• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Батулла

    ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЮТ ТАТАРЫ?

    Вплоть до тридцатых годов прошлого века татар называли “гололобыми” из-за того, что татарские мужчины и мальчики всегда ходили бритоголовыми. Это у татар считался признаком мусульманства-чистоплотности. Теперь вы не увидите ни одного бритоголового татарина. Все с длинными волосами. Цивилизация!
    Вплоть до Второй мировой войны татарских мужчин старше сорока называли «аксакалами» из-за того, что они носили бороды, как признак мудрости и уважения. Теперь вы не увидите ни одного старика ни с черной, ни с белой бородой! Все гололицые. Цивилизация!
    В татарской деревне до Второй мировой войны мужчины не пили спиртного. Были один-два разгильдяя, которые пили только по базарным дням. Сегодня пьют все и каждый день. Цивилизация!
    Среди татарского населения разводов почти не было, теперь семь из дести молодых семей разводятся. Цивилизация!
    Раньше татарские школы функционировали по всей России, они закрыты демагогическими ухищрениями местных властей; теперь только десятая часть татарских детей учится на родном языке. Цивилизация!
    Если татарская девушка выходит замуж не за татарина, их общий ребенок вырастит русским. Татарский парень женится на русской, их ребенок вырастит русским. Цивилизация!
    До революции синонимом слова «татарин» было имя «Абдул», так как самым распространенным именем среди татар было Абдулла. Теперь синонимом слова «татарин» могут служить имена Альберт, Роберт, Рафаэль… Цивилизация!
    За три поколения татары потеряли свое лицо. Вскоре в паспортах у татар появится множество таких сочетаний имен: Рафаэль Альбертович Эдуардов, или же Роберт Альфредович Карлмарксов. Все! Исчезают с родословного дерева истинно татарские имена. Да здравствует цивилизация!
    Первые крупные шаги к деградации татарской нации, как ни парадоксально, начали делать сами татарские учителя, окончившие неполные советские школы. Если вы встретите татарского Генриха, Луизу, Роберта, не спрашивая их скажите им:
    - Твои родители были учителями! – ответ будит положительным.
    Это началось примерно в 35 году прошлого века. Сплошь и рядом татарские учителя стали называть своих чад европейскими именами. Нет в мире ни одного народа, кроме татар, стремительно удаляющегося от традиционных имен. Это отказ от традиции, отказ от предков, отказ от сущности.
    А когда разгромили мечети, согнали в Сибирь мулл, сожгли Коран, народ остался без религии. Взамен ему предложили ложную религию коммунизма. Исчезли традиции связанные с Исламом.
    Обычаи и традиции татарского народа испокон веков были связаны с лошадью, с конем: это кумыс, это казы, это выделывание кожи, это скачки, это Сабантуй. Коней уничтожили, вместе с ними исчезли и традиции, связанные с конем. В татарских селах вместо конюшен построили свинарники. Татары-мусульмане привыкли к свиньям и к новым традициям, связанным со свиньей, так непохожих старым татарским традициям. Рядом со свининой появился и самогон.
    О возможном исчезновении татарской нации всего за двести лет писал еще наш классик Гаяз Исхаки (1904). Сто лет прошли после публикации данного прогноза. Осталось еще сто. Если дела пойдут такими темпами, как мне кажется, татары не дотянут и до ста. От громадной татарской нации останутся разбросанные по России семейки, но вскоре и они бесследно исчезнут.
    Да, закрытые национальных школ, уничтожение очагов культа (мечетей), жесткое ограничение татарского языка, частые смены алфавита, ложные показатели переписей, исторические шельмования татарского населения, репрессии великих личностей татарского народа, и массовая подставка мужского населения на передовые позиции во всех войнах как пушечного мяса привели татарскую нацию к духовному обнищанию.
    Татарская нация имела три возможности для своего возрождения. Первое возрождение относится к периоду Великая Булгария – Золотая орда – Казанское ханство. После падения Казанского ханства в 1552 году наступает время регресса татарского народа. Начинается московское иго над татарским народом. До основания разрушаются города, мечети, каравансараи, библиотеки, школы; начинается насильственное крещение мусульман, некрещеное татарское население облагается непосильными налогами. Начинается беспредел чиновничества, поповщины и армейских наказаний. Эти черные страницы татарской истории с 1552 по 1776 год. И вы в эту эпоху мракобесия не найдете там имен татарских поэтов и ученых. Наступает период черной пустоты, вакуума в умах татар, только долголетняя партизанская война и частые бунты против национального гнета и сверх жестокие наказания остались в памяти народа.
    И не даром в восстаниях против царского гнета всегда участвовало множество татарского населения.
