ибака. В 1481 г. он со своим военным отрядом напал на последнего хана Большой Орды Ахмада, убил его и на некоторое время овладел его улусом, вернувшись в Чимги Туру с богатыми трофеями. Источники сообщают, что Ибак, почувствовав угрозу со стороны Москвы, предпринял шаги установления дипломатических отношений с ней. В 1481 г. Ибак вел переговоры с Иваном III об установлении торговых отношений, спустя два года он предложил русскому царю заключить договор о дружбе и союзе.
    Сохранился еще один документ о международной деятельности Ибака. В 1487 г. русские войска заняли Казань, арестовали хана Али (Ильхама), отправив его с семейством в Россию. Соседние тюркские государства не остались равнодушными к судьбе хана Али. Ибак и правители Ногайской Орды начали борьбу за освобождение хана родственного государства. Ибак обратился к московскому князю как равный с ним: «Ты мне брат, я государь мусульманский, а ты — христианский. Хочешь ли ты быть в дружбе со мной? Отпусти моего брата хана Али. Какая польза тебе держать его в неволе? Вспомни, что ты, заключая с ним договор, обещал ему доброжелательность и приязнь» [3]. Но Али не был освобожден, он скончался в ссылке в Вологде. Видимо, правительственные договоры как далекого прошлого, так и наших дней не всегда заключаются для их выполнения, а чаще всего для достижения корыстных целей.
    Очевидно, в притязаниях Московского государства на право решения внутренних дел Казанского ханства правители Ногайской Орды усмотрели угрозу всему тюркскому миру. Поэтому с конца 80-х и в 90-е гг. XV в. Ногайская Орда вела активные военные действия против казанского хана Мухаммед-Эмина, посаженного на престол Москвой и проводящего промосковскую политику.
    В военных действиях участвовало и Тюменское ханство. Русские летописи сообщают: «...царь Ибак Шибанский... приде в Нагай, а с ним силы 1000 казаков и взял собою шурью свою из нагай Мусу мурзу да Ямгурчи мурзу, а с ними пять десять тысяч казаков...» [4].
    В военных действиях против Мухаммед-Эмина принимал участие и брат Ибака Мамук. Об этом Мухаммед-Эмин писал крымскому хану Менгли-Гирею; «Ивак, да Мамук, да Муса, да Ямгурчей еже лет на меня войной приходят» [5].
    Почему же в сибирских летописях Ибак назван казанским ханом? Можно предположить, что причиной этому послужили первоначальное правление Ибака в Кызыл Туре, активное участие его в военных действиях против казанских ханов, тесное общение в Чимги Туре со скрывавшимися там от преследования представителями восточной партии Казани.
    В середине 1490-х гг. Ибак был убит представителями тайбу-гинской династии. По сведениям отдельных источников можно предположить, что после гибели Ибака ханом стал его брат Мамук, так что шейбаниды не совсем потеряли власть в Западной Сибири.
    Русская партия, захватившая власть в Казани при помощи русского войска, не была популярна в народе. Три года там продолжалась гражданская война. Несмотря на казнь виднейших вождей, восточная партия не была уничтожена и к середине 1490-х гг. оппозиция правительству была вполне сформирована. Во главе восточной партии стояли 4 представителя казанских феодалов: князья Кель-Ахмед, Урак, Садыр и Агиш. Восточная партия решила опереться на военную поддержку со стороны тюркских соседей. Кандидатом на ханский престол был намечен тюменский хан Мамук [6].
    Весной 1495 г., по приглашению восточной партии, тюменский хан Мамук с многочисленным войском двинулся к Казани, но на помощь Мухаммед-Эмину из Нижнего Новгорода пришли русские войска и заняли Казань. Узнав об этом, Мамук приостановил свое движение в Казань, и русские войска, полагая, что опасность миновала, ушли обратно. Тюменское войско, воспользовавшись моментом, пришло к Казани. Без всякого сопротивления Мамук занял город и был сразу провозглашен казанским ханом, так как народ потерял доверие к Мухаммед-Эмину. Однако царствование Мамука в Казани было неудачным. Казанские феодалы, воспользовавшись смутой в ханстве, перестали платить налоги, и ханская казна была пуста. В Казань вернулись представители русской партии, бежавшие при занятии столицы Мамуком. Мамук, не зная обстановки в Казанском ханстве, не успел разобраться в многочисленных интригах казанских феодалов и торговцев. По-видимому, он стал принимать крутые меры по наведению порядка в Казани, по сбору податей с казанских феодалов и торговцев, которые были недовольны его действиями. По какому-то поводу восстали Арские князья, куда ушел с частью войска Мамук. Обстановкой воспользовались противники Мамука, и обратно в Казань его не пустили, он был вынужден вернуться в Тюмень.
    В 1499 г. восточная партия попыталась восстановить власть шейбанидов в Казани и посадить на престол тюменского царевича Агалака, о чем казанский хан Абдул-Латиф писал в Москву: «...на меня идет Агалак царевич, Мамуков брат, да с ними Урак, князь князей (казанских. —Г.Ф.)» [7]. Эта попытка была отражена с помощью Москвы, русские войска предотвратили занятие им ханского трона.
    После Мамука правителем в Тюмени был Кутлук. В 1505 и 1508 гг. он выступил в поход против русских, занявших при-камские земли Казанского ханства. Русские вынуждены были отступить.
    В том же году казанское правительство Мухаммед-Эмина решило сбросить с себя унизительную зависимость от русского государства, разорвать неравные союзные договоры и начало войну против Москвы. В войсках Мухаммед-Эмина участвовало 20 тысяч союзников-ногайцев. Союзный отряд казанцев и ногайцев находился под командованием ногайского князя — брата казанской царицы [8].
    Как видно из источников, взаимоотношения Сибирского ханства с Казанью не прервались и после покорения Казанского ханства Русским государством. Так, например, Ремезовская летопись сообщает, что Кучум через два года после занятия сибирского престола ездил в Казань, женился там на дочери казанского хана Мурата и привез вместе с ней в Сибирь большое количество русских и чувашских пленных [9]. В этом сообщении, очевидно, содержится ошибка, т.к. в 1565 г. Казанского ханства уже не существовало, народы бывшего ханства вели освободительную войну против Русского государства. По-видимому, Мурат был одним из казанских феодалов, с помощью которого Кучум установил связи с целью совместной борьбы против русской агрессии.
    Таким образом, данные существующих источников свидетельствуют о достаточно тесных взаимоотношениях Сибирского и Казанского ханств в XV—XVI вв.


    ПРИМЕЧАНИЯ
    1. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. — Казань, 1992.
    - С. 171.
    2. Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. — М., 1976. — С.77.
    3. Карамзин Н.М. История государства Российского. — СПб., 1817.
    - T.VI. - Прим.278.
    4. Устюжский летописный свод (Архангелогородский свод). — М.-
    Л., 1950; РГАДА, ф.127 (Сношения России с Турцией), кн.2, л.2, 350 об.
    5. Цит.: Исхаков Д.М. Общность в этнической истории татар
    Волго-Урала и Сибири // Мирас. - 1998. - N3. - С.91.
    6. Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. — Казань,
    1990. - С. 58.
    7. Полное собрание русских летописей. Патриаршая и Никонов
    ская летописи. — М.: Родина, 1965. — С.250.
    8. Худяков М. Указ. соч. — С.62.
    9. Миллер Г.Ф. История Сибири. - Т.1. - М.-Л., 1937. - С.197.

    Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан
    КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Казань
    Издательство «Фэн» 2002





    ← назад   ↑ наверх