• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Назир Мустафирович Будаев

    Западные тюрки в странах Востока

    Земледельцы и скотоводы

    Период времени, в течение которого люди жили на уровне охотников и собирателей, составляет свыше 99 % от общечеловеческой истории. Иначе говоря, этот период был несравнимо более длительным, чем все последующие эпохи, вместе взятые. Неолитическая революция обозначает в истории рубеж, когда совершился переход к земледелию и скотоводству. Становление двух форм жизнедеятельности человека обозначено окончательным делением общества на бродячих охотников и собирателей. Но современная академическая наука не в состоянии дать ответ на вопрос о раннем периоде формирования двух видов хозяйственной деятельности человека.

    Консервативный образ жизни, кочевых народов на протяжении 2,5 тысяч лет на самом деле мог охватывать более длительный период («Азия», О. Сулеменов). Освоение земледелия и скотоводства происходило независимо в нескольких регионах мира, и обе формы производства всегда были в тесных контактах. Животноводство влияло на развитие земледелия, тем более, что главный переворот в земледелии произошел с началом применения тягловой силы животных. Скотоводческие племена, в свою очередь всегда нуждались в продуктах земледелия. Ранние этапы развития этих обществ не имели существенных различий, но их дальнейшая судьба сложилась по-разному.

    Трудно предположить, что земледелие было более легким занятием чем скотоводство, поскольку труд земледельца отнимал массу времени и сил, привязывал к земле. К тому же многое зависело от климатических условий. Развитие земледелия, куда входят: селекция, методы обработки почвы, орудия труда и т. д. требует научно-технической разработки и совершенствования даже в XX веке. В то же время, в век научно-технического прогресса мы должны признать, что самым рентабельным способом ведения животноводства является кочевое, отгонное животноводство поскольку этот метод не требует заготовки кормов, строительства помещений для скота, привлечения значительных человеческих ресурсов и т. д.

    Племена номадов пришли к совершенству в своей жизнедеятельности еще в глубокой древности, тогда как земледельцы до сих пор не могут достичь большей или меньшей стабильности. Животноводство на ранних этапах развития общества было более прибыльным способом производства. Не случайно у многих земледельческих народов «скот» обозначает также «деньги» (так, у древних римлян pecunita «деньги», происходит от pecu «скот», русское «товар» от тюркского «туар» «скотина» (Е. В. Смерницкая, 1995 г. стр. 23). Возникновение скотоводства повлияло на развитие права собственности, поскольку с самого начала скот находился в личной собственности.

    У тюркских народов деньги и скот - равнозначные понятия, им платили за труд, уплачивали штрафы, брачный выкуп «калым», цену крови. Обладание скотом всегда было основным мерилом богатства и престижа. Для земледельцев это было внове. Так, в шумерской литературе первое упоминание о лошади относится к третьему тысячелетию до нашей эры, тогда у шумеров даже не было ее названия. Коня именовали «горным ослом», и считали экзотическим животным. Одна лошадь стоила 2,5 кг серебра, столько же стоило 10 га пахотного поля. Египтяне не знали верховой езды. В древней Месопотамии практически никто не пил молока, и мало кто ел мясо. Греки использовали сливочное масло разве что для смазывания осей колесниц. Первые конные воины встречаются в греческих мифах только в период троянских войн. Прообразом кентавра был впервые увиденный греками всадник, стреляющий из лука, первые женщины-всадницы были объявлены ими амазонками. Вполне можно понять удивление греков, которые не знали верховой езды: не от хорошей жизни воин бежал более 40 км с вестью о победе над персами при Марафоне (неужели не нашлось трофейной лошадки?).

    Слово «Кабальеро» происходит от испанского «кабальо» - лошадь и буквально переводится как «всадник-дворянин». Дополнением к сказанному могут быть слова Платона: «Если вьючные животные или иная скотина убьет человека, то, за исключением, происшедших во время участия животного в публичных состязаниях, родственники умершего должны возбудить преследование против животного за убийство. Животное, признанное виновным, предается смерти, а труп его выбрасывается за пределы страны». Это не отпечаток притупившегося сознания гения, а общее представление земледельческих народов.

