• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Батулла

    НЕ ПРОРОЧЕСТВО, А ЯВЬ...

    (открытое письмо татарского писателя русскому поэту Валентину Устинову)

    Сколько воды утекло с тех пор, как мы с тобой беседовали в моей комнате, в общежитии Высших литературных курсов в Москве. Это было, как помнишь, в 1978 году. На наших славных Курсах было сорок два писателя из разных зарубежных стран, а также республик тогдашнего нерушимого Советского Союза. То есть курс был интернациональным по составу. Но под «интернациона-
    лизмом» тогда понималось нечто другое. Русский человек, не владеющий, кроме русского другими языками, родившийся в национальной республике, выросший среди нерусских и не знающий их обычаев, языка, не интересующийся чаяниями народа, среди которого живет, считался интернационалистом. В то же время на того, кто требовал открытия и расширения школ, возврата своей религии, владел и своим, и русским языками, неплохо знал также культуру и историю русского народа, навешивался черный ярлык националиста.
    Однажды, когда мы сидели за чашкой чая в моей комнате вместе с чеченским поэтом Алвади и татарским писателем Гараем Рахимом, в комнату вошел русский поэт Сергей Макаров, наш сокурсник. Во время нашей «беседы» Сережа как-то сказал:
    - Как только мы победим Китай, весь мир будет говорить только на русском!
    И я, татарский «националист», с возмущением выставил русского «интернационалиста» из комнаты. Как ты знаешь, о таком «межнациональном эксцессе» узнал весь курс. И за два года на курсах было много разговоров на эти темы. Помнится, ты не вмешивался в эти споры. Но однажды все же ты зашел ко мне в комнату и сказал:
    - Что же нам делать, Батулла?
    Ты, уравновешанный, образованный русский интеллигент, старался понять душу и чаяния национала. Я поставил перед тобой почти все основные проблемы, зияющие путоты и упущения в области национальной политики Коммунистической партии СССР: открытое и скрытое проявление дискриминации в отношении татар и других нерусских народов, населяющих территорию русской империи; хотя эти народы и живут на своих исконных землях, по существу они являются колониями.
    Странно, но многие русские искренно удивляются, что нерусские подданные русского государства хотят жить по обычаям предков, хотят сохранить свой язык, религию. Видимо, они размышляют так: «Как было бы хорошо, если бы в Росси жили одни русскоязычные христиане.»
    Поэтому шовинисты-коммунисты придумали метод «интернационального сближения народов», то есть – ассимиляции. Были придуманы оскорбительные для нерусского человека слова «инородец», «нацмен», то есть – ненашенский, чужой, человек второго сорта, национально ущербный народ. В отношении тюркских народов в бытовой речи часто использовалось оскорбительное слово «чучмек».
    В школе, в институте, аспирантуре, в партийных школах вдалбливалась мысль о сопоставимом величии русского народа и урезывались заслуги других народов, умалчивалась историческая правда. ( Маленький пример. На Рейхстаг знамя победы было водружено татарином Гази Загитовым 30 апреля 1945 г. Но об этом история умалчивает. Не татарину же собирать лавры победы, а грузину Кантария и русскому Егорову, которые водрузили знамя чуть позже.) Так урезывались заслуги «малых» народов, умалчивалась историческая правда и расцветала историческая, литературная ложь и фальсификация.
    А как усердствовали русские патриоты, чтобы присвоить себе скифскую историю и культуру и оказаться в списках древних народов. Но каждому мало-мальски сведущему человеку известно, что скифы – не предки русских, а предки степняков, тюркских народов, в том числе и ныне здравствующих татар. Ошибся и великий русский поэт, назвав: «Скифы – мы…»
    Стремление стать нацией древней культуры – это одно, а исторические факты – другое. В таких случаях русским патриотам я задаю вопрос:
    - Кто первый русский поэт и какому времени относится его творчество?
    - Антиох Кантемир! Семнадцатый век!
