• История -Публицистика -Психология -Религия -Тюркология -Фантастика -Поэзия -Юмор -Детям                 -Список авторов -Добавить книгу
  • Константин Пензев

    Хемингуэй. Эпиграфы для глав

    Мусульманские праздники

    Тайны татарского народа


  • Полный список авторов

  • Популярные авторы:
  • Абдулла Алиш
  • Абдрахман Абсалямов
  • Абрар Каримулин
  • Адель Кутуй
  • Амирхан Еники
  • Атилла Расих
  • Ахмет Дусайлы
  • Аяз Гилязов
  • Баки Урманче
  • Батулла
  • Вахит Имамов
  • Вахит Юныс
  • Габдулла Тукай
  • Галимжан Ибрагимов
  • Галимъян Гильманов
  • Гаяз Исхаки
  • Гумер Баширов
  • Гумер Тулумбай
  • Дердменд
  • Диас Валеев
  • Заки Зайнуллин
  • Заки Нури
  • Захид Махмуди
  • Захир Бигиев
  • Зульфат
  • Ибрагим Гази
  • Ибрагим Йосфи
  • Ибрагим Нуруллин
  • Ибрагим Салахов
  • Кави Нажми
  • Карим Тинчурин
  • Каюм Насыри
  • Кул Гали
  • Кул Шариф
  • Лев Гумилёв
  • Локман-Хаким Таналин
  • Лябиб Лерон
  • Магсум Хужин
  • Мажит Гафури
  • Марат Кабиров
  • Марс Шабаев
  • Миргазыян Юныс
  • Мирсай Амир
  • Мурад Аджи
  • Муса Джалиль
  • Мустай Карим
  • Мухаммат Магдиев
  • Наби Даули
  • Нажип Думави
  • Наки Исанбет
  • Ногмани
  • Нур Баян
  • Нурихан Фаттах
  • Нурулла Гариф
  • Олжас Сулейменов
  • Равиль Файзуллин
  • Разиль Валиев
  • Рамиль Гарифуллин
  • Рауль Мир-Хайдаров
  • Рафаэль Мустафин
  • Ренат Харис
  • Риза Бариев
  • Ризаэддин Фахретдин
  • Римзиль Валеев
  • Ринат Мухамадиев
  • Ркаил Зайдулла
  • Роберт Миннуллин
  • Рустем Кутуй
  • Сагит Сунчелей
  • Садри Джалал
  • Садри Максуди
  • Салих Баттал
  • Сибгат Хаким
  • Тухват Ченекай
  • Умми Камал
  • Файзерахман Хайбуллин
  • Фанис Яруллин
  • Фарит Яхин
  • Фатих Амирхан
  • Фатих Урманче
  • Фатых Хусни
  • Хабра Рахман
  • Хади Атласи
  • Хади Такташ
  • Хасан Сарьян
  • Хасан Туфан
  • Ходжа Насретдин
  • Шайхи Маннур
  • Шамиль Мингазов
  • Шамиль Усманов
  • Шариф Камал
  • Шаукат Галиев
  • Шихабетдин Марджани
  • Юсуф Баласагуни




  • Фәүзия Бәйрәмова

    Национальный характер татар


    Каждый народ имеет свой, выработанный на протяжении веков и воплощенный в образ жизни, национальный характер. Так например, южные народы отличаются повышенным темпераментом, северные, наоборот более медлительны и хладнокровны. На формирование национальной психологии народа влияет множество факторов - начиная с природных и жизненных условий обитания, кончая социально-политическими изменениями в жизни общества. Большую роль также играют религия, литература и искусство. Как и у любого другого народа, у татар тоже имеется свой национальный характер, сложенный стереотип поведения, отличающий его с исторических времен. С изменением эпохи и общей политической обстановки менялся и национальный характер татар, появлялись новые черты, влияющие на национальную жизнь. При сегодняшнем анализе национальной психологии татар можно отметить как новоприобретенные положительные характеристики, так и большие потери. Некоторые положительные черты татарского характера сегодня вытесняются новыми, зачастую отрицательными чертами.

     

    За рубежом изучением национальной психологии занимаются целые институты, видные ученые, философы. Разрабатываются долгосрочные проекты для сохранения и приумножения национального достояния и исторического наследия отдельно взятого народа. Так например, в Японии воспитание и развитие национального характера начинается уже с детства и продолжается до глубокой старости. В основе их национального воспитания лежит национальный патриотизм. В развитых европейских странах национальная психология тоже тщательно изучается, с помощью ученых-психологов каждый народ старается развивать свои положительные национальные качества и устранять отрицательные. К сожалению, Россия в этом плане отстает от развитых стран. Оценка национальной психологии здесь сводится к воспеванию качеств советского или «великого русского» народа. Хотя при серьезном анализе ситуации в области национальной психологии можно прийти в ужас. Но сегодня речь пойдет не об оценке русского национального характера, а о положении дел у татар. Какие именно видоизменения перетерпел татарский национальный характер на протяжении своей нелегкой истории?