    Вторую возможность для своего возрождения татары завоевали с оружием в руках, участвуя в Пугачевском восстании. Подавляющее большинство восставших составляли татары-башкиры. И императрица Екатерина поспешила издать указ о веротерпимости. Конечно, не из-за любви к «поганым татарам» да башкирам она издала этот указ, а из-за боязни, что татары снова восстанут против империи. И татары получили сотую долю возможности учиться на своем родном языке, читать аль- Коран, строить каменные мечети, открывать национальные школы. Татарский народ нашел в себе силы снова возродиться из пепла как птица феникс. Издав указ, Екатерина не выделила ни гроша из государственной казны для возрождения татарского народа. Татарский народ сам, за счет своих духовных и материальных ресурсов начал возрождаться. Татарский народ в эту эпоху родил таких великих поэтов как Мауля Кули, Кандали, Акмулла, Утыз-Имяни. Появилось множество ученых, таких талантливых как Марджани. Издавались книги, открывались школы. Из народности татары превратились в народ. Но это продолжалось недолго. Великие умы татарского народа стали преследоваться. Началась насильственная ассимиляция. Но татарский народ всеми силами противостоял против насильственного крещения и ассимиляции. Великим, умным, хитрым инквизитором той эпохи был русский богослов Ильминский. Он нашел самый верный путь ассимиляции татар: великолепно владея несколькими восточными языками, в том числе и татарским, перевел Еванглие на татарски – миссионеров готовил из самих же татар.
    Наступает 1905 год. Возникает третья возможность для Возрождения татар. Революция дала плеяду талантливых личностей, политиков, ученых, фабрикантов, золотопромышленников из татар. Мощный класс рабочих и крестьян, сильную интеллигенцию. Актеры, писатели, музыканты, театр, высшие школы создали из татарского народа нацию.
    Третий период возрождения татарской нации продолжался с 1905 по 1917 год. Эти двенадцать лет доказали, что татарский народ таит в себе неиссякаемый творческий потенциал и в искусстве и в литературе, в торговле и промышленности. Не получая из царской казны не копейки, татарская нация образовала себя. Она строила школы, мечети, карван-сараи и направляла своих способных сынов и дочерей на учебу в Германию, во Францию, Египет, Турцию, Петербург…
    Сталин фактически был учеником Ильминского и, продолжив его политику ассимиляции татар, довел ее до конца, обезглавив татаркую нацию при попустительстве ВКП (б). Своей выдуманной теорией о нациях Сталин запретил татарам называться нацией. По его мнению, самая большая нация в России после русских - татары -- не имела право назваться нацией: татары – не нация, всего лишь народ, доказывал палач народов.
    Что такое нация?
    Вот что рассказывал выдающийся татарский поэт Сибгат-ага Хаким:
    - Мы–группа татарских писателей-аксакалов, кажется, в 1966 году, были на приеме у народного депутата, знаменитого химика-академика Арбузова-старшего. Руководитель группы, председатель Союза писателей Мирсай Амир начал разговор с ним так:
    --Уважаемый Александр Ерминингельдович, татарская нация с древнейших времен…
    Арбузов выслушал писателя до конца и спокойно ответил:
    -- Я такой нации не знаю! Нация –это французы, англичане, немцы… ну, с натяжкой и русских можно назвать нацией. Татары уже не нация, а народ.
    Если народ не получая извне и от господствующего над ним государства, способен самообразоваться, за свой счет построив школы, стать грамотным народом, и имеет свои рабоче-крестьянские классы, свою буржуазию, промышленников, интеллигенцию, печать на своем языке, театры – то этот народ является нацией, ибо он сам определяет свою судьбу, хотя и не имеет своей государственности, армии и судов.
    Татары были уникальной нацией в составе России, среди нерусских народов.
    После 1917 года начинается яростные нападки на самостоятельность татарской нации. Шквал репрессии начинается именно с татарских национальных лидеров как Султан Галиев. Закрываются школы, разрушаются мечети. Почти все муллы, писатели, политические деятели уничтожаются по системе, созданной Сталиным.
    Татарский интеллигент, окончивший татарское медресе овладевал, по крайней мере, 5-6 языками: татарским, турецким, персидским, арабским, русским и каким-нибудь европейским языком. Вот эта интеллигенция, знающая пять языков, уничтожена была в тридцать седьмых годах. А оставшиеся, лучшие интеллигенты погибли на войне с фашистской Германией. Например, около сорока (42) татарских писателей не вернулись с фронта.
    Сегодня татарский интеллигент знает один язык: татарский или же русский. Кстати, сегодняшний татарский интеллигент не в совершенстве владеет татарским языком, он разговаривает и пишет на ломаном, замусоренным чужими словами языке.
