• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Гали Еникеев

    По прозвищу «Звон Железа»



    Незамеченным и никем, можно сказать, и никак не вспомненным прошло в России 850-летие человека, сыгравшего огромную роль в истории человечества в целом и особенно Российской Державы и ее народов – в немалой частности, роль, которая до настоящего времени не освещена достаточно полно и объективно в официальной истории. Скорее, наоборот – умышленно искажена и «сокрыта во мраке», как выразился выдающийся русский академик-востоковед В.П. Васильев.
    Соответственно и дата рождения первого лидера, и фактически, основного создателя Евразийской Державы, «без которой не было бы России» (П.Н. Савицкий), до настоящего времени считается не установленной точно: Согласно одним источникам, это 1154 г. (академик В.П. Васильев по данным китайского государственного деятеля XII-XIII вв. Мэн-хуна), по другим – приблизительно 1155 г. (персидский историк Рашид ад-Дин).

    Этот человек – Чынгыз хан. Именно так в действительности звучало его имя-титул. И так произносилось в народных преданиях и произносится ныне это имя – Чынгыз хан - на языке одного из народов России, который является прямым потомком родного этноса этого человека – об этом чуть ниже. И множество его непосредственных потомков и ныне, возможно большинство и сами не ведая о том, кто их давний предок, живут среди россиян – русских, татар и представителей других народов, и в основном - именно среди народов России и тюркских стран СНГ.
    Можно лишь определенно сказать на основе многих и многих фактов и сведений из историографии, что роль этого человека и его родного народа имели в истории человечества огромное положительное значение. Этот человек сумел организовать свой народ для создания великого Евразийского государства, существование которого явилось одним из основных условий для возникновения и прогрессивного развития в первую очередь России и великорусского этноса, а также и многих государств и народов Евразии.
    И необходимо отметить, что с самого начала Движения по созданию Державы Монголов среди соратников Чынгыз хана были представители многих народов Восточной Европы – в том числе и русских, только сведения об этом, имеющиеся в историографии, официальными историками-европоцентристами не были освещены должным образом.

    Также Чынгыз хан выработал со своими соратниками основы законодательства созданной ими евразийской Державы, послужившие образцом и основой для самых прогрессивных норм и принципов права, принятых в последующих веках передовым человечеством. Но и это обстоятельство также не было признано и, в сущности, сокрыто историографами-европоцентристами.
    И более того, Чынгыз хан и его соратники сумели претворить в жизнь в условиях жестокого средневекового бытия эти нормы нового законодательства, выработанного ими. Это положения Великого Йазу (Язу)- (на татарском означает и ныне - «Писание») – в частности, нормы веротерпимости, равенства всех перед Законом и государством вне различия по вероисповеданию, расе и этнической принадлежности, нормы об ответственности всех членов общества перед Законом, включая Верховного правителя и рядового подданного государства. Принципы равных возможностей для каждого независимо от происхождения – в зависимости единственно от способностей и качеств личности человека. Принципы, предписывающие благородство, верность долгу и слову, и поощряющие стремление к полной самоотдаче каждого в избранной им сфере деятельности и стремление к совершенству.
    Естественно, подобные нормы многим и многим «мешали жить» (не всем нравятся и ныне, согласитесь, например, норма «не укради» или принцип о равенстве возможностей). И борьба против идей Великого Йазу, его создателя и соратников, и их потомков не преминула начаться и продолжается фактически до сих пор со дня возникновения сего феномена в истории человечества, в различных формах. Самым действенным способом явилась идеологическая борьба – против идеологии самое действенное средство, как известно, та же идеология и пропаганда, и, как считают и поступают многие – именно в наихудших клеветнических формах. Все Движение по созданию государства и права совершенно нового для средневековья типа было объявлено его противниками с момента его начала «кровавыми завоеваниями», сам лидер и его народ были объявлены «язычниками» и «полудикими кочевниками».
    И впоследствии, стараниями историков-фальсификаторов, стремящихся убедить евразийцев-россиян в «неспособности» их предков к сколько-нибудь значительному государственному строительству и правотворчеству, средневековые татары Чынгыз хана были объявлены представителями и вовсе другого этноса – «только освоившего» в то время «натуральный способ кочевого скотоводческого хозяйствования» «ветвью великого ханьского [китайского] народа». Да и впоследствии тоже отставшего от остальных народов мира в своем развитии – халха-монголами.
    Хотя, стоить заметить, что это отставание было также создано искусственно – именно теми, кто составлял угодную для себя историю этому народу под названием «История династии Юань» - китайцами династии Мин.
    Объективные факты истории игнорировались и в основном были сокрыты в историографии, а которые не удавалось скрыть, получили самое искаженное толкование – хотя и бросается в глаза несуразность подобных теоретических построений при внимательном их рассмотрении.