     

    Как государствообразующий этнос, имевший когда-то свое, независимое государство и великую историю, татары хранят в душе генетическую память о славе былых лет. Генетическая память в свою очередь влияет на формирование национального характера. Отличительной особенностью татарского характера всегда была хозяйская доброта, великодушие и терпимость к другим народам. Но народы, живущие по соседству с татарами, всегда расценивали это как мягкость характера и начинали использовать благосклонность татар в своих корыстных целях. Даже среди самих татарских ученых сложилось мнение, что татары уже далеко не воинственный народ. Хотя это не так. На протяжении 445 лет, с момента захвата татарских земель, были очень кровопролитные моменты в истории татар, когда в освободительной борьбе за веру и независимость на полях сражений пали сотни тысяч татар. Психологическую травму, связанную с потерей государственности, с падением «из князя в грязь», татарский народ переживал очень тяжело и носил в своей душе на протяжении четырех с половиной веков. Ввиду безвыходности ситуации татары вынуждены был приспосабливаться к враждебной среде обитания, иначе выжить было бы невозможно. Столетиями продолжалась целенаправленная политика государства на уничтожение татар, чтобы любой ценой сломать, или на худой конец деформировать национальный дух татар. С полным истреблением татар ничего не вышло, но душу и характер ему здорово покалечили. Сегодня, на рубеже 21 века татарский национальный дух представляет собой глубоко травмированную, разнородную, не имеющую четкой ориентации, аморфную сущность.

    Кто же по духу татарский народ – раб или свободный хозяин? Ответ на этот вопрос поможет понять особенности татарского национального характера. Безусловно, пока экономически мы полностью повязаны с Россией. Но связаны ли мы с этим государством, с русским народом, с его порядками душой и духом – это еще вопрос.

     

    Если народ, с легкостью перенимает стереотип поведения, образ жизни, культуру, язык народа-колонизатора; если он, не задумываясь, идет на кровосмешение, разрушая тем самым свой национальный генофонд - то с духовной точки зрения такой народ можно считать порабощенным. Но если завоеванный народ, даже в условиях колониального гнета сохраняет свой язык, культуру и религию; если он не перенимает отрицательные черты народа-завоевателя; не идет на смешанные браки; и даже при самых сложных обстоятельствах продолжает оставаться самим собой, а именно мусульман-татарином – то такой народ свободен и силен духом. Он является хозяином своей судьбы. В этом плане татарский народ разделен на две части. Татар, живущих за пределами Татарстана, можно причислить к первой категории, т.е. впавшим в духовное рабство. Но среди татар, проживающих в регионе Идель-Урал, очень много истинных борцов за свободу, за сохранение языка и религии. Эти татары свободны и независимы, они не поддаются чужому влиянию ни со стороны государства, ни со стороны отдельно взятого народа. У них стойкий иммунитет. Именно этот независимый дух и другие положительные качества мы должны культивировать в татарском народе, чтобы воспитать поколение, способное бороться за независимость, за свой язык и веру. В то же время мы должны помочь татарскому народу очиститься от чужеродных, негативных элементов в его характере, противоречащих его мусульманской природе.

     

    Татарский национальный характер: положительные и отрицательные черты.

     

    С исторических времен татары имели свои отличительные черты характера, выделявшие их от представителей других национальностей. В основном это были положительные черты. О татарах говорили как о чистоплотном, трудолюбивом, народе, готовым всегда прийти на выручку. К этому также добавлялись стремление к знаниям, терпение, честность, и щедрость. У татар-мишарей выделялись такие качества как смелость и предприимчивость. Татары относились терпимо к другим народам - в жизнь чужих не вмешивались, но и в свою жизнь посторонних не впускали. Татары не предавали огласке свои внутренние проблемы, сор из избы не выносили, уповая только на помощь Аллаха и собственные силы в решении жизненноважных проблем.

     

    Безусловно, в становлении этих положительных качеств татарского национального характера большую роль сыграл ислам. На протяжении веков татары, жившие только по предписанию Корана и сунны, преклонялись только перед Аллахом и строили свои социальные отношение исключительно по законам шариата. В обществе была четко обозначена роль семьи, а в семье положение родителей, представителей старшего поколения, детей. Отношения между родственниками, соседями, другими членами общества, а также раздел имущества, наследства и решение социальных проблем производился по канонам ислама. Все, что запрещалось исламом, считалось недопустимым. Поэтому, такие пороки, как воровство, пьянство, распутство, серьезные преступления, среди татар не имели место.