    Теперь, действительно, татар нацией назвать уже невозможно. Татары принижены до названия «народ». Ибо нация свои проблемы решает сама. Сегодня татары не смогут даже добиться желанного алфавита, видите ли, если татары примут латиницу, то это приведет к развалу России. Что за чушь!? Что за белиберда? Татары несколько сот лет писали на арабском шрифте в составе России, Россия от этого шрифта не развалилась, наоборот – усилилась. После арабского татар заставили писать латиницей, десять лет татары пользовались латиницей, СССР не развалилась, наоборот – укрепилась. Если татары вернуться к несчастной латинице, Россия не развалится, наоборот, сильнее объединится. Следуя формальной логике, надо сказать: кто против латиницы, тот за развал России! Мне кажется, что кто-то специально подставляет парламенту решать такие мелочные вопросы, чтоб скомпрометировать Госдуму перед мировой общественностью. Ведь не один из парламентов мира не занимается такой мелочью. Кстати, депутаты-противники латиницы не замечают, что латинизация уже идет в Москве и во всех городах России? Смотрите открытыми глазами, господа депутаты, название новооткрытых фирм и магазинов почти все написаны латинскими буквами. Россия уже неофициально приняла латиницу!
    Не будем дальше вдаваться в подробности глобальных причин «исчезновения» татар. Политика насильственной или тихой ассимиляции существовала и при царизме и при советской власти, существует и сейчас. Речь не об этом.
    Речь идет о самих татарах. Да, скрытая и не скрытая ассимиляция нерусских народов налицо. Но сами татары сопротивляются ли против этой ассимиляции?
    Свалить деградацию (исчезновение языка, обычаев) татар только на русских и на Московскую национальную политику, как мне кажется, очень легкая, удобная позиция для татарского обывателя. Часто и очень часто встречаются люди татарского происхождения, не владеющие татарским языком, не знающие татарских традиций и обычаев. В оправдание они говорят заученную фразу, что они жили, мол, вдалеке от Татарстана, на Магадане, в Якутии, где не было татарских школ, поэтому они и их дети не знают татарского языка.
    Немецкая семья, проживающая в Австралии, дома воспитывает своих детей по немецким обычаям. На улице их дети будут разговаривать на английском, в школе они будут учиться по-английский, а дома – обстановка немецкая, кухня немецкая, разговоры, сказки -- словом, воспитание на немецком. Грузин и в Японии будет воспитывать своего сына по-грузински, мать ему будет петь грузинские колыбельные, отец будет учить сына национальным танцам, обычаям. Сын при возвращении в Грузию, не будет иметь комплекса неполноценности среди грузинских детей.
    Татары, проживающие в Финляндии, не имеют татарских школ и институтов, но каждый ребенок знает татарский язык, песни, сказки, танцы. Они воспитаны по татарским традициям и вдобавок, владеют четырьмя-пятью иными языками.
    Да, во многих местах России нерусским нет возможности учиться на родном языке, нет школ, нет институтов, но в своем доме ты хозяин, к тебе в дом шовинист не ворвется и не прикажет тебе: не разговаривай со своим сыном по-татарски.
    Первое звено самосохранения татарской нации–семья, которая владеет родным языком обычаями, песнями, фольклором.
    Примеров тому множество. Все три сына Аяза Гилязева, выдающегося татарского писателя, учились в русских школах, а воспитаны в татарском духе, все трое прекрасно владеют языками. Один сын стал ученым по татарской истории, другой - татарским драматургом, третий - бизнесменом.
    Надежда только на семью, традиционная татарская семья – вот оплот великодержвному шовинизму.
    Недалеко то будущее, когда татарский народ превратится в русскоязычную «народность» и необходимость в татарском языке само собой отпадет. Об этом пророчил и бывший первый секретарь Татарского обкома:
    - Татарский язык, - говорил он. - не жизнеспособный, он язык кухни и доярок.
    Хоть он это говорил с некоторым злорадством, но был прав. Негосударственный язык не может быть жизнеспособным.
    Я ни разу не слышал грамотную татарскую речь с трибун, с экранов, в общественных местах ни только из уст простых людей, но и из уст интеллигентов. Прямые, грубые переводы русских текстов на татарский, кальки русских терминов, искажении татарскими дикторами многочисленных радио режут ухо. Дикторы с речевыми дефектами, неграмотным татарским языком отталкивают от родного языка, учат несведущих слушателей говорить так же безграмотно, как они сами. Я не говорю, что надо ввести цензуру, но какой-то контроль над чистотой родного языка должен же быть. В других странах за неграмотную речь в эфире и печати налагается штраф. Есть наказание за искажение родного языка! Вот это воспитание! Если правительство уважает свой родной язык, то и народ будет уважать, и наоборот. Я считаю, что нужно заставлять уважать родной язык! Так делают во Франции, Финляндии и других странах, например, в Прибалтийских республиках. Браво! Язык – это дело государственной важности.