    В общежитии ВЛК рядом с нами жили армянские писатели, у которых культура по времени действительно близка к эллинской. Да и предки нынешних булгаро-татар имели уже две тысячи лет назад свою письменность, в одиннадцатом веке – поэта Сулеймана Сувари, а в XIII веке – Кул-Али, оставившего нам всемирно известную поэму на библейский сюжет «Сказание о Юсуфе».
    Ты, наверное, помнишь первую лекцию уважаемого профессора-пушкиноведа Еремина, который начал ее словами:
    - Почему не было эпохи Возрождения у русского народа? Задержало татарское иго.
    «Иго» не задержало, наоборот, дало толчок, явилось доминантой русского возрождения. Чем являлась Русь до Золотой орды? Скопищем враждующих княжеств! А ханы положили этому конец. Это послужило объединению и Возрождению России. Господин профессор Еремин вынужден был согласиться с моими доводами.
    Не слишком распространяются русские историки и о том, что все плененные ханы умерщвлялись в Москве, а попавшие к татарам в плен русские князья, побыв в почетном плену, отправлялись домой.
    Ты, наверняка, знаешь благородный поступок золотоордынского хана Улу-Мухаммеда в отношении князя Василия Второго. После смерти Ивана Третьего было два претендента на на трон Москвы. Василий побежал к хану Улу-Мухаммеду вымолить у него ярлык на завладение троном, хотя Юрий был старше его. Кто первый прибежал, тот и получил. Мухаммед сделал Василия князем. История помнит, как князь Василий Второй, целуя подол одежды хана, дал клятву на верность. Через некоторое время Улу-Мухаммед-хан был изгнан из столицы государства Сарая, и он обратился за помощью к своему подопечному князю Василию Второму. В это время он пребывал в городе Белеве. Клятвопреступник Василий ни только не помог ему, но послал против него тридцатитысячное войско, чтоб уничтожить. У хана всего-то была тысяча гвардейцев личной охраны, и он просил князя отпустить его с миром, однако русские стали наступать. И произошло небывалое доселе в истории сражение между татарами и русскими, в котором численность русских было 30 против одного. Молчат об этой биве и военные специалисты, молчат и учебники, так как победа осталась на стороне выдающегося татарского полководца. После этой победы хан Улу-Мухаммед обосновался в Казани. Так было положено начало Казанскому ханству.
    Но через несколько лет судьба свела их еще раз. В 1445 году в одном из сражений великий князь Москвы Василий Второй становится пленником казанского хана Улу-Мухаммеда. И как поступил этот благороднейший из мужей? Он не стал ему мстить за прошлые обиды. Продержав у себя некоторое время, он отпустил пленного князя на родину.
    Или вспомним другую ложь о том, что Казанское ханство всегда было источником зла для русских. В последние годы существования Казанского ханства из одиннадцати войн семь произошло у стен Казани, остальные были ответными походами татар. Спрашивается: кто же агрессор? Для чего фальсифицируется история? Ответ прост: для оправдания своих неблаговидных деяний, чтобы получить право на завоевание чужих земель, уничтожения нерусских народов.«Татары поганые, их надо уничтожать. Чеченцы агрессоры, их надо давить».
    В учебниках и в сочиненных сказках русские всегда выглядят паиньками, а остальные (особенно татары) – погаными, варварами, которых Россия спасла от гибели и невежества, завоевав их земли. Что же, русские предоставили им письменность, книгу, религию и счастливую жизнь?
    Чем объяснить браваду генерала, сержанта и солдата, которые с удовольствием идут убивать, грабить, насиловать, расстреливать жителей Венгрии, Чехословакии, Польши, Афганистана, Азербайджана, Грузии, Прибалтики и Чечни? Их ведет «чувство исполнения интернационального
    долга»?
    Славная русская армия сейчас есть модель самой России. Убийства невинных солдат, коррупция, пьянство, немыслимая по жестокости дедовщина, унижение (особенно представителей нерусских народов) пышно расцвели в рядах доблестной российской армии.
