• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Габдельбар Файзрахманов

    «ИСТОРИЮ НАДО ПИСАТЬ, ОПИРАЯСЬ НА ФАКТЫ, ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ, ВЗЯТЫЕ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ, А НЕ ЛЕГЕНД И ПРЕДАНИЙ»

    12 декабря 2005 г. 11:58

    В истории татарского народа еще много не изученного, зачастую она преподносится в искаженном виде, в рамках каких-то условных ограничений. Ученые, осознавшие эту проблему, своей кровной задачей считают устранение веками накопившихся «белых пятен» в национальной истории. Один из них – сотрудник Института истории им. Ш.Марджани, доктор исторических наук, общественный деятель Габдельбар ага Файзрахманов принял участие в пресс-конференции, состоявшейся недавно в агентстве «Татар-информ». Недавно вышла в свет его книга «История сибирских татар с древнейших времен до начала ХХ века». Здесь впервые так подробно и основательно освещена история возникновения, становления и развития сибирских татар. А труд этого автора «Древние тюркские государства в Сибири и Средней Азии» дает представить историю наших предков, начиная с древних тюрков.

    22,94 KbГабдельбар ага, почему из множества этнографических групп вы занялись изучением именно сибирских татар?
    Г.Ф.: Мой повышенный интерес к корням сибирских татар имеет свою предысторию. В 1992 году Академией наук РТ было принято решение о создании многотомной истории татар. Для этого необходимо было написать историю разных этнографических групп татарского народа. Я выбрал сибирских татар, поскольку у меня по этой части уже был собран кое-какой материал. В архивах Тюмени за период с1918 по 1928 годы по сибирским татарам содержался очень большой по объему материал. Все документы с 1928 года, когда в советских органах были закрыты национальные отделы, не имеют какой-либо системы. К счастью, я обнаружил в архиве документ, датированный 1602-м годом. Эта находка навела меня на мысль, что надо искать еще более древние материалы, установить древнейшую историю здешних татар. Кто они, сибирские татары? Кто их предки? В чем их отличие от касимовских, астраханских, казанских татар?

    Так я начал изучать историю древних тюрков. Одни из первых древних тюрков – сунны - в первом тысячелетии до нашей эры жили на одной территории с китайцами. В Китае в это время было очень развито рабовладение, и часто сунны попадали в рабство. Однако уставшие от притеснений сунны бежали от китайцев через пустыню Гоби на земли между Монголией и сибирской тайгой. В результате, они обосновали на этих землях свое государство. В 155 году монголоязычные племена санби разгромили государство суннов, после чего суннские племена обосновываются на территории Западной и Южной Сибири и, смешавшись с другими тюркскими племенами, образуют государство гуннов. Как известно из всемирной истории, в VI веке гунны создают свое государство в Восточной Европе, расцвет которого приходится на период правления Атиллы. В то же самое время первые тюрки – гунны - обосновываются и в Среднем Поволжье.

    Китайскими летописцами оставлен удивительно богатый исторический материал о населявших эти земли народах. Кое-что о тюрках есть в трудах византийских, персидских, арабских путешественников и государственных чиновников. Собранный материал лег в основу моей книги «Древние тюрки в Сибири и Центральной Азии». В 2005 году вышло ее дополненное издание на татарском языке.

    Какие тюркские государства существовали в Сибири и Центральной Азии?
    Г.Ф.: С 552 по 740 гг. на территории от Желтого моря в Китае до берегов Черного моря процветал Тюркский каганат. В 740 году его завоевывают уйгурские племена и создается Уйгурский каганат. В 840 году это государство захватывают древние киргизы (предки современных хакасов) и устанавливают здесь свое государство. Самое последнее государство древних тюрков в Центральной Азии – это Кимякский каганат. Он являл собой конфедерацию в составе 11 государств, в него входили кимяки, кипчаки, древние татары и многие другие народы. В XI веке ее разрушает монголоязычное племя кидан. С этого периода на последующие 200 лет для тюрков наступают тяжелые времена. Государство рушится, культура деградирует, на грани исчезновения оказывается религия (поклонение Солнцу). Арабы, монголы захватывают и продают тюрков в рабство в разные страны. От некогда могущественного государства остается лишь незначительная территория. И только в период Золотой Орды прекращается продажа тюрков в рабство.