    В деградации татарского народа играли и будут играть всесоюзные стройки на территории Татарстана. Русскоязычные города проглатывают кадры из татарских деревень, проглатывают и перемаливают их в “интернациональном котоле”. Ведь татарская деревня испокон веков была поставщицей национальных кадров. Исчезнет деревня, исчезнет народ. В этом огромную дискриминационную роль играли и играют города, построенные в Татарстане, Альметьевск, Зайнск, Никжнекамск, Челны, Елабужский завод, где в самом начале не была открыта ни одна татарская школа…
    Постройка АЭС в Татарстане будет последним ударом по татарскому народу. Маленькая авария в АЭС изуродует и изничтожит остатки чистого татарского населения, если даже аварии не будет, облучение там обеспечено навсегда, урбанизация гибельна, для татарского языка и обычаев, если в городах нет системы образования для татарского населения.
    - Если авария, то там ни только татары, но и другие народы погибнут, - отпарируют меня.
    Приезжие нетатары – это не целая нация, то, что приезжие погибнут, их далекие нации мало пострадают. А потеря чистого татарского населения вблизи АЭС, это уже трагедия для целого татарского народа.
    Когда нефтяники строили новые города, татарские писатели из кожи вон лезли, восхваляя нефтяников. А то, что эта нефть несла трагедию для татарского народа, умышленно умалчивалась. Кстати, романы, повести восхваляющие татарскую нефть умерли раньше их авторов.
    Когда началось строительство КамАЗа, мы - писатели все ринулись в Челны, чтобы написать панегирики о грандиозном строительстве. О том, что строительство КамАЗа, это беда для татарского народа, для татарского языка, для татарских древних обычаев – ни один человек не осмелился сказать. В 1970 году председатель Союза писателей с трибуны с гордостью сообщил:
    - На КамАЗе открыты 25 новых школ!
    - А сколько из них татарские? – спросил с места прыткий молодой писатель.
    Что началось после этой реплики! Председатель, татарский писатель, воспевающий с трибуны дискриминационную политику ЦК КПСС запнулся, не смог членораздельно ответить на поставленный ребром вопрос, потому что единственная татарская школа имени Вахитова в Челнах была закрыта, среди новооткрытых 25 школ не было ни одной татарской. После этого молодого писателя “за разжигание межнациональной розни” начали всячески преследовать и ущемлять.
    Началась стройка АЭС в Татарстане и татарские писатели ринулись восхвалять это смертоносное для населения оружие. Даже очень уважаемый татарский журнал превеликим удовольствием организовал у себя корреспондентский пункт АЭС. Неужели ужасы, которые впечатлены на фотографиях после взрыва ядерного реактора вблизи татарской деревни Муслим Челябинской области и трагедия Чернобыля не послужат уроком? Кто даст гарантию, что не случится беда? Никто не даст гарантию! В России давно уже никто ничего не гарантирует кроме дискриминационной политики. Неужели, и на этот раз с молчаливого согласия татарского народа будет поставлена бомба замедленного действия в самом центре Татарстана?
    Скорее всего, так и будет. Потому что татары это не нация, нация смогла бы противостоять открытым издевательствам над национальными чувствами своего народа. Да и народ тоже бы сопротивлялся допустимыми методами против открытой дискриминации.
    У татар все позади, а вот у чувашей все впереди. Татарам история дала три возможности для возрождения. Все три упущены. А эпоха чувашского возрождения уже началась. Чуваши живут компактно, сообща, они поддерживают друг друга, они не пишут друг на друга доносы. У них прекрасный театр, прекрасные актрисы-героини, и великолепные актеры-герои. Чуваши с родного языка переводят антологию чувашской поэзии на французский, с французского прямо переводят на чувашский. Они целесообразно готовят трехъязычных переводчиков на иностранные и чувашский языки. Чувашские историки активно работают над всеобщей историей чувашского народа. В области музыки они уже выходят на мирную арену. Пересекая границу Татарстана с Чувашией, сразу замечаешь разницу в качестве дорог в пользу Чувашии. Чувашия стала производить товары намного лучше татарстанских. Самое главное, у чуваш есть стремление равняться с другими народами, другими нациями. Ведь над ними, так же как над чукчами, смеялись представители других народов в анекдотах. У чувашского народа есть неиспользованные духовные ресурсы. Чуваши отличные трудяги и прекрасные созидатели. В скором времени чувашский народ превратится в нацию: уже слышатся грядущие шаги чувашской эпохи возрождения. А татары останутся у разбитого корыта.