    Имя лидера татарского народа и создателя Евразийского государства также было искажено многократными транскрибированиями на другие языки (и игнорированием этих искажений и даже их сознательным усиливанием) и дошло до нас как «Темучин», а принятый им титул-имя – как «Чингис хан». Придумано множество версий «толкования» этого имени. Не место и не время здесь их рассматривать и опровергать - просто рассмотрим вкратце, по возможности, имеющиеся сведения об их истинном значении и звучании:
    «Всем известное имя Тэмучень есть не что иное, как его прозвище», писал китайский государственный деятель Мэн-хун, который был лично знаком с Чынгыз ханом. «Они [татары] называют Чингиса «звон железа», так как он был кузнецом» - это свидетельство европейца Рубрука, лично посещавшего татар в пятидесятые годы XIII в.
    «Звон железа» по-татарски будет звучать и ныне – Timerching (если читать по правилам английского прочтения и произношения букв). На кириллице – Тимерчынг, где «нг» произносится как заднеязычное «н» (ng). Необходимо учесть при этом, что первыми имя это было записано китайцами (имеются в виду те записи, что дошли до нас – а не дошли до нас записи именно на татарском языке, составленные уйгурским и арабским письмом и еще, естественно, составленные также и на некоторых других языках).
    А китайцы игнорируют букву «Р» - вернее, не пользуются им, нет у них такого звука в языке. Например, слово «персы» по-китайски будет звучать – «по-сы». Так что видно наглядно, какому языку принадлежало «мирское» имя Чынгыз хана, которым звали его близкие, и которое означало на татарском языке «Звон железа».
    А значение имени-титула «Чынгыз хан» также было давным-давно установлено и объяснено татаро-башкирским историком Ахмет Заки Валиди Туганом, всемирно признанным тюркологом:
    Имя-титул «Чынгыз хан» означало - «всегда [реально] преодолевающий, прогрессивный, побеждающий правитель». Образовано это несложное имя, с чем согласится любой владеющий татарским языком, из двух слов - «чын», что значит «действительно, реально» и из слова «гиз» («гыз»), что значит «преодолевающий», (от слова «гизу» - «преодолевать», «продвигаться вперед»).
    Прошу сравнить, для примера – «Ильгиз» - татарское имя, «кыргыз» - название тюркского народа.
    Кроме приведенных примеров, имеется масса фактов, подтверждающих соответствие родного языка Чынгыз хана и его потомков современному татарскому языку (с учетом изменений, привнесенных временем) – эти доводы можно приводить бесконечно. И подтверждающие тем соответствие названия его родного этноса – «Татар» названию современной татарской нации – что естественно, не случайность, а закономерность. И утверждения историков по должности советского периода о том, что имя Татар было получено современными татарами «случайно», и что это «скользящий этноним» и т.п. и т.д. – противоречат выводам многих виднейших ученых прошлого и многим и многим фактам, которые игнорировались в ходе искажения истории татарского народа и истории России. И искажения роли Чынгыз хана и его соратников и их потомков в истории человечества и массированной и вековечной клевете на них.
    Русский академик-востоковед В.П. Васильев (1818-1900), проведший в научных изысканиях в Китае 10 лет, владевший китайским, маньчжурским, халха-монгольским языками, на основе сведений из изученных им древних восточных источников давно установил, что название и самоназвание родного этноса Чынгыз хана было «не иное как Татар», что это название никоим образом не было «общим для всех племен, обитавших в то время в Монголии», это было название «только одного племени и единоплеменных с ним поколений» (то есть - народа), примерно с VII века уже известного китайцам, персам и другим народам мира. И этот народ, родной народ Чынгыз хана и сам он «не говорили на языке, который мы ныне называем монгольским» (то есть не говорили на халха-монгольском языке).