     

    С момента отхода от предписаний ислама, начавшийся сто лет тому назад, татары все чаще стали подвергаться влиянию извне, что постепенно ослабило их иммунитет. Оказавшись один на один с привлекательной на первый взгляд, но чужой русской цивилизацией, татары испытали культурный шок, оставивший глубокий след на их национальной психике. Вещи, запрещенные столетиями, в одночасье стали нормой поведения. Народ постепенно начал утрачивать чувство стыдливости, татарские женщины обнажились, мужчины стали коррумпированными, в жизнь татарского общества проникли блуд и пьянство. Советский строй, основанный на поклонении лже-идеологиям и атеизму, внес в жизнь татар еще более тяжкие пороки такие, как безбожие, лживость, несправедливость. Отношение между людьми стал устанавливать не Бог а сами люди, зачастую грешники. В результате, мы сегодня живем в несовершенном, несправедливом, коррумпированном обществе, разделенном на богачей-миллиардеров и нищих, где уровень преступности достиг небывалых размеров, где разврат, жестокость, коррупция стали нормой поведения.

     

    В результате, сегодня мы имеем народ с изрядно испорченным национальным характером, не имеющим твердых принципов (кыйбла), и не имеющим представления, чего он хочет от жизни как нация. Каждый индивид варится в своем котле, многие лезут наверх, к лучшей жизни по головам других, не брезгуя ничем. Социальная зависть, закулисные склоки, интриги и озлобленность стали почти национальной идеологией. Ко всему этому можно добавить повальное двуличие в иерархии социальных отношений – перед вышестоящими трепещут и лебезят, а нижестоящих можно унижать и ни во что ни ставить. Но самое плачевное это то, что народ начал проявлять симптомы равнодушия к своей судьбе, к родному языку – своих детей он не отдает в татарские школы, книг на татарском не читает, на татарские газеты-журналы не подписывается. Религия также не смогла глубоко проникнуть в общество и изменить образ жизни татар. По всей татарской земле понастроены вино-водочные заводы, свинофермы, с татарской сцены и телевидения идет пропаганда распущенности нравов. К сожалению, для большинства татар не нужны ни национальная независимость, ни демократические свободы - многие уже давно переженились с русскими по всей России, и менять свой образ жизни не собираются.

     

    Конечно, татарский народ с таким великим прошлым, славной историей, перенесший огромные потери и трагедии, не должен бесследно сгинуть с лица земли. Иншаллах, он не исчезнет, потому что, конечную судьбу народа все-таки решает Аллах. В Коране говорится: «Аллах не изменит участь народа к лучшему, пока он сам не изменится к лучшему.» (Сура «Энфал», 53 Аят). То есть, если татарский народ, поняв свои ошибки, раскается и попросит у Аллаха прощения за свершенные грехи, начнет жить по предписаниям Аллаха, то у него есть все шансы на счастливое будущее и возвращение независимости. Но и в этом случае нации понадобится помощь татарских ученых, интеллигенции, религиозных деятелей, национальных лидеров. Потому что невозможно без серьезных духовных усилий изменить свою жизнь к лучшему. Духовная работа над собой влечет за собой изменения в характере, возвращение национальной психологии в русло строгой морали, возрождение утраченных ценностей и положительных свойств национального характера. Если мы, подобно нейрохирургам, не научимся работать с этой тонкой, чувствительной материей, нация окончательно привыкнет к бесшабашной, греховной жизни, и уже никогда не сможет выбраться из болота деградации. Да спасет нас Аллах от такой участи! Поэтому, основной задачей национальных и религиозных организаций должна быть работа над улучшением и усовершенствованием национального характера татар. С дурным, бесхарактерным, народом невозможно построить счастливое будущее, а тем более занять место в раю.

     

     

     

    Как улучшить национальный характер

     

    Татарский народ очень чувствителен к несправедливости, он быстро улавливает фальшь и лицемерие. Он любит подражать хорошему примеру, и тянется к прекрасному. Однако при необходимости и безвыходности ситуации татарин может принять и не совсем выгодные правила игры. Многие принимают это за хитрость татар, но зачастую это не так. Татары просто умеют приспосабливаться, когда нет смысла идти против течения. Например, на выборах зачастую татары голосуют за тех, на кого укажет начальство, но это не означает раболепие и отсутствие гражданской позиции, а просто невозможность что-что изменить в данной ситуации. История не раз доказывала, что в тоталитарном обществе нет смысла идти поперек властей. Хотя такое безропотное подчинение может привести к полной политической апатии и безразличию к судьбе нации, что мы сегодня и наблюдаем. Дело в том что, чем больше народ голосует по указке властей, тем больше его начинают воспринимать как послушное стадо баранов, которым легко можно манипулировать. К сожалению, в мире у татар начал складываться именно такой имидж. Как сохранить национальное лицо в таких неблагоприятных условиях, как защитить свои национальные интересы?