    Тому есть примеры. Это случилось в 1957 году. В фойе татарского театра как-то зашел разговор о народах Средней Азии. Молодой актер сказал, что в будущем казахи, узбеки, туркмены догонят татар и перегонят в области искусства:
    - Они уже впереди нас, татар, в киноискусстве, у татар вообще нет киностудии, - закончил молодой актер.
    Один выдающийся актер, организатор театра в Туркменстане, Узбекистане, возразил молодому актеру с высоты своей чрезмерной гордости:
    - Не может быть! Они все еще живут в средних веках! Не будут же татары их ждать, пойдут дальше.
    Сегодня можно подвести итоги этого разговора.
    По всем показателям казахский, и узбекский народы переживают свое возрождение. Татары, когда-то учившие грамоте казахских друзей, намного отстали от своих учеников (например, в киноискусстве). У татар идет застой, скорее всего, обратный процесс (регресс), у других народов идет подъем культуры и самосознания. Ну, конечно, было искусственное задержание роста культуры у татар. Но причину надо искать в самом народе. Пустое бахвальство прошлыми достижениями своих предков, закрытие школ, высыхание духовных источников, чрезмерное употребление алкоголя, привели к убожеству вкусов и оскуднению мышления. Татарская эстрада полна суррогатами, драматургия больна бациллами легкомысленных комедий, жанр трагедии на сцене татарского театра и не ночевала. литература имеет дело с пошлыми сюжетами, театральная, литературная критика занимается или же классиками или же творчеством нескольких писателей, которые входят в «обойму». Творчество прекрасных поэтов и писателей, не входящих в «обойму» этих критиков предано забвению.
    Не стало племени аксакалов в татарской литературе. Остались всего три-четыре стареющих писателя, которые с натяжкой имеют право называться «аксакалами». Нету лидера-мыслителя. Во времена коммунистов с мнениями писателей считались. Теперь никто не спрашивает у писателей их мнения, ломаются ценнейшие исторические памятники, сносятся дома, где проживали когда–то татарские мыслители, никто не спрашивает мнения у татарских деятелей искусства. На месте театра знаменитого сада “Эрмитаж”, где до революции выдающиеся актеры, как Мутин, Болгарская, играли первые спектакли, построили громадных два здания, никого не спрашивая. Дом выдающегося поэта Такташа с мемориальной доской, где он умер, снесли, никого не спрашивали. Музей Боратынского восстановлен, спасибо, но дома, где проживали выдающиеся личности татарского народа уже снесены.
    Будет ли четвертое Возрождение татарской нации? Не знаю! Это возможно в первую очередь при непосредственной и активной помощи богатых татарских бизнесменов. К сожалению, наши предприниматели копят богатство ради собственного удовольствия. Они не воспитаны в лучших традициях Ислама и татарского народа, где прямо указано, что имеющий человек должен отдать сороковую часть своего накопления в пользу нации.
    У нас была возможность четвертого возрождения в 90-е годы прошлого века, республика боролась за суверенитет. Но амбиции, граничащие с грубостью, недоброжелательность к партнерам и политико-юридическая неграмотность, борьба за лидерство погубили национальное движение. Хотя, может быть, народ найдет в себе силы для защиты своих интересов!
    Пришла свобода вероисповедания, пришла свобода слова, народ ринулся в мечети и на трибуны. Даже в моду превратился хождение в мечеть и ходить по улицам кричать: свободу, свободу! Эйфория прошла.
    Пришла свобода вероисповедания и начали строить множество мечетей. Казалось бы, народ, соскучившиеся по религии отцов и дедов будет валить в мечети. Люди искренне радовались, что началось возрождение Ислама. Но не тут-то было! Ни старшее, ни среднее поколение в деревнях не хотят идти в мечеть молиться. В свободное время они предпочитают телевизор и выпивку. Они безнадежно потеряны для религии. Надо начинать с детей. Кроме того, грубое обращение, бестактные нравоучения полуграмотных мулл и абыстаев в городских мечетях с прихожанами отталкивают интеллигентов от прихода. Может быть, это временная болезнь роста?
    Но есть опасения, что в будущем в татарских мечетях проповеди будут звучать на русском языке, потому, что часть посланных в другие исламские республики шакирдов не владеют татарским языком. Они удалены и от изучения истории татарского народа, родного края, они вернутся в Татарстан владея арабским, русским языками, зная историю Ислама, но вернуться «небельмесами» - без знания языка и истории татарского народа.
    Что же нам делать, когда все идет к инкиразу (исчезновению)?
    Нация может состояться только при присутствии пяти компонентов: семья, детский сад, школа, высшее учебное заведение, государственный язык и религия.