    Еще античные авторы представляли три известные им формы хозяйства - первобытно-охотничье-собирательское хозяйство, кочевое скотоводство, распространенное у варварских народов за пределами античной ойкумены, и античное хозяйство, основанное на земледелии - как три последовательные стадии развития человечества. Эта теория трех стадий дикости господствовала до второй половины XIХ века. Позже стали считать, что развитие земледелия могло создать условия для планомерного приручения животных, что является научным мифом. Напрашивается вопрос: кто приручил северных оленей? Земледельцы - эвенки? Верблюдов - крестьяне-бедуины: а как же было там, где не было кочевых скотоводческих народов? В Южной Америке практически не было одомашненных животных, кроме лам.


    Таштыкские лошади.
    1. Тепсей. (Алтай. Одно из раних изображений женщины верхом на лошади);
    2.-4. Тепсей; 5. Ташебинский чаагас; 6. Гора седловина;
    7. Казахская писаница; 8. Суханиха; 9. Ашкольская писаница.

    Переход от собирательства к земледелию, как и переход охотников к скотоводству далеко не так прост, как иногда представляется. Неспособность охотников существовать только добычей дичи, которая во многом зависела от удачи, толкнула их к одомашниванию диких животных. Вероятно, только племена охотников могли приручить диких животных, поскольку они лучше знали их повадки. В то же время совершенно ясно, что такие виды животных как свинья, буйвол, куры были одомашнены земледельцами. Античные историки не упоминают их при описании кочевых скифов, вероятно, потому что эти виды животных не приспособлены к кочеванию.

    Перенаселение в степи вело к частым войнам, волны которых доходили до Европы. Другой причиной могла быть засуха в степи, эпидемии. Так начинались великие переселения народов. Мир кочевников, несмотря на рентабельность скотоводства, был хрупким и неустойчивым. Война становилась одной из основных форм деятельности племени. Захват и дань с завоеванных народов, контроль торговых путей стали составлять основу его благосостояния. Кочевникам нужны были не столько земли для кочевания, сколько продукты труда земледельцев. Как бы ни был обеспечен скотовод, он не может жить только на мясомолочной пище, он нуждается в растительной пище, в зерне, фруктах и т. д. И наоборот, в мясе нуждается земледелец. По словам И. М. Дьяконова: «... там, где широко используется мясная и молочная пища, резко понижается детская смертность, начинается рост населения». («Наука и жизнь», 1988 г., №9). Необходимо отметить - все государства скотоводов находились на границах с земледельческими народами. В мирные периоды между кочевниками и земледельцами происходили взаимовыгодные обмены. Кочевникам невыгодно было разрушать соседние оседлые государства, Тумены Чингисхана с легкостью могли вообще уничтожить Русские княжества. Этого не делали ни хазары, ни половцы. Исторически сложилось, что кочевым народам (тюркам) была уготована особая историческая судьба: сложившаяся у них военно-племенная организация, подвижный образ жизни, особенности их коллективной психики, характера и норм поведения, высокое развитие вооружения превратили их в мощную военную силу. В истории походы тюркских племен приравниваются к природным катастрофам (гунны, печенеги, турки-сельджуки, татаро-монголы). В то же время, как это ни парадоксально, нашествия европейцев, начиная с Александра Македонского, римлян и до крестоносцев считаются чуть ли не гуманитарными акциями.

    Экспорт военной силы кочевниками имеет давнюю традицию. Так в 309 г. до н. э. скифское войско воевало на стороне Боспорского царя Сатира в междоусобной войне с его братом Евмелом. Применение рабской силы в кочевом обществе было мизерным. Это вполне объяснимо, вчерашний воин, попавший в плен, получив лошадь, естественно, сбежит. Рабы-трофеи победителей, их продавали на невольничьих рынках. Так обстояло дело с отцом Махмуда Газневи Сабук-Тегином, с Идельгизом, Бийбарсом и др.