    Дедовщина возникла не сегодня, а сразу после падения Казани. Толстой в своем рассказе «После бала» писал об одном жестоком избиении татарина солдатами под командованием русского полковника. Случаен ли выбор персонажа Толстым? Нет, конечно, служба в русской армии была пыткой для инородца во все времена.
    Однажды экс-президент США Р.Рейган сказал: Россия есть империя зла». Я бы сказал: рассадник зла. Она, Россия, всем народам и странам пытается навязать свою модель пребывания не Земле. Представляешь, Валентин, что было бы, если бы весь Земной шар жил по российским законам?!
    Если ты помнишь, тогда я высказал тебе несусветную для тогдашнего времени мысль о неизбежности распада СССР. Такие слова тогда или не воспринимались вообще, или воспринимались как шутка, а при некотором стечении обстоятельств высказывающего отправляли в психушку. Ты тоже, как мне кажется, всерьез не принял мои слова, ибо вообразить распад империи – СССР для русского патриота было делом немыслемым. Мои предсказания начали сбываться через несколько лет. Как представитель ущемленного в правах народа я порой искренне жалел таких патриотов. Они, вроде бы, искренние, хорошие люди, но когда речь заходит о национальных проблемах, становятся амбициозными, начисто отказываются признать права «малых» народов.
    В парламенте Татарстана на повестку дня поставлен вопрос о двух государственных языках: татарского и русского. Русские возмущаются: Как это так, изучать татарский? Зачем? Часть русского населения хмуро молчит, выжидает. В этом ли проявляется великодушие и интернационализм русского человека? А пример развитых стран, где вопрос многоязычья спокойно разрешен, им в голову не приходит.
    Ты помнишь, Валентин, в общежитии ВЛК как-то само собой так получилось, что нерусские писатели: прибалты, армяне, татары, узбеки и другие часто собирались друг у друга, а русские писатели оставались в стороне и образовался вокруг них вакуум отчуждения. Казалось бы, нет никаких причин для такого отчуждения, но на самом деле оно есть, причем глубокое: каждый национал в глубине души чувствовал себя представителем порабощенного народа. И питал неприязнь к представителям поработившего народа. А.Косыгин во время своей поездки в Париж на весь мир объявил, что в Советском Союзе все национальные проблемы решены идеально. КПСС, советское государство в лице Косыгина обманули ни только народы мира, но и сам русский народ. Национальный вопрос созревал как вулкан изнутри.
    Наш ученый Альберт Фатхи как-то сказал (1972 г.):
    - Если национальный вопрос в СССР не решится положительно, то двадцать первого века для России не будет.
    Представители передовой русской интеллигенции всегда с сочувствием относились к чаяниям инородцев и становились в защиту униженных народов: Короленко, Чернышевский, Толстой, Фукс и другие. Но после 1917 года таких становится все меньше и меньше. Великий русский историк Михаил Худяков осмелился написать объективную книгу об исторических отношениях между средневековой Москвой и Казанским ханством и был расстрелян в подвале ГПУ. Придет время, татарский народ поставит ему памятник в центре Казани. Еще один памятник великому русскому историку Льву Гумилеву. Его слова, высказанные незадолго до его кончины на страницах газет, вечно будут жить в сердцах каждого татарина:
    - Я ВСЮ ЖИЗНЬ ЗАЩИЩАЛ ТАТАР ОТ КЛЕВЕТЫ!
    Он доказывал, что не было пресловутого татарского ига. Что такое иго? Иго – это когда победивший народ превращает побежденного в раба, отнимает последний кусок, уничтожает язык, религию, школы, разрушает его материальную и духовную культуру, насильственно внедряет другую веру.
    Во время «татарского ига» Москва процветала. Строились огромные церкви. Русские церкви уже при хане Батые были освобождены от налогов, строились города, сохранился государственный строй, имелась армия, русские учились, говорили на родном языке, делопроизводство тоже было на русском, налоги по сравнению с налогами самодержавия и коммунистического режима были до смешного малы. Татарская армия «для исполнения интернационального долга» не находилась ни в Москве, ни в других городах. Татарский баскак собирал налоги один раз в год. Иго ли это?
