• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Зайнаб Биишева

    Биишева Зайнаб Абдулловна (р.2.1. 1908, д.Туембетово Орского уезда Оренбургской губернии, ныне Кугарчинского р-на РБ), башкирский прозаик, поэт, драматург. Народный писатель БАССР (1990). Окончила Башкирский пед.агогический техникум в Оренбурге (1929). Начала печататься в 1930. Первая книга - рассказ для детей "Мальчик-партизан" ("Партизан малай", 1942). Опубликовала свыше 40 книг. Перевела на башкирский язык произведения А.П.Гайдара, С.Т.Аксакова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, А.М.Горького и др. В повестях "Конхылыу" ("Кэнhылыу", 1949), "Гульямал" ("Гэльямал", 1953), "Странный человек" ("Сэйер кеше", 1960), "Где ты, Гульниса?" ("Кайза hин, Гэлниса?", 1962), "Думы, думы..." ("Уйзар, уйзар...", 1963), сказе "Любовь и ненависть" ("Мэхэббэт hэм нэфрэт", 1964) поднимаются глубокие философские проблемы взаимоотношения личности и общества, созданы колоритные образы женщин-башкирок. Драматические произведения "Дружба" ("Дуслыk", 1950), "Волшебный курай" ("Тылсымлы kурай", 1957), "Волшебный перстень" ("Серле йэзэк", 1959), "Гюльбадар" ("Гэлбэзэр", 1961), "Обет" ("Нэзер", 1966), "Зульхиза" ("Зэлхизэ", 1981), в которых использованы мотивы башкирского фольклора, неоднократно ставились на сценах республиканских театров. Поэма "Последний монолог Салавата" ("Салауаттын hунгы монологы", 1984) - значительное достижение в художественном воплощении личности национального героя Салавата Юлаева. Романы "Униженные" ("Кэмhетелгэндэр", 1958), "Пробуждение" ("Уяныу", 1966), "К свету" ("Яkтыга", 1969) составляют одну из лучших трилогий в башкирской литературе. Романы "Пробуждение" и "К свету" изданы в последующем под названиями "У Большого Ика" ("Оло Эйек буйында") и "Емеш". В них изображена жизнь башкирского народа в период революции 1917 и гражданской войны. Произведения Биишевой переведены на многие языки народов России и мира. Награждена 3 орденами "Знак Почета". Удостоена Республиканской премии им. Салавата Юлаева (1968).

    С о ч.: hайланма эсэрзэр, 2 томда. Эфэ, 1969; Эсэрзэр, 4 томда. Эфэ, 1981-82; Избранные произведения, в 2 т. М., 1988.

    Лит.: Вэлитов И.Г., Вахитов Э.Х. Зэйнэб Биишева ижады. Эфэ, 1980; Алибаева С.А. и др. З.Биишева. Жизнь и творчество. Уфа, 1993.

    К.А.Аралбаев.

    Биишева, Зайнаб Абдулловна

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Зайнаб Абдулловна Биишева [2(15) января 1908, деревня Туембетово Кугарчинского района Башкортостана — 24 августа 1996, город Уфа] — народный писатель Башкортостана, прозаик, поэт, драматург, переводчик.

    Биография

    Окончила Оренбургский башкирский педагогический техникум (институт народного образования). После завершения обучения, в 1929—1931 годах — учительница в селе Темяшово Баймакского района. После окончания Уфимских курсов повышения квалификации (1931) — редактор Башкирского книжного издательства и журнала «Пионер» (в нем в 1930 г. был опубликован первый рассказ Зайнаб Биишевой «Среди водопадов»).

    Первая книга «Мальчик-партизан» увидела свет в 1942 году. Член Союза писателей СССР с 1946 года. С 1951 — профессиональный писатель. В 1990 г. присвоено звание «Народный писатель Башкортостана». Издано более 60 ее книг на языках народов России и мира.

    Зайнаб Биишева писала в разных жанрах. Ее перу принадлежит несколько произведений для детей и юношества, в их числе пьеса «Дружба» и повесть «Будем друзьями», десятки стихов и сказок. Она выступает как тонкий лирик в стихотворной повести «Гульямал». Поэма «Последний монолог Салавата» (1984) посвящена раскрытию образа народного героя Салавата Юлаева. Драматические произведения «Волшебный курай» (1957), «Таинственный перстень» (1959), «Гульбадар» (1961), «Обет» (1966), «Зульхиза» (1981) с большим успехом шли не только на сцене Башкирского государственного академического театра драмы, но и на подмостках театров далеко за пределами республики Башкортостан.

    Зайнаб Биишева плодотворно работала в жанрах повести, рассказа и сказа. К наиболее известным относятся «Конхылыу» (1949), «Странный человек» (1960), «Где ты, Гюльниса?» (1962), «Думы, думы» (1963), «Любовь и ненависть» (1964). В них она поднимает философские проблемы взаимоотношения личности и общества, создает яркие образы женщин-башкирок. Самое значительное произведение Зайнаб Абдулловны — трилогия «К свету», включающая в себя романы «Униженные» (1956—1959), «У Большого Ика» (1965—1967), «Емеш» (1967—1969).

    На башкирский язык ею переведены «Тарас Бульба» Н.Гоголя, «Бежин луг» И.Тургенева, «Тимур и его команда» А.Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Л.Кассиля, рассказы А.Толстого, С.Аксакова, А.Чехова, М.Горького.

    Зайнаб Биишева избиралась членом правления Союза писателей Республики Башкортостан, делегатом многих съездов писателей Российской Федерации и СССР. Награждена тремя орденами «Знак Почета». Лауреат Государственной республиканской премии имени Салавата Юлаева (1968).

    Трилогия «К свету» («История одной жизни»)

    Трилогия Зайнаб Биишевой (1956―1969) ― итог долголетнего творческого труда и глубоких раздумий «о времени, о жизни». В романах, вошедших в нее, автор показала себя «мастером эпического охвата действительности» (А.Журавлева). В центре произведений ― судьба башкирского народа в напряженные, переломные моменты истории. Их действие охватывает годы перед Первой мировой войной, события гражданской войны, коллективизации.

    Главной героиней трилогии, объединяющей основные сюжетные линии, является Гульемеш (Емеш), чье имя в переводе с башкирского означает «шиповник» («ягода»). В этом образе бесспорно заключены автобиографические черты, но в то же время З.Биишева сумела показать в нем типичные черты башкирских женщин, их мужество, стойкость, силу духа, поэтичность. Также большое место в романах отводится изображению мира детства, формированию характеров.

    Много испытаний выпало на долю Емеш: смерть матери, жизнь в доме жестокой мачехи, гибель отца и старшей сестры Янеш. Но это не согнуло героиню. С первых страниц романа она проявляет непокорность ударам судьбы, жизнестойкость. Воспитанная на произведениях народного творчества, Емеш любит природу, тонко чувствует слово, красоту народной музыки. Став студенткой, она с головой уходит в занятия, ее увлекают лекции, общественная работа, чтение книг, собственное творчество. Любимая героиня Биишевой живет насыщенной эмоциональной жизнью.

    В первом романе трилогии («Униженные») изображается жизнь башкирской деревни дореволюционного периода. На первом плане здесь тема маленького, социально ущемленного человека. Как отмечает исследователь Р.Баимов, «эпическая раскованность повествования дает возможность широко показать в романе быт и нравы, социальные и интимно-семейные отношения, традиции и новые общественные веяния».

    Логическим продолжением «Униженных» является роман «У Большого Ика» (башкирский вариант называется «Пробуждение»). Он имеет черты историко-революционного произведения. При этом Зайнаб Биишева основное свое внимание останавливает на событиях, происходящих в обычной башкирской деревне, а не в рядах красных и белых. История просматривается здесь через крестьянскую психологию и быт.

    Роман «Емеш» посвящен юности главной героини. Действие значительной части произведения переносится в Оренбург. В произведении отражаются бурные события 20―30―х годов, присутствует определенная идеализация эпохи.

    На русском языке трилогая наиболее известна в переводе Юлая Аминова.



    Зайнаб Биишева

    (1908-1996)

    Народный писатель Башкортостана, прозаик, поэт, драматург Зайнаб Абдуловна Биишева родилась 2 января 1908 года в деревне Туембутово Кугарчинского района Башкортостана. Рано осталось сиротой, поэтому только в 1924 году ей удается окончить четыре класса. В том же году Зайнаб Биишеву направляют на учебу в село Ташлы Оренбургской области на педагогические курсы, затем в Оренбургский Башкирский педагогический техникум. После завершения обучения Зайнаб Абдулловна в 1929-1931 годах работает учительницей в селе Темяшово Баймакского района, затем секретарем Темясовского комитета комсомола. С 1931 года она, после окончания Уфимских курсов повышения квалификации, работает редактором Башкирского книжного издательства и журнала «Пионер». В 1934-1935 г.г. сотрудничала в редакции газет «Ударник», политотдела Мечетлинской МТС. Затем до 1938 года в Салаватской районной газете. В 1939-1951 г.г. она – литературный сотрудницу газеты «Кызыл Башкортостан», редактор литературной редакции башкирского радиокомитета, зав. Сектором детской литературы Башгосиздата. С 1951 года Зайнаб Абдулловна становится профессиональным писателям. Первый рассказ ее был опубликован в 1930 году в журнале «Пионер». Первая книга «Мальчик-партизан» увидела свет в 1942 году. С тех пор издано более 60 книг на языках народов России и мира.

    Зайнаб Биишева была многоплановым писателем, работающим в самых различных жанрах. Перу писательницы принадлежит несколько произведений для детей и юношества, в их числе пьеса «Дружба» и повесть «Будем друзьями», десятки стихов и сказок. Она выступает как тонкий лирик в стихотворной повести «Гульямал». Драматические произведения «Волшебный курай» (1957), «Таинственный перстень» (1959), «Гульбадар» (1961), «Обет» (1966), «Зульхиза» (1981) с большим успехом шли не только на сцене Башкирского государственного академического театра драмы, но и на подмостках театров далеко за пределами республики.

    Зайнаб Биишева плодотворно работает в жанрах повести, рассказа и сказа. К наиболее известным из книг относятся «Конхылыу» (1949), «Странный человек» (1960), «Где ты, Гюльниса?» (1962), «Думы, думы» (1963), «Любовь и ненависть» (1964). В них она поднимает философские проблемы взаимоотношения личности и общества, создает яркие образы женщин-башкирок.

    В 1959 году был издан отдельной книгой роман «Униженные». Это была первая книга задуманного в то время цикла «История одной жизни» - эпического произведения, рисующего магистральные, решающие этапы жизни башкирского народа. Последующие романы «У большого Ика», «Умеш» углубили и расширили цикл, стали многоплановой эпической трилогией «К свету», которая вошла в историю литературы как крупнейшее явление историк – литературного жанра. В них изображена жизнь башкирского народа в периода революции 1917 года и гражданской войны. Любимой героиней Зайнаб Биишевой является девушка Емеш, на вид хрупкая, замкнутая и терпеливая, непреклонно гордая, поэтичная, питающая ненависть к насильникам.

    В 1968 году за эту трилогию З.Биишевой была присуждена Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.

    Зайнаб Биишева прежде всего - прозаик. Но поэзия – органическая часть ее творчества. Ею написаны множество стихотворений и поэм. Поэма «Последний монолог Салавата» (1984) значительное достижение в художественном воплощении личности национального героя Салавата Юлаева.

    Многие ее стихи положены на музыку. В стихах З.Биишеву привлекают сильные личности, до конца преданные своему народу, родной земле. З.Биишева много сил отдала и жанру художественного перевода. На башкирский язык ею переведены «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Бежин луг» И.Тургенева, «Тимур и его команда» А.Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Л.Кассиля, рассказы А.Толстого, с Аксакова, А.Чехова, М.Горького.

    З.Биишева вела огромную общественную работу, избиралась членом правления Союза писателей Республики Башкортостан, делегатом многих съездов писателей Российской Федерации и СССР. Награждена тремя орденами «Знак Почета». Удостоена республиканской премии имени Салавата Юлаева (1968). Член Союза писателей СССР с 1946 года. В 1990 присвоено звание «Народный писатель Башкортостана».

    Умерла 24 августа 1996 года

    Издания:

    Сочинения. В 5 томах. Уфа, 1995

    Сочинения. В 4 томах. Предисл. Р.Баимова. Уфа, 1981-1982

    К свету. Роман. Уфа, 1970

    Волшебный курай. Пьесы, рассказы. Уфа, 1972

    Возвращаясь к прошедшему. Очерки, публицистические статьи, воспоминания. Уфа, 1973

    Униженные. Роман. Уфа, 1975; Уфа, 1990

    У большого Ика. Пробуждение. Роман. Уфа, 1976

    Будем друзьями. Повести, сказка. Уфа, 1978

    Емеш. К свету. Роман. Предисл. А.Вахитова. Уфа, 1977

    Монолог. Стихи, Поэмы. Уфа, 1986

    Живые буквы. Уфа, 1989

    Раздумья. Восхождение. Повести. Уфа, 1989

    Емеш. Роман. Уфа, 1990

    Старнный человек. Пер. И.Сотникова. Уфа, 1963 (на русск.яз.)

    Избранные произведения. В томах. Пер. Ю.Аминова. М., 1988 (на русск.яз.)

    Будем друзьями. Повесть. Пер. А.Леонтьева. Уфа, 1972 (на русск.яз.)

    У большого Ика. Емеш. Романы. Пер. А.Гладилина. М., 1974 (на русск.яз.)

    Мастер и подмастерье. Рассказы. Пер. Ю.Аминова. Уфа, 1979 (на русск.яз.)

    Униженные. Роман. Пер. Ю.Аминова. М,, 1979; Уфа, 1980 (на русск.яз.)

    У большого Ика. Емеш. Романы. Пер. Ю.Аминова. М., 1983 (на русск.яз.)

    У большого Ика. Роман. Пер. Ю.Аминова. М., 1986; Уфа, 1986 (на русск.яз.)

    Емеш. Роман. Пер. Ю.Аминова. Послесл. Г.Кунафина. Уфа, 1987 (на русск.яз.)

    Любоаь и ненависть. Повести, рассказы. Уфа, 1988 (на русск.яз.)

    Осенние раздумья. Стихи и поэмы. М., 1988 (на русск.яз.)

    Повесть и рассказы. Казань, 1976 (на татарск.яз.)

    Униженные. Роман. Казань, 1996



    Источник: bashedu.ru


    Вместе со своим народом

    Ее отец Абдулла Биишев был человеком бедным, но при этом всегда стремился к богатству духовному. Рано оставшись без родителей, он, тем не менее, всеми силами старался учиться. И добился своего: став указным муллой - учителем, вернулся в родную деревню Туембетово. Биишев отдавал всего себя обучению детей башкир: создал свою методику преподавания, включив в программу изучение географии и математики, хотя в то время изучение этих предметов в начальной школе исламом не приветствовалось. Запрещено было собирать в одном медресе девочек и мальчиков, но упрямый учитель учил их в одном классе. И это при постоянном противодействии советчиков-доброхотов и не готовых к новациям родителей.

    В доме Биишевых было очень много книг, отец Зайнаб выписывал газеты и журналы. И всегда в свободное время читал и своим детям, просвещал их, сообщал, как сейчас бы сказали, новости мира, а главное - знакомил с литературой разных народов.

    В такой духовно богатой семье пятым ребенком родилась Зайнаб Абдулловна Биишева. Росла вместе с тремя сестрами и братом Гибадуллой. Мама, Фагиля, души не чаяла в маленькой Зайнаб, а старшие дочери - Ямиля, Халима и Хафаса - с удовольствием ухаживали за младшей сестрой. Только брат Гибадулла немножко взгрустнул, ведь он ждал, что у него появится младший брат.

    Фагиля Биишева тоже была дочерью муллы из деревни Сапыково (ныне - Кугарчинский район). Брат Фагили знал много языков и даже сочинял стихи на арабском. Фагиля старалась от него не отставать, была начитанной.

    Зайнаб рано осталась сиротой. Ей было два с половиной года, когда умерла мать. Через некоторое время в доме появилась мачеха. Она сразу полюбила маленькую Зайнаб, но при этом плохо относилась к ее сестрам и брату. Видно, потому Зайнаб не приняла любовь мачехи.

    На улице, среди своих сверстников, девочка была заводилой. Одна из ее подруг детства Мархаба-апай рассказывала: «Зайнаб придумывала разные игры. Но только стоило попробовать ей перечить, она тут же уходила с обидой и могла несколько дней подряд не выходить на улицу. Без нее нам было скучно, и мы хором упрашивали ее выйти. И только тогда она выходила. И снова у нас появлялись новые игры». Так прошло детство Зайнаб в Туембетово. В то время никому не приходило в голову, что Зайнаб станет народным писателем, поэтом, драматургом и переводчиком.

    Вечерами, вернувшись из медресе, отец Зайнаб давал уроки своим старшим детям. А вот маленькую Зайнаб «за парту» не сажал - считал, что ей надо подрасти. Однако девочка, сидя за ширмой, внимательно слушала все уроки отца, вникала в суть и самостоятельно научилась читать и писать. Совсем скоро она читала книги и газеты из отцовской библиотеки.

    В декабре 1919 года умирает отец, Абдулла Биишев. Зайнаб было тогда одиннадцать лет, сестре Хафасе - тринадцать, а брату Гибадулле - двадцать. Старшие сестры Ямиля и Халима были уже замужем. Так Гибадулла остался с двумя младшими сестрами. «Мачеха все имущество, нажитое вместе с отцом, увезла. И перед уходом сказала: «Погибайте втроем от голода и холода» и хлопнула дверью», - вспоминал мой отец, брат Зайнаб Абдулловны Гибадулла Биишев. Но он не растерялся: стал учителем, заменив отца и здесь. Он рассказывал: «Днем давал уроки в школе, а вечером учил сестер - Зайнаб и Хафасу. Занимался хозяйством. Пришла опять беда: заболели Зайнаб и Хафаса - старался всячески их вылечить, но купать их не мог».

    Вскоре Гибадулла Биишев женится на моей матери Миннибике. Она подняла девочек на ноги. С приходом снохи дома появляются уют и теплота. Зайнаб теперь все свободное время посвящает чтению, учится с упоением. Дома запретов для нее не было - домашние всячески старались создать ей условия для учебы. К этому времени брат Гибадулла и сестра Халима стали учителями советских школ.

    1920-1921 учебный год. Сестра Халима назначается учителем начального обучения в деревне Ибраево (ныне - Кугарчинский район). И Халима Абдулловна увозит Зайнаб с собой, где она за два года заканчивает четыре класса. В те годы человек с 4-классным образованием считался достаточно грамотным. Брат ищет место для ее дальнейшего обучения. Летом 1924 года, к счастью, открываются 2-месячные подготовительные курсы для башкирских детей с 4-классным образованием в селе Ташлы Оренбургской области. А осенью Гибадулла отвозит ее в Оренбург, там, в «Каравансарае», открывался педагогический техникум для сирот.

    «Времена были очень тяжелые. Мануфактуры не было, люди ткали холсты. Потому в ходу была холщовая одежда. И моя жена сшила Зайнаб такое же платье. На ногах ката (самодельные кожаные тапочки), - рассказывал мой отец спустя много лет. - Остановились в гостинице «Фазыл». Около дверей сидела женщина в шелковом платье. Она говорит Зайнаб: «Что ты приехала в город в холщовом платье?» Зайнаб не осталась без ответа: «Я приехала сюда не за шелковой одеждой, а учиться. Придет время - шелковая одежда сама меня найдет. А ты сегодня в шелке, а в голове у тебя мякина». Я был очень удивлен такому смелому ответу моей маленькой Зайнаб».

    Оренбург и тогда был городом немаленьким. Для круглой сироты из далекой деревушки учеба в педтехникуме стала большим счастьем. Годы, проведенные в «Каравансарае», запечатлели в сердце Зайнаб Абдулловны незабываемые душевные воспоминания, стали самым радостным временем ее молодости. Здесь учились наши будущие известные писатели - Сагит Агиш, Баязит Бикбай. «Каравансарай» подготовил первых башкирских журналистов, артистов, учителей. Многие башкирские знаменитости начали свой творческий путь именно в педтехникуме. Благо, и преподавали люди высококультурные, знающие свой предмет и увлеченные своим делом: Фатих Карим, Ибрагим Кынсак, Галим Айдаров, Ибрагим Бикчентаев. В своих воспоминаниях Зайнаб Абдулловна напишет: «Каждый их урок для меня был как праздник, открытие нового мира. Учитель Галим Айдаров уводил нас в волшебный мир и, как кипучая волна, переполнял молодые души. Его уроки звучали как призыв к труду, к светлому будущему».

    Студенческие годы будущей писательницы совпали с послереволюционным подъемом в области литературы. Наряду с творчеством известных башкирских писателей того времени - таких, как Даут Юлтый, Габдулла Амантай, Абзал Тагиров, Тухват Янаби, Батыр Валид, - основательно изучались и произведения русских, татарских писателей. Глубокое изучение литературы принесло свои плоды, помогло становлению интеллигенции нового мира, новой эпохи.

    В этой замечательной среде Зайнаб-апай росла и формировалась как писатель. «…В библиотеке перечитывала по несколько раз все книги. Среди них самой дорогой для меня стала «Война и мир» Толстого… И я задумалась: я ведь тоже могла бы показать свой народ так же красиво, как великий русский писатель Л. Толстой? Это не давало покоя многие годы. Мечта моей молодости привела меня к созданию трилогии», - говорила она, а глаза ее при этом блестели, как два уголька. Настойчивостью и требовательностью она свого добилась. Главная тема ее творчества - это жизнь, прожитая по тем моральным нормам, на которых испокон веков зиждется народная нравственность.

    В 1929 году Зайнаб получила диплом об окончании педтехникума и по своему желанию отправилась в деревню Билалово Темясовской волости учителем. Тогда в деревнях учителей было мало, тем более, учителей - женщин. Вся просветительская работа легла на плечи Зайнаб.

    В 1935 году она, уже с семьей, переезжает в Салаватский район: местная газета пригласила ее в качестве литературного работника. В 1938 году Биишева переезжает уже в Уфу. Работает в редакции журнала «Пионер» (ныне «Аманат»), редактором детской литературы в Башкнигоиздате, позже ведет детскую передачу на радио.

    Началась война. Мужа Газиза Ильясовича отправляют на фронт. Зайнаб-апай осталась с тремя детьми. Зайнаб Биишевой пришлось прервать на время свою творческую деятельность, так как все тяготы легли на нее и сестру Хафасу.

    Самая плодотворная деятельность Биишевой началась после войны. И всю свою жизнь она посвящает мечте - созданию трилогии «К свету», которая была призвана показать жизнь простого народа.

    Биишева много работала и в области поэзии. В стихотворении «Пожила бы еще» Зайнаб Абдулловна пишет:

    Труд - оправданье жизни,

    Светлое причастье…

    Вот где мое золотое

    Верное счастье!

    Ее драматические произведения и сегодня не сходят со сцены. Еще в 1949 году Башгосдрамтеатр поставил ее первую драму «Дуслык» («Дружба»). Празднуя 100-летие Зайнаб Абдулловны, Башгосдрамтеатр и Театр кукол показали зрителям «Любовь и ненависть».

    Большое внимание уделило юбилею писательницы руководство нашей республики. С целью увековечения памяти Зайнаб Биишевой Указом Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова ее имя было присвоено издательству «Китап», Стерлитамакской педагогической академии; одна улица в новом микрорайоне Уфы также обрела имя народного писателя. А в скором времени в столице Башкортостана появится её памятник. Издательство «Китап» выпустило к 100-летию Биишевой несколько книг, в том числе её «Воспоминания», где также помещены материалы с анализом творчества. Готовится II книга-альбом с фотографиями и воспоминаниями.

    В Кугарчинском районе, на родине писательницы, её имя дали новой музыкальной школе в селе Мраково. В родной деревне Туембетово обновляется музей.

    Хотела б я гранитною скалой

    Родиться вновь, чтобы,

    презрев соблазны,

    Стоять, склоняясь седою головой,

    Пред жизнью бесконечной

    и прекрасной.

    Ляля БИИШЕВА



    Источник: journal-ufa.ru/




    ← назад   ↑ наверх