    Краткая характеристика двух форм жизнедеятельности человека описана нами для выяснения причин, способствовавших появлению в средневековых империях наемных дружин, состоявших из представителей тюркских племен как в Азии, так и в Европе.

    Началом кульминации тюркского внедрения в мусульманский мир стало создание в конце X века в Афганистане, Восточном Иране и Северной Индии мамелюкского султаната Газневидов - самой могущественной империи на Востоке. Это отмечает К. Э. Босворт: «В итоге в период до начала XI века произошло глубокое проникновение тюрок в военные и государственные учреждения почти всех мусульманских стран к востоку от Египта до Индии».

    В XI веке начинается продвижение тюркских племен на Ближний Восток (карлуки, селджуки, туркмены, чигили, ягма). Карлукские ханы и сельджукские беки добились власти с удивительной легкостью, притом, что они уступали значительно в людской силе.

    Таким образом, чтобы понять исторически-целостную картину средневекового исламского общества, невозможно обойти проблему отношений и влияний между тюрками (воинами-наемниками, воинами-рабами, племенными контингентами) и аборигенными жителями Восточных стран. Представление о тюрках только как о «благородных дикарях», заслуживших славу в войнах с крестоносцами и Византией, борьбе с исмаилитами и ассасинами, - глупо, как и всякий стереотип.

    Н. Трубецкой в свое время писал: «Вера, попавшая в тюркскую среду, неминуемо застывает и кристаллизуется, ибо она там призвана играть роль незыблемого центра тяжести-главного условия устойчивого равновесия. На этой особенности тюркской психологии основано странное явление: притяжение между психикой тюркской и семитской (арабской). Трудно найти более различные, прямо противоположные друг другу психики. Но в этой противоположности и причина притяжения».

    «Туранская» (тюркская) психика сообщает нации культурную устойчивость и силу, утверждает культурно-историческую преемственность и создает условия экономии национальных сил, благоприятствующие всякому строительству. («О туранском элементе в русской культуре». «Панорама-форум», стр. 16).

    Захват новых областей тюрками-кочевниками ознаменовался общим экономическим расцветом, ростом торговли и градостроительства.

    В середине VI в до н. э. на территории от Китая до Крыма образовалось раннефеодальное государство - Тюркский каганат. В этот период началось строительство укрепленных замков, военных крепостей, появились новые города, крупнейшими были: Ясы, Отрар, Сыгнак, Тараз, Сайрам, Кулан, Баласагун; замки: Акиртае и др. В городах строились здания из камня, кирпича и самана. На смену тюркскому каганату в VIII веке пришло несколько государств, созданных тюркскими племенами (тюргешей, карлуков, хазар, булгар, уйгур). В этот период очень сильно выросли старые города, появились новые, такие как Семендер, Беленджер, Чора, Саркел, Итиль, Биляр и т. д.

    В связи с проникновением ислама на территорию Средней Азии и в Волжскую Болгарию стали сооружаться мечети и медресе. В Хазарском каганате мирно ужились ислам, христианство, иудейство с элементами древней религии - тенгрианства. О высоком уровне строительства в Хазарском каганате можно судить из следующего: строители городов применяли сейсмические пояса, воздвигали белокаменные крепостные стены, культовые сооружения (мечети, церкви), строились бани и оборудовались водопроводы, сооружались бассейны, перекрытые куполами. В некоторых случаях хазары приглашали византийских и арабских строителей. Любое соприкосновение двух культурных миров порождает своеобразные формы преемственности. Что-то было заимствовано целиком, а что-то переосмыслено, трансформировано. Особенно ярко это проявилось в средневековой монументальной архитектуре.

    Проникновение тюрков на Восток повлекло за собой воздействие идей кочевников на строительную культуру, это был своеобразный симбиоз культур.

    В этой связи следует вспомнить «сферической формы ступы, например знаменитую ступу Санчи в Индии, полностью подражающей форме юрты (цилиндрическое основание и сферический купол) буддийской ступы в Миране». (Н. Нурмухамедов «Искусство Казахстана», стр. 19).

