• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Людмила Белоусова

    СТРАНА НАГАЙБАК

    Казаки
    Последний атаман п.Фер-шампенуаз Ф.А.Танаев (справа) со знатным одностаничником А.Ф.Никитиным

    В 1734-35 годах Оренбургскую губернию всколыхнули башкирско-татарские восстания против российского императорского престола. Кряшены, населяющие часть территории Уфимского уезда, к восстанию не присоединились. То ли способствовал этому их миролюбивый нрав, то ли свое дело сделала православная вера здешних кряшен, живущих в окружении киргиз-кайсаков и башкир – сказать трудно. Но со стороны царского правительства этот случай не замеченным не остался. Императрицей Анной Иоанновной за верность правительству кряшены были освобождены от ясака, получили в собственность земли и обращены в казачье сословие.

    На месте башкирского поселения Нагайбак была основана крепость Нагайбакская. Первым воеводою стал В.Суворов (отец А.Суворова), уступивший в 1745 году место первому атаману нагайбакских казаков А.Ермекину.

    В 1812 году казаки Нагайбакской станицы под командованием атамана Серебрякова вступили в состав российской армии для борьбы с французскими войсками и участвовали в сражениях за Берлин, Кассель, под городом Лейпцигом, вошедшим в историю как “Битва народов”. В марте 1814 года казаки бились при Арси-сюр-Об, Фершампенуазе-на Марне, за Париж и проявили себя храбрыми и преданными Отечеству воинами.

    ...Оренбургский край испокон веков не знал покоя. Башкиры нападали на киргиз-кайсаков, они - на башкир, калмыки - на тех и других. Так продолжалось около ста лет. Для установления мира решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой казачьих поселений. Для этого проложили новую сторожевую линию от Троицка до Орска протяженностью более 400 верст. Весь новолинейный район вошел в состав Оренбургского казачьего войска.

    Весной 1842 года казаки-кряшены с семьями из Бакалинской и Нагайбакской станиц, погрузив свои пожитки на подводы за установленные 24 часа, длинными обозами пустились в долгий путь, пересекли Уральский хребет и оказались на новолинейных землях. Каждая переселенная семья получила для постройки дома от 50 до 75 стволов строевого леса. На каждую мужскую душу нарезалось до 30 десятин земли. Переселение было обязательным, а кто сопротивлялся, к тому применялись строгие меры наказания.

    Заурядный сотник Нагайбакской станицы Петр Маметьев, к примеру, отказался переехать на Новую линию. По приказу генерал-губернатора сотник был доставлен в Оренбург для объяснения. Несмотря на строгий тон в разговоре и давления, он не изменил свое решение. Встреча окончилась для Маметьева неприятными последствиями. Сотник был разжалован в чине, закован в кандалы и под конвоем доставлен в поселок, который заселялся его одностаничниками. Оставшись под наблюдением трех уважаемых казаков, Петр Маметьев с семьей проживал в поселке до конца жизни, похоже, так и оставшись непокорным. Земли, принадлежащие ему, он продал, а деньги, вырученные от продажи, разделил между сыновьями.

    Казаки
    Казаки-нагайбаки. Начало первой мировой войны

    Казаки обосновались в Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии и заложили станицы на берегу реки Гумбейки. По ходатайству генерала-губернатора Оренбургского края П.Сухтелена царским правительством новолинейным казачьим постам, крепостям и станицам присвоены названия, связанные с победами российской армии во Франции и Германии: Кассель, Остроленка, Фер-Шампенуаз, Париж, Треббия. Так на карте Оренбургской губернии, ныне Челябинской области, появился мемориал воинской славы России.

    Все же слишком велика была боль разлуки с родиной, и, в память о родном крае, переселенцы неофициально приставили к ”заграничным” поселениям названия своих деревень: Кассель-Кили, Остроленка-Сарашлы, Фершампенуаз-Бакалы. Важно отметить, что одноименные селения в Бакалинском районе республики Башкортстан и по сей день населяют кряшены.

    А самое большое село - Париж - новолинейные казаки назвали “Яна аул”, что в переводе с татарского означает “Новая деревня”.

    Район Челябинской области, где уже около 160 лет проживают кряшены-нагайбаки, так теперь и называется – Нагайбакский. Находится он в 60 километрах от Магнитогорска. Имеет 25 тысяч населения и более 3000 кв.км. площадей.

    Преобразования последних лет, коснувшиеся не только экономики и политики, заставили людей заглянуть в свое прошлое, обратиться к корням. Не обошло это, естественно, и нагайбаков. Теперь они числятся в списке малых народностей России. Решение о реабилитации их самоназвания было принято Российским правительством в декабре 1995 года по многочисленным просьбам населения и ходатайству администрации района, составленного на основании исторических и архивных документов. Следует напомнить, что нагайбаки, уже будучи в списке национальностей, перестали существовать как малая народность в 1926 году после проведенной переписи населения, когда “Отец народов” сократил список своих “детей” одним росчерком пера. Тогда нагайбаки, так же как и их сородичи кряшены, “претерпели ассимиляцию с татарами” и стали называться так же, для ясности добавляли: “крещенный”.

    Можно поспорить и на тот счет, что они вовсе не нагайбаки, а такие же кряшены, которые проживают сегодня в Татарстане и Башкортстане, где когда-то жили и их предки. Но бесспорным остается тот факт, что в протяжении 160 лет у них сформировалась своеобразная культура с кряшенско-казачьим колоритом, где на основе культуры кряшен появились новые традиции с элементами казачества, где поют многоголосием кряшенские песни на казачий манер. А чистота языка, свободного от арабских и персидских заимствований, удивляет и восхищает татарских филологов. Способствовала всему этому их полнейшая изоляция как от татар, так и от кряшен в протяжении полутора века. Их своеобразный быт и традиции, находившиеся в “законсервированном” виде, представляют теперь большой истерес для этнографов, этнологов и фольклористов. На родном языке они до сих пор называют себя “кряшенами”. Но здесь, на Челябинской земле, еще полтора века тому назад их приняли как “нагайбакских казаков”, и вся страна, весь мир называет их сегодня “нагайбаками”.

    Татарские и башкирские земли нагайбаки называют “иске ил”, то есть “старая родина”. И “земляков” из “старой родины” встречают с большим почтением, уважением и любопытством. До последних лет такие гости были крайней редкостью. Что греха таить, до начала реформ мало кто из кряшен знал, что где-то в Челябинской области в изоляции живут их соплеменники. Это было и результатом того, что в течение 70 лет кряшенский воспрос в Татарстане считался “закрытым”. И вот недавно мне, автору этих строк и кряшенке по происхождению, выпала счастливая возможность побывать в краю нагайбаков.

    Церковь
    Сдается в эксплуатацию церковь в селе Фершампенуаз

    В “столице” нагайбаков, в селе Фершампенуаз меня и мою спутницу любезно встретил глава администрации района Каирбек Сеилов и “передал” нас в распоряжение отца и сына Маметьевых. Эта знатная нагайбакская династия идет от Петра Маметьева, того, которого везли на новолинейные земли закованным в кандалы. Маметьевы дали нагайбакской земле много образованных и известных людей. Один из них – наш новый знакомый Алексей Михайлович. В свои 78 лет он выглядит подтянутым, моложавым, как и положено кадровому военному.

    Подав в отставку в звании майора, вернулся на родину и много лет проработал секретарем Магнитогорского горкома и Нагайбакского райкомов партии. Автор нескольких работ и книг по истории, традиции и культуре нагайбаков, основатель краеведческого музея и картинной галереи, работой которых по сей день сам и руководит. Ведь после возвращения самоназвания “нагайбаки” к ним интерес возрос вдвойне. А в этом плане Алексей Михайлович человек незаменимый. Вместе с колллективами Челябинского университета культуры и колледжа культуры разработали программу национального возрождения. На ее основании работает группа ученых по изучению культуры нагайбаков. Во всех этих делах помогает Маметьеву-старшему Валерий Алексеевич, сын и первый заместитель главы районной администрации.

    Кроме ученых, нагайбаки привлекают журналистов. Прежде всего, конечно же, вызывают интерес необычные названия нагайбакских поселений. Приехал в Челябинскую область, а попал в Париж! “Французы живут в Париже, а мы в Париже с ударением в конце”, - подшучивают сами нагайбаки. Бывало и такое, что про них пытались снимать юмористические передачи, телеканалу НТВ это даже удалось. Названия сел, якобы, на французском, а сами только что встали на путь цивилизации. Тем не менее, про нагайбаков теперь знают и за границей. Телефильм “Здравствуйте, нагайбаки!” удостоен диплома на международном фестивале во Франции. Фольклорный ансамбль “Сарашлы” из села Остроленка также получил диплом на международном фестивале тюркоязычных народов. А в Голландии выпущен их компакт-диск.

    Побывали у них делегации из Китая и Франции. Французы, понятное дело, приехали посмотреть на Париж и были приняты нагайбаками на высшем уровне. Те, в свою очередь, сняли программу для французского телевидения. Посоветовали в Париже построить гостиницу, кафе-бар и маленькую Эйфелеву башню. Их прежде всего поразила гостеприимность нагайбаков. Одному только поверить никак не могли: как можно накрывать такие столы и принимать гостей с таким размахом, не получая заработную плату несколько лет? Пришлось показать дворы, полные живностью да амбары, набитые богатым урожаем. Не зря сказано, что “умом Россию не понять...”

    Что касается казачества и коней, нагайбаки стараются поддерживать и статус, и форму. Более предприимчивые открыли для себя бизнес: приобрели добротные сбруи, соответствующие украшения для лошадей и обслуживают праздники и свадьбы в близлежащих русских и казахских селениях. И атаман у них есть, самый настоящий, со всеми атрибутами, избранный принародно на общем казачьем собрании.

    В районе в целом много музеев и они друг-друга не повторяют. Самые крупные села — нагайбакские, и в каждом по культурному центру. Эти села – центры духовного возрождения, и экономически покрепче, сильнее. Таковыми слывут со дня основания. Когда-то в селах стояли церкви, и обучение детей велось на родном языке. Алексей Михайлович учился в национальной школе. А Валерию Алексеевичу изучать в школе родную речь уже не предоставилось возможным. Нет учителей. 30 лет в школах татарский язык не преподается и сегодня перед нагайбаками стоит проблема сохранения родного языка.

    Краеведческий музей,осноованный Алексеем Маметьевым, расположен в доме, где когда-то жил Федор Никитин, самый состоятельный казак села Фершампенуаз. Здесь собран богатый материал по истории и быту со времен переселения нагайбаков.

    А как преданные императорскому правительству казаки приняли революцию?

    По-разному. Более состоятельных казаков привлек в свою сторону атаман А.Дутов. А вот сыновья Верхне-Уральского атамана Каширина Николай и Иван вместе с будущим маршалом СССР В.Блюхером организовали партизанский отряд из бедных казаков. Эти две силы столкнулись на территории Нагайбакского района. Армия Блюхера одержала победу над войском Дутова и вытеснила его в Тургайские степи, откуда побежденные казаки, оставшиеся верными Дутову, уходили вместе с ним через пески Прибалхашья в Китай.

    Известно, что эти люди в протяжении многих лет находились в Китае. Используя дипломатические отношения, Дутов устанавливал связи с антисоветскими центрами за границей, с иностранными разведчиками в России, с антисоветскими формированиями в Средней Азии, собирал вокруг себя казаков-эмигрантов и готовился к вооруженным схваткам. Однако, его планам не удалось сбыться. В 1924 году он был убит в своем кабинете чекистами. Судьбы жены Александры Афанасьевны, нагайбачки из села Остроленка и дочери Надежды по сей день остаются неизвестными.

    По словам Алексея Михайловича, в Китае и сегодня проживает порядка 6-8 тысяч потомков уральских казаков. Через посольство Китая ему удалось выяснить судьбы некоторых земляков. Среди них есть очень состоятельные и знатные люди, в том числе и богатый бизнесмен, владеющий магазином драгоценных камней в Индии. А вообще, много казаков-нагайбаков, кроме Китая, обосновались после революции в Японии и Австралии.

    Дворец Рамеевых
    Дворец Рамеевых в Балканах

    Здешняя земля богата минералами, полудрагоценными камнями и золотом. В селе Балканы, что в 18 километрах от Фершампенуаза, находилась золотая прииска братьев Закира и Шакира Рамеевых, вошедших в историю как золотые магнаты, крупные меценаты и просветители. С 1895 по 1914 год Рамеевы добыли на нагайбакской земле 5 тонн золота. Самый крупный самородок тянул на 24 кг. Золото добывается и сегодня, находят до 50 кг в год. Весь запас исчисляется до пяти тонн.

    Здесь же платина, вольфрам, марганец, гранит и 20 видов мрамора. После войны найден большой запас горного хрусталя. На полях вместо привычного для наших мест мелкого камня — кварц, на дорогах вместо щебенки — полудрагоценный серпантинит. Он зеленовато-голубого цвета, и килограмм, говорят, тянет на 5 долларов.

    Вот по таким дорогим дорогам ходят нагайбаки, живущие среди несметного богатства и имеющие в карманах “медные гроши”. Три года тому назад в районе открылся Александринский медный рудник, который в какой-то степени поддерживает жизнь нагайбаков, занимающихся сельским хозяйством и не получавшим плату за свои труды, так же, впрочем, как и во всей России.Тем не менее, они твердо стоят на этой древней земле, ставшей для них второй родиной.

    В музее камня, что в селе Фершампенуаз, собраны все драгоценности и самоцветы этого края. Эту красоту и гармонию дополняют сами нагайбаки: своей культурой, традициями, историей, наследием... Культура и традиции ценны и многообразны, подобно золоту и уральским самоцветам, история их богата и дух казачий тверд, словно гранит, а помыслы чисты, как подаренный мне на память горный хрусталь.

    Использованы фото Л.Белоусовой
    и иллюстрации из книги “Край нагайбакский” Челябинск, “Рифей”, 1997 г.
    Людмила Белоусова, Людмила Белоусова
    теги: Людмила Белоусова
  • Людмила Белоусова:
  • Нәселебезнең асыл заты




  • ← назад   ↑ наверх