• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Давлетшина Хадия

    Видная башкирская писательница Хадия Давлетшина родилась 5 марта 1905 года в деревне Хасаново Пугачевского уезда Самарской губернии (ныне Самарской области). В 1921 г. поступила учиться в татаро-башкирский техникум в Самаре, в 1932 г. - в институт по подготовке редакторов для книжных издательств в Москве, в 1935-1937 годы являлась студенткой факультета языка и литературы Башкирского государственного пединститута.

    В 1934 г. была избрана делегатом I съезда писателей СССР. В 1936 г. участвует в III пленуме Союза писателей СССР в Москве. Первый ее рассказ "Хылыукай-пионерка" был напечатан в 1926 году. Затем появилась повесть "Айбика"(1931), принесшая писательнице известность.

    Крупным достижением в изображении исторического прошлого башкирского народа в период революции во всей сложности и противоречивости, в создании ярких картин социально-классовых битв является роман Давлетшиной "Иргиз". Отдельные отрывки из него печатаются еще в 30-е годы. Однако репрессии прервали творчество. Писательница вернулась к роману в начале 50-х годов. Но и завершенный роман долго шел к читателю: был напечатан лишь в 1957 г. и имел огромный успех, сообщает Башинформ. В 1967 году за этот роман Давлетшина посмертно была удостоена Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.

    Дәүләтшина Һәҙиә Лотфулла ҡыҙы

    Давлетшина Хадия Лутфулловна. Жемчужина Башкортостана

    [5 марта 1905 — 5 декабря 1954]

    Одной из первых в числе славных дочерей башкирского народа называют Хадию Давлетшину, талантливую писательницу, лауреата премии имени Салавата Юлаева.
    "Ты - лучший камень
    в драгоценном перстне,
    Ты - боль и радость,
    Ты - о свободе песня!" - образно сказал о ней один из поэтов Башкортостана. По воспоминаниям современников, Хадия Давлетшина была чудесной женщиной, редкой душевной красоты, огромного таланта. Грани характера "первого талантливого романиста из женщин Советского Востока" шлифовала нелегкая жизнь.

    Комсомольская юность Хадии Давлетшиной

    Хадия Лутфулловна Давлетшина родилась 5 марта 1905 года в семье бедняка из деревни Хасаново Пугачевского уезда Самарской губернии. Училась в деревенском медресе, потом в советской школе. В 1919 году, когда умер отец, на плечи девушки легли большие заботы о семье. Пришлось испытать и голод, и холод, и тяжелый труд. В годы гражданской войны она стала одной из первых среди башкирок комсомолкой. Пятнадцатилетняя Хадия ушла работать в соседнюю деревню учительницей. В 1920-1921 годах над ночным Иргизом часто гремела гроза. С раскатами грома сливались выстрелы.
    Однажды лишь чудом удалось спастись от неминуемой гибели и комсомолке-учительнице Хадие Давлетшиной. Местные руководители, стремясь уберечь талантливую девушку от опасности, направляют ее учиться в татаро-башкирский педагогический техникум в Самару. В техникуме изучали русский язык. Здесь-то впервые и познакомилась Хадия Давлетшина с произведениями Максима Горького, который стал ее любимым писателем.
    "На русском языке, - вспоминает она, - я прочитала сначала роман Горького "Мать". Тогда я не совсем хорошо знала русский язык, поэтому при чтении часто приходилось заглядывать в словарь в поисках значений отдельных слов. Но я и сейчас восхищаюсь впечатлением, оставленным тогда "Матерью", ее созвучностью моим чувствам, ярким воздействием на меня образов романа. Позже я прочитала "Буревестник", "Песню о Соколе" и другие его произведения, поняла и полюбила их, что еще сильнее возбудило во мне уважение и любовь к Горькому."

    Долгая и трудная дорога писательницы Хадии Давлетшиной

    Для того чтобы стать настоящей писательницей, гордостью башкирской литературы, Хадие Давлетшиной пришлось пройти долгую и трудную дорогу. В радости и труде вместе с ней был муж - Губай Давлетшин, писатель, ставший впоследствии наркомом просвещения республики. Это он помог на первых шагах ее творческой жизни.
    Еще в середине двадцатых годов она начинает писать стихи и рассказы. В 1926 году в газете публикуется первый ее рассказ "Пионерка Хылукай". Но заслуженный успех Хадие Давлетшиной принесла повесть "Айбика", написанная по горячим следам событий, связанных с коллективизацией.

    Роман Хадии Давлетшиной "Иргиз"

    Известным всей стране стал роман Хадии Давлетшиной "Иргиз". В романе-эпопее изображается двадцатилетний период жизни башкирского народа (1902-1922 гг.), богатый историческими событиями. По единодушному мнению критиков, заслуга писателя в том, что жизнь и борьба башкирского народа показаны не изолированно, а на широком фоне общественно-политической и социально-экономической борьбы в России: возникновение РСДПР, революционные события 1905-1907 годов, годы реакции и империалистической войны, февральские и октябрьские события 1917 года, гражданская война.
    Писательница умело использует знание быта, уклада жизни башкирского народа, эпическая масштабность, колоритные характеры и яркие социальные типы, красочность и сочность языка, отточенность стиля, умелое использование богатств устного поэтического творчества родного народа, острая наблюдательность - все это делает "Иргиз" классическим произведением башкирского литературы.
    Выступая на Первом съезде писателей Российской Федерации, Леонид Соболев дал высокую оценку роману. "Не зная романа Хадии Давлетшиной "Иргиз", - сказал он, - нельзя понять действительность башкирского народа".
    "Создав такой монументальный роман о народной жизни, - пишет казахский писатель Сабит Муканов, - она совершила поистине творческий подвиг".