    В мусульманском мире период с X-XIV вв. ознаменовался замечательным расцветом строительства культовых архитектурных сооружений-медресе, мечетей, мавзолеев.

    Сама идея строительства мавзолеев противоречит традиционному исламскому учению. Архитектурные формы мавзолеев портально-купольного типа, сложенные из кирпича, завершающиеся куполом, говорят об использовании конструктивных основ юрты, сначала в курганных захоронениях тюрков, а позже и мазаров-мавзолеев.

    А. Н. Бернштам, В. Н. Засыпкин однозначно считают, что портально-купольная архитектура и резная терракота, появившиеся в декоре Семиречья, созданы в Средней Азии тюркскими племенами в эпоху Караханидов и получили дальнейшее свое развитие у согдийцев Семиречья, затем в Мавераннахре и далее на Среднем и Ближнем Востоке. (А. Н. Бернштам, «Архитектурные памятники Киргизии» стр. 129-131).

    Если исходить из реальных исторических фактов, появление специфических архитектурных деталей сельджукских мечетей и мавзолеев, в данном случае центрального купольного павильона, отмечено, как иногда выражались, «тюркским духом».

    Среди памятников архитектуры сельджукского периода стоит особо отметить следующие шедевры: мечеть Маликшаха (1088-1121), мечеть Завара (1136), мавзолей Санджара (1157), султанский караван-сарай Рабат-и-Шараф в Хорасане (1155).

    Памятники восточных мамлюков: создание самого Махмуда Газневи - дворец Лашкари Базор близ Буста, дворец Газневида Масуда III в., Газне, минареты его наследника Бахрамшаха в XII в, минареты, воздвигнутые в Джаме в 1175 г. в годы правления Гурида Гийас ад-Дина, мавзолей Харракана, башни Лачина (1023) и Абарука.

    В XI-XII вв. этот тип построек проникает в Сирию и Египет: мечеть Ибн Тулуна (1094), мавзолей Ихван Йусуфа (начало XII в., все в Каире). К числу выдающихся архитектурных памятников принадлежат мечети и мавзолеи египетских мамлюков, которые стоит отметить особо. Это две соборные мечети Каитбая, мечеть и госпиталь Калауна (как мы отмечали выше, он же построил на свои личные деньги мечеть у себя на родине в Крыму), медресе и мавзолей султана Насира Мухаммеда, Закира Баркука, султана Хасана.

    В эпоху тюркских мамлюков в Египте распространился ряд важных черт архитектуры, которую, часто не разделяя, называют «сельджукской» или «тюркской». Сюда относится широкое употребление декорированных плоскостей («ковровый декор»), порожденный влиянием кочевников на традиционное декоративное искусство Востока, орнаментальная кирпичная кладка, узор из резных кирпичей, штуковые кирпичные пробки, терракотовые плитки, применение тесаного камня и поливных голубых кирпичей.

    Стэнли Лейн-Пуль, автор «Истории Египта в Средние века», назвал мамлюков «строителями куполов» (Хатхо, ук. раб., стр 287).

    Дж. М. Роджерс отмечает: «Обзор XI-XIII был бы не полным без упоминания так называемого «звериного стиля», который по общепринятому мнению, распространился на запад главным образом в результате больших тюркских вторжений. Конечно, не может быть сомнений в том, что «звериный стиль» играл важную роль в декоре при тюркских династиях». («Мусульманский мир», сборник, вышедший в Англии, «Наука», стр. 257)

    Г. Вилеева-Сулейманова пишет: «Образование двух крупных племенных объединений тюрок после распада Западно-Тюркского каганата - Великой Болгарии и Хазарии. В результате которых были созданы предпосылки к становлению единой хазаро-алано-болгарской цивилизации. Ярким примером ее явилась так называемая Салтовская или Салтово-Маяцкая культура, территория которой охватывала приазово-причерноморские степи, Северный Кавказ до верховий Дона, лесостепные территории от Волги до Днепра. Многие художественные элементы ее легли в основу культуры татар» (Типологии взаимодействия художественной культуры татар в системе «Восток-Запад» журнал «Татария», АНТ Казань 1997 г.»)