    Известное в истории название Державы Чынгыз хана, дошедшее до нас как «Монгол», распространившееся в определенной степени и на его подданных (вне зависимости от их этнической принадлежности), было введено Чынгыз ханом и его соратниками впервые с появлением данного государства и провозглашением принципов Великого Йазу в конце XII - начале XIII в.
    Звучавшее на самом деле «Мэнгу» (что на татарском и ныне значит «Вечное»), данное Чынгыз ханом и его соратниками своему государству «название Монгол было, на первых порах, чисто ученое и официальное». «И таким образом, эти два названия «Татар» и «Монгол» (из которых последнее пересилило в силу той же официальности) ввели в недоумение не только европейских ученых, но и Рашид-Эддина (Рашид ад-Дин – Е.Г.), и, может быть, его современников, которым показалось, что название Монгол должно или нужно было существовать с давнего времени». Такой уверенный вывод по «вечному и неразрешимому» для историков-европоцентристов вопросу о соотношении в средние века названий «Татар» и «Монгол» изложил академик В.П. Васильев еще в середине XIX в. в своих работах, «непопулярных» и ныне у историков-европоцентристов.
    По свидетельству европейца Марко Поло, проведшего 17 лет среди татар, и который был лично знаком с Великим ханом Монгольской Державы, «в 1187 г. татары выбрали себе царя, и звался он по-ихнему Чингисхан, был он человек храбрый, умный и удалой; когда, скажу вам, выбрали его в цари, татары со всего света, что были рассеяны по чужим странам, пришли к нему и признали его своим государем».
    А вот как проходили «кровавые завоевания татар Чынгыз хана»: «Покорили они восемь областей; Народу зла не делали, ничего у него не отнимали, а только уводили его с собою покорять других людей. Так-то, как вы слышали, завоевали они множество народу. А Народ видит, что правление хорошее, царь милостив, и шел за ним охотно» (Марко Поло). Отметим, что Марко Поло свои вспоминания писал уже по возвращении в Западную Европу, и у великого путешественника не было никаких причин и оснований искажать истину.
    Арабский автор Ибн-аль-Асир, представитель «мусульманского мира», с оплотом которого – огромным и агрессивным Хорезмским шахством татары Чынгыз хана успешно вели в то время справедливую войну, писал в начале XIII века: «…Татары большое тюркское племя, … царь их по прозванию Чингиз хан, известный под именем Темучин…». Также араб в панике писал «о великой численности их (Татар)…, что в бою они терпеливейшие из созданий Аллаха, незнающие бегства, и что они своими руками делают необходимое для себя оружие». Отметим, что вопреки утверждениям официальных историков, войну против татар начал первым именно «правоверный» Хорезмшах, вторгнувшись на татарские территории и напав на женщин и детей, захватив большинство из них в плен с целью обращения в рабов.
    Повторю, что имеется масса фактов и сведений, не «популяризуемые» официальными историками – антропологического, лингвистического, географического, историографического и другого характера, которые говорят о том, что татары, известные миру до эпохи Чынгыз хана, и в период Чынгыз хана и много позже, и соответственно современные татары - это один и тот же этнос.
    И доныне в народных преданиях татар сохранилась память о Чынгыз хане и утверждается в татарских народных эпосах – «мы происходим от Чынгыз хана». Эти сведения, например, содержатся в древнем татарском дастане «Караца», по-другому - «Карачу», в дастане «Идэгэй» и др., которые были под запретом в советский период.
    Средневековый татарский народ (народ Чынгыз хана) был сложившимся, имевшим к тому времени (избрания его царем) все признаки устойчивого народа (этноса):
    Во-первых, язык, близкий к современному татарскому языку (во многом общий с языком уйгуров-караханидов, отличавшийся в незначительной степени диалектами по разным отдаленным друг от друга районам).
    Этот язык и стал «основой для формирования литературного старотатарского языка Улуса Джучи», как заметил академик М.А. Усманов еще в семидесятые годы XX в.
    Данный вывод был сделан ученым на основе изучения татарских исторических источников XIV-XVII вв., и раннего периода. Понятно, что язык, существовавший ранее, «становится основой» для того же самого языка по прошествии нескольких веков – например, также как и родной язык Шекспира «стал основой» для современного английского языка.
    И, во-вторых, религия - исповедовал татарский народ в то время две религии, основой которых был строгий принцип поклонения Единому Богу.
    Одна религия средневековых татар была направлением Христианства - несторианством. И вторая религия, исповедуемая татарами – был Ислам, отличный и свободный во многом от догматических толкований-наслоений Восточных теологов-мракобесов позднего Халифата (XII-XIII вв. и позднее). Данное направление Ислама было сродни последующему толкованию принципов данной религии татарскими реформаторами средневековья и более позднего периода (например, Г. Курсави и Ш. Марджани). И исповедание принципов Корана средневековыми татарами было основано именно на самостоятельном изучении и соблюдении значительной частью уйгуров и татар Восточного Туркестана и Кимакского государства положений Корана, переведенного ими на тюркский «уйгуро-караханидский» (старотатарский) язык еще в IX-X веках в Восточном Туркестане – «стране уйгуров и татар», как свидетельствуют древние письменные источники.
