• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Төхфәт Ченәкәй

    Татарская литература 20 века: Тухфат Ченекай

    (1893-1959)

    Тухват Ченекай (Гиззатуллин Тухватулла) – поэт, вычеркнутый из литературы. До последнего времени вы про него нигде не нашли бы никаких сведений. В справочнике «Писатели Советского Татарстана» его имени нет. И в первое издание (1956 г.), и во второе издание «Антологии татарской поэзии» не вошло ни одного его стихотворения. Словно в нашей литературе такого поэта и не было… Но такой поэт был, его имя было известно многим. В «Татарском энциклопедическом словаре», изданном в 1999 г., наконец–то включили про него статью.

    Но почему его имя так долго было забыто, почему вообще оно предано забвению?

    Ченекай начал печатать свои стихи еще в 1913-1914 гг., «до революции», в периодических изданиях «Шура», «Кармак», «Вакыт» под псевдонимами «Сәмави», «Һомаюн». И после революции во многих газетах–журналах выходили его стихотворения, уже под псевдонимом Ченекай… В основном, он – поэт Оренбурга. Большинство его книг («Өмет очкыннары» – «Искры надежды», «Көрәш кылларында» – Песни борьбы») издано там. А в Казани вышел всего один сборник – «В березовом лесу» («Карагайлы каен урманда») с предисловием Галимджана Нигъмати.

    Псевдоним «Сәмави» означает данный небесами, небесный. Его стихи имели религиозно–национальный дух. Для пролетарской литературы последних лет было ясно, что он не станет «советским поэтом». Его преследовали, провели через «чистку», обвиняли в участии движения «җидегәнчелек». (В 1927 г. было организовано своеобразное общество писателей, поэтов, куда входило семь человек. Их потом обвинили в борьбе против советской власти. А.Кутуй, Х.Туфан сидели в тюрьме. См. статью «Адель Кутуй».) Ченекай тоже не избежал тюрьмы.

    Ченекая знали многие. К нему часто заходили друзья–писатели – его дверь была открыта каждому… Ченекай был мягким в обращении, легко сходился со всеми, умел прятать свои обиды, помогал всем, кто обращался с просьбой о помощи. Он не пил, не курил, был одиноким человеком.

    Судьба Ченекая прочно связана с двумя видными деятелями татарской литературы – Шаехзадой Бабич и Мусой Джалилем. Его близость с ними потом сильно повлияло на Ченекая.

    Ченекай и Бабич встретились в Оренбурге и очень быстро подружились. Дружба была крепкой. Бабич писал Ченекаю письма в стихотворной форме. Но глубина их дружбы раскрылась во всей полноте только после смерти Бабича. Литературное наследие Ш.Бабич, рассыпанное по всей стране, Ченекай собирал по крупицам, ходил из деревни в деревню, из города в город. Так он выполнил клятву, данную Бабичу (Ш.Бабич, когда примкнул к движению Заки Валиди, осознавал, что с ним может случиться всякое, и взял клятву с друга о том, что он завершит его дела).

    Увидевшее впервые свет в 1928 г. в Казани «Собрание стихов» Ш.Бабич в сущности состояло из произведений, собранных Ченекаем. Г.Ибрагимов в предисловии особо подчеркнул огромный труд Ченекая.

    Дружба Ченекая с подозрительным Бабичем конечно же повредила поэту. Но еще больше повредила ему дружба с Мусой Джалилем. Героическая смерть Мусу возвысило до вершин. Некоторые сочли, что рядом с таким почти священным именем не должно стоять имя какого–то подозрительного Ченекая. Так его имя совсем стерли со страниц татарской литературы.

    Но в 20-30-х гг. эти два поэта были равны. Оба – знаменитые, но один – уже в зените славы, другой еще только поднимался.

    Правда, они не держали литературную арену того времени в руках. Тогда первыми были Хади Такташ, Хасан Туфан… Но у Мусы Джалиля были свои плюсы: он – коммунист, в разные времена выбирался в комсомольские, партийные органы, работал редактором газет и журналов. Конечно, с этой точки зрения Ченекая нельзя было с ним равнять.

    Но что же их связывало, этих совершенно разных людей? Ченекай еще и был гораздо старше Мусы…

    Они, во–первых, оба были из Оренбурга, там родились, там выросли. Встретились в первый раз тоже в Оренбурге. В 1914-1917 гг. 8-летний Муса учился в медресе «Хусаиния», а Тухват там был учителем татарского языка и литературы, молодым халфой. Муса увлекался стихосложением. Ченекай в шутку вспоминал, как он тогда приводил маленького Мусу домой читать стихи. Муса вставал на стул и наизусть громко читал свои стихи.

    Значит, первые стихи маленького шакирда слушал Тухват, он давал первые советы, учил писать стихи. Был первые его учителем. А первого учителя человек никогда не забудет, каким бы он великим не стал. Для Мусы тоже все было именно так. Их дружба продолжалась, связь не прерывалась.

    Но мир не стоял на месте, особенно в те тревожные годы. Произошла Октябрьская революция. Началась гражданская война. Дороги Ченекая и Мусы разделились. Шакирда проглотили волны революции. В такие годы человек или катится вниз, или поднимается очень высоко. Мусу революция подняла на вершину. Он, приехав в родное село, организовал комсомольскую ячейку, взял в руки оружие, участвовал в уничтожении «кулацких банд». Все это о нем было написано в справочниках.