    Другую картину мы видим после завоевания Казани. Вот это было иго! Все дотла разрушено: мечети, караван-сараи, школы. Государственность ликвидирована, земли отобраны. Татарам запрещалось носить оружие, даже перочинный нож, кузнечным делом имел право заниматься только русский. Пошла волна насильственного крещения. Безнаказанные издевательства, карательные меры, насилие, узаконенные убийства мусульман. На образование татарского народа русским государством не отпускалось ни копейки. Все школы, медресе и мечети существовали только за счет пожертвования самой нации. Это и понятно, татары для России нужны были лишь как пушечное мясо и рабочая лошадь. Коммунистический режим еще хлеще зажал татар в тисках. Опять поднялась волна разрушения мечетей (всего уничтожено 14000 мечетей), закрытие татарских школ, которые имелись по всей территории СССР. Поголовное истребление татарских умов, мулл и учителей, писателей, выдающихся деятелей…
    Лев Гумилев самоотверженно стремился исправить искаженную шовинистическими силами историю. Тем самым он хотел спасти честь русского народа от преступной фальсификации истории. И за это испил чашу до дна.
    Истинно великие русские люди Сахаров и генерал Григоренко были публично ошельмованы с трибун великой империи только за то, что осмелились защитить права дискриминированных народов. Но русские писатели молчали, когда шла жесточайшая война в Чечне против стойкого народа, народа-героя. Молчали русские писатели и во время несправедливой депортации целых народов. Молчат и теперь, когда в Крыму продолжается открытая дискриминационная политика против вернувшегося на свою историческую родину татарского народа.
    Помнишь, Валентин, на курсах один из уважаемых профессоров Артамонов, представляясь, сказал:
    - Перед Вами стоит счастливый человек. Я прожил честную жизнь…
    Русский поэт Валентин Устинов встал и сказал возмущенно:
    - Вы в 1917 году были взрослым человеком и были свидетелем измывательств над русской интеллигенцией. Вы были свидетелем раскулачивания настоящего хозяина земли. Вы жили в пору массовых уничтожений лучших умов страны и вы прожили счастливую, честную жизнь?!
    Это был поступок. За что и полюбили тебя сокурсники. Но если через лет десять потомки перед русскими писателями поставят такой же вопрос:
    - Вы были свидетелями кровавых войн, истребления нерусских народов, живущих в Российской империи, так почему же вы молчали?
    Готовы ли русские интеллигенты ответить на такой вопрос?
    В недавнем прошлом известный татарский писатель Аяз Гилязев обратился с таким вопросом к русскому писателю Василию Белову. И получил такой ответ:
    - Эх, Аяз, мы, русские писатели, сами нуждаемся в вашей помощи. Евреи наводнили русскую литературу…
    Вопрос, конечно, интересный. Русский человек Александр Ключарев у нас стал известным татарским композитором. Татарский народ всегда будет благодарить русского человека, татарского композитора Александра Ключарева. Поэт Саят Нова – великий сын трех народов: азербайджанского, армянского, грузинского. Поэт Акмулла великий сын трех народов: татарского, казахского и башкирского. Если евреи, овладев татарским языком, создали бы талантливые произведения, я бы только гордился, что татарскому народу служат такие люди. И это было бы великим интернационализмом в настоящем смысле слова.
    Да, Валентин, действительно сейчас всем трудно. Кто-то перестал писать, ударился в бизнес, кто-то не знает о чем писать, слоны безнадежно больны, много развелось мелких грызунов. Некоторые писатели похожи на львов, которые в клетке зоопарка грызли железную арматуру, требуя свободу. Клетку убрали, львы растерялись, теперь они боятся кошек, собак, они перестали рычать. Они в жалком состоянии. Они не смогут жить на свободе по законам предков, ибо не умеют охотиться, инстинкт самосохранения исчез, повадки забыты. Они не смогут жить без готовой пищи, они грезят о райской жизни в клетке, где ежедневно доставляли им куски несвежего мяса.