    Среди тюркских племен были и предки сибирских татар. Многие русские историки пишут, что сибирские татары пришли в XIII веке из Средней Азии вместе с войсками Чингиз хана. И лишь немногие утверждают, что следы тюрков, как народа, теряются в V-VI веках, что подтверждается и архивными документами, и археологическими исследованиями. Сибирские татары, как общность, формируются на протяжении целого тысячелетия. В конце XI века их предки создают свое государство – Ишимское ханство.

    Откуда пошло название «сибирские татары»?26,32 KbГ.Ф.: Об этом история умалчивает. Впервые тюркские народы, живущие в Сибири, названы «татарами» путешественником из Западной Европы Шейкбергером в XIII веке. Позже именуют их так русские, видимо, чтобы отличать от казанских татар. Есть немало книг о сибирских татарах, но и фальсификаций в них тоже достаточно. Грешили этим и некоторые татарстанские историки. На протяжении многих лет Тюменское ханство, возникшее примерно в 1400 гг., считалось самым древним сибирским татарским государством. Между тем, государство сибирских татар – Ишимское ханство, как мы знаем, существовало с конца XI века. Подтверждением тому служат архивные документы, материалы, собранные в библиотеках, другие первоисточники. Книга «История сибирских татар…» была издана в августе и на симпозиум «Культура народов Западной Сибири» в Тобольск в декабре я ехал с некоторой опаской: как восприняли мой труд коренные сибиряки? Выступавшие на симпозиуме не раз упоминали книгу, но серьезных оппонентов не было. Сейчас многие сибирские ученые-историки в своих монографиях ссылаются на мой труд. Многие факты, приведенные в книге, вошли в научный оборот. Я удовлетворен тем, что мои труды во благо истории татарского народа не пропали даром.

    Следовательно, справедливо рассматривать историю татарского народа в одной связке с историей древних тюркских народов?
    Г.Ф.: Безусловно, история татарского народа восходит к древним тюркам, и изучать ее надо последовательно, начиная с V-VI веков, соблюдая временную и событийную преемственность. Раньше это было неприемлемо для исторической науки. Мы по привычке следовали тому, что было написано до нас. Периоды Золотой Орды, Казанского ханства в основном освещены с точки зрения политической жизни. Писать о войнах легче, куда сложнее - о земледелии, торговле, культуре. Историю надо писать, опираясь на факты, исторические сведения, взятые из разных источников, а не легенд и преданий, какими красивыми они бы ни были. Очень важно показать какое место издревле занимал татарский народ в тюркском мире и, вообще, в истории человечества.

    Можем ли мы сегодня говорить о каких-либо достижениях в этом направлении?
    Г.Ф.: К сожалению, нет. Ежегодно в Институт истории приходят аспиранты уже со своими намеченными темами. Темы важные, нужные, по ним защищают кандидатские диссертации, но «белые пятна» в истории так и остаются. Этой темы аспиранты почему-то избегают, отдают предпочтение политической истории Золотой Орды. Вот уже издан 1-й том «Истории татар», на подходе 2-й и 3-й тома. Войдут ли в эти намеченные 7 томов те стороны истории нашего народа, которые до сих пор таятся в архивных документах, в библиотеках, или также останутся в забвении, неизвестно.

    22,45 KbПочему нет преемственности в изложении истории?
    Г.Ф.: Это давняя тенденция. В науке есть такое понятие, как консерватизм. Мы, деятели науки, все, по сути, консервативны, ориентированы на давно устоявшееся мнение. Я думаю, что мы недостаточно кропотливо работаем с первоисточниками. В советские времена был запрет на изучение истории татар за пределами республики. А это всего лишь 200 гектаров территории Булгар. Куда уж там изучать историю сибирских татар? Исследования в этом направлении за пределами республики проводились языковедами, литераторами, этнографами, которые стали уделять больше внимания их отличительным признакам. Об общих признаках никто и не упоминал. Это сыграло свою негативную роль во время переписи населения. Так, на сегодняшний день 180 тыс. жителей Сибири признают себя сибирскими татарами. А 7800 человек, поддавшись под влияние «группы», именующей себя «сыпырами», утверждают, что у них нет ничего общего с казанскими татарами, записались сыпырами.

    Так что, историческая наука, хотя и с большим трудом, но продвигается вперед. Застоя нет, дел впереди еще много.

    Чулпан ЗАРИПОВА


    Источник: Tatar-inform.ru



    ← назад   ↑ наверх