     

    У нации, проживающей в условиях рабства, должно быть и послушное большинство, и борющееся меньшинство. Национальные лидеры, борцы за независимость при любых условиях должны защищать только интересы народа, а не властей. Национальные лидеры должны служить эталоном справедливости и высокой морали. Они должны ставить четкие, правильные цели перед народом и вести его к ним. Как уже было сказано - татарский народ охотно подражает хорошему примеру. Если национальные лидеры будут твердо стоять в вопросах национальной независимости, и правозащиты, то народ рано или поздно пойдет за ними, поверит в свои силы и постепенно начнет избавляться от рабского менталитета. Но на данный момент татарский народ не видит перед собой ни высоких целей, ни великих национальных лидеров, способных поднять и вести народ до победного конца, защитить их в нужный момент от произвола властей. Поэтому, народ живет себе потихоньку, по-своему. Из всего этого видно, что прежде чем пытаться изменить народ, национальным лидерам самим надо поработать над собой!

     

    Народу нужно беспрестанно напоминать о его героическом прошлом, национальных героях и их подвигах. Если бы татарский народ знал свою подлинную историю и то, что от него скрывается официальной исторической наукой, он навсегда отвернулся бы от России. Если бы он знал, через какие пытки прошли его предки при насильственном крещении, заточенные, замученные в монастырях, закабаленные цепями, он увидел бы истинное лицо своего поработителя! Для того чтобы изменить рабскую психологию народа, нужно, прежде всего, повысить уровень его национального самосознания, надо напомнить ему о его национальной самоидентичности. А это невозможно без правильного толкования истории, без полного раскрытия ее трагических моментов. Значит наши литература, искусство, пресса должны работать только в этом направлении - служить повышению национального самосознания татар. Все это нужно не для того, чтобы разжечь межнациональную рознь, как боятся многие, а для того, чтобы татарский народ наконец-то занял свое достойное место в истории. Необходимо, чтобы российская империя, русский народ, православная церковь раскаялись и извинились перед татарским народом за гнет и репрессии, продолжавшиеся на протяжении четырех веков. Без раскаяния за содеянные злодеяния русским не будет счастья.

     

    Чтобы нация избавилась от рабского менталитета, в нем надо разбудить чувство гордости и собственного достоинства. Все это напрямую связано с историей. Во время празднования тысячелетия Казани народ начал было испытывать эти чувства, но они быстро затухли. Потому что этот праздник был организован не для татарского народа, а для отчетности перед московскими властями. Было сделано все, чтобы избежать «татарского» элемента на этом громком историческом праздновании. А как нагло вели себя карательные органы во время празднования тысячелетия; именно в эти дни были посажены в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям множество татарских мусульманских ребят. Все это быстро притупило настроение праздника и чувство национальной гордости.

     

    Для «успешного» проведения торжеств, опять были отданы в жертву множество невинных татар. Это было условием российской империи – для того, чтобы не дать проснуться чувству национальной гордости у татар, нужно было найти среди них преступников. И их без труда «нашли». Этот метод работал безотказно на протяжении веков. Завоеватели никогда, ни при каких условиях не позволят, чтобы завоеванный народ вспомнил о своем былом величии, воспрянул духом, и не дай бог, заикнулся о независимости. Поэтому, ведется целенаправленная политика на «заглушение» национальных чувств, способных привести к освободительной борьбе. Зная все эти старо-имперские трюки, нам надо быть начеку, и вести разъяснительную работу в народе, говорить правду о положении вещей. Вот тогда народ нам поверит, пойдет за нами, иншаллах!

     

    Конечно, национальный характер, формированный веками, нельзя изменить в одночасье. Над этим придется работать еще несколько столетий. Мы же в свою очередь, должны выполнить работу, выпавшую на нашу долю – быть примером для нации, правильно уметь оценивать характер и вектор развития народа, а главное, неустанно работать по усовершенствованию национального характера. Нужно проводить научно-популярные конференции, круглые столы при поддержке национальных и религиозных организаций; на татарском телевидении нужно начать цикл передач, посвященный национальному характеру; в татарской прессе начать обширную дискуссию на эту тему. Конечно, результат всей этой деятельности можно будет увидеть не сразу. Но даже если из татарского национального характера исчезнет хоть одно плохое качество, а его место займут утраченные, положительные качества, те достоинства, что носили в себе наши великие предки – у нас появится надежа на светлое будущее. Я твердо верю во внутренний потенциал татарского народа, в его духовные силы. Я верю, что он вырвется из убожества и сделаю все, что в моих силах, чтобы помочь ему в этом, иншаллах!



    Источник: Mirzayanov.com
  • Фәүзия Бәйрәмова:
  • Татарская Караболка – 50 лет в объятиях смерти
  • Татар Караболагы - 50 ел үлем кочагында
  • Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар
  • Национальный характер татар




  • ← назад   ↑ наверх