    Возрождение религии у нас пока в зачаточном состоянии. Татарского государственного языка нет и в помине. Высших учебных заведений почти нет. Школы в плачевном состоянии. Остается семья. Вот за что должен ухватиться каждый татарин! Необходимо создать суверенную республику в собственной семье! А только потом требовать - не просить, а именно требовать изменений в системе образования татар, настойчиво требовать сделать татарский язык государственным, не на бумаге, а в действии. Русским не надо бряться, что им насильно будут преподавать татарский. Русские не хотят уезжать из Прибалтики и изучают язык аборигенов. Прибалты требуют к себе и к их языку уважения, и мы, татары должны требовать то же самое. От знания других языков никто еще не умер, только процветал. В систему образования необходимо включить изучение Ислама для татар-мусульман и Закона Божьего – для татар-христиан без миссионерской цели. На государственном уровне необходимо поставить вопрос о восстановлении татарских школ во всем регионе России и СНГ.
    В 1990 году госмуж России господин Сергей Шахрай перед татарским народом во всеуслышание обещал, что будут открываться татарские школы во всех регионах России беспрепятственно. Мы ждем уже тринадцать лет, где ж вы, милый лжец, господин Шахрай? И вам не стыдно перед татарским народом за ваш обман? Ведь явно то, что Вы и пальцем не пошевельнули для того, чтоб поставить вопрос о восстановлении закрытых татарских школ перед парламентом.
    В татарском языке есть слово «эдип», на русский оно не поддается переводу одним словом. Эдип – это, скорее всего, не должность, а звание. Эдип – это тот писатель, который кроме своего богатого творчества, является активным общественным деятелем, борцом за равные права с господствующей нацией. Эдип это тот, к кому обращаются президенты за советом по тому или иному национальному вопросу. Есть ли у татарского народа такой эдип сегодня? Ушли из мира сего великие эдипы: Тукай, Дардмэнд, Такташ, Исхаки, Галяу, Туфан, Исанбет, Еники, Хаким, Рашит Ахметзян…
    Из З00 ныне живущих писателей я могу назвать аксакалами 4-5 человек, а кандидатами в аксакалы человек 15, это ни так уж плохо.
    К сожалению, в советское время многим татарским генералам литераторам -- эдипам сломали хребет. Их осталось очень мало. Писатель вынужден был идти против своего таланта. Талант сопротивлялся, но коварная идея Вельзевула побеждала. И процветали посредственность, халтура, панегирики. Кстати, халтурщиком может быть только талантливый человек. Ведь неталантливый писака искренне хочет создать гениальное произведение, но это у него не получается, рождается дебильный, заранее обреченный на гибель опус. И порой такой опус восхвалялся литературными критиками и часто автор опуса получал высшие награды.
    Талантливый человек заранее знает, понимает, что создает переслащенное произведение, воспевающее политику «отца народов». Это и есть вынужденный халтурщик. К концу своей творческой жизни такая участь достигла и Такташа, Ибрагимова и Тинчурина. Последние пьесы Тинчурина написаны по заказу. Они так и умерли в рукописях, их ставить невозможно. Великий талант Тинчурина сопротивлялся против этой халтуры. Тинчурин через силу писал эти уродливые произведения для того, чтобы спасти себя от красного террора, но эти панегирики не спасли -- его расстреляли в тюрьме. Многие татарские писатели после революции вынуждены были писать халтуру. Но их гениальные произведения, не тронутые вульгарными идеями, будут жить вечно.
    Самое страшное для писателя – это крах идеи, которой он служил. У всех у нас в памяти трагедия писателя Фадеева, имевшего почти все высшие награды сталинского режима. Он покончил жизнь самоубийством. И Такташ, покойный, пусть земля ему будет пухом, за семь лет до своей смерти, вынужден был убить свой талант, написав стихотворение «Такташ умер» под давлением советских мракобесов. Но произведения первого периода творчества Такташа останутся в веках.
    К великому сожалению, от многих татарских писателей, творивших в советское время, останутся горы макулатуры, за редкими исключениями. Это от не трагедия, когда писатель собственными глазами наблюдает как умирает его создание? Татарские писатели не писали под стол, как великий Платонов и Солженицын, они думали, что сталинизм будет жить вечно.
    Я думаю, что настоящие таланты, которых много в нашей многострадальной литературе, не обидятся на меня за эту публикацию: я ведь писал не про них.
    А Ибрагим Саляхов, до ареста посредственный начинающий писатель, одной своей книгой сделался эдипом. Напуганный, перемолотый в сталинских лагерях, Ибрагим ага нашел в себе смелость написать о том, что было на самом деле и спрятать рукопись до лучших времен. Это подвиг писателя. Ибрагим Саляхов - национальный герой. Написавшие толстые романы, получившие разные премии, быстро забудутся. Такова трагедия халтурщиков. Но имя писателя Ибрагима Саляхова останется в веках.