    Один из бывших столичных городов Булгара X века - Великий Биляр занимал территорию около тысячи гектаров и был крупнейшим городом не только Восточной, но и Западной Европы. Болгары, хазары, аланы прославились как опытные мастера по возведению именно белокаменных сооружений-мечетей, мавзолеев и т. д. Согласно сообщению русского историка XVIII в. В. Н. Татищева, лучшие булгарские мастера строили православные храмы Владимира и Юрьева-Польского из привозного, добывавшегося в Волжской Болгарии, белого известняка. Да и сама система кладки стен этих храмов, как и техника плоскорельефной резьбы и некоторые конструктивные детали, аналогичны таковым в золотоордынских и булгарских сооружениях.

    Волжская Болгария являлась самой северной мусульманской страной, где опять-таки прослеживается воплощение идей кочевников и вкусов тюркской знати на строительную культуру данного региона. Отличительной особенностью архитектуры северо-западных тюрков (болгар Поволжья) являются конструкции башенных сооружений с шатровыми перекрытиями.

    Исследователями, начиная с М. Худякова, высказывались предположения о том, что знаменитый собор Василия Блаженного на Красной площади, повторяет образ мечети Кул-Шарифа в Казани, восемь башен-приделов храма соответствуют числу минаретов мечети. «Отголоски татарской архитектурной традиции, нашедшие выражение в декоративных формах и стилевых чертах так называемого восточного барокко, видны в пестрой раскраске русских церквей и теремов, росписях, изразцах и надписях на фасадах в сталактитах, подковообразных формах, килевидных и стрельчатых арках. Строительно-конструктивные традиции татар были заимствованы в ярусных башенных сооружениях с шатровыми завершениями». («Татария» АНТ 1 выпуск 1998 стр. 117).

    В данном случае следует отметить: традиционный для русской архитектуры тип византийского крестово-купольного храма, так называемый «романский стиль» был заимствован византийцами на Востоке. Впервые он встречается в архитектуре центральной Азии, что подтверждается дошедшими до нас ранними архитектурными памятниками Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Турции и т. д.

    Г. Валеева-Сулейманова отмечает: «Ярусные каменные сооружения, переходящие через восьмерик к шатровому завершению, были известны в архитектуре волжских булгар и Крыма золотоордынского времени» (там же, стр. 118).

    Северный Кавказ является колыбелью многих тюркских народов. В свое время покинули Кавказ волжские болгары, чуваши, татары, гагаузы. Здесь же образовалось первое раннее феодальное государство на территории нынешней России - Хазарский каганат, куда входили и предки русских. Половцы не успели создать единого централизованного государства. Это произошло чуть позже, когда образовалась Золотая Орда.

    Исследования последних десятилетий показали, что творчество тюркских народов наделено яркой самобытностью и занимает немаловажное место в мировом процессе архитектурно-художественного развития. Великолепными были периоды Великой Болгарии и Хазарского каганата, ознаменованные строительством множества городов и крепостей.

    Но самой могущественной державой, созданной тюрками средневековья, была Золотая Орда. К сожалению, вся историческая наука нового времени служила одной задаче - очернить Золотую Орду, исключить этот период, унизить татар и все тюркское. Р. Хаким пишет: «Отчасти это удалось сделать. Не только русские, но и татары (тюрки) плохо знают свое прошлое. Многие татары под влиянием пропаганды пытаются откреститься от самого замечательного, поистине золотого, периода в своей истории. Ущемленное самосознание мешает им открыто сказать правду о собственной истории». («Панорама форум», Казань, 1997 г., стр. 62).

    А между тем, многие удивятся, узнав, что в период Золотой Орды было построено 150 городов, создана система связи, таможня, введена всеобщая перепись населения и весьма совершенное законодательство (там же, стр. 62).