    Как у тебя дела, Валентин? Чем живет русский поэт, ведь идут необратимые процессы в России.
    Что будет с Россией? Что будет с русским народом? Что будет с нерусскими народами. Если Россия продолжит этот опасный путь, русский народ рухнет в пропасть, захватив с собой и другие народы. Русская поэтесса Юлия Друнина писала про эту пропасть незадолго до самоубийства.
    Об этом я говорил Борису Ельцину во время встречи с писателями Татарстана. Это было в 1990 году в Казани.
    - Борис Николаевич, - обратился я к Ельцину, - на Вашу долю выпала великая миссия спасти русский народ от гибели. А спасти его можно единственным путем: дав полную независимость другим народам. Будут и у Вас ошибки, но я предупреждаю Вас, чтоб они не были кровавыми.
    Борис Ельцин сказал (цитата из магнитофонной записи):
    - Я бы сегодня будучи татарином, боролся бы крепко за самостоятельность Татарской республики (овации)… Берите самостоятельность столько, сколько вы можете проглотить… (Сильные аплодисменты, переходящие в бурные овации.)
    Ельцин играл в демократию. В других странах актеры, становясь президентами, прославляют себя как государственные мужи. Русские, приняв скипетр президента, становятся плохими актерами.
    Через несколько лет этот демократ зубами вцепится в Чечню и прольет много крови. И Татарстан он прижмет к стене.
    Через год:
    - Господа, к нам в Казань едет чиновник из Москвы-с!
    Я задал вопрос Сергею Шахраю, когда он приехал в Казань после пресловутого ГКЧП, чтобы погрозить пальцем нашему Президенту. Громадная демонстрация защитила своего Президента от ревизора из Москвы. Разговор состоялся перед многочисленными демонстрантами.
    - Сергей Михайлович, - обратился я к Шахраю, - в Казани живет столько русских, сколько татар в Москве. В Казани около ста пятидесяти русских школ. А сколько татарских школ в Москве?
    Господин Шахрай долго думал, как ответить, потому что он не знал, что у полумиллионного татарского населения Москвы нет ни одной национальной школы, а бывшие закрыты. Наконец, он сказал так (цитата из магнитофонной записи):
    - Я, представитель руководства России, буду делать все для того, чтобы школы для татарской национальности на всей территории Российской Федерации создавались беспрепятственно.
    Сколько татарских школ открылось за последние восемь лет (после обещания госмужа) в Москве и на территории России, где компактно проживает татарской народ? Ни одной!
    В США работают около семидесяти телевизионных каналов. И проживающие там «инородцы» - японцы, китайцы, турки, поляки и русские – каждый имеет свой канал телевещания.
    В Финляндии насчитывается около трехсот тысяч шведов. И они там имеют все права наряду с финнами. Телевидение, школы, делопроизводство на родном языке. И татары, граждане Финляндии, имеют четыре мечети, воскресные школы, свой театр.
    В России насчитывается более пяти миллионов татар (это по сомнительной имперской статистике, на самом деле татар намного больше), и много других народов… Русское государство и не думает заботиться о своих подданных, которые своим трудом обеспечивают благосостояние России.
    Валентин, ты, как русский поэт, задумывался ли об этом? Ты, как старший брат, помогал ли своим пером чувашам, мордве, чукчам, которые сильно ущемлены в своих правах?
    Кстати, ты, надеюсь, прочитал замечательную книгу татарского писателя Айдара Халима «Этот непобедимый чеченец». Ах, как бы я хотел, чтоб такую книгу написал и русский писатель.
    Я бы не желал, чтоб другие народы о русском народе думали как об узурпаторе, завоевателе, насильнике. Народ, который дал миру таких гениев, как Пушкин, Чайковский, Толстой, Достоевский, Шостакович, Репин, Рублев, не должен опуститься до этого.