    А вот про Тухвата тех лет нет никакой информации.

    Ченекай в середине 20-х годов приехал из Уфы в Казань. С этого времени начался второй период взаимоотношений Мусы и Ченекая. Эта связь длилась 4-5 лет. Потом эта связь послужила причиной забвения Ченекая на 50 лет.

    Из писем Мусы будущей жене Амине видно, что в начале 1929 г., во время каникул, Муса приехал из Москвы в Казань по приглашению Ченекая. (Он уехал в 1925 г. в Москву. И это был его первый приезд.) Ченекай тогда жил в одном из комнат номеров гостиницы «Сарай» (на ул.Кирова). С этого времени Муса, когда бы ни приезжал, всегда останавливался у Ченекая.

    Ченекаю в то время было около 35 лет. Он был одинокий мужчина. А Мусе было лет 25. Ченекай знакомил парня с разными девушками, пытался его сватать. Мусе, правда, это не очень нравилось. Но он везде ходил с ним. Например, Ченекай познакомил его с Мубиной Габитовой (потом Тагировой) и Марьям Губайдуллиной. Дочери знаменитых купцов, Мубина и Марьям получили мусульманское воспитание, хорошее по тем временам образование, были красивыми, стройными. Особенно красотой отличалась Мубина туташ. В нее–то и влюбился Муса, в чем своей будущей жене Амине он признавался потом в письмах. Он писал, что вот есть у него такой друг – Ченекай,что он сделал для него много хорошего, что он очень близкий друг. «Когда мы начнем жить вместе, ты еще многое о нем услышишь от меня, – писал Муса. – Он играет в моей жизни очень большую роль – и хорошую, и плохую».

    Муса потом все реже приезжает в Казань, а Ченекай в 1934 г. покинул город и уехал в Узбекистан. Больше они с Мусой не увиделись.

    Ченекай не смог женить Мусу, но сам не остался холостяком. Он уехал в Ташкент с девушкой, закончившей музыкальный техникум, некоторое время прожил там. Потом они уехали в Андижан. Оба работали учителями, вырастили пять детей, жили спокойно и мирно.



    С тех пор Ченекай ни разу не приехал в Казань. Правда, в 1958 г. он приехал в Уфу. Хотел заехать и в Казань. Но заболел и решил прямиком поехать домой. А в 1959 г. эта болезнь унесла его в могилу. Его могила осталась там, в Узбекистане, в неизвестности, ныне совсем забыта.

    Октябрьская революция сломила Ченекая, разделила его сущность на две половины. Он старался писать в угоду большевикам, желая остаться поэтом, но у него ничего не получилось. Таких, как Ченекай, в те годы было много. Вспомним Сагита Рамиева, Сагита Сунчелея. Они даже вступили в партию, но перестали творить. Потом С.Рамиев спасся тем, что умер… Сунчелея расстреляли… Известный литературный критик Галимджан Нигъмати в предисловии к книге «В березовом лесу» про Ченекая сказал, что он очень хотел прийти в революцию, но не смог.

    Стихи в переводе автора данной статьи.

    Отрывок

    Смотри, когда я рядом, все вокруг – друзья, хвалят все,

    Как я ушел, все – враги, ругают меня на чем свет стоит.

    Совестливый

    Увидел вчера одного человека: ох, какой он совестливый!

    Напоминает все время он: «Родной, имей совесть, ради бога!».

    Но не знает, что горит он впустую и бесцельно,

    Его совесть так заела, что от него осталась половина.

    Если ты перед ним поступишь не так, как ему нравится,

    Скажет: «Нет у тебя совести крепкой», если не оправдаешься.

    Я сказал ему: «Товарищ, если б у тебя осталась совесть,

    Не говорил бы каждому: «Бессовестный, имей ты совесть!».

    Перед дуэлью

    Враг мой, если ты навстречу

    выйдешь мне с кинжалом,

    Если встречу я тебя

    Алмазным мечом,

    Давай уйдем от этих мест

    К сточным канавам.

    Чтобы твоя загнившая кровь

    Не упала на безгрешную землю.

    Рана…

    Зачем пришла, руку дала,

    Улыбнулась, рассмеялась?

    Мой мир в огне оставила,

    всколыхнула,

    всколыхнула…

    Зачем мне сердце порезала,

    На рану соль насыпала,

    Быстро пришла, быстро ушла,

    меня страдать

    заставила.

    Улыбнулась

    Улыбнулась… цветы посыпались,

    Раскрылись небеса,

    От улыбки ее

    Стали ясны тайны.

    Видна полоска рассвета,

    Возрадовалась душа.

    Уста ее раскрылись,

    Зажглись жемчуга светом.

    Плакавшие успокоились,

    Смотревшие радостно встрепенулись.

    На небе души людской

    Прошли темные ночи.

    Список литературы

    Ченәкәй Т. Иҗатыннан үрнәкләр. //Казан утлары.-1998.-№4.-Б.116-120.

    Ченәкәй Т. Бер дустыма. //Мирас.-1999.-№7.-Б.27-28.

    Еники Ә. Ченәкәй – кем ул? //Казан утлары.-1998.-№4.-Б.111-116.

    Таналин И. Три пламенных сердца. //Комсомольское племя /г.Оренбург/.-1973.-23 февраля.

    Даминов Д. «До последних секунд жизни…» //Южный Урал.-1973.-13 января.



    Источник: CBS-Kazan.ru




    ← назад   ↑ наверх