• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Бурганов Агдас Хусаинович

    РОССИЯ - РУССКО-ТАТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО?
    ИСТОРИЯ, СЕГОДНЯШНИЕ РЕАЛИИ И БУДУЩЕЕ ТАТАР

    А.Х. Бурганов, В.И. Пантин 1

    Написание данной статьи, в значительной мере, было провоцировано появлением книги Р. Хакимова «Метаморфозы духа. К вопросу о тюркско-татарской цивилизации». (Казань, 2005), в которой, во-первых, впервые в историографии проблем татарской нации в постзолотоордынское время дано научное обоснование определению Российского государства как русско-татарского, и по происхождению-становлению, и по нынешней действительности. Во-вторых, предложена разработанная им «формула развития» татарской нации в современных условиях.
    Прежде, чем перейти к изложению сути проблемы, немного об авторе названной монографии. В центральной прессе, вот уже много лет, за ним закреплен ярлык «идеолога татарского национализма», причем в имперском понимании. В значении сверхлюбви к своей нации и ненависти к другим нациям, что, на самом деле, является не национализмом, а ксенофобией. Имеет ли вообще «татарский национализм» место быть? А если его нет, то, что же дает: а) повод рассматривать его в научной и еще более в публицистической литературе, б) фигурировать ему в политике государств, политических партий и движений, в) быть идеологической дубинкой в руках угнетателей народов?
    «Национализма» у психически нормальных людей вообще не может быть, поскольку, во-первых, невозможно любить (уважать) себя и этнически себе подобных только за то, что ты и они рождены именно данной нацией, всех остальных ненавидеть лишь за то, что они явлены миру иными народами. И любовь (уважение), и ненависть рождаются реальными проявлениями неких, вполне определенных положительных или отрицательных качеств; при отсутствии оных не может быть ни той, ни другой (патологическое состояние отдельных лиц – не в счет). В нормально здравствующей нации их не может быть по определению.
    Имперское («совковое») понимание «национализма» говорит лишь о патологии в сознании имперски, фашистски и коммунофашистски мыслящих людей, больных ксенофобией. Р. Хакимов, конечно же, не является «националистом». Тем более что « С исторической точки зрения, у национализма как идеологии не осталось перспективы. Появление глобализма говорит о том, что национализм устарел, по миру шагает планетарное сознание в лице борцов за экологию, руководителей транснациональных корпораций, финансистов, дизайнеров, писателей и художников, этому содействуют современные средства коммуникации» (Р.Хакимов. Указ. соч., с.63). Словом, «национализм» как понятие есть абсурд, впрочем, точно также, как и «интернационализм», который присущ одному лишь капиталу и ничему (никому) другому, потому как он один вездесущ: идет туда, где ему светит прибыль. Не случайно, марксистский лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» не сработал и реальный коммунизм «приказал долго жить», а капитал с своим либерализмом уже создал успешно расширяющиеся «Соединенные штаты Европы», в союзе с которыми США и Канада.
    Возникает вопрос: не с неба же свалилось это понятие «национализм»? Нет. Оно навязано человечеству великодержавным шовинизмом имперски (фашистски и коммунофашистски) мыслящих людей (классов, политических партий и движений). Освободительная реакция (борьба) угнетенных народов на действия названных выше угнетателей последними охарактеризована «национализмом», так как им желательно, чтобы угнетаемые ими народы любили не себя, а их.
    Итак, в чем состоит «национализм» Р. Хакимова и «национализм» ли это? Он заявляет: «Для татар важно освободиться от темы поиска врага в качестве причины своей отсталости. Российское государство все народы загнало в тупик, включая и русских» (с.293). И этот его тезис – не декларация. «Нужно иметь мужество смотреть правде в глаза и критически оценивать историю, увидеть причины падения татарских государств, сознаться в собственных ошибках, в слабости духа, не ища никаких оправданий своей униженной национальной жизни, ведь оправдания отсталости и рабству духа не существует», - пишет он (с.278). Золотые слова, причем не менее правильные применительно к взаимоотношениям между отдельными людьми: в своих бедах ищи врага не вовне, а в самом себе, и не ошибешься, скоро найдешь, оглянувшись на себя, «попадешь в десятку».



    Авторы – доктор исторических наук, профессор РГГУ Агдас Хусаинович Бурганов; доктор философских наук, профессор МГИМО Владимир Игоревич Пантин. Авторы, будучи солидарными относительно содержания статьи в целом, тем не менее, считают необходимым уведомить читателей о том, что первый – автор § 2, второй – § 1.

    Источник: Rsuh.ru



    ← назад   ↑ наверх