    Как известно, Северный Кавказ был одним из улусов Золотой Орды. Здесь находились ставки ханов. Известно, что в первой половине XIV века арабский путешественник Ибн-Баттута встретил в Пятигорье Узбек-хана, который отдыхал там. (СМИЗО. Том 2, стр. 123, 183).

    Известны и имена некоторых наместников Кавказского улуса. При хане Батые эту должность занимал его брат Берке, затем - хан Нагай. В конце XIII-начале XIV века здесь командовал Токта. (Х. А. Хизриев, стр. 47). «Все население Северного Кавказа, как и весь улус, делилось на два крыла и центр»,-типично тюркское деление государства. Это отмечает Р. Хаким: «Конечно, татарские ханы были чингизидами, но они говорили по-тюркски и освоили тюркскую культуру». Те четыре тысячи всадников, полученные Батыем и Орда-Иченом по завещанию Чингиз-хана, были каплей в море. Армия Золотой Орды и население состояли из тюрков, которых к тому времени стали называть татарами. Это были прежние обитатели Поволжья, Крыма, Северного Кавказа (эффект скользящего этнонима). На Кавказе никакого татарского ига не существовало. Если десятипроцентный налог на содержание армии считать игом, то как же назвать существующие на сегодняшний день налогообложения? Народы, населявшие Северный Кавказ, входили в государства, созданные тюрками. Если отбросить идеологическую шелуху и амбиции, надо признать: при господстве тюрок этнический состав населения оставался неизменным, народы не депортировались и не истреблялись, развивалась культура, строились города и крепости, чеканилась монета, процветали торговля и ремесла.

    Монументальное каменное (кирпичное) строительство в рассматриваемое время велось по всему Северному Кавказу. Были построены и расширены города Кырк-Маджара, Джулат, Верхний Джулат, Капчигай, Татартюп, Тарки, Ногай-кала, Алхан-кала, Нижний Архыз, Хумара, Бештамак, Дедяков и т. д.

    В Верхнем Джулате археологами исследованы руины каменного жилого дома, трех мечетей с минаретами и четырех христианских церквей. На Нижнем Джулате известна соборная (кирпичная) мечеть с четырьмя рядами колонн. В свое время П. С. Паллас описал еще сохранившиеся постройки Малых Маджар и Больших Маджар: «В 1780 г. Эти строения, частью целые, частью разрушенные, насчитывали 32 постройки. Мы обнаружили, что шесть сооружений подобны башням. Некоторые строения, сохранившиеся в целом, являются надгробными мечетями мусульманской нации, возможно, татарского происхождения». В Нижних Маджарах Паллас так же описывает «множество древних сводчатых могильников» (В. М. Аталиков, «Страницы истории», стр. 158). Память карачаево-балкарского народа сохранила легенду о том, как когда-то он покинул Маджары. Это подтверждается и археологическими исследованиями: так, например, керамические трубы хуламского водопровода (Балкария) идентичны трубам, найденным в Маджаре.


    Керамические трубы хуламского водопровода. (По И. Мизиеву.)

    До настоящего времени часть архитектурных памятников тюрков средневековья изучена недостаточно. Многие их них были уничтожены в прошлом столетии. Это отмечает П. С. Паллас: «В окрестностях (г. Маджар) были построены деревни и форты, для возведения которых отсюда был перевезен прекрасный кирпич».

    Даже сравнительно немногие сохранившиеся памятники позволяют представить себе архитектурный облик средневековых городов Северного Кавказа.

    В строительстве мавзолеев и мечетей чувствуется влияние архитектурных форм народного жилища, которые получили развитие в портально-купольном типе сооружений. А. С. Бретанницкий, архитектор, доктор искусствоведения, считает это «переводом в каменное дело» жилища кочевника-юрты. Это также подтверждается круглыми юртообразными формами мавзолеев балкарцев и карачаевцев.

    Как мы видим, мамелюкский стиль архитектуры возник на просторах степей Евразии и он связан общностью признаков, близостью художественных форм с архитектурой тюрков.



    Источник: http://buday.narod.ru/



    ← назад   ↑ наверх