    Мировозрение Хадии Давлетшиной

    Очень жаль, что Хадия Давлетшина не увидела свой роман изданным. Она умерла 5 декабря 1954 года в Бирске, а роман вышел из печати только в 1957 году. Но она верила, что ее творчество нужно Родине и народу. Этой верой было проникнуто ее письмо от 20 марта 1951 года к председателю правления Союза писателей СССР Александру Фадееву: "Я всегда жила с ясным сознанием, где бы ни была, всегда верно служила своей Родине, никогда не пошатнулась от своего осознанного марксистко-ленинского мировоззрения... Я всегда дышала советским воздухом, без устали служила Родине... Что в моих силах, во всем старалась и помогала ей".

    Источник: biografii.ru


    Имя Хадии Лутфулловны Давлетшиной – пожалуй, первое, что всплывает в памяти в разговоре о башкирских писательницах. Этой женщине удалось оставить ярчайший след в национальной прозе. По воспоминаниям современников, Хадия Давлетшина была чудесным человеком, редкой душевной красоты, огромного таланта. Грани характера «первого талантливого романиста из женщин Советского Востока» шлифовала нелегкая жизнь.

    Для того чтобы стать настоящей писательницей, гордостью башкирской литературы, Хадие Давлетшиной пришлось пройти долгую и трудную дорогу. Родилась Хадия Лутфулловна весной 1905 года в деревне Хасаново Самарской губернии в бедной крестьянской семье. Грамоте научилась в медресе — сельской религиозной школе. В те времена этим обычно и заканчивалось образование большинства девушек-башкирок, а дальше их поскорее выдавали замуж. Но Хадию ожидала другая судьба. В 1919 году, когда умер отец, на ее плечи легли большие заботы о семье. Пришлось испытать и голод, и холод, и тяжелый труд. В годы гражданской войны она стала одной из первых среди башкирок комсомолкой. Пятнадцатилетняя Хадия ушла работать в соседнюю деревню учительницей, затем продолжила педагогическое образование в Самарском педтехникуме, позднее в Уфимском пединституте. С 1927 года Давлетшина — воспитательница в детском доме, а в 1932-1933 годах — студентка Московского института по подготовке редакторов. В 1933 году вместе с мужем, известным башкирским писателем Губеем Давлетшиным, она уезжает на юг республики и работает там сотрудником газеты. Впоследствии Губай стал наркомом просвещения Башкирии. Это он помог жене на первых шагах творческой жизни.

    Первое произведение Хадии Лутфулловны — рассказ «Пионерка Хылукай» (1926 год). Но заслуженный успех принесла ей повесть "Айбика" (1931), написанная под впечатлением коллективизации. В произведении показано превращение бывшей батрачки в вожака колхозного движения.

    Тридцатые годы были весьма плодотворными в творческой деятельности писательницы. Она выступала в самых разнообразных жанрах, писала стихи, очерки, рассказы («Красноармеец Сынтимир», «Партизан», «Кукушка», «Волны колосьев») и другие. Основная тема многих рассказов — духовное возрождение ранее угнетённой женщины-башкирки.

    Известным всей стране стал роман Хадии Давлетшиной «Иргиз». Отдельные отрывки романа печатаются еще в 30-е годы. Однако репрессии прервали творчество. В 1937 году Хадия была арестована, муж её был расстрелян как враг народа. После пяти лет лагерей Давлетшиной было разрешено жить в Бирске без права выезда и запрещено заниматься литературной и педагогической деятельностью. Впоследствии Хадия долгие годы терпела притеснения, провела жизнь в материальной нужде.

    Писательница вернулась к роману лишь в начале 50-х годов. В романе-эпопее изображается жизнь башкирского народа в 1902-1922 гг., богатая историческими событиями. Это поистине монументальное произведение. Книга рассказывает о судьбе деревенского парня Айбулата Айдарова, рано осиротевшего, о его приобщении к революции, формировании его личности. Но главный герой произведения — народ. Это было крупным достижением всей башкирской прозы, эпоха в развитии жанра башкирского романа. Автор показала – и это очень важно — особенности быта башкир того времени, еще полностью не освободившегося от полукочевого феодально-патриархального образа жизни, но уже вступающего в буржуазный мир. Многогранное и красочное изображение народной истории и быта представляет было новым словом в жанре национального романа.

    В романе Х. Давлетшина сочетает художественное обобщение с конкретикой: на страницах романа мы встречаем подлинные названия, узнаем прототипы героев, находим детали истории в отрывках из солдатских писем… Использует писательница исторические песни и предания, легенды башкир, что повествованию особый колорит.

    Увы, Хадия Давлетшина не увидела свой главный роман изданным. Она умерла 5 декабря 1954 года в Бирске, а книга вышла из печати только в 1957 году.

    В 1967 году Хадия Давлетшина посмертно удостоена государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Ее именем названа улица в Уфе. И, может быть, нам сегодняшним может показаться проза слишком уж пропитанной идеологией того времени, где-то наивной, где-то пафосной. Но за строками любого ее произведения стоит твердая внутренняя вера в светлую жизнь, осознание эпохальных перемен в судьбе своего народа и надежда, что ее творчество нужно Родине.



    Источник: bashkortostan450.ru




    ← назад   ↑ наверх