• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Бурганов Агдас Хусаинович

    Национальная идея

    В предыдущих главах я не единожды характеризовал проведенную гайдаро-чубайсовскую «реформу» антинародной. Мне казалось, что Татарстан, положив начало «мягкому вхождению» в рынок, осуществит рефорому на других началах, углубит собственную стратегию и тактику развития республики, народов её населяющих в соответствии с моей концепцией сособственничества граждан в национальном богатстве, форсируя таким путем строительство основ гражданского общества. Не изолируясь от России, но выведя наши народы на авангардные позиции с тем, чтобы остальная Россия впоследствии пошла за ними. Я исходил из того, что укоренившаяся в сознании русских антисобственническая психология не позволит им вывести страну из нынешнего кризиса демократическим путем. Когда же наступит предел их терпению, когда они окончательно убедятся, что их «родное» государство надуло и в этот раз, они попытаются поправить дело им исторически присущими способами...
    У правящей элиты России, возможно, с начала «перестройки» довлело мнение, что страна, сама по себе, без поддержки ведущих западных демократий не одолеет внутренние трудности. Я же хотел найти внутренние резервы. В их числе и в частности, я вижу Татарстан, татарский народ в целом. Так уж исторически сложилось, что судьба Российского государства с давних пор повязана с судьбой государства татар. (Я убежден в том, что Иван Грозный считал Московию и завоеванные ею, при поддержке Золотой Орды, русские княжества законной наследницей Орды и потому поставил перед собой задачу покорения татарских ханств). Российское государство сформировалось по образу и подобию татарского государства. В этом качестве оно неплохо поработало в имперских целях. Теперь времена не те. Поэтому имперское государство рухнуло.
    Но опять - странное, пожалуй, совпадение - кардинальное изменение типа российской государственности, преобразование её из мнимо федеративной в подлинно федеративную было начато татарами. И в реформе экономики Татарстан помянутым «мягким вхождением» в рынок обеспечил своему народу более щадящий режим в «шоковой терапии» Москвы. Можно было продолжать в том же духе. Есть еще один исторический аргумент, но он, будучи очень уж субъективным и потому, не желая давать умственно отсталым злым языкам повод для злословия, помолчу. Всё это я вспоминаю не в похвальбу самим себе, а лишь констатируя некие исторического порядка
    факты, как бы ориентирующие и Татарстан, и Россию на продолжение в том же направлении, коль скоро за него сама История!
    Сложнее и труднее решаются национальные проблемы в татарских диаспорах. Как бы много их там ни было, они сами лишь формировать гражданское общество не смогут. Но могут вложить свою лепту в формирование среднего класса собственников. Этот вклад может оказаться очень даже существенным в силу некоторых национальных особенностей татар: их природной приверженности к собственности, торговле, ремеслу и кустарничеству, стремлению к высотам знаний, технологий и искусства. Среди татар много специалистов высшей квалификации, работников в сферах торговли, сервиса, науки и образования, бизнеса и т.п.
    Вполне удовлетворительно физическое выживание татар, они еще не встали на путь пьянства (есть данные о том, что сие зло в последнее 10-15 лет резко пошло на спад - явное влияние частнособственнических отношений). Будь то в Татарстане или в диаспорах, нищих татар не встретишь, а экономически процветающих, как говорится, сплошь да рядом. Татары, в общем и целом, приспособились к условиям бытия переходного периода. Добротно благополучны сельские жители, как в Татарстане, так и диаспорах Нижегородской, Самарской, Пензенской, Оренбургской, Челябинской и др. областей, а также в Республике Башкортстан. В сердцах татар постепенно укореняется идея самосбережения. Мои наблюдения, и в Москве, и в ряде провинций, таковы: татары по паспорту, но обрусевшие настолько, что родным языком не владеют, тяготеют к его восстановлению; несмотря на то, что из-за незнания языка при общении со знающими его чувствуют себя дискомфортно, становятся активными членами татарских общественных организаций, всячески стараются приобщиться к национальной культуре, посещают татарские зрелищные мероприятия. При советах этого не было и в помине, скорее наоборот - стыдились плохого знания русского языка.
    Проснувшееся в последнее время стремление к восстановлению своей этнической идентичности татар, потерявших её, - вернейший показатель рождения в народе чувства самосбережения как национальной идеи.
    Идущий ныне в жизнедеятельноси татар процесс возрождения языка и национальной культуры следует закрепить и развить содействием превращению граждан татарской национальности в собственников, преимущественно через создание акционерных и кооперативных производственных, торговых и др. предприятий, компаний, индивидуальных,
    семейных частных фирм. Для каждого татарина девизом должен служить зов Истории: «Обогащайся!». Кооперируясь с другими, помогайте друг другу, складывайте копейку к копейке, развивайте в себе бережливость, непременное условие: отказ от спиртного, табака и прочего зелья, как того требует от нас ислам, и как это было в древности. Потому как другого пути в условиях России к личной свободе и независимости от кого бы то ни было просто нет. (И я бы сказал: не только для татар и других национальных меньшинств, это, как говорится, само собой, нет и для самих русских небюрократического статуса). Надо работать над созданием татарского национального капитала мобилизацией средств самих граждан и татар-бизнесменов для решения задачи превращения татар в собственников, оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам в возвращении на историческую родину. Пора бы создать международного статуса Татарский народный банк, обслуживающий татар в независимости от их места проживания, как это имеет место быть у некоторых продвинутых народов.
    СОПЛЕМЕННИКИ! ОТ САМООСОЗНАНИЯ КАЖДЫМ СЕБЯ ТАТАРИНОМ К САМОСБЕРЕЖЕНИЮ, САМОСБЕРЕЖЕНИЮ И САМОСБЕРЕЖЕНИЮ.ОБОГАЩАЙТЕСЬ! ИБО ЗАЛОГ ВЕЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО САМОСТОЯНЬИ. Другого не дано.

    «Единство татарской нации: материалы науч. конф. АН РТ «Цивилизационныее, этнокультурные и политический аспекты единства татарской нации. (Казань, 7-8 июня 2002 г.). Казань, 2002





    ← назад   ↑ наверх