    А все-таки, есть ли силы у татарского народа выйти живым из тупикового кризиса?
    Слава Аллаху, что есть еще силы, активно защищающие интересы татарского народа. Это -- эдипы-депутаты. Таких мало, но это уже надежная сила. Есть еще созерцающая мощь в Татарстане среди людей искусства и литературы. Они талантливы, но в общественной жизни пассивны, я не говорю, чтобы они с плакатами вышли на улицы, хотя это тоже не мешало бы, мне кажется, необходимо создать такое общество, что ли, состоящее из талантливых писателей, художников, музыкантов и деятелей театра, которые активно сотрудничало бы и с Конгрессом татар и с депутатским корпусом и, конечно, с Президентом республики. Почему бы градоначальникам, служителям архитектуры прежде чем сносить то или иное здание, не посоветоваться с историками, писателями, знающими историю данного дома стариками? А то создается впечатление хаоса в благоустроительстве городов. Бесследно исчезают национальные черты, ведь каждый дом в Старой и Новой Татарской Слобод связано с именами какого-нибудь деятеля татарского народа. Каких только там казусов не встретишь, откуда и как они находят совсем неподходящие названия улицам. «Жданов» превратился в «Эсперанто». Хрен редьки не слаще. С какой стати, название этого мертвого языка появилось в Казани? Улицы городов названы именами никакого отношения не имеющих к Татарстану личностей. Пора их сменить. У татарского народа множество исторических знаменитостей, у которых судьбы прямо связаны с городами Татарстана.
    Мне кажется, такое общество, такое объединение творческих сил необходимо для Татарстана. Это общество не будет оппозицией правительству и Президенту. Оно будет совещательным органом и помощником в национальных вопросах. И это общество должно иметь силу воздействия на вышестоящие органы управления. Это вроде совета старейшин на Кавказе и Средней Азии. Но туда должны быть включены ни только аксакалы без бород, основной силой в нем должна быть молодежь. Почему бы не организовать дни татарского искусства и литературы в диаспорах, где компактно проживает татарский народ? Почему бы не организовать выставки татарских художников, проживающих далеко от Татарстана? Почему бы не организовать научные, творческие экспедиции по татарским диаспорам для изучения условий жизни и фольклора и для выявления талантов и ставить вопрос об обучении в Казани таких талантливых детей из периферии? Периферией можно считать и Польшу, Финляндию, Венгрию, Румынию, Турцию, Болгарию, Прибалтику, Крым, Сибирь, и Среднюю Азию, Китай, где проживает множество татарского населения. Быть может, там пока еще мало Альбертов, Рафаэлов, Альфредов?
    Я должен оговориться, что здесь упомянул имя Альберта Рафаэловича Альфредова. В конце концов, принадлежность человека к данному народу решает не имя, а его деяния. Русский человек Александр Сергеевич Ключарев, прекрасно владевший фольклорной музыкой татар, стал выдающимся татарским композитором. Татарский народ будет гордиться его творчеством во веки веков. Аминь!
    Люди, по происхождению татары, с именами пророка Мухаммеда или же первого карачи Булата бека, могут так напакостить татарскому народу, за сто лет не соскребешь эту пакость, что любой нетатарин тебе покажется настоящим пророком!
    Кстати, так называемые «обрусевшие татары» ( я бы назвал их «русскоязычными татарами») значительная часть которых душой болеет за татарский народ; в том, что они не владеют татарским языком не их вина; они стремятся приблизиться к проблемам своего народа, изучают историю, пытаются выучить татарский язык. Но некоторые индивидуумы из кичливых татар своим грубым, бестактным отношением к ним, отталкивают их от общего дела. Отталкиваемые остаются меж двумя огнями, татары их называют «русскими», для русских они все-таки остаются «татарами». Собственно, крайние националы-татары делают грубейшую ошибку, отталкивая их от себя. Ведь они могли бы служить нам, общим нашим целям. Не воспринятый татарами русскоязычный татарин, если он умный, зажав обиду на своих сородичей, все равно будет стремиться к сближению со своим народом, в конце концов, татары его примут к себе. Иной, отвергнутый крайними националами русскоязычный татарин, уйдет в стан оппозиционеров и совершит больше вреда татарскому народу, чем нетатарин; как правило, такие становятся прислужниками шовинистов. Ни для кого не секрет, русскоязычные татары теперь составляют отдельную, значительную прослойку татарского общества, они образованы, интеллигентны - не считаться с ними, по крайней мере, не умно. Отталкивая стремящихся русскоязычных татар приблизиться к истокам своей нации, мы приобретаем лишнего недруга.
    Парадокс, но страдающие от шовинизма татары, порой сами становятся на позиции шовинистов в отношении некоторых слоев татарского общества. Можно услышать из уст чванливых казанских татар такую фразу:
    - Кряшены они – предатели татарского народа!
    Если кряшены -- предатели татарского народа, то как же они – кряшены -- сохранили татарский язык в его первозданным виде, без примеси арабско-персидских слов? Если кряшены предатели Ислама, то они сначала должны были быть мусульманами. Насильно крященных новокряшен почти нет. Настоящие татары-мусульмане ни за что не согласились креститься и бросив свое богатство на произвол грабителей, уходили в горы, в степь, в леса, далеко от Казани. Насильно крященые татары вскоре вернулись в Ислам, их порой называют возвращенцами (кире дњнгђннђр). Те, кто из-за привилегий согласились принять христианство, вскоре обрусели, забыв татарский язык и обычаи. Те татары, кто с легкостью принимал христианство, как правло, были из угро-финнских и других народов Поволжья, недавно принявшие мусульманство. Им не так болезненно было менять религию. Предки сегодняшних татаро-кряшен никогда не были в Исламе, будучи язычниками, они приняли христианство, минуя Ислам, и никогда не предавали Ислам, они остались при своей религии, ревностно сохраняя родной-татарский язык. Поэтому уговаривать или заставлять сегодняшних кряшен принять Ислам, дело бесперспективное, я бы даже сказал, вредоносное для всего татарского народа. Какой веры держится народ, решает он сам, вмешиваться в его религиозные дела, мягко говоря – было бы бестактностью со стороны татар-мусульман.
    Порой из уст крайних татарских националов можно услышать и такую фразу:
    - Мишаре – предали, они помогали Московским войскам разрушить город Казань!
    Во-первых, в составе войск бывшего хана Шах Гали, штурмовавшего Казанскую крепость, были ни только мишаре, там были и казанские татары-перебежчики, там были и татары-казаки из других татарских ханств, убежавшие на службу к русскому царю. Обвинение целой этнической группы татар-мишар в предательстве, ничем не обосновано.
    Не так давно, можно было услышать и такое суждение:
    - Крымские татары – предатели, гони их, бей их!
    Киев был сдан фашистам без единого выстрела, фактический все полицаи были украинского, русского, белорусского происхождения. Бендеровцы, вообще, сражались против Советской Армии. Но почему-то этих народов мы не называем предателями и не изгоняем из их исторической родины. Массового предательства среди крымских татар не было, это гнусная ложь органов НКВД и нечистоплотной советской пропаганды! Крымские татары ожесточенно сопротивлялись фашизму, начиная с дважды героя, легендарного летчика Ахмедхана Султана, кончая рядовым татарином.
    Вот такие провокационные воззвания официальной пропаганды и самих крайних татар под корень косят единство татарской нации.
    На страницах периодической печати уже годами идет изнурительная тяжба ученых, журналистов, не достойная людям высокого звания. Речь в таких публикациях идет нистолько о насущных проблемах нашей республики, сколько о мелких дрязгах меќду коллегами. Не обоснованные обвинения, некоторых деятелей искусства, порой переходящие границы журналистской этики, рузнузданно-зарвавшихся авторов ставят под удар демократические завоевания. Эти «отравленные стрелы», пущенные в отдельные личности, рекошетом попадают в высокое руководство, в том числе и в Президента Татарстана. Ведь скоро начнется предвыборная кампания. И таким элементам, видимо, выгодны обстановка недоверия и недоброжелательства в республике. Не пахнет ли от таких публикаций параноей Герострата?
    Паранойя неудачника, стремящегося к педъесталу популярности путем очернения выше себя стоящих личностей, это и есть комплекс Герострата, подпаливешего священый храм Артетмиды, для того чтобы обратить внимание к собственной особе. Симптомы комплекса Герострата часто появляется в статьях злопыхателей в адрес наших знаменитостей.
    Я хочу заключить свою публикацию высказыванием выдающегося татарского скульптора Баки ага Урманче:
    - Господа татары! Если вы хотите стать представителями единой нации, то перестаньте писать друг на друга кляузы, перестаньте подзуживать мишар, кряшен, башкир и чувашей друг против друга! Это будоражит ни только татар, но и всю Россию!


    Источник: Mirzayanov.com

  • Батулла:
  • Кияү
  • Татарский путь: права народа и политкорректность
  • Чингис–хан
  • Почему исчезают татары?
  • Надо показывать трагизм эпохи
  • Не пророчество, а явь...
  • Острее меча, тоньше волоска (Последние дни поэта)
  • Сююм-бике царица Казанская
  • White wolf


  • Кто есть кто: Рабит Батулла
  • Официальный сайт: Batulla.com




  • ← назад   ↑ наверх