    Противники идей Чынгыз хана, изложенных в Йазу, соответственно татар и их соратников на мировой арене – представители Восточной («мусульмане» и китайцы) и позже Западноевропейской центров мировой цивилизации много сделали для того, чтобы татарский народ был в последующем искусственно раздроблен и забыл свою историю. Эта работа проводилась с целью дальнейшего ослабления и разрушения в ходе мировой конкурентной борьбы между цивилизациями Державы Монголов – центра Евразийской цивилизации, связующей основой которой был тогда именно средневековый татарский этнос. Это достигалось «идеологической агрессией» (выражение Л.Н. Гумилева), которое было начато китайцами и персами и продолжено в XIV-XV вв. арабами, а также, чуть позже, и западноевропейцами.
    А с конца XVII в., по инициативе и активнейшем участии историков-западноевропейцев, приглашенных из Западной Европы романовским правительством, было начато внедрение непосредственно в историографию России этого разделения и стирания в историографии (и удаления с исторической арены) татарского этноса и противопоставление его великороссам.
    Необходимо отметить, что идеологическая агрессия западноевропейцев против народов России-Евразии, проводниками которой послужило романовское государство в форме абсолютной монархии, пришедшее к власти в результате Смуты, созданной искусственно в результате влияния с Запада, была направлена в первую очередь против русских. То есть, великорусского этноса, исторических соратников татар вначале по созданию Монгольской Державы, а затем по восстановлению евразийской Державы в лице Московии-России, и в число которого влилась значительная часть татар-христиан, не забывавших тогда в то же время свой язык и соответственно, Веру. А подавляющее большинство татар-мусульман, оставаясь самостоятельным народом, также были одним из государствообразующих этносов в Московии-России, в государственной и общественной жизни которой нормой было именно двуязычие – одновременное использование русского и татарского языков, и принципиальными нормами были религиозная и этническая терпимость, унаследованные от идеологии Монгольской Державы.
    Но в последующей романовской историографии дело было представлено так, что якобы благодаря «завоеванию русским христианским государством полудиких татар и прочих тюрок», исключительно «при технической и организационной помощи западноевропейских государств отсталым русским», и было, мол, создано Московское государство – Россия.
    Цель западноевропейцев была, как было замечено, прежде всего в том, чтобы разделить и противопоставить великороссов и татар, и в целях этого к месту оказались «антитатарские» идеологические наработки авторов «мусульманского» и китайского центров мировых цивилизаций.
    В результате распространяемой противниками евразийской Монгольской Державы теории об «антигуманности» идей и дел Чынгыз хана и отрицательной роли татар в мировой истории, и в ходе возникших вследствие этого противоречий и «Великой Замятни» (междоусобиц), средневековый татарский народ был разделен на множество этнополитических групп, вошедших в состав разных, в основном тюркских народов.
    Разделение и «стирание» с исторической арены татарского народа начато было в конце XIII – начале XIV вв. знаменитым персом Рашид ад-Дином в «Сборнике летописей», составленной им совместно с китайцами из разных источников и привнесением в его содержание собственной «схемы». И одновременно данная «схема» была продублирована китайцами в «Истории династии Юань» и вспомогательном к нему «памятнике древнего халха-монгольского народного творчества» - т.н. «Сокровенной истории Монголов», «оглашенных впервые в конце XIV в.», и никак не ранее - по обоснованному мнению русского академика – историка В.В. Бартольда (1869-1930).
    И средневековые арабы тоже немало сделали в данном направлении. Но действовали они отдельно от персов и китайцев, их противников в то время - их усилия в основном были направлены на политическое разделение татар в основном по конфессиональному и территориальному признакам. Западноевропейцы также, примерно до конца XVII в., идеологическую борьбу с татарами не вели столь изощренно, ограничиваясь лишь эпизодическими пропагандистскими акциями - простой клеветой и агитацией об отрицательных качествах татарского правления и т.п. (и вообще всего евразийского – кроме Западной Европы, естественно).
    Роль Запада в дроблении и дальнейшей работе по вытеснению татарского народа с политической арены Евразии стала главнейшей с началом удачной колонизации западноевропейцами России – с приходом к власти династии Романовых в XVIIв. и постепенным установлением «романо-германского ига» над Россией - по меткому выражению великого русского историка и философа князя Н.С. Трубецкого.
    И дело европоцентристов было продолжено большевиками, естественно – это было для них одним из действенных средств для желанного им превращения всех народов Евразии-России в унифицированное население-контингент «соцлагеря». Большевики, наряду с другими достижениями российского народа, ликвидировали также все результаты по Возрождению татарской нации, достигнутые в ходе работы многих лидеров и элиты нации в XVIII-XIX вв.
    В результате татарским народом, что взаимосвязано с общим искажением истории России европоцентристами – вольными и невольными - была почти утрачена подлинная история, претерпело изменение в значительной мере самосознание определенной части народа. И было многими забыто о роли, которое сыграли в истории их предки, и в значительной части и сама подлинная история этого народа.
    Татары были разделены на множество «народов» и субэтносов. Эти субэтносы «приписывались» к другим этносам, либо существовавшим ранее, либо появившимся позже.
    В отличие, например, от средневековых арабов - арабы как этнос старше татар примерно на три века, и остаются до сих пор единым, в принципе, народом, так как в отношении них не предпринималось подобной массированной, долговременной и удачной «антиэтнической» идеологической агрессии.
    То, что татары в XII-XIII вв. и позже, до своего искусственного разделения, были «большим тюркским племенем [народом], царем которых был Чынгыз хан» (по сведениям араба Ибн-аль-Асира), хорошо видно хотя бы потому, что язык татар практически одинаковый с языком башкир, уйгур, и очень близок к языкам некоторых «тюркоязычных народов СССР». И главное - является среди них ключевым языком - то есть в татарском больше, чем в остальных языках «тюркского мира», лексических единиц, понятных другим «тюркам». Это свидетельство того, что именно средневековый татарский язык был долгое время в Евразии языком межнационального общения и государственным языком в Державе Монголов наряду с русским – и последнему тоже есть примеры в истории, не афишируемые официальными историками.
    Основа близких к современному татарскому языку башкирского, уйгурского, казахского и некоторых других языков (практически одинаковых с ним) - средневековый татарский язык, официальный язык Монгольской Державы (т.н. «монгольский язык» и «монгольское письмо» в некоторых средневековых источниках).
    Многие современные тюркские языки, по сути, сложились из диалектов средневекового татарского языка, которые позже были объявлены «самостоятельными языками», «сложившимися на основе «кыпчакского» или «тюркского» языков». Последние два языка никогда в природе не существовали, также как и не существовало и народов (этносов) таких – «тюрки» и «кыпчаки», понятия эти являлись во все времена и ныне являются лишь терминами-обобщениями, под которыми подразумевались и подразумеваются различные племена и народы, связанные со сходством языка. И среди которых «теряется» древний татарский этнос, благодаря усилиям теоретиков, старающихся доказать «отсутствие татарского этноса» в IX-XIV вв. (некоторые «продлевают» этот период и до XIX-XX вв.).
    В результате самых различных процессов, вызванных упомянутой идеологической агрессией двух Восточных и Западноевропейского центров мировых цивилизаций, конкурирующих на протяжении всей истории человечества с народами Евразии, лишь небольшая часть татар, «верных потомкам Чынгыз хана», продолжали называть себя татарами (Л.Н. Гумилев). Невзирая на возникающие «неудобства», они не отказались от имени предков и сохранили основные принципы идей Великого Йазу в своем национальном характере в течение веков – также как и этногруппы средневекового татарского народа, вошедшие в состав различных народов Евразии.
    А вокруг групп татарского этноса, которые продолжали называть себя татарами, и сохранялось собственно «большое тюркское племя [народ]», царем которых был избран в 1187 г. Чынгыз хан. (То есть было в конце XII в. создано государство Монгол и избран его лидер этим же народом, название которого было «не иное, как Татар», из собственной среды).
    И в дальнейшем, со второй половины XVIII в., вокруг этих же групп татарского народа – «поволжских», «крымских», «сибирских» татар и происходило возрождение народа после ослабления «романо-германского ига» над Россией.
    И стоить заметить, что «идеологическая агрессия» восточных цивилизаций и западноевропейцев, какой бы массированной и изощренной она не была, не завершилась окончательным успехом в Евразии-России. Относительно татар, например - уже в XVIII в. началось возрождение татарского народа, сохранившего самосознание, язык, культуру и «верность потомкам Чынгыз хана» и память о нем, а также в характере своем сохранившего святые принципы Великого Йазу.

    Более того, не увенчалось успехом и политика противопоставления татар великороссам и другим народам Евразии-России – природная «комплиментарность» (взаимная симпатия – Л.Н. Гумилев) народов, населяющих свое «месторазвитие» - просторы субконтинента Евразии, оказались все-таки сильнее самой изощренной идеологической агрессии. Татары, как было уже отмечено, все-таки прекрасно уживались и с русскими, и с другими народами Евразии-России, татарским происхождением гордились и гордятся многие и многие русские княжеские роды, а также роды других народов, среди которых оказались в силу самых различных исторических условий представители народа Чынгыз хана и многие его непосредственные потомки. И ныне их потомки – среди наилучших представителей этих народов, и сохраняют в себе черты, унаследованные от создателей Великого Йазу и их соратников.


    Литература:

    1). Арсланова А.А. Остались книги от времен былых… (Персидские исторические сочинения монгольского периода по истории народов Поволжья) - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002.

    2). Байкара Тунджер. Заки Валиди Тоган / Составление, перевод на русский язык, дополнения, указатель Р.М. Булгакова, А.М. Юлдашбаева. – Уфа: Китап, 1998.

    3). Бартольд В.В. Сочинения - Т.V. – М.: «Наука», 1968.

    4). Валиди Туган А. История башкир. История тюрков и татар. Научное издание. На башкирском языке. – Уфа: Изд. «Китап». 1994.

    5). Васильев В.П. История и древности восточной части Средней Азии, от X до XIII века, с приложением перевода китайских известий о Киданях, Джуржитах и Монголо–Татарах.// Записки Императорского Археологического общества. Том XIII. Санкт-Петербург,1859.

    6). Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингисхана. Брюссель, 1939.

    7). Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. СПб. – «Абрис», 1994 г.

    8). Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

    9). Гумилев Л.Н. Черная легенда. Сборник. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003.

    10). Еникеев С.Х. Очерк истории татарского дворянства. Уфа: Академия наук Республики Башкортостан. Издательство «Гилем», 1999.

    11). Идегэй. Татарский народный эпос. На татарском языке. – Казань.: Татарское книжное издательство, 1988.

    12). Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

    13). Петров А.М. Великий шелковый путь: О самом простом, но мало известном. – М.: изд. Фирма «Вост. Лит.» РАН, 1995.

    14). Поло Марко. Книга о разнообразии мира. Перевод И.М.Минаева, М.:1955.

    15). Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. Перевод А. И.Малеина. М. 1957.

    16). Путешествие в восточные страны Вильгельма де Рубрук в лето Благости 1253. Перевод А.И. Малеина. Путешествия в восточные страны. М. 1997.

    17). Татарский эпос. Дастаны. На татарском языке. – Казань.: Издательство «Раннур». 2004.

    18). Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды: Извлечения из сочинений арабских. Т.1. – СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1884.

    19). Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв. – Казань: изд-во КГУ, 1979.

    20). Чулууны Далай. Монголия в XIII-XIV веках. М.: «Наука», 1983.

    Источник: Vtclub.ru





    ← назад   ↑ наверх