    Валентин, эти строки – и воспоминания, и продолжение нашего с тобой разговора. Время идет, ты видимо, тоже изменился. Но я убежден в одном, что поэт Валентин Устинов не превратился в равнодушного человека, и он продолжает напряженно думать о будущем своего народа. Действительно, русский народ в опасности. Он с каждым днем теряет нажитый предками авторитет. Не борьба с малыми народами должна занимать умы России. Правовыми методами, уступками, удовлетворяя все потребности малочисленных народов , удержать единство Российской Федерации.
    Мировая история не помнит хороших завоевателей. Исключение составляет, пожалуй, падишах Монгольской империи Бабур. Высокообразованный человек, поэт, художник, музыкант. Джавахарлал Неру пишет о Бабуре с большой любовью. Бабур завоевал Индию не для того, чтобы разрушить, а созидать, строить великолепные мечети и храмы для всех религий. Во время бабуридов Индия расцветала.
    Когда же на троне России появится свой Бабур?
    А была ли возможность приостановить распад СССР и возможно ли приостановить неизбежный распад России сейчас? Да, была такая возможность, и теперь она есть. Надо вести политику Екатерины после Пугачевского восстания.
    Она издала указ о веротерпимости и разрешила удовлетворить некоторые запросы нерусских народов, особенно татар. Ибо главной силой Пугачевского восстания были нерусские народы, особенно мусульмане, в основном татары. Этим они надолго предотвратила новые мощные восстания ущемленных народов. И по всей России татары стали строить каменные мечети, школы,
    татарский народ воспрял духом. Появились умы. И татарский народ пережил свое малое возрождение после падения Казанского ханства. Я не думаю, что царица пылала особой любовью к «поганым татарам», она вынуждена была идти на уступки, чтобы сохранить свой трон.
    Далекая Екатерина понимала такую тонкость, а сегодняшние политики не могут пораскинуть мозгами, как эта взбалмошная женщина.
    Так неужели снова нужно взяться за оружие, чтобы жить по-человечески. Или в России иначе нельзя?
    Кстати, Валентин, сколько погибло русских писателей во время Второй мировой войны?
    Этот вопрос ставит в тупик моих русских друзей. Они об этом и не думали. Отвечаю:
    - Аркадий Гайдар и один-два начинающих писателя. И все.
    - А сколько погибло татарских писателей?
    Вопрос, конечно, сложный. Но ответ на него есть:
    - Тридцать! Живая татарская классика. А писатели крымских татар фактически погибли все. Итого около пятидесяти татарских писателей погибли, защищая Советский Союз, иначе говоря, русское государство.
    Правительство России тогда заботилось о русских писателях. Весь Союз писателей Москвы был эвакуирован в Татарстан.
    Поэт-фронтовик Сибгат Хаким однажды рассказывал такой случай. В 1941 году на узловой станции Канаш встретились два состава. Поезд из Казани, следующий на фронт, был битком набит татарскими писателями. Встречный эшелон из Москвы был битком набит русскими писателями.
    Вдруг из окна Московского поезда высовывает голову Леонов и кричит:
    - Эй, Нур Баян, куда ты едешь?
    Татарский поэт Нур Баян в ответ:
    - На фронт, дорогой, на передовую, воевать с фашистами! А ты куда едешь?
    - В тыл, Нур, в Татарию!
    Дали свисток, один состав ушел в Татарстан, в тыл, другой – на фронт.
    Кстати, русский поэт Виктор Боков во время войны жил в Татарстане, в городе Чистополе. И писал стихи. Ради любопытства ты прочти его тома и найдешь там много строк о ненавистной «татарве». Многие русские поэты, от нечего делать что ли, сочли своим долгом попинать татар.
    Михаил Кудинов, Валентин Сидоров… От этого соблазна не смогли удержаться даже такие поэты как Блок, Цветаева…
    Нет, Валентин, я это пишу не для того, чтобы предъявить счет, только напоминаю: такой самоотверженный и в мирном труде, и на войнах народ, как татары (мы на четвертом месте по численности Героев Советского Союза) заслуживает равноправия.
    Не смогу удержаться от соблазна вспомнить имена героев-татар: легендарного Петра Гаврилова (героя обороны Бреста), Мусы Джалиля (поэта, казненного Имперским судом Германии и его соратников), первым водрузившего на Рейхстаг знамя победы Загитова и легендарного летчика Ахмедхана Султана, Александра Матросова, выдаваемого за русского героя. Остается сожалеть о том, что как львы воевав за свободу России, они не смогли завоевать своему народу равноправия в самой России.
    Рецептов предлагают много: как спасти Россию, как обустроить Россию… Но и пророк, прибывший из Америки, глубоко ошибается в своем суждении, лишая возможности народов, проживающих в составе России, бороться за свои права жить самостоятельно.
    Теперь о загадочном русском характере. Ты, Валентин, веришь в существование загадки в характере русского народа? Один гений как-то сказал, что русский народ велик, но лишь своими завоеваниями. Но я добавлю. Действительно, загадка есть в русском характере. Русские хотели, чтобы все нерусские народы приняли христианство, и стали обращать правоверных. Однако новоявленный христианин не приобрел равноправия и счастья. То есть, дело было не в религии, а дело было в насилии. А крещенные татары оказались в более унизительном положении, чем татары-мусульмане. Мусульмане их не принимали, а русские их считали татарами. Христос не облегчил их участь.
    Вторая загадка русского характера проявляется в жажде завоеваний. В течении шестисот лет Русь грабила соседние народы: золото, алмазы, медь, нефть, хлеб, уголь, лес, пушнина, рабская сила. Но русский народ всегда оставался нищим, пьющим. При таких природных ресурсах, при таких колониях, при такой дешевой рабочей силе, надо же умудриться оставаться нищим. Маленькая Финляндия после отделения от России при скудных природных ресурсах умудрилась стать цветущим государством и благополучно разрешить все проблемы национальных меньшинств.
    Как поживает побежденная Германия и победительница Россия, ты сам прекрасно знаешь. В чем же величие и загадка русских? Объясни мне, пожалуйста, как русский поэт.
    Один из современных оракулов как-то сказал (цитирую):
    «Россия огромная империя рабов разных национальностей под управлением евреев. Никогда не суждено русскому народу стать самостоятельной нацией в собственной империи. Под личиною русских за последние 60-70 лет евреи проникли во все поры русского управления: искусство, наука, литература, медицина, торговля, дипломатия и финансы в руках у русскоязычных евреев. Русские оказались в более плачевном состоянии, чем нацмены. У нацменов все еще впереди, у русских уже позади. Вскоре Россия распадется на меньшие государства, и русские окажутся в положении нацменов в нерусских республиках. Впоследствии русская нация переживет процесс раздробления и более не будет существовать как единая, самостоятельная нация и превратиться в народ, а потом – в народность: русский язык в течении ряда лет расчленится на диалекты. История
    знакома с такими явлениями: мощная арабская империя от Испании до Китая распалась на мелкие арабские государства, и арабский язык стал многодиалектным языком. Империя Золотой Орды разделилась на множество татарских ханств, единый золотоордынский-татарский язык заимел множество диалектов. Русский бытовой язык общения за 70-80 последних лет превратился в бандитский жаргон, сленг. Сегодняшняя Россия говорит на воровско-преступном, мафиозно-рэкетирском жаргоне. Язык Пушкина, Толстого, Бунина, Блока на глазах исчезает. Русский язык обогатился засчет заимствований из множества языков: татарского, немецкого, французского, итальянского, английского. Апогей обогащения, перенасыщение налицо. Наступил период распада. Закон физики гласит: любое перенасыщение раствора дает качественное изменение. Этот процесс неизбежен. Русский язык созрел фактически за очень короткое время, за 200 лет. А распад его произойдет еще быстрее. Во время грандиозного распада великих языков начинается параллельный процесс роста других, бедных языков. При распаде великолепно отшлифованного татарского золотоордынского языка, русский немощны язык стал только подниматься, набирать силу, и русский язык так быстро и качественно изменился, что язык «Слово о полку Игореве» и четырехсотлетний язык документов Грозного, Петра непонятен даже академикам. А восьмисотлетний татарский язык Кул Али понятен даже простому татарину. И придет время, русские станут отказываться от своего языка и национальной принадлежности, и пойдет процесс быстрой ассимиляции русских другими народами. Уже сегодня наблюдаются некоторые признаки этого процесса. За рубежом русских не уважают, интерес к русскому языку заметно ослаб, русские за рубежом себя чувствуют неуютно. Русские уже безнадежно упускают возможность спасти единство нации, занимаясь великодержавным безумием, мечтая о «Неделимой Росси». Русский человек должен сочувствовать чаяниям нерусского человека и поддержать его в стремлении достичь самостоятельности и равнопрвия с ним. Россию еврейские, азербайджано-татарско-армянские погромы не спасут. Не спасет ее и доблестная, насквозь прогнившая русская армия.»
    Сбудутся ли предсказания этого оракула, я не могу казать, но в его суждениях есть доля правды.
    Русскому народу самому необходимо отказаться от тяжелого бремени быть «старшим братом» и перестать учить другие народы как жить, и спуститься (или подняться) на уровень других наций, дать полную самостоятельность всем завоеванным народам. Жить собственными доходами, своим трудом, а не грабежом других республик. Тогда русские смогут завоевать (не оружием) истинный авторитет на международной арене.
    Россия приобретет мир и благосостояние, только отказавшись от великодержавного психоза, и пойдет путем созидания.
    Моя совесть чиста. Ведь я лично предупредил Ельцина, главу тогдашнего РСФСР, намекнув на то, что без разрешения национальных проблем не жить России спокойно и не спасти русский народ. И Ельцин, и правительство России совершили непоправимую ошибку, начав войну в Чечне.
    Неужели это еще повторится и с другими свободолюбивыми народами? Неужели русская интеллигенция не чувствует себя виновной преступлениях? Почему молчат русские писатели? Ведь младенцу было ясно, что, погубив Дудаева, все ровно невозможно сломить дух чеченского народа. Неужели нужен ум Сократа для того, чтобы понять, дело не в одном Дудаеве, а в народе, который сотнями лет испытывает вопиющую несправедливость со стороны России? И он не так-то легко отдаст свою свободу.
    Помнишь, у Толстого белый стих о «татарнике»:
    «Экая энергия! – подумал я, - все победил человек, миллионы трав уничтожил, а этот (татарник) все не сдается».
    Итак, Валентин, мы два года жили вместе, и при окончании Высших курсов, на прощальном банкете русский поэт Сергей Макаров поставил точку по-русски, помнишь? Первый тост был предоставлен монгольскому писателю Батбаярду, второй – татарскому писателю Батулле. Сережа Макаров, демонстративно встав, бросив недоеденную рыбу в винегрет, крикнул:
    - Здесь одни татары да монголы, нет места русскому поэту!
    И ушел с банкета.
    Дорогой Валентин! Кажется, я уже повторяюсь, прошу прощения за затянувшийся разговор. Пойми меня правильно. Я искренне сочувствую русскому народу и желаю помочь ему. Русский народ забрался слишком высоко, чтобы заметить, что творится внизу. Вот я и хочу его предупредить. Еще не поздно предотвратить великую беду.
    Желаю тебе здоровья и творческих удач.

    Твой бывший сокурсник, татарский
    писатель БАТУЛЛА
    21.02.1998
    Источник: Tatar-usa.org

  • Батулла:
  • Кияү
  • Татарский путь: права народа и политкорректность
  • Чингис–хан
  • Почему исчезают татары?
  • Надо показывать трагизм эпохи
  • Не пророчество, а явь...
  • Острее меча, тоньше волоска (Последние дни поэта)
  • Сююм-бике царица Казанская
  • White wolf


  • Кто есть кто: Рабит Батулла
  • Официальный сайт: Batulla.com




  • ← назад